Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

7 Business Learning Trends in 2021

What is good in the west of Russia is not always for the future in the Far East. This also applies to business training. The EastRussia expert helps Far Eastern top managers, heads of medium and small businesses to navigate the trends and methods in the training and coaching market, and also talks about the skills in demand.

I am a happy business coach. Since 2010, I have been working in the business training market in Khabarovsk, sometimes I go on business trips to other cities of the Far East: Vladivostok, Blagoveshchensk, Yakutsk ... And since the spring of 2020, I also work in the team of the consulting company Katarsis Business Group - the company's location is Moscow, and the team of trainers is distributed, from the Far East to Italy. Due to this, I can see the trends that exist in domestic business education, and what is the specificity of these trends in the Far East. Let's see.

7 Business Learning Trends in 2021
Photo: pixabay.com

Olga Zbarskaya

business coach, social psychologist

Trend 1. Growth in demand for training and idea development lifelong learning

According to surveyconducted in the fall of 2020 by the Vsetreningi.ru portal, 42% of market participants - business trainers and training organizers - predict an increase in demand for business training. I am inclined to trust this forecast, but I think that with an increase in demand, one can assume a change in its structure. I think that more tasks will be solved internally in companies - now some large companies are inclined to invest resources in conditional “trainings of trainers for non-trainers” - so that any valuable company specialist could pack his expertise into a training product. At the same time, customers are more careful in choosing an external training provider - it is important for them when the training provider himself owns the most relevant competencies - for example, negotiating online - and is ready to demonstrate them.

The world is no longer just changing rapidly - it is changing rapidly, unpredictably, chaotically and in leaps and bounds. Some professions disappear, there is a need for new ones. The World Economic Forum in its report in October 2020 notes: more than half of companies mention the problem of lack of competencies in the labor market as one of the key ones. There are people, but the required competencies are not.

In this regard, it becomes clear: we will have to learn, unlearn and relearn throughout our lives in order for our competencies to be built into a rapidly developing and changing market.

And what about the Far East?

Purely according to my feelings as a business coach who works in this market, the demand is definitely growing compared to the last year. Companies “brushed themselves off” and resumed employee training. The coaching chat in WA has revived, in-house coaches post photos and videos from trainings and fly on business trips, projects frozen exactly a year ago have finally been worked out, and training participants are happy to meet “on the ground” and not in the Zoom window. The Khabarovsk subdivision of the TsOU "My Business", which aims to educate and advise small and medium-sized businesses, ranked 7th out of 84 in the rating of subdivisions in Russia.

Will the business demand for employee training continue to grow? How will the structure of this demand change? Will the business be ready to continue to fully finance the development of its employees? We'll see.

 

Trend 2. Online forever. Offline is for emotions.


Much of the training went online last year and will never return. The business realized that the cost of the Zoom site is more profitable than paying for flights and corporate travel coaches, renting halls and catering. No, training “on the ground” will not disappear at all, but it will become a kind of privilege, only for those cases when you need to shake up the employees, give a new impetus to their motivation.

And what about the Far East?

The Far East does not like online. He thinks online is ineffective. It can be understood: there are plenty of corners in the region where the Internet is extremely unstable, and online learning technologies are not developing so rapidly. Also, the staff shortage in the region makes itself felt: not so much companies choose a candidate, as job seekers choose a place of work; a consequence of this is a lower motivation of employees, including for corporate training, therefore employers doubt the effectiveness of training in an online environment. And if large federal structures, ordering training, calculate the time in such a way that employees from both Krasnodar and Vladivostok are connected, then regional small and medium-sized businesses are more likely to call a live trainer, even if they have to bring him from a neighboring region.

 

Trend 3. Without water. The content of the training will significantly improve, it will be more closer to the needs of the business and employees.

The Vsetreningi.ru portal in the statistics of a survey of experts in the business education market cites the opinion of one of the participants: “On the one hand, everyone has mastered Zoom, on the other, everything is so primitive, because there was no evolutionary development, a leap of form without filling it with adequate content. As a result, everyone believes that after the pandemic, online will remain for the poor, and the rich will always learn offline, because the main thing in learning is the jointly created emotional and intellectual field ... ”.

From my experience of teaching online, I can judge that the trend is just the opposite. In the online environment, any flaws in the content are better visible, the presence of "water" is more striking precisely because the emotional background is far from being as strong as in offline, and you cannot cover it up. Every word spoken, every letter in the presentation should be as accurate as possible and related to the actual working practice of the participants. Practical activities should move them towards solving specific work tasks.

But businesses will have to create emotional engagement through other activities. By the way, the industry of corporate educational online games has also stepped forward during the pandemic.

And what about the Far East?

Local small and medium-sized businesses are traditionally exacting in terms of the content of training programs. Allocating a budget for training from their profits, inherited by sweat and blood, the customer wants a guaranteed result - sometimes even exaggerating the role of training in the company's business results.

But the employees who are sent by managers to training often do not even bother to look at the program in order to build their wishes into the training and squeeze the maximum out for themselves. And traditionally here they value not purely “trainers”, but experts-practitioners who have achieved concrete results in the topic they are teaching. People are more interested in someone else's story of success (or failure) than repeated exercises to improve their practical skills.

 

Trend 4. Higher education is no longer needed? Development of specific, point competencies and focus on results in actions.

Business ceases to be interested in having a higher education among employees. But the possession of a specific competence, for example, creating an engaging story content for a corporate public on Instagram or selecting candidates for a vacancy in remote regions, comes to the fore. This means that corporate training will value a specific result in the form of competencies and a willingness to immediately use what has been learned in the work.


It takes 1-6 months to acquire many of the point competencies that a business needs - this is the conclusion he made in his report. WEF... For example, programming skills are formed in 4-5 months, sales and even marketing skills - in 1-2 months.

Josh Kaufman's concept of pro "The first 20 hours" is becoming more and more developed: in just 20 hours it is possible to master a large number of skills: from flying an airplane to the skill of being a parent.

And what about the Far East?

An acquaintance of mine from Khabarovsk, who does not have a higher education, but has experience in retail sales and has an attractive appearance, has been looking for work unsuccessfully for several months. People, especially young people, who own one and only demanded competence, often get a job remotely: the customer can sit somewhere in California or Kiev, in Moscow or Voronezh, and it does not matter that you are in the time zone +7, if only the work is good and was done on time.

 

Trend 5. Short program. Long-term multi-module courses are losing their relevance.

Market experts are voting that a live webinar for 1-2 hours will become the most popular training format, Vsetreningi reports.

I think this correlates little with the focus of the business on specific results in the competencies of employees. Rather, a short - 3-5 modules - online training with accompanying participants to the result will gain popularity. I have implemented such formats and I know for sure that they justify themselves: if the customer is willing to invest in support from the trainer, the employees at the exit show excellent results. They do not have time to burn out - and at the same time the business receives an actual product that does not have time to become outdated. Today we have to reckon with this, because the ZUN, planned in the one-year course, can easily lose relevance for business in the second half of this course.

“Mastodons” of large-scale professional retraining and advanced training programs are in no hurry to give up their positions. For the same Moscow Business School, the main page of the site lists exactly the "long" programs - professional retraining, MBA, lasting from 1,5 years, and mini-MBA - from 1 year. By the way, this spring the School stimulates the influx of students for MBA and mini-MBA with serious discounts.

And what about the Far East?

Businesses continue to order 2-day classroom and field trainings. Although, admittedly, not in such quantity as it was 7-8 years ago. And if the same short training programs 7-8 years ago - for 1-2 hours - were rather an exception, now it is the norm. The employees received applied knowledge in a condensed form and went to practice it in practice.

There is no serious demand for MBA candidates in the Far East. Eichars rather look at the experience and achievements of the applicant. Here are the views expressed by HR professionals in the region:

“Hard and soft skills, competencies, cases, projects, management methods are important, but not MBA”.

“All other things being equal, a candidate with an MBA will, of course, arouse more interest from the manager, but the decision is usually not made on the basis of this.”

At the same time, professionals in the Far East are ready to consider for themselves the option of obtaining a new profession in a growing market and spend even 2,5-3 years on this. The growing demand for the services of psychologists and psychotherapists is reflected in the demand in the region for programs that train these specialists. The program for the training of mediators (specialists in conflict resolution) is in increasing demand: as a rule, professionals from related fields - psychologists and lawyers - go to it.

 

Trend 6. Life in a smartphone. Flexibility and mobility.

"Fi, marathon" - say the jaded Instagram users, looking at the announcement from another blogger.

"Hurray, marathon!" - corporate business coaches clap their hands. Because business today needs convenient and engaging formats: to make it easy for employees to learn, interesting and effective. It is the marathon and SMS training, with their mobility, the ability to learn from a smartphone, a large number of dosed, step-by-step practice, that provide such an opportunity.


People have smartphones with them 24/7. For employees and managers in business, this is a full-fledged working tool: it installs the services necessary for work - and now you can learn everywhere: on the road and from home, in the "fields" and in the office, on a business trip and on vacation.

Business training is adapting to these trends and aims to be more comfortable and easier for very busy employees. That is why today it is more correct to consider any program from the point of view of its usability and the possibility of learning for a person without a serious restructuring of his life and work schedule.

And what about the Far East?

Far Easterners are in the same trend - with the exception that life here is somewhat slower than in the capitals. We consume useful content on social networks, connect to Zoom from a smartphone and participate in developmental marathons. Our coaching community is not afraid of the expressions “SMS training” and “blended learning” - professionals themselves are looking for and offering business convenient formats - another question is that not all customers are inclined to take seriously the same marathon as a format of training, not entertainment. ...

 

Trend 7. Still soft skills

According to a survey by the Vsetreningi.ru portal, the most popular topics in business training will be sales and negotiations, managerial skills, personal effectiveness, and personnel management. Nothing new.

However, from my coaching experience, I can judge that old topics will gain popularity in a new way: during the pandemic, there was a demand for online communication: negotiation, meetings and training in the online environment. And also - the ability to survive in a constantly changing world (but business still calls it "personal efficiency").

And what about the Far East?

Good old fashioned sales and objection handling.

September 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

7 трендов бизнес-обучения в 2021 году

Что хорошо на западе России, не всегда впрок на Дальнем Востоке. Это касается и бизнес-обучения. Эксперт EastRussia помогает дальневосточным топ-менеджерам, руководителям предприятий среднего и малого бизнеса сориентироваться в тенденциях и методиках на рынке тренингов, коучинга, а также рассказывает о востребованных навыках.

Я – счастливый бизнес-тренер. С 2010 года я работаю на рынке бизнес-обучения в Хабаровске, иногда выезжаю в командировки в другие города Дальнего Востока: Владивосток, Благовещенск, Якутск… А с весны 2020 года я также работаю и в команде консалтинговой компании Katarsis Business Group – локация компании московская, а команда тренеров распределенная, от Дальнего Востока до Италии. За счет этого мне видны и те тренды, которые существуют в отечественном бизнес-обучении, и какова дальневосточная специфика этих трендов. Давайте посмотрим.

7 трендов бизнес-обучения в 2021 году
Фото: pixabay.com

Ольга Збарская

бизнес-тренер, социальный психолог

Тренд 1. Рост спроса на обучение и развитие идеи lifelong learning

По данным опроса, проведенного осенью 2020 г. порталом Vsetreningi.ru, 42% участников рынка – бизнес-тренеров и организаторов обучения – прогнозируют рост спроса на бизнес-обучение. Я склонна доверять этому прогнозу, но думаю, что с ростом спроса можно предположить изменение и его структуры. Думаю, что больше задач будет решаться в компаниях внутренними силами – сейчас некоторые крупные компании склонны вкладывать ресурс в условные «тренинги тренеров для нетренеров» - чтобы любой ценный специалист компании мог упаковать свою экспертизу в обучающий продукт. При этом заказчики тщательнее выбирают внешнего провайдера обучения - им важно, когда провайдер обучения сам владеет самыми актуальными компетенциями – например, ведением переговоров в онлайн – и готов их демонстрировать.

Мир меняется уже не просто быстро – он меняется стремительно, непредсказуемо, хаотично и скачкообразно. Одни профессии исчезают, появляется потребность в новых. Всемирный экономический форум в своем отчете в октябре 2020 г. отмечает: более половины компаний как одну из ключевых упоминают проблему нехватки компетенций на рынке труда. Люди есть, а нужных компетенций – нет.

В связи с этим становится понятно: учиться, разучиваться и переучиваться нам придется в течение всей жизни, чтобы наши компетенции встраивались в быстро развивающийся и меняющийся рынок.

А что на ДВ?

Сугубо по моим ощущениям бизнес-тренера, который работает на этом рынке – спрос по сравнению с прошлым, ковидным, годом, точно растет. Компании «отряхнулись» и возобновили обучение сотрудников. Тренерский чат в WA оживился, внутрикорпоративные тренеры выкладывают фото и видео с тренингов и летают в командировки, замороженные ровно год назад проекты, наконец, отработаны, а участники обучения радуются встречам «на земле», а не в окошке Zoom. Хабаровское подразделение ЦОУ «Мой бизнес», имеющего целью обучение и консультирование малого и среднего предпринимательства, в рейтинге подразделений в России заняло 7 место из 84-х.

Будет ли расти спрос от бизнеса на обучение сотрудников и дальше? Как будет изменяться структура этого спроса? Готов ли будет бизнес и дальше полностью финансировать развитие своих сотрудников? Посмотрим.

 

Тренд 2. Онлайн forever. Офлайн – для эмоций.


Значительная часть обучения в прошлом году перешла в онлайн и уже не вернется оттуда. Бизнес понял, что стоимость площадки Zoom выгоднее, чем оплата перелетов и командировочных корпоративных тренеров, аренды залов и выездного питания. Нет, обучение «на земле» совсем не исчезнет, но оно станет некоей привилегией, только для тех случаев, когда нужно сильно встряхнуть сотрудников, придать новый импульс их мотивации.

А что на ДВ?

Дальний Восток не любит онлайн. Он считает онлайн неэффективным. Его можно понять: в регионе предостаточно уголков, где интернет крайне неустойчив, и технологии онлайн-обучения не так стремительно развиваются. Еще и кадровый голод в регионе дает о себе знать: не столько компании выбирают кандидата, сколько соискатели выбирают место работы; следствие этого – более низкая мотивация сотрудников, в том числе к корпоративному обучению, поэтому работодатели и сомневаются в эффективности обучения в онлайн-среде. И если крупные федеральные структуры, заказывая обучение, высчитывают время с таким расчетом, чтобы подключились сотрудники и из Краснодара, и из Владивостока, то региональный малый и средний бизнес скорее вызовет к себе живого тренера, даже если придется привезти его из соседнего региона.

 

Тренд 3. Без воды. Контент обучения существенно улучшится, будет больше приближен к нуждам бизнеса и сотрудников.

Портал Vsetreningi.ru в статистике по проведенному опросу экспертов рынка бизнес-образования приводит мнение одного из участников: «С одной стороны, все овладели Zoom, с другой — все так примитивно, потому что не было эволюционного развития, скачок формы без наполнения адекватным содержанием. В результате все считают, что после пандемии online останется для бедных, а богатые всегда будут учиться офлайн, потому что главное в обучении — это совместно создаваемое эмоциональное и интеллектуальное поле…».

По своему опыту проведения обучения в онлайн могу судить, что тенденция как раз противоположная. В онлайн-среде лучше видны любые огрехи контента, наличие «воды» сильнее бросается в глаза именно потому, что эмоциональный фон далеко не такой сильный, как в офлайне, и им уже не прикроешься. Каждое сказанное слово, каждая буква в презентации должны быть максимально точными и связанными с реальной рабочей практикой участников. Практические активности должны продвигать их к решению конкретных рабочих задач.

А вот создавать эмоциональную вовлеченность бизнесам придется за счет других активностей. К слову, индустрия корпоративных учебных онлайн-игр за время пандемии также сильно шагнула вперед.

А что на ДВ?

Местный малый и средний бизнес традиционно взыскателен к наполнению программ тренингов. Выделяя бюджет на обучение из своей прибыли, доставшейся потом и кровью, заказчик хочет гарантированный результат – иногда даже преувеличивая роль тренинга в бизнес-результатах компании.

А вот сотрудники, которых руководители направляют на обучение, часто не удосуживаются даже программу посмотреть, чтобы встроить свои хотелки в тренинг и выжать максимум для себя. И традиционно здесь ценят не «обучальщиков» в чистом виде, а экспертов-практиков, достигших конкретных результатов в той теме, которую ведут. Людям интереснее чужая история успеха (или неуспеха), чем многократные упражнения на прокачку своих практических умений.

 

Тренд 4. Высшее образование больше не нужно? Развитие конкретных, точечных компетенций и нацеленность на результат в действиях.

Бизнесу перестает быть интересно наличие высшего образования у сотрудников. А вот владение конкретной компетенцией, например, создания вовлекающего стори-контента для корпоративного паблика в инстаграме или подбора кандидатов на вакансию в отдаленных регионах, выходит на первый план. Это означает, что в корпоративном обучении будет цениться конкретный результат в виде компетенций и готовности немедленно использовать изученное в работе.


Для приобретения многих необходимых бизнесу точечных компетенций требуется 1-6 месяцев – такой вывод сделал в своем отчете ВЭФ. Скажем, навыки программирования формируются за 4-5 мес., навыки продаж и даже маркетинга – за 1-2 мес.

Концепция Джоша Кауфмана про «первые 20 часов» получает все большее развитие: всего за 20 часов возможно освоить большое количество навыков: от управления самолетом до навыка быть родителем.

А что на ДВ?

Моя знакомая хабаровчанка, не имеющая высшего образования, зато с опытом в продажах в рознице и располагающей внешностью, уже несколько месяцев безуспешно ищет работу. Люди, особенно молодежь, владеющие одной-единственной востребованной компетенцией, часто устраиваются на работу дистанционно: заказчик может сидеть где-нибудь в Калифорнии или Киеве, в Москве или Воронеже, и совершенно неважно, что ты в часовом поясе +7, лишь бы работа хорошо и вовремя делалась.

 

Тренд 5. Короткая программа. Длительные многомодульные курсы теряют свою востребованность.

Эксперты рынка голосуют на то, что живой вебинар на 1-2 ч станет самым популярным форматом обучения, сообщает портал Vsetreningi.

Думаю, это мало коррелирует с нацеленностью бизнеса на конкретные результаты в компетенциях сотрудников. Скорее, популярность завоюет короткий – на 3-5 модулей – онлайн-тренинг с сопровождением участников до результата. Я реализовывала подобные форматы и точно знаю, что они себя оправдывают: при готовности заказчика вложиться в поддержку от тренера сотрудники на выходе демонстрируют прекрасные результаты. Они не успевают перегореть – и при этом бизнес получает актуальный продукт, не успевающий устареть. С этим сегодня приходится считаться, ведь ЗУН, запланированные в годичном курсе, запросто могут потерять актуальность для бизнеса уже во второй половине этого курса.

«Мастодонты» масштабных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации пока не спешат сдавать свои позиции. У той же Moscow Business School на главной странице сайта перечислены именно «долгие» программы – профессиональная переподготовка, MBA, длящаяся от 1,5 лет, и mini-MBA – от 1 года. К слову, Школа этой весной стимулирует приток студентов на MBA и mini-MBA серьезными скидками.

А что на ДВ?

Бизнес по-прежнему заказывает 2-дневные аудиторные и выездные тренинги. Хотя, надо признать, не в таком количестве, как это было еще лет 7-8 назад. И если те же 7-8 лет назад короткие программы обучения – на 1-2 часа – были скорее исключением, то сейчас это норма. Сотрудники получили прикладное знание в сжатом виде и пошли отрабатывать его на практике.

На Дальнем Востоке нет серьезного спроса на кандидатов с MBA. Эйчары скорее смотрят на опыт и достижения соискателя. Вот мнения, высказанные HR-специалистами региона:

«Важны hard и soft skills, компетенции, кейсы, проекты, способы управления, но не MBA».

«При прочих равных кандидат с MBA вызовет, конечно, больший интерес у руководителя, но решение, как правило, принимается не на основе этого».

При этом профессионалы на ДВ готовы рассматривать для себя вариант получения новой профессии на растущем рынке и тратить на это даже 2,5-3 года. Растущий спрос на услуги психологов и психотерапевтов отразился в востребованности в регионе программ, готовящих этих специалистов. Все больший спрос получает программа подготовки медиаторов (специалистов по урегулированию конфликтов): в нее идут, как правило, профессионалы из смежных областей –психологи и юристы.

 

Тренд 6. Жизнь в смартфоне. Гибкость и мобильность.

«Фи, марафон», - говорят пресыщенные пользователи инстаграма, глядя на анонс у очередного блогера.

«Ура, марафон!» - хлопают в ладоши корпоративные бизнес-тренеры. Потому что бизнес сегодня нуждается в удобных и вовлекающих форматах: чтобы сотрудникам учиться было легко, интересно и результативно. Именно марафон и смс-тренинг, с их мобильностью, возможностью обучаться со смартфона, большим количеством дозированной, пошаговой практики, дают такую возможность.


Смартфоны у людей с собой 24/7. Для сотрудников и руководителей в бизнесе это полноценный рабочий инструмент: в нем устанавливаются необходимые для работы сервисы – и вот уже можно учиться везде: в дороге и из дома, в «полях» и в офисе, в командировке и отпуске.

Бизнес-обучение подстраивается к этим тенденциям, оно стремится стать комфортнее и легче для очень занятых сотрудников. Именно поэтому сегодня правильнее рассматривать любую программу и с точки зрения ее юзабилити и возможности обучения для человека без серьезной перестройки своего жизненного и рабочего графика.

А что на ДВ?

Дальневосточники в том же тренде – разве что за тем исключением, что жизнь тут несколько медленнее, чем в столицах. Мы потребляем полезный контент в соцсетях, подключаемся в Zoom со смартфона и участвуем в развивающих марафонах. Наше тренерское сообщество не пугают выражения «смс-тренинг» и «blended learning» - профессионалы сами ищут и предлагают бизнесу удобные форматы – другой вопрос, что пока не все заказчики склонны серьезно относиться к тому же марафону как к формату именно обучения, а не развлечения.

 

Тренд 7. Все-таки soft skills

По данным опроса портала Vsetreningi.ru, самыми популярными темами в бизнес-обучении станут продажи и переговоры, управленческое мастерство, личная эффективность, управление персоналом. Ничего нового.

Однако по своему тренерскому опыту могу судить, что популярность приобретут старые темы на новый лад: за время пандемии возник спрос на онлайн-коммуникации: ведение переговоров, совещаний и обучений в онлайн-среде. А еще – способность выживать в постоянно меняющемся мире (но бизнес все равно называет это «личной эффективностью»).

А что на ДВ?

Старые добрые продажи и работа с возражениями.

18 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика