Экономическое чудо Дальнего Востока должно опираться на развитие биотехнологий и биоинженерии, а также запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств уверены ученые ДВФУ и предлагают биоэкономическую модель для ряда регионов ДФО.
В российской экономике происходят интересные процессы. С одной стороны, очевидно уже, что по результатам 2023 года будет хороший рост, который никто не прогнозировал. В начале года МВФ осторожно показал рост около 1%, затем прогноз увеличился до 2%. Далее Президент сказал, что экономика России вырастет больше, чем на 2%. На региональном уровне и, в частности, на Дальнем Востоке наблюдаются аналогичные тенденции.
Возникает естественный вопрос на сколько эти тенденции зависят от инвестиций, макроэкономических условий, курса национальной валюты, конъюнктуры рынков, геополитики и других экстерналий.
Ответ одновременно и сложен, и прост: в целом развитие экономики зависит от существующих и проявляющихся экономических закономерностей и учета их в проводимой экономической политике.
Если говорить о возможностях роста, то, конечно, они есть и существенно больше даже чем 4%. По состоянию наших производственных мощностей экономика может расти с темпом 10% в год. И если бы в стране и на Дальнем Востоке было бы обеспечено кредитование импортозамещения, то многим компаниям не пришлось заниматься поиском денег, а можно было бы заняться производством собственной продукции, т.к. потенциал импортозамещения огромен.
На новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года[1] определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов[2], государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.
Реализации новой государственной политики по развитию наукоемкого и высокотехнологического сектора экономики в Дальневосточном Федеральном округе препятствуют сложившийся ресурсный характер экономики Дальнего Востока и дефицит дешевых кредитов, необходимых для инвестиций. Для развития экономики Дальнего Востока нужны инвестиции, а для инвестиций нужны кредиты. Импортозамещение, инновации и технологический суверенитет – все это невозможно без целенаправленной, ориентированной на инвестиции в производственный сектор, новые технологии и расширение выпуска продукции денежно-кредитной политики.
Совокупный валовый региональный продукт (ВРП) ДФО составил в 2019 г. 5971,5 млрд. руб.[3] Структура отраслей, формирующих большую часть ВРП макрорегиона, состоит из следующих ведущих секторов: «Добыча полезных ископаемых» - 1 582,4 млрд. руб., «Транспортировка и хранение» - 794,2 млрд. руб.; «Оптовая и розничная торговля» - 656,9 млрд. руб.; «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 519,5 млрд. руб.; «Операции с недвижимым имуществом и аренда» - 412 млрд. руб., которые в совокупности составляют более 66% ВРП макрорегиона.
При отсутствии мер по частичной реструктуризации экономики ДФО на период до 2030 г. ожидаемые темпы реального роста ВРП не превысят 1,6% несмотря на ожидаемую высокую инвестиционную активность.
Моделирование также показывает, что совокупный рост объемов экономики макрорегиона, например, в 3,5 раза к 2035 г. может быть обеспечен 5% ежегодным приростом выручки в секторе «Транспортировка и хранение». А вот сектору добывающей промышленности для того, чтобы добиться аналогичного роста экономики макрорегиона, надо ежегодно наращивать свои объемы на 10%, а строительству на 17%.
Чтобы обеспечить прорывное развитие Дальнего Востока необходима экономическая модель, основанная не на использовании экстенсивных факторов роста и сложившейся за десятилетия структуры, а на новых отраслях экономики, обладающими значительным мультипликативным эффектом.
Государство должно указать бизнесу в каких новых секторах развития экономики оно заинтересовано и обеспечить соответствующую КДП, поддерживающую это развитие[4].
Одним из таких направлений может стать новая биоэкономическая модель. Основная часть сектора сельского хозяйства ДФО размещается в Амурской области и Приморском крае. В этих регионах сосредоточено около 57% выпуска всей сельскохозяйственной продукции и 40% рыбохозяйственной деятельности. Причем почти вся высокотехнологическая, используемая при производстве продуктов растениеводства, продукция до последнего времени импортировалась и только в последние годы благодаря группе дальневосточных компаний, а также ДВФУ, ДальГАУ и ДВО РАН, стала меняться в лучшую сторону. Поэтому естественным является разработка экономической модели, на основе которой может быть создана новая отрасль дальневосточной экономики, включающая: развитие биотехнологий и биоинженерии; запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств; старт глубокой биотехнологической переработки возобновляемых дальневосточных ресурсов (кукурузы и сои) всех технологических уровней. Такой отраслью может стать «Биоэкономика», которая создается с целью получения импортозамещающей биотехнологической продукции, востребованной на мировых рынках (кормовых витаминов, защищённых аминокислот, пробиотиков, антибиотиков, кормовых белков и продуктов) и разработки на их основе кормовой базы России для развития сельского хозяйства (растениеводства, птицеводства, животноводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности.
На ее основе может быть разработана новая биоэкономическая модель экономики Дальнего Востока, но она может создаваться не в любом регионе ДФО. Для ее реализации область или/и край должны обладать рядом существенных преимуществ: соответствующих географических условий (положительной среднегодовой температурой, наличием необходимых земельных и водных ресурсов, наличием инфраструктуры), приграничным положением, кадровым, ресурсным и финансовым потенциалом. Такими факторами на Дальнем Востоке обладают регионы: Приморский край и Амурская область.
Биоэкономическая модель (цикл) считается эффективной, когда богатства, созданные в процессе освоения природных ресурсов, превышают обязательства, возникшие в связи с их изъятием[5].
Новая биоэкономическая модель развития экономики ДФО станет эффективной, если будет работать не с изымаемыми, а порождаемыми на микроуровнях и возобновляемыми природными ресурсами, используя при этом зеленые и голубые технологии биоэкономики. Национальные богатства, созданные на территории российского Дальнего Востока, с помощью такой модели будут значительно превышать обязательства, возникшие при изъятии природных ресурсов по старой модели.
Содержанием новой отрасли «Биоэкономики» является усиление продовольственной безопасности и снижение импортозависимости кормовой базы России за счёт создания и запуска наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств импортозамещающей биотехнологической продукции (кормовых витаминов, защищённых кормовых аминокислот, антибиотиков, пробиотиков, кормовых белков и продуктов), являющейся продукцией высшего технологического передела возобновляемых дальневосточных сельскохозяйственных ресурсов (кукурузы и сои) для развития сельского хозяйства растениеводства, птицеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности, ориентированных на внутренний рынок и завоевание соответствующих сегментов рынка АТР.
А.Л. Абрамов
Научный руководитель
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ, к.т.н., профессор
Н.Н. Матвиенко
Заведующий лабораторией
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ
[1] Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. №2464-р
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 26.06.2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»
[4] Абрамов А. Л., Матвиенко Н. Н. Человеческий капитал в системе национального богатства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 43–55
[5] Абрамов А.Л., Матвиенко Н.Н., Осипов П.Е. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока: задачи кризисного периода и эколого-экономический подход (Часть I) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 50–65.
В российской экономике происходят интересные процессы. С одной стороны, очевидно уже, что по результатам 2023 года будет хороший рост, который никто не прогнозировал. В начале года МВФ осторожно показал рост около 1%, затем прогноз увеличился до 2%. Далее Президент сказал, что экономика России вырастет больше, чем на 2%. На региональном уровне и, в частности, на Дальнем Востоке наблюдаются аналогичные тенденции.
Возникает естественный вопрос на сколько эти тенденции зависят от инвестиций, макроэкономических условий, курса национальной валюты, конъюнктуры рынков, геополитики и других экстерналий.
Ответ одновременно и сложен, и прост: в целом развитие экономики зависит от существующих и проявляющихся экономических закономерностей и учета их в проводимой экономической политике.
Если говорить о возможностях роста, то, конечно, они есть и существенно больше даже чем 4%. По состоянию наших производственных мощностей экономика может расти с темпом 10% в год. И если бы в стране и на Дальнем Востоке было бы обеспечено кредитование импортозамещения, то многим компаниям не пришлось заниматься поиском денег, а можно было бы заняться производством собственной продукции, т.к. потенциал импортозамещения огромен.
На новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года[1] определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов[2], государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.
Реализации новой государственной политики по развитию наукоемкого и высокотехнологического сектора экономики в Дальневосточном Федеральном округе препятствуют сложившийся ресурсный характер экономики Дальнего Востока и дефицит дешевых кредитов, необходимых для инвестиций. Для развития экономики Дальнего Востока нужны инвестиции, а для инвестиций нужны кредиты. Импортозамещение, инновации и технологический суверенитет – все это невозможно без целенаправленной, ориентированной на инвестиции в производственный сектор, новые технологии и расширение выпуска продукции денежно-кредитной политики.
Совокупный валовый региональный продукт (ВРП) ДФО составил в 2019 г. 5971,5 млрд. руб.[3] Структура отраслей, формирующих большую часть ВРП макрорегиона, состоит из следующих ведущих секторов: «Добыча полезных ископаемых» - 1 582,4 млрд. руб., «Транспортировка и хранение» - 794,2 млрд. руб.; «Оптовая и розничная торговля» - 656,9 млрд. руб.; «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 519,5 млрд. руб.; «Операции с недвижимым имуществом и аренда» - 412 млрд. руб., которые в совокупности составляют более 66% ВРП макрорегиона.
При отсутствии мер по частичной реструктуризации экономики ДФО на период до 2030 г. ожидаемые темпы реального роста ВРП не превысят 1,6% несмотря на ожидаемую высокую инвестиционную активность.
Моделирование также показывает, что совокупный рост объемов экономики макрорегиона, например, в 3,5 раза к 2035 г. может быть обеспечен 5% ежегодным приростом выручки в секторе «Транспортировка и хранение». А вот сектору добывающей промышленности для того, чтобы добиться аналогичного роста экономики макрорегиона, надо ежегодно наращивать свои объемы на 10%, а строительству на 17%.
Чтобы обеспечить прорывное развитие Дальнего Востока необходима экономическая модель, основанная не на использовании экстенсивных факторов роста и сложившейся за десятилетия структуры, а на новых отраслях экономики, обладающими значительным мультипликативным эффектом.
Государство должно указать бизнесу в каких новых секторах развития экономики оно заинтересовано и обеспечить соответствующую КДП, поддерживающую это развитие[4].
Одним из таких направлений может стать новая биоэкономическая модель. Основная часть сектора сельского хозяйства ДФО размещается в Амурской области и Приморском крае. В этих регионах сосредоточено около 57% выпуска всей сельскохозяйственной продукции и 40% рыбохозяйственной деятельности. Причем почти вся высокотехнологическая, используемая при производстве продуктов растениеводства, продукция до последнего времени импортировалась и только в последние годы благодаря группе дальневосточных компаний, а также ДВФУ, ДальГАУ и ДВО РАН, стала меняться в лучшую сторону. Поэтому естественным является разработка экономической модели, на основе которой может быть создана новая отрасль дальневосточной экономики, включающая: развитие биотехнологий и биоинженерии; запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств; старт глубокой биотехнологической переработки возобновляемых дальневосточных ресурсов (кукурузы и сои) всех технологических уровней. Такой отраслью может стать «Биоэкономика», которая создается с целью получения импортозамещающей биотехнологической продукции, востребованной на мировых рынках (кормовых витаминов, защищённых аминокислот, пробиотиков, антибиотиков, кормовых белков и продуктов) и разработки на их основе кормовой базы России для развития сельского хозяйства (растениеводства, птицеводства, животноводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности.
На ее основе может быть разработана новая биоэкономическая модель экономики Дальнего Востока, но она может создаваться не в любом регионе ДФО. Для ее реализации область или/и край должны обладать рядом существенных преимуществ: соответствующих географических условий (положительной среднегодовой температурой, наличием необходимых земельных и водных ресурсов, наличием инфраструктуры), приграничным положением, кадровым, ресурсным и финансовым потенциалом. Такими факторами на Дальнем Востоке обладают регионы: Приморский край и Амурская область.
Биоэкономическая модель (цикл) считается эффективной, когда богатства, созданные в процессе освоения природных ресурсов, превышают обязательства, возникшие в связи с их изъятием[5].
Новая биоэкономическая модель развития экономики ДФО станет эффективной, если будет работать не с изымаемыми, а порождаемыми на микроуровнях и возобновляемыми природными ресурсами, используя при этом зеленые и голубые технологии биоэкономики. Национальные богатства, созданные на территории российского Дальнего Востока, с помощью такой модели будут значительно превышать обязательства, возникшие при изъятии природных ресурсов по старой модели.
Содержанием новой отрасли «Биоэкономики» является усиление продовольственной безопасности и снижение импортозависимости кормовой базы России за счёт создания и запуска наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств импортозамещающей биотехнологической продукции (кормовых витаминов, защищённых кормовых аминокислот, антибиотиков, пробиотиков, кормовых белков и продуктов), являющейся продукцией высшего технологического передела возобновляемых дальневосточных сельскохозяйственных ресурсов (кукурузы и сои) для развития сельского хозяйства растениеводства, птицеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности, ориентированных на внутренний рынок и завоевание соответствующих сегментов рынка АТР.
А.Л. Абрамов
Научный руководитель
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ, к.т.н., профессор
Н.Н. Матвиенко
Заведующий лабораторией
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ
[1] Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. №2464-р
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 26.06.2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»
[4] Абрамов А. Л., Матвиенко Н. Н. Человеческий капитал в системе национального богатства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 43–55
[5] Абрамов А.Л., Матвиенко Н.Н., Осипов П.Е. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока: задачи кризисного периода и эколого-экономический подход (Часть I) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 50–65.
В российской экономике происходят интересные процессы. С одной стороны, очевидно уже, что по результатам 2023 года будет хороший рост, который никто не прогнозировал. В начале года МВФ осторожно показал рост около 1%, затем прогноз увеличился до 2%. Далее Президент сказал, что экономика России вырастет больше, чем на 2%. На региональном уровне и, в частности, на Дальнем Востоке наблюдаются аналогичные тенденции.
Возникает естественный вопрос на сколько эти тенденции зависят от инвестиций, макроэкономических условий, курса национальной валюты, конъюнктуры рынков, геополитики и других экстерналий.
Ответ одновременно и сложен, и прост: в целом развитие экономики зависит от существующих и проявляющихся экономических закономерностей и учета их в проводимой экономической политике.
Если говорить о возможностях роста, то, конечно, они есть и существенно больше даже чем 4%. По состоянию наших производственных мощностей экономика может расти с темпом 10% в год. И если бы в стране и на Дальнем Востоке было бы обеспечено кредитование импортозамещения, то многим компаниям не пришлось заниматься поиском денег, а можно было бы заняться производством собственной продукции, т.к. потенциал импортозамещения огромен.
На новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года[1] определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов[2], государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.
Реализации новой государственной политики по развитию наукоемкого и высокотехнологического сектора экономики в Дальневосточном Федеральном округе препятствуют сложившийся ресурсный характер экономики Дальнего Востока и дефицит дешевых кредитов, необходимых для инвестиций. Для развития экономики Дальнего Востока нужны инвестиции, а для инвестиций нужны кредиты. Импортозамещение, инновации и технологический суверенитет – все это невозможно без целенаправленной, ориентированной на инвестиции в производственный сектор, новые технологии и расширение выпуска продукции денежно-кредитной политики.
Совокупный валовый региональный продукт (ВРП) ДФО составил в 2019 г. 5971,5 млрд. руб.[3] Структура отраслей, формирующих большую часть ВРП макрорегиона, состоит из следующих ведущих секторов: «Добыча полезных ископаемых» - 1 582,4 млрд. руб., «Транспортировка и хранение» - 794,2 млрд. руб.; «Оптовая и розничная торговля» - 656,9 млрд. руб.; «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 519,5 млрд. руб.; «Операции с недвижимым имуществом и аренда» - 412 млрд. руб., которые в совокупности составляют более 66% ВРП макрорегиона.
При отсутствии мер по частичной реструктуризации экономики ДФО на период до 2030 г. ожидаемые темпы реального роста ВРП не превысят 1,6% несмотря на ожидаемую высокую инвестиционную активность.
Моделирование также показывает, что совокупный рост объемов экономики макрорегиона, например, в 3,5 раза к 2035 г. может быть обеспечен 5% ежегодным приростом выручки в секторе «Транспортировка и хранение». А вот сектору добывающей промышленности для того, чтобы добиться аналогичного роста экономики макрорегиона, надо ежегодно наращивать свои объемы на 10%, а строительству на 17%.
Чтобы обеспечить прорывное развитие Дальнего Востока необходима экономическая модель, основанная не на использовании экстенсивных факторов роста и сложившейся за десятилетия структуры, а на новых отраслях экономики, обладающими значительным мультипликативным эффектом.
Государство должно указать бизнесу в каких новых секторах развития экономики оно заинтересовано и обеспечить соответствующую КДП, поддерживающую это развитие[4].
Одним из таких направлений может стать новая биоэкономическая модель. Основная часть сектора сельского хозяйства ДФО размещается в Амурской области и Приморском крае. В этих регионах сосредоточено около 57% выпуска всей сельскохозяйственной продукции и 40% рыбохозяйственной деятельности. Причем почти вся высокотехнологическая, используемая при производстве продуктов растениеводства, продукция до последнего времени импортировалась и только в последние годы благодаря группе дальневосточных компаний, а также ДВФУ, ДальГАУ и ДВО РАН, стала меняться в лучшую сторону. Поэтому естественным является разработка экономической модели, на основе которой может быть создана новая отрасль дальневосточной экономики, включающая: развитие биотехнологий и биоинженерии; запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств; старт глубокой биотехнологической переработки возобновляемых дальневосточных ресурсов (кукурузы и сои) всех технологических уровней. Такой отраслью может стать «Биоэкономика», которая создается с целью получения импортозамещающей биотехнологической продукции, востребованной на мировых рынках (кормовых витаминов, защищённых аминокислот, пробиотиков, антибиотиков, кормовых белков и продуктов) и разработки на их основе кормовой базы России для развития сельского хозяйства (растениеводства, птицеводства, животноводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности.
На ее основе может быть разработана новая биоэкономическая модель экономики Дальнего Востока, но она может создаваться не в любом регионе ДФО. Для ее реализации область или/и край должны обладать рядом существенных преимуществ: соответствующих географических условий (положительной среднегодовой температурой, наличием необходимых земельных и водных ресурсов, наличием инфраструктуры), приграничным положением, кадровым, ресурсным и финансовым потенциалом. Такими факторами на Дальнем Востоке обладают регионы: Приморский край и Амурская область.
Биоэкономическая модель (цикл) считается эффективной, когда богатства, созданные в процессе освоения природных ресурсов, превышают обязательства, возникшие в связи с их изъятием[5].
Новая биоэкономическая модель развития экономики ДФО станет эффективной, если будет работать не с изымаемыми, а порождаемыми на микроуровнях и возобновляемыми природными ресурсами, используя при этом зеленые и голубые технологии биоэкономики. Национальные богатства, созданные на территории российского Дальнего Востока, с помощью такой модели будут значительно превышать обязательства, возникшие при изъятии природных ресурсов по старой модели.
Содержанием новой отрасли «Биоэкономики» является усиление продовольственной безопасности и снижение импортозависимости кормовой базы России за счёт создания и запуска наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств импортозамещающей биотехнологической продукции (кормовых витаминов, защищённых кормовых аминокислот, антибиотиков, пробиотиков, кормовых белков и продуктов), являющейся продукцией высшего технологического передела возобновляемых дальневосточных сельскохозяйственных ресурсов (кукурузы и сои) для развития сельского хозяйства растениеводства, птицеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности, ориентированных на внутренний рынок и завоевание соответствующих сегментов рынка АТР.
А.Л. Абрамов
Научный руководитель
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ, к.т.н., профессор
Н.Н. Матвиенко
Заведующий лабораторией
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ
[1] Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. №2464-р
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 26.06.2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»
[4] Абрамов А. Л., Матвиенко Н. Н. Человеческий капитал в системе национального богатства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 43–55
[5] Абрамов А.Л., Матвиенко Н.Н., Осипов П.Е. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока: задачи кризисного периода и эколого-экономический подход (Часть I) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 50–65.
Представители рыбной отрасли обеспокоены снижением финансовых показателей и растущими расходами предприятий. Компании, отраслевые организации и депутаты предлагают правительству предпринять ряд мер, направленных на сокращение нагрузки на отрасль и сохранение деловой активности, в том числе некрупных предприятий.
Прибыль и убытки рыбодобытчиков и данные по вылову
По итогам 2024 г. в финансовых показателях российской рыбопромышленной отрасли зафиксирована отрицательная динамика. В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) оценили финансовый результат в 64,9 млрд рублей, что на 30,9% ниже, чем в 2023 г. Росстат оценивает сальдированный финансовый результат как прибыль минус убыток до налогообложения. По его данным, за 2024 г. прибыль организаций, занятых в сфере рыболовства и рыбоводства в РФ, составила 103,6 млрд рублей, снизившись на 22,4% к 2023 г.
Убыток отрасли в 2024 г. оценен в 38,7 млрд рублей (снижение на 2% относительно 2023 г.). Кроме того, в минувшем году в рыбной промышленности выросла доля убыточных организаций – на 7,5%, тогда как доля прибыльных организаций уменьшилась (61,3% в 2024 г. и 68,8% в 2023 г.). Среди причин ухудшения показателей называют санкционные ограничения по экспортным поставкам рыбы и импорту оборудования для судостроения, рост ключевой ставки и расходов на оплату труда.
В начале текущего года фиксируется снижение общих объемов вылова. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), общероссийский вылов водных биоресурсов к 24 февраля 2025 г. достиг 787,5 тыс. тонн, что на 6,1% меньше, чем было добыто на эту дату в 2024 г. Почти 89% вылова приходится на Дальний Восток.
Так, в текущем году промысел минтая (основной объект промысла[1]) в Охотском море затрудняет неблагоприятная метеорологическая обстановка (частые штормы) – добыто 482,1 тыс. тонн минтая (сокращение на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Рост суточных выловов по минтаю ожидается в марте, вылов по итогу сезона «А» минтаевой путины (с 1 января по 9 апреля) прогнозируется на уровне 850 тыс. тонн (общий допустимый улов минтая в Охотском море на 2025 г. установлен в объеме 1,05 млн тонн).
Также в январе-феврале 2025 г. в РФ наблюдалось сокращение добычи трески (на 3,9%, до 54,4 тыс. тонн), пикши (на 41,7%, до 6 тыс. тонн), хамсы (на 1,3%, до 7,6 тыс. тонн)[2]. Рост зафиксирован в промысле тихоокеанской сельди (на 13,2%, до 129,8 тыс. тонн), для которой сложилась благоприятная промысловая обстановка (часть рыболовного флота передислоцировалась и сосредоточилась на вылове сельди, а не минтая), шпрот (на 42,6%, до 9,7 тыс. тонн), кильки (на 9%, до 12,1 тыс. тонн)[3].
Снижение уловов лососевых в 2024 г. повлекло за собой рост стоимости рыбной продукции. По состоянию на середину февраля 2025 г. оптовые цены на основные виды лососевых в Дальневосточном ФО выросли – горбуша подорожала на 105,8% относительно аналогичного периода 2024 г. (до 350 рублей за кг), кета – на 35,2% (до 460 рублей за кг), нерка – на 35,8% (до 770 рублей за кг).
Пессимизм по поводу переоформления рыболовных участков
В рыбодобывающих регионах обеспокоены растущей финансовой нагрузкой на отрасль. В частности, противоречия сохраняются вокруг планов переоформления договоров на рыболовные участки. Соответствующий законопроект Росрыболовства «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был принят Госдумой в первом чтении 25 февраля. Согласно нему, рыбопромышленные компании могут до 30 декабря 2025 г. перезаключить договоры на пользование рыболовными участками без проведения аукциона, на 20 лет[4]. По мнению Росрыболовства, такие требования обеспечивают добросовестным компаниям долгосрочный горизонт планирования (на 20 и более лет), повышают ответственность бизнеса и пополняют государственный бюджет (около 180 млрд рублей единовременно при выплатах в 2025 г.) для реализации мероприятий по сохранению водных биологических ресурсов и развитию прибрежных территорий. Предприятиям, которые не захотят или не смогут заплатить за пользование участками, предоставляется право добывать рыбу на участках до конца действия текущего соглашения, после чего участки будут выставлены на торги.
Депутаты Законодательного собрания Камчатского края в феврале подготовили законодательную инициативу о переносе сроков начала процесса переоформления договоров на пользование рыболовными участками на год – до 30 декабря 2026 г.[5] Краевые парламентарии недовольны отсутствием нормативной базы, которая позволяет четко определить границы участков. В Ассоциации добытчиков лососей отмечают, что для перезаключения договоров предприятиям придется брать кредиты, а в дальнейшем они могут столкнуться с рисками отсутствия возможностей для их обслуживания.
Отраслевые организации также подчеркивают, что формула расчета стоимости участков учитывает вылов за последние четыре года, а 2021-23 гг. были наиболее удачными за всю историю промышленного вылова лососевых. По прогнозам научного сообщества, следующие 20 лет станут менее продуктивными для вылова, что приведет к сокращению валовой прибыли предприятий лососевого сектора, снижению количества действующих предприятий (до примерно 60 компаний, на 38%) и росту доли убыточных компаний.
В марте поправки в законопроект, предусматривающий переоформление договоров на пользование рыболовными участками, направили в Госдуму депутаты Магаданской областной думы. Они, как и камчатские депутаты, предлагают перенести срок уплаты платежей рыбодобывающих компаний за пользование участками на 2026 г. О намерении инициировать перенос сроков перезаключения договоров сообщили также в Законодательной думе Хабаровского края. Глава аграрного комитета Госдумы В.Кашин (КПРФ) сообщал, что для второго чтения законопроект все же будет доработан (но сроки рассмотрения законопроекта пока не уточняются).
Правительство Камчатского края также предлагает расширить субсидирование перевозок рыбы по железной дороге с Дальнего Востока в западные регионы страны – для списка субсидируемых видов рассматриваются сельдь, камбала, треска. Инициатива находит поддержку в Минсельхозе, Росрыболовстве, отраслевых ассоциациях (Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота, Рыбный союз). В частности, в камчатском правительстве указывают на высокую долю сельди среди продаваемой в стране рыбы (не менее 15%, около 370 тыс. тонн ежегодно).
Возможность перевозок более дорогих видов рыбы (камбала, треска) вызывает больше сомнений. В частности, в Рыбном союзе полагают, что при стоимости трески 460 рублей за килограмм в ДФО субсидия в размере около 6 рублей в перевозочном тарифе не принесет существенной разницы в цене для покупателей. Пока государственная поддержка при перевозках распространяется на минтай, горбушу и сардину-иваси (программа субсидирования железнодорожных перевозок мороженого минтая и филе запущена в 2021 г., субсидии на горбушу и иваси введены по поручению президента РФ В.Путина весной 2024 г.)
Маркировка продукции и несогласованность с ВИС «Меркурий»
Дополнительные вопросы в отрасли вызывают также новые требования по маркировке продукции. В феврале представители Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРПП) обратились к сенатору от Приморского края Л.Талабаевой, попросив о необходимости согласовать работу информационной системы «Меркурий» и системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».
Ветеринарная информационная система «Меркурий», действующая с 2009 г., предназначена для регистрации результатов ветеринарно-санитарной экспертизы товаров. Данные передаются в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии. С помощью системы осуществляется контроль над используемым при производстве сырьем в целях пресечения фальсификации продукции. Однако, по мнению руководителя АРПП Г.Мартынова, на сегодняшний день системы «Меркурий»[6] и «Честный знак»[7] слабо согласованы – в частности, данные системы «Честный знак» не подтверждают происхождение и соответствие сырья, в то время как «Меркурий» все же позволяет проследить цепочку производства продукции (от вылова до ее реализации).
Процесс обязательной регистрации участников рынка в системе «Честный знак» запущен с 1 сентября 2024 г. Система разработана с целью позволить потребителю и контролирующим органам прослеживать товар на этапах от производства до розницы. С 1 декабря 2024 г. действует обязательная маркировка рыбных консервов, продукции из водных беспозвоночных, водных млекопитающих, а также из водорослей и других водных растений. Производители и импортеры консервов обязаны в то же время оформлять ветеринарно-сопроводительные документы на мясные и рыбные консервы через систему «Меркурий».
Контроль за сырьем осуществляется в ФГИС «ВетИс». При оформлении производственного ветеринарного сертификата, производитель подает сведения об использованном сырье в «Меркурий». Документ подтверждает качество и безопасность сырья, использованного для конкретной партии продукции. При вводе в оборот маркированной продукции, производитель подает номер ветеринарного паспорта в систему «Честный знак» для осуществления проверки на соответствие ветеринарному сертификату. Внедрение обязательной маркировки подразумевает, что участники оборота консервированной продукции животного происхождения должны передавать сведения одновременно и в «Честный знак», и в «Меркурий». В АРПП указывают, что товары, маркированные системой «Честный знак», могут не соответствовать требуемым показателям качества, в них может быть использовано более дешевое сырье. Также сообщалось о частых сбоях оборудования, устанавливаемого в рамках системы, и необходимости донастроек.
В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) недостатком системы «Честный знак» считают отсутствие учета особенностей выпуска консервов в море на арендованном промысловом судне – когда разные юридические лица ведут добычу и производство продукции и владеют судном. Правила маркировки наделяют владельца судна правом вводить товары в оборот, не запрещая ему эмиссию кодов маркировки для продукции, которая производится на арендованном судне. В системе же «Честный знак» такая возможность не предусмотрена, не синхронизированы данные владельца судна и производителя продукции – арендатора судна. Такая ситуация затрудняет выпуск продукции на протяжении всего рейса. В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья называют требование по маркировке продукции в рамках системы «Честный знак» одним из основных факторов[8] роста цен на консервную продукцию.
Ненужные крабы
Росрыболовство тем временем по-прежнему не может найти покупателей на две доли квот добычи глубоководных крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. В конце февраля аукцион в третий раз был объявлен несостоявшимся из-за отсутствия заявок на участие. Начальная цена лотов при этом была снижена до 1,3 млрд рублей.
На торги 26 февраля снова выставлялись две доли квот (по 50%) на вылов краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса в подзонах Приморье, Западно-Сахалинская, Восточно-Сахалинская и Северо-Охотоморская. Инвестиционные обязательства предполагают, что покупатели должны построить два среднетоннажных рыбопромысловых судна-краболова длиной более 50 м, обеспеченных оборудованием по производству продукции (не менее 10 тонн в сутки). Ранее аукционы на данные доли квот проводились в ноябре 2024 г. (со стартовой ценой 1,6 млрд рублей) и январе 2025 г. (1,4 млрд рублей). Прежде (летом 2024 г.) Росрыболовство пыталось продать данную квоту, разбитую на более мелкие доли в 16,6% по начальной цене в 456,4 млн рублей каждая.
В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота невостребованность квот связывают с низкой рентабельностью. В частности, стоимость строительства нового краболова составляет около 3,5 млрд рублей. Согласно расчетам, продаваемые квоты позволят окупить затраты на их приобретение и постройку судна в течение 30 лет, при этом добыча необходимого объема не гарантирована. В подзоне Приморье наблюдается снижение поголовья крабов, вводились ограничения на добычу в целях его восстановления (с 1 января по 31 декабря 2023 г., с 1 января по 31 декабря 2024 г.). В АСРФ также указывают, что затраты рыбопромышленников не компенсируются в любом случае.
В январе сенатор Л.Талабаева поднимала в Совете Федерации вопрос нерационального использования ресурсов крабов-стригунов красного и ангулятуса. Сообщалось, что предприятия, специализирующиеся на промысле данного ресурса, испытывают дефицит промышленных квот, тогда как значительные объемы квот на глубоководных крабов (около 6,5 тыс. тонн) ежегодно остаются неиспользуемыми. Сенатор предлагала принять меры по исключению крабов-стригунов красного и ангулятуса из числа водных биологических ресурсов, распределяемых в инвестиционных целях. Ранее с такими предложениями выступали в крабодобывающих компаниях.
Судоремонт
При этом для обновления рыбопромыслового флота требуется в том числе расширение существующих мощностей докового ремонта. Большинство российских рыбопромысловых судов на сегодняшний день приписано к портам Дальнего Востока, но в регионе существует дефицит новых доков, в первую очередь для крупнотоннажного рыболовного флота. На пять основных портов приписки рыболовного флота России (Архангельск, Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Невельск и Холмск) приходится 675 судов и 113 судоремонтных предприятий, но только 15 доков, а более трети из судоремонтных мощностей находится в Архангельске (42 завода и восемь доков, при восьми приписанных судах). В Петропавловске-Камчатском на 293 приписанных судна приходится 33 завода и один док, в Невельске приписано 172 судна, но отсутствуют судоремонтные мощности. В итоге общий спрос на судоремонтные услуги в дальневосточном макрорегионе существенно превышает работающие мощности.
Для обеспечения планового докового ремонта судов рыбной промышленности (один раз в пять лет) в ДФО требуется наличие как минимум шести плавучих доков с камерой 126 на 30 м и двух доков с камерой более 200 м для обслуживания судов-процессоров, рыбоконсервных судов и рефрижераторов-снабженцев. Пока крупнотоннажный рыболовный флот ремонтируется за границей (в настоящее время преимущественно в КНР), в то время как на протяжении последних лет расходы на импортные услуги растут на фоне санкционных ограничений на поставку комплектующих.
В части создания новых производств в Сахалинской области (село Озерское, Корсаковский городской округ) до 2025 г. планируется построить завод по глубокой переработке рыбы, основным сырьем для которого станет сахалино-хоккайдская сельдь из залива Анива. Ее вылов в 2021 г. возобновился впервые за 60 лет (не осуществлялся в связи со значительным сокращением нерестового ареала и промыслового запаса, в 2021 г. зафиксировано восстановление запасов).
Проект реализует компания ООО «Гавань» (группа «Гидрострой»[9] А.Верховского). Сумма инвестиций оценивается в 5,4 млрд рублей. Мощность переработки нового предприятия должна составить 600 тонн в сутки, продукция будет представлена рыбным филе и рыбной мукой. По завершении строительства «Гидрострой» получит в рамках программы инвестиционных квот разрешения на вылов 27 тыс. тонн минтая и тихоокеанской сельди.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Основные держатели квот минтая – «Русская рыбопромышленная компания», приморские компании «Доброфлот», ПАО «НБАМР» и ПАО «ПБФТ».
[2] Данные на 24 февраля 2025 г.
[3] Объемы добычи в целом по стране.
[4] Если договоры действовали по состоянию на 1 ноября 2024 г.
[5] Также предстоит заплатить в региональный бюджет 20% от объема платы за рыболовный участок.
[6] Входит в ФГИС «ВетИС» - федеральную государственную систему в сфере ветеринарии. Оператором ФГИС «Меркурий» является Россельхознадзор.
[7] Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Центра развития перспективных технологий» (ЦРПТ, совместный проект USM А.Усманова (50%), ГК «Ростех» (25%) и «Элвис-Плюс групп» А.Галицкого (25%)).
[8] Наряду с высокой закредитованностью отрасли, ростом тарифов и стоимости логистики, дефицитом сырья и введением платы за перезаключение договоров на рыболовные участки.
[9] Входит в пятерку компаний – крупнейших держателей рыболовных квот (их объем превышает 400 тыс. тонн).
Реконструкция БАМа и Транссиба остается крайне важным инфраструктурным проектом, который расширяет возможности для диверсификации российского экспорта и создает необходимые условия для дальнейшего развития Дальнего Востока. Очередной, третий по счету, этап модернизации обещает стать самым капиталоемким и сложным с инженерно-технической точки зрения. Надежду на его реализацию сегодня возлагают многие отправители, столкнувшиеся с проблемой вывоза своих грузов.
По пути удвоения
Модернизация Восточного полигона стартовала в 2013 году (ее предтечей послужила программа реконструкции участка Комсомольск – Советская Гавань с прокладкой второго Кузнецовского тоннеля). За этот период введено немало двухпутных вставок и вторых главных путей, станций и разъездов, объектов электроснабжения, локомотивного хозяйства и пр.
Только на Дальневосточной магистрали в прошлом году работы велись на более чем 160 объектах, что стало рекордом по масштабу строительства. По всему полигону, и в большей степени на БАМе, было занято около 15 тыс. строителей.
Однако возможностей инфраструктуры по-прежнему не хватает. Ситуацию усугубляет продолжающаяся с 2022 года трансформация внешнеэкономической логистики, которая привела к повышенному спросу на данное направление. В настоящий момент немалая часть участков БАМа и Транссиба работает с высоким уровнем загрузки.
«Восточный полигон – важнейший для страны проект. Сегодня на нем есть определенные инфраструктурные ограничения, грузы борются за право проехать», – констатирует сенатор Валерий Васильев.
По его словам, из-за проблем на железных дорогах часть грузопотока переключается на автотранспорт. Парк грузовых машин увеличился, но вместе с тем выросли нагрузки на дорожную сеть, не лучшим образом выглядит ситуация и с экологией из-за увеличившихся выбросов в окружающую среду.
Дефицит пропускных способностей на востоке серьезно влияет на ряд бюджетообразующих отраслей, например, угледобывающей промышленности. В Иркутской области обеспокоены, что за первые два месяца 2025 года объемы вывоза угля на экспорт в восточном направлении сократились на 45%. Похожая ситуация складывается в Хакасии. Гарантию от РЖД по экспортным отправкам топлива на этот год имеет только Кемеровская область.
Инфраструктурные проблемы непосредственно сдерживают социально-экономическое развитие восточных территорий, поскольку доставлять грузы в ДФО становится все более затратно, свидетельствует председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. «Если в 2023 году доставка 40-футового контейнера стоила 320-360 тыс. руб., то в 2024-м далеко за 600 тыс. руб. Если раньше, к примеру на Магадан, контейнер шел 40 дней, то теперь идет от 2,5 до 3 месяцев. Рост ставок во многом связан с пропускной способностью железных дорог в восточном направлении», – считает депутат.
В этом плане определенные надежды он связывает с дальнейшей модернизацией БАМа, превращения его в полноценную двухпутную магистраль по результатам третьего этапа реконструкции.
Значительные изменения произошли к настоящему времени. Так, провозные способности по итогам второго этапа в сравнении с первым выросли на участке Хани – Тында с 21,4 млн до 54,6 млн т в год, Нерюнгри – Тында с 7,9 млн до 27,7 млн т, Тында – Улак с 25,1 млн т до 34,5 млн т, Улак – Февральск с 24,3 млн до 50,1 млн т, Февральск – Новый Ургал с 24,3 млн до 52,7 млн т, Новый Ургал – Комсомольск-Сортировочный с 24 млн до 48,6 млн т, Комсомольск-Сортировочный – Ванино с 39,8 млн до 81,8 млн т, Тында – Штурм с 15,8 млн до 54,9 млн т, Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный с 27,8 млн до 30 млн т.
Инфраструктурное развитие помогает железнодорожникам увеличивать прием грузов на ДВЖД с других дорог плюс обеспечивать рост собственной погрузки. В свою очередь растущий грузопоток влияет на загрузку морских терминалов.
«Программа модернизация Восточного полигона тесно связана с развитием морских портов и пунктов пропуска региона. Так, объемы перевозок в данных направлениях с 2021 года увеличены на 3,7%, в том числе за счет ввода в эксплуатацию ООО «Морской порт Суходол» и мостового пункта пропуска Нижнеленинское – Тунцзян, а также увеличения объемов перевозок в адрес ООО «Порт Вера», АО «Восточный порт», АО «Терминал Астафьева», ООО «Восточный нефтехимический терминал», – рассказали EastRussia в управлении ДВЖД.
Если в 2019 году, перед вторым этапом модернизации, на Дальневосточной дороге выгрузка составляла в среднем 5,9 тыс. вагонов в сутки, то в 2024-м – 6,1 тыс.
Несмотря на регулярно звучащую критику в адрес РЖД относительно проблем с вывозом через Дальний Восток грузов, нельзя не отметить факта вовлечения в хозяйственный оборот новой сырьевой базы. В частности, одним из драйверов роста перевозок в регионе стало ООО «АнтрацитИнвестПроект», которое с сентября 2023 года приступило к отправке угля, добываемого на Сыллахском месторождении в Якутии. Погрузка осуществляется на станции Талума. По итогам 2024 года грузоотправителем отгружено 1,18 млн т топлива, которое направляется в сторону погранпереходов с КНР и Находкинского порта.
Увеличивает отправки сырья ООО «Огоджинская угольная компания» с Сугодинско-Огоджинского разреза в Амурской области. За 2024 год эта компания на станции Февральск погрузила 1,4 млн т угля, в том числе на экспортные направления.
Запуск в эксплуатацию горно-обогатительного комбината на базе Малмыжского медного месторождения в Хабаровском крае также влияет на погрузку ДВЖД. Отправки начались в июле 2024 года со станции Селихин, и за неполный год они составили 186,6 тыс. т.
Примечательно, что в 2022 году возобновилась добыча на Куранахском ильменит-титаномагнетитовом месторождении в Амурской области (погрузка осуществляется на станции Олекма). АО «Байкало-Амурская горнорудная корпорация» модернизировало производство, установив вторую мельницу для измельчения руды, что увеличило производственную мощность рудника на 50%. Погрузка концентрата в 2024 году составила 664 тыс. т с приростом к 2023-му в 2,2 раза. Компания в основном отправляет свою продукцию в Китай через погранпереходы Гродеково – Суйфэньхэ и Нижнеленинское – Тунцзян.
Справка:
В 2024 году по ДВЖД во всех видах сообщения перевезено 221 млн 481 тыс. т различных грузов (на 1,7% больше, чем в 2023-м), в том числе почти 147 млн т – в направлении пограничных переходов и портов Приморского края. При этом непосредственно погрузка магистрали составила 76,1 млн т (+2,6%). В разрезе основных номенклатур погружено: каменного угля – 36,1 млн т, нефти и нефтепродуктов – 8,6 млн т, лесных грузов – 2,7 млн т, строительных грузов – 3,1 млн т, руды железной и марганцевой – 3 млн тонн, грузов в контейнерах – 2,5 млн т, цемента – 1,3 млн т, черных металлов – 875 тыс. т.
На состоявшемся в феврале этого года правлении РЖД официально объявлено о завершении второго этапа модернизации Восточного полигона с достижением целевого параметра провоза грузов в объеме 180 млн т ежегодно по направлению к портам и пограничным переходам (этот грузопоток не предусматривает импорт, внутренние перевозки). Возможности инфраструктуры по итогам первого этапа суммарно не превышали 144 млн т.
Стоит сказать, что на некоторых объектах, предусмотренных вторым этапом модернизации, работы еще продолжаются. «Актуализированные нормативно-правовые нормы в области обеспечения строительства позволяют открывать рабочее движение [на путях, разъездах] с безусловным обеспечением безопасности до полного окончания строительства объекта. В этом году на уже открытых объектах БАМа и Транссиба строительство будет продолжено, эти работы не влияют на организацию движения на полигоне», – заверили в РЖД.
В частности, идет реконструкция участка Нерюнгри – Бестужево (Тында), отчего зависит вывоз угля с месторождений на юге Якутии. В прошлом году здесь открылось движение поездов через обновленный разъезд Якутский и новый разъезд на перегоне Могот – Гилюй. Сегодня работы затрагивают реконструкцию станции Беркакит, разъезд на перегоне Оборчо – Окурдан, двухпутные вставки Нагорная-Якутская – Аям и Могот – Рихард Зорге.
В Приморском крае на перегоне Рязановка – Сухановка продолжается строительство второго пути. Это главный на сегодня лимитирующий участок на однопутной линии Барановский – Хасан. Поскольку путь проходит здесь через перевал, движение грузовых составов в одном направлении осуществляется с подталкивающей тягой. Уже в другом направлении тепловоз-толкач возвращается резервным локомотивом, занимая одну из ниток графика, что нерационально при растущем поездопотоке.
Отметим, перспективы перевозок здесь в первую очередь связаны с увеличением грузопотока в адрес сухопутного погранперехода Камышовая – Хуньчунь (объем перевозок должен возрасти до 8 млн т ежегодно) и портов Посьет, Славянка, Зарубино.
Крупнейшим незавершенным проектом в рамках модернизации Восточного полигона остается электрификация линии Волочаевка-2 – Комсомольск – Ванино, сдача которого в свое время была перенесена на 2026 год. Здесь устанавливаются опоры контактной сети, идет монтаж cамонесущего изолированного кабеля для ЛЭП, прокладывается кабель по устройствам СЦБ и связи. На участке Волочаевка-2 –Комсомольск-Сортировочный развернуто строительство пяти тяговых подстанций (Разьезд №21, Эльбан, Комсомольск, Джелюмкен, Литовко), а на участке Комсомольск-Сортировочный – Ванино – семи (Кун, Кумтэ, Эльдиган, Аксака, Оунэ, Джигдаси, Тумнин).
В этом же году программа модернизации БАМа и Транссиба выходит на третий этап. По плану необходимо построить более 2 тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) На сегодняшний день на ДВЖД ведется проектирование, при этом на восьми объектах начаты подготовительные работы. За последнее время получено положительное заключение экспертизы по строительству вторых путей и вставок на участках Новый Ургал – Комсомольск и Комсомольск – Ванино, реконструкции станций Февральск и Верхнезейск.
Инвестиции в третий этап оцениваются в 3,7 трлн руб. «Самый дешевый был первый. Там было большое количество объектов – почти 1,1 тыс. – но в стоимостном выражении это меньше 700 млрд руб. Второй этап – уже более капиталоемкие вещи (около 1,1 трлн руб. – Прим. ред.), а то, что осталось на сегодня, это самые дорогие, тяжелые мероприятия», – объяснял ранее заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Андрей Макаров.
К третьему этапу относится создание таких крупных сооружений, как новые Северомуйский, Кодарский, Кузнецовский тоннели, а также второй мост через Амур у Комсомольска. Тоннелестроители готовы самостоятельно привлечь банковские средства в их строительство при условии, что РЖД в течение десяти лет после сдачи объектов будет с учетом процентов возвращать деньги с прибыли от перевозки грузов.
Как уточнили в ДВЖД, к настоящему моменту по мосту у Комсомольска выполняются инженерно-геодезических изыскания, по Кузнецовскому тоннелю изыскания завершены, ведется разработка и согласование основных проектных решений.
По завершению третьего этапа модернизации Восточного полигона на большем протяжении главного хода БАМа пропускная способность увеличится более чем вдвое, до 81 пары поездов в сутки. Участок, который выйдет на большую мощность – Комсомольск – Ванино, поскольку он принимает и передает вагонопоток еще и с Транссиба. Пропускная способность этой линии возрастет с 53 до 86 пар поездов в сутки.
Участки Транссибирской магистрали, расположенные на Дальнем Востоке, в среднем увеличат пропускную способность на 10 пар поездов. Так, от станции Волочаевка-1 до Смоляниново она возрастет с 97 до 107 пар, прежде всего, благодаря модернизации системы тягового электроснабжения, что позволит сократить межпоездной интервал. Вместе с тем развитие получит ряд станций. На том же участке от Волочаевки до Смоляниново необходимо реконструировать 12 раздельных пунктов плюс построить участок пути в обход Хабаровского узла.
Акцент в модернизации Транссиба будет сделан на еще одно стратегическое направление – линию Смоляниново – Находка, которая обеспечивает существенный объем выгрузки грузов. Этот участок по итогам III этапа сможет увеличить ежесуточный пропуск поездов с 64 до 110 пар. Поскольку железная дорога здесь проходит через крутые перевалы, для обеспечения роста перевозок к портам Находка и Восточный придется строить обходные пути с тоннелями по аналогии, как это было сделано на перегоне Шкотово – Смоляниново.
В этом году на модернизацию БАМа и Транссиба предусмотрено 116,9 млрд руб., тогда как в 2023-м отводилось 250 млрд, в 2024-м – 336 млрд руб. С одной стороны, снижение можно объяснить тем, что по многим объектам в основном намечены проектные работы, тогда как финал второго этапа, пришедшийся на 2024 год, охватил не только большую часть строек, но и монтаж, пусконаладку дорогостоящего оборудования (например, современной микропроцессорной системой управления движением поездов было оснащено 62 станции Восточного полигона).
Между тем уже появлялась информация о том, что инвестпрограмма «Российских железных дорог» на ближайшую пятилетку может быть заметно сокращена, и проект реконструкции БАМа и Транссиба не станет исключением.
В РЖД тему о возможных корректировках третьего этапа и темпах финансирования не комментируют, но подтверждают неизменность планов – к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн т, а к 2032-му – до 270 млн т (в дальнейшем прирост мощностей должно обеспечить открытие трех больших тоннелей и моста через Амур).
Эксперты не исключают, что по третьему этапу может возникнуть некая пауза из-за нехватки средств, в то же время необходимо понимать, какие виды грузов обеспечат дальнейшую загрузку Восточного полигона, учитывая высокую волатильность сырьевых товаров на мировых рынках.
Сейчас видны перспективы по увеличению экспортных перевозок удобрений, зерна, черных металлов, говорит первый заместитель гендиректора Агентства стратегических разработок Татьяна Горовая. Конечно, в сравнении с углем это, возможно, не столь существенный объем, вместе с тем это согласуется с задачей государства увеличивать вывоз несырьевого экспорта, как продукции с более высокой добавленной стоимостью.
В преддверии высокого туристического сезона на Камчатке, когда путешественники вынашивают планы на очередной экстремальный отпуск, мы побеседовали с опытным гидом-проводником Антоном Климовым, который рассказал, от чего начинает нервно дергаться глаз у проводника, чего точно не стоит делать, путешествуя по Камчатке. Ну и, конечно, дал пару дельных советов по подготовке к путешествию.
Антон Климов, 40 лет, инструктор-проводник, имеет второй разряд по альпинизму, третий разряд по спортивному туризму, имеет жетон «спасение в горах». КГАУ ДО Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий – заведующий отделом туризма, инструктор-проводник туроператора Enjoy Kamchatka, участник длительных зимних экспедиций в том числе с восхождением на семитысячники бывшего Советского союза.
– Антон, как правило, люди, занимающиеся туризмом и альпинизмом, полностью пропитаны этим и не представляют жизни без адреналина, который получают от этих занятий. Как вы встали на этот путь?
– Все эти походы, полеты, горные лыжи – моя страсть, от которой я получаю жизненное удовольствие. Я родом из Астрахани, на Камчатке с 2009 года и с тех пор занимаюсь туризмом, но профессионально начал работать с 2019 года. Десять лет занимался наукой – работал в КамчатНИРО, изучал лососей. С 2015 года меня утянуло в альпинизм, который тесно переплетен с туризмом. Так вышло, что у меня получилось зарабатывать на своем хобби, поэтому я с удовольствием реализую свою страсть во благо семейного бюджета.
– Расскажите, как устроена ваша работа в коммерческом туризме: кто ваши клиенты, откуда чаще приезжают?
– Коммерческий туризм устроен одинаково – люди прилетают на Камчатку и хотят повидать красоты. Стоит различать массовый туризм и индивидуальный. Когда группа большая, то невозможно быть в постоянном контакте со всеми, фокус внимания направлен на безопасность. А при индивидуальном туре, уже непосредственно с гостями общаешься тет-а-тет, не просто отдавая информацию, а рассказываешь то, что интересно в данный момент данному человеку. Индивидуальные туры, конечно, дороже, чем массовые.
Люди приезжают разные, но это те, кто может заплатить чуть больше денег за свое путешествие. В основном, едут из Москвы и Санкт-Петербурга, также из-за границы, но наши бывшие соотечественники. Чаще это предприниматели и топ-менеджеры компаний. Возраст абсолютно разный, от молодежи до пенсионеров. Приезжают парами, семьями, с детьми. Местные с нами не ходят – те, кто имеет возможности для такого отдыха, имеют свои связи, свои места.
– Какие маршруты предлагаете, куда водите?
– Все зависит от потребностей гостей, у нас очень пластичные туры. Обычно предлагаем наши стандартные маршруты – вулканы Горелый, Мутновский, Вилючинский, Толбачик, Авачинский, Козельский – где можно походить пешком, куда можно доехать на джипах. Но главная наша фишка – это вертолетные туры, летаем от Ключевской сопки до острова Онекотан на Курилах.
Вертолетный туризм позволяет за короткий промежуток времени очень много посмотреть и много, где побывать: в один день набрать лаву на Толбачике, потоптать Малый Семячик, посмотреть Долину гейзеров с Узоном, погулять на берегу Тихого океана, а потом половить рыбу где-нибудь на западе. Можем остановиться возле живописного водопада, разложить большой стол и оценить камчатские деликатесы, которые приготовит на месте наш повар. Вертолеты – это дорого, под миллион в день, но спрос есть.
– Что заставляет нервничать инструктора-проводника на Камчатке? Что вас может раздражать в туристах?
– Особенно меня волнуют люди, которым хочется запечатлеть каждый камушек, каждую песчинку на Камчатке. Идешь ты, к примеру, рассказываешь интересную историю, оборачиваешься – а рядом уже никого, все на какую-то стену полезли. Часто это дети, конечно. К ним особый, трепетный подход нужен, сначала достучаться до них, чтобы тебя всерьез воспринимали. Но мы со всеми находим общий язык, ну или максимально прикладываем к этому усилия. Что еще пугает – когда прилетают люди, которые о Камчатке знают больше, чем ты. Это заставляет очень напрягаться и вспоминать, все что знаешь, все чему тебя учили и пока летишь, листать справочники. Обычно о таких мы узнаем заранее и начинается доскональная подготовка. А бывают и такие, за кого приходится практически ноги передвигать, указывать куда встать, буквально человека за руку вести.
– Чего точно не стоит делать вашему гостю?
– Точно не стоит, приезжая на Камчатку, пускать что-то на самотек. То, что не запланировали заранее, осуществить непосредственно на месте будет крайне сложно. Камчатка – это про четкое планирование всех маршрутов и всех развлечений. Да и погода у нас плохо прогнозируема. Сразу оговариваем с гостями, какие варианты могут быть на непогоду. Бывают такие туристы, которые, узнав, что будет плохая погода на вулкане, рвутся туда и требуют «прохватить жести». Отговариваем, конечно.
– А бывали случаи, когда гости в чем-то вас не послушали и случился форс-мажор?
– Совсем неприятных случаев не было и, надеюсь не будет, но были реально опасные ситуации. Раньше мы водили группы прямо в кратер Мутновского вулкана (после схода селя эту тропу закрыли), внутри кратера есть активные фумаролы, которые сильно дубасят горячим кислотным вонючим паром. Спустившись к ним, группу заволокло этим дыханием вулкана так, что мы оказались как будто в густом тумане – ничего не видно. И народ прям запаниковал и засобирался разбегаться в разные стороны. Пришлось очень громко рявкнуть, чтобы все остановились и подошли ко мне – опыт работы с детьми. И сработало. Все хорошо. А бежать там некуда – обрывы и бурная река.
А однажды мы гуляли на вулкане и внезапно подул сильный порывистый ветер, сверху начало сдувать камни прямо на нас. А группа уже почти подошла к активной воронке, но пришлось всех разворачивать в обратный путь. Все смелые, бурно возмущались, конечно. Однако послушались. Потом благодарили.
– Какую бы вы дали классификацию туристам, на какие условные группы их можно разделить?
– Когда прилетает задорная молодежь – это все, это дайте нам все тут по максимуму. Те, кто в возрасте, часто приезжают с позицией умудренных опытом путешественников, желающих посмотреть terra incognita, рассмотреть все досконально, не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой. А есть гости с такой позицией: у нас есть возможности на все, поэтому мы берем Камчатку и гуляем здесь на всю катушку. Ко всем стараемся найти подход. Благо, на Камчатке есть развлечения на любой вкус и цвет.
– Как начинается и проходит ваш день, когда запланирован тур?
– День выхода начинается с 11 вечера предыдущего – готовим машины, собираем необходимое снаряжение, пакуем вещи в вертолет. Встаем в 5 утра, быстрый завтрак и на выход. Когда подъезжают гости, то никакой нашей суеты не видят. Наверное, думают, что мы тоже недавно встали.
– Хватает времени на семью и отдых?
– В сезон, когда идет активная работа, жена знает, что некоторое время я буду недоступен. Занятость абсолютная, круглосуточная: могут и в 2 часа ночи позвонить и попросить что-то сделать. Жаркие денечки. Сезон начинается с июня, но самая жара – с середины июля по начало сентября.
– Дайте какие-то практические советы – как нужно готовиться к походу, стоит ли брать свое снаряжение, какие есть нюансы?
– Прежде всего всех призываю задавать как можно больше вопросов менеджерам при планировании поездки. Не стесняйтесь, даже если кажется, что вопросы глупые. Чем больше вопросов, тем больше шансов, что меньше проблем будет на месте. Наши менеджеры подробно все описывают, и мы подключаемся – можем проконсультировать какую и где купить одежду в вашем городе, вплоть до марки и нужного размера. Конечно, мы можем обеспечить и аренду всего необходимого, но свое – однозначно лучше. Тем более, что после активного отдыха на Камчатке может появиться зависимость и тяга к дальнейшим приключениям.
– Какое лично ваше самое интересное путешествие?
– Самое крутое и сложное – это восхождение на семитысячники: пик Хан-Тенгри в Киргизии и пик Евгении Корженевской в Таджикистане. К каждому готовились не меньше года. Тренироваться мы никогда не прекращаем, но тут нужна специальная подготовка. Подъем занимает от трех недель до месяца – нужно прилететь в район и начать акклиматизацию: сначала вокруг походить, либо подниматься постепенно на саму гору, понемногу увеличивая путь. Организму нужна настройка на высоту, на холод, на работу в дефиците кислорода. Это не дается быстро.
– Что бы вы хотели сказать туристам – вашим потенциальным гостям?
– Камчатка – это одно из самых интересных мест на планете. В России – не побоюсь сказать – это самое интересное место. Однако тут сложно и физически, и морально: Камчатка – край с недостаточно развитой инфраструктурой, поэтому тут самая настоящая дичь. И почувствовать ее стоит многого – здесь организм начинает работать, как задумано природой.
Театральная школа Олега Табакова — одно из самых своеобразных образовательных учреждений страны. При конкурсе в 100 человек на место один раз в два года туда набирают учеников 9-10 классов. Подростки получают возможность бесплатно обучиться актерскому мастерству в заведении «лицейного» типа: слушатели живут на полном пансионе в центре Москвы, заканчивая полное среднее и получая высшее профессиональное образование. На поиск потенциальных кандидатов выезжают педагоги школы, прослушивания проходят в восьми городах России. Вожделенный билет в театральное будущее получают лишь 24 подростка. Не из региона. Со всей страны.
Как прошел этап в Хабаровске, почему и натурально ли гневался Владимир Машков, кому он устроил нечаянный ликбез, и через что прошли кандидаты — в материале EastRussia.
«Машков… Машков… Машков», — шепотливое эхо пушистым мячиком скачет по коридорам Хабаровского государственного института культуры, сопровождая московскую комиссию в аудиторию для прослушиваний. Художественный руководитель Театральной школы Олега Табакова, народный артист России Владимир Машков вместе с коллегами — народным артистом Сергеем Угрюмовым, заслуженным артистом Виталием Егоровым, раздавая улыбки входят в почти пустой зал.
— А это что за зрители? — интересуется Владимир Машков, глядя на группу молодых людей в последних рядах. Видимо, из опасений, что лишние пары глаз смутят претендентов.
— Мы волонтеры, — раздается ответ хором. — Мы помогаем.
— Ну, помогайте тогда, — соглашается мэтр.
К волонтерам — немногочисленной группе студентов института культуры — мы еще вернемся, а пока переносимся в аудиторию, в которой две девушки и пять юношей с зашкаливающим пульсом и округленными больше обычного глазами ждут вызова на сцену. Они знают, что в прошлый раз от Дальнего Востока в школу попали лишь два человека. При этом днем ранее нынешние кандидаты уже преодолели горнило первого тура — из 66 претендентов остались как раз они — семеро.
— Чувствовалась энергетика очень сильная. Можно сказать, как будто ты голый стоишь. У них такой взгляд проницательный, — вспоминает вчерашний день Никита Клец из Комсомольска-на-Амуре. Вспоминает и непроизвольно поеживается. А он гиревик, между прочим.
Переговорив со всеми из почти унявшей дрожь «семерки отважных», Владимир Машков интересуется, знают ли они, что такое «предлагаемые обстоятельства». Знали все. Ну, или думали, что знают — как никак за плечами у каждого по два-три года театральных студий, юношеских театров, а Егор Пивень из Владивостока, тот вообще — городские мероприятия ведет, в день перед отъездом в Хабаровск играл Онегина в фестивальном спектакле, получил награду за лучшую мужскую роль. Одним словом — творческий багаж у всех претендентов имелся. Тем не менее маэстро предупреждает:
— На сцене два выразительных средства: пластика и голос. Речь. Поэтому владение телом и речью — это два основных навыка, которые вам нужно будет освоить. Другого пути нет. И поэтому: вот вам предлагаемые обстоятельства — вы все победители чемпионата по эффектному экстравагантному танцу в своем городе, районе, где-угодно. Но вы — победители. И у вас сейчас будет баттл. Как только вы услышите музыку, вы начнете двигаться, существовать в ней. Сальто кто-нибудь делает?
Сальто не мог делать никто. Упреждая травмоопасный юношеский азарт, Сергей Угрюмов замечает:
— Раз никто не делает, то сейчас ради нас не надо, пожалуйста, и пытаться этим впечатлить.
А ведь в глазах у самых рисковых уже мелькнули шальные искры.
Уже в первой композиции — «Bad Romance» от Lady GaGa — конкурсанты демонстрируют широчайший арсенал от нижнего брейкданса до пируэтов, скорее присущих народным танцам. Следуя указующему жесту Владимира Машкова то один, то другая выходят вперед, чтобы ни один пластический нюанс не укрылся от взыскующего взгляда членов комиссии.
По команде музыка стихает и тишину в зале разрывает только судорожное дыхание танцоров.
— Дорогие друзья! Несмотря на объявление, это была только разминка, — радует участников баттла Владимир Машков. — Вы пока походите, восстановите дыхание и послушайте…
Выслушать в эту паузу и в четыре последующие участникам прослушивания довелось многое: и про пренебрежение к предлагаемым обстоятельствам, и про слабую физподготовку, и про взаимодействие с партнерами, и про заметность на сцене… Народные мотивы сменялись классикой итальянской эстрады, а семеро танцевали, танцевали, делали вид, что танцуют, в общем, выкладывались.
То по-доброму, то иронично, то взрываясь так, что со стола жюри улетает бутылка с водой, Владимир Машков сообщает юным дарованиям, чего от них ждет, какой подготовкой должен обладать актер, про внимательность и энергию. Вот он называет их умницами, просит улыбнуться, и они сияют будто только что не падали без сил, а вот вскипает:
— Дайте мне за что-нибудь зацепиться! Дайте нам возможность вас взять с собой! Вот вы рассказали, мол, вы и спортсмены, и танцовщики, и артисты, а сами… За что я зацепиться должен?!
Впрочем, «за кулисами» прослушивания мэтр поясняет: гнев был педагогическим, наигранным.
— Когда работаешь с молодыми ребятами, очень важно расшевелить их, — поясняет он. — Ребята ведь устают быстро, не понимают, что происходит. Поэтому это часть обучения, чтобы они понимали, на какой степени энергоемкости должен существовать артист.
Кстати, про энергоемкость. Помните про волонтеров-студентов? Машков не был бы Машковым-режиссером, если бы не вовлек их в действо.
— Так, волонтеры! Поддерживаем наших танцоров!
Упрашивать, как говорится, не пришлось: хлопаньем, свистом, улюлюканьем — всем доступным арсеналом волонтеры конкурсантов поддержали. Дальше — больше.
— Волонтеры! Кто лучше всех танцевал? Кто на первом месте? А кто на втором? А на третьем? А чего ему не хватило?
Кого-то угораздило ответить, дескать, одному из танцоров темпо-ритма не достало.
Общавшийся до этого со студентами вполоборота Машков встал. Развернулся. И пошел на них.
Галерку качнуло. Сначала от восторга, ведь не каждому удается пообщаться с театральным деятелем такого калибра.
— А что такое темп? — Интонация, с которой был задан вопрос, заставила волонтеров поднапрячься. Их словесный шорох мэтра убедил не сразу, но приемлемого для себя ответа он добился.
— А что такое ритм?!
Тут волонтеров качнуло сильнее. Гигаватты, или уж чем там актерскую энергию меряют, исходящие от Машкова, уплотнили атмосферу до такой степени, что одна из вопрошаемых едва прошелестела:
— Ну что вы так…
Машков улыбнулся и сделал ликбез.
Но прослушивания на этом не закончились.
Короткий отдых после плясок сменился чтением басен, прозы и решением творческих задач. Одна из них выглядела так: испытуемый должен был удалиться за дверь, представить ее запертой, а себя в опасности и убедить оставшихся по другую сторону открыть ему проход.
— Уходит один молодой человек и начинает звать-просить, — рассказывает Владимир Машков, — а я говорю: Ребят, а если вы услышите, что это действительно правда, бегите открывать. И вот начинает он кричать, но если прислушаться, понятно, что он придуривается.
Смотрю, никто из ребят не идет открывать. Зову парня, говорю: «Орешь-орешь толку нет». Он: «А я не знаю как». Так, говорю ты себе представь, что же происходит! Пошел, как заорал, что все они подскочили, побежали открывать! Это был тот самый маленький момент, совсем неуловимый, когда человек начинает существовать. Вот это и есть суть нашей профессии артистической — находить очень точное звучание человека, звучание его души. И если это точно, значит, будет воздействие.
Воздействие на комиссию смогли оказать двое. Один Никита из Комсомольска-на-Амуре — тот самый, что рассказывал, как стоял «голый» на первом туре, и Никита Татарников из Хабаровска, кстати, тоже спортсмен. Причем он так серьезно занимался футболом, что отец видел его профессиональным игроком. И когда Никита увлекся театром, то долго скрывал свою тягу к лицедейству, чтобы не разочаровать родителя.
Оба Никиты убедили комиссию своей страстью, напором, умениями, но это не значит, что они пройдут дальше. Да-да, региональный этап — это еще не все. Предстоит финальный отбор.
— Региональные отборы — это наш уникальный способ поиска талантов, мы проводим их при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Но даже после такого прослушивания претендентов очень много, — делится Марина Самусева, директор Театральной школы Олега Табакова. — Теперь будет сначала видеоэтап: ребята отправятся в свои регионы, продолжат заниматься, подготавливаться. Мы будем давать им задания, а они будут их выполнять и присылать нам видео.
По итогам этого этапа мы примем решение, кого мы все-таки пригласим в Москву на финальный конкурс, который состоится в июле. Туда съедутся ребята со всех регионов нашей страны, которых мы отобрали в ходе прослушиваний.
Поступивших ждет интересная, насыщенная, увлекательная, но очень непростая жизнь. 24 подростка будут жить на полном пансионе, включая проживание и питание, при этом их график будет строго регламентирован. Порядок сродни тому, что был в Императорском Царскосельском лицее.
— Самое важное и самое тяжелое — в хорошем смысле — предстоит во время обучения, — рассказывает педагог по мастерству актера Школы Олега Табакова, заслуженный артист РФ Виталий Егоров. — Поступить к нам сложно, а учиться еще сложнее. Ребята живут постоянно в пансионате, это 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, даже москвичей отпускают только на выходной, на воскресенье, если выходной получается. Они с утра до ночи работают.
Да, много муштры, но я бы это слово употребил со знаком плюс. Есть муштра бессмысленная и бесполезная, хотя и в такой есть какой-то порядок. Но у нас муштра и физически обоснована, и самое главное, это муштра души, ее наращивания. Эта муштра только на пользу идет.
Выдерживают не все. По статистике школы выпускаются от 11 до 17 человек. Отсев происходит и во время обучения.
— Если мы не возьмем талантливого человека, ничего страшного, он найдет себе место, — резюмирует Владимир Машков. — Но если мы ошибемся и возьмем человека, не способного развиваться, значит, мы заняли место не тем человеком. Что до двух Никит, которые прошли дальше, мне кажется, у них есть шанс.
Что будет с теми, кто не прошел отбор? Увы, второго шанса поступить в Театральную школу Олега Табакова не существует. Туда не попасть за деньги: бесплатность образования — один из базовых принципов школы. Но оставшиеся без счастливого билета сдаваться не намерены.
— Это большой опыт, и я безумно благодарна, что попала на прослушивания, — говорит Полина Горченкова, одна из «семерки». — Вообще, увидеть такого мастера, как Владимир Львович, это невероятные эмоции, мурашки по коже! Было, конечно, тяжело, особенно, когда ждали объявления результатов. Мы полчаса, наверное, ждали, это ужасно было, все на панике… потом зашли, объявили мальчишек и все…
— А дальше?
— Дальше я буду поступать в Москве и идти к своей мечте!