Северный завоз может стать дешевле. Для этого перевозчикам предложили предоставлять льготные кредиты как минимум на два года и уменьшить цены на доставку грузов.
Как пишет «Парламентская газета», с инициативой выступил глава Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. По его словам, закон о северном завозе, вступивший в силу в апреле, помог создать централизованную систему управления поставками товаров. Это привело к тому, что ассортимент в северных магазинах стал более разнообразным. Поставки теперь планируют на несколько лет вперед, их координирует Минвостокразвития. Грузы разделили на три категории: товары для жизнеобеспечения населения (продукты, топливо, лекарства), товары для государственных нужд и – все остальные. Регионы получают казначейские кредиты на закупку товаров северного завоза.
В механизме северного завоза теперь порядок, однако, добиться снижения цен на еду, топливо и товары первой необходимости пока не получилось. Эта проблема тянется с 90-ых годов, когда регулирование поставок товаров на удаленные территории легло на плечи регионов и как итог в северных городах возник дефицит продуктов, а цены выросли в разы.
Вопрос о том, как снизить стоимость, обсудят на заседании одной из комиссий Совета законодателей 16 декабря.
На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.
В русле системных решений
Для отдаленных территорий речной транспорт часто является единственным способом доставки массовых грузов, он же играет и важную роль в выстраивании новых логистических коридоров, говорит первый зампред комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совфеда Галина Карелова. «Инфраструктура водного транспорта нуждается в качественных изменениях. Полагаем, что нужно разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей», – подчеркнула она.
Как уточнили в Минтрансе РФ, сейчас формируется нацпроект «Транспорт», который включает в себя программы «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» (им до 2030 года предусмотрено 12 мероприятий по ДФО) и «Развитие опорной сети внутренних водных путей». Ожидается, что федеральное финансирование по нацпроекту начнется со следующего года.
Тем не менее, обращает внимание сенатор, следует предусмотреть средства из бюджета РФ конкретно на расширение возможностей судоходства по рекам Дальнего Востока. «Сейчас же это, прежде всего, забота самих регионов», – считает Галина Карелова (стоит сказать, региональные администрации бассейнов водных путей, на которых возложено содержание инфраструктуры и обеспечение безопасности движения на судоходных участках – это федеральные бюджетные учреждения).
«Я считаю, мы в целом не дорабатываем по рекам, поскольку все понимают, что проблема большая, связана с необходимость работать с руслами, дном, привлекать специальные земснаряды, – подчеркнул глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. – Россия построена на реках, и без речной логистики, сколько не будем расшивать Восточный полигон, особенно на северах не достигнем успеха».
C проблемами судоходства почти ежегодно сталкивается Якутия. В прошлом году навигация проходила в сложных гидрологических условиях, связанных с продолжительным периодом маловодья на реке Яна. В связи с длительным отсутствием судоходных глубин как на баровом участке, так и на самой реке, наблюдалось длительное скопление судов. Низкие уровни воды также фиксировались на Вилюе.
В качестве факторов, которые осложняют работу флота, в Ленском речном пароходстве называют непроведение дноуглубительных работ, отсутствие аварийно-спасательных формирований в арктических районах, а также устаревание нормативных сроков арктической навигации, установленных еще почти полвека назад.
По аналогии с планом развития Северного морского пути необходимо утвердить план развития транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, говорит спикер Ил Тумэн Алексей Еремеев. Причем к 2029 году содержание опорных инфраструктурных объектов должно достигнуть 100% от норматива финансовых затрат.
Сложности с развитием судоходства есть и в других арктических регионах. В частности, в связи с разработкой нефтегазовых провинций Ямало-Ненецкого автономного округа у грузоотправителей повышается востребованность в услугах речного порта Лабытнанги, ближайшего к освоению месторождений. Но чтобы осваивать дальше грузопоток, необходимо расширять подходы. «Там есть целый ряд системных ограничений, которые накопились за последние десятилетия, с ними необходимо совместно разбираться. Это и вопросы дноуглубления, и вопросы содержания речного русла», – рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин.
В предыдущие годы в стране был сделан акцент на развитии Волго-Каспийского судоходного канала, продиктованном перспективами перевозок в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Здесь организовали беспрецедентные по масштабам дноуглубительные работы. Чтобы обеспечить на всем протяжении канала проходную осадку не менее 4,5 м, одновременно работало до 40 судов дноуглубительного, вспомогательного флота.
В то же время значительно увеличить программу по дноуглублению на водных путях в других регионах страны не позволяла нехватка техники. По словам сенатора Андрея Шевченко, долгие годы обновление технического флота происходило недостаточными темпами. Это привело к тому, что сейчас имеется дефицит таких судов. К тому же осложняет ситуацию износ специализированного транспорта, отсутствие запчастей.
Раньше часть дноуглубительных работ выполнялась зарубежными подрядчиками, но в связи с внешнеполитической повесткой с российского рынка ушли такие европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme. Иностранцы помогали закрывать потребность в таких судах. На 2022 год емкость трюмов дноуглубительного флота России составляла около 40 тыс. куб. м, тогда как у одной Deme – 240 тыс. куб. м.
Для реки и для моря
Отдельная проблематика связана с обновлением торгового флота, прежде всего, в речных бассейнах, имеющих выход к арктическим морям.
На Севморпути уже работают три новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (всего в период прошлогодней навигации в акватории СМП работали семь атомных и три дизельных ледокола). Кроме того, продолжается строительство атомоходов «Якутия» и «Чукотка» (срок завершения первого – конец 2024 года, второго – 2026-й). Заключены госконтракты на выпуск еще двух судов этого проекта, с окончанием строительства в 2028 и 2030 году. Одновременно на верфи «Звезда» ведутся работы по созданию крупнейшего в мире ледокола «Лидер» (проект 10510) мощностью 120 МВт. Планируемый срок его сдачи – 2027 год.
Как отметил заместитель гендиректора – руководитель дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукша, в условиях наращивания ледокольной группировки, большую значимость приобретают суда класса река-море. С точки зрения объемных показателей они обеспечивают меньшую перевозку, чем арктические танкеры для транспортировки углеводородов, но этот флот развозит практически все грузы по побережью ледового океана.
При этом важно снижать темпы старения транспорта. В частности, у Ленского объединенного речного пароходства средний возраст судна составляет 31 год. Чтобы довести этот показатель хотя бы до 20 лет, нужно серьезное обновление, указывает Вячеслав Рукша.
Отчасти проблему должно разрешить появление Жатайской судоверфи в Якутии. Ее создание ведется на базе действующего предприятия, построенного в 1940-х и специализирующегося на судоремонте. Работы должны были завершиться еще в 2020 году, но сроки не раз переносились. Основной причиной стало удорожание стоимости проекта.
В этом году власти Якутии планируют завершить создание судостроительного комплекса. Мощности верфи будут рассчитаны на строительство до 10 судов класса река-море ежегодно, немаловажно, что помимо заказов на постройку флоту, предприятие продолжит оказывать услуги по судоремонту, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных.
Верфи покажут ледовый класс
Внимание к водному транспорту, обеспечивающему каботажные перевозки, на данный момент повышено и в свете законодательных новелл. С 1 апреля вступил в силу федеральный закон о северном завозе, хотя до сих пор, посетовала Галина Карелова, не определен его единый оператор, располагающий флотом. «Надеемся на скорейшее решение правительством этого вопроса. Важно, чтобы система северного завоза могла полноценно заработать в ближайшем будущем. Конечно, этого ждут наши северные регионы», – сказала сенатор.
Подзаконный акт относительно создания единого оператора пока не принят, он находится на согласовании в правительстве РФ, сообщил Алексей Чекунков. «Детально высчитываем вместе с Росатомом и со всеми субъектами, которые участвуют в северном завозе (это 25 таких регионов), для того чтобы не навредить. Здесь у нас принцип как в клятве Гиппократа – нельзя нарушать то, что уже работает. Создавая новое, нужно решать задачи стратегического развития, но не нарушая те цепочки, которые работают сейчас», – пояснил министр.
Основной смысл появления единого оператора для северного завоза как раз в создании соответствующего флота. И такие суда, по словам Алексея Чекнукова, должны появиться «через определенный, разумный срок».
Какой-то транспорт, выпускаемый сегодня серийно, может быть адаптирован к Дальнему Востоку. К примеру, для более южных сообщений возможна поставка сухогрузов проекта RSD59 (эти суда должны стать основой современного грузового флота класса река-море в России). Сложнее дело с проектами ледового класса для каботажных перевозок.
Если говорить об Арктике, сегодня судостроительная отрасль в первую очередь занята производством крупнотоннажных судов, которые будут обслуживать экспортный поток. «Жаль, что вторую верфь, как «Звезда», нигде не построили. Сейчас она загружена газовозами и танкерами», – свидетельствует Вячеслав Рукша.
Глава Минвостокразвития согласен, что для каботажных сообщений это серьезный вызов. «Уже прекратил работу атомный лихтеровоз «Севморпуть» (находившийся в составе арктического флота с 1988 года он исчерпал свой ресурс – прим. ред.) – уникальное судно, которое ходило по субсидируемым рейсам. Таких судов больше не производится, они не экономичны, а флот ледового класса для внутренних перевозок пока отсутствует как сущность», – признал он.
Впрочем, уточнил Вячеслав Рукша, два последних рейса лихтеровоза «Севморпуть» почти не потребовали субсидий, при этом загрузка была под 80-90%. Долгосрочные планы по развитию внутренних перевозок с государственным участием будут способствовать притоку частных инвестиций в эту логистику. «Не сомневаюсь, что СМП в ближайшие десятилетия будет также играть большую роль в динамике развития связанности территорий востока и запада», – убежден представитель Росатома.
Эксперт НИУ ВШЭ комментирует обстоятельства, которые привели к принятию Закона о Северном завозе, а также предлагает направления, на которых следует сконцентрироваться, чтобы упростить жизнь в отдалённых территориях и населённых пунктах.
1. Почему назрела необходимость принятия закона, создания единого морского оператора и федерального координатора? Какие механизмы, использовавшиеся ранее при организации северного завоза, перестали работать и почему?
Северный завоз – это централизованный завоз грузов в удаленные районы, где в принципе нет наземного круглогодичного транспортного сообщения – по сути, речь идет о функционировании своего рода «дорог жизни»: по ним поставляется топливо, продукты и другие жизненно важные товары. Только это как раз не дороги в прямом смысле слова – обычно это водные, морские и речные пути, как самые дешевые в тех краях.
Системная беда водных путей в нашей северной стране – их короткий срок эксплуатации. Если не успеть завезти грузы в навигацию, то они просто застрянут в точке отправления, или, в худшем случае, вмерзнут вместе с судном в лед где-то по пути, как не раз бывало в 1990-е, когда более-менее отлаженная советская система северного завоза стала ломаться. Тогда вместо централизованных поставок по Севморпути грузы на Север пошли, в основном, с юга, по рекам – так в большинстве случаев дешевле.
При этом возникли крайне сложные маршруты. В наиболее тяжелом случае грузы идут практически два года в один конец: сначала их по железной дороге подвозят, например, к порту Осетрово на реке Лене, потом они в навигацию идут по Лене до какого-то поселка, в котором дорог уже нет – там они ждут зимы, когда можно будет по снегу организовать зимник (по сути, укатанный снег) и довезти груз до другой реки, там подождать навигации, то есть уже лета – и по воде следующего года везти дальше, до какого-то нового поселка – и если нужно везти в сторону от реки, то в этом втором поселке грузы снова ждут зимы, зимника – и уже на вторую зиму доходят до потребителя.
Современная реформа северного завоза, конечно, не в силах отменить удаленность таких поселков, но может хотя бы немного удешевить завоз путем оптимизации маршрутов и партий грузов. Самое главное – исключить риск для местного населения, связанный с несвоевременным завозом, со срывом сроков завоза. Ведь если грузы не дойдут по реке или морю – их придется везти авиатранспортом, а это тут же сделает такие грузы и вовсе «золотыми» -- либо, в противном случае, в удаленных районах возникнет угроза самого настоящего голода и холода (ведь продукты и топливо, завезенные в прошлом году к моменту нового завоза, в большинстве, заканчиваются – поэтому всегда нужны дополнительные запасы, а это еще больше снижает экономическую эффективность всей истории).
Собственно, современные реформы на Северном морском пути, а именно учреждение единого оператора Севморпути, а затем и оператора Северного завоза, получили старт после чрезвычайного происшествия, когда в ноябре 2021 года более 20 судов вмерзли в лёд в восточной части Арктики, не успев доставить грузы по назначению. Их долго, более месяца, вызволяли ледоколами, экстренно снятыми с плановых работ. Эта ситуация получила в профессиональной прессе название «Певекский кризис», и именно после него ситуация с координацией судоходства по СМП и северного завоза сдвинулась с мертвой точки, где, по сути, пребывала в 1990-е годы. Буквально «не было бы счастья, да несчастье помогло». Вот для неповторения таких ситуаций и нужна координация Северного завоза.
Есть надежда, что единая система планирования и координации позволит хотя бы частично снизить стоимость грузов для удаленных районов – хотя в целом доставка таких грузов, безусловно, останется за пределами «экономики»: Северный завоз – это про жизнь, а не про выгоду.
Сейчас для территорий с ограниченным сроком завоза грузов действует ряд мер – в частности, ограничения потолка цен на ряд жизненно важных товаров. Предприниматели удаленных районов зачастую предпочитали платить штрафы, чем держать установленные цены, ставящие их на грань рентабельности. Но тут нельзя говорить о «вредности» предпринимателей, предпринимательство в условиях Севера, тем более бездорожного – уже подвиг, и по сути, предпринимателя бездорожных районов можно заносить в категорию «социальных предпринимателей» по определению. Как отразится на них новый закон, пока не совсем понятно, и эта тема требует особого внимания. Как минимум, закон решает вопрос недопущения перебоев в снабжении удаленных районов жизненно важными товарами – и это, безусловно, важное и нужное дело.
Времена героических «спасений челюскинцев» должны, наконец, пройти – в том смысле, что в современном мире с его логистическими возможностями просто не должно возникать ситуаций, когда суда нужно спасать из ледового плена, а население целых поселков – от нехватки продуктов и топлива.
2. Что еще необходимо для совершенствования северного завоза, кроме законодательства (улучшение логистики, качество товаров и т.д.)? Какие меры поддержки для обеспечения товарами труднодоступных территорий нужны сегодня?
Безусловно, нужно улучшение логистики. Помимо централизованного завоза, труднодоступные территории нуждаются в возможности обеспечения еще и экстренной связи – и для этого, в частности, нужны современные транспортные средства.
Возьмем, например, легкомоторные самолеты. В советское время именно небольшие самолеты обеспечивали основную связь во «внедорожный сезон» с удаленными районами (не удивительно, что летчики были настоящими героями местных сообществ – вплоть до того, что в репертуар чукотского ансамбля народного танца вошел номер «Летчик Петренко прилетел», и он был посвящен реальному летчику Петренко). В удаленные районы летали небольшие самолеты, что логично: здесь и пассажиров немного. Здесь не нужны большие скорости, нужна надежность, устойчивость к ветру и т.д. Старые авиаторы до сих пор вспоминают Ли-2 и Ил-14. Многим известен АН-2 – основной спаситель труднодоступных районов позднесоветского периода.
Сейчас такого рода самолетов в России вообще не выпускают; много лет идет речь о наладке выпуска самолета «Байкал», но его пока нет. Сейчас в удаленные районы летают вертолеты, обычно Ми-8, но они неэкономичны (хоть и надежны); самолеты дешевле в эксплуатации. Правда, они требуют посадочную полосу, однако и исторически в СССР, и сегодня на североамериканском Севере активно используются гидросамолеты, которые садятся на воду, зимой – на полозьях – на снег. Едешь, допустим, на севере Канады вдоль берега реки Юкон – по берегам припаркованы гидросамолетики, практически как автомобили в крупном городе. На Аляске, в Канаде у многих жителей просто есть личные небольшие самолеты. И они действительно нужны, эти доступные самолеты, в том числе для местных жителей (для которых, соответственно, должны быть развернуты специальные курсы) – ведь зачастую проще вывести из удаленного села, допустим, больного, на местном транспорте, чем ждать санборт.
К сожалению, у нас требования к малой авиации зачастую – как к Шереметьево, и в итоге, малая авиация вообще зачастую уходит в тень (да, бывают нелегальные авиаперевозчики) – были бы требования по безопасности более разумными, в итоге, риск был бы парадоксально меньше, чем с кучей запретов и регулировок, потому что в «тени» все риски на порядок выше.
Тема малой авиации, включая и производство самолетов, и упрощение регуляторных норм, уже поднималась на самый высокий уровень, но пока подвижки совсем небольшие. Ситуация осложняется тем, что Арктика очень разнообразна, и допустим, одна модель самолета не подойдет для всей Арктики сразу: так, например, Диксон, только что получивший ранг опорного населенного пункта, славится сильными ветрами, и здесь маленькие самолеты не подойдут, нужна более тяжелая техника из соображений уже не экономии, а безопасности. Поэтому следующим шагом должно стать детальнейшее исследование потребностей в дополнительной транспортной техники и инфраструктуре, и развертывание соответствующих производств.
Аналогично, нужны речные суда, грузовые морские суда ледового класса – кроме нефте- и газовозов. Например, по Енисею в удаленные районы до сих возят людей на стареньких теплоходах производства ГДР. И такие старенькие суда на северных реках чудовищно перегружены, потому что альтернативы им просто нет, и везут они в отделанных деревом каютах и людей, и мебель, и картошку с огурцами в товарных масштабах. Коридоры этих теплоходов по осени забиты продуктами под потолок – возвращаясь из отпуска северяне осуществляют индивидуальный северный завоз. Эти свои закупки иной раз люди выгружают, прибыв в родную деревню, с борта теплохода прямо в лодки, потому что во многих селах даже нет пристани. Мужчины буквально на руках передают с теплохода в лодки пожилых родственников, младенцев, кидают в лодки тюки – посреди холодной реки. И только так можно доехать в Сургутиху, Потапово, во многие села в низовьях Енисея – ну или втридорога вертолетом. Что нужно здесь? Причальная инфраструктура, дешевая, но надежная и неприхотливая.
Резюмирую первое направление: нужна новая техника для удаленных районов – компактная, экономичная, универсальная, способная выдержать суровые условия и не требовательная к эксплуатационным навыкам. Да, требования сложно сочетаемые, но так надо.
Второе важное направление – это, наоборот, частичная замена завоза местным производством. Завоз чего бы то ни было в бездорожные районы экономически невыгоден по определению (субсидируют завоз продуктов и топлива на Север во всех странах, в том числе в самых что ни на есть «рыночных» США и Канаде). Поэтому хотя бы частично он должен быть заменен местным производством – это касается продуктов, отчасти – топлива (хотя бы печного), в некоторых редких случаях – стройматериалов. Яйца, иногда молоко, овощи вполне могут производиться на Севере (заполярная Игарка в 1930-е славилась своими огородами).
Зачастую проблемы приходят вовсе не от природы, а от особенностей административного регулирования. В Игарке еще несколько лет назад работала ферма, поставляла свежее молоко в местную школу – однако затем вышло постановление о том, что в школу может поставляться только пакетированное молоко. Ферма утратила основного потребителя, и была закрыта – а ведь надо было всего лишь просубсидировать ей оборудование по розливу молока в пакеты. На зарубежном Севере именно школы (точнее, муниципальные закупки со стороны школ и других государственных учреждений) зачастую целенаправленно используются как локомотивы развития местного производства. Подобное замыкание местного производителя на местного же потребителя способно снизить объемы завоза (повторюсь, экономически «благотворительного» по определению).
И третье – нужны разработки инновационных решений в сфере отопления, энергогенерации, домостроения. О чем речь, проще всего объяснить на примере: на Аляске нам демонстрировали проект дома, который изготавливается из легко транспортируемых полимеров. Несколько упаковок с сухим порошком помещается в малый самолет, транспортируется в удаленный поселок – и там полимер разводится водой, разбухает, и этого объема хватает для сооружения целого дома. Вот такого плана технологии нужны – речь не о конкретно полимерах, а о технологиях легко и дешево транспортируемых строительных материалах, видах топлива и т.п. Аналогично, нужны транспортируемые энергетические установки – притом легко обслуживаемые.
В бездорожных, отрезанных от единой энергетической системы районах выгодны разного рода альтернативные источники энергии – не случайно ветряки и солнечные батареи применяют даже на нефтегазовых месторождениях (для снабжения электроэнергией самого месторождения, аппаратуры и т.п.). Тут, правда, возникает еще один нюанс – такая техника, как правило, требует высокой квалификации обслуживающего персонала, а в каждом селе такие кадры найти трудно. Значит, техника для удаленных районов должна отвечать еще и требованиям легкой эксплуатации, должна быть интуитивно понятна.
3. Для чего необходимо закрепление перечня территорий северного завоза?
Территории Северного завоза – это де-факто бездорожные территории, там в принципе нет круглогодичной наземной транспортной связи с внешним миром. Существует перечень так называемых районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов (не путайте с просто «районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями» – это разные перечни). Но он устарел, в него входит немало населенных пунктов, на самом деле, уже давно обладающих нормальной наземной транспортной связью с внешним миром.
Перечень территорий северного завоза – это, по сути, актуализированный и тщательно выверенный перечень районов с ограниченным сроком завоза грузов. А нужен такой перечень, потому что отсутствие дороги создает экономические и социальные условия, резко отличающиеся от «нормальных». Бездорожные районы – это в какой-то мере аналог «маломобильных граждан» -- то есть такая особая категория потребителей услуг, услуги которым оказывают не из соображений экономической выгоды, а из гуманитарных. Законы экономики здесь, по сути, перестают работать. Поэтому, как и в случае получателей иных льгот, будь то люди или территории, нужен четкий перечень их получателей.
Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.
Статистика по регионам
В ноябре 2022 г. во всех регионах ДФО и в Иркутской области сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2021 г., Таблица 1), хотя его темпы в ДФО все же уступали среднероссийскому показателю за отчетный период (110,8% против 111,1%). Тем не менее в пяти регионах Дальнего Востока рост потребительских цен на товары и услуги в ноябре прошлого года превысил средний по РФ показатель (+11,1%) – в Забайкальском крае, Еврейской АО, Бурятии, Камчатском крае и Сахалинской области, а также в Иркутской области. В целом во всех регионах ДФО рост превысил 10%. Исключением стал Чукотский АО (104,2%).
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, ноябрь 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,1 |
Сибирский федеральный округ |
111,4 |
Иркутская область |
113,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
110,8 |
Забайкальский край |
111,9 |
Еврейская авт. область |
111,8 |
Республика Бурятия |
111,6 |
Камчатский край |
111,5 |
Сахалинская область |
111,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Амурская область |
110,9 |
Магаданская область |
110,5 |
Приморский край |
110,5 |
Хабаровский край |
110,0 |
Чукотский авт. округ |
104,2 |
Несколько смягчающим фактором является превышающий средний по стране (113,1%) рост среднемесячной заработной платы в части данных регионов ДФО в октябре 2022 г. (к октябрю 2021 г., Таблица 2) – это касается Бурятии, Забайкалья, Еврейской АО и также Иркутской области. При этом в целом рост зарплаты в РФ превышал дальневосточный показатель (113,1% против 111,7%). Отрицательный показатель, т.е. сокращение зарплаты было зафиксировано только в Камчатском крае (96,1%). При этом менее чем на 10% выросли зарплаты в Сахалинской области (+9,7%), Чукотском АО (+9,1%), Амурской области (+7,4%) и Магаданской области (+6,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, октябрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,1 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
111,7 |
|
Республика Бурятия |
120,9 |
|
Забайкальский край |
119,8 |
|
Республика Саха (Якутия) |
115,2 |
|
Еврейская авт. область |
114,0 |
|
Хабаровский край |
111,9 |
|
Приморский край |
111,2 |
|
Сахалинская область |
109,7 |
|
Чукотский авт. округ |
109,1 |
|
Амурская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
106,8 |
|
Камчатский край |
96,1 |
Большинство дальневосточных регионов по-прежнему отличается высокими показателями безработицы, ее уровень в макрорегионе заметно превышает среднероссийский (4,5% против 3,8%). В сентябре-ноябре прошлого года (Таблица 3) только в Приморском и Хабаровском краях, Чукотском АО и Камчатском крае показатели оказались ниже среднего по РФ (т.е. 3,8%). При этом Приморье и Хабаровский край на Дальнем Востоке традиционно отличаются большей емкостью рынка труда. Наиболее тяжелая ситуация по-прежнему сохраняется в Забайкалье (7,8%), Бурятии (6,3%) и Якутии (6,3%).
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, сентябрь-ноябрь 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,8 |
74 886,3 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 404,2 |
Иркутская область |
4,7 |
1 158,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,5 |
4 173,2 |
Забайкальский край |
7,8 |
500,2 |
Республика Бурятия |
6,3 |
434,0 |
Республика Саха (Якутия) |
6,3 |
501,5 |
Еврейская авт. область |
5,5 |
76,1 |
Сахалинская область |
3,9 |
268,6 |
Амурская область |
3,9 |
404,1 |
Магаданская область |
3,8 |
84,1 |
Приморский край |
3,1 |
989,3 |
Хабаровский край |
2,7 |
709,0 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,8 |
Камчатский край |
1,9 |
176,5 |
Обеспеченность жильем
Проблемой Дальнего Востока остается слабая обеспеченность жильем – по общей площади жилых помещений на одного человека макрорегион в стране занимает предпоследнее место, и последнее – по вводу квартир. По этой причине меры государства направлены на увеличение объемов строительства жилья, включая социальное. Программу «Дальневосточный квартал» при этом предлагается дополнить проектом государственной поддержки возведения арендного жилья. Минвостокразвития в минувшем году разработало проект развития системы государственной аренды жилья на Дальнем Востоке, которой должен заняться «ДОМ.РФ».
Финансирование проекта составит 50 млрд рублей, выданных корпорации «ДОМ.РФ» из ФНБ до конца 2023 г. в виде долгосрочного (на 20 лет) займа (0,1% годовых). Приобретенную таким образом недвижимость «ДОМ.РФ» сможет сдавать в аренду дальневосточным регионам, а они, в свою очередь, будут сдавать их в субаренду работникам, в привлечении которых нуждается регион. Таким образом планируется обеспечить арендованным жильем порядка 10 тыс. семей.
Заем от ФНБ будет целевым – на приобретение расположенных в ДФО жилых помещений на первичном и вторичном рынках, а также мебели, бытового оборудования и вспомогательных помещений. В частности, допускается приобретение паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят такие объекты недвижимости, и доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией, подотчетной «ДОМ.РФ». Распоряжаться такой недвижимостью будет возможно только посредством сдачи в аренду созданному субъектом ДФО региональному оператору с последующим предоставлением жилья в субаренду физическим лицам. При этом субаренду планируется сделать льготной, а недополученные доходы - компенсировать субсидиями за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Стоит отметить, что пока не определена стоимость такой аренды – она будет зависеть от готовности регионов и ведомств, чьи профильные проекты реализуются в макрорегионе, субсидировать ставки. Учитывая, что значительная часть жилья в «Дальневосточных кварталах» должна реализовываться для социальных нужд по нерыночным ценам, к такому жилью может быть отнесено и арендное жилье. Приобретение недвижимости для государственной аренды предполагает выкуп уже готового жилья. Пока запланированный объем арендной недвижимости (10 тыс. квартир) на дальневосточном рынке отсутствует.
Арендное жилье в настоящее время строится в Приморском крае. До конца 2024 г. в регионе планируется построить 14 домов для сдачи в коммерческий найм (свыше 75 тыс. кв. м). К настоящему времени Корпорация развития жилищного строительства региона завершает строительство пяти таких домов – двух в селе Камень-Рыболов (административный центр Ханкайского района), одного в Большом Камне, двух – в Находке. До конца 2024 г. предстоит построить девять домов во Владивостоке и Артеме. Стоимость аренды в них на 50% ниже рыночной цены. На Сахалине квартиры для арендного жилья расположены в строящемся микрорайоне «Горизонт» в Южно-Сахалинске (на площади 33 га). В аренду там предполагается передать первые 500 сданных квартир.
Мера поддержки, направленная на увеличение на рынке объема доступного жилья, – программа льготной «Дальневосточной ипотеки», была продлена до 2030 г. На реализацию данной программы в федеральном бюджете 2023-25 гг. предусмотрено порядка 70 млрд рублей (на 2023 г. – 20 млрд рублей). Следует отметить, что в 2022 г. в ДФО жилье по программе приобрели порядка 26 тыс. семей, что на 48% превысило показатель 2021 г. Общая сумма выданных кредитов с декабря 2019 г. составила 245 млрд рублей.
Демография, здравоохранение и образование
В ноябре глава правительства М.Мишустин дал поручение обеспечить рост численности населения Дальневосточного ФО, реализовав ряд мер до 2031 г. Он поручил Минтруду, Минфину и правительству Приморского края проработать механизм выплат до 1 млн рублей на погашение льготной ипотеки семьям, где после 1 января 2023 г. родится третий ребенок. Приморский край является пилотным регионом для данного механизма (в настоящее время выплата составляет 450 тыс. рублей). В январе текущего года мера поддержки для приморских семей была утверждена правительством РФ. В рамках программы 450 тыс. рублей выделяется многодетным семьям из федерального бюджета, 550 тыс. рублей – из регионального. В число поручений М.Мишустина также вошло упоминаемое выше строительство не менее 10 тыс. арендных квартир для молодых специалистов и студентов со стоимостью аренды ниже рыночной.
Кроме того, для повышения доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов Дальнего Востока планируется обеспечить дальнейшее развитие санитарной авиации – с 2023 г. финансирование по данному направлению должно быть увеличено в два раза. Следует отметить, что в конце минувшего года правительство РФ увеличило субвенции на здравоохранение для северных регионов со сложными климатическим условиями – Камчатского края, Магаданской области, Якутии и Чукотского АО. Средства будут направлены на оказание обязательной медицинской помощи жителям в 2023-25 гг. В 2022 г. данные регионы получат дополнительно 4,6 млрд рублей, в 2024 г. – 4,9 млрд рублей, в 2025 г. – 5,2 млрд рублей.
Отдельное внимание в поручениях было уделено мерам по развитию сферы образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» М.Мишустин поручил открыть не менее 900 мастерских для подготовки кадров, запустить 29 производственно-образовательных кластеров, построить межрегиональный центр подготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. На данные цели предусмотрено 12 млрд рублей. К 2025 г. поручено открыть во Владивостоке, Благовещенске и Улан-Удэ филиалы ГИТИС, Всероссийского института кинематографии им. Герасимова и Театрального института им. Щукина.
Кроме того, получателями грантов по специальному треку госпрограммы «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты») в конце минувшего года стали восемь дальневосточных университетов. Средства грантов предполагается направлять на мероприятия по повышению привлекательности университетов у абитуриентов и студентов, подготовку кадров, разработку технологий и оборудования. В число получателей гранта вошли Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, Тихоокеанский государственный медицинский университет во Владивостоке, Арктический государственный институт культуры и искусств в Якутске, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова в Улан-Удэ, Дальневосточный государственный аграрный университет в Благовещенске, Дальневосточная государственная академия физической культуры в Хабаровске, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга в Петропавловске-Камчатском и Благовещенский государственный педагогический университет в Благовещенске.
Следует напомнить, что ранее получателями гранта в рамках программы уже стали три ведущих дальневосточных вуза – Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в Якутске и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Также для строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) – СахалинTech, из федерального бюджета предполагается выделить 3,2 млрд рублей. Кампус предполагается расположить на двух площадках в центре Южно-Сахалинска. Научно-образовательный комплекс будет включать учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, библиотеку, зал собраний (на 700 мест), общественно-деловые пространства и оранжерею. Предполагается, что к концу 2025 г. в новом кампусе будут учиться 1,5 тыс. студентов и работать 250 преподавателей.
Строительство социальной инфраструктуры осуществляется с привлечением средств единой «Дальневосточной субсидии». В 2022 г. в числе таких объектов были сданы республиканский кардио-сосудистый центр в Якутске, центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре, центр ядерной медицины в Улан-Удэ, проведено укрепление набережной Охотского моря в Магадане. В целом в минувшем году с применением «Дальневосточной субсидии» построено 45 объектов и 44 – отремонтировано.
Северный завоз
Для отдаленных северных регионов со сложными климатическими условиями в зимний период одним из важных является вопрос обеспечения «Северного завоза». Его традиционно затрудняло отсутствие специальной законодательной базы, регулирующей процесс. Минвостокразвития в ноябре минувшего года направило на рассмотрение в правительство законопроект «О северном завозе». Согласно планам, он должен вступить в силу с 2024 г. Законопроект был согласован с 25 субъектами РФ (население – порядка 3 млн человек), также были получены согласования от профильных ведомств и госкорпорации «Росатом». Каждый год в рамках северного завоза в арктические регионы завозится 3,2 млн грузов, а его ежегодная стоимость составляет 87 млрд рублей.
Проект федерального закона предусматривает определение самого понятия «северный завоз», распределение полномочий по управлению северным завозом между уровнями власти, определение грузов, развитие сети опорной транспортно-логистической инфраструктуры, оказание необходимых федеральных мер поддержки, совершенствование закупки товаров, а также создание единого морского оператора северного завоза и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС). В данной информационной системе должны аккумулироваться все сведения, связанные с северным завозом. Оперативные данные мониторинга в том числе предполагается использовать для оптимизации логистических маршрутов. Минвостокразвития выступит единым федеральным координатором северного завоза.
Согласно законопроекту, все грузы северного завоза разбиваются на три категории. К первой категории относятся товары жизнеобеспечения – социально значимые продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию включены грузы для государственных и муниципальных нужд (закупаемые по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Все иные закупаемые товары отнесены к третьей категории. Для участников северного завоза законопроект вводит беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Федеральные меры поддержки, предусмотренные законопроектом, включают бюджетные кредиты регионам и обеспечивающим северный завоз предприятиям под 0,1% сроком до трех лет. По предварительным оценкам, для этого потребуется 55,7 млрд рублей ежегодно, данные средства необходимо предусмотреть в бюджете, начиная с 2024 г. Также предлагается сохранить субсидирование расходов на транспортировку моторного топлива на железнодорожном транспорте и субсидирование морских перевозок единым морским оператором, для чего потребуется 9,5 млрд рублей в год (средства уже заложены в бюджете). Помимо поддерживающих мер в законопроекте предусмотрены и меры ответственности участников северного завоза – за нарушение правил приоритизации грузов, непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации во ФГИС.
Планируемый единый морской оператор будет осуществлять регулярные перевозки в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов по расписанию. Единым морским оператором должна стать госкорпорация «Росатом». Тарифы на перевозку грузов жизнеобеспечения, грузов для государственных и муниципальных нужд будут регулироваться государством с 1 января 2027 г.
Осенью прошлого года глава Якутии А.Николаев оценил в 6,6 млрд рублей объем необходимых инвестиций в проект модернизации четырех нефтебаз «Саханефтегазсбыт» (собственность республики), задействованных в обеспечении северного завоза (емкостный парк для хранения топлива). Базы расположены в Белой Горе, Жиганске, Усть-Куйге и Хандыге. Большинство нефтебаз были построены в 1960-80-е гг., к настоящему времени они имеют значительное количество дефектов. В Минвостокразвития рассматривают возможность использования для их модернизации механизма «Дальневосточной концессии».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
На Дальнем Востоке сохраняется рост потребительских цен на товары и услуги (Таблица 1). В мае текущего года рост превысил 3% в Чукотском АО и Якутии (при среднероссийском показателе роста 2,4%). Более высоким, чем в среднем по стране оказался рост цен в Камчатском крае, Забайкальском крае и Амурской области. Менее всего цены в отчетном месяце выросли в Хабаровском крае и Сахалинской области (на 0,6% и 1,4% соответственно).
Следует отметить, что для северных регионов проблема высоких цен на продукты питания остается одной из актуальных, так как ситуация осложняется транспортными расходами. В Камчатском крае губернатор В.Солодов поручил региональному Минэкономразвития включить все районы региона в программу субсидирования транспортных расходов на доставку продуктов. Эксперимент по организации доставки продуктов питания в отдаленные районы полуострова в рамках северного завоза начался в 2022 г. В нем приняли участие Олюторский, Усть-Большерецкий, Карагинский, Пенжинский районы и городской округ «Поселок Палана». Доставка на данные территории субсидируется из краевого бюджета[1].
Во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в апреле росла заработная плата работников организаций (в сравнении с апрелем прошлого года, (Таблица 2). Наиболее существенный рост был отмечен в Забайкальском крае (на 15,5%), далее следует Бурятия (на 13,8%). При этом данные же регионы традиционно отличаются в ДФО наиболее существенным уровнем безработицы (Таблица 3). Низкие показатели роста зарплат фиксируются в Магаданской области (рост только на 2,9%). Помимо Бурятии и Забайкалья высокий уровень безработицы сохраняется в Якутии.
Следует отметить, что в части дальневосточных регионов в январе-апреле текущего года был отмечен миграционный прирост населения (Таблица 4). Тем не менее в большинстве случаев прирост являлся небольшим, исключение составляет Хабаровский край, где реализуется значительное количество проектов, предлагающих рабочие места. Так, сальдо миграции в данном регионе в январе-апреле составило 868 человек (13 739 человек прибывших, 12 871 – покинувших регион). Положительным за отчетный период было сальдо миграции в некоторых северных регионах – в Магаданской области (сальдо миграции – 41 человек[2]), Камчатском крае (177 человек), а также на Сахалине (188 человек).
Развитие рынка доступного жилья и социальной инфраструктуры остается одной из основных мер по борьбе с оттоком населения, в первую очередь молодого и трудоспособного. Помимо Приморья, строительство арендного жилья предполагается развивать на Сахалине, с финансовым участием института развития в жилищной сфере ДОМ.РФ в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» (ДОМ.РФ – оператор).
Соответствующее соглашение было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума. Предполагается, что ДОМ.РФ профинансирует строительство шести корпусов 17-этажных домов в жилом комплексе «Уюн-парк» в Южно-Сахалинске. Заселение должно начаться не позднее третьего квартала 2025 г. Аренду квартир предполагается субсидировать из федерального и регионального бюджетов для снижения ежемесячных платежей.
Напомним также, что ДОМ.РФ предоставляет Сахалину инфраструктурные облигации на обустройство инженерных коммуникаций данного микрорайона – 1,5 млрд рублей для строительства теплотрасс и насосных станций, 2,5 млрд рублей и 6,8 млрд рублей – для строительства сетей электроснабжения и дорожной инфраструктуры соответственно.
В целом программа «Доступное арендное жилье» предполагает строительство 13 тыс. арендных квартир в дальневосточных регионах. В этом году ДОМ.РФ как оператор программы планирует заключить договоры долевого участия на строительство 3 тыс. квартир. В Приморье тем временем ожидается, что в конце года будут сданы в аренду в рамках программы первые 42 квартиры в ЖК «Айвазовский» (Владивосток).
Что касается льготной дальневосточной ипотеки, то, по данным КРДВ, этой мерой воспользовались для приобретения и строительства собственного жилья более 71 100 семей. Общая сумма выданных кредитов превысила 300 млрд рублей. Лидерами по количеству выданных кредитов являются Приморский край (19,9 тыс. кредитов на 89,4 млрд рублей), Якутия (15,1 тыс. кредитов на 70,3 млрд рублей), Хабаровский край (9,5 тыс. кредитов, 41,6 млрд рублей).
При этом на строительство индивидуального жилья было выдано 8,96 тыс. кредитов на общую сумму свыше 45 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по регионам ДФО составляет 5 млн рублей. В данном сегменте программы среди регионов лидирует Якутия, где на строительство собственного дома выдано 4,16 тыс. кредитов.
Следует отметить, что крупные девелоперские компании также планируется привлекать к реализации социальных проектов. В июне ВЭБ.РФ и ПИК заключили соглашение о стратегическом партнерстве по созданию проектов социальной инфраструктуры в дальневосточных городах. Соглашение предполагает строительство объектов образования по концессии в Южно-Сахалинске, Благовещенске, Хабаровске и Улан-Удэ. С помощью проекта предполагается создать более 7 тыс. мест в школах и детских садах параллельно с вводом нового жилья. Стоимость объектов, включая строительство и оснащение, оценивается в сумму около 15 млрд рублей. Концессионером выступит компания «ПроШкола» (группа компаний ВЭБ.РФ).
Тем временем заместитель генерального прокурора РФ Д.Демешин вновь поднял вопрос о необходимости усиления контроля за решением проблемы обманутых участников долевого строительства на Дальнем Востоке. В макрорегионе на сегодняшний день недостроенными остаются 28 таких домов. В числе требуемых мер Д.Демешин назвал предбанкротный мониторинг застройщиков и анализ их финансовой устойчивости, а также личное инспектирование главами регионов объектов долевого строительства для изучения ситуации.
Заместитель генпрокурора указал на необходимость усилить контроль за работой профильных министерств и ведомств относительно исполнения дорожных карт по достройке домов. Так, в Приморском крае завершение строительства многоквартирного дома в Уссурийске за последний год переносилось дважды. В Хабаровском крае все еще остается нерешенным вопрос в отношении восьми проблемных домов для 599 человек, требующих дополнительного финансирования в 2,3 млрд рублей.
Объекты незавершенного строительства находятся в пяти регионах ДФО. В том числе в Хабаровском крае их насчитывается 14, в Приморском крае – 6, Бурятии – 4, по два – в Якутии и в Амурской области. По десяти из них способы восстановления прав дольщиков пока не выбраны. Из 20 застройщиков, возводящих объекты, в отношении 15 открыты конкурсные производства.
Кроме того, Д.Демешин подверг критике власти Бурятии, Приморского и Хабаровского краев – за неиспользование возможности достройки проблемных объектов за счет привлечения средств «Фонда развития территорий». Критике при этом была подвергнута также работа Фонда, поскольку им все еще не были рассмотрены ходатайства правительства Хабаровского края, направленные в ноябре 2021 г. и июле 2022 г., о привлечении средств Фонда для восстановления прав участников долевого строительства незавершенных объектов местных компаний «Лидер», «Аметист» и «Томари-ОРО».
На региональном уровне власти принимают дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости и закрепление молодых семей в регионах. Власти Иркутской области с января 2024 г. намерены предоставлять региональный материнский капитал на второго ребенка. Соответствующие изменения были внесены в областное законодательство. Согласно изменениям, получить сертификат на региональный маткапитал смогут женщины в случае рождения, усыновления или удочерения второго ребенка начиная с 1 января 2024 г. С апреля текущего года размер регионального маткапитала составляет 130 тыс. 438,24 рубля. Он ежегодно индексируется.
Следует отметить, что иркутский губернатор И.Кобзев поручил областному правительству не позднее ноября текущего года разработать Социальный кодекс региона, включающий все действующие льготы, выплаты и меры поддержки, предоставляемые за счет областного бюджета, исключив дублирующие и утратившие актуальность меры поддержки.
В свою очередь в Якутии дополнительную поддержку предполагается направлять молодым семьям. Так, жители республики, впервые вступившие в брак до 25 лет, с 1 января 2024 г. смогут получать единовременную денежную выплату. Соответствующий проект закона должен быть внесен в четвертом квартале 2023 г. на рассмотрение Госсобрания республики. По оценкам республиканских властей, на реализацию новой меры поддержки в следующем году потребуется 76,5 млн рублей. Однако точный размер выплаты на семью не уточняется.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, май 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,4 |
Сибирский федеральный округ |
102,0 |
Иркутская область |
101,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
102,0 |
Чукотский авт. Округ |
103,3 |
Республика Саха (Якутия) |
103,3 |
Камчатский край |
103,0 |
Забайкальский край |
102,8 |
Амурская область |
102,5 |
Республика Бурятия |
102,1 |
Еврейская авт. область |
102,0 |
Приморский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,7 |
Сахалинская область |
101,4 |
Хабаровский край |
100,6 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, апрель 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,0 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
109,2 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
109,5 |
|
Забайкальский край |
115,5 |
|
Республика Бурятия |
113,8 |
|
Еврейская авт. область |
111,0 |
|
Сахалинская область |
110,3 |
|
Камчатский край |
110,2 |
|
Республика Саха (Якутия) |
110,0 |
|
Хабаровский край |
109,8 |
|
Чукотский авт. округ |
108,5 |
|
Приморский край |
106,9 |
|
Амурская область |
106,1 |
|
Магаданская область |
102,9 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, март-май 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,3 |
75 640,3 |
Сибирский федеральный округ |
3,5 |
8 232,7 |
Иркутская область |
3,6 |
1 135,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,8 |
4 118,8 |
Республика Бурятия |
6,7 |
415,2 |
Забайкальский край |
6,7 |
481,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,7 |
515,3 |
Еврейская авт. область |
3,8 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,1 |
Сахалинская область |
2,9 |
271,8 |
Амурская область |
2,8 |
405,9 |
Приморский край |
2,5 |
974,7 |
Чукотский авт. округ |
2,2 |
30,1 |
Камчатский край |
2,0 |
166,2 |
Хабаровский край |
1,9 |
704,0 |
Таблица 4. Миграционный приток населения, январь-апрель 2023 г. (на основе доступной информации).
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Сальдо миграции |
Хабаровский край |
13 739 |
12 871 |
868 |
Магаданская область[3] |
1 438 |
1 397 |
41 |
Чукотский АО |
1 464 |
1 509 |
-45 |
Сахалинская область |
5 974 |
5 786 |
188 |
Камчатский край |
3 705 |
3 528 |
177 |
[1] Всего перечень субсидируемых продуктов питания включает восемь наименований – свинина, мясо куриное, масло подсолнечное, сахар-песок, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая, мука пшеничная.
[2] Данные за январь-март текущего года.
[3] Данные за январь-март 2023 г.
В конце октября завершился XVI саммит стран БРИКС, объединивший делегации более 35 стран и шести международных организаций. Основной повесткой саммита стала международная политика и выстраивание сотрудничества между странами-членами объединения, а также дискуссия о статусе его потенциальных участников. Также Россия выдвинула ряд экономических инициатив, в числе которых оказались создание инвестиционной платформы для поддержки развития стран-участниц и государств Глобального востока и юга, зерновой биржи, логистической платформы и многое другое. Эти амбициозные планы потребуют сосредоточения большого количества ресурсов и, казалось бы, неоправданно дороги. Зачем вообще нужен БРИКС при существующих международных институтах — ООН, G7 и других?
Сама идея создания БРИКС в 2009 году подразумевала формирование международного института, который в перспективе должен был стать альтернативой G7 (тогда еще бывшей G8), которое действовало исходя из интересов стран ЕС и США. Россия, в тот момент еще входившая в состав «Большой восьмерки», к тому времени уже вполне осознала необходимость перемен в сложившемся балансе сил. При учете того, что страны-участницы БРИКС и его партнеры занимают более 2/3 площади мира, а их совокупный ВВП превышает показатели G7, довольно логичным представляется создание представительства большинства населения планеты. Объединения родилось по инициативе нашей страны и изначально было направлено на решение экономических задач.
Как частный пример неравенства на международной арене, породившего БРИКС, можно рассмотреть историю применения хризотилового асбеста в мире. Дело в том, что до конца XX века в мире активно использовали асбест — волокнистый минерал, из которого производят более 300 видов промышленной продукции. Европа использовала в основном амфиболовый асбест, а Россия, Индия и Китай — хризотиловый.
В начале столетия ученые доказали, что амфиболовый асбест является причиной возникновения тяжелых заболеваний. Он обладает устойчивостью к кислоте, и не выводится из легких, со временем разрушая ткани и провоцируя болезни. Хризотил же не обладает устойчивостью к кислоте — он представляет собой гидросиликат магния, который альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики легких, растворяют и выводят из организма за короткий срок.
Когда амфиболов не стало, страны ЕС столкнулись с проблемой — часть рынка опустела, но заполнить её синтетическими аналогами амфиболового асбеста было невозможно из-за их высокой себестоимости и сниженному по сравнению с оригиналом набору полезных свойств. Эту лакуну должны были заполнить канадский, бразильский и российский хризотил… И тут страны G7 решили запретить вообще все виды асбеста, чтобы не отдавать прибыли. Им удалось лишить Канаду производства хризотила и почти уничтожить его в Бразилии, в то время как Россия счастливо избегла этой судьбы. Частично помогла уже сформировавшаяся настороженность по отношению к «партнерам», не давшая провести поспешные реформы.
Сегодня именно наша страна снабжает Китай, Индию, Индонезию, Вьетнам, Шри-Ланку и многие другие страны доступным сырьем для массового производства кровельных материалов, водопроводных и канализационных труб, теплоизоляционных материалов и многого другого на основе хризотилового волокна. В то же самое время страны ЕС не оставляют попытки выдавить конкурентов с рынка, опираясь на подконтрольные международные организации. И у них получается, если речь идет об отдельных странах — в 2005 году в Египте запретили производство хризотилцементных труб, остановив масштабную кампанию по строительству водопровода для удаленных поселений. У страны в том положении, надо признать, просто не было инструментов для сопротивления этому давлению. Именно поэтому БРИКС является важным международным инструментом, который обеспечивает консолидацию стран, в которых живет большинство населения мира.