Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены продолжили колебаться в диапазоне 117-121 долл./т. Давление на индексы оказывает падение спроса, рост запасов на складах ARA и значительное увеличение генерации ВИЭ. В Германии объем ветрогенерации подскочил на 49% до 22.7 ГВт, генерация на каменном угле сократилась на 22% до 1.71 ГВт, при этом цены на электроэнергию на спотовом рынке упали на 25% (до 45.5 евро/МВт).
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 303 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 03.04.2024 г.) на фоне снижения поставок норвежского газа. Запасы угля на складах ARA увеличились на 7% до 6.4 млн т. (+0.41 млн т. к 03.04.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 закрепился выше уровня 100 долл./т., достигнув к концу недели 110 долл./т., на фоне сохраняющихся высоких цен в Европе. Кроме того, со стороны индийских потребителей наблюдается увеличение активности в связи с такими факторами, как сокращение запасов на электростанциях впервые за последние 5-6 месяцев
(-0.9 млн т. или -1% к 03.04.2024 г.), а также нарушение логистических цепочек поставок угля из США в результате обрушения моста в Балтиморе, где возобновление отгрузок ожидается не ранее середины-конца мая. Энергетическое управление США понизило прогноз экспорта угля из страны на апрель на 33% до 5.5 млн т. При этом восстановление объема поставок ожидается только к концу лета или началу осени.
В результате схода с рельсов 4 локомотивов и 6 вагонов с углем 2 апреля были перекрыты три ж/д ветки в направлении порта Richards Bay. 4 апреля была вновь открыта ветка 1, ветки 2 и 3 были открыты вечером 5 апреля. В связи с инцидентом начато расследование, однако Transnet пока не раскрывает причину происшествия. Это уже второй сход вагонов с начала
2024 г., что напоминает участникам рынка об уязвимости инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 2 долл./т. до 115 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжается нисходящий тренд в связи с ослаблением спроса, а также увеличением запасов на складах потребителей и производителей. Компания Shenhua вновь понизила цены, предоставляя крупным потребителям дисконт, оказывая давление на котировки. Среди участников рынка распространяется негативное настроение из-за ожидаемого роста температуры и увеличения генерации ВИЭ. Кроме того, некоторые ж/д сети в КНР понизили тарифы на перевозку в апреле на 15-30%, что позволило поставщикам понизить свои цены на сопоставимую величину с целью увеличения продаж.
Две провинции объявили о планах нарастить добычу по итогам 2024 г. Inner Mongolia планирует увеличить показатель на 9 млн т. до 1.22 млрд т., Shaanxi – на 20 млн т. до 780 млн т. При этом ранее провинция Shanxi, крупнейшая по добыче угля в КНР, объявила о планах сокращения на 50-70 млн т. до 1.3 млрд т. по сравнению к 2023 г., что обусловлено перепроизводством и участившимися проверками техники безопасности. В январе-феврале производство в Shanxi снизилось на 35 млн т. или на 18% к январю-февралю 2023 г. Однако компании не понизили свои цели по выручке, в связи с чем они могут нарастить добычу на фоне падения внутренних цен.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.1 млн т. до 13.3 млн т., потребление упало с 733 тыс. т./сутки до 728 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 23 млн т. (-0.7 млн т. к 03.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 91 долл./т. из-за падения внутренних цен в КНР. При этом активность в Индонезии замедлилась в связи с празднованием окончание Рамадана. Спрос со стороны китайских покупателей был невысоким в связи с выходными днями в стране по случаю праздника Цинмин (День почитания предков) с 4 по 6 апреля.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 остается на уровне 125 долл./т., испытывая давление со стороны снижающихся внутренних цен в КНР и ограниченного спроса в других странах АТР, обусловленного межсезоньем.
Тайваньская энергетическая компания Taipower планирует на следующей неделе вновь запустить угольные электростанции, остановленные 3 апреля в связи с землетрясением. Большое количество подземных толчков, последовавших за землетрясением, не позволило более оперативно перезапустить энергоинфраструктуру, включая угольную электростанцию Heping мощностью 1.3 ГВт.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC остаются в нисходящем тренде ниже 225 долл./т. в связи с высоким предложением и ограниченным спросом из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Давление на цены также оказало очередное понижение цен на кокс в Китае. Отмечается, что продавцы предлагают австралийский материал с привязкой к индексу, тогда как покупатели настаивают на фиксированной цене с целью хеджирования против потенциального разворота котировок вверх.
Ставка перевалки в Тамани снизилась, но остается высокой, а экспорт – нерентабельным
Угольный терминал ОТЭКО в Тамани понизил тарифы на перевалку угля на 2 квартал 2024 г. с 32–38 долл./т. до 18-19 долл./т. Однако рентабельность поставок FOB из Кузбасса остается отрицательной, в связи с чем спад экспорта угля продолжится и мощности инфраструктуры будут оставаться незагруженными. Потери в погрузке в адрес Тамани в январе-апреле 2024 г. могут составить 7.6 млн т. (-82% к январю-апрелю 2023 г.).
Учитывая, что котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако предложенная ОТЭКО ставка превышает его на $2/т, а ж/д тариф – почти на
11 долл./т. Кроме того, с 1 марта 2024 г. в расходы угольщиков добавилась экспортная пошлина. С учетом этих факторов, приемлемый уровень ставок, по некоторым оценкам, составляет 12–15 долл./т.
28 марта правительство РФ подвергло ОТЭКО критике в связи с завышенными ставками. ФАС нашла в действиях ОТЭКО признаки установления необоснованных тарифов на услугу по перевалке угля, и компании было предписано разработать и утвердить в течение месяца коммерческую политику, которая должна определять порядок расчета тарифа на экономически обоснованном уровне с учетом среднеотраслевой рентабельности и объема перевалки на уровне 2023 г.
Заявки на перевозку в адрес терминала составляют чуть более 1% от объема, который отгружался в прошлом году (порядка 2.5 млн т. в месяц). Недозагрузка данного направления в связи с невозможностью экспорта угля через Тамань за первый квартал привела к потере угольщиками около 52 млрд руб.
Из-за высокой стоимости перевалки в феврале—марте угольные компании перестали отправлять грузы через терминал ОТЭКО в Тамани. Совокупные отгрузки угля в адрес южных портов по итогам 1 квартала 2024 г. составили 2.9 млн т. (-4.9 млн т. или -63% к январю-марту 2023 г.). При этом материал в объеме 4.9 млн т. является потерянным для экспортного рынка, так как его невозможно перераспределить на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы).
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Колмар сталкивается со сложностями при вывозе угля
Компания Колмар столкнулось с трудностями при отправке угля из-за перегруженности ж/д инфраструктуры в Якутии и на Восточном полигоне. Cитуация усугубляется проводящимися ремонтными работами на путях РЖД по направлению терминалов Ванино.
В связи с этим компания стремится определить альтернативные логистические пути для экспорта через другие морские дальневосточные порты. Также планируется создание план-графика грузоперевозок, к разработке которого привлекут РЖД, дальневосточные морские порты и правительство Якутии.
В 2023 г. компания сократила производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.). В связи с ограниченной провозной способность инфраструктуры и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке угля добыча Колмар планы компании, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения.
Coal center analytics (CCA)
В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.
Нефть
В прошлом месяце правительство РФ скорректировало требования к потенциальному покупателю доли в шельфовом нефтегазовом проекте «Сахалин-2»[1]. Согласно ним, претендент должен обладать опытом международной торговли сжиженным природным газом, тогда как прежде такое условие не было предусмотрено. Кроме того, претендент должен иметь действующие договоры поставки СПГ со сроком действия более пяти лет. Также от покупателя, помимо опыта эксплуатации завода по производству СПГ с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарно накопленного объема производства около 40 млн тонн, требуется иметь опыт продаж подобных объемов. Из документа исключено требование о наличии действующих договоров фрахтования судов-газовозов с общим объемом грузовместимости более 4 млн куб. м.
Еще в апреле прошлого года правительство разрешило ПАО «НОВАТЭК» приобрести долю в 27,5% в операторе проекта – ООО «Сахалинская энергия». Ранее она принадлежала британско-нидерландской Shell. На сегодняшний день сделка все еще не закрыта. При этом «НОВАТЭК» соответствует установленным правительством критериям для потенциального покупателя. Исключение требования по судам-газовозам связано с проблемами, которые «НОВАТЭК» испытывает в настоящее время в вопросе поставок танкеров ледового класса[2]. ООО «Сахалинская энергия» тем временем сократило производство СПГ с 11,5 млн тонн в 2022 г. до 10 млн тонн в 2023 г. Суточная производительность завода по производству СПГ в рамках проекта составляет около 32 тыс. тонн.
В этих условиях «Сахалинская энергия» рассчитывает реализовать СПГ на китайском рынке. Китайским покупателям предлагается заключить контракт на 12 партий СПГ в год (около 1 млн тонн) на срок 3-5 лет (начиная с августа текущего года). Объявлен соответствующий тендер. Цена будет привязана к цене на нефть Brent, и при ее стоимости в 83 доллара за баррель может составить 356 долларов за 1 тыс. куб. м.
В целом в 2023 г. «Сахалин-2» экспортировал 10,2 млн тонн СПГ, включая почти 6 млн тонн в Японию, 2,58 млн тонн в Китай, 1,65 млн тонн в Республику Корея. При этом до 90% партий реализуются по долгосрочным контрактам. Японские предприятия, прежде выступавшие основными покупателями СПГ с сахалинского проекта, не были приглашены для участия в объявленном новом тендере.
Кроме того, у Shell, несмотря на выход из проекта, сохраняется offtake-контракт на получение до 1 млн тонн СПГ в год с «Сахалина-2» до 2028 г. После фактического прекращения участия Shell в проекте данный объем продавался на спотовом рынке. Намерение «Сахалинской энергии» законтрактовать сопоставимый объем газа с покупателями в КНР (на долгосрочной основе) может быть следствием снижения спотовых цен на газ.
Следует отметить, что в феврале Госдумой в третьем чтении был принят, а Советом Федерации одобрен законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ и выводящий ряд компаний из-под повышенного НДПИ на газ[3]. В том числе от повышенного НДПИ освобождены объемы газа, которые будут получены Россией в рамках проекта «Сахалин-2» в счет роялти для реализации его потребителям.
Индия продолжает снижать закупки российской нефти, добываемой на востоке страны. Потенциальным покупателем данных объемов может стать Китай. Отгрузки нефти Sokol (премиальная марка, «Сахалин-1») в Индию прекратились в конце прошлого года на фоне разногласий сторон по поводу условий контракта с государственной индийской компанией Indian Oil. Часть нефти проекта «Сахалин-1», изначально предназначавшаяся для поставки в Индию, в феврале была перенаправлена в КНР. Танкеры Viktor Titov и Viktor Konetsky доставили партии нефти в китайские порты провинции Шаньдун и порт Тяньцзинь.
Китай приобрел два груза Sokol со скидкой по отношению к нефти сорта Brent в 1 доллар за баррель. Прежде Sokol торговался на азиатском рынке с премией к Brent. Цены на Sokol в Де-Кастри (Хабаровский край) тогда могли находиться на уровне 65-68 долларов за баррель (выше ценового потолка, но дешевле сорта ВСТО). Всего в КНР было поставлено пять партий нефти Sokol, что стало наиболее высоким показателем экспорта данного сорта в Китай с марта 2021 г.
Часть поставок все же была направлена в Индию. Танкер Jaguar разгрузился в индийском порту Вадинар, груз предназначался для НПЗ Nayara Energy, наиболее крупным акционером которого является «Роснефть». Танкер Seagull направлен в порт Мумбаи для поставки на завод BPCL (Bharat Petroleum). Танкер Rani проследовал в направлении Вишакхапатнама, где расположен НПЗ дочерней структуры ONGC (акционер «Сахалина-1», имеет 20%). Индия также снижает закупки нефти сорта ВСТО (также премиальный), в то время как его поставки китайским покупателям в данном случае могут увеличиться.
При этом приостановка поставок нефти Sokol компенсировалась увеличением прокачки по нефтепроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий океан») в КНР. Еженедельный объем поставок составил 3,5 млн баррелей в сутки (рост на 365 тыс. баррелей в сутки).
В макрорегионе действуют угольные проекты, увеличивающие объемы добычи. При этом для экспортных поставок существуют инфраструктурные ограничения. В феврале президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в соглашениях «РЖД» с регионами, получают право на проезд на восток прежде, чем большинство других грузов.
Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались. По предварительным данным, квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн, на Хакасию – 6,1 млн тонн, а на Туву – 0,4 млн тонн. Тем не менее вывоз по квотам из Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В текущем году квота увеличена на 6%. Так, из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
Несмотря на то, что азиатские рынки сбыта в настоящее время не являются убыточными, отмечается снижение стоимости угля при экспорте через порты Дальнего Востока – на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. и примерно на треть по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. Ожидается дальнейшее уменьшение цен из-за сокращения спроса и введения в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае. Кроме того, с 1 марта правительство РФ вновь ввело курсовые экспортные пошлины на вывоз угля – от 4% до 7% в зависимости от курса (нулевая при курсе менее 80 рублей за доллар). Мера будет действовать до 28 февраля 2025 г.[4] Минфин в феврале также предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 рублей на тонну[5].
Рост угледобычи продолжает фиксироваться на Чукотке. В январе текущего года добыча угля в регионе выросла на 9% по сравнению с январем 2023 г., составив 124 тыс. тонн. Добычу каменного угля осуществляет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). За отчетный период на месторождении Фандюшкинское поле недропользователь получил 120,6 тыс. тонн. Результат ОАО «Шахта Угольная» составил 3,4 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении.
В Амурской области ООО «УК «Эльга» планирует в 2028 г. запустить обогатительный комплекс на Огоджинском угольном месторождении (Селемджинский район)[6]. Производительность комплекса должна составить 32 млн тонн угля в год. Намечено начало строительства первой фабрики производительностью 2 млн тонн, ее ввод в эксплуатацию должен состояться в 2025 г. До 2028 г. в состав комплекса войдут еще шесть обогатительных фабрик (производительность каждой – 5 млн тонн угля в год).
В рамках проекта продолжается строительство железной дороги от Огоджинского месторождения до станции Февральск на БАМе. Протяженность первой очереди должна составить 72 км, к настоящему времени проложено 27,6 км железнодорожного полотна. Окончание работ намечено на сентябрь 2024 г., пусконаладочные работы предполагается начать в конце 2024 г.[7]
В 2023 г. на Огоджинском месторождении было добыто 1,4 млн тонн угля, что в три раза превысило результат 2022 г. Суммарные запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. Перевалку угля месторождения планировалось проводить в порту Вера[8] в Приморском крае (мыс Открытый, в 130 км от Владивостока). Но структуры А.Авдоляна намерены продать данный портовый актив.
Тем временем на Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) в феврале начало испытания магистрального угольного конвейера, соединяющего Солнцевский угольный разрез (Углегорский район) и морской порт Шахтерск. Весной текущего года планируется завершить пусконаладочные работы всего конвейера. Его протяженность составляет 23 км, с помощью него предполагается снизить негативное воздействие на экологию и нагрузку на автодорожную сеть при перевозке угля в порт.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi получили в «Сахалинской энергии» доли в 12,5% и 10% соответственно.
[2] В текущем году «НОВАТЭК» может получить от одного до трех танкеров класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Еще часть танкеров не может быть поставлена из-за санкций. Танкеры с судоверфи «Звезда» в текущем году поставлены не будут.
[3] Повышение налога введено с 1 января 2024 г. в целях изъятия в бюджет дополнительных доходов, полученных газодобывающими компаниями от индексации тарифов на газ. Формула расчета учитывает совокупный объем реализации газа в месяце, предшествующем налоговому периоду, на территории конкретного субъекта РФ (за исключением определенных категорий организаций и населения). Первоначально действие закона не распространялось только на газ, поставляемый населению, котельным и ТЭЦ, а также на предприятия, которые ведут переработку попутного нефтяного газа.
[4] Ранее курсовая экспортная пошлина на уголь вводилась с 1 октября 2023 г., в конце декабря 2023 г. уголь был освобожден от нее.
[5] Для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины.
[6] ООО «Огоджинская угольная компания».
[7] Строительство ведет новосибирская компания ООО «ТехВэб» А.Будникова.
[8] Мощность перевалки – 9 млн тонн, в 2023 г. было перевалено 7,3 млн тонн.
Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.
Энергоносители – основа грузопотока
В 2024 году вопрос конкуренции за железную дорогу встал особенно остро в портовой отрасли. Доля дальневосточных портов в общем объеме перевалки грузов в 2023 году составила 26,4%, следует из данных ВМТП (Владивостокский морской торговый порт). Только в первом полугодии в дальневосточном бассейне переработано 119,1 млн тонн – на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основу дальневосточного морского грузопотока традиционно составляет экспортное направление. В первом полугодии 2023 года его доля оценивалась в 85 %. При этом основная часть грузооборота формируется за счет перевалки энергоносителей: угля, нефти, сжиженного газа, которые в 2023 году обеспечивали 79,7% общего объема перевалки по всем направлениям.
Именно черное золото стало камнем преткновения для дальневосточных стивидоров. Так или иначе, уголь переваливают во всех приморских портах – это доминирующая грузовая база стивидорных компаний Дальнего Востока. Однако после 2022 года нагрузка на железную дорогу значительно выросла, и из-за инфраструктурных ограничений грузы не всегда доходят по адресу вовремя. В результате возникают заторы, а компании несут серьезные издержки.
В конце 2023 года совладелец порта «Восточный» Андрей Бокарев обратился к президенту с инициативой – отдать приоритет в перевозках угля специализированным портам над универсальными при распределении пропускной способности Восточного полигона железных дорог.
Он указывал, что сегодня через морские гавани ДФО проходит в два раза больше угля, чем в 2012 году, однако «Восточный» загружен менее, чем на 50 %, несмотря на миллиардные инвестиции в инфраструктуру и высокую пропускную способность. Бокарев подчеркивал, что меньше 50% угля в Дальневосточном бассейне приходится на спецтерминалы, которые, по его оценке, могут быстрее, технологичнее и безопаснее для экологии переваливать этот груз. Следовательно, утверждал совладелец «Восточного», будет справедливо отдать приоритет в перевозках профильным стивидорам, то есть тем, которые специализируются на перевалке угля.
Инициативу поддержал вице-премьер РФ Андрей Белоусов, в декабре 2023 года обратившийся с ней к президенту.
И здесь универсальные порты встали на защиту своих интересов. В том числе вопрос был поднят в Законодательном Собрании Приморского края. Участники рынка, которые не являются интересантами предложения Бокарева, выдвинули свое предложение – вернуть инициативу АО «Восточный порт» на детальную проработку с участием всех, и профильных и непрофильных стивидоров Дальнего Востока и просят депутатов и губернатора Приморского края поддержать их позицию.
«Мы выступаем против дискриминации на железной дороге, тем более, что не один только Восточный порт инвестирует в инфраструктуру и безопасную перевалку. Учитывая, что уголь – доминирующая грузовая база на Дальнем Востоке, речь идет о рабочих местах и налоговых поступлениях в бюджет Приморского края. Нельзя ломать устоявшийся порядок», – комментирует источник в ВМТП.
Не потерять в грузообороте
Заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», кандидат технических наук, доцент Евгений Новосельцев отмечает, что на стивидорном рынке ДФО конкурируют такие игроки, как Восточная стивидорная компания, Владивостокский морской рыбный порт, Пасифик Лоджистик, Владивостокский морской порт Первомайский. При этом, например, «Восточный порт», «Торговый порт Посьет», «Вера», «Суходол» — специализированные угольные терминалы. ВМТП, рыбный порт — универсальные, но и для них уголь представляет большую важность.
Так, общий грузооборот «Владивостокского рыбного порта» в 2022 году составил 5 038 тыс. тонн грузов, на 200 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. Из них 259 тыс. тонн — это рыбопродукция, 104 тыс тонны — металлолом, 3 330 тыс. – контейнеры и 1 063 тыс. тонн — уголь навалом. Такие данные содержатся в последнем годовом отчете компании. Там же говорится о вложениях в инфраструктуру, должную обеспечить защиту от угольной пыли, учитывая, что предприятие расположено в черте города: ветропылезащитный экран, установки пылеподавления и другое оборудование. Естественно, что «Владивостокский рыбный порт» не хочет терять в грузообороте.
«И вместе с тем самые масштабные проекты в Приморье — это специализированные порты, такие как морской порт "Суходол" в Шкотовском районе, созданный с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Перевалка в специализированных портах, как правило, обходится дешевле на тонну. Порт с собственной железнодорожной инфраструктурой, вагоноопрокидывателями может осуществлять ее оперативнее и технологичнее, чем универсальный», – говорит Евгений Новосельцев.
Экономист Александр Латкин поднимает вопрос экологии. По мнению эксперта, перевалка угля должна происходить только закрытым способом и желательно за чертой города.
Из неочевидного
Со своей стороны, так называемые непрофильные стивидоры выдвигают встречные аргументы.
«Высокая скорость выгрузки угля в специализированных портах традиционно компенсируется в универсальных портах наличием большого парка грейферных кранов и кранов-манипуляторов. Так, по устоявшейся практике пять-шесть мобильных кранов-манипуляторов по производительности сопоставимы с одним вагоноопрокидывателем», — следует из обращения отраслевиков к губернатору Приморского края (есть в распоряжении агентства).
Кроме того, в обращении говорится, что «в настоящее время АО «Восточный порт» при перерабатывающей способности в 1 459 вагонов в сутки обеспечивает объем выгрузки в размере 949 вагонов в сутки. При этом отгрузка угля в адрес АО «Восточный порт» на сегодня составляет 974 вагона в сутки. Количество на Дальневосточной железной дороге вагонов с углем в адрес АО «Восточный порт» достигла 6 556 вагонов, что уже негативно сказывается на продвижении других составов в границах железной дороги. Только на станциях Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 27 груженых поездов в адрес АО «Восточный порт»».
Авторы обращения считают, что если отдать приоритет профильному стивидору, то поездопоток еще больше сгустится в точечном направлении, и от этого не выиграет никто.
Вместо приоритизации стивидорные компании полагают целесообразным ОАО «РЖД» уделить внимание развитию тяги, припортовых станций и реконструкции «узких мест» на железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Это, по их оценке, позволит обеспечить бесперебойную доставку грузов до морских портов в рамках договоренностей между морскими портами и ОАО «РЖД».
Интересно, что по данному поводу уже обозначила свою позицию антимонопольная служба. ФАС сообщила, что поддерживает приоритизацию профильных специализированных портов. Вместе с тем, законодательно само понятие «специализированный порт» не закреплено.
«Считаем целесообразным проработать вопрос закрепления понятия "специализированный порт" в нормативно правовых актах для возможности учета данного фактора», — уведомил антимонопольный орган.
Общая проблема
Так или иначе, проблема пропускной способности железной дороги сегодня коснулась всех грузоотправителей, от рыбопромышленников до аграриев. Грузы простаивают в тупиках, поскольку пропускных мощностей РЖД на них не хватает.
По мнению главы НО «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья» Георгия Мартынова (организация представляет ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Диомидовский рыбный порт, АО «Далькомхолод»), решению проблемы будут способствовать дотации перевозок рыбной продукции автомобильным транспортом. Сегодня это обходится слишком дорого, что мешает сделать автотранспорт полноценной альтернативой ЖД-перевозкам.
«Развитие портовой отрасли — это перспективное направление в ДФО. Но, к сожалению, строительством новых портов не решить проблемы вывоза или завоза груза. Здесь требуется инфраструктура, в первую очередь, железнодорожная, способная принять грузопоток, который, прежде всего, идет из Центральной России, средней полосы. Мы видим, что правительство предпринимает определенные шаги в этом направлении, но на наш взгляд, они недостаточны», — говорит Георгий Мартынов.
Второй этап строительства Восточного полигона должен быть завершен в 2024 году. Реализация третьего этапа предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн к 2030 году, а полноценный III этап – это не менее 255 млн тонн к 2032 году.
«Но здесь, на местах, мы пока не видим, чтобы железнодорожная инфраструктура расширялась. Взять рыбные порты – когда-то в послевоенные годы был построен "Владивостокский морской рыбный порт", к которому подвели железнодорожную магистраль. И как была, так и остается на мысе Чуркин одна единственная колея для вывоза рыбопродукции в центральные районы России, хотя грузооборот увеличился в десятки раз. Соответственно, на наш взгляд, самое главное в развитии портов — это строительство железнодорожной инфраструктуры и развитие автоперевозок», — комментирует Георгий Мартынов.
Особенно в пиковое летнее время очень сложно вовремя отгрузить и доставить рыбопродукцию в центральные регионы, акцентирует он. Следовательно, было бы правильно дотировать автоперевозки, когда железная дорога особенно сильно перегружена.
Также, говоря об объемах перевалки, собеседник отмечает проблему несколько устаревших холодильных мощностей в рыбных портах. Сейчас предприятия, которые приобрели квоты по вылову краба с обязательствами построить несколько холодильников на Дальнем Востоке, как раз ищут подходящие локации для реализации своих планов.
Многие участники рынка сходятся на том, что стоит крайне аккуратно подходить к вопросу приоритетов и больше внимания уделять другим номенклатурам грузов. Например, Александр Латкин уверен, что приоритета угля на железной дороге не должно быть в принципе.
Отметим, «Российские железные дороги» к концу 2022 года обеспечили провозную способность на Восточном полигоне на уровне 173 млн тонн. Это максимальный объем груза, который новая инфраструктура может пропустить в идеальных условиях с учетом существующих ограничений, сообщил в интервью «Коммерсанту» заместитель главы РЖД Алексей Шило.
Среди мер для полноценного нивелирования сдерживающих факторов в перевозках Шило предлагает «поддержать предложения некоторых участников рынка по приоритизации перевозок в специализированные терминалы».
«По нашей оценке, только по углю приоритетная отгрузка в специализированные терминалы позволит увеличить объемы вывоза на Восток до двух млн тонн», – цитирует агентство замглавы РЖД.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены скорректировались ниже 120 долл./т. Давление на котировки оказало падение цен на газ. Снижению потребления и стоимости электроэнергии также способствовали продолжительные выходные дни в связи с Пасхой.
На прошедших выходных Германия приняла решение отключить от сети и закрыть 15 электростанций совокупной мощностью 4.4 ГВт, работающих на каменном (1.3 ГВт) и буром угле (3.1 ГВт), с целью достижения климатической нейтральности, что также обусловлено сокращением спроса, снижением цен на электроэнергию и увеличением генерации ВИЭ, хотя некоторые эксперты назвали данный шаг вредным для экономики. По итогам 1 квартала 2024 г. угольная генерация в Германии упала на 26% до 28 ТВтч.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 288 долл./1000 м3 (-20 долл./1000 м3 к 27.03.2024 г.). Хранилища по-прежнему заполнены на 60%. При этом запасы на складах ARA сократились до 5.99 млн т.
(-0.21 млн т. к 27.03.2024 г.), опустившись ниже отметки 6.0 млн т. впервые с начала текущего года, что обусловлено снижением поставок и возобновлением реэкспорта в адрес стран средиземноморья, включая Турцию.
Индекс южноафриканского угля 6000 пробил вверх уровень 100 долл./т., достигнув 5-месячного максимума на фоне высоких цен в Европе и нарушения логистических цепочек поставок угля из США в результате обрушения моста в Балтиморе.
Кроме того, 2 апреля по причине схода с рельсов 4 локомотивов и 6 вагонов с углем были перекрыты все три ж/д ветки в направлении Richards Bay Coal Terminal (RBCT). В связи с инцидентом начато расследование, при этом ожидалось, что движение возобновится в течение дня. При этом за прошедшую неделю недельный объем погрузок в адрес RBCT достиг 1.2 млн т. – максимум для финансового года 2023/2024 (заканчивается 31 марта). В случае сохранения такой динамики экспорт через RBCT может достигнуть 60 млн. т. в финансовом году 2024/2025. Погрузка на ветке North Corridor на прошлой неделе достигла 1.4 млн т., превысив прошлогодний максимум, зафиксированный в июне.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 4 долл./т. до 117 долл./т. На китайском внутреннем рынке наблюдается нисходящий тренд в связи с ослаблением спроса и увеличением запасов на складах. Ухудшение конъюнктуры подтверждается понижением цен со стороны Shenhua и других китайских угольных компаний в провинциях Inner Mongolia и Shanxi. Негативные ожидания также были вызваны падением цен в тендерах на юге страны.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 13.2 млн т., потребление упало с 758 тыс. т. до 733 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 23.7 млн т. (+0.3 млн т. к 27.03.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR практически не изменился, составив 92 долл./т. Давление на котировки оказывают высокие запасы на складах в Индии и Китае. Спрос на индонезийский материал со стороны китайских покупателей также снижается в связи с предстоящими выходными по случаю праздника Цинмин (День почитания предков) в КНР с 4 по 6 апреля.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался до уровня 125 долл./т., после роста неделей ранее, в результате снижения котировок в Европе, продолжающегося падения внутренних цен в КНР и увеличения конкуренции в Южной Корее, где наблюдается рост поставок колумбийского угля.
Дополнительным негативным фактором стало крупнейшее за последние 25 лет землетрясение магнитудой 7.3 на Тайване, в результате которого энергетическая компания Taipower из соображений безопасности временно закрыла 6 электростанций, включая 2 угольные электростанции Taichung мощностью
1.2 ГВт. Также была остановлена угольная электростанция Heping мощностью 1.3 ГВт. В текущее время сроки возобновления работы электростанций остаются неизвестными. Однако эксплуатация трех АЭС продолжается, поскольку их землетрясение не коснулось.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали ниже до 230 долл./т., оставаясь в нисходящем тренде из-за высокого предложения и ограниченного спроса. Давление на цены также оказывает очередное понижение цен на кокс в Китае, которое ожидается на следующей неделе. Кроме того, в преддверии сезона дождей в Индии многие производители стали уже обеспечили себя сырьем в достаточной мере и завершают процедуру закупок.
Ж/д поставки угля в Тамань упали на 80% в 1 кв. 2024 года
Из-за высоких ставок перевалки на терминале ОТЭКО в Тамани, делающих экспортные поставки угля убыточными, российские добывающие компании приостановили ж/д поставки угля в адрес порта с конца января 2024 г. В первом квартале 2024 г. экспортные ж/д отгрузки в Тамань упали до 1.4 млн т. (-5.0 млн т. или -80.0% к аналогичному периоду 2023 г.).
Объемы угля, предназначавшиеся для перевалки в Тамани, являются потерянными для экспортного рынка, так как их невозможно переадресовать на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы), исходя из регламентов по утверждению планов перевозки. Например, в январе-марте 2024 г. ж/д поставки в порт Усть-Луга также сильно упали, составив 10.2 млн т. (-2.4 млн т. или -18.9% к январю-марту 2023 г.).
Угольные объемы в планах РЖД уже распределены по экспортным направлениям с учетом снижения добычи рядом угольных компаний из-за убытков, вызванных низкими мировыми ценами и растущими накладными расходами. Из-за жесткой политики Тамани в отношении ставок перевалки многие крупные производители были вынуждены пойти на сокращение производства и теперь, даже в случае уменьшения тарифов компанией ОТЭКО, они не смогут быстро восстановить объемы добычи, так для возобновления прежнего уровня производства потребуются месяцы, при условии наличия инвестиций.
В первом квартале 2024 г. российские производители угля продолжают сталкиваться с вызовами и неблагоприятными факторами, включая: снижение мировых цен, рост ж/д тарифов и стоимости перевалки в портах, экспортную пошлину, а также логистические сложности, выражающиеся в ограниченной пропускной способности на сети РЖД и длинном транспортном плече (дорогой фрахт) при поставках угля на рынок АТР через порты европейской части России.
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Прибыль российских угольных компаний кратно сократилась в 2023 году
Российские угольные компании отчитались об итогах деятельности за 2023 г., согласно которым прибыль предприятий в некоторых случаях кратно сократилась или стала отрицательной по сравнению с 2022 г., что обусловлено падением цен, ростом себестоимости и транспортных расходов.
Прибыль крупнейших в России компаний, таких как Кузбассразрезуголь и Эльгауголь, упала на 30% и 22% соответственно. При этом прибыль Южного Кузбасса (Мечел) обвалилась в 10 раз, Талтэк – в 4 раза, Стройсервиса – в 2 раза, а Якутуголь (Мечел) и КТК получили убыток против прибыли годом ранее.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, вновь введенные экспортные пошлины, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Добыча угля в 2023 г. снизилась до 438.0 млн т. (-6.7 млн т. или -1.4% к 2022 г.). При этом производство в Кузбассе, где добывается высококачественный уголь, упало до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы продолжилось снижение цен до уровня 105 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, а также падение цен на газ на фоне ослабления опасений относительно конфликта на Ближнем Востоке.
Кроме того, министры энергетики стран «Большой семерки» в рамках плана по достижению углеродной нейтральности достигли соглашения о постепенном отказе от угля в производстве электроэнергии в первой половине 2030-х годов. Более конкретная целевая дата не была установлена по просьбе Германии и Японии. При этом ограничения касаются мощностей, где не установлено оборудование по улавливанию и хранению выбросов. США также ввели требование, согласно которому электростанции к 2032 г. будут обязаны сократить или улавливать 90% выбросов CO2. Страны «Большой семерки» также согласовали стремление утроить мощности ВИЭ к 2030 г.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 318 долл./1000 м3 (-3 долл./1000 м3 к 24.04.2024 г.) на фоне отсутствия эскалации в конфликте между Израилем и Ираном. Запасы на складах ARA остались практически без изменений, составив 5.6 млн т., что обусловлено сокращением поставок в европейские страны ввиду невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 100-105 долл./т. на увеличении предложения со стороны ЮАР благодаря росту ж/д погрузки. Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal составили 2.74 млн т. (+0.04 млн т. к 24.04.2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 117 долл./т. в преддверии выходных дней с 1 по 5 мая по случаю Дня труда. Некоторые небольшие шахты/разрезы сократили добычу в связи с достижением месячных целевых показателей. Однако рост котировок ограничен ввиду увеличения гидрогенерации на юге страны и невысокого спроса со стороны промышленных предприятий.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.09 млн т. до 13.78 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 24.17 млн т. (+0.55 млн т. к 24.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 89.60 долл./т. (+0.60 долл./т. к 24.04.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR также незначительно укрепилась до
55.05 долл./т. FOB Kalimantan на фоне роста спроса со стороны КНР и стран Юго-Восточной Азии. В Индии отмечается сокращение складских запасов угля за неделю на 2% в результате роста генерации после резкого потепления. Поддержку ценам также оказывало ограниченное предложение на спотовом рынке, обусловленное неблагоприятными погодными условиями.
По итогам 1 квартала добыча в Индонезии увеличилась на 8%. Однако в некоторых регионах показатели оказались ниже ожиданий в связи с проливными дождями. Таким образом, в 2024 г. объем добычи может составить 790 млн т., что значительно меньше 922 млн т., согласованных правительством на текущий год.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся почти до 145 долл./т. в связи с ростом спроса со стороны азиатских стран, включая Таиланд, Филиппины и Вьетнам, где наблюдается рекордное потепление, способствующее увеличению энергопотребления. Японская компания Kansai Electric сообщила 30 апреля, что ожидает роста потребления энергоносителей для производства электроэнергии в следующем финансовом году (апрель 2024 – март 2025), при этом Kyushu Electric прогнозирует увеличение объемов импорта угля ввиду снижения загрузки АЭС с 90.8% до 88.1%.
Индекс австралийского металлургического угля HCC удерживался на уровне 240 долл./т., благодаря улучшению конъюнктуры на рынке стали и сокращению добычи в Австралии. Индекс производственной активности PMI в сталелитейной отрасли КНР вырос в апреле на 3.7 процентных пункта до 47.9%, что говорит о восстановлении спроса на сталь в стране.
Компания Glencore отчиталась о падении добычи металлургического угля на 30% по итогам 1 квартала 2024 г. до 1.4 млн т. (-0.6 млн т. к 1 кварталу 2023 г.), что связано с остановкой работы одного из активов в австралийском штате Квинсленд. Компания Coronado Global Resources также заявила о падении добычи металлургического угля на разрезе Curragh на 19% до 2.2 млн т. (-0.5 млн т. к 4 кварталу 2023 г.). Кроме того, негативно на добыче отразились циклоны Jasper и Kirrily.
Сибантрацит попал под санкции США
США ввели санкции против Сибантрацита, одного из крупнейших производителей металлургического угля в России. Минфин США также включил в санкционный список 12 организаций, входящих в структуру угольной компании.
В связи с новыми ограничительными мерами, направленными на уменьшение доходов Российской Федерации, Сибантрацит планирует переориентировать поставки на внутренний рынок.
В январе-марте 2024 г. добыча Сибантрацита сократилась до 5.7 млн т. (-0.8 млн т. или -14.1% к январю-марту 2023 г.), экспорт – до 4.2 млн т. (-2.0 млн т. или -32.2% к январю-марту 2023 г.).
При этом по итогам 2023 г. производство увеличилось до 24.2 млн т. (+0.4 млн т. или +1.7% к 2022 г.), экспорт – до 22.5 млн т. (+2.6 млн т. или +10.6% к 2022 г.), в результате чего в экспортных поставках российского угля доля Сибантрацита составила 10.6%.
Таким образом, под санкции США, с учетом объемов СУЭК и Мечела, с начала года попало 30% российского угольного экспорта, что ставит под вопрос энергетическую безопасность стран-импортеров.
С учетом объемов, экспортированных в 1 квартале 2024 г., сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. в результате санкций составит около 50 млн т., в 2025 г., при сохранении санкционного режима, на рынок не попадет почти 65 млн т. угля.
Экспортные пошлины на российский уголь отменены до августа 2024 года
Правительство РФ временно отменило экспортные курсовые пошлины на энергетический уголь и антрацит на период с 1 мая по 31 августа 2024 г. Ранее планировалось, что пошлины будут действовать год — с 1 марта по 28 февраля 2025 г., однако их введение ухудшило положение угольных компаний, которые остаются под ударом из-за снижения мировых цен, роста себестоимости, ограничений на ж/д инфраструктуре и увеличивающегося санкционного давления.
Однако временная отмена экспортной пошлины не позволит решить все проблемы в отрасли, поскольку требуются дополнительные меры, включая возобновление понижающих коэффициентов, которые были приостановлены до конца 2024 г. Кроме того, необходимо расширение железнодорожных мощностей, особенно на Восточном полигоне, а также снижение ставок перевалки в Тамани.
Кроме того, с сентября 2024 г. ставка пошлины вновь составит 4% при курсе 80-85 руб./долл., 4.5% - при 85-90 руб./долл., 5.5% - при 90-95 руб./долл. и 7% - при 95 руб./долл. и более. При курсе менее 80 руб./долл. пошлина нулевая.
По итогам 1 квартале 2024 г. экспорт российского угля сократился до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к 1 кварталу 2023 г.). При этом в текущем году падение показателей будет ускоряться, учитывая новые санкции США против российских угольных компаний и неблагоприятную конъюнктуру на международном рынке.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены упали ниже 115 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, а также существенное падение цен на газ в результате ослабления геополитической напряженности на Ближнем Востоке, которая ранее оказывала рынку поддержку.
Кроме того, партии американского угля, которые не смогли быть отгружены через порт в Балтиморе из-за обрушившегося моста, были перенаправлены на терминалы Hampton Roads, включая Norfolk.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 321 долл./1000 м3 (-29 долл./1000 м3 к 17.04.2024 г.) на фоне отсутствия эскалации в конфликте между Израилем и Ираном. Запасы на складах ARA достигли 5.6 млн т. (-0.3 млн т. или -5% к 17.04.2024 г.), что обусловлено реэкспортом в адрес стран Средиземноморья и сокращением поставок в европейские страны ввиду невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 105 долл./т. из-за снижения спроса и цен в Европе. Также давление оказывает увеличение предложения со стороны ЮАР. Кроме того, индийские производители губчатого железа обратили внимание на австралийский уголь 5500 ввиду привлекательности цены по сравнению с южноафриканским материалом.
Ж/д оператор Transnet принял решение разорвать 5-летний контракт с охранной организацией, привлеченной с целью обеспечения безопасности ж/д инфраструктуры в августе 2023 г. По заявлению Transnet, подрядчик не смог должным образом выполнить обязательства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно скорректировались ниже уровня 116 долл./т. ввиду невысокого спроса со стороны электростанций и промышленных предприятий, которые на прошлой неделе завершили процесс пополнения запасов. Кроме того, ожидается, что поставки по ж/д ветке Daqin увеличатся после 26 апреля, когда завершится техническое обслуживание, при этом на складах электростанций и в портах уже наблюдается рост запасов. Дополнительное давление на угольную генерацию оказывают обильные дожди на юге Китая, которые способствуют увеличению гидрогенерации.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.4 млн т. до 13.9 млн т. Запасы в 9 крупнейших портах составили 23.6 млн т. (+1.2 млн т. к 17.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 89 долл./т. на фоне невысокой активности со стороны индийских и китайских потребителей.
Bumi Resources, крупнейшая индонезийская угольная компания, сообщила о падении доходов по итогам 1 квартала 2024 г., несмотря на увеличение объема продаж. Таким образом, прибыль составила 22.1 млн долл. (-62 млн долл. или -74% к 1 кварталу 2023 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил почти до 135 долл./т. в связи с ростом спроса со стороны индийских производителей губчатого железа и возможным сокращением добычи в результате ожидаемого окончания явления Эль-Ниньо, по завершении которого в Австралию могут прийти неблагоприятные погодные условия, включая проливные дожди и штормы.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал до 245 долл./т. в результате сокращения спроса и увеличения предложения. Австралийская Anglo American сообщила о росте добычи металлургического угля в Квинсленде по итогам 1 квартал 2024 г. до 3.8 млн т.
(+0.3 млн т. или +7% к 1 кварталу 2023 г.) благодаря росту производства на шахте Aquila и разрезе Capcoal. При этом компания сохраняется прогноз по добыче на 2024 г. без изменений на уровне
15-17 млн т.
Китайская металлургическая компания Beijing Shougang Co., Ltd заявила, что в 2024 г. планирует сократить производство стали на 6% до 21.6 млн т. в связи со слабым спросом и ужесточением конкуренции.
Два крупных азиатских производителя стали, южнокорейская компания POSCO и японская Nippon Steel, согласовали с австралийской Foxleigh бенчмарк на 1 квартал 2024 г. на материал LV PCI на уровне 221 долл./т. FOB (-8 долл./т. к 4 кварталу 2023 г.).
Прибыль угольных компаний РФ январе-феврале 2024 года упала в пять раз
Прибыль российских угольных компаний (за вычетом убытков) в январе-феврале 2024 г. упала в 5.3 раза со 107.59 млрд до 20.3 млрд руб. (-87.29 млрд руб. к январю-февралю 2023 г.). При этом убытки увеличились в 2.1 раза до 24.3 млрд руб. Доля убыточных предприятий увеличилась с 39% до 46%.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.), что обусловлено падением цен на мировом рынке и кратным увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, введенные экспортные пошлины, растущие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Таким образом, в случае сохранения текущей тенденции экспорт российского угля в 2024 г. сократится на 30-35 млн т. Если же неблагоприятные факторы усилятся и, помимо СУЭК и Мечела, под санкции попадут другие российские угольные компании их морские терминалы и международные транзакции – потери российского экспорта могут составить порядка 50-60 млн т.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2024 г. снизилась до 52.6 млн т. (-1.1 млн т. или -2.1% к январю-марту 2023 г.). Экспорт в 1 квартале текущего года упал до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к январю марту 2023 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы отмечалась высокая волатильность цен, которые двигались в диапазоне 117-126 долл./т. на фоне резкого подорожания газа до 3-месячного максимума в связи с эскалацией конфликта на Ближнем Востоке, а также сокращения доли возобновляемой генерации. При этом доходность угольной и газовой генерации оставалась отрицательной ввиду роста стоимости квот на выбросы СО2. На прошедшей неделе доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии составила 71%, сократившись на 7% по сравнению с предыдущей неделей, тогда как доля ископаемого топлива увеличилась с 22% до 29%.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили до 350 долл./1000 м3 (+47 долл./1000 м3 к 10.04.2024 г.) в результате снижения поставок норвежского газа и ответа Израиля на удар, совершенный Ираном на выходных.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 110 долл./т., продолжая следовать за высокими ценами в Европе. Со стороны индийских потребителей, включая производителей губчатого железа, наблюдается увеличение спроса. Кроме того, правительство Индии продлило до
15 октября действие директивы в отношении 15 электростанций (18.37 ГВт), работающих на импортном угле, с требованием полной загрузки мощностей во избежание дефицита электроэнергии. Ожидается, что данная инициатива властей продолжит способствовать увеличению объемов импорта.
Экспортные отгрузки угля через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам 1 квартала 2024 г. выросли до 13 млн т. (+1.9 млн т. или +17% к 1 кварталу 2023 г.), что обусловлено улучшением ситуации с транспортировкой материала. Таким образом, экспорт в 2024 г. через RBCT может превысить 50 млн т. против прошлогодних 47 млн т. При этом средний показатель в 2013-2020 гг. составлял 70 млн т. Складские запасы на терминале оцениваются в 2.95 млн т. (практически без изменений к 10.04.2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 116 долл./т. в связи с падением добычи и увеличением потребления. Также отмечается снижение запасов в портах, что связано с сокращением объемов поставок по ж/д ветке Daqin на 0.2 млн т. в день из-за проведения технического обслуживания, при этом нормализация движения ожидается после завершения работ в конце апреля. Снижение добычи обусловлено ужесточением проверок безопасности на шахтах. Согласно опубликованной статистике, добыча в марте сократилась на 4% и по итогам 1 квартала 2024 г. показатель составил 1.11 млрд т. (-4% к 1 кварталу 2023 г.).
Кроме того, в связи с необходимостью увеличения налоговых поступлений в провинции Shanxi был увеличен налог на рядовой уголь с 8% до 10% и на обогащенный уголь – с 6.5% до 9%. Данная инициатива может привести к повышению стоимости угля.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 13.5 млн т., потребление выросло с 728 тыс. т./сутки до 730 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 22.4 млн т. (-0.6 млн т. к 10.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 90 долл./т., поскольку индонезийские угольные компании снижают цены в связи с необходимостью сокращения складских запасов, особенно с учетом расширившегося спреда между уровнем спроса и предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше до 127 долл./т. на укреплении котировок в Европе. Один из индийских производителей губчатого железа закупил австралийский среднекалорийный уголь 5500 ккал/кг по 91-91.5 долл./т. FOB, который стал привлекательнее с точки зрения цены, хотя индонезийские потребители обычно отдают предпочтение южноафриканскому материалу ввиду большего содержания связанного углерода. Поддержку котировкам также оказывает заявление австралийской метеослужбы о возможном завершении явления Эль-Ниньо, что может привести к сокращению добычи. При этом японская метеослужба выпустила долгосрочный прогноз, согласно которому в Японии летом ожидаются температуры выше нормы. В результате ливней с 5 по 12 апреля прервалось ж/д сообщение на 100-километровом участке до терминала Port Kembla Coal Terminal, что привело к задержкам с погрузкой угля из региона Illawarra.
Индексы австралийского металлургического угля HCC подскочили выше 250 долл./т. на фоне активных покупок со стороны Китая, где также наблюдался рост цен в связи с увеличением загрузки металлургических предприятий и необходимостью пополнения запасов. Также отмечается улучшение конъюнктуры на рынке стали. Некоторые участники рынка пересматривают свои ценовые ожидания в сторону повышения в связи с увеличением торговых объемов на бумажном рынке.
Совместное предприятие BHP и Mitsubishi Alliance (BMA) понизило на 10% прогноз по добыче на финансовый 2024 год (заканчивается 30 июня) с 46-50 млн т. до 43-45 млн т. Объем производства в Квинсленде сокращается из-за 2-х тропических циклонов и роста расходов.
Добыча угля в Кузбассе упала на 2% в январе-марта 2024 года
В январе-марте 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 52.8 млн т. (-1.1 млн т. или -2.0% к январю-марту 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 17.3 млн т. (+0.3 млн т. или +1.8%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизилась до 35.5 млн т. (-1.4 млн т. или -3.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 34.5 млн т. (-0.8 млн т. или -2.3% к январю-марту 2023 г.), производство подземным способом сократилось до 18.3 млн т. (-0.3 млн т. или -1.6%).
По состоянию на 1 апреля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе увеличились до 21.5 млн т. (+1.8 млн т. или +9.1% к 1 апреля 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Колмар остановил обогатительные фабрики из-за избытка угля на складах
Компания Колмар, добывающая коксующийся уголь в Якутии, с 12 марта остановила работу 2-х обогатительных фабрик и ограничила загрузку третьей на 50% из-за переизбытка угля на складах. Накопление сверхнормативного запаса угля в объеме 1 млн т. стало следствием трудностей при отправке в результате перегруженности ж/д инфраструктуры в Якутии и на Восточном полигоне.
Данная ситуация усугубляется проводящимися ремонтными работами на путях РЖД по направлению к терминалам Ванино, а также проблемами с согласованием и приемкой грузов в данном направлении. В апреле компания должна погрузить в вагоны 0.57 млн т., однако РЖД согласовали только 75% от необходимого объема.
В 2023 г. компания сократила производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.). В связи с ограниченной провозной способность инфраструктуры и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке угля добыча Колмар планы компании, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения.
Кроме того, рост железнодорожных тарифов, ставок перевалки в портах, а также ввод экспортной пошлины с марта 2024 г. делают экспортные поставки убыточными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях. Данные факторы также оказывают негативное влияние на бюджеты угледобывающих регионов.
Таким образом, доступность высококачественного российского угля существенно снизилась в первом квартале года, а ко второму и третьему кварталу 2024 г. ожидается ухудшение дефицита предложения из России.
На Огоджинском месторождении началось строительство обогатительной фабрики
В рамках развития проекта по освоению Огоджинского угольного месторождения в Амурской области началось строительство обогатительной фабрики мощностью 2 млн т. в год. В будущем здесь планируется построить еще шесть фабрик совокупной мощностью 30 млн т.
Также Огоджинская угольная компания (входит в группу Эльга) ведет строительство железнодорожной линии Огоджа – Февральск протяженностью 140 км, которое позволит нарастить добычу до 17-18 млн т. к 2029 г. На текущий момент проложено 37 км. Пропускная способность будущей железной ветки достигнет порядка 7 млн т. угля в год при стоимости строительства – 3 млрд руб.
По итогам 2023 г. в регионе было произведено 4.5 млн т. угля. Основной объем добычи приходится на Ерковецкий и Северо-Восточный разрезы, принадлежащие компании Русский Уголь.
Добыча Огоджинской угольной компании в 2023 г. составила 1.4 млн т., что почти в 3 раза больше, чем в 2022 г. В 1 квартале 2024 г. добыча снизилась до 0.24 млн т. мл(-0.1 млн т. или -28% к 1 кварталу 2023 г.). угля.
Запасы Огоджинского угольного месторождения оцениваются в 1.5 млрд т.