Мост через Амур в ЕАО будет строить "РЖДСтрой", а не компания, построившая китайскую его часть
12.02.2016 19:24
Об этом сообщил сегодня вице-премьер РФ, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев.
«Китайскому подрядчику, уже построившему большую часть моста, предлагали построить и российскую, но в итоге пришлось договариваться с РЖД», — сказал Трутнев, комментируя ситуацию вокруг строительства российской части моста в ЕАО.
Как передает ТАСС, ранее сообщалось, что подряд на строительство российской части моста получит China Civil Engineering Construction Company, занимающаяся возведением китайской части. По планам строительство должно было начаться в 2015 году и завершиться за год-полтора.
Финансировать его должны были Российский фонда прямых инвестиций (доля участия — 75%) и Фонд развития Дальнего Востока (25%). Оператором проекта строительства российской части моста являются ООО «Рубикон», принадлежащее Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ), АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» и China Investment Corporation.
Китайскую часть проекта реализует «Железнодорожная компания Тунцзян» (входит в корпорацию China Railways). Она фактически уже завершена — на стороне КНР возвели 17 опор, установили 16 пролетов, общая протяженность готовой части моста — 1755 метров.
«Это очень странная конструкция — этот „Рубикон“, странный инвестор. Он находится в собственности Российского фонда прямых инвестиций, Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона и китайской стороны. И ровным счетом ничего не делает. Такой же странный инвестор, как и у хабаровского аэропорта», — сказал Трутнев.
«Если эта конструкция для того, чтобы земельные участки в собственности потом в пользу китайских соинвесторов распределить, то пусть начинают работать», — отметил он.
На строительной площадке — один камень
«Никакого строительства там нет. Стоит один камень, изготовленный каким-то ритуальным агентством, и все строительство», — возмутился Трутнев. «Ситуация очень похожа на ситуацию с аэропортом в Хабаровске (реализация проекта по его реконструкции так и не началась — прим. ТАСС). Но, как и в том случае, от людей и инвесторов, которые никак не участвуют в процессе, будем эффективно освобождаться», — отметил он. Ранее комментируя итоги совещания, прошедшего в Хабаровске сегодня, полпред не исключил возможности смены инвестора проекта по модернизации хабаровского аэропорта.
В четверг Юрий Трутнев побывал на площадке строительства моста Нижнеленинское (ЕАО) — Тунцзян (ЕАО) и потребовал немедленного начала строительства от оператора стройки — ООО «Рубикон».
«Мне нужен совершенно жесткий график, когда и что происходит. Что касается позиции фондов, с ними не надо торговаться, они у нас относятся к государству, замкнуты на „Внешэкономбанк“, являющийся акционерным обществом и 100% собственностью РФ. Строить объект будет РФ, поэтому добьемся согласованности», — процитировали слова Трутнева в пресс-службе губернатора и правительства ЕАО. По оценке полпреда, позиции соинвесторов проекта «до сих пор были не очень конструктивными».
Что и как хотели строить
ООО «Рубикон» с сентября 2015 года осуществляет подготовительные работы по добыче строительного камня в карьере «Чурки», с которого, согласно проекту, планируется брать материалы для временных автомобильных дорог, стройплощадки, железнодорожных насыпей на подходах к мосту.
Российской стороне предстоит возвести 4 опоры и смонтировать 3 пролета, ее часть моста составит около 310 метров. Стоимость российской части проекта — порядка 9 млрд рублей, из них на мостовую часть приходится 4 млрд рублей.
В конце 2015 года после совещания в Минтранспорта РФ было принято решение о привлечении ОАО «РЖДстрой» в качестве генерального подрядчика. В марте 2016 года планируется подписание договора. Соглашение на заключение договора по разработке рабочей документации достигнуто с ОАО «Институт Гипростроймост».
Договоренность о строительстве моста между Россией и Китаем была достигнута в июне 2013 года на Санкт- Петербургском экономическом форуме между первым вице- премьером РФ Игорем Шуваловым и первым вице-премьером Госсовета КНР Чжан Гаоли. Первое соглашение было подписано в октябре 2008 года.
Планов громадье
На первом этапе реализации проекта пропускная способность моста составит 5,2 млн тонн грузов в год, а на втором этапе — около 21 млн тонн. Протяженность перехода — 2,2 км, из них российская часть — 0,3 км. Мост в первую очередь необходим для экспортных поставок железорудного концентрата со строящегося Кимкано-Сутарского ГОКа. Расчетная производственная мощность ГОКа — 8,3 млн тонн концентрата в год.
По первоначальным планам, строительство моста планировалось завершить в декабре 2016 года. На китайской территории объект присоединится к железнодорожной линии Сянъянчуань — Хаюйдао, а на российской — к Транссибу.
Работы в районе села Нижнеленинское планировалось начать в октябре 2014 года. Финансовыми оператором проекта до 2014 года был Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ), а с 2014 года стал Российско- китайский инвестиционный фонд, созданный Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и китайской инвесткорпорацией CIC. В 2015 году ФРДВ объявил об инвестиционной поддержке проекта.
Еврейская автономная область планирует привлечь инвестиции в размере 17 млрд рублей в проекты «примостовой» ТОР «Амуро-Хинганская». Через мост планируется экспортировать в Китай железную руду, уголь, минеральные удобрения, лесную продукцию и другие товары.
Теги: