Что происходит в столице БАМа накануне юбилея Байкало-Амурской магистрали
- К нам Путин приедет! – это одна из первых фраз, которую я услышал, когда мы только приехали в Тынду. Предположение имеет под собой почву: в столице БАМа уже сейчас вовсю готовятся к 50-летию Байкало-Амурской магистрали – юбилей случится летом 2024 года, но к торжественной дате предстоит сделать многое, как это водится в нашей стране: где-то что-то подкрасить, подлатать, а то и вовсе решить старые закоренелые проблемы. Чем живет город посреди тайги – мы пытались понять за сутки, что там провели.
Авиа vs. ж/д
В «город железнодорожников», «столицу БАМа» из Хабаровска сегодня попасть проще всего… по воздуху. Субсидируемые тарифы в действии: билет в Тынду можно купить за 2,5 тысячи рублей. Правда, его практически нельзя сдать или обменять, и лететь придется или на Ан-24, или на L-410, но это все равно быстрее и удобнее, чем больше суток на поезде или машине (хотя есть товарищи, которые проезжают 1300 километров за 11-12 часов). Примечательно, что рейсы выполняет АК «Ангара» (Ан-24) или «Сибирская легкая авиация» («СиЛа», L-410) – партнёры единой дальневосточной авиакомпании «Аврора».
По пути в Тынду и обратно самолет на часок садится в Благовещенске. Билет Тында – Благовещенск стоит четыре тысячи, поэтому многие берут тот самый – субсидируемый – за 2,5 до Хабаровска, но выходят в Благовещенске.
Объявление в аэропорту Тынды
Подлетая к Тынде, ничего, кроме сопок и хвойных деревьев, не увидишь – город реально посреди тайги находится, да и сам аэропорт в 20 километрах от него.
Аэропорт Тынды
Пока пассажиров ведут по «бетонке» к зданию аэровокзала, можно оценить масштабы строительства: трехэтажное здание по площади сравнимо с вокзалом в Благовещенске. Вот только сотовой связи в аэропорту нет.
Тында посреди тайги или тайга посреди города
Через Тынду проходит федеральная трасса «Лена», ведущая в Якутск и далее в Магадан. Это благоприятно сказывается на продовольственном обеспечении: в Тынде давно распробовали якутскую рыбу – омуль, чир, а также качественное забайкальское мясо, которое десятками тонн везут на север.
Но ни автотранспорт, ни авиация, конечно же, не вытеснят железную дорогу. Тында был, есть и будет городом железнодорожников до «мозга костей». Железная дорога – главный работодатель, налогоплательщик и двигатель всего. Кстати, переориентация грузовых потоков здесь особенно ощущается: вся «Тында-грузовая» забита составами – лес, контейнеры. Местные подтверждают – работы в этом году стало заметно больше.
Дым из трубы
Как и любой город, Тында издалека угадывается по дымящимся трубам: в ноябре здесь уже снега по колено, -14, но по ощущениям вполне комфортно. Дым из трубы – результат работы местной котельной, хотя, по сути, это полноценная мини-ТЭЦ. Здесь работают почти 500 человек, многие из которых трудятся десятилетиями, есть и свои рабочие династии.
Кстати, она частная – в свое время ее передали от железной дороги муниципалитету, а город заключил концессионное соглашение. Теперь тепло и горячая вода (кстати, круглый год! Таким, к примеру, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский похвастаться не могут) – в руках ООО «ЖДК-Энергоресурс». Чтобы жители быстрее запомнили, на трубе ночью загораются огромные зеленые буквы ЖДК.
Топят котлы углем Нерюнгринского месторождения, в самые лютые морозы, когда доходит до -55, сжигают по 25 вагонов. От этого в округе много угольной пыли и сажи, поэтому «голубая мечта» мэра Тында – перевести котельную на «голубое топливо».
- Мы уже давно мечтаем газифицировать нашу котельную. Дело в том, что отдельные семьи платят до 15 тысяч рублей за теплоснабжение. Плюс выбросы в воздух вредных веществ от угольной котельной. Поэтому и мы, и «ЖДК-Энергоресурс» надеемся на то, что придет газ на нашу котельную, у нас тепло станет гораздо дешевле, экологичнее и это даст импульс к развитию новых производств в нашем городе, - делится своими мечтами мэр Тынды Марина Михайлова.
Мечты и планы
А еще мэр мечтает о том, что к юбилею БАМа наконец-то смогут завершить переселение из ветхого и аварийного жилья. В бараках до сих живут 1 097 семей, в том числе, и первостроители магистрали. Многие, конечно, уехали, но ветеранов БАМа в Тынде еще достаточно: входят в общественный совет, участвуют в жизни города, который когда-то сами строили.
Памятник первостроителей(ям)
Возводили, кстати, по проекту «Мосгидротранса»: удобная компоновка улиц и широкие проспекты, а еще доминанты в виде четырех 16-этажек на Красной Пресне – их даже иногда используют в качестве визуализации логотипа города.
Неофициальный символ Тынды: 16-этажки на Красной Пресне
Вот только городскую ливневку не сделали. И теперь это – еще одна «хотелка» к юбилею. Уже, кстати, нашли подрядчика на проектно-сметную документацию.
Красная Пресня
- Но Тында не выглядит запущенным городком, - говорю я Марине Михайловой.
- Мы видим наш город изнутри, - парирует мэр.
Здесь воедино сплелись советское наследие, православный новодел и суровая реальность.
Вообще, надо отдать должное, местные власти не сидят, сложа руки. Уже два раза становились победителем во всероссийских конкурсах среди малых городских поселений. Теперь вот ждут приз в 85 млн рублей, их потратят на ремонт и благоустройство парка.
Тында спортивная
А еще каток залили. Спустя два года простоя заработал горнолыжный спуск «Усть-Корал». Запустить заново спортивный объект помогла единая субсидия от Минвостокразвития России. В футбол между собой трудовыми коллективами играют.
Мэрия Тынды
Есть даже свои спортивные звезды всероссийского масштаба. К примеру, Сергей Шалыгин – предприниматель, владелец сети местных магазинов «Флагман».
На баннерах почему-то указан 1975 год
Уже больше 10 лет он на своей старенькой «восьмидесятке» (Toyota Land Cruiser в 80-м кузове) наряду со звездами автоспорта мирового уровня участвует в Silkway rally – это гонка серии Dakar. Из-за COVID-19 гонки встали на паузу, а Сергей, чтобы не терять форму (речь даже не про физическую) освоил параплан: отучился в Иркутске и теперь «ловит ветер», сигая с сопки и паря над Тындой.
Сергей Шалыгин (в красной футболке)
Тында культурная
Мэр Тынды Марина Михайлова раньше работала журналистом, поэтому про «информирование населения» знает не понаслышке, сама ведет Telegram-канал.
Из него узнаю про общественный совет, где встречаю знакомую фамилию - Александр Кулак. Это лидер рок-группы «Azazello».
CD группы "Azazello". Фото adream55
Классический пример, когда группа больше известна за пределами своей родной страны, музыканты выпустили с десяток альбомов, в том числе на французском лейбле Musea Records, а за океаном распространением их материала занимается американская компания Melodic Revolution Records.
Праздник к нам приходит
Будет ли Кулак выступать в честь 50-летия БАМа? Пока неясно, программа только верстается. Но она уже обширная: федеральная, областная, городская, у минтранса своя, отдельная. Правительством Российской Федерации утвержден образец медали «За верность БАМу».
- Думаю, что Тында - обновленная, красивая, сияющая будет встречать гостей и радовать всех нас. И да, мы ждем первое лицо государства, это ведь большой государственный праздник, - резюмирует наш разговор Марина Михайлова.
Родился Иосиф Либерберг 27 октября 1899 года в Староконстантинове Волынской губернии (сейчас это Житомирская область Украины). Папа – приказчик, мама Роза – корсетница, то есть мастер по изготовлению корсетов. Иося был четвёртым ребёнком в семье. После четвертого класса семья переехала в Винницу, а затем отец нашел работу в Киеве и Либерберги поселились в пригороде (в то время евреям запрещалось жить в самом Киеве).
Вскоре и Иосиф стал работать в Киеве, давая частные уроки. На заработанные деньги он оплачивал свое обучение в частной гимназии, которую окончил в 1917 году. Затем Либерберг поступает в Киевский университет на историко-филологический факультет, который не закончил - увлекся революционной деятельностью. От политической борьбы Иосиф довольно быстро перешел к революционной: добровольно вступил в Красную Армию и отправился «бить Петлюру». Затем вербовал еврейскую молодежь в армию, после чего ушел в подполье на полтавщине.
В 1920 году Иосиф женился на Надежде Гольдштейн - дочери сахарозаводчика, через год у них родилась дочь Тамара. С обретением семьи в жизни Иосифа наступает, пожалуй, самый спокойный период – он преподает историю революционного движения Западной Европы в Высшей военно-политической школе в Киеве, затем работает в Киевском институте народного хозяйства: читает лекции на русском, украинском и еврейском языках. В 1926 году и вовсе случился расцвет – Либерберга утверждают заведующим кафедрой еврейской культуры Академии наук Украины. Воспользовавшись этим, Иосиф превращает кафедру в самый большой в Советской России центр исследований идиша.
Дальше – больше. Либерберг создает институт еврейской пролетарской культуры, в начале 30-х годов прошлого века именно это заведение занимается вопросами создания будущей Еврейской автономии на Дальнем Востоке. Причем, с 1932 года – непосредственно на месте: в будущей ЕАО, куда, кстати, пытался перевести и институт. Логично, что вскоре Либерберг при поддержке «всесоюзного старосты» Михаила Калинина назначается председателем организационного комитета Еврейской автономной области, а затем – в конце 1934 года - и председателем облисполкома.
Шумная Тихонькая
На новом месте Иосиф Израйлевич разворачивает широкую деятельность.
Он добивается положительного решения вопроса о переселении евреев из-за рубежа – в те годы многие приехали из Аргентины. Благодаря личным знакомствам, «перетягивает» в Биробиджан многих ученых, писателей и поэтов из числа евреев. По его инициативе идиш в ЕАО становится официальным языком наряду с русским.
А еще много строит: обувная, трикотажная и швейная фабрики, ремонтно-механический и кирпичные заводы, обозный завод (будущий завод «Дальсельмаш»), артель «Металлист» (будущий завод силовых трансформаторов), жилье для переселенцев.
Артель «Колесо революции»
Денег на все не хватало, и Либерберг выбивает в Москве разрешение на привлечение товарных займов из-за рубежа. Тогда охотно откликнулись многочисленные международные еврейские организации, в том числе «Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee - «Американский еврейский объединенный распределительный комитет»), «Амбиджан» (American Committee for the Settlement of Jews in Birobidjan – «Американский комитет по поселению иностранных евреев в Биробиджане») и ИКОР (Organization for Jewish Colonization in Russia – «Американская организация помощи еврейскому землеустройству в СССР»). При их финансовой помощи в Биробиджане были построены многие деревянные двухэтажные дома с двумя подъездами, рассчитанные на шестнадцать квартир, которые почему-то называли «голландскими».
Строительство новой улицы в Биробиджане
Строительство жилых домов велось как индивидуальным образом, так и ведомственным. Каждый желающий мог самостоятельно построить себе дом, а крупное промышленное предприятие было просто обязано строить дома для своих работников. Именно так были построены «Дом писателей», «Дом врачей», «Хлебозаводской дом» и многое другие.
58-ая «расстрельная»
Реализовать все задуманное Либерберг не успел. В августе 1936 года его вызвали в Москву, чтобы выступить на совещании с докладом об успехах развития региона. Прибыв в столицу поездом 20 августа и заселившись в «Метрополь», вечером того же дня он был арестован НКВД и доставлен в комендатуру административно-хозяйственного управления НКВД СССР. Там его продержали неделю, после чего перевезли в спецкорпус Киевской тюрьмы.
По одной из версий, под 58-ю «расстрельную» статью Либерберга подвел Лазарь Каганович. Будучи нарком путей сообщения, он в январе 1936 года приехал в область с инспекцией. Ему не понравилось, как его встретили и еще больше был недоволен тем, что руководитель региона жаловался на Москву – мол, недостаточно помощи из центра молодой автономии, из-за чего евреи, недавно приехавшие из-за рубежа, требуют вернуть их обратно.
2 сентября состоялся первый допрос, где ему наконец-то объявили, в чем обвиняют: участие в контрреволюционной троцкистско-террористической организации, члены которой убили Кирова.
Через неделю информация «докатилась» до Биробиджана и Либерберга сняли со всех постов и исключили из состава членов ВЦИК. Впрочем, сам Иосиф Израйлевич был уверен, что «случилась чудовищная ошибка» и вскоре все встанет на свои места, поэтому категорически отвергал все обвинения. Хватило его на 1,5 месяца, с середины октября он стал давать признательные показания, чем фактически подписал себе приговор. Впрочем, сам он надеялся, что на суде сможет защитить себя – об этом Иосиф говорил своей супруге Надежде, которая, узнав об аресте мужа, тайно с дочкой выехала из Биробиджана в Киев и добилась с ним встречи в тюрьме.
Но защитить себя на суде, который состоялся 9 марта, Либерберг не смог. Закрытое заседание длилось буквально 10 минут: Либерберга Иосифа Израилевича приговорили к высшей мере уголовного наказания — расстрелу. Приговор обжалованию не подлежал и был приведен в исполнение в этот же день.
Родственникам сказали, что он умер в 1938 году, отбывая наказание. Семье тоже досталось: Надежду Либерберг 27 декабря 1937 года осудили как члена семьи изменника Родины. Ей дали восемь лет исправительно-трудовых лагерей, свой срок Надежда отбывала в казахстанском Акмолинске. Дочь Тамара в эти годы жила в Киеве, а когда началась война уехала, вышла замуж за однокурсника из Донецка, до самой своей смерти в 1992 году она преподавала физику в педагогическом институте Житомира – родном городе отца.
В 1956 году Иосифа Либерберга оправдали, но его имя замалчивалось до конца 90-х годов. Лишь в 2014 году историческая справедливость была восстановлена: Иосифу Израйлевичу Либербергу посмертно было присвоено звание «Почетный гражданин Еврейской автономной области», а на здании мэрии Биробиджана, в котором находился в тридцатые годы облисполком, была установлена мемориальная доска.
Мэр города Павел Боровский рассказал EastRussia о славном прошлом Советской Гавани, о надеждах и планах на будущее
- Что бы вы рассказали о Советской Гавани человеку, который никогда здесь не был?
- Советская Гавань – это самая удобная естественная в мире гавань. Здесь заканчивается – а для нас начинается – Байкало-Амурская магистраль. Здесь затоплен – чтобы не достался врагу во времена Крымской войны - в 1856-м году фрегат «Паллада», который с дипломатической миссией дошел до Дальнего Востока, до Японии из Кронштадта в 1853 году, на его борту был писатель Иван Гончаров, автор «Обломова» и книги очерков «Фрегат «Паллада». Раньше Советская Гавань была городом судоремонтников, судостроителей, военных всех родов войск. Здесь находилась база океанического рыболовства, на которой в лучшие времена трудилось около трех тысяч человек. Сейчас этого всего уже нет, военных практически нет, заводы давно стоят, но в городе по-прежнему главные праздники – это День военно-морского флота и День рыбака. Живут здесь чуть больше 22 тыс. человек, люди работают в основном в социальной сфере, на муниципальной службе, есть занятость небольшая в строительстве – недавно вот построили ТЭЦ, немного в лесной отрасли, в рыбной… Больших производств нет, самый большой коллектив – около 300 человек – это вот как раз на новой ТЭЦ. Ждем пока крупные инвесторы, может даже и государство зайдут и начнут возрождать былую славу нашего города.
- А сколько людей было в лучшие годы в Советской Гавани, когда все работало?
- Всего в районе в лучшие времена до 65 тысяч населения было, сейчас… до 40 хорошо если наберется – где-то 38 тысяч человек, это если весь район, все населенные пункты считать.
Порт Советской Гавани
Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
- И какая же главная проблема Советской Гавани? Или она не одна? Как вы ее решаете те 12 лет, что являетесь главой города?
- Проблема, конечно, не одна, и все они взаимосвязаны. Исчез флот – и гражданский, и военный – закрылись судоремонтные заводы, не осталось градообразующих предприятий, у города не стало экономики. И вот с тех пор мы все пытаемся работать как «привлеченцы», пытаемся привлекать к нам на территорию инвесторов. Отчасти это получается, создаем комфортные условия для них, по их сопровождению, работаем с Минвостокразвития, большие надежды возлагаем на преференции, которые на нас распространились благодаря режиму «Свободный порт Владивосток». Но вот многих инвесторов останавливает слабая транспортная инфраструктура – у нас тут всего одна колея железной дороги к нам проложена. И сейчас вот когда давались поручения по БАМу-2, мы как-то выпали из всех планов. Модернизация железной дороги, расширение пропускной способности планируется только до Ванино, хотя БАМ вообще-то, напомню, начинается и заканчивается у нас. И нам бы очень хотелось, чтобы планы модернизации были дополнены, потому что еще одна ветка железной дороги для нас жизненно важна.
- Вот вы говорите, работаете как «привлеченцы», создаете комфортные условия?
- Конечно. Но пока инициатива приходит от самих инвесторов. Для «входящих» инвесторов, которые сами принимают решение о том, чтобы здесь какой-то инвестпроект реализовать, мы со своей стороны создаем самые благоприятные условия – максимально сокращаем сроки по выдаче всевозможных разрешений, помогаем собрать технические условия, все прочие документы-разрешения, необходимые бизнесу, чтобы начать работать, подключения к инженерно-коммунальным структурам. Мы понимаем, что для инвесторов наш город, район может быть не знаком. Конечно, мы стараемся и с точки зрения гостеприимства сделать все возможное, чтобы инвестору было комфортно. Для нас главное это взаимовыгодное, прозрачное и плодотворное сотрудничество.
- Можете привести примеры такого сотрудничества, назвать организации, предприятия?
- К примеру, к нам зашли инвесторы по лесопереработке, мы помогали им в подготовке документов, в связке с институтами развития Дальнего Востока. Также, успешно сработали мы и по сопровождению самого крупного для нас за последнее время инвестпроекта компании РусГидро – строительства ТЭЦ, строительства дома для ее сотрудников. Они сами говорят, что такой скорости прохождения документов, согласований, нацеленности на положительный результат, вряд ли где-то еще можно найти. Такая обратная связь говорит о нашей качественной работе по созданию благоприятных условий.
Электрическая мощность ТЭЦ Советской Гавани 126 МВт, тепловая - 200 Гкал/ч
Фото: ПАО «РусГидро»
- В экономических новостях часто приходится слышать «Ванинско-Советско-Гаванский узел», но вместе с тем есть такое ощущение, что все портовые мощности, инфраструктура находятся в Ванино. Так ли это и почему Ванино больше на слуху?
- Ванино изначально развивалось как порт, там все оптимизировалось для портовой деятельности, там железнодорожный узел, а к нам, повторюсь, ведет однопутная дорога и в Советской Гавани упор делался на промышленном направлении – судоремонте, судостроении – гражданском и военном. И да – этой «ниточки» железнодорожной никак не хватает для развития портовой деятельности. И не только ведь сама дорога нужна – нужны здесь подъездные пути, причальные стенки. И поэтому, как я уже и говорил, когда пошел разговор про расширение БАМа, про Восточный полигон все крупные угольные компании, стивидорные компании – у них все ограничивается только Ванино, там вся эта инфраструктура есть, они готовы наращивать перевалку, им главное, чтобы везли побольше. У нас портовая деятельность тоже есть, но небольшая, хотя она и активизируется.
Еще одна наша проблема, с которой пока не получается справиться – это большое количество земель и акватории, которые находятся в ведении Министерства обороны. Из-за этого у нас очень слабо развивается марикультура, хотя все условия, казалось бы, для этого направления есть. У нас работает предприниматель, который разводит гребешка и трепанга, но это буквально единичная история. Мы неоднократно обращались и непосредственно в Министерство обороны, и через краевые власти – и это ведь проблема не только Советской Гавани, не только Хабаровского края, но и Приморья, и Камчатки – и мы получали отказ, мол, нет, передавать мы ничего не будем. Но пусть бы хоть сами использовали – пусть бы вернули сюда к нам военный флот, как это было раньше – это тоже дало бы и гражданским рабочие места, и налоги…
- То есть дефицит транспортной инфраструктуры и земли Минобороны – это основные сдерживающие факторы для развития Советской Гавани. С энергетикой с вводом новой ТЭЦ, получается, проблем нет? Ее мощностей наверняка ведь хватает на удовлетворение текущих потребностей самого города и еще и резерв есть?
- На самом деле не все так просто. Резерв есть, но он уже зарезервирован за РЖД, под БАМ. Хотя это мы говорим про резерв первой очереди ТЭЦ. Мы сейчас надеемся, что РусГидро рассмотрит возможность строительства второй очереди ТЭЦ, чтобы те инвесторы, которые уже планируют может быть свое присутствие здесь – как например Тихоокеанский гидрометаллургический комбинат, это подразделение Полиметалла – чтобы они свой инвестиционный задел могли реализовать здесь. Чтобы энергетика здесь была достаточной, чтобы проблем с ее доступностью не было.
- Понятно, то есть с энергетикой вопрос еще может оперативно решиться, расширение железной дороги – повисло в воздухе, а что с автодорогой?
- Автодорога есть – Лидога – Ванино. Ее край построил, но она неважного качества. В 2018 году ее передали в федеральную собственность и с тех пор ее пытаются привести в нормативное состояние, хотя в целом она проезжая. А вот дорога Советская Гавань – Ванино – Монгохто – это местная уже, она срочнейше требует ремонта. Но, как бы то ни было, альтернативой железнодорожному сообщению автодорога стать не сможет, хотя проезд по ней достаточно быстрый. Из Советской Гавани до Хабаровска можно добраться за шесть часов, а на поезде понадобятся сутки! Но если брать возможности грузооборота, то автомобильная дорога железной конкуренцию не составит. Да, для малого бизнеса, для индивидуальных предпринимателей, для перевозки даже контейнеров, каких-то штучных вещей автодорога интереснее, но что касается насыпных грузов и тому подобного – только железная дорога имеет смысл. И ее ограниченные пропускные способности являются сдерживающим фактором. Выход Советско-Гаванского района на БАМ осуществляется по однопутной железной дороге, протяженность которой в границах района составляет 25 км. В городе действует железнодорожная станция – Совгавань-город. Станция сейчас обеспечивает ежегодно переработку 1-1,2 млн тонн грузов. Но проблема состоит еще в отсутствие железнодорожных подходов к причалам порта Советская Гавань и в зависимости прохождения грузопотоков от грузоперевозчиков Ванинского района. Строительство нового обводного участка железной дороги решит многие проблемы грузоперевозок. Оптимизация маршрута позволит увеличить пропускную способность до 25 млн тонн в год, при электрификации железнодорожного пути данная цифра возрастет до 50 млн тонн! Это практически в 25 и в 50 раз увеличение по сравнению с тем, что есть сегодня. Считаю, что это является достаточным аргументом в пользу строительства обводного ж/д пути. И я двигаюсь в этом направлении.
Строить обводную железную дорогу предлагается не «вторым» путем параллельно существующему, а минуя Ванино и подъезды к уже построенным перевалочным терминалам.
- В проекте развития Советской Гавани, который стал вашей дипломной работой на курсе MPA (англ. Master of Public Administration - программа подготовки управленческих кадров) Дальневосточного федерального университета, в качестве одного из рисков вы указываете «высокую экологическую активность» населения. И я не могу не спросить, не стала ли эта активность причиной, по которой А-Проперти свернуло проект строительства угольного терминала на территории района? Или как там дело было?
- Пока рано говорить, что проект свернут окончательно, обратной связи пока нет, но да – А-Проперти хотели делать в поселке Заветы Ильича современный перевалочный угольный терминал, чтобы через него вывозить уголь с Эльгинского месторождения. Но приостановили они свой проект из-за пропускной способности железной дороги – этот момент сейчас как раз тот риск инвестора, который не позволил реализовать проект. Но даже на предварительном этапе А-Проперти серьезно помогли бюджету местного муниципального образования, проявили себя как добропорядочные партнеры.
- Но ведь была история с недовольством местных жителей, которые опасались пыления, возникающего при перевалке угла, как об этом часто сообщали из соседнего Ванино?
- Были и такие, но были те, кто выступал «за», кто хотел, чтобы терминал появился. И давайте не забывать, что пыления в Ванино происходили только там, где использовались неприспособленные под перевалку угля портовые мощности, а не изначально построенные с соблюдением всех экологических требований. Но и в Ванино сейчас есть терминал, который работает с соблюдением всех этих требований, и А-Проперти, понимая всю эту ответственность, они планировали построить именно такой современный терминал. Но да – в районе проходили общественные слушания, было много голосов «против», но было много и «за». И я бы сказал, что тех, кто «за» было ничуть не меньше, а может и больше. При этом А-Проперти обещали учесть все пожелания, но все-таки главным риском для них стало качество железной дороги, ее пропускная способность.
- Кстати недавно совсем на совещании у Президента страны, прозвучала информация, что ОАО РЖД по предложению «Эльгаугля» рассматривает возможность строительства для вывоза угля из Якутии железнодорожной линии, параллельной БАМу и Транссибу – с выходом в поселок Чумикан и Удскую губу. Значит ли это, что «Эльга» для Советской Гавани полностью потеряна?
- Я хоть и понимаю, что для развития большой экономики это было бы хорошо, но мне, конечно, очень жалко, если такой проект от нас уйдет. Но с другой стороны это пока только предложение, и там с нуля надо строить железную дорогу от месторождения, а здесь и расстояние меньше, и здесь к тому же можно было бы развернуть хорошую ремонтную базу для вагонов, здесь для этого все есть. И пока конкретной информации о том, что А-Проперти от нас уходит, я хочу верить, что их проект по перевалке угля будет реализован у нас.
- А насколько реально возрождение судоремонтного производства в Советской Гавани? Оно кому-нибудь вообще может быть интересным?
- Мне кажется надо говорить не только про судоремонт, но и про судостроение. Ведь посмотрите – и старый советский флот, и купленные где только можно суда в последнее время – они иногда не могут дойти до Владивостока на ремонт, и здесь бы это было бы все востребовано, но надо и строить. Я бы хотел, чтобы нас услышали в Объединенной судостроительной компании, чтобы те хорошие задумки, которые были в советские времена, чтобы они были реализованы, чтобы наше побережье стало центром судостроения и судоремонта. И при этом, чтобы новым стержнем развития Советской Гавани стал порт и портовая деятельность. Все остальные отрасли, как мне думается, подтянутся сами, когда здесь будет активная жизнь в порту. Мне хочется, чтобы к нам приехали люди, принимающие решения – пусть это будут два, три человека, чтобы они увидели, потенциал этого места. Чтобы воплотились слова Воина Андреевича Римского-Корсакова, который пришел сюда на фрегате «Паллада»: «Подобную Гавань трудно отыскать в целом мире. Все флоты мира здесь без труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Мы можем теперь, имея в руках такую гавань, устье Амура и Сахалин, владеть всею торговлею северного Тихого океана».
В этом году начинается второй этап модернизации Восточного полигона Российских железных дорог. Фактически речь идет о расширении построенной еще в советские годы Байкало-Амурской магистрали. На большем своем протяжении она представляет собой не электрифицированную однопутку с деревянными еще шпалами, разъездами и тупиками. Корреспондент East Russia проанализировал итоги визита Марата Хуснуллина и собрал мнения экспертов по поводу нового суперпроекта БАМ-2.
Ревизия на мотрисе
Большое дальневосточное турне зампреда Хуснуллина началось с первого в этом году пуска с космодрома Восточный. Затем были совещания о развитии Амурской области, строительстве газоперерабатывающего завода в городе Свободный. Железнодорожная часть поездки Марата Шакирзяновича стартовала на вокзале Белогорска. Здесь высокопоставленного чиновника умилил сохранившийся с советских времен памятник вождю мирового пролетариата.
«Еще одна цель поездки на Дальний Восток – развитие БАМа и Транссиба – так называемый полигон Восточный. Буду лично осматривать его на поезде и прямо в пути проводить совещания. В перспективе хочу проехать его весь. В этот раз первая же остановка – станция Белогорск – радует памятником Ленину. Чем не повод снова возродить традицию!» – написал Хуснуллин в своем Инстаграме.
БАМ, хотя и задумывался инженерными умами в качестве дополняющей Транссиб транспортной артерии на востоке страны еще во времена «царизма», является целиком и полностью наследием советской эпохи. Строить его начинали дважды: в 30-года прошлого века, но проект прервала Великая Отечественная война и большинство собранных путей разобрали и отправили на фронт для сооружения рокадных железных дорог. В 70-е началась всесоюзная стройка БАМа. Республики, края, области самой большой страны мира возводили магистраль участками, строя при этом капитальные поселки (Алонка в Верхнебуреинском районе, например, наследие Молдавии, Новый Ургал – подарок Донецкой области Украинской ССР, а Солони – Таджикской).
«Не просто ведь так получилось, что в советские годы построили только одну ветку БАМа. Потому что даже в то время, когда всей страной строили, это была задача очень сложная. А нам теперь необходимо фактически построить вторую нитку БАМа», - объяснил Марат Хуснуллин журналистам во время своего брифинга в Хабаровске по итогам своей поездки по Восточному полигону.
Фото: @maratkhusnullin_
В поездке по ДВЖД Марата Хуснуллина сопровождали руководство Российскими железными дорогами, врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев. Журналистов почему-то решили не брать, не пригласили даже сотрудников пресс-службы краевого правительства. За тем, что увидели, какие решения принимались, приходилось следить по социальным сетям Хуснуллина и Дегтярева. Благо оба активные блогеры.
«Сегодня весь день работаю на полигоне Восточный! На мотрисе поехали по железной дороге, хочу своими глазами посмотреть маршрут. Побывали на станциях Селихин и Эльдиган», – написал зампред российского правительства, отправляясь на осмотр реконструкции БАМа в Комсомольском районе.
Фото: @maratkhusnullin_
«Вместе с заместителем председателя правительства РФ Маратом Хуснуллиным осмотрели с высоты потенциальное место строительства второго Кузнецовского тоннеля. Это стратегически важный для экономики Дальнего Востока объект, предусмотренный в рамках расширения Восточного полигона РЖД. Напомню, что Кузнецовский тоннель находится на участке БАМа Оунэ - Высокогорная. Первоначально тоннель здесь был построен еще во время войны, новый сдан в эксплуатацию в конце 2012 года. Это позволило увеличить объемы отгрузки в направлении наших портов Ванино и Советская Гавань», – прокомментировал свое видео с борта вертолета врио губернатора Хабаровского края в Телеграм-канале «Пулемет Дегтярева».
Как объяснили в пресс-службе Дальневосточной железной дороги по итогам визита Марата Хуснуллина и руководства РЖД на Восточный полигон, во время поездки обсуждались вопросы строительства второго пути на всем протяжении линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино и перспективы электрификации участков Волочаевка-2 – Комсомольск-Сортировочный и Комсомольск-Сортировочный – Ванино. Завершить работы и запустить электровозы на этих направлениях планируется в 2024 году.
Путь в никуда?
Задачу ускорить работы по расширению пропускной способности Восточного полигона РЖД поставил Владимир Путин. В прошлом году по БАМу, по информации госмонополии, удалось перевезти 144 млн тонн грузов. К 2024 году этот показатель должен достичь 180 млн тонн.
«Я приехал посмотреть на развитие Восточного полигона по поручению президента Владимира Путина, как можно максимально ускорить сроки строительства и объемы перевозок. Потому что от этого зависит развитие экономики всей Сибири и Дальнего Востока», - сказал Марат Хуснуллин на встрече с Михаилом Дегтяревым.
По имеющейся информации, с модернизацией БАМа дела обстоят не так благополучно, как рапортует об этом РЖД. В прошлом году из сотни миллиардов рублей на эти цели 20 освоить не смогли – перенесли на год текущий. Понятное дело, коронавирус – рабочих рук не хватает. Ведь, как это признал в Хабаровске Марат Хуснуллин, все стройки в России нынче держатся на выходцах из братских республиках. И от того, как скоро эпидситуация позволит открыть границы, зависит реализация очень многих проектов, в том числе на БАМе. В конце 2019 года на высшем уровне заговорили о привлечении на Восточный полигон военных строителей. Именно они, главным образом, и построили нынешнюю ветку Байкало-Амурской магистрали по территории Хабаровского края. Минобороны даже проводило рекогносцировку местности, но пока о привлечении военных к стройке ничего не слышно.
«На самом деле расширения восточного хода на БАМе и прилегающих к магистрали ветках – дело чести для руководства госкорпорации РЖД. Только у меня складывается впечатление, что в верхах вопросы развития Дальнего Востока в целом по-прежнему остаются на самом деле интересными единственному человеку – президенту Владимиру Путину. Для российской же элиты все эти программы модернизации только лишь повод к освоению бюджетов, получения подрядов. Надо менять отношение элиты к БАМу, всему региону. Чтобы за всеми этими программами они видели живущих тут людей, - сказал в интервью EastRussia доктор экономических наук, профессор Вадим Заусаев. – В 90-х годах построенный в виде однопутки БАМ вдруг с высоких трибун назвали дорогой в никуда. Мол, это было ошибкой советского руководства прокладывать в тяжелейших условиях магистраль. Как бы история не повторилась. Но позвольте! Не было бы сейчас БАМа, нельзя было бы приступить к разработке богатейших угольных месторождений южной Якутии, того же Эльгинского».
При этом профессор Заусаев считает, что актуальность ускоренного развития Восточного полигона РЖД наглядно показала история с недавней закупоркой Суэцкого канала. Напомним, 23 марта огромный контейнеровоз Ever Given длиной 400 метро налетел на мель и почти на неделю перегородил движение на одном из ключевых на планете морских маршрутов из Азии в Европу и обратно. Убытки составили миллиарды долларов США.
«Да, есть еще Северный Морской путь. Но он пока находится на начальном этапе развития. Проводка судов ледоколами в любом случае дело дорогостоящее. Существующий же сухопутный коридор по Транссибу и БАМу мы пока используем недостаточно эффективно. Наш главный конкурент в этом Китай. На их железных дорогах через западные провинции страны, Казахстан и далее в Европу время прохождения грузами 10 тысяч километров составляет порядка 6 дней. У нас же это же расстояние преодолевают за 15-16 дней. И дело тут не только в отсутствии второго пути на БАМе. Транссиб же двухпутный и электрифицированный на всем своем протяжении. Может стоит подумать о повышении эффективности организации логистики, управления движением, ускорением процессов разгрузки-выгрузки?» – задается вопросом Вадим Заусаев.
Великий угольный путь
Как говорил по итогам своего осмотра Восточного полигона РЖД в Хабаровском крае зампред российского правительства Марат Хуснуллин, развитие БАМа невозможно без модернизации и расширения портовой инфраструктуры портов Ванинско-Совгаванского транспортного узла. Только вот многие жители прибрежных населенных пунктов на эти планы руководства страны смотрят со страхом за свое здоровье и благополучие.
На том же мартовском совещании, где прозвучали слова Владимира Путина о необходимости ускоренной модернизации Восточного полигона (на минуточку, сама встреча была посвящена развитию угольной промышленности), расширение БАМа увязали с необходимостью наращивать экспорт угля в страны АТР через Ванино и Советскую Гавань.
Фото: ОАО «РЖД»
«Поручаю правительству строго зафиксировать этапы строительства и параметры расширения БАМа и Транссиба. Вот в 2018 году как начали говорить – сейчас мы видим, проблемы есть, они сохраняются. И нужно сделать то, о чем сейчас сказал, с указанием пропускной и провозной способности не вообще всего, а отдельных участков, а также предельного веса грузового поезда до и после реализации проекта, - заявлял глава государства. - Также поручаю правительству представить дополнительные предложения по расширению восточного участка БАМа. Речь идет об увеличении вывоза угля из Якутии в восточном направлении. Прошу проработать механизмы финансирования этого проекта, включая возможности Фонда национального благосостояния, если это будет, конечно, необходимо. Во всяком случае, хочу сказать, что я против этого ничего иметь не буду».
Между тем, и в Ванино, и в Советской Гавани уже кипят нешуточные страсти вокруг планов уже работающих предприятий по перегрузке угля расширить производство. На общественных обсуждениях о планах компании «Дальтрансуголь» нарастить перевалку угля, местные экологические активисты выступили категорически против. В соцсетях действуют группы «Нет углю», «Стоп, терминал» и многие другие.
«Понимаете, угольная пыль у нас на побережье уже стала «притчей во языцех», мы устали жить с черным льдом, черными пляжами, черным воздухом. Пылит расположенный в черте Ванино морской порт, который просто не приспособлен для перевалки угля. Я сам там работаю, вижу, что никакие снеговые пушки не спасают», - говорит докер, руководитель Российской профсоюзной организации «Порта Ванино» и активист экологической инициативной группы Александр Егоров. «Дальтрансуголь» вроде бы занимается закрытой перевалкой угля. Да, действительно с вагонов его перегружают на конвейер в крытых цехах, но стакер, который перегружает уголь непосредственно в трюмы роторными ковшами в трюмы, все равно пылит. На противоположном берегу, куда со стороны «Дальтрансугля» направлены роза ветров, в любимой среди отдыхающих бухте Меньшикова весь берег черный от пыли. Нас тревожат планы властей и дальше наращивать перевалку угля на побережье Татарского пролива».
А планы множатся и конкретизируются – одним из итогов визита Марата Хуснуллина стал анонс появления второго моста у Комсомольска-на-Амуре в железнодорожном исполнении. «По мосту мы вчера во время объезда приняли решение, там был вариант строить мост совмещенный автомобильный и железнодорожный или только железнодорожный. Вчера мы приняли решение, что будем проектировать мост железнодорожный», - сказал Хуснуллин.
Сколько будет стоить полностью весь проект БАМ-2 стране, вице-премьер сказать пока затруднился.
«Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача в максимально короткие сроки расширить пропускные возможности полигона Восточный. Эту задачу будем проводить в два этапа. На первом сделаем больше разъездов, вставок пути. На втором – будем строить полноценный второй путь. Мероприятие это очень затратное. Говорить о точных суммах пока преждевременно, но речь будет идти о сотнях миллиардов рублей», сказал он.
Осталось только «уговорить Рокфеллера» – найти, где эти «сотни миллиардов» взять.
Корреспондент EastRussia еще раз побывал в Тынде, чтобы на месте выслушать все «за» и «против» в этой истории от ее непосредственных участников и местных жителей.
- Представляете, у нас часы на мэрии висели, так она их в ломбард сдала! – рассказывал нам водитель, крутя «баранку» по заснеженным и морозным улицам Тынды.
Таких «людоедских» баек об экс-мэре Марине Михайловой я услышал еще несколько. И все – исключительно от водителей. Впрочем, этому есть объяснение: камнем преткновения во всей этой только начавшейся, но уже громкой истории стала центральная улица 30-тысячного города – Красная Пресня.
Ее пару лет назад решили реконструировать - в 2024 году Байкало-Амурская магистраль отметит свое 50-летие. Тында, как столица БАМа, будет принимать гостей со всего мира, не исключен визит первого лица государства, поэтому – необходимо соответствовать. Из областного и федерального бюджетов было выделено 600 млн рублей, на эти деньги необходимо было заново заасфальтировать почти два километра дороги, а также провести благоустройство.
Есть улицы центральные
Красная Пресня – центральная улица Тынды, она отходит от федеральной трассы А-360 «Лена» и проходит практически через весь город. На ней расположены торговые центры, храм, полиция, четыре 16-этажки, которые считаются неофициальным символом «города посреди тайги», сама мэрия, а из окна градоначальника можно воочию наблюдать за ходом работ.
Сначала все шло бойко: техника, рабочие, объезды. Красная Пресня практически на всем своем протяжении имеет две проезжие части, разделенные «зеленым островком», на котором росли тенистые деревья. Каждая проезжая часть имеет по две полосы. Одним словом, нормальная такая широкая дорога. Так вот по всей Красной Пресне сняли асфальт, деревья на «островке» и вдоль обочины спилили, а потом «что-то пошло не так».
Так сейчас выглядит Красная Пресня
- Все расковыряли, пылища, город раком встал. Кому такое понравится? – сетовал наш водитель в Тынде. – А деньги разворовали! А этого нельзя было делать, ведь к стройке такое внимание пристальное, юбилей БАМа на носу!
Строительный период в Тынде начинается в мае, поэтому реконструкцию Красной Пресни разделили на два этапа: демонтаж и монтаж. Второй этап должен был завершиться осенью 2022-го, чего, к сожалению горожан, не случилось. Тогда прокуратура назначила проверку, которая выявила ряд нарушений, вылившихся в уголовные дела.
Дела судебные
Сначала был арестован руководитель подрядной организации - ООО «Карьер-А». В декабре мэр Тынды Марина Михайлова добровольно сняла с себя полномочия градоначальника, а через несколько дней ее арестовали и поместили в СИЗО Благовещенска.
- Орган предварительного следствия вменяет в вину Михайловой приемку и оплату фактически отсутствующих материалов на сумму более 131 млн рублей, - рассказал EastRussia адвокат, ведущий дело экс-мэра, Каро Жамкочан. - Вместе с тем, в первоначально предъявленном обвинении нет ссылки на подписание ею актов выполненных работ формы КС-2, как способа совершения преступления.
По словам Каро Жамкочаня, из обвинения следует, что Михайлова дала устные незаконные указания подчиненному принять и оплатить не результаты выполненных работ, а строительные материалы, и в последующем без фактической проверки она приняла данные материалы.
Собственно, вокруг этих стройматериалов, которые завозили для дальнейшего ремонта, и крутится вся история: обвинение уверено, что «заплатили за воздух» - никакие материалы никто не завозил, защита вообще настаивает на том, что в ее непосредственные обязанности не входила приемка товаров и выполненных работ на объекте капитального ремонта.
- Данный объект курировал один из ее заместителей, который докладывал ей о наличии строительных материалов и о необходимости их оплаты. Также была организация, осуществляющая строительный контроль на указанном объекте, - подчеркивает Каро Жамкочан.
Кстати, на допросе Марина Михайлова заявила, что подпись в актах выполненных работ формы КС-2 – не ее. Сейчас защита подала ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.
Дом в Анапе
Тында, хоть и большой по дальневосточным меркам городок, но все же маленький – все друг про друга в курсе, все всё знают. Ну, или думают, что знают.
Когда арестовали Михайлову, горожане со знанием дела стали говорить, что за несостоявшийся, но оплаченный ремонт Красной Пресни (вернее, части ремонта) Михайловой подрядчик через другую компанию построил в Анапе домик у моря. И, мол, она ездили проверять ход строительства во время отпуска. Так это или нет – предстоит выяснить следствию.
- Марина Михайлова - женщина сильная и будет до конца бороться за свое честное имя, - подытожил адвокат Каро Жамкочан. - Всем тындинцам и неравнодушным гражданам, которые переживают и поддерживают ее, она просила выразить слова искренней благодарности.
Тем временем, ремонтом Красной Пресни займется другой подрядчик – АО «Асфальт». Эдакая палочка-выручалочка областного значения, которая не раз была задействована на сложных и проблемных объектах. То, что реконструкция Красной Пресни теперь будет проходить в «ручном режиме» анонсировал губернатор Приамурья Василий Орлов. Активные работы должны начаться уже в мае, до этого времени подрядчику предстоит закупить и завезти необходимый материал. Контрольный срок завершения работ на объекте – 1 сентября 2023 года.
Красная Пресня. Когда-то деревьев здесь было раза в два больше
Не везет нам с мэрами…
Марина Михайлова стала мэром Тынды в результате прямых выборов осенью 2018 года. Нового главу теперь будут выбирать в 2023-м. Первые претенденты уже появились, но активная избирательная кампания пока не началась, на кого и на что будет сделана ставка – неясно.
- А вообще нам с мэрами не везет! – продолжает свой рассказ наш водитель. - Один, как Ельцин себя вел, пил на рабочем месте – доходило до того, что он все светофоры «пропил» - демонтировал под предлогом того, что они устарели, и продал в «Нюрку» (город Нерюнгри в соседней Якутии, расположенный в 200 километрах на север от Тынды – ER).
Аэропорт Нерюнгри («Нюрка»)
- А хорошие-то были мэры? – спрашиваю его.
- Были. Марк Шульц. При нем мы хорошо жили.
Марк Шульц был мэром Тынды дважды – с 1992 по 2004 годы, и с 2008 по 2012 годы. Умер на своем посту. На здании мэрии ему одному установлена памятная табличка.
- К нам Путин приедет! – это одна из первых фраз, которую я услышал, когда мы только приехали в Тынду. Предположение имеет под собой почву: в столице БАМа уже сейчас вовсю готовятся к 50-летию Байкало-Амурской магистрали – юбилей случится летом 2024 года, но к торжественной дате предстоит сделать многое, как это водится в нашей стране: где-то что-то подкрасить, подлатать, а то и вовсе решить старые закоренелые проблемы. Чем живет город посреди тайги – мы пытались понять за сутки, что там провели.
Авиа vs. ж/д
В «город железнодорожников», «столицу БАМа» из Хабаровска сегодня попасть проще всего… по воздуху. Субсидируемые тарифы в действии: билет в Тынду можно купить за 2,5 тысячи рублей. Правда, его практически нельзя сдать или обменять, и лететь придется или на Ан-24, или на L-410, но это все равно быстрее и удобнее, чем больше суток на поезде или машине (хотя есть товарищи, которые проезжают 1300 километров за 11-12 часов). Примечательно, что рейсы выполняет АК «Ангара» (Ан-24) или «Сибирская легкая авиация» («СиЛа», L-410) – партнёры единой дальневосточной авиакомпании «Аврора».
По пути в Тынду и обратно самолет на часок садится в Благовещенске. Билет Тында – Благовещенск стоит четыре тысячи, поэтому многие берут тот самый – субсидируемый – за 2,5 до Хабаровска, но выходят в Благовещенске.
Объявление в аэропорту Тынды
Подлетая к Тынде, ничего, кроме сопок и хвойных деревьев, не увидишь – город реально посреди тайги находится, да и сам аэропорт в 20 километрах от него.
Аэропорт Тынды
Пока пассажиров ведут по «бетонке» к зданию аэровокзала, можно оценить масштабы строительства: трехэтажное здание по площади сравнимо с вокзалом в Благовещенске. Вот только сотовой связи в аэропорту нет.
Тында посреди тайги или тайга посреди города
Через Тынду проходит федеральная трасса «Лена», ведущая в Якутск и далее в Магадан. Это благоприятно сказывается на продовольственном обеспечении: в Тынде давно распробовали якутскую рыбу – омуль, чир, а также качественное забайкальское мясо, которое десятками тонн везут на север.
Но ни автотранспорт, ни авиация, конечно же, не вытеснят железную дорогу. Тында был, есть и будет городом железнодорожников до «мозга костей». Железная дорога – главный работодатель, налогоплательщик и двигатель всего. Кстати, переориентация грузовых потоков здесь особенно ощущается: вся «Тында-грузовая» забита составами – лес, контейнеры. Местные подтверждают – работы в этом году стало заметно больше.
Дым из трубы
Как и любой город, Тында издалека угадывается по дымящимся трубам: в ноябре здесь уже снега по колено, -14, но по ощущениям вполне комфортно. Дым из трубы – результат работы местной котельной, хотя, по сути, это полноценная мини-ТЭЦ. Здесь работают почти 500 человек, многие из которых трудятся десятилетиями, есть и свои рабочие династии.
Кстати, она частная – в свое время ее передали от железной дороги муниципалитету, а город заключил концессионное соглашение. Теперь тепло и горячая вода (кстати, круглый год! Таким, к примеру, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский похвастаться не могут) – в руках ООО «ЖДК-Энергоресурс». Чтобы жители быстрее запомнили, на трубе ночью загораются огромные зеленые буквы ЖДК.
Топят котлы углем Нерюнгринского месторождения, в самые лютые морозы, когда доходит до -55, сжигают по 25 вагонов. От этого в округе много угольной пыли и сажи, поэтому «голубая мечта» мэра Тында – перевести котельную на «голубое топливо».
- Мы уже давно мечтаем газифицировать нашу котельную. Дело в том, что отдельные семьи платят до 15 тысяч рублей за теплоснабжение. Плюс выбросы в воздух вредных веществ от угольной котельной. Поэтому и мы, и «ЖДК-Энергоресурс» надеемся на то, что придет газ на нашу котельную, у нас тепло станет гораздо дешевле, экологичнее и это даст импульс к развитию новых производств в нашем городе, - делится своими мечтами мэр Тынды Марина Михайлова.
Мечты и планы
А еще мэр мечтает о том, что к юбилею БАМа наконец-то смогут завершить переселение из ветхого и аварийного жилья. В бараках до сих живут 1 097 семей, в том числе, и первостроители магистрали. Многие, конечно, уехали, но ветеранов БАМа в Тынде еще достаточно: входят в общественный совет, участвуют в жизни города, который когда-то сами строили.
Памятник первостроителей(ям)
Возводили, кстати, по проекту «Мосгидротранса»: удобная компоновка улиц и широкие проспекты, а еще доминанты в виде четырех 16-этажек на Красной Пресне – их даже иногда используют в качестве визуализации логотипа города.
Неофициальный символ Тынды: 16-этажки на Красной Пресне
Вот только городскую ливневку не сделали. И теперь это – еще одна «хотелка» к юбилею. Уже, кстати, нашли подрядчика на проектно-сметную документацию.
Красная Пресня
- Но Тында не выглядит запущенным городком, - говорю я Марине Михайловой.
- Мы видим наш город изнутри, - парирует мэр.
Здесь воедино сплелись советское наследие, православный новодел и суровая реальность.
Вообще, надо отдать должное, местные власти не сидят, сложа руки. Уже два раза становились победителем во всероссийских конкурсах среди малых городских поселений. Теперь вот ждут приз в 85 млн рублей, их потратят на ремонт и благоустройство парка.
Тында спортивная
А еще каток залили. Спустя два года простоя заработал горнолыжный спуск «Усть-Корал». Запустить заново спортивный объект помогла единая субсидия от Минвостокразвития России. В футбол между собой трудовыми коллективами играют.
Мэрия Тынды
Есть даже свои спортивные звезды всероссийского масштаба. К примеру, Сергей Шалыгин – предприниматель, владелец сети местных магазинов «Флагман».
На баннерах почему-то указан 1975 год
Уже больше 10 лет он на своей старенькой «восьмидесятке» (Toyota Land Cruiser в 80-м кузове) наряду со звездами автоспорта мирового уровня участвует в Silkway rally – это гонка серии Dakar. Из-за COVID-19 гонки встали на паузу, а Сергей, чтобы не терять форму (речь даже не про физическую) освоил параплан: отучился в Иркутске и теперь «ловит ветер», сигая с сопки и паря над Тындой.
Сергей Шалыгин (в красной футболке)
Тында культурная
Мэр Тынды Марина Михайлова раньше работала журналистом, поэтому про «информирование населения» знает не понаслышке, сама ведет Telegram-канал.
Из него узнаю про общественный совет, где встречаю знакомую фамилию - Александр Кулак. Это лидер рок-группы «Azazello».
CD группы "Azazello". Фото adream55
Классический пример, когда группа больше известна за пределами своей родной страны, музыканты выпустили с десяток альбомов, в том числе на французском лейбле Musea Records, а за океаном распространением их материала занимается американская компания Melodic Revolution Records.
Праздник к нам приходит
Будет ли Кулак выступать в честь 50-летия БАМа? Пока неясно, программа только верстается. Но она уже обширная: федеральная, областная, городская, у минтранса своя, отдельная. Правительством Российской Федерации утвержден образец медали «За верность БАМу».
- Думаю, что Тында - обновленная, красивая, сияющая будет встречать гостей и радовать всех нас. И да, мы ждем первое лицо государства, это ведь большой государственный праздник, - резюмирует наш разговор Марина Михайлова.
Корреспондент EastRussia еще раз побывал в Тынде, чтобы на месте выслушать все «за» и «против» в этой истории от ее непосредственных участников и местных жителей.
- Представляете, у нас часы на мэрии висели, так она их в ломбард сдала! – рассказывал нам водитель, крутя «баранку» по заснеженным и морозным улицам Тынды.
Таких «людоедских» баек об экс-мэре Марине Михайловой я услышал еще несколько. И все – исключительно от водителей. Впрочем, этому есть объяснение: камнем преткновения во всей этой только начавшейся, но уже громкой истории стала центральная улица 30-тысячного города – Красная Пресня.
Ее пару лет назад решили реконструировать - в 2024 году Байкало-Амурская магистраль отметит свое 50-летие. Тында, как столица БАМа, будет принимать гостей со всего мира, не исключен визит первого лица государства, поэтому – необходимо соответствовать. Из областного и федерального бюджетов было выделено 600 млн рублей, на эти деньги необходимо было заново заасфальтировать почти два километра дороги, а также провести благоустройство.
Есть улицы центральные
Красная Пресня – центральная улица Тынды, она отходит от федеральной трассы А-360 «Лена» и проходит практически через весь город. На ней расположены торговые центры, храм, полиция, четыре 16-этажки, которые считаются неофициальным символом «города посреди тайги», сама мэрия, а из окна градоначальника можно воочию наблюдать за ходом работ.
Сначала все шло бойко: техника, рабочие, объезды. Красная Пресня практически на всем своем протяжении имеет две проезжие части, разделенные «зеленым островком», на котором росли тенистые деревья. Каждая проезжая часть имеет по две полосы. Одним словом, нормальная такая широкая дорога. Так вот по всей Красной Пресне сняли асфальт, деревья на «островке» и вдоль обочины спилили, а потом «что-то пошло не так».
Так сейчас выглядит Красная Пресня
- Все расковыряли, пылища, город раком встал. Кому такое понравится? – сетовал наш водитель в Тынде. – А деньги разворовали! А этого нельзя было делать, ведь к стройке такое внимание пристальное, юбилей БАМа на носу!
Строительный период в Тынде начинается в мае, поэтому реконструкцию Красной Пресни разделили на два этапа: демонтаж и монтаж. Второй этап должен был завершиться осенью 2022-го, чего, к сожалению горожан, не случилось. Тогда прокуратура назначила проверку, которая выявила ряд нарушений, вылившихся в уголовные дела.
Дела судебные
Сначала был арестован руководитель подрядной организации - ООО «Карьер-А». В декабре мэр Тынды Марина Михайлова добровольно сняла с себя полномочия градоначальника, а через несколько дней ее арестовали и поместили в СИЗО Благовещенска.
- Орган предварительного следствия вменяет в вину Михайловой приемку и оплату фактически отсутствующих материалов на сумму более 131 млн рублей, - рассказал EastRussia адвокат, ведущий дело экс-мэра, Каро Жамкочан. - Вместе с тем, в первоначально предъявленном обвинении нет ссылки на подписание ею актов выполненных работ формы КС-2, как способа совершения преступления.
По словам Каро Жамкочаня, из обвинения следует, что Михайлова дала устные незаконные указания подчиненному принять и оплатить не результаты выполненных работ, а строительные материалы, и в последующем без фактической проверки она приняла данные материалы.
Собственно, вокруг этих стройматериалов, которые завозили для дальнейшего ремонта, и крутится вся история: обвинение уверено, что «заплатили за воздух» - никакие материалы никто не завозил, защита вообще настаивает на том, что в ее непосредственные обязанности не входила приемка товаров и выполненных работ на объекте капитального ремонта.
- Данный объект курировал один из ее заместителей, который докладывал ей о наличии строительных материалов и о необходимости их оплаты. Также была организация, осуществляющая строительный контроль на указанном объекте, - подчеркивает Каро Жамкочан.
Кстати, на допросе Марина Михайлова заявила, что подпись в актах выполненных работ формы КС-2 – не ее. Сейчас защита подала ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.
Дом в Анапе
Тында, хоть и большой по дальневосточным меркам городок, но все же маленький – все друг про друга в курсе, все всё знают. Ну, или думают, что знают.
Когда арестовали Михайлову, горожане со знанием дела стали говорить, что за несостоявшийся, но оплаченный ремонт Красной Пресни (вернее, части ремонта) Михайловой подрядчик через другую компанию построил в Анапе домик у моря. И, мол, она ездили проверять ход строительства во время отпуска. Так это или нет – предстоит выяснить следствию.
- Марина Михайлова - женщина сильная и будет до конца бороться за свое честное имя, - подытожил адвокат Каро Жамкочан. - Всем тындинцам и неравнодушным гражданам, которые переживают и поддерживают ее, она просила выразить слова искренней благодарности.
Тем временем, ремонтом Красной Пресни займется другой подрядчик – АО «Асфальт». Эдакая палочка-выручалочка областного значения, которая не раз была задействована на сложных и проблемных объектах. То, что реконструкция Красной Пресни теперь будет проходить в «ручном режиме» анонсировал губернатор Приамурья Василий Орлов. Активные работы должны начаться уже в мае, до этого времени подрядчику предстоит закупить и завезти необходимый материал. Контрольный срок завершения работ на объекте – 1 сентября 2023 года.
Красная Пресня. Когда-то деревьев здесь было раза в два больше
Не везет нам с мэрами…
Марина Михайлова стала мэром Тынды в результате прямых выборов осенью 2018 года. Нового главу теперь будут выбирать в 2023-м. Первые претенденты уже появились, но активная избирательная кампания пока не началась, на кого и на что будет сделана ставка – неясно.
- А вообще нам с мэрами не везет! – продолжает свой рассказ наш водитель. - Один, как Ельцин себя вел, пил на рабочем месте – доходило до того, что он все светофоры «пропил» - демонтировал под предлогом того, что они устарели, и продал в «Нюрку» (город Нерюнгри в соседней Якутии, расположенный в 200 километрах на север от Тынды – ER).
Аэропорт Нерюнгри («Нюрка»)
- А хорошие-то были мэры? – спрашиваю его.
- Были. Марк Шульц. При нем мы хорошо жили.
Марк Шульц был мэром Тынды дважды – с 1992 по 2004 годы, и с 2008 по 2012 годы. Умер на своем посту. На здании мэрии ему одному установлена памятная табличка.