Как сообщает пресс-служба МТС в Хабаровском крае, скорость мобильного интернета выросла и на территории семейного тематического парка развлечений под открытым небом «Вандерленд». Он находится в парке Северном.
Парк стал точкой притяжения хабаровчан. Гости краевого центра и горожане наслаждаются прогулками по аллеям «Северного», катаются на велосипедах, проводят фотосессии, любуются прудами, а также краснокнижными карпами кои. Благодаря повышению скорости мобильного интернета туристы и жители города могут легко общаться в социальных сетях, совершать видеозвонки, вести онлайн-трансляции и делиться эмоциями в режиме реального времени.
Директор МТС в Хабаровском крае Наталья Экшенгер отметила, что компания готовит сеть в Хабаровске к увеличению туристического потока. Поэтому в преддверии сезона особое внимание уделяется самым популярным среди туристов местам.
Фото Ольги Власенко
Экологи, сотрудники ООПТ и эксперты туристической отрасли в рамках сессии ПМЭФ, посвящённой экологическому туризму, пытались составить цельную картину из мозаики заповедей, ожиданий и требований, предъявляемых к путешествиям в уникальные уголки природы.
Первая заповедь экологического туризма гласит: «Не навреди!». Не менее важны – «Оберегай!», «Люби и восхищайся природой», а ещё – «Инвестируй!». С этим тезиами согласны все, кто соприкасается с охраной природы и зарабатывает на том, чтобы познакомить с её очарованием всех желающих. Но в том «как» исполнить эти заповеди согласия пока нет, как нет общепринятой терминологии этого развивающегося тренда и даже законодательно закрепленного определения экотуризма пока не существует.
Буквально накануне ПМЭФ министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов представил комитету Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и окружающей среде проект федерального закона об экологическом туризме. Выступая перед депутатами, министр отметил, что рекреационная деятельность на ООПТ до сих пор никак не урегулирована в правовом поле. Новый законопроект заложит единые основы правового регулирования туризма и рекреационной деятельности на природных территориях, а также сделает прозрачными земельно-правовые отношения между государством и инвесторами. В нём будут прописаны принципиальные моменты: перечень объектов, разрешенных к размещению, требования к содержанию плана рекреационной деятельности национального парка, его форме и структуре, порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, порядок расчета минимального размера платы по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности.
Однако экологи опасаются, что поправки могут создать условия для чрезмерного вторжения человека на заповедные земли. Обсуждая поправки в законодательство во время сессии ПМЭФ, руководитель проекта ЭКО.ЦЕХ Андрей Бородин заявил, что при экотуризме человек вообще не может оставлять своих следов, тогда как директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Русского географического общества Наталия Белякова настаивает на том, что экотуризм – это путешествие в относительно нетронутую природу с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях местности, которое не нарушает при этом целостность экосистем, и создает такие экономические условия, при которых охрана природы становится выгодной для местного населения.
Эту точку зрения поддержала и Дарья Мацук, и.о. директора ФГБУ «Росзаповедцентр». Онасчитает, что экотуризм на ООПТ должен быть, но он должен стать инструментом сохранения природы. Если закрыть заповедные территории, это не пойдет на пользу никому. Охрана и поддержание нацпарков требует средств, которые могли бы поступать от экотуризма.
Руководитель проекта «Экософия», модератор сессии Вита Саар отметила, что в России 238 федеральных и 11 584 региональных ООПТ. Огромная территория с большим потенциалом для экономики, но приносящая мизерный доход.
«Их общая площадь 242 млн гектаров или около 14% территории РФ. Ежегодно 14 млн туристов посещают только федеральные ООПТ. Несмотря на растущую популярность экотуризма, доход от него составляет примерно 1 млрд рублей, что сравнительно ниже чем, например, в Кении – 36 млрд рублей, в Австралии – 280 млрд рублей, США – больше 1 трлн рублей в год», – уточнила она.
Вся сложность в том, чтобы гарантированно соблюсти тонкую грань между возможностью извлечения дохода и необходимостью соблюдать осторожность и не вредить хрупкой экосистеме.
Доходы необходимы заповедникам для развития, а, чтобы они росли, нужны грамотные, обученные специалисты. В то же время гостям нужен сервис, а за гостями нужен контроль, который в свою очередь может обеспечить цифровой мониторинг (тут, кстати приходит на помощь мобильное приложение «Зеленая кнопка», в пилотном проекте участвует Камчатка).
При этом эксперты убеждены, что без четко определенных правил игры про инвестиции в ООПТ можно забыть. Генеральный директор ООО «БАЙКАЛ.ЦЕНТР» Антон Григоров уверен, что инвестиции пойдут, когда бизнес будет понимать, в рамках каких законов он действует и когда сможет обеспечить поток туристов на свою инфраструктуру и сервис.
Только после этого можно будет вплотную заняться проблемами, мешающими развитию экотуризма. Пять из которых отдельно выделил директор по устойчивому развитию и природопользованию курорта «Красная Поляна» Лев Шагаров: «Первое – это цены. Комфортный отдых доступен людям с доходом выше среднего. Второе –логистика. Например, из Москвы в Кроноцкий заповедник дорога занимает много времени, третье – труднодоступность, особенно на Дальнем Востоке и в Арктической зоне: добраться до заповедных зон там зачастую можно только на вертолете, четвертое – отсутствие четкого законодательства, а пятая проблема – инфраструктура: нехватка комфортного жилья и элементарных туалетов».
В технопарке «Якутия» привыкли, что к ним с проектами и идеями приходят, как правило, IT-специалисты, ученые, изобретатели, а тут на пороге появился настоящий полярник. Представился Николаем Находкиным, сказал, что представляет ООО «Безопасная Арктика», до этого долгое время возглавлял Службу спасения республики Саха (Якутия). В новой для себя роли решил воплотить в жизнь все то, что не успел, будучи главным спасателем Якутии. Название компании говорило само за себя – Находкин с коллегами предлагали технологии, позволяющие спасать жизни людей в бескрайней Арктике.
Представьте себе такую картину: человек поехал за грибами, увлекся процессом и заблудился. Быстро стемнело. Похолодало. Страшно. На второй день «потеряшка», сбившись с курса, сильно далеко ушел в противоположную сторону от своей машины. Отчаяние. Безысходность. И тут – автомобильный гудок! Через пять минут еще один, затем третий, теперь уже совсем ясно, куда идти, а, вернее, бежать. Гудки работают автономно, круглосуточно и в любую погоду.
Придя на звук, человек обнаруживает на дереве пластиковую трубу, а в ней записку примерно такого содержания: «Иван Иванович, мы вас ищем, оставайтесь на месте, за вами придут». И действительно - через три часа максимум на месте появлялся спасатель.
Маяк "Находка" с запиской
Описанное действо не что иное, как работа ноу-хау якутских спасателей под названием «Находка» (естественно, по фамилии руководителя Находкина). Выглядит конструкция сердито и дешево: ПВХ-труба с вмонтированным в нее гудком от «КАМАЗа», да в придачу светодиодная лента, мигающая в сумерках - от прожектора отказались, т.к. в Якутии светлые ночи. Все это работает автономно: издает громкие звуки, светит – одним словом, привлекает к себе внимание. Ими, через 3-4 км окружается местность, где потерялся человек. «Потеряшка» больше всех хочет выйти к людям и обязательно выйдет гудок.
Придумать «Находку» заставила жизнь и сложность поисков: люди в Якутии терялись (и теряются) с завидным постоянством, территории – огромные, а спасателей не так много. Вот и пришлось выдумывать.
- Сначала мы думали, что сможем все вопросы с помощью беспилотников закрыть – сверху-то все-все видно. Ещё в 2011 году создали эскадрилью беспилотников, но вскоре поняли, что это не панацея: то туман, то облачность. Тогда-то и пришлось разработать и дополнительно к ним внедрить поисково-спасательный маяк «Находка», - рассказывает Николай Находкин.
Николай Находкин
Разработка, как говорится, «зашла»: с помощью «Находки» уже во время тестовых испытаний нашли шестерых «потеряшек». Причем, изделие усовершенствовали – если изначально спасатели каждые три часа объезжали маяки, то потом в них установили кнопку обратной связи, нажав которую, человек мог связаться со спасателями. А еще стали оставлять возле маяков немного провизии и бутылки с водой.
Когда якутские инноваторы отправились в западные регионы России на всевозможные конкурсы со своей «Находкой», то поняли, что не только «попали в тренд», но и обошли своих конкурентов-коллег, у которых на разработки были многомиллионные бюджеты, а тут северяне со своей трубой…
Маяки помогают расширить зону охвата поиска, но при этом снизить число задействованных в поисках людей, которых и так сильно не хватает, если человек потерялся в каком-нибудь отдаленном улусе или населенном пункте, а таких в Якутии больше трехсот (!).
Набрать нужное для поисков число людей получается далеко не всегда
Один же маяк (к слову, стоимостью сорок тысяч рублей) покрывает территорию поиска в четыре квадратных километра и может использоваться многократно, много лет. Изначально стоимость была сильно и ниже, но увеличилась из-за электронной начинки – теперь маяк передает свои координаты, уровень заряда аккумулятора, передает информацию о срабатывании кнопки SOS, а также ретранслирует радиосигнал от соседнего маяка, поэтому работает даже там, где нет сотовой и спутниковой связи.
Дальше – больше. Команда Находкина разработала технологию, которая позволяет отправлять SMS-сообщения на рации в отсутствие сотовой или спутниковой связи. Как это работает, Николай Находкин проверил на себе:
- Поехали с мужиками на рыбалку за 400 километров от Якутска. Только приехали на озеро, расположились, расслабились, как приходит SMS-сообщение от супруги: «КАМАЗ» нас переехал. А она должна была дочку в аэропорту встречать. Ну, я аж подпрыгнул на месте! Тут, конечно, не до отдыха было. Оказалось, все банально, во дворе мусоровоз, разворачиваясь, поцарапал бампер на ее машине…
Все эти технологии Николай Находкин теперь предлагает внедрить в Арктике, где и расстояния кратно больше, и людей значительно меньше. Поэтому к своим разработкам он хочет добавить автономности: к примеру, маяки оборудовать солнечными батареями, пьезо-элементами, ветрогенераторами и поставить на всех необитаемых островах и по арктическому побережью Якутии. Рано или поздно - пригодятся, уверен Николай. К примеру, когда они шли с острова Беннетта, то получили ориентировку, что по ходу их движения пропала лодка с двумя людьми на борту. К слову, их до сих пор не нашли, а, быть может, они где-то умирают от голода на одном из многочисленных безлюдных островов. В бытность Находкина главным спасателем Якутии были случаи, когда люди в Арктике выживали по два месяца.
Еще одна разработка, которая по мнению Находкина, может помочь выжить в Арктике -спутниковые таксофоны. Их уже также опробовали в Якутии – установили в зимовьях, охотничьих избушках, чтобы в случае крайней необходимости можно было дозвониться на «большую землю». А чтобы люди не баловались и не звонили «просто так», исходящий звонок завязали на службу 112. Правда, с введением санкций спутниковые телефоны перестали работать, а своего пока не придумали.
Применять авиацию при поисково-спасательных работах в Арктике – не всегда эффективно, уверен Николай Находкин. Слишком переменчива погода на побережье и в Северно-Ледовитом океане, да и попросту летчик может не увидеть чего-то на огромной территории. А вот специальные тепловизоры применять – это годное дело. Эту технологию тоже опробовали в континентальной Якутии.
- У нас тепловизоры такие были, что след лося за счет разницы температур на мари в тайге могли засечь. Также и в Арктике, - вспоминает Находкин. – Но я ушел со службы и нашу эскадрилью беспилотников закрыли, многие ребята разъехались, кто-то в концерн Калашникова перешел работать.
Эскадрилья беспилотников
Есть в этом и экономический эффект: если в среднем на организацию масштабных поисков требуется около 600 тысяч рублей (это без учета авиации), то беспилотники могут существенно снизить эти траты.
Давайте договариваться
На прямой вопрос – что нужно сделать для безопасного освоения Арктики, Николай, не раздумывая, ответил: договариваться. В Арктике большое количество всевозможных служб, каждая из которых отвечает сугубо за свой сектор. К примеру, морские спасатели спасают только на море, а если те самые двое на моторной лодке с заглохшим мотором причалили к острову, то, извините, это уже забота другой службы. Пограничников? Но они лишь следят за тем, чтобы соблюдался погранрежим. У минобороны свои задачи. Местные власти? Эти – да, за всех переживают, но, увы, не имеют ни сил, ни средств.
- Нет согласования и общего межведомственного алгоритма проведения поисково-спасательных работ в Арктике на федеральном уровне. Договариваться службам между собой необходимо. По-другому нельзя. Ну, и технологии нужны. Наши, в том числе. Надеюсь, мы в ближайшее время наладим серийное производство и маяков «Находка», и других приспособлений. Сделаем вместе Арктику безопасной, - резюмирует Николай Находкин.
Об этом, как об одной из миссий проекта, рассказали на презентации второй очереди «Броско Молла». Журналистов пригласили пройтись по строящемуся объекту и заглянуть в 2023 год, когда работы будут завершены и первые хабаровчане смогут окунуться в бассейн или пролететь мимо этажей на гигантской горке.
Разрабатывая объект авторы упарились в прямом и переносном смысле слова ― прежде чем создать концепцию, прокатились по стране, посещая различные банные и водные комплексы, расспрашивая и собирая информацию, которая могла пригодиться, чтобы именно хабаровский аквапарк стал лучшим. Проанализировали и вышло, что в среднем по России человек посещает аквапарк один раз в шесть лет. Согласитесь, с такими цифрами будешь долго ждать окупаемости. Поэтому разработчики, учли чужие ошибки, и рассчитывают, сделать так, чтобы жители Хабаровска заглядывали в новый комплекс хотя бы пару раз в месяц. Да и не только местные жители ― объект просто обязан привлечь туристов в город. У нас нет моря и в реке купаться запрещено, зато можно прекрасно проводить время и любоваться Амуром на этажах «Броско», надежно отгородившись прозрачной стеной от мошки и прочего гнуса. Аквапарк в день сможет принять до 4 тысяч человек ― места хватит!
При создании концепции объекта использовали самые сильные стороны Хабаровска ― солнце и реку.
― Мы хотим подчеркнуть, что наш город ― солнечная столица России, ― говорит исполнительный директор ТРК «Броско Молл» Ксения Руденко. ― Солнце будет повсюду, а вечером можно любоваться закатами, например, плавая в открытом бассейне на крыше здания, или отдыхая в ресторанчике там же на кровле. Рядом река, мы планируем обустроить набережную вокруг центра, сделать причал, чтобы отсюда могли отплывать на сапах ― это сейчас очень популярно.
С открытием второй очереди ТРК «Броско Молл» увеличит площадь с 82 100 кв. м до 140 тысяч. Здесь тоже будет фудкорт, магазины, в торговую зону хотят зайти бренды, которых еще нет в Хабаровске, в том числе и российские. Но, главное, конечно, это водно-оздоровительный комплекс «VOLNA». Название подбирали долго – чтобы подчеркнуть: здесь каждый на своей позитивной волне - драйве и релаксе!
― В первую очередь делается акцент на здоровье, ― объясняет Ксения. ― Можно приходить семьей, компанией или просто одному. Хотите провести время без шума, насладиться травяными ваннами ― пожалуйста!
Журналисты первыми увидели комплекс в том, виде, котором он задумывался на слайдах презентации. Первый этаж отдан детям. Для малышей яркая карамельная зона, где они могут играть и развлекаться, а мамы в это время релаксировать в джакузи. Ребятам постарше доступна для штурма аквабашня с тремя горками.
Посетители постарше могут подбирать себе зоны по интересу этажами выше. Экстремалы ― на 11-метровые горки, по петлям которых пролетишь через весь комплекс. Длина ската 108 м. Наблюдать за ездоками можно будет даже с улицы ― комплекс-то прозрачный. Панорамное остекление задумано, чтобы из любой точки мог видеть Амур и солнце.
На разных уровнях аквапарка разместятся сауны «народов мира», в том числе большой русский дворик с бочками и ледяными фонтанами. В свободное время банщик расскажет об особенностях правильной парилки. Различные фито- и соляные бассейны, коллагенарий, ванночки для ног, СПА и массажи. Отдельно ― баня «для девочек», куда заказан ход сильному полу. В ней дамы смогут вдоволь измазаться грязью и поскрести себя скрабами ― на такое зрелище мужчин не приглашают. Предусмотрены помещения для компаний.
На кровле открытый круглогодичный бассейн, его чаша 250 кв. м. От злого ветра посетителей укроет стеклянная загородка.
Для любителей спорта ― фитнес-сеть «BRIGHT FIT» представит залы для групповых, индивидуальных занятий и детских групп.
Дабы клиенты не разрывались, куда им рвануть в стремлении успеть все попробовать, на двух этажах комплекса к их услугам отель. Заезжай, и обходи все неспешно: там поплавал, тут перекусил, завтра пошопился и просолился здоровья для. До санкций его успели спроектировать полностью по требованиям Holliday Inn, правда, разместить вывеску раскрученного бренда на хабаровской земле теперь не получится. Ничего ― название будет наше, а начинка отеля - сплошь мировая. 170 номеров, 128 из них стандартные, 12 люксов. Плюс помещения для переговоров и конференций.
― Потенциал региона и города достаточно большой, мы этим воспользуемся, ― уверяет директор. ― Мы хотим, чтобы молодежь видела, что и у нас есть достойные проекты. Понимала, что жить и работать можно у себя в Хабаровске. Так мы сможем остановить отток населения. Комплекс будет доступным, плюс предусмотрены специальные социальные программы для тех, кто нуждается в поддержке. Стоимость входа около 900 руб., платить надо будет за дополнительные услуги. Скажем, мама захотела скраб, а папа пригубить в баре.
Новый комплекс даст городу более трех тысяч вакансий. Небольшую часть специалистов будут приглашать из других городов, других обучать и развивать на местах.
― Этот объект ждут хабаровчане, ― подчеркнул мэр Хабаровска Сергей Кравчук во время недавнего объезда. ― Мы оказываем помощь инвестору и застройщику, выделяем дополнительные земли для стоянок и парковок. Это будет уникальное сооружение, где будет все для полноценного семейного отдыха. Плюс ко всему будет создано несколько тысяч рабочих мест.
Объем инвестиций в комплекс ― 7,5 млрд руб. Срок окупаемости ― 10 лет.
В третью очередь строительства «Броско» планируется возвести спортивно-оздоровительный комплекс для детей и подростков.