Грантовую поддержку в размере четырех млн рублей получат проекты участников камчатского форума «Экосистема. Заповедный край».
«Сохранить, восстановить, приумножить!» – слоган экологической повестки, актуальный в России и мире. Как наиболее эффективно продвигать ответственное потребление и обязанность компенсировать вред экологии, молодые экоактивисты обсуждали вместе с представителями крупных российских корпораций, которые, в свою очередь, делились опытом реализации экологических проектов.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Ольга Степченко привела в пример ставшую международной волонтерскую акцию «Сад памяти», которую поддерживают Сбер, РЖД, Росатом, Норникель и другие крупные компании, со стороны правительства РФ проект поддерживают Минпросвещения и Минприроды. Это возможность сделать личный вклад в экологию – каждый может посадить дерево, которое является главным поглотителем углеродного следа человека.
«Каждую весну высаживаем более 27 млн деревьев в честь героев Великой Отечественной войны, в честь героев настоящего времени и в целом сады памяти – это такой символизм, который пронизывает историю всего мира. Акция расширила сильно свой смысл: деревья сажают в честь ученых, актеров, музыкантов – тех, кто помог сделать нашу страну великой. Помимо того, что мы даем возможность каждому снизить свой углеродный след и озеленить свой город, мы даем возможность еще и возвести живой памятник-дерево и посвятить его важному для себя человеку», – отметила Ольга Степченко.
Она добавила, что у каждого есть также возможность присоединиться к акции «Сохраним лес». Ее цель – высадить пять млрд деревьев к 2030 году. Все регионы России в ней участвуют. И без помощи волонтеров здесь не обходится.
По данным ВЦИОМ, в 2022 году акции «Сад памяти» и «Сохраним лес» стали самыми популярными экопроектами в России.
Стать волонтером очень просто – не нужно писать заявлений, достаточно просто прийти и начать действовать. Аудитория гражданских активистов, которые предлагают свое видение решения экопроблем государству, постоянно растет и особенно среди молодежи.
Тренд последних двух лет показывает, что при выборе работы молодежь отдает предпочтение социально ответственным и более экологичным компаниям. А сейчас большинство бизнесов стремятся стать «зелеными». Одним из первых такой подход в России стал развивать Сбер. Здесь есть собственный сервис для вовлечения волонтеров в ESG-повестку – «Сберегаем вместе». Существует и проект по созданию совместного мерча с АНО «Сад памяти» – из переработанных материалов создаются вещи, одежда, обувь.
Представители экологического направления ГК Росатом напомнили, что нельзя говорить об экологической безопасности, пока не разобрались с коммунальными и промышленными отходами, которые генерирует человек. Росатом активно использует отработанное ядерное топливо как сырье, в ход идет и вторсырье, получаемое из отходов 1 и 2 класса. Директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной ответственности ГК Росатом Анна Жигульская отметила, что госкорпорация имеет четкую цель по развитию экологичности собственных производств и инфраструктуры в рамках своей ответственности.
«Мы развиваем экокультуру в наших 28 городах – там, где Росатом является градообразующим предприятием. Мы хотим, что они стали самыми зелеными, самыми экологичными. У нас есть компетенция по ликвидации последствий накопленного вреда. И нам нужны профессионалы в сфере экологии – до 2030 года мы хотим нанять три тысячи профессионалов в сфере экологии. Нужно соединить наши возможности и ваше движение “Экосистема“. Компания поддерживает экологичные стартапы – мы готовы к вашим предложениям», – добавила она.
В ОАО «РЖД», штат которой насчитывает более миллиона сотрудников тоже активно работает волонтерское движение – в нем задействованы более 135 тыс. работников магистрали. Важнейшими направлениями корпоративного волонтерства в компании называют «Экозащиту» и «Помощь окружающей среде».
Кроме того в России с 2014 года активно развивается детский экологический проект «Эколята – молодые защитники природы». Сейчас он охватывает все регионы страны. Экологическое мышление у детей начинают развивать вместе с речью – уже с детского сада. Причем, воспитанники детсадов и школ участвуют в составе волонтерских движений в практических действиях по сохранению природы.
Молодые экоактивисты – участники форума смогут получить реальные деньги на развитие своих проектов по экологии. Росмолодежь распределит четыре млн рублей в качестве грантов.
На форум «Экосистема. Заповедный край» приехали 450 молодых людей от 14 до 35 лет со всей России, которым важно сохранение окружающей среды. Впервые мероприятие провели на Камчатке в 2022 году. По поручению президента РФ Владимира Путина форум будет проходить на полуострове ежегодно.
Юлия Бородина— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.
Попробуем разобраться, что же это за три буквы – ESG - и как добиться карбоновой нейтральности в условиях санкций? В этом автору EastRussia поможет эксперт в области лесовосстановления Вадим Москвичев.
Страницы медиа пестрят заголовками из серии «Рязанская область в лидерах по лесовосстановлению», «В Коми выполнили план по лесопосадкам на 147%». Да что далеко ходить? Среди лидеров по лесовосстановлению оказался и Хабаровский край, здесь на 74 тыс. гектаров высадили 19 млн сеянцев – это 114% от годового плана. Сеяли в основном в тех местах, где бушевали лесные пожары, а также в местах вырубки.
Как правило, восстанавливают лес саженцами хвойных пород деревьев: лиственница, кедр, ель, сосна, но посадить лес – это еще не значит его вырастить: некоторым породам деревьев необходим определенный уход. Да и молодняк, даже если его высадить саженцами, не заменит сразу взрослое дерево, погибшее в огне.
«Приводимая статистика по объемам посадки, мягко говоря, некорректная. Важен уровень приживаемости леса в регионе, а также надо смотреть статистику в разрезе нескольких лет», - комментирует Вадим Москвичев.
Вадим Москвичев, руководитель «Ванинского центра лесоводства», эксперт в области лесоклиматических проектов
По словам специалистов, чтобы «сдвинуть» лесовосстановление, как часть ESG-повестки, необходимо в десятки раз увеличивать площадь посевов, тем более, на Дальнем Востоке. Пока же у нас высаживают гораздо меньше, чем вырубают и сгорает. Выходом могут стать карбоновые фермы, но для них нужны территории: чтобы она «работала, как надо», площадь фермы должны быть не менее четырех тысяч гектаров. Соответственно, чтобы перекрыть вред, наносимый природе людьми и пожарами, на Дальнем Востоке нужны десятки таких карбоновых ферм. Их же пока единицы.
Тут весьма кстати может оказаться предложение вице-премьера Юрия Трутнева, который предложил накрыть весь Дальний Восток режимом ТОР: легче будет реализовать соответствующий инвестпроект. Если, конечно, найдутся инвесторы. Пока же очереди из них как-то не наблюдается. Эксперты говорят, что принципы ESG в нашей стране пока не получили широкого распространения и остаются прерогативой лишь крупных компаний.
Так выглядит карбоновая ферма. Ванинский центр лесоводства
Государство всячески старается простимулировать это направление. К примеру, в России с 1 ноября 2022 года начал действовать утвержденный национальный стандарт зеленого строительства многоквартирных жилых домов. Или вот - ВЭБ выпустил дебютные облигации городского развития, в его кредитном портфеле до 40% зеленых проектов на общую сумму в 572 млрд рублей - это зеленая городская экономика и инфраструктура, зеленая промышленность, зеленая энергетика, новые технологии.
Доходы лесного бюджета в России только растут – в этом году рост составил 3,4%, достигнув почти 54 млрд рублей. Из российских регионов больше всего заработали в Красноярском крае – 4,4 млрд рублей. На втором месте Иркутская область – почти 4 млрд рублей. Примечательно, что два этих региона вместе заработали столько же, сколько и весь Дальневосточный федеральный округ.
При этом в Сибири решили не останавливаться на достигнутом, для этого местные депутаты разработали закон, который должен изменить полномочия власти в обращении с природными ресурсами, что, в конечном итоге, поможет в наведении порядка использования лесов. В частности, предлагается упростить процедуру подачи заявок на реализацию инвестиционных проектов в лесной отрасли. Сегодня это происходит следующим образом: инвестор подает заявку в региональное министерство, там ее рассматривают и после утверждения направляют в правительство края, где также смотрят и лишь после этого передают в федеральное агентство лесного хозяйства. Долго. С инвестором необходимо работать быстрее, ведь он приносит деньги. Логика простая - чем больше зарабатывает лесная отрасль, тем больше можно потратить на лесовосстановление, это одна из основных расходных статей лесного бюджета.
«При всей очевидности, лесовосстановление, к сожалению, не может полностью закрыть вопрос карбоновой нейтральности. Это в России к тому же отсутствует на законодательном уровне, поэтому мы с нетерпением ждем, когда будут внесены соответствующие изменения в Лесной кодекс в части разрешения использования», - рассказывает Вадим Москвичев.
Дым из трубы
Что больше вредит природе – отсутствие леса или дым из фабричной трубы? Вопрос, скорее, риторический. Дым из трубы или след самолета в небе — это непосредственное воздействие на природу, карбоновое воздействие, которое влечёт за собой парниковый эффект.
Собственно, в этом и заключается ESG-политика: производитель должен стремиться к тому, чтобы при производстве своего товара или услуги он как можно меньше делал вредных выбросов в природу. Ну, а если навредил – будь добр, убери за собой или компенсируй, то есть посади дерево пропорционально нанесенному вреду. Или модернизируй оборудование, переходи на возобновляемые источники энергии, используй в производстве максимально щадящие экологию технологии.
«А вот с этим как раз сложнее, - рассказывает Вадим Москвичев. – К сожалению, наша страна может производить далеко не все. Что-то приходится покупать за границей и сегодня, в условиях санкций, эти цепочки нарушены. Приходится пересматривать логистику, поставщиков, из-за этого сдвигаются сроки реализации некоторых инвестпроектов».
Специалисты говорят, что сдвиги сроков реализации проектов это лишь верхушка айсберга. И если ситуация кардинально не поменяется, то сроки будут сдвигать «вправо» все чаще и чаще.
«Даже наш питомник в Ванино на себе это ощутил: мы год назад заказали шведское оборудование – автоматические линии посева и полива, удалось привезти его только сейчас. Что тут говорить о крупных техногенных предприятиях?», - делится Вадим Москвичев.
Сахалин. Площади, подготовленные под лесовосстановление
Выходом опять же может стать перенос акцентов на лесоклиматические проекты, так как по срокам реализации они более прогнозируемые. Да и та же карбоновая ферма дает первые ощутимые результаты уже через пять лет. Причем, ежегодно – по мере того, как подрастает лес – число карбоновых единиц будет только расти.
Второй путь - более дорогостоящий – модернизация производства. Даже если не принимать в расчет сложности, возникшие из-за санкций, это дорого. Очень дорого. Впрочем, государство здесь также идет навстречу – на реализацию климатических программ из бюджета готовы давать льготное финансирование.
Что делать и куда смотреть?
Между тем, на минувшей неделе прошло сразу несколько форумов по ESG-повестке – в Архангельске, Екатеринбурге и Москве. Столичный форум, как водится, оказался самым массовым и вопросы на нем обсуждались глобальные: стоит ли российским компаниям раскрывать свои данные по ESG? Актуальны ли в России международные стандарты или наша страна может пойти по собственному пути?
На ряд этих вопрос участники форума ответили сами себе: европейский ESG-рынок закрылся, но между тем открылись другие - Северная Африка, Ближний Восток, Азия. Это динамично развивающиеся рынки, но с более жесткими требованиями по EGS, чем у Евросоюза, поэтому российскому бизнесу, если он хочет торговать с Азией, необходимо будет подстраиваться под эти требования, а значит и добиваться той самой карбоновой нейтральности. Всеми возможными методами.
Использование компримированного природного газа (далее КПГ. — Прим. ред.) и электроэнергии в качестве моторного топлива — общемировой тренд, который уже несколько лет активно внедряют и в регионах России. Как на уровне Дальнего Востока, так и в целом по стране Сахалинская область является лидером по использованию газомоторного топлива на транспорте, а также по количеству автомобильных электрозарядных станций на человека. Тем не менее, островному региону есть над чем работать. На Дальневосточном форуме экологичного транспорта в рамках круглого стола «Развитие газомоторного и электрического транспорта в ДФО» эксперты с материка вместе с сахалинскими представителями бизнеса и власти искали ответ на ключевой вопрос: как наладить эффективную систему использования КПГ и электричества в качестве моторного топлива?
Первым свою версию решения выдвинул генеральный директор ООО «МПГ Сибири» Алексей Миллер — он поделился успешными кейсами по формированию рынка поставок газомоторного топлива в материковых регионах России, где изначально отсутствует ресурсная база для производства КПГ на месте. Компания работает преимущественно в Кемеровской области и за несколько лет создала сеть снабжения компримированным газом в нескольких соседних субъектах Сибири. В мае 2023 года делегация «МПГ Сибири» приезжала на Сахалин для того, чтобы оценить масштабы возможного сотрудничества. И, по мнению Миллера, у острова есть ряд особенностей, которые влияют и на становление, и на развитие рынка КПГ.
«Среди минусов Сахалинской области — я говорю сейчас преимущественно об острове Сахалин — протяженность региона. Довольно большое расстояние с юга, где сконцентрировано наибольшее число потребителей, на север. Кроме того, здесь довольно много малонаселенных пунктов, что автоматически сокращает перспективный рынок сбыта среди владельцев личного автотранспорта. И на Сахалине очень мало стационарных заправочных станций газомоторного топлива — всего три и, опять же, они сконцентрированы на юге региона. С другой стороны, в вашем регионе присутствует такое преимущество как беспрецедентные меры поддержки перехода автомобилей на КПГ со стороны правительства Сахалинской области — по-моему, такого объема помощи больше нет нигде. В связи с тем, что активно развивается добывающая, сельскохозяйственная, лесоперерабатывающая промышленность, в регионе есть определенный инвестиционный потенциал и, как следствие, перспективы для развития поставок КПГ на острове», — перечислил генеральный директор ООО «МПГ Сибири» Алексей Миллер.
По мнению эксперта, вне зависимости от того, в каком регионе внедрять комплексную сеть заправочных станций для автомобилей на газомоторном топливе, нужно тщательно анализировать потенциал спроса. Так, в Сибири партнерство с «Газпром газомоторное топливо» позволило наладить поставку мобильных комплексов КПГ на территории, где газа как такового нет вообще, но сформировалась устойчивая потребность в таком топливе. Речь идет, в частности, об угледобывающих предприятиях Кузбасса, которые стали так называемыми якорными потребителями и, обеспечив первую ступень постоянного спроса на газомоторное топливо, сформировав базу для развития поставок и другим компаниям, а также физическим лицам. По этой схеме, отметил Миллер, может пойти и Сахалин — возможности для этого есть.
«Когда в мае мы приезжали на Сахалин, мы проехали весь остров с юга на север. Побывали в Ногликском, Александровск-Сахалинском, Углегорском, Поронайском районах. Встречались с представителями министерства энергетики Сахалинской области. По моему опыту, ключевая целевая аудитория, которая является потребительской зоной у ООО «МПГ Сибири», — это муниципальные и коммерческие предприятия. В вашем регионе потенциальными потребителями могут стать предприятия практически в любом населенном пункте Сахалина. В Углегорском районе, к примеру, это угледобывающее производство в Углегорске и Шахтерске (речь идет о «Восточной горнорудной компании. — Прим. ред.). В Поронайском районе будет строиться морской порт — соответственно, его инфраструктуру тоже можно ориентировать сразу на КПГ. Что касается расположения заправочной точки на севере Сахалина, мы исключили Оху и видим Ноглики как более перспективный для этого населенный пункт, который сможет обеспечить газомоторным топливом и Александровск-Сахалинский, и Охинский районы», — уточнил представитель Кемеровской области.
Миллер отметил: главная задача властей в развитии сети газомоторных заправочных комплексов — обеспечить устойчивое потребление природного газа на транспорте промышленных предприятий. Как только этот процесс будет налажен и масштабирован на весь регион, рост потребителей на личном транспорте с КПГ не заставит себя ждать.
«Как только на транспортном плече с юга Сахалина на север будут появляться якорные потребители, люди будут активно переоборудовать и личный транспорт. Потому что у них будет гарантия по наличию и доставке КПГ для заправки без перебоев, а также прозрачная система ценообразования», — резюмировал Алексей Миллер.
И.о. зампреда правительства Сахалинской области Олег Попов, заслушав выступление гостя, отметил, что сложно соглашаться с его тезисами без сколько-нибудь развернутых расчетов рентабельности. Помимо обеспечения регулярных поставок КПГ, необходимо содержать инфраструктуру, которая необходима для бесперебойного снабжения потребителей. Это в равной степени касается как предприятий, так и физических лиц.
«Отсутствие инфраструктуры тормозит развитие массового перевода на газовое топливо для всех потребителей. Остается актуальной и такая задача как газификация потребителей, удаленных от юга Сахалина. Чтобы ее обеспечить, мы должны не только сделать нормальную дорогу для качественной транспортировки. Мы должны еще и нивелировать такое понятие как сезонность, потому что в разное время года якорные потребители могут быть разными», — сказал Олег Попов.
Вице-мэр Поронайского городского округа Андрей Шенцов в свою очередь выдвинул предложение о расширении сети работы ПАГЗов — передвижных автомобильных газовых заправщиков. В частности, отметил муниципальный чиновник, такой комплекс востребован в Поронайском районе именно из-за статуса точки роста: помимо морского порта там будет цементный завод, который может дополнительно обеспечить потребность в КПГ. И, чтобы не затягивать с обеспечением инфраструктуры для стационарной станции заправки, логичнее было бы использовать ПАГЗ как временное, но стабильное решение.
Представитель Хабаровского края, директор ООО «Ресурсавтогаз» Вячеслав Чернышов поделился практикой использования ПАГЗов как основной снабжающей силы. По его мнению, в целом в обеспечении устойчивого спроса компримированного природного газа главное — наличие в достаточном количестве крупнотоннажной техники, которую нужно заправлять. Сейчас на предприятиях Дальнего Востока и в целом России с этим есть определенные сложности, связанные с санкционными ограничениями.
«С техникой, которая сразу же, с завода, будет ездить на газу, нехватка. 90 % производителей просто отказываются с этим возиться из-за неясной картины спроса и наращивают выпуск дизельных автомобилей, потому что там рынок сбыта стабилен. Китайская техника на газомоторном топливе в основном поступает в Казахстан и Узбекистан, мы ее пытаемся вывозить в Россию, но документально это сложно оформлять. Но, когда на Дальнем Востоке появится тяжелая автомобильная техника на газу, это обеспечит загрузку передвижных заправщиков в любом состоянии. Буквально, 10-18 самосвалов на предприятии или 20-30 автобусов большой или средней вместимости — этого достаточно, чтобы обеспечить рентабельность», — поделился гость из Хабаровского края.
Также Чернышов рассказал о том, что максимальную рентабельность при использовании ПАГЗа можно обеспечить при постановке его на промышленное предприятие. Применительно к Сахалину, достаточно 10 крупных производств на территории острова, чтобы построить сеть поставки КПГ с юга на север. Помимо этого, газ можно поставлять на объекты электроснабжения в районах, куда нецелесообразно вести полноценную ЛЭП, и на котельные промышленных объектов разного масштаба: соответствующие инженерные решения у ООО «Ресурсавтогаз» есть, такие услуги предоставляются «под ключ», и заказчику они обходятся недорого. Экономия средств обеспечена особенностью технологии снабжения.
«Наша работа — это использование ПАГЗа как транспортного средства с ПТС. Соответственно, нам для поставок газа не нужны строительство, размещение стационарных емкостей и статус опасного объекта, что требует согласований с Ростехнадзором. Если говорить об оборудовании после подключения, используем газопроводы низкого давления — их даже не нужно регистрировать. Если речь идет о снабжении, к примеру, асфальтобетонного завода в Елабуге (село в Хабаровском крае. — Прим. ред.), там уже газопровод среднего давления, но его регистрирует само предприятие-потребитель. Что касается ценообразования на сам газ, оно более чем лояльное. Применительно к Сахалину это будет около 23 рублей за кубометр при отпуске и 28-29 рублей для конечного потребителя, уже с учетом логистики», — озвучил детали директор ООО «Ресурсавтогаз».
Вопрос нехватки газомоторной тяжелой техники, тем не менее, можно решить в пределах Дальнего Востока — при этом можно не переоборудовать существующие дизельные крупнотоннажники на КПГ, а сразу приобретать такой транспорт. Об этом заявил представитель ООО «Инвест Бизнес Авторесурс» Юрий Нюгай. Его предприятие находится в Якутии и является эксклюзивным представителем китайского бренда Dayun («Даюн»), который предлагает тяжелые автомобили на компримированном и сжиженном природном газе. В линейку, которую якутяне готовы поставлять на предприятия ДФО, уже сейчас входят двух- и трехосевые тягачи, автобетоносмесители и самосвалы, мусоровозы, автоцистерны и вакуумная техника, в том числе илососы. С 2019 года ООО «Инвест Бизнес Авторесурс» поставляет китайские грузовики на СПГ в регионы России. Примечательно, что в самой Республике Саха эта техника спросом не пользуется.
«У нас в этом плане, конечно, казус. Компримированный природный газ у нас стоит 21 рубль за кубометр, дизельное топливо — от 70 рублей за литр и выше. Тем не менее, промышленные предприятия, даже понимая выгоду, отказываются от нашей техники. А все дело в дорогах: за пределами Якутска, буквально, нет развитой сети трасс, а газовая техника все-таки требует асфальта. Ну и инфраструктуры для заправки, конечно, не хватает», — посетовал Юрий Нюгай.
Фактически, отметил и.о. министра энергетики Сахалинской области Виктор Гармидер, озвученные приглашенными участниками форума проблемы являются общими для всех регионов Дальнего Востока, где власти вкладывают ресурсы во внедрение «зеленых» видов топлива. Недостаток инфраструктуры непосредственно связан с нехваткой качественных автомобильных дорог, а в комплексе это снижает уровень спроса на газовое топливо как на уровне промышленных предприятий, так и у физических лиц.
В то же время, помимо КПГ и СПГ, на островах поддерживают переход автолюбителей на электротранспорт. Здесь инфраструктуре Сахалинской области в чем-то можно позавидовать: по количеству зарядных станций для электрокаров в пересчете на одного потребителя регион занимает одну из лидирующих позиций в России. В то же время и здесь работы предостаточно: большая часть уже действующих модулей сконцентрирована на юге Сахалина, в то время как в остальных муниципалитетах таковые — либо разовая история, либо часть запланированных к монтажу объемов. А тем временем партнеры с материка уже готовы предоставить Сахалинской области готовое решение для следующего шага по развитию потребления электроэнергии как вида топлива.
Инновацию на форуме презентовала генеральный директор ООО «Иви Тайм», председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. Эксперт из Санкт-Петербурга рассказала о преимуществе модульных зарядных станций нового поколения — с накопителями энергии. Такое оборудование способно выдавать нужную мощность для зарядки подключенного автомобиля без учета ограничений электросети, к которой оно подключено — энергия аккумулируется в накопителе, который защищает технику от скачков напряжения и отключений, и может быть подключен даже к частному дому. Кроме того, модуль зарядки можно доукомплектовать солнечными панелями, которые, являясь по сути альтернативными источниками электричества, позволяют не только экономить расходы на затраченную электроэнергию, но и обеспечивают дополнительное снижение углеродных выбросов в атмосферу. А с учетом реализации на Сахалине климатической программы, частью которой как раз является перевод транспорта на более экологичные виды топлива, такие технологии становятся еще более актуальными.
По итогам форума участники отметили, что тенденция развития сети снабжения транспорта газомоторным и электрическим топливом отнюдь не бесперспективна, но требует проработки массы нюансов. И большая часть задач, которую потребуется решать властям в партнерстве с представителями профильного бизнеса, по оценке EastRussia отнюдь не относится к «узкой» тематике. Скажем, банальное строительство качественных дорог — больной вопрос для всех жителей Сахалинской области. Даже федеральная трасса Южно-Сахалинск — Оха, которая является самой длинной в регионе, до сих пор не заасфальтирована полностью, не говоря уже о межмуниципальных дорогах, где и качественная грунтовая насыпь встречается гораздо реже, чем хотелось бы. Не только газомоторному, но и электрическому транспорту такие трассы под колесами только во вред.
Говорить о массовом переводе промышленности островов на СПГ и КПГ тоже преждевременно. Новых предприятий, которые в рамках дискуссии именовали «якорными», на Сахалине появляется довольно мало, несмотря на очевидную нужность и большая их часть до сих пор существует в формате инвестиционных проектов, а до реального запуска могут пройти годы. Поэтому рынок потребления экологичного топлива в Сахалинской области, судя по всему, еще долго будет развиваться небольшими шагами.
Большие планы
Федеральный проект «Чистый воздух» – часть нацпроекта «Экология». Его цель – дать людям в промышленных центрах возможность дышать полной грудью. В соответствии с замыслом властей, к 2030 году уровень выбросов опасных веществ должен снизиться в два раза.
Достичь результатов планируют за счет модернизации промышленных предприятий, а также экологизации коммунальной и транспортной инфраструктуры. Важная составляющая – эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на основе сводных расчетов. Для 12 пилотных городов, в числе которых и Чита, он проводится с 2019 года. Речь идет о крупных промышленных предприятиях, чей вклад в «грязное дело» традиционно высок.
– Ни одна из компаний не отказалась от дальнейшей экологической модернизации, подтвердив планируемые проекты со сроком реализации в 2023-2026 годах. Основной задачей на сегодняшний день является решение точечных вопросов импортозамещения при экологической модернизации предприятий, обеспечив при этом достижение целевых показателей снижения выбросов в максимально сжатые сроки. Для этого в 2022-м запустили механизм поддержки предприятий по экологической модернизации предоставлением льготных целевых займов, – говорил в конце прошлого года министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Например, в Забайкалье основные эмитенты - РЖД и энергетическая компания «ТГК-14», которая обеспечивает тепловой энергией потребителей на территории края - за свой счет еще в 2019 году реконструировали несколько собственных котельных, предприятия обновляют оборудование, сокращают время его работы.
По федеральному проекту Забайкальский край получит на решение проблем с загрязнением атмосферы 9,2 миллиарда рублей. В Чите уже построили линию «Троллейбусное депо — Каштак» и приобрели 55 троллейбусов. В прошлом году в городе закрыли три котельные (их потребителей перевели на централизованное теплоснабжение), модернизировали четыре, в 2023-м дошла очередь еще до одной.
Все это позволило снизить ежегодный объем выбросов на 1500 тонн по сравнению с показателями 2017-го — этот год взяли за точку отсчета.
Но вот парадокс: даже если промышленные предприятия в Чите и Улан-Удэ перестанут загрязнять воздух вообще, а весь коммунальный и общественный транспорт переведут на газ или электричество, проблема не решится. Ибо не меньшая головная боль в этих городах – частные жилые дома с печным отоплением.
Ставка на газ
В 2018 году, перед началом вхождения Читы в федеральный проект, в атмосфере города было зафиксировано превышение уровня предельно допустимых концентраций бензапирена в 61 раз. Количество других вредных веществ тоже зашкаливало. Но возложить всю вину на имеющиеся 187 промышленных объектов с 1449 источниками выбросов, в том числе 40 крупных котельных нельзя: по официальным данным, половину всех вредных выбросов в Чите обеспечивают домовладения.
Город находится в котловине. Ветры в холодное время нечасты, дым никуда не уносит. Каждый год около 70 дней объявляются неблагоприятными по метеорологическим условиям.
– Зимой у нас постоянный смог, – рассказывает жительница Читы Елена Артемьева. – Я живу в многоэтажке в Первом микрорайоне, рядом большой частный сектор, печи топят углем и дровами. Постираешь шторы, помоешь окна – через неделю все серое, на подоконниках сажа.
Вот почему главное мероприятие для очищения воздуха — ликвидация печек в индивидуальных домах. Решение приняли несколько неожиданное: перевести эти строения на отопление газом, хотя магистральная труба до Забайкалья не доходит. Определенные надежды, что в дальнейшем ее доведут, есть, а пока планируется транспортировать сжиженный газ из других регионов. Но надо построить систему приема, хранения и регазификации, а также проложить 497 километров труб. Ассигнования из федерального бюджета составят 7,4 миллиарда рублей, около двух миллиардов вложит компания-концессионер проекта.
Затраты по установке оборудования в домовладениях — до 185 тысяч рублей — власти берут на себя. Для потребителей стоимость газового топлива сделают сравнимой с углем за счет субсидий.
До конца 2024 года на экологичное топливо перейдут первые 13193 индивидуальных дома. Но в одной только Чите частных домовладений с печным отоплением насчитывается свыше 17 тысяч. Еще 8,5 тысячи — в пригородах. Их тоже переведут на газ, но чуть позже.
– В конечном итоге будут газифицированы 26 тысяч домовладений, а объем выбросов сократится на 25,6 тысячи тонн, или на 38 процентов, по сравнению с показателями 2017 года, – объясняет Алексей Сергейкин, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края.
В региональном министерстве ЖКХ подсчитали, что переоборудованию в 2023 году подлежит 3787 домовладений. Бригады работают в домах, ставят стойки под трубопроводы и бурят отверстия в стенах.
– В наших планах до конца этого года проложить около 200 километров газовых труб, – рассказал, выступая на «ГТРК-Чита» генеральный директор компании-концессионера «Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация» Станислав Неверов.
Кстати, чтобы не превратить город в лунный ландшафт, в основном будут применять метод горизонтального наклонного бурения.
Электрическая тяга
Большинству новых регионов-участников эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ только предстоит заняться тщательным мониторингом качества воздуха в городах. Но для Улан-Удэ с помощью ученых-экологов из Байкальского института природопользования СО РАН и Института прикладной экологии и гигиены (Санкт-Петербург) все уже замерено и подсчитано. Здесь точно установили, кто и как влияет на состояние атмосферы.
Немного предыстории. С 1990-х годов люди потянулись из обедневших сел Бурятии в столицу региона. Квартиры не покупали – строили дома на окраинах. Вот за счет такого стихийного самостроя Улан-Удэ довольно быстро «расползался» и за 20 лет увеличился по заселенной площади вдвое. Сегодня в городе и агломерации более 67 тысяч частных домов, которые отапливаются дровами и углем.
– Автономные источники теплоснабжения генерируют 65 процентов выбросов вредных веществ в атмосферу города, – рассказывает председатель проектно-аналитического комитета мэрии Улан-Удэ Вадим Имидеев.
Добавляют забот 144 муниципальных и ведомственных котельных и около 2,9 тысячи малых угольных котлов на складских, производственных, торговых объектах, но основной источник загрязнения – конечно, печки частного сектора. Учитывая, что расположен Улан-Удэ в Иволгино-Удинской впадине, а ветров в холодное время года не больше, чем в Чите, смог здесь – привычное явление. Слишком привычное. Количество бензапирена в атмосфере превышает предельно допустимые концентрации более чем в 35 раз.
В поисках выхода предлагалось в качестве топлива применять пеллеты или бездымный уголь. Выяснили: и то, и другое хорошо использовать в котлах, но не в печках. Газ? Дорого.
– При отсутствии добычи газа в регионе и инфраструктуры, зато наличии высокой стоимости транспортировки это направление для нас затратно настолько, что теряется его смысл, – подчеркивает Вадим Имидеев.
Впрочем, есть перспективы в ближaйшee дecятилeтиe oбecпeчить мaгиcтpaльным ресурсом Бypятию и Зaбaйкaльe, а значит потом и можно будет задуматься о газификации Улан-Удэ. Пока же здесь решили пойти другим путем.
– Мы изучили все варианты решения проблемы, – объяснял глава Бурятии Алексей Цыденов. – Единственно возможный выход – это электроотопление. За счет местного и регионального бюджетов зашли в масштабное проектирование. 24 июля дополнительное финансирование через механизм специального казначейского кредита на эти цели утвердила правительственная комиссия по региональному развитию.
Перевести на электроотопление в рамках реализации проекта «Чистый воздух» за четыре года собираются свыше 45 тысяч домов.
– Уже в 2024 году начнутся строительно-монтажные работы по реконструкции электросетевого комплекса. Они позволят нам обеспечить электроотоплением первые 1800 домов на самом проблемном левобережном направлении, – говорит Вадим Имидеев.
Необходимой реконструкцией электросетевого хозяйства уже в ближайшее время займутся «Россети Сибирь».
Сегодня обсуждается размер субсидий на закупку электроотопительного оборудования для горожан, компенсация за технологическое присоединение. Некоторым категориям граждан планируется предоставление субсидий на компенсацию части затрат на электроэнергию. По предварительным подсчетам, 90% жителей Улан-Удэ, перешедших на электроотопление, получат компенсацию на приобретение оборудования и 30% могут рассчитывать на субсидирование тарифа.
В Санкт-Петербурге состоялся финал масштабного арктического технологического конкурса АРКТЕК ДАТА – это составная часть проводившегося впервые конкурса ИТ-разработок для АЗРФ – АРКТЕК. Еще две его части – АРКТЕК Инжиниринг и АРКТЕК Научный питч – находятся на стадии полуфинала.
Команды трудились над сервисами по урбанизации Арктики: арсенал развития климатически сложной территории площадью около пяти млн кв. километров пополнился инструментами по улучшению экологии, туристической привлекательности, медицинского обеспечения – всего, что включает понятие комфорт проживания.
АРКТЕК – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития Арктики и обеспечения успешной работы компаний в регионе.
Как отметил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов, важной составляющей конкурса для разработчиков стала возможность заявить о себе крупнейшим компаниям.
«Сегодня наши индустриальные партнеры знакомятся с командами, обсуждают их решения. Ребята смогли за месяц с небольшим создать полноценные минипродукты, с которыми можно дальше работать и развивать. Главный приз для них – это будущие заказы. Изобретение – это то, что реально меняет жизнь людей и компаний к лучшему, и сегодня мы видим, что ученые, предприниматели и новаторы зажглись Арктикой. Арктика – это кладовая и, чтоб ее бережно приоткрыть, нужно многое сделать».
14 июня команда экспертов опубликовала список из 110 коллективов, допущенных к участию в конкурсе. До финала дошли 20 команд. Всего над проектами цифровых решений для развития Арктики работали молодые специалисты из 51 региона РФ.
В структуре конкурса АРКТЕК ДАТА три направления: «Арктическая урбанизация», «Арктический туризм» и «Экология Арктики». Каждой команде-победителю вручили оригинальную статуэтку в виде прозрачной арктической льдинки и денежный приз. За первое место – 500 тыс., за второе – 350 тыс., за третье – 150 тыс. рублей.
«Арктическая урбанизация»
В направлении «Арктическая урбанизация» победила команда «Департамент» с разработкой геосервиса «Арктида», разработанный для региональных властей. На основе рейтинга из 18 критериев разработка позволяет выявлять населенные пункты с ограниченной доступностью здравоохранения и получать рекомендации по улучшению ситуации. Таким образом, в Арктике можно снизить показатели первичной заболеваемости, что, в свою очередь, уменьшит потери ВРП от 270 млн до 28 млрд рублей ежегодно.
На втором месте оказалась команда ГЕОВШЭ с разработкой автоматизированной системы обработки медицинской статистики и геоданных. Это позволит руководителям регионов принимать решения о развитии системы медицинской помощи – в режиме реального времени оценивать количество врачей или пунктов первичной медпомощи на количество населения, выбирать наиболее нуждающихся в посещении врача.
Гран-при третьей степени получила команда «Ворота Севера». Их разработка – рекомендательный сервис размещения объектов городской инфраструктуры для улучшения жизни населения на территории Арктики.
«Экология Арктики»
Победителем природосберегающего трека стала команда «ЭСЭР Дата» за систему «Арктик-ДАТА», которая выявляет и проводит мониторинг экологических проблем и рисков при помощи снимков дистанционного зондирования Земли. Решение позволит рассчитать риск пожара на основе анализа информации о количестве осадков по годам, визуализировать нефтяные пятна и разливы, а также отслеживать процесс загрязнения водных территорий. Модификация системы добавит расчёт размер штрафа для компании-виновника загрязнения и ее репутационные риски.
Второе место получила команда «ДАТА-Ритмикс» с разработкой сервиса, который с помощью спутниковых снимков проводит мониторинг мест добычи и транспортировки углеводородов, аккумулирует точечные данные о месторождениях нефти, газа и газового конденсата. Снимки помогут понять, как реально выглядят месторождения, оценить риски разлива нефти в водоемы.
На третьем месте – команда «Бореал Байтс» с сервисом для расчета уязвимости морских акваторий, позволяющим делать анализ биохимических показателей морской воды, определять положение судов в акватории. На его основе можно создать карту экологической уязвимости, выделить объекты повышенной экологической опасности и зоны обитания краснокнижных видов. Сервис будет полезен добывающим, логистическим, геологоразведывательным компаниям, научно-исследовательским организациям, экологическим общественным организациям и ООПТ.
«Арктический туризм»
Первое место туристического направления Арктека завоевала команда «Ладно». Ее участники создали цифровой сервис для оценки туристического спроса в Архангельской области. Платформа поможет туристу найти интересный маршрут, а предпринимателям – разместить рекламу, а также получить рекомендации о возможности открыть бизнес в том или ином районе.
Гран-при второй степени получила команда «Арктический технический колхоз» за разработку мобильного приложение для взаимодействия с туристами «Гоу туда!». Можно настроить фильтры на карте и получать подробную информацию о любом объекте. В экосистему входит также продукт «Арк-инфа» – административный веб-сервис для застройщиков, которые получат статистику о турпотоке и рекомендации по застройке в заданном радиусе.
На третьем месте оказалась команда «Дайр-лаб». Коллектив разработал информационную платформу для анализа текущего состояния туристических объектов по отзывам посетителей. Платформа называется «Тревел коннект».
Замглавы министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков отметил, что укрепление технологического суверенитета – одна из острейших задач развития России.
«Арктика – территория самых сложных и нетривиальных вызовов, но одновременно и территория огромных возможностей. На этом пути уже есть успехи таких крупнейших компаний как НОВАТЭК и Росатом. Добывающие компании также планируют применять новые технологии при освоении Арктики. Конкурс привлек большое количество разработчиков – 348 команд из 51 региона нашей страны. Мы получаем цифровые продукты и высокотехнологичные инженерные решения, которые будут востребованы компаниями, и которые помогут нам бережно развивать такой суровый регион как Арктика».
Общий призовой фонд конкурса АРКТЕК составляет 18 млн рублей. Для команд, которые представили проекты в рамках конкурса «АРКТЕК Научный питч» (научные исследования) и «АРКТЕК Инжиниринг» (технологии для реального сектора), борьба за призовые места развернется этой осенью.
АРКТЕК проводится в Десятилетие науки и технологий в РФ при участии «Востокгосплана», Минвостокразвития, Фонда «Росконгресс», МИД РФ.
«Сохранить, восстановить, приумножить!» – слоган экологической повестки, актуальный в России и мире. Как наиболее эффективно продвигать ответственное потребление и обязанность компенсировать вред экологии, молодые экоактивисты обсуждали вместе с представителями крупных российских корпораций, которые, в свою очередь, делились опытом реализации экологических проектов.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Ольга Степченко привела в пример ставшую международной волонтерскую акцию «Сад памяти», которую поддерживают Сбер, РЖД, Росатом, Норникель и другие крупные компании, со стороны правительства РФ проект поддерживают Минпросвещения и Минприроды. Это возможность сделать личный вклад в экологию – каждый может посадить дерево, которое является главным поглотителем углеродного следа человека.
«Каждую весну высаживаем более 27 млн деревьев в честь героев Великой Отечественной войны, в честь героев настоящего времени и в целом сады памяти – это такой символизм, который пронизывает историю всего мира. Акция расширила сильно свой смысл: деревья сажают в честь ученых, актеров, музыкантов – тех, кто помог сделать нашу страну великой. Помимо того, что мы даем возможность каждому снизить свой углеродный след и озеленить свой город, мы даем возможность еще и возвести живой памятник-дерево и посвятить его важному для себя человеку», – отметила Ольга Степченко.
Она добавила, что у каждого есть также возможность присоединиться к акции «Сохраним лес». Ее цель – высадить пять млрд деревьев к 2030 году. Все регионы России в ней участвуют. И без помощи волонтеров здесь не обходится.
По данным ВЦИОМ, в 2022 году акции «Сад памяти» и «Сохраним лес» стали самыми популярными экопроектами в России.
Стать волонтером очень просто – не нужно писать заявлений, достаточно просто прийти и начать действовать. Аудитория гражданских активистов, которые предлагают свое видение решения экопроблем государству, постоянно растет и особенно среди молодежи.
Тренд последних двух лет показывает, что при выборе работы молодежь отдает предпочтение социально ответственным и более экологичным компаниям. А сейчас большинство бизнесов стремятся стать «зелеными». Одним из первых такой подход в России стал развивать Сбер. Здесь есть собственный сервис для вовлечения волонтеров в ESG-повестку – «Сберегаем вместе». Существует и проект по созданию совместного мерча с АНО «Сад памяти» – из переработанных материалов создаются вещи, одежда, обувь.
Представители экологического направления ГК Росатом напомнили, что нельзя говорить об экологической безопасности, пока не разобрались с коммунальными и промышленными отходами, которые генерирует человек. Росатом активно использует отработанное ядерное топливо как сырье, в ход идет и вторсырье, получаемое из отходов 1 и 2 класса. Директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной ответственности ГК Росатом Анна Жигульская отметила, что госкорпорация имеет четкую цель по развитию экологичности собственных производств и инфраструктуры в рамках своей ответственности.
«Мы развиваем экокультуру в наших 28 городах – там, где Росатом является градообразующим предприятием. Мы хотим, что они стали самыми зелеными, самыми экологичными. У нас есть компетенция по ликвидации последствий накопленного вреда. И нам нужны профессионалы в сфере экологии – до 2030 года мы хотим нанять три тысячи профессионалов в сфере экологии. Нужно соединить наши возможности и ваше движение “Экосистема“. Компания поддерживает экологичные стартапы – мы готовы к вашим предложениям», – добавила она.
В ОАО «РЖД», штат которой насчитывает более миллиона сотрудников тоже активно работает волонтерское движение – в нем задействованы более 135 тыс. работников магистрали. Важнейшими направлениями корпоративного волонтерства в компании называют «Экозащиту» и «Помощь окружающей среде».
Кроме того в России с 2014 года активно развивается детский экологический проект «Эколята – молодые защитники природы». Сейчас он охватывает все регионы страны. Экологическое мышление у детей начинают развивать вместе с речью – уже с детского сада. Причем, воспитанники детсадов и школ участвуют в составе волонтерских движений в практических действиях по сохранению природы.
Молодые экоактивисты – участники форума смогут получить реальные деньги на развитие своих проектов по экологии. Росмолодежь распределит четыре млн рублей в качестве грантов.
На форум «Экосистема. Заповедный край» приехали 450 молодых людей от 14 до 35 лет со всей России, которым важно сохранение окружающей среды. Впервые мероприятие провели на Камчатке в 2022 году. По поручению президента РФ Владимира Путина форум будет проходить на полуострове ежегодно.