Самолёты МС-21, SJ-100 и «Байкал»: когда начнётся серийный выпуск и какие трудности ждут отрасль
В ближайшее время планируется начать выпуск пассажирских лайнеров SJ-100 и МС-21 с российскими комплектующими. В том числе заключены контракты с авиакомпаниями-эксплуатантами самолетов. Также продолжается реализация проекта подготовки к запуску производства легкомоторных самолетов «Байкал», сталкивающегося с рядом трудностей. Проблемы испытывает и единственное в макрорегионе авиаремонтное предприятие.
Сборка Суперджета на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе. Автор/источник: Skycolors/Shutterstock На дальневосточных и сибирских авиационных предприятиях продолжается работа над реализацией крупных проектов в сфере гражданского самолетостроения – запуском серийного производства лайнеров МС-21 и SJ-100 с российскими комплектующими. В сентябре Иркутский авиационный завод (филиал ПАО «Яковлев») приступил к испытаниям второго пассажирского самолета МС-21 с российскими комплектующими. В рамках испытаний планируется проверить топливную систему, маршевые двигатели, вспомогательную силовую установку, а также работу систем и оборудования самолета при запущенных двигателях. На самолете уже проведены испытания шасси и комплексной системы управления, радиоэлектронного оборудования.
«Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, «Ростех») намерена запустить серийное производство МС-21 в 2026 г. Тогда же должно начаться серийное производство лайнеров SSJ-100 с российскими комплектующими. По информации главы «Ростеха» С.Чемезова, к настоящему времени российские авиапредприятия произвели более 70 систем и агрегатов МС-21. В июле текущего года в «Ростехе» сообщали о фактической готовности 14 самолетов МС-21 и нахождении еще девяти лайнеров на более ранних этапах строительства. Между тем группа «Аэрофлот» рассчитывает до конца текущего года подписать твердые контракты на поставку 90 самолетов МС-21 (в настоящее время подписан твердый контракт на 18 лайнеров).
При этом правительство Иркутской области намерено заключить инвестиционное соглашение с ПАО «Яковлев» о реализации проекта по техническому перевооружению Иркутского авиационного завода для запуска серийного производства самолета МС-21. Стоимость проекта оценивается в более чем 65 млрд рублей, работы планируется провести до 2030 г.
Испытательный полет МС-21. Автор/источник фото: savva_25/Shutterstock
Кроме того, в августе правительственная комиссия по региональному развитию (под руководством вице-премьера М.Хуснуллина) одобрила финансирование реконструкции котельной Иркутского авиационного завода за счет инфраструктурных облигаций. Размер финансирования составляет 3,8 млрд рублей. Объект будет обслуживать четыре жилых комплекса общей площадью 236 тыс. кв. м, которые планируется возвести на данной территории для сотрудников предприятия.
Самолет SJ-100 с российскими двигателями ПД-8 в июне совершил первый длительный перелет – 6 тыс. км по маршруту «Комсомольск-на-Амуре – Жуковский» с посадками в Иркутске и Новосибирске. Перелет длился около 9 часов, проходил на высотах до 12 тыс. м, по данным «Ростеха» бортовые системы отработали без замечаний. Борт является третьим опытным экземпляром, участвующим в программе сертификации. Впервые самолет SJ-100 с российскими комплектующими совершил испытательный полет в Комсомольске-на-Амуре (около 40 минут) в апреле текущего года.
Между тем на полях Восточного экономического форума в сентябре текущего года президент РФ В.Путин заявил, что работа над запуском производства легкомоторных турбовинтовых самолетов ЛМС-901 «Байкал» для местных воздушных линий в настоящее время ведется недостаточно быстро, и ее требуется ускорить.
Выпуск самолетов ЛМС-901 должен быть налажен на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург) и в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края (предприятие ОАК, где предполагается возведение отдельного производственного корпуса). Уральский завод гражданской авиации в марте текущего года был определен исполнителем контракта на доработку ЛМС-901 до 2027 г. УЗГА, в частности, работает над заменой иностранной силовой установки «Байкала» на российский двигатель ВК-800 и воздушный винт АВ-901. Стоимость работ оценивается в более чем 10,4 млрд рублей. Запуск самолета в серийное производство по последним заявлениям ожидается в октябре-декабре 2026 г. В сентябре текущего года в УЗГА сменилось руководство – новым генеральным директором стал И.Озар, ранее возглавлявший АО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (головная организация «Роскосмоса» по пилотируемым космическим системам), руководивший в прошлом ПАО «Сухой» и являвшийся вице-президентом ОАК.
Стоит отметить, что «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) уже заключила договоры поставки и лизинга на 50 новых легкомоторных самолетов «Байкал», которые должны быть переданы в лизинг на льготных условиях авиакомпаниям из альянса независимых эксплуатантов авиационного альянса «Аэрохимфлот»[1] («Борус»[2], «Агат»[3], «Спецавиа»[4] и АТЦ «Вираж»[5]). Предполагается, что поставка будет осуществляться в период с 2027 г. по 2031 г. Данные самолеты планируется использовать для проведения лесоавиационных, авиационно-химических и транспортно-связных работ, аэрофотосъемки в Сибирском и Дальневосточном ФО. Для финансирования сделки предполагается привлечь средства Фонда национального благосостояния.
Также авиакомпания «Аврора» в мае заключила твердое соглашение с Уральским заводом гражданской авиации о закупке десяти самолетов «Байкал» с поставками в 2026-27 гг. Предварительные договоры заключены УЗГА с авиакомпаниями «Красавиа» и «Аэросервис», Нарьян-Марским объединенным авиаотрядом. Теперь уже бывший гендиректор завода Л.Лузгин отмечал, что поставки рассчитаны на 2026-44 гг., «Аврора» должна получить первые выпущенные самолеты.
При этом прогнозная цена новых лайнеров за последнее время увеличилась. Так, ГТЛК летом 2023 г. оценивала стоимость МС-21 в 4,3-4,6 млрд рублей без учета субсидий Фонда национального благосостояния (ФНБ). В июле текущего года департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса направил в авиакомпании и авиапредприятия информацию о новых ценах на российские самолеты с поставками в 2026 г. МС-21 оценен в 7,6 млрд рублей (рост цены на 65%), стоимость ЛМС-901 «Байкал» выросла до 315-320 млн рублей (в 2023 г. оценивалась в 178 млн рублей). В УЗГА стоимость «Байкала» весной текущего года оценивали в 220-340 млн рублей.
Что касается выполнения оборонзаказа на авиационных предприятиях, то в августе ОАК передала Минобороны очередную партию истребителей-бомбардировщиков Су-34, собирающихся в Комсомольске-на-Амуре.
При этом некоторые отраслевые предприятия региона сталкиваются с проблемой недостаточной загрузки мощностей, в первую очередь это касается авиаремонта. В мае депутат Госдумы из Приморского края В.Пинский («Единая Россия») обратился к первому заместителю председателя правительства Д.Мантурову с просьбой оказать поддержку в сохранении авиаремонтного предприятия (единственного в ДФО) АО «322 Авиационный ремонтный завод» (АО «322 АРЗ», под управлением ОАК) в селе Воздвиженка Приморского края (Уссурийский городской округ), специализирующегося на ремонте военной авиатехники.
322 авиаремонтный завод. Источник фото: пресс-служба Федерации профсоюзов Приморского края
В настоящее время сотрудники предприятия работают в режиме неполной рабочей недели из-за недостаточного объема государственного заказа (до 2018 г. предприятие осуществляло ремонт до 20 единиц техники в год, в настоящее время – четырех-пяти единиц). В ОАК сообщали, что в настоящее время ведется работа по расширению компетенций предприятия для увеличения загрузки его мощностей. Тем не менее в обращении к Д.Мантурову В.Пинский подчеркнул, что ситуация на заводе не меняется.
Ранее профсоюзная организация предприятия также направляла обращение главе Минобороны А.Белоусову, в котором отмечалось, что авиационная техника оперативно-тактической авиации, базирующаяся в Восточном военном округе, для проведения ремонтных работ направляется в другие регионы, тогда как приморский завод остается без заказов.
Следует отметить, что в рамках диверсификации «322 Авиационный ремонтный завод» работает над освоением ремонта гражданских судов (Ан-24, Ан-26). Тем не менее в данной сфере предприятие испытывает затруднения. В июле текущего года компания «Хабаровские авиалинии» во второй раз подала иск в Арбитражный суд Приморского края на АО «322 Авиационный ремонтный завод» за срыв сроков капитального ремонта судна Ан-24. Компания пытается взыскать с подрядчика более 14,6 млн рублей.
По условиям договора, предприятие должно было провести капремонт самолета Ан-24 в срок до 30 сентября 2024 г. Стоимость работ превышала 134 млн рублей. Работы до сих пор не завершены. Авиаперевозчик уже взыскал с завода более 8,1 млн рублей неустойки и порядка 320 тыс. рублей в качестве компенсации судебных расходов по оплате государственной пошлины. «322 АРЗ» подал апелляционную жалобу, на предприятии объясняют срыв сроков необходимостью проведения дополнительных работ и принятия решений по замене комплектующих изделий (решения должны были приниматься владельцем воздушного судна). В АО «322 АРЗ» отмечают, что часть комплектующих изделий, необходимых для выполнения ремонта, в России не выпускается, и возникают трудности с их приобретением у предприятий-посредников.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Объединение сертифицированных эксплуатантов, выполняющих авиационные и авиационно-химические работы.
[2] Село Казанцево Красноярского края, учредитель – Е.Присяжнюк.
[3] Санкт-Петербург, учредители – С.Витушинский, В.Кузьмин.
[4] Москва, учредитель – Радужнинское отделение Нижневартовского Центра организации воздушного движения.
[5] Село Львовское Краснодарского края, учредитель – К.Малиевский.
текст: Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова