Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Фонд Росконгресс объявили о старте приема заявок на пятый форум «Сильные идеи для нового времени». Все желающие могут предложить свой проект, который будет способствовать развитию страны и улучшению качества жизни соотечественников.
Цель форума собрать идеи граждан, которые видят новый подход к решению самых острых проблем. Например, в рамках форума в Амурской области придумали региональный проект «Водорослям крышка», который направлен на переработку пластика. С 2024 года было собрано 7 тонн вторично перерабатываемых ресурсов, а в сборе крыше приняли участие более 7 тыс. человек. Собранные крышки были переработаны на заводе ООО «Волна» в городе Белогорск Амурской области.
Подать заявки можно на платформе идея.росконгресс.рф до 15 мая 2025 года по пяти направлениям: это социальная инициатива, предпринимательская инициатива, технологическая инициатива, кадровая инициатива, экологическая и климатическая инициатива.
Лучшие предложения в июле представят руководству страны на масштабном финале форума, который пройдет в Нижнем Новгороде.
По итогам Национального рейтинга 2024 года восемь из 11 дальневосточных регионов вошли в топ-15 субъектов РФ с наилучшими результатами инвестклимата. ДФО в целом смог улучшить свои позиции, поднявшись на третью строчку, при том, что в 2022 и 2023 был пятым. Что нужно сделать, чтобы сохранить поступательное движение, обсудили на прошедшей в Хабаровске стратегической сессии Агентства стратегических инициатив (АСИ) представители различных уровней власти и бизнес-сообщество.
Предваряя стратсессию, Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО отметила положительную динамику территорий региона — все субъекты выросли в динамике индекса нацрейтинга: Амурская область прибавила 13,7 баллов, Сахалинская область — 3,85, Приморье — 9,31, Хабаровский край — 12,74, Забайкалье — 6,33, Камчатка — 13,61, Республика Бурятия — 17,47, Магаданская область — 9,71, Еврейская АО — 15,57, Республика Саха (Якутия) — 9,75 и Чукотский АО — 13,59.
«У нас ни один регион не упал. Все выросли в интегральном индексе, но только два не изменили позиции — Забайкалье и Сахалинская область. При этом Сахалинская область у нас уже на протяжении определенного периода времени входит в топ-5 по России, и это очень тяжело удерживать такую позиции, поэтому понятно, почему место осталось без изменения», — отметила Светлана Курилова.
Более 150 участников из всех 11 регионов ДФО, включая заместителей глав правительств, министров экономического развития, уполномоченных по защите прав предпринимателей, руководителей инвестиционных агентств, а также представители бизнес-сообщества разбились на группы, чтобы за час обменяться мнениями о текущих узких местах и способах их преодоления. Обсуждения шли по направлениям «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги», «Регистрация бизнеса и налогообложение», «Финансовые услуги», «Международная торговля», «Трудовые нормы». Результаты мозгового штурма, каждая из импровизированных команд представила на суд Светлане Чупшевой, руководителю АСИ в финале сессии.
В треке «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги» ключевым моментом единогласно признана необходимость оцифровки инженерных сетей, без которой бизнес тратит драгоценное время как на получение информации, так и на получение техусловий присоединения к той или иной инфраструктуре. Причем цифровизация необходима как в отношении магистральных сетей, так и внутриплощадочных, отметил спикер профильной группы, заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев.
Следующим шагом должна стать интеграция всех основных региональных систем с Национальной системой пространственных данных (НСПД), в которой был бы представлен весь перечень слоев, связанных с энергетической и прочей инфраструктурой, с земельными участками, в увязке с генеральными планами, проектными планировками по территории. Необходимо подключить к этой системе ресурсоснабжающие организации. Это дало бы возможность всем заинтересованным сторонам беспрепятственно и оперативно получать необходимые услуги, связанные с технологическими подключениями.
Отдельно Антон Зайцев отметил необходимость сокращения разрешительных процедур, требующихся для проведения земляных работ.
«Мы предлагаем перевести в единое цифровое пространство и получение разрешения на проведение земельных работ, чтобы исключить это безумное — не побоюсь этого слова — количество процедур, а их 30, которые сейчас предпринимателям нужно пройти при получении разрешения на проведение земельных работ.
У нас [в Сахалинской области], кстати, есть положительный опыт — мы смогли это сделать, и в этом году практически все муниципальные образования завершили эту работу. Бизнес это сразу ощутил. Если раньше им приходилось в 30 "окон" самостоятельно ходить и получать на бумажном листочке согласования, то сейчас, когда заявка в едином информационном пространстве, все стороны проставляют галочки и уже в течение 10-тидневного срока предприниматель получает разрешение. Есть случаи, когда получает отказ, но это всегда обоснованно, и он может подать вторую заявку и сэкономить не один, не два, даже не три месяца своего времени», — рассказал спикер.
В условиях высокой ключевой ставки особенно востребованными бизнесом становятся любые меры поддержки со стороны региональных финансовых и микрофинансовых организаций, гарантийных Фондов. Однако их финансовые возможности ограничены, и чтобы их расширить, институтам развития необходима докапитализация. Эту точку зрения группы, занимавшейся направлением «Финансовые услуги», представила председатель правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Необходимы также следующие шаги:
— расширение возможностей Корпорации МСП в плане прямых гарантий;
— снижение критериев для микро- и малых предприятий (упрощение требований по объему входных инвестиций, увеличение сумм и сроков возврата заемного финансирования);
— возвращение Программы №1818 — субсидирование процентных ставок резидентам ТОСЭР и свободного порта Владивосток;
— возобновление «промышленной ипотеки и других льготных программ.
«В целом было бы целесообразно провести масштабную ревизию требований, предъявляемых к малому и микробизнесу, который запрашивает поддержку, — подчеркнула Юлия Морозова. — Быть может какие-то требования окажутся излишними, или их можно было бы убрать в этот сложный финансовый период».
Кроме того, бизнес жалуется на организационные сложности в части получения финансовой поддержки, в частности на долгое оформление. Это отчасти происходит из-за того, что региональным институтам развития приходится посылать много запросов в различные инстанции, чтобы убедиться в благонадежности получателя.
«Сегодня наши институты и микрофинансовые организации, региональные фонды не являются полноценными участниками Региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ) и не могут ей воспользоваться. Если бы они стали субъектами этой системы, срок прохождения проверочных мероприятий сократился бы», — указала Юлия Морозова. Кроме того, хорошим подспорьем стало бы формирование единого ресурса с реестром мер поддержки всех субъектов РФ.
В числе необходимых мер для улучшения инвестклимата на Дальнем Востоке участники трека «Регистрация бизнеса и налоги» назвали дистанционное оформление электронной цифровой подписи в электронном формате. Это особенно актуально в условиях удаленности многих населенных пунктов в таких регионах, как республика Саха, Хабаровский край, Бурятия. Отсутствие подобного сервиса блокирует возможность оперативного открытия юридического лица, что снижает привлекательность территории для бизнеса.
В части уплаты налогов поступило предложение ввести для вновь перешедших с упрощенной системы налогообложения УСН на работу с НДС месячный мораторий на блокировку счетов и введение штрафных санкций. Так как с 1 января 2025 года компании на УСН тоже стали плательщиками НДС, многие из них столкнутся со сложностями по сдаче отчетности, и, как следствие, с высоким риском блокировки счетов и остановки деятельности. В такую ситуацию может попасть большое количество предпринимателей по всей стране, и было бы разумно дать им больше времени для осознания новых реалий и адаптации к изменившимся условиям.
В проблемном списке направления «Международная торговля» оказались сразу несколько узких мест, начиная с дефицита необходимой инфраструктуры и сложностями с прохождением таможенных процедур, их закрытостью для бизнеса, заканчивая сбоями в организации международных автомобильных перевозок и трудностями в международных расчетах.
Одним из способов решения проблемы с нехваткой современных пунктов пропуска и некачественных подъездных путей к ним, участники мозгового штурма посчитали возможность выделения дополнительного финансирования на эти цели за счет таможенных платежей. 5-10% от собираемых государством таможенных сборов было бы достаточно на модернизацию пунктов пропуска и приведение в порядок автомобильных дорог, однако такая мера требует законодательной проработки на федеральном уровне.
Повысить качество и скорость оформления трансграничных перевозок могла бы и целевая модель работы органов, контролирующих внешнеэкономическую деятельность. Она могла бы базироваться на примере нацрейтинга — с картированием всех процессов и назначением целевых показателей. Кроме того, нужно смелее внедрять экспериментальные режимы перемещения и торговли, такие как бондовые зоны на территории ДФО, совместный досмотр грузов на одной стороне.
Завершая стратсессию Светлана Чупшева отметила высокую продуктивность всех ее участников.
«Хорошие предложения были сделаны, очень полезные особенно в свете того, что в этом году мы запускаем новый цикл работы, связанной с инвестиционным климатом. Президентом поставлена задача создать конкурентноспособную российскую юрисдикцию, привлекательную для инвесторов, для бизнеса с учетом лучших мировых, российских и региональных практик, — отметила она. — Поэтому сегодня обсуждали вопросы, связанные с международной торговлей, трудовыми спорами, регистрацией предприятий, налоговым администрированием, все, что касается доступа к инфраструктуре, подключения к инженерным сетям. Решали, как сегодня выстраивать процессы на уровне регионов, чтобы сокращать временные и финансовые затраты для бизнеса, как выстроить бесшовный пользовательский путь для инвестора, для предпринимателя, чтобы он смог быстрее реализовать свой инвестиционный проект, а регион смог бы быстрее получать налоги от этих проектов. Поэтому я считаю, что очень полезно прошли все мероприятия, и очень многое реализовано в Хабаровском крае.
Есть очень много практик и решений, которые интересны не только регионам ДФО, но и в целом на федеральном уровне. Поэтому мы многое взяли на карандаш».
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин, также подчеркнул важность высказанных на стратегической сессии предложений, ценность самого мероприятия, которое впервые прошло на территории региона.
«Залог успеха в инвестициях — это все-таки командная работа. Командная работа органов власти, Агентства стратегических инициатив, экспертных групп, бизнеса. И здесь очень важно умение АСИ в объединении этих усилий. Эта сессия способствовала тому, чтобы мы узнали лучшие практики других регионов, методологию реализации этих практик, использования геоинформационных систем для того, чтобы они были полезны для каждого инвестора, который хочет что-то развить на территории Хабаровского края».
На заседании проектного офиса по улучшению инвестиционного и делового климата представители бизнес-сообщества Хабаровского края ознакомились с детальными показателями национального инвестиционного рейтинга, составляемого Агентством стратегических инициатив. Они узнали, например, что по параметру «регуляторная среда» регион находится на 50-м месте, по «поддержке МСП» на 34-м, по направлению «работа институтов для бизнеса» на 29-й позиции, и в разделе «инфраструктура и ресурсы» — на восьмой. Ключевым тезисом мероприятия стала информация о том, что хотя регион и улучшает постепенно свои показатели, соседи-соперники делают это быстрее.
Площадкой проектному офису стал складской комплекс Ozon — очевидный намёк, на то, как успешно могут взаимодействовать региональные власти с инвесторами. В одном из ангаров собрались более 100 представителей бизнеса, власти, силовых структур и ресурсоснабжающих организаций. Присутствовал и врио губернатора Дмитрий Демешин, сразу предупредивший, что больше 40 минут пробыть не сможет.
Собственно, о ситуации с инвестклиматом врио информирован как никто другой — результаты нацрейтинга руководители регионов получили сразу после его оглашения на Петербургском международном экономическом форуме 7 июня 2024 года. Хабаровский край расположился на 11 месте, поднявшись на 3 позиции по сравнению с предыдущим годом.
Лучший из дальневосточных регионов — Сахалинская область — на четвёртом месте по стране, причём регион обошёл Москву и занял первое место по параметру «регуляторная среда». Вторая по ДФО и в седьмая по РФ — Магаданская область (плюс две позиции по отношению к 2023-му году). Приморье и Приамурье в группе регионов, разделивших 12 место, Республика Саха (Якутия) на 14-ой позиции, Бурятия и Камчатка – пятнадцатые. Это то, что в тот день узнали все, а вот детали получили только руководители регионов.
Справка
Национальный рейтинг рассчитывается по 70 показателям в 4 направлениях:
· Регуляторная среда = качество предоставления государственных услуг — показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, выдача разрешений на строительство, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).
· Институты для бизнеса = эффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).
· Инфраструктура и ресурсы = наличие и качество инфраструктуры — показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов — таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).
· Поддержка малого и среднего предпринимательства = уровень развития малого и среднего предпринимательства (например, количество субъектов МСП в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).
— 10 лет прошло, а мы вот все об одном и том же — о регуляторной среде, — подчеркнула руководитель Дальневосточного филиала АСИ Ольга Курилова, представившая результаты рейтинга. — Да, есть у Хабаровского края позитивные изменения, регион сильно изменился, вопрос только в одном: другие регионы уже убежали вперед. Регионы лидеры по регуляторной среде, например Сахалин, начинали в ручном режиме, а теперь они отстроили работу на системном уровне с помощью цифровых платформ, И задача Хабаровскому краю на ближайшее время — цифровизировать строительную отрасль, подключения к инженерным сетям, разрешительные процедуры — там точно можно обойтись без участия человека. И если такая система и платформа будет, это позволит избежать многих проблем, повысит прозрачность всех процедур, и предпринимательская удовлетворенность будет совершенно иная.
О давно назревшей необходимости создать единую информационную систему в строительстве рассказал собравшимся Александр Волков, гендиректор «СиСофт Дальний Восток».
— У нас сейчас ситуация такая: каждая организация сетедержателей имеет свои собственные —либо бумажные, либо электронные архивы своих инженерных сетей. Причем сети друг друга они видят очень мало или плохо. Например, в Хабаровске из 72 организаций только 10 организаций подключены в общую систему. И, собственно, хотел бы сделать два предложения очень простых.
Первое. Создать при правительстве Хабаровского края центр цифровой трансформации, который занялся как раз с тем, чтобы все инженерные сети были сведены в одну единую общую электронную цифровую карту и в том числе, чтобы все муниципальные образования на этой общей единой цифровой карте ввели все свои работы, связанные с присвоением адреса, выделением земельных участков и прочих вещей.
Второе: создание такого центра должно сопровождаться ещё одним документом, который принимается в некоторых уже регионах России — это постановление губернатора о том, чтобы все ресурсоснабжающие организации региона вносили в эту общую базу, тот объем информации, который не секретен и не подвержен какой-то дополнительной защите.
Как оказалось, инициатива уже в работе. Врио губернатора сообщил: задача поставлена, находится на контроле.
— Опубличить этот вопрос можно только частично, потому что там ряд данных по пролеганию сетей носит секретный характер, — отметил Дмитрий Демешин и адресовал вопрос своему заместителю — Дарий Викторович, ответьте, мы сможем это сделать? В какие сроки, если говорить о ваших сетях?
— У нас у ряда ресурсно-снабжающих организаций свои базы есть, — отвечал Дарий Тюрин, заместитель председателя правительства Хабаровского края по природным ресурсам и сельскому хозяйству. — Надо смотреть возможность интеграции в эту общую систему, чтобы можно было действительно ей оперативно и эффективно пользоваться. Я думаю, что на это можно взять, 10 дней, скажем так. Если готовы коллеги предоставить, мы можем с муниципалитетами отработать этот вопрос в течение 10 дней.
Впрочем, одна только цифровизация все проблемы не решит. Обмен мнениями внезапно перерос в дискуссию, когда глава хабаровского отделения «Опоры России» Сергей Мазунин высказал своё недовольство ситуацией в подключении к газоснабжению.
— Вот я хотел вопрос поднять о подключении к газовым сетям. Есть поручение президента 2020 года связаное с этим. Я не знаю, как оно исполняется, в том числе на региональном уровне. Много вопросов связано с внутренними регламентами: доступ на рынок, подключение к технологическим сетям. «Газпром газораспределение» у нас вообще на письма не отвечает.
Я предлагаю заняться этим на федеральном уровне — проанализировать все эти избыточные требования, например. Лимитов по газу мы не понимаем, есть ли они или нет. Как мы можем развивать регион, производство, когда у нас газификация региона 25% — я имею в виду ДФО (при этом большая часть газифицированных объектов относятся к энергетической инфраструктуре – прим. ред).
Итогом обострившегося диалога стало предложение Марии Авиловой, первого заместителя председателя правительства Хабаровского края (врио к тому моменту отбыл), направить в головной офис Газпрома единое обращение от общественных объединений предпринимателей, отдельных бизнес-структур Хабаровского края, в котором были бы изложены все вопросы, требующие решения.
И уже под занавес встречи Александр Волков (предлагавший создать единый центр цифровой трансформации строительной отрасли) напомнил о вышедшем месяц назад постановлении правительства Российской Федерации, которое обязывает все технологические присоединения с 1 марта 2025 года выполнять через портал Госуслуги — как для граждан, так и для организаций.
— Сейчас порядка 350 ресурсоснабжающих организаций на территории Хабаровского края. Либо каждая должна будет исполнить законодательство и подключиться к порталу Госуслуги, либо это нужно сделать централизованно для того, чтобы вся информация по всем заявкам на техприсоединения для бизнеса и для граждан шли через портал Госуслуги и были видны для краевого правительства, — подчеркнул спикер.
Что ж, если цифровизация всей строительной отрасли Хабаровского края будет развиваться также бодро, как она обсуждается, и реализоваться в том же темпе, что и в части поручений, то, возможно, 50-ая позиция региона по «регуляторной среде» по итогам следующего рейтинга станет «страницей тёмного прошлого».
Рыбные консервы продолжают дорожать в России. За что платит конечный потребитель, и почему инвестиционные процессы в отрасли никак не способствуют развитию консервированного производства рыбной продукции, выясняло EastRussia.
По 300 рублей за банку
В общероссийских масштабах производство консервов демонстрирует восстановительный рост — в 1 квартале 2024 года выпущено рыбных консервов почти 145 млн условных банок (+7,5%), а пресервов — 78 млн условных банок (+24,4%). Такими данными делится некоммерческая организация «Рыбный союз».
Однако не все регионы ДФО вписались в общероссийскую статистику. Так, за 1 квартал 2024 года в Приморском крае произвели 26,3 млн банок консервов и пресервов (89,9% к аналогичному периоду прошлого года). В 2023-м году этот показатель был на уровне 28,5 млн банок, а в 2022-м — 35,9 млн.
Глава ГК «Доброфлот» Александр Ефремов связывает восстановительный рост на рынке консервов с уходом западных поставщиков. «Рост рынка рыбных консервов обусловлен прежде всего сокращением на полках магазинов иностранных продуктов питания. Западная пищевая промышленность, более продвинутая в использовании современных технологий консервирования, не использует упаковку в жестяную консервную банку, а больше используется пищевая химия — различные пищевые консерванты. Использование пищевых консервантов намного дешевле для производителя, и продукция «не спрятана» в дорогостоящую жестяную банку, поэтому для неискушенного потребителя рыбные пресервы более привлекательны. Происходит это из-за того, что потребитель в массе своей не читает этикетку, на которой написан состав пищевой химии, которая используется при производстве того или иного продукта. После того, как сократился импортный ассортимент продуктов, российский потребитель вернулся к традиционным российским рыбным консервам, которые производятся по очень старой технологии без пищевой химии где свежая рыбы сохраняется только за счет вакуума и нагрева в жестяной банке.
При этом цены на консервы в России с октября 2023 года по март 2024 года в среднем выросли на 13 процентов. Как ранее подсчитал аналитический центр компании «Русский рыбный мир», тихоокеанская сардина иваси прибавила в стоимости 23-25%, сельдь — 12-15%, скумбрия — 8-10%, горбуша — 6-7%. А по статистике аналитического портала «Продажи.рф», с мая 2023-го по май 2024-го года средняя цена за банку выросла на 30 процентов и составила 258,9 рубля.
Рост цен и снижение объёмов производства эксперты объясняют совокупностью факторов. Часть из них связаны с состоянием запасов промысловых видов рыб. Например, высокие цены на горбушу спровоцировал «неурожайный год», рассказывает глава компании «Торговый дом «Камчатский меридиан» Евгений Карпов.
«Сегодня оптовые цены на прошлогоднюю горбушу установились в районе 200 рублей за килограмм. В этом году подход обещает быть слабым — у рыбаков «неурожай», поэтому и горбуша такая дорогая», — комментирует он.
С 24 июня во Владивостоке начинаются отгрузки небольшими партиями первой горбуши (НР – неразделанной) и нерки. «По этим позициям в Москве ситуация по сбыту тяжелая: неразделанная рыба 2023 года практически не продается по цене от 180 руб/кг и выше, а на ВЛДВ (порт Владивосток) свежая горбуша неразделанная предлагается по цене 270 руб/кг, в Москве свежая горбуша предлагается по аналогичной цене. Похожая ситуация с неркой», — сообщает «Русский рыбный мир».
Высокую стоимость консервов из иваси ранее эксперты объясняли возросшим экспортом в Китай. Однако в этом году улов обещает побить все рекорды, что должно отразиться на ценах. «Русский рыбный мир» делится последними данными промысловой обстановки и объёмов подхода рыбы в порт Владивосток (ВЛДВ/КМЧ) — больше 11,1 тысяч тонн на судах, 12,2 тысячи тонн на перегрузке.
Кредитов на триллион
Но есть и системные проблемы, которые закладываются в себестоимость продукции. Общую ситуацию в рыбохозяйственном комплексе во многом определяет инвестиционная политика, отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Отрасль вступила на инвестиционный путь развития. В обмен на квоты инвесторы обязуются построить новые краболовы, перерабатывающие комплексы, холодильные мощности и транспортно-рефрижераторный флот. При этом, кроме краба, в инвестиционной программе участвуют и другие объекты промысла — в основном минтай и сельдь, так что растущие издержки производителей закладываются в конечную стоимость продукции.
Для того, чтобы выполнить свои инвестиционные обязательства, участники программы используют банковские кредиты. По данным правительства Приморского края, уровень просроченной кредиторской задолженности предприятий рыбохозяйственного комплекса растёт рекордными темпами — на 1 марта 2024 года показатель в Приморье составил 178,3 млн рублей, а дебиторской задолженности — 192,6 млн. Тогда как в 2022-м году цифры были намного ниже — 13,5 и 87,6 млн рублей.
«В целом, по нашим оценкам, закредитованность рыбной отрасли приближается к 1 трлн рублей. Это не может не отразиться на себестоимости продукции и её стоимости для потребителя. Мы всегда говорили, что инвестиционные процессы приведут к тому, что за всё заплатит конечный покупатель», — поясняет Георгий Мартынов.
Минтай вместо трески, сельдь вместо сайры
Учитывая себестоимость сырья, на рынке остаётся высокой доля фальсификата. Как выяснило Роскачество, более половины категории консервов, заявленных как тресковые, на самом деле произведены из минтая, который стоит в два с половиной раза дешевле трески. Похожая ситуация отмечается с популярными консервами из сайры.
«Качественные консервы из сайры достаточно дорогие. На этом фоне существует масса разных подделок, где пишется «сайра по-приморски» или просто «сайра», хотя на самом деле это либо сельдь, либо дальневосточная сардина иваси. Такая продукция не представляет угрозы здоровью, но вводит в заблуждение покупателя. Конечно, легальные рыбаки этим не занимаются. Наоборот, мы боремся с фальсификатом и стараемся выявлять недобросовестные компании, потому что обманывать потребителя недопустимо, и фальсифицированные товары подрывают конкурентоспособность легальной качественной продукции», — комментирует Георгий Мартынов.
Высокую стоимость консервов из сайры производители объясняют ситуацией в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. К российским берегам подошла дальневосточная сардина иваси — её биомасса с каждым годом увеличивается. В связи с нехваткой кормовой базы сайру вытесняет в открытый океан, где она образует разреженные скопления. В открытом океане промысел этого ценного объекта ведут Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань и ещё ряд стран. Объёмы вылова сосредоточены за пределами российской экономической зоны, а у российской стороны отсутствует флот для добычи сайры в таких условиях, поэтому производители консервов вынуждены закупать сырьё в сопредельных странах.
Консервы из сайры могут подорожать
«Что касается промысла сайры, то здесь тоже неутешительные новости. Китайским рыбакам пока не дали разрешение на промысел рыбы на период сентябрь–декабрь 2024 года. Пока разрешен вылов только летней рыбы. Но такое сырье паразитологически опасное. В связи с чем ввоз сайры в РФ с датами вылова июнь–июль запрещен», — сообщает «Русский рыбный мир».
К слову, консервы из иваси дешевле, чем из сайры. Например, в дальневосточной розничной торговой сети «Самбери» консервированная сайра продаётся в районе 270-290 рублей за банку, а иваси — в районе 100 рублей. Насытить российский рынок ещё более доступной продукцией из иваси мешает дисбаланс экспорта и внутреннего потребления, считают производители. Большая часть рыбы перерабатывается в муку и жир и отправляется за рубеж, что в том числе связано с особенностями промысла.
«Думаю, надо популяризировать консервы и пресервы из дальневосточной сардины иваси, но здесь, опять-таки, есть определённые сложности. Сегодня иваси добывают в основном траловым промыслом. Рыба достаточно жирная, мягкая, нежная — в трале она давится, и только 10-14 процентов улова можно использовать в пищевом производстве. Всё остальное идёт на муку и жир», — рассказывает Георгий Мартынов.
Для производства качественной консервированной продукции необходимо развивать промысел кошельковыми неводами, подчёркивает он: «На Дальнем Востоке этим успешно занимается группа компаний «Доброфлот», но, чтобы расширить рынок, стратегия развития отрасли должна предвидеть такие моменты, потому что, как мы считаем, самое главное — насытить консервами внутренний рынок, а уже потом смотреть на реализацию за пределами нашей страны».
Инвестквоты мимо банок
Так же на цены и объёмы производства влияет логистика. Самые вкусные консервы изготовлены непосредственно в море. Если обратиться к Морской доктрине Российской Федерации, подписанной президентом несколько лет назад, в разделах, касающихся рыбохозяйственного комплекса, прямо указано, что необходимо строить флот для работы за пределами исключительной экономической зоны, в мировом океане, с возможностью переработки на месте промысла.
Однако, несмотря на наличие этих положений в доктрине, на практике они пока не находят должного применения. В России и на Дальнем Востоке считанные единицы таких плавзаводов. Крупнейшая плавучая рыбоконсервная база «Всеволод Сибирцев» группы компаний «Доброфлот» остаётся единственной в стране, способной перерабатывать около 650 тонн сырой рыбы в сутки.
В то же время, по оценкам рыбопромышленников, инвестиционные процессы, которые происходят сегодня в отрасли, никак не сказываются на стратегии развития консервированного производства рыбной продукции. Даже на заводах, построенных в рамках инвестиционных квот, консервирование программой не предусмотрено.
«В настоящее время мы обращаемся к правительству Российской Федерации с предложением внести соответствующие изменения в проекты постановлений, которые предусматривали бы в том числе выпуск полуфабрикатов, пресервов и консервированной продукции на заводах, построенных в рамках инвестиционной программы. Будет правильно использовать инвестиционные квоты не только для производства филе минтая и фарша сурими, но и консервов. Тем более, что консервы можно делать не только из сайры и дальневосточной сардины иваси, но также из минтая, сельди и камбалы в разных заливках. Например, раньше большой популярностью пользовались консервированные тефтели из рыб частиковых пород рыб. Это и другие направления имеют большие перспективы, но сначала необходимо поправить некоторые нормативно-правовые акты, предусмотренные правительством РФ», — комментирует Георгий Мартынов.