Зампред, министра сельского хозяйства и продовольствия правительства Бурятии Галсан Дареев стал фигурантом уголовного дела. Его подозревают в превышении полномочий.
Как сообщает пресс-служба УМВД по Республике Бурятия, сейчас решается вопрос об избрании меры пресечения.
Ранее были установлены факты неоднократного превышения чиновником должностных полномочий из корыстных целей.
Других подробностей пока нет.
Как сообщает Интерфакс, ранее в Минсельхозе Бурятии произошли кадровые перестановки, в том числе из-за утраты доверия. Своих кресел лишились два заместителя министра.
Решение было из-за нарушения антикоррупционного законодательства. Сам Дареев тогда уходил в длительный отпуск.
Заседание Дальневосточного бассейнового научно-промыслового совета с участием главы Росрыболовства Ильи Шестакова состоялось во Владивостоке 28 ноября. Участники обсудили проблемы путины 2024 года, которая стала самой неудачной за последние 20 лет.
Беспокоит экспертов и ситуация с добычей трески – эффективность промысла в Беринговоморской зоне снижается вместе с биомассой. На этом фоне научное сообщество предложило радикальные меры по ограничению объёмов вылова.
Итоги путины в 2024 году оказались значительно ниже прогнозных ожиданий, подчеркнул Илья Шестаков, предваряя заседание. Так, вылов тихоокеанских лососей составил около 235 тысяч тонн и это на 27% ниже прогнозной оценки. Росрыболовство поручило разобраться в причинах несоответствия.
Прогноз по лососёвым был на уровне 320 тысяч тонн, сообщил в своём докладе директор государственного научного центра ВНИРО Кирилл Колончин.
Отраслевая наука сформировала региональные стратегии промысла лосося, которые были всесторонне рассмотрены в дальневосточных регионах. Учёные исследовали около 2 млн километров акватории в рамках научного сопровождения путины. Съёмки выполнялись силами 43 специалистов с научных бортов.
Однако расчёты не подтвердились. Прогнозы по кете не оправдались ни в одном из промысловых районов Камчатского края, где выловлено 130,76 тыс. тонн лососевых. А в Сахалинской области добыча стала наименьшей с 2001 года. Всего сахалинские рыбаки выловили 53,58 тыс. тонн.
В Хабаровском крае объём добычи тихоокеанских лососей превысил показатели предыдущих пяти лет и составил 39,99 тыс. тонн. Тем не менее, ни по одному из объектов промысла региональный вылов не достиг прогнозных величин.
В Магаданской области в 2024 году добыли около 9 тысяч тонн лососевых. Это исторический максимум для региона. Но на общую статистику он повлиял мало.
Второй год подряд не оправдались прогнозы вылова в Чукотском автономном округе, где выловлено 0,308 тонн лососевых. Из них 60 тонн кеты и 5 тонн горбуши.
Одной из причин провальной пути докладчик назвал потепление климата.
«Среднемесячная и среднегодовая температуры достигают рекордных значений. Ожидается, что 2024 год станет самым теплым за весь период. Прирост температуры в Арктике составил 2,3 градуса, что повлияло на снижение площади морского льда на 42 процента. Изменение гидрологического режима нерестовых рек спровоцировало специфические факторы, снижающие выживаемость поколений лососей – дождевой паводок и раннее и мощное весеннее половодье, с которым связан миграция молоди», — сообщил Кирилл Колончин.
К примеру, на выживаемость чукотских лососей, вернувшихся на нерест в 2024 году, негативное влияние оказали дождевые паводки в период нереста родительского стада.
По словам докладчика, региональная перестройка климата – это главная причина деградации кеты и горбуши в Чукотском автономном округе.
Из-за изменений гидрологического режима рек снизились уловы тихоокеанских лососей в арктических промысловых районах Аляски. В 2024 году здесь суммарно добыли 9 тонн кеты и 3 тонны горбуши – 1 и 4 процента от прогнозных ожиданий.
Потепления климата привело к тому, что перегрев поверхности океана охватил более половины нагульных акваторий камчатской горбуши и практически всю нагульную акваторию сахалинской и прочих стад горбуши. При этом вопреки ожиданиям современное потепление происходит не за счет расширения перегретых вод в восточной части Северной Пацифики, а наоборот, вследствие их притока из юго-западной части Тихого океана.
«В целом, лососевая путина этого года подтвердила тренд на снижение запасов тихоокеанских лососей, а также показала необходимость усиления региональных стратегий и работы для предупреждения негативных изменений в сроках и динамике миграции лосося», — заключил докладчик.
В то же время у регионов возникают вопросы к регулированию промысла.
«В Сахалинской области общий вылов составил 63 процента от прогнозного, при этом в период путины возникали определенные сложности регулирования промысла, связанные с поступлением рекомендаций по добыче без научных обоснований, — рассказал заместитель министра по рыболовству Сахалинской области Тимофей Чайкин. — Из-за этого приходилось тратить больше времени на решение спорных моментов, что повлияло на оперативность промысла и в последующем стало основанием для предъявления исков рыбопромышленников к органам власти».
Тимофей Чайкин попросил Илью Шестакова дать поручение проанализировать итоги комиссии по регулированию анадромных видов рыб, чтобы в 2025 году таких недопониманий не возникало.
Ассоциация рыбопромышленников Чукотского автономного округа заявила о проблеме браконьерства и нехватке инспекторов Рыбоохраны на территории региона.
«Часто это люди, не знающие местности, не имеющие оружия, чтобы защитить себя. Мы полагаем, что есть смысл создать специальный центр компетенций для подготовки таких инспекторов, которые едут в другой регион», — обратился к Илье Шестакову представитель ассоциации.
На это глава ведомства отметил, что решить проблему будет сложно.
«Если необходимо оружие, надо будет рассмотреть этот вопрос. Что касается количества инспекторов Рыбоохраны, хочу проинформировать, что в следующем году ожидается снижение численности (…) еще на 10 процентов, поэтому количество инспекторов по любому сократится. Мы и так отрываем их от центральных регионов, чтобы отправить на путину», —прокомментировал Илья Шестаков.
Заседание продолжило обсуждение охотоморской минтаевой путины. В целом, отраслевое сообщество позитивно оценивает ситуацию. Хотя численность минтая в Охотском море снижается, это не должно вызвать критических последствий, так как появилось поколение 2021 года, которое в 2026-0227 году вступит в промзапас и поддержит выбывающее поколение старшей возрастной группы.
Единственное, что беспокоит ученых, это увеличение доли перелова. Если в прошлом году средневзвешенный перелов минтая составил 16%, то в 2024 году достиг 20%. Тем не менее, к нарушениям правил рыболовства это отношения не имеет.
Хуже обстоит ситуация с выловом тихоокеанской трески. Первичная оценка биомассы этого объекта промысла в 2024 году составила 111-113 тыс. тонн. Показатель низкий для последних десятилетий.
В 2023-2024 гг. в восточной части Берингова моря биомасса трески уменьшилась с 620 до 501 тыс. тонн. Снизились запасы и в западной части.
«Ожидать, что в ближайшее время мы получим запасы, которые позволят обеспечить вылов более 100 тысяч тонн, не приходится. Но говорить об удержании величины запаса на каком-то стабильном уровне можно вполне», — отметил руководитель Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО) Алексей Байталюк.
Снижение численности тихоокеанской трески связано с изменчивостью акватории холодных лаврентийских водных масс, которые ограничивают распространение скоплений биоресурсов из восточной части Берингова моря. Также влияет на промысел неустойчивость запаса локальных группировок в западной части.
Чтобы сохранить биоресурсы, научное сообщество выдвинуло радикальные предложения. Это установление в 2025 году полного запрета на добычу трески донным тралом, снюрреводом и донным ярусом в январе-марте — в период формирования преднерестовых и нерестовых скоплений.
«Главная наша цель — сохранить нерестилища, чтобы никоим образом не нарушалась жизнедеятельность личинок», — акцентировал докладчик.
Ещё одно предложение — установить в 2025 году запрет на рыболовство всеми орудиями с 1 января по 15 апреля в локальных районах Берингова моря, а именно на нерестилищах. При этом Алексей Байталюк отметил, что соблюсти ограничения по локальным участкам крайне сложно из-за проблем с их администрированием. Соответственно, самыми эффективными могут стать максимально жёсткие меры — никакого вылова, спецвылова и прилова.
Инициатива вызвала широкий резонанс среди рыбопромышленников. Директор рыболовецкого колхоза «Восток-1» Александр Сайфулин озвучил свою позицию по данному вопросу.
«Наше предприятие специализируется на глубоководном промысле макруруса, в частности, в Беринговом море. Считаю, что полное ограничение ярусного лова — это избыточная мера, потому что макрурус никак не пересекается с треской. Эти виды обитают на разных глубинах и сосредоточены в разных районах промысла. Наше предложение — ограничить ярусный промысел именно в отношении трески», — обозначил он.
Многие коллеги поддержали Александра Сайфулина. Не стоит запрещать ярусный промысел объектов, которые никак не относятся к нерестилищам трески, считают отраслевики. Это, к примеру, может ударить по добыче камбалы и минтая в Камчатском крае, которые так же обитают на глубине до 100 метров.
«Касательно трески — услышал позицию. Она имеет место быть. Посмотрим, возможно ли сделать это через приказ — проконтролировать вылов на локальных участках», — прокомментировал Илья Шестаков.
Ввести ограничения так же предлагают в отношении сельди. Ученые выступили за то, чтобы с 1 июня по 30 сентября 2025 года запретить промышленное рыболовство сельди тихоокеанской всеми орудиями и способами в Западно-Беринговоморской зоне. Все предложения рассмотрят на следующем заседании совета.
При этом в общероссийских масштабах объём добычи по итогам 2024 года прогнозируется на уровне 5 млн тонн. По словам Ильи Шестакова, за последние 6 лет это среднегодовой показатель. Даже неудачная лососевая путина не повлияла на него кардинально. Выловленных объёмов хватит и для внутреннего, и для внешнего рынка.
Хабаровский край не только родина китов и самолётов, но и кузница талантливых аниматоров. Здесь уже третий год подряд проводится единственный в ДФО фестиваль анимационного кино «Анимур», на который свои работы присылают студии со всего мира. При этом анимация считается одним из самых трудоёмких видов креативных индустрий, ведь для того, чтобы оживить одного персонажа нужно много людей. Почему этот вид киноискусства популярен в регионе, как он развивается и станет ли «Анимур» одной из точек притяжения событийного туризма — выясняло EastRussia.
В Хабаровском крае работают две студии анимации «Мечталёт» (Хабаровск) и «Зеленые камнеежки» (Комсомольск-на-Амуре). Об уровне их мастерства говорит тот факт, что у комсомольчан в 2025 году на стриминговую платформу выйдет сериал для подростков про инопланетян «Абдукция» и его увидят по всей стране. «Мечталёт», который был основан в 2018 году, имеет в своем арсенале мультфильм для детей про тайную жизнь детских рюкзачков «Спина к спине». Он вышел в 2020 году и уже известен далеко за пределами Хабаровска. Так, например, с этого года он выходит на государственном телеканале Македонии — Macedonian Radio Television.
Легендарный «Союзмультфильм» уже давно дружит с «Мечталётом», консультирует по проектам и обдумывает более плотное сотрудничество. В этом году генеральным партнёром фестиваля «Анимур» стал как раз-таки «Союзмультфильм». Ключевые специалисты студии лично прилетели в Хабаровск.
— Очень приятно, что анимация развивается именно здесь такими большими темпами, как нам кажется. Для «Союзмультфильма» это важно, потому что это помогает развитию всей анимационной индустрии. Пока она очень небольшая. И для того, чтобы развиваться и создавать конкурентоспособную продукцию не только в России, но и на международных рынках, мы должны растить саму индустрию, — рассказала креативный директор студии «Союзмультфильм» Мария Савиных.
По мнению московских экспертов, дальневосточная анимация уникальна в своем роде, так как она сочетает в себе традиционную советскую мультипликацию и восточное художественное влияние. К слову, многие аниматоры – фанаты аниме и с этого начался их путь в этот вид искусства.
11 января 2024 года в ходе рабочей поездки в Хабаровский край Президент России Владимир Путин посетил «Мечталёт», после чего поручил Минкультуры России рассмотреть возможность оказания содействия студии, а Правительству России — поддержать «Анимационный кластер Хабаровского края».
В этом году на «Анимуре» на больших экранах хабаровского кинотеатра «Гигант» экранах показали 195 фильмов из 27 стран мира. Фестиваль завоевал доверие творческой среде и привезти из Хабаровска «Мультоскар» в виде дракона стало престижным.
Гран-при фестиваля досталось работе «Руслан и Людмила» российского режиссера Матвея Лашко. По сюжету новоиспеченные жених и невеста борются с врагами прямо во время свадьбы. К слову, старославянский сеттинг очень популярен в последнее время у аниматоров. Эксперты объясняют это возрастающим интересом к своим корням и истории.
В этом году «фишкой» фестиваля «Анимур» стало голосование народного жюри и тут выбор пал на якутский анимационный фильм «Мунха». Республика славится не только кинематографом, но и анимацией. Во многом раскрыться талантам помогает господдержка региона — открыт креативный кластер «Квартал труда» с льготными условиями для резидентов, есть указ Главы об увеличении количества минут анимации. С другой стороны, есть просто живой интерес к этому у творческих ребят, поскольку надо как-то выразить себя, и анимация (как и кино) — это один из способов. Так в анимацию приходят ребята со школьной скамьи.
— У нас есть частный благотворительный фонд «Синет Спарк», у которого есть грант «Сахавуд» для киношников. Мы от нашей студии подавались туда в 2022 году, и были, по-моему, чуть ли не единственной анимацией. Когда мы пришли на питчинг в 2023 году, уже было 7 проектов по анимации, самых разных — от хорроров и арт-хауса и до сказок, от любительского уровня до профессионального. Мне кажется, это отлично демонстрирует рост заинтересованности, — говорит Анна Борисова, зам директора анимационной студии «Тундра».
Главный зритель «Анимура» — молодёжь. На показы, лекции и мастер-классы приходило так много интересующихся, что некоторым порой приходилось сидеть на ступеньках. Хабаровские школьники целенаправленно выбирают профессии, связанные с анимационным искусством. Тренд стал настолько явным, что в этом году на базе Хабаровского краевого колледжа искусств открылась школа креативных индустрий. Это образовательный центр, в котором в том числе есть студии создания анимации и 3D графики.
Кроме того, в рамках «Анимура» киностудия «Союзмультфильм» и Тихоокеанский государственный университет заключили меморандум о сотрудничестве в сфере подготовки кадров для анимационной индустрии. Это значит, что студентов будут обучать анимации, в стенах вуза будут проходить конференции, семинары, мастер-классы. Самые талантливые смогут проходить стажировки на киностудии «Союзмультфильм».
Также есть идея создать программу культурного обмена с Китаем, международные кросс-стажировки, но этот вопрос пока прорабатывается.
Но одно дело овладеть инструментарием и профессиональными навыками аниматора, нужны ещё креативные идеи, которые лягут в основу сюжета. И, кажется, с этим у хабаровчан проблем нет. На прошедшем «Анимуре» состоялся «НЕпитчинг» (денег там не давали, в остальном все было по-настоящему). Авторы за четыре минуты рассказывали московским экспертам из «Союзмультфильма» о своих проектах и получали обратную связь. Например, театральный режиссер Евгений Давыденко хочет сделать весёлый и добрый мультсериал о семейке Гоблинсов. Девушки-студентки из студии «След» создают проект «Инконнект», который расскажет младшим школьникам про интернет 2000-х. Никита Сличный из «Мечталёта» задумался над созданием сериала на тему Древней Руси «В ѣдь и Рат» в стиле приключенческого экшена.
Эксперты отметили, что многие проекты хабаровчан отвечают потребностям рынка. Как рассказали представители «Союзмультфильма», в тренде сейчас технологически развитое кино с большим количеством графики спецэффектов. Плюс появился зрительский запрос на 3D-анимацию и сериалы для подростков. Кстати, студия из Комсомольска-на-Амуре сейчас занимается созданием такого сериала. Он посвящен теме пришельцев и различных конспирологических теорий и носит название «Абдукция». К слову, продуктом уже заинтересовалась популярная стриминговая платформа и в 2025 году сериал увидит весь мир.
Если говорить о поддержке, то её пока не так много как хотелось бы, но она есть и это главное. Например, студии «Зеленые камнеежки» предоставили помещение в Доме молодежи для работы и обучения школьников.
— Нам помог очень Дом Молодежи. Нам предоставили помещение с социальной арендой, плюс идет мощная информационная поддержка, благодаря которой наш бренд стал сильным и узнаваемым. Кроме того, нас финансово поддерживают поклонники нашего творчества. Нас очень выручают донаты, — говорит руководитель студии анимации «Зеленые камнеежки» Марина Небожатко.
Аниматоры в Хабаровском крае уверены, что все изменится к лучшему. Как показывает практика, если автор серьезно «заряжен», верит в свой проект, то он рано или поздно находит деньги и нужных людей для воплощения своего проекта в жизнь. Хабаровчане намерены представлять свои проекты на питчингах и подаваться на гранты, чтобы получить финансирование. Кстати сделать это на Дальнем Востоке будет проще — 20 ноября в краевом центре откроется филиал Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) и многие вопросы, связанные с грантовой поддержкой, можно будет решать быстрее.
В «Анимуре» 2024 приняли участие более 7,5 тысячи человек, включая жителей и гостей региона. Как говорят в краевом минтуризма, благодаря фестивалю растет туристическая привлекательность Хабаровска и края в целом. Это видно даже по числу заявок: если на первый «Анимур» прислали 1,2 тыс. заявок, то в 2024 году их уже 2,3 тыс.
– Мы провели небольшую аналитику, которая показывает прирост заявок и расширение географии в жюри. Это для нас является приятным показателем. В качестве инструмента мы используем геотаргетинг, плюс к нам стекаются данные, которые озвучивают туристы по границе, с какой они прибыли в город, – отметила начальник отдела медиа-сопровождения туристического-информационного центра Ксения Кузнецова.
В качестве поддержки дальневосточным аниматорам готовы предоставить площадку визит-центра Амурский утёс. Если, конечно, авторы заинтересованы в том, чтобы другие зрители увидели их работы. Показ мультфильмов от студий края в одной из главных достопримечательностей Хабаровска будет работать на усиление туристического магнита под названием «Анимур».
Те, кто был на фестивале впервые, наверняка расскажут впечатления друзьям и единомышленникам. Не исключено, что это замотивирует приехать в Хабаровск новых гостей, как это сделал генеральный продюсер Всероссийского фестиваля анимационного кино в Альметьевске Розалин Каримов.
– Я приехал как друг фестиваля, преодолел путь в 10 тыс. километров. «Анимур» – это самый крайний фестиваль России. Мы разместим посты в наших социальных сетях, чтобы привлечь к нему внимание. Возможно, кто-то на следующий год захочет приехать лично, – поделился Розалин Каримов.
На Дальнем Востоке наблюдается сокращение сельскохозяйственного производства под влиянием таких факторов как неблагоприятные погодные условия, а также распространение вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных и птицы, в связи с чем в регионах планируют усиливать ветеринарный контроль. Несмотря на погодные ограничения, по отдельным видам сельскохозяйственных культур зафиксирован рост показателей урожайности.
В первом полугодии 2024 г. почти все дальневосточные регионы сократили производство продукции сельскохозяйственной отрасли (Таблица 1). Исключением стала Магаданская область с ростом за первое полугодие на 3,7% (в целом по стране зафиксирован рост на 0,9%). Наиболее существенный спад в сельском хозяйстве наблюдался в Приморском крае (сокращение индекса до 82%), Сахалинской области (85,4%) и Чукотском АО (89,9%).
В частности, в Приморском крае производство мяса в первом полугодии снизилось в 1,6 раз – до 38 тыс. тонн скота и птицы в живом весе. Снижение в производстве молока в крае составило 2% - до 68 тонн. При этом зафиксирован небольшой рост в производстве яиц – на 0,4%, до 145 млн штук. Рост наблюдался в численности поголовья птицы– на 8%, до 2 569 тыс. голов. Тем не менее на 9% снизилось поголовье крупного рогатого скота (до 44 тыс. голов).
Поголовье свиней в Приморье пока не восстановилось после вспышек африканской чумы свиней (АЧС) в 2023 г. и 2024 г. Во избежание вспышек и распространения заболевания в дальнейшем власти Приморья намерены ужесточить ветеринарные требования к свинокомплексам (в первую очередь, речь идет о предприятиях «Русагро-Приморье»[1] (свинокомплексы «Ленинский-1» и «Ленинский-2»)). В частности, планируется создать дополнительное километровое ограждение, запретить высадку любых кормовых культур вблизи свинокомплексов, а также усилить санитарные меры защиты на пограничных переходах. В краевом Минсельхозе рассчитывают, что восстановление производства свинины начнется только в следующем году, а возобновление экспорта – в 2026 г. В связи с АЧС регион потерял более 100 тыс. голов животных, что составляет почти четверть всего поголовья края. «Русагро-Приморье» к концу текущего года рассчитывает увеличить поголовье свиней с 133 тыс. до 144,5 тыс. голов.
Следует отметить, что общее поголовье свиней в Приморье на сегодняшний день составляет 258 тыс. голов, тогда как до распространения АЧС в крае насчитывалось 461 тыс. голов свиней. Общий ущерб от вспышек заболевания оценивается в 252 тыс. голов (каждая из них, по оценкам Минсельхоза, могла дать 110 кг мяса в живом весе).
Еще одной проблемой в Приморском крае в текущем году стало выявление в октябре птичьего гриппа в Уссурийском городском округе (в КФХ Е.Кима в селе Кроуновка). В связи с этим в округе был введен карантин. В угрожаемую зону, в пределах которой возможно распространение болезни, были включены села Кроуновка, Корсаковка и Яконовка. КФХ в Кроуновке, производящее куриные яйца, намерено восстановить выпуск в первом квартале 2025 г. Доля производства яиц, которая приходится на пострадавшие от заболевания хозяйства, оценивается в краевом правительстве в менее чем 10% от общего производства данной продукции в крае.
Вспышки инфекционных заболеваний, негативно влияющие на производственные показатели, происходили и в других регионах Дальнего Востока. Напомним, что в феврале текущего года возбудитель птичьего гриппа был выявлен на птицефабрике «Островная» в Южно-Сахалинске. В конце октября текущего года карантин был введен в Долинском районе Сахалинской области из-за выявления птичьего гриппа в личном подсобном хозяйстве в Долинске.
В конце октября режим ЧС регионального уровня был введен в связи с птичьим гриппом в Камчатском крае – из-за вспышки заболевания на самой крупной в регионе птицефабрике «Пионерское» (принадлежит региональному правительству, закрывает около 70% от общей потребности региона в курином яйце). В зону действия ЧС были включены Петропавловск-Камчатский и Елизовский район.
Поголовье кур «Пионерского» составляет около 200 тыс., предприятие производило до 50 млн яиц в год. Власти региона заявили о намерениях восстановить производство, проводить мониторинг ценообразования на продукцию в крае и осуществлять дополнительные закупки нового поголовья птиц в других регионах.
Между тем в Хабаровском крае, где в 2022 г. на птицефабрике «Комсомольская» из вспышки птичьего гриппа было уничтожено все поголовье (более 500 тыс. голов, 10 тонн мяса птицы и 1,25 млн яиц), по итогам текущего года планируется выйти на уровень производства 2021 г., когда было выпущено 336,6 млн яиц. Помимо АО «Птицефабрика «Комсомольская» в Хабаровском крае работает птицефабрика АО «ППЗ «Хабаровский», а также занимающееся выпуском перепелиной продукции ООО «Промоптторг». В конце октября текущего года ППЗ «Хабаровский» запустил новый комбикормовый завод, запланирована модернизация и строительство новых цехов для увеличения производства яиц более чем на 10 млн штук в год (в 2023 г. произведено 175 млн штук).
Увеличению сбора урожая в регионах в текущем году препятствуют неблагоприятные погодные условия. Однако в Забайкальском крае наблюдается рост валового сбора рапса – до 17,3 тыс. тонн, что в пять раз больше, чем в 2023 г. Рапс был убран на территории в 13,5 тыс. га, средняя урожайность составила 12,9 центнера с гектара (в минувшем году – 6 центнеров с гектара). Лидером по сбору данной культуры стал Чернышевский район, где было получено 15,4 тыс. тонн рапса.
Тем не менее урожай зерновых в Забайкалье все же серьезно сократился в связи с погодными условиями – засухой в августе и снегопадами в конце сентября. По итогам уборочной кампании 2024 г. в крае получено 96,7 тыс. тонн зерновых, что на 44,6% меньше, чем годом ранее. В регионе в текущем году было списано и переведено на кормовые цели 40 тыс. га, засеянных зерновыми культурами. Средняя урожайность зерновых в 2024 г. составила только 13,7 центнера с гектара, тогда как в 2023 г. – 16,7 центнеров с гектара. В том числе собрано 39 тыс. тонн пшеницы, 34,5 тыс. тонн овса, 6,8 тыс. тонн гречихи и 3,8 тыс. тонн ячменя (урожайность по ячменю составила 19,8 центнера с гектара, что является наиболее высоким показателем среди зерновых в регионе).
В Приморском крае намерены увеличивать посевы кукурузы. В текущем году площадь посевов составила 101,2 тыс. га, что на 22 тыс. га больше, чем в 2023 г. К концу октября урожай кукурузы был убран на 6% - собрано 28 тыс. тонн зерна. Также к концу октября в Приморье было собрано 115 тыс. тонн сои (50% посевов) и около 17 тыс. тонн риса (34% посевов).
Кроме того, направлением, которое намерены развивать в Приморском крае, является пчеловодство. В июле текущего года в регионе было создано АНО «Агентство по развитию пчеловодства Приморского края» (руководитель – председатель ПКОО «Союз пчеловодов Приморского края» Р.Еникеев), в целях стимулирования производства меда и развития экспорта. В текущем году сбор меда в регионе составил 4,2 тонны (в 2022 г. получено 6 тонн, а в 2023 г. показатели были низкими из-за климатических условий и дефицита кормовой базы).
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первое полугодие 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
91,4 |
Магаданская область |
103,7 |
Хабаровский край |
99,0 |
Республика Бурятия |
98,4 |
Еврейская авт. область |
98,0 |
Республика Саха (Якутия) |
96,5 |
Забайкальский край |
96,2 |
Амурская область |
95,1 |
Камчатский край |
92,3 |
Чукотский авт. округ |
89,9 |
Сахалинская область |
85,4 |
Приморский край |
82,0 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Доля «Русагро» на приморском рынке свинины приближается к 20%. Свинину в крае также производят ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье), в меньших объемах (не более 15%) – компании «Агрофонд» (Партизанский район) «ГРИН СТАР III» (Надеждинский район) и КФХ в Уссурийском городском округе.
Хабаровск стал первым городом на Дальнем Востоке, где появились иммерсивные ужины: сочетание театральной постановки и гастрономического представления. Поклонники таких событий увидели уже третью постановку.
Иммерсивный ужин – это интерактивный формат подачи блюд, сопровождаемый театрализованным представлением, во время которого создается эффект полного погружения в сюжет, а гость становится зрителем и участником постановки.
Подобные ужины уже не первый год проводят в разных ресторанах России, однако на Дальнем Востоке такой формат был совсем не популярен. Первыми открыть его любителям театра и высокой кухни решили в хабаровском ресторане «Парус».
«Я много путешествую, люблю открывать для себя новое. И мне было очень грустно, что на Дальнем Востоке нет формата иммерсивных ужинов. Поэтому однажды в разговоре с управляющим рестораном я предложила организовать такое мероприятие, подготовила небольшой сценарий. Мы поставили спектакль «Ослепленный шедевром», он всех впечатлил, и мы решили периодически проводить такие мероприятия», — рассказала сценарист и режиссёр иммерсивных ужинов Анастасия Кравчук.
Премьера состоялась в конце 2023 года. С того времени в ресторане представили уже три театрализованных постановки с гастрономическим сопровождением – каждая со своим сценарием, своей непередаваемой атмосферой, музыкальным сопровождением и актерским составом. Последний спектакль «Его список» гостям показали 15 и 16 ноября. На этот раз зрители увидели историю молодой пары, недовольной своими отношениями, и опытного «ловеласа», который оказывается не тем, за кого себя выдает, и показывает цену настоящей любви. Для многих гостей вечера финал истории оказался настоящим открытием и откровением.
«Когда ты работаешь на сцене, в любом случае есть условная четвертая стена – зритель наблюдает за действием со стороны, из зала. А здесь границы рушатся, мы сами находимся среди людей, максимально близко видим их реакции, можем обращаться со своим текстом к ним, переглядываться. Во время кульминации многие аж вздохнули от неожиданности развития сюжета. Мы получаем живую реакцию, и это очень здорово», — поделился впечатлениями актер Артур Рубцов.
На подготовку такого ужина уходит больше трех месяцев: написание сценария, подбор актеров, репетиции, подробная разработка гастрономического аккомпанемента. Каждая новая постановка сопровождается своим неповторимым сетом из пяти блюд, которых нет в основном меню ресторана.
«Подготовка к премьере идет параллельно у актеров и у поваров. На то, чтобы разработать блюда, уделить внимание всем тонкостям и придумать подачу нужно около месяца, не меньше. При этом трудится большая команда поваров. Например, на последнем иммерсивном ужине работали десять человек: шесть на заготовках и четверо на подаче», — отметил шеф-повар Роман Горячев.
Каждый раз названия блюд держат в строжайшем секрете от гостей – они не должны быть готовы к определенному вкусу. Зрители наслаждаются спектаклем, а в паузах пробуют блюда – неожиданность подачи делает вкус интереснее и насыщеннее.
«Режиссер объясняет мне действия, а я в них вписываю кулинарное событие, чтобы оно подходило по эмоциональным восприятиям. Мы подаем блюда, когда во время спектакля происходят эмоциональные всплески, ведь когда человек выражает эмоции, идет выброс адреналина, эндорфина, в этот момент хорошо работают рецепторы, вкус усиливается. Поэтому под каждое действие подаётся определенное блюдо», — объяснил шеф-повар Роман Горячев.
На каждом таком ужине гостям предлагают сет из пяти блюд: стартер, салат, горячее, закуску и десерт. При этом каждое угощение приготовлено в стиле дальневосточной кухни и с использованием местных продуктов.
В спектакле задействованы профессиональные актеры, а гости ресторана становятся не просто зрителями, а полноценными участниками постановки. Реплики актеров не теряются в гуле разговоров и в перестуке вилок – каждый гость старается вести себя как можно тише, чтобы не нарушить атмосферу, не потерять нить повествования и не пропустить ни одного слова героев спектакля. При этом все могут спокойно насладиться блюдами, поскольку на время дегустации театральное действие приостанавливается.
«Сейчас современный театр перемещается на разные площадки и одной из таких территорий становится ресторан. И здесь, в казалось бы самом парадоксальном или не очень подходящем для этого месте, происходит погружение. Человек расслабившись, не ожидая увидеть такое, вдруг становится частью спектакля, начинает что-то понимать и испытывать. В отличие от классического театра, здесь другое восприятие, сразу получаешь близкую и живую реакцию людей, сидящих напротив. Постмодернизм — это поиск какого-то нового смысла в уже известных вещах. И вот здесь как раз-таки он и возникает – из-за непривычной формы и из-за неожиданных реакций раскрывается по-новому важный для современных людей смысл», — отметил актер Сергей Мартынов.
Поскольку на подготовку каждой театрально-гастрономической постановки уходит много времени, проводить подобные ужины часто – очень сложно. Однако у желающих посетить подобное событие будет шанс сделать это в ближайшее время – очередной иммерсивный ужин состоится в преддверии Нового года.
«Мое желание – проводить такие иммерсивные ужины каждый месяц, хотя бы по одному спектаклю. Но не все люди понимают такое действие, нужно дать время, чтобы они привыкли, узнали, что это такое. Кто-то приходит впервые, а кто-то уже сравнивает с московскими ресторанами, где проводят подобные мероприятия. Хотелось бы, чтобы о нас узнала вся страна, и чтобы Запад обратил внимание на Дальний Восток и сказал, что мы тоже умеем делать классные вещи», — отметил Роман Горячев.
Профессиональный путь хабаровчанина Андрея Тромбачева – это яркий пример, как в одном человеке эффективно могут сочетаться разные ипостаси: и хозяина заведения общественного питания, и его шеф-повара. Поработав много лет на кухнях разных кафе и ресторанов Хабаровска и даже на время покинув профессию, немного разочаровавшись в ней, Андрей в один прекрасный момент для себя осознал: ему комфортно трудиться только в своём заведении, где полет его фантазии никто не ограничивает. Но всегда ли это легко удается и насколько положительно влияет в целом на ресторанный бизнес?
Андрей Тромбачёв родился в семье медиков и в детстве никогда не думал о том, что станет поваром. Его родители, бабушки и дедушки, тети и сёстры — все были врачами, и нужно ли удивляться, что Андрей тоже попытался поступить в медицинский университет. Но, как говорится, судьба его уберегла, врачом он не стал, о чем ни капли никогда не пожалел. Был небольшой опыт учебы в колледже связи и информатики, но и там Андрей тоже достаточно быстро осознал: со связью в жизни ему не по пути.
С основами кулинарного искусства его заставила познакомиться сама жизнь! Родители постоянно дежурили в больнице, Андрею дома оставался один, и постепенно он стал сам себе готовить. Первым самостоятельно приготовленным блюдом стали драники. Но они … без соли и без перца, и родители их решились попробовать только из-за уважения к сыну.
Блюдо, за которое Андрею Тромбачёву никогда не было стыдно с юных лет — блины по бабушкиному рецепту. Бабушка родом из Сахалина и от своих родителей узнала особый рецепт приготовления блинов. Они жарились обязательно на чугунной сковороде.
— Эта сковорода была настолько тяжелой, что я в детстве с трудом двумя руками мог ее поднять, — с улыбкой вспоминает Андрей.
Этот рецепт он помнит до сих пор: скисшее и свежее молоко в равном количестве, побольше яиц и мука. Блины получались настолько тонкими, что сквозь них можно было смотреть на окружающих. Можно только представить, каким «королем кухни» становился Андрей Тромбачёв, когда на Масленицу для одноклассников и учителей сам готовил блины по бабушкиному рецепту.
Процесс профессионального становления у Андрея Тромбачёва несколько лет проходил в заведениях Марка Косача — хозяина ресторана «Русский» и других заведений общепита в Хабаровске. Андрей там прошел все этапы – от чистки овощей до ювелирного приготовления десертов. А в 21 год ему уже доверили замещать шеф-повара на время его отсутствия! Нужно понимать, что тогда (да и сейчас) для туристического бизнеса Хабаровска значил ресторан «Русский»: редкий иностранный гость не посещал его, и уровень приготовления блюд там всегда был очень высокий.
Сегодня Андрей не скрывает, что ему повезло в том, что первым местом его работы, еще будучи студентом кулинарного училища, был ресторан «Русский», а не столовая или кафе, как у других ребят, с кем он учился. В «Русском» сразу была задана высокая профессиональная планка, и опускаться ниже этого уровня уже не хотелось никогда.
Принимал участие Андрей Тромбачёв и в создании очень стильного для Хабаровска кафе «Сковородка», где большинство блюд готовилось именно на сковороде. Но самые яркие воспоминания связаны с работой в ресторане французской кухни «Ватель».
— Там всегда были интересные гости! — вспоминает Андрей. — Так получилось, что этот ресторан часто заказывали для ужинов приезжающих в Хабаровск звезд кино, эстрады и спорта. И я вдоволь с ними и пообщался, и насмотрелся на их поведение. Помню, как в первые минуты ужина с опаской смотрел на солистов хора Михаила Турецкого: они казались мне серьезными и неразговорчивыми мужиками. Но, попробовав нашу кухню, оценив ее по достоинству, мы расстались чуть ли не лучшими друзьями! «Помучились» немного, когда приехала политик Ирина Хакамада: она вдруг на завтрак захотела живой йогурт! А тогда в Хабаровске его выпускали только в молочном цехе артели старателей «Амур». И я ранним утром буквально побежал туда с просьбой: «Ребята, срочно нужен живой йогурт, выручайте!». И ведь оперативно сделали!
И хотя «Ватель» располагался на первом этаже отеля «Заря», он очень сильно отличался от стандартных гостиничных ресторанов. С первого дня там упор делали на высокую французскую кухню, при этом она соответствовала и особому интерьеру, погружавшему гостей в атмосферу Франции прошлых веков.
Был в жизни Андрея период, когда он уходил из профессии в торговлю. Эта смена позволила ему безболезненно пережить период пандемии, в который пострадали многие заведения общественного питания. Но около 3-х лет назад, после долгого разговора с женой о будущем их семьи (а тогда уже у Тромбачёвых подрастали дочь и сын), вдруг понял: ноги тянутся на кухню, а руки к плите. Но просто возвращаться на кухню в чужой ресторан было неинтересно. И тогда родилась идея открыть свое собственное заведение. Вот так появилось в Хабаровске на набережной реки Амур «АТ-шеф-кафе».
Уже по названию понятно, кто «в доме хозяин»: АТ – заглавные буквы имени и фамилии Андрея. Сначала это было скромное кафе, обслуживающее посетителей фитнес-центра RIVER CLUB и открытого плавательного бассейна. Потом уже, когда стал активно развиваться спортивный комплекс на набережной Амура и появилось помещение побольше, Андрей стал там строить кафе таким, каким он его видит.
Сил и средств ушло немало, но зато «АТ-шеф-кафе» сегодня не похоже ни на одно заведение в Хабаровске. А самое главное, Андрею удалось воплотить в жизнь свой собственный девиз: «Доступная и качественная еда для всех!»:
— Даже высокая кухня должна быть доступной, — уверен он. — А достичь этого можно за счет широкого применения местных ингредиентов. Одно дело, к примеру, когда ты морепродукты возишь из-за границы, другое — когда используешь, выловленные в наших Японском или Охотском морях.
Проблема с продуктами для кафе и ресторанов в Хабаровске одинаковая для всех. Андрей ее признаёт, но на жизнь не жалуется:
— Я сам лично каждое утро отправляюсь на закупки. У меня уже есть проверенные торговые точки, но и там каждый овощ я перебираю своими руками. Жаль, что сезон свежих овощей в Хабаровске очень короткий и выращенное на грядках именно местными фермерами я могу покупать лишь несколько месяцев в году. В остальное время довольствуемся тем, что выращивают в своих теплицах наши китайские друзья.
Немного помогает Андрею Тромбачёву и свой собственный сад с огородом около дома. Летом вся ягода для приготовления блюд в кафе собирается там. Жаль, что площади не позволяют выращивать и овощи в необходимом объёме. В этом случае уж точно, как говорится, «помидор был бы к помидорке, а огурчик к огурцу» — в качестве своих овощей Андрей бы не сомневался стопроцентно.
Андрей Тромбачев уважает своих коллег, которые не привыкли жаловаться на трудности, а стараются лишить любую ситуацию в свою пользу. И с них он берет пример!
— Восхищаюсь, к примеру, перед кондитером ресторана «Амур» Еленой Волковой (см. материал EastRussia «Кондитер — профессия счастливая!» — прим. ред). Если у нее нет сырья для производства любимых десертов, она тут же придумывает что-то новое! Так приятно, когда человек не стоит на одном месте. Постоянно движется вперед. И я тоже стараюсь следовать этому.
Как пример постоянного профессионального совершенства Андрей вспоминает свою недолгую работу в хабаровском ресторанном комплексе «Белладжио», где упор был сделан на итальянскую и корейскую кухню:
— Я приходил туда на кухню в свободное для себя время и работал совершенно бесплатно только ради того, чтобы познать основы корейской национальной кухни. И полученные там знания помогают мне сегодня в моем «АТ-шеф-кафе» готовить разные блюда азиатской кухни.
Как бы странно не звучало, но Андрей Тромбачёв скептически относится к современным гаджетам на кухне. Да, он понимает, что они значительно упрощают работу поваров, но при этом часто влияют на качество конечного продукта.
— Возьмем для примера популярный сегодня сувид, — размышляет Андрей. — Это кулинарный метод длительного приготовления блюд на водяной бане при низкой температуре. Если я таким способом готовлю осьминога, то после окончания тепловой обработки и перед подачей его гостю, осьминог очень быстро теряет свою мягкость. Я предпочитаю его готовить классическим «ручным» способом. В огромный чан с холодной водой добавляю один целый лайм, один лимон, один апельсин, один стакан зелени, много лаврового листа. Погружаю туда осьминога и ставлю на огонь. Внимательно наблюдаю за тем, когда вода закипит. Как только вода начинает закипать, я слышу первые три «булька», тут же огонь выключаю. Осьминог готов — мягкий, ароматный.
Нужно отметить, что сегодня в «АТ-шеф-кафе» одно из самых популярных блюд — осьминог на дальневосточном дранике. Почему драник — дальневосточный? Да потому что делается из нашего картофеля, который выращивают здесь, а не завозят откуда-то издалека.
К дальневосточной кухне у Андрея Тромбачева отношение уважительное. Только он не понимает одного: зачем именно делать упор на таких блюдах и чуть ли не хвастаться, что в заведении есть дальневосточная кухня?
— В кафе и ресторанах Хабаровска такая кухня должна быть априори, — считает Андрей. — Это не должно быть событием, это должно быть обыденностью. Для меня блюда дальневосточной кухни — это то, что приготовлено из локальных продуктов. И совсем несложно обеспечить кухню местной рыбой, папоротником, ягодой, грибами. А дальше, при наличии этих продуктов, всё зависит от профессионализма и фантазии повара, приготовить можно всё, что угодно!
При этом Андрей признается, что за последние два десятилетия дальневосточная кухня стала намного разнообразней благодаря кулинарному влиянию Юго-Восточной Азии. Китайской, японской, вьетнамской, тайской кухни в Хабаровске так много, что она не может не дополнять своими ингредиентами привычные местные блюда. К примеру, невозможно уже представить процесс приготовления еды без соевого соуса или острых красных соусов.
— Я сам люблю готовить нашу красную рыбу в сочетании с тайским манго, — улыбается Андрей. — И кто мне скажет, что это — не дальневосточное блюдо? Или же я готовлю «Царскую уху» на курином бульоне с тремя видами местной речной рыбы, но с добавлением креветок. Чем не дальневосточная кухня? А наш тунец с соусом из лемонграсса, лайма и меда? Стопроцентное дальневосточное блюдо!
Как профессиональный шеф-повар, Андрей принимал участие в организации банкетов в самых необычных местах, даже в лесу. Но самым запоминающимся считает ужин, который однажды приготовил для своей семьи на одном из безлюдных островов Таиланда.
— Мы там приглядели для себя маленькую бухту. Я на берегу подобрал плоские камни, отмыл и очистил их в морской воде, потом обжег на углях. Достал морских ежей, гребешков, с минимальным количеством специй их зажарил на этих плоских камнях и сделал красивую ресторанную подачу. Вот это был самый незабываемый банкет: креативный, вкусный, и, главное, с самыми близкими людьми…
Андрей Тромбачёв не относит себя к модной сегодня категории «шеф-поваров-шоуменов». Но любит выходить в зал пообщаться с гостями, узнать мнения о своих блюдах. Вообще отношение к гостям у него особенное: Андрей хочет, чтобы его кафе воспринималось как семейное. Постоянных гостей он уже знает по именам. Часто предлагает приготовить что-нибудь дополнительно к меню или дает совет, что лучше заказать. Да и сами гости шеф-повара уже воспринимают как своего старого знакомого.
По мнению Андрея Тромбачёва, польза от поваров-шоуменов в том, что они смогли привлечь внимание к своей непростой профессии, многие молодые люди сегодня мечтают стать шеф-поварами. Но, к сожалению, после кулинарного училища единицам хватает терпения, чтобы пройти сложный путь от начинающего повара до руководителя производства на кухне.
— Молодежь не осознает, что за один день профессионалом стать невозможно, — сетует Андрей Тромбачев. — Те же студенты видят красивую обертку, но не осознают ее начинку. Путь профессионального становления очень долгий и это нужно понимать. Жаль, что столкнувшись с первыми трудностями, молодые люди часто отказываются от своей мечты. Я лично чем могу —помогаю: повара у меня на кухне молодые, своим опытом делюсь с ними с удовольствием.
А еще Андрей редкий шеф-повар, который часто заставляет работать своих сотрудников на кухне без перчаток!
— Да, я приучаю ребят чувствовать продукт, — говорит Андрей. — К примеру, мясо любит «живые» руки. Я только руками определяю степень прожарки стейков и никогда в этом не ошибаюсь. Конечно, кулинарный электронный термометр с выносным щупом на кухне есть, но это – техника, которая может подвести в любой момент. А в руках своих я уверен. Мне достаточно прикоснуться указательным пальцем к кусочку мяса на гриле или сковороде и понять, готов ли он. По сути, стейк является частью мышцы, которая при жарке теряет влагу и по мере прожаривания становится все более упругой. Есть и более простая методика определения степени прожарки, но у нее больше погрешности. Это когда плотность стейка сравнивают с упругостью зон ладони.
Сегодня источник вдохновения для новых рецептов блюд Андрей Тромбачев находит в старых поварских книгах! Он считает, что за тысячелетнюю историю развития мировой кухни всё уже давно придумано. Совершенствоваться можно только экспериментируя с ингредиентами, приправами и соусами. И никогда не нужно бояться сочетать то, что, на первый взгляд, кажется не сочетаемым. Именно в экспериментах, в поисках новых вкусах можно создать что-то необычное, приятно удивив гостей кафе и ресторанов…
Хабаровский ресторан «Амур» всегда славился блюдами дальневосточной кухни, стремлением идти в ногу со временем и делать все это профессионально. Эти критерии отозвались у шеф-повара Акбархона Кодирова, который возглавил «Амур» уже во второй раз. Чем интересна дальневосточная кухня, зачем поварам экспедиции, каких обновлений ждать в меню и при чем здесь ауха, Акбархон Кодиров рассказал в интервью EastRussia.
– Начнем с простого – как вы оказались в поварской профессии?
– Первый опыт был в 13 лет. Я пошел работать в пекарню у себя на родине в Таджикистане. Это была самая доступная работа для меня – днем я учился в школе, а ночью работал. Трудился три с половиной года, прошел путь от человека, который складывает горячий хлеб, до пекаря. А затем мы всей семьей переехали в Россию. Из-за того, что в школьных программах России и Таджикистана была сильная разница, мне было тяжело учиться, и в 11 классе я забрал документы и пошел учиться на повара. Выбирал между поварским ремеслом и архитектурой ландшафтного дизайна. Ни капли не жалею о своем выборе, потому что я счастлив от того, что делаю, как делаю, где делаю. Эта работа позволяет знакомиться с классными людьми, с красивыми местами, позволяет путешествовать, изучать регионы. И я считаю, что это немалого стоит.
– А где учились на повара?
– В Тверском колледже сервиса и туризма. Поступил туда по программе после 9 класса, потерял два года, но вообще не жалею. Окончил с красным дипломом. В конце учебы я участвовал в соревнованиях по кулинарному мастерству среди москвичей и выиграл. Меня пригласили работать в Москву в один из санаториев, я там проработал месяц и понял, что это не то, чем я хотел заниматься. Ушел оттуда и вернулся в Тверь, меня позвал мой первый наставник, он же готовил к этим соревнованиям. С ним я проработал пять лет. Это Кирилл Иванов, он воспитанник Алена Дюкасса – самого титулованного мишленовского французского повара.
– Поварам нужно постоянное совершенствование. Где вы обучаетесь после колледжа?
– Основу, базу мне дал Кирилл Иванов, а дальше уже фантазия работает, помогает насмотренность, начитанность, постоянные тесты, опыты. Чтобы совершенствоваться, нужно ездить, изучать новые вкусы, открывать новые регионы, учиться у коллег. Два года подряд летом я участвовал в «Диких ужинах» которые, делают мои друзья в Твери. Мы находим площадку в лесу и наша задача – сделать в этих условиях классный ужин. Например, мы готовили баранину, овощи под землей, как в первобытных условиях. Такую еду мы подавали гостям, и настолько ее обрабатывали, что она выглядела, как ресторанная.
– То есть это походные условия, но блюда все равно высокой кухни? Не гречка с сосиской.
– Да, именно высокой кухни. Но в защиту гречку хочу сказать, что все повара очень любят простую еду. У меня друг любит гречку с молоком, я люблю гречку со сливочным маслом. Для нас еда — это топливо, если хочется утолить голод, я всегда ем гречку, хоть каждый день, утром, днем и вечером, ночью, потому что для меня это вкусно, еще и очень полезно к тому же. Поэтому гречка-сосиска — это тоже классная вещь. К тому же ее еще надо уметь правильно приготовить.
– А как вы оказались в Хабаровске, в «Амуре»?
– Первый раз на Дальний Восток я приехал в 2018 году. Мой друг Кирилл Иванов привез меня во Владивосток, куда его позвали открывать новый проект. Он позвал меня в шефы. Через год проект закрылся, я уехал, но ровно через год вернулся во Владивосток, проработал там два года и понял, что дальше двигаться надо самостоятельно, ведь до этого я всегда находился в чьей-то тени. Месяц рассматривал варианты и остановился на «Амуре». Проработал здесь больше полутора лет, за это время ресторан занял сначала шестое место, а через год первое по Дальнему Востоку, я вошел в топ-5 лучших шефов. Для меня это был большой шаг и большая гордость перед своими друзьями-поварами, которые видели, на что я способен. И как раз в это время у меня родился сын. Это лучшее, что я сделал в своей жизни, потому что очень ждал его, мечтал. И мы с семьей уехали с Дальнего Востока.
– Это был ваш первый заход в «Амур». Как произошло возвращение?
– После отъезда из Хабаровска я работал в Москве, затем мне сделали предложение поехать в Испанию шефом. Я согласился, подал документы на визу, ушел из проекта, несколько месяцев ждал визу, но в итоге мне отказали. В это время начали предлагать вернуться в «Амур». Появилась возможность вернуться со свежим взглядом, свежими мыслями, идеями, потому что нужен был какой-то толчок в жизни. И я решил вернуться в Хабаровск, потому что здесь все хорошо в плане работы, в плане людей, плюс сохранилась большая часть команды, с которой я работал. Они хотели, чтобы я вернулся, и мне было приятно. Были предложения от ресторанов из других регионов, но здесь мне лучше.
– Почему Дальний Восток так привлекателен для вас? Ведь та же Тверь намного ближе к Москве, чем Хабаровск.
– То, что она ближе к Москве, ни о чем не говорит. Там нет того, что здесь есть. Да, там есть богатые гости, там можно что-то делать, но развития в плане работы там нет. Я бы там деградировал – не могу работать там, где нельзя себя реализовывать. Мне нужно, чтобы рос я и росла команда, росла компания. Тогда в этом есть своя прелесть, я получаю от этого удовольствие. Возможно я такой в силу моего воспитания, а так бы мог куда угодно поехать, где предлагают большие деньги, и сидеть там. Но мой мозг работает по-другому, и я счастлив от того, что делаю.
– То есть Дальний Восток реально дает развитие в поварском деле?
– Это зависит от того, что человек в этом видит. Я знаю, что за будущий год могу реализовать себя и сделать свою команду еще лучше. И я это сделаю, потому что у меня есть план для этого. Например, в той же Твери, я бы этого не сделал. Там человеку платят только за то, чтобы он был, а не за то, что он делает и сколько сил отдает. А для меня это важно, потому что ты преподносишь это гостю, пытаешься ему донести свои мысли, свой труд, и это же делаешь на кухне, потому что мало продвигать себя, нужно развивать свою команду. Если у ребят есть амбиции, и они видят твои горящие глаза, у них тоже горят глаза, и они хотят это делать. В случае с «Амуром» я, наверное, по большей части выбрал команду, и ребята видят это, им нравится со мной работать.
– Исторически «Амур» – ресторан дальневосточной кухни. Не было страшно в первый раз работать здесь?
– Когда я в первый раз приехал сюда, было чуть-чуть страшно, я переживал, обсуждал это с сестрой – человеком, который меня всегда поддерживает. Она ответила, что я справлюсь. Страшно всегда, когда ты берешь высшую планку, и это факт, потому что тебе есть за что переживать. Значит, ты боишься не справиться, значит на тебе большая ответственность. Ведь моя задача не только делать вкусную еду, но и растить других людей, моя задача — дать людям гастрокультуру, развивать ее, а это не делается за один день. Скоро мы будем обновлять меню, и я, конечно, переживаю, и команда переживает, потому что это щепетильный процесс. Если я условно сделаю классно, то буду переживать, а смогут ли другие ребята сделать так же. Потому что это тоже требует очень много сил – научить, показать, объяснить, почему надо делать именно так. Мне важно, чтобы они понимали, зачем они делают.
– Как происходило знакомство с дальневосточной кухней, работа с ней?
– Мне, наверное, очень легко это дается, потому что я сначала изучаю продукт, а потом использую его в блюдах. Я работаю в основном в направлении фьюжн, используя классические техники разных кухонь. Основной массе наших гостей нужно что-то простое, как пюрешка с котлеткой. Хороший гарнир в любом классном ресторане — это нормально. Но мы еще оставляем много места для нашего творчества. Можем одно блюдо прорабатывать месяц
– То есть это командная работа?
– Безусловно. Мне важно, чтобы ребята принимали участие, чтобы они понимали важность того, что делают.
– Есть такое мнение, что дальневосточную кухню может готовить и понимать только человек, который на Дальнем Востоке родился и вырос. Согласны с таким мнением?
– Я не считаю, что есть дальневосточная кухня. Наверное, я это понял в последние месяцы, когда мы делали скелет для нашего нового меню. Я считаю, что на Дальнем Востоке есть микс русской и азиатской кухонь, в блюдах которых мы подчеркиваем какие-то дальневосточные продукты. Дальний Восток большой и кухня в его регионах зачастую разная. Например, на Сахалине больше корейской еды, а во Владивостоке очень много китайской кухни. Мы же классический ресторан, и используем разные техники, подчеркивая аутентичность нашего дальневосточного продукта. Есть свои нюансы, детали. За пять лет я только сейчас начал разбираться в сугудае, тале, а раньше не понимал этих блюд. Важно окунуться в культуру, понять, почему люди любят такую еду. Я очень долго не понимал, почему люди любят папоротник, пока не приготовил классный салат из него.
– Что делаете для понимания? Может, планируете отправиться в гости к коренным народам Амура?
– В следующем году мы планируем две экспедиции по Дальнему Востоку, чтобы глубже изучить культуру его народов. Также хотим пообщаться с историками Дальнего Востока, чтобы узнать, чем питались люди, населявшие эти территории, какая еда была у них в приоритете, что им нравилось.
Мы недавно ездили на гастроужин в Красноярск и привезли с собой копченную ауху с кашей из пшена и сырую ауху с мисо-майонезом и томатным понзу. Гости были в восторге от этой хищной рыбы. Теперь будем делать акцент на аухе и, наверное, это будет одна из визитных карточек ресторана.
– Вы сказали, что любите экспериментировать, что подготовили новое меню. Каких нововведений ждать?
– Во вкусе будем уходить больше в яркую историю, будем смешивать в очень разных направлениях и добавлять много яркости. Например, появится ауха, которую мы готовили в Красноярске, будет в нашем новом меню, и ауха с мисо-майонезом и томатным понзу тоже. Будет много азиатских историй и много классики. Мы смешали Италию, Азию и Дальний Восток, и получили очень крутую историю.
– Когда появится новое меню?
– Планируем в начале декабря.
– Вообще новое меню долго разрабатывается?
– Оно долго пишется. Если в голове есть картина, как ты хочешь что-то сделать, то в целом это процесс недолгий. Но есть блюда, которые разрабатываем за три часа, а есть блюда, на которые уходит гораздо больше времени.
– А почему появляется необходимость обновления?
– Сезон. Один раз или два раза в год нужно обновлять меню, потому что оно приедается гостям. К тому же самому нужно развиваться, искать новые комбинации, техники, иначе утонешь в обыденной истории. Для этого и существуют сезонные предложения, новинки и обновленное меню.
– Есть какие-то дальневосточные блюда или локальные продукты, которые вам полюбились?
– Морская капуста. Мне нравится с ней работать, потому что ее можно всячески мариновать, и у нее будет разный вкус. Еще классные продукты – морской виноград и рыба: хариус, ауха, камбала, палтус. Сейчас запасаемся на зиму четырьмя-пятью тоннами рыбы, чтобы хватило до весны, ведь наши гости очень любят рыбу.
– Вы работали здесь с 2018 года, сейчас вернулись. Заметили ли какие-то изменения на Дальнем Востоке в плане развития ресторанов или пока все остается на одном уровне?
– Думаю, что все пока на одном уровне. Как таково ничего не изменилось, если честно. Возможно, просто гостям дают что-то другое попробовать, но в целом глобальных изменений не произошло.
– А что нужно, чтобы это развитие началось?
– Это зависит не только от ресторанов и их владельцев. Например, в Красноярске, где я недавно побывал, ресторанный бизнес поддерживают на уровне правительства. Там есть гастрономическая школа Поля Бакюза – единственная французская школа в России, которая учит шеф-поваров на программе бакалавриата. Таких школ в мире всего 11. В школу в Красноярске приезжают студенты со всех уголков России. Этот университет будет менять все программы среднего профессионального образования, сносить всю советскую программу и вносить новые программы на французской базе. Первый колледж на базе университета открылся во Владивостоке. Это очень круто.
Также в Красноярске невероятная гастрокультура. И местное правительство поддерживает, оплачивает все гастрономические форумы. И на Дальнем Востоке рестораторам нужна поддержка, потому что в одиночку им не справиться.