Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор рыбной промышленности ДФО

Настроения дальневосточных рыбопромышленников, ожидания от стартовавшей лососевой путины, интересы судостроителей и проблемы добытчиков краба – в актуальном бюллетене EastRussia

В рыбной отрасли сохраняются разногласия по поводу необходимости реализации второго этапа программы инвестиционных квот в текущих экономических условиях. Существуют опасения, что его реализация нанесет существенный урон небольшим участникам рынка. Рыбопромышленники предлагают снимать административные барьеры на фоне сокращения экспорта. Несмотря на неблагоприятные прогнозы, в ряде регионов пока наблюдаются высокие уловы в рамках стартовавшей в июне путины.

Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор рыбной промышленности ДФО
Фото: Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья

В рыбопромышленной отрасли выражают недовольство существующими административными ограничениями, которые могут нанести урон деятельности предприятий. В Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья (АРПП, глава – А.Мартынов) в мае выразили обеспокоенность требованиями к рыбопромышленникам по экологической экспертизе, начавшими действовать с прошлого года для специализирующихся на добыче лосося предприятий. АРПП видит в них наличие рисков срыва промысла лосося. Требования экологической экспертизы предполагают, что рыбаки должны предъявлять документы, подтверждающие, что вылов и производственная деятельность не оказывают негативного воздействия на акваторию добычи. Главным показателем является объем добычи. При этом для лососевых рыб законодательно объем добычи ограничен только в рекомендательном (и он часто корректируется), а не в обязательном порядке.

А.Мартынов указывает на то, что для добытчиков лосося проведение требуемой экспертизы технически невозможно. В частности, в силу корректируемого рекомендательного объема вылова реально выловленный объем может быть отличным от зафиксированного в документах, что сделает заключение недействительным. Для рыболовства также отсутствует перечень документов для проведения экспертизы.

В АРПП заявили о намерении просить Генпрокуратуру отказаться от штрафов для рыбопромышленных предприятий до внесения изменений в законодательство. Минприроды и Минсельхоз уже подготовили поправки, исключающие определенные сегменты рыболовства из экологической госэкспертизы. В Минприроды готовы исключить из требования госэкспертизы документы для вылова рыбы разных видов, по которым не установлен общий допустимый объем. Опасения участников отрасли связаны и с тем, что регуляторные ограничения, в том числе по экологической госэкспертизе, могут привести к концентрации добычи лосося в распоряжении крупных компаний, уходу с рынка небольших предприятий.

Помимо того, беспокойство рыбопромышленников вызывает ожидание в текущем году низкой путины. В сезоне 2022 г. планируется добыть 322 тыс. тонн лососевых (в 2021 г. – 539 тыс. тонн, в 2020 г. – 299,2 тыс. тонн). Хотя на внутреннем рынке присутствует переработанная и замороженная рыба, добытая в путину 2021 г., цена на продукцию в текущем году может вырасти в связи с увеличением производственных и логистических затрат, снижением предложения.

Глава Росрыболовства И.Шестаков не исключил возможность введения экспортных ограничений в отношении красной икры для обеспечения внутреннего рынка. В 2021 г. в стране было произведено 22,6 тыс. тонн красной икры (в два раза больше, чем в 2020 г.). При этом в целях борьбы с незаконным оборотом икры в июле Госдумой был принят в третьем чтении законопроект, в порядке эксперимента ограничивающий вывоз из Камчатского края красной икры непромышленного изготовления в авиабагаже и ручной клади – не более десяти килограммов на человека.

Следует отметить, что снижение объемов добычи лососевых ожидается не во всех регионах. Так в Сахалинской области прогнозируется подход 121 тыс. тонн лососей всех видов (в 2021 г. было добыто свыше 57 тыс. тонн лососевых). Напротив, на Камчатке ожидают небольшие подходы лосося – 150 тыс. тонн (наиболее низкий уровень за последние пять лет), что, впрочем, рассматривается как норма для четного года (в 2021 г. было добыто 440 тыс. тонн, что стало рекордным результатом за историю наблюдений). В Хабаровском крае ожидается добыча 40 тыс. тонн лососевых, в Магаданской области – 4,46 тыс. тонн, в Чукотском АО – 3,6 тыс. тонн, в Приморском крае – 2,1 тыс. тонн.

Тем не менее, в Росрыболовстве отмечают успешный старт лососевой путины в текущем году – к 21 июня вылов превысил 8,26 тыс. тонн, что в три раза больше выловленного за данный период объема в прошлом году. В частности, повышение объема по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет было зафиксировано в регионах с небольшими показателями: в Хабаровском крае – 7,5 тонн (в 2021 г. – 2,67 тонн, в 2020 г. – 1,17 тонн), в Чукотском АО – 3,6 тонн (в 2021 г. – нулевой показатель, в 2020 г. – 0,5 тонн).

К 1 июля темпы вылова лосося на Дальнем Востоке более чем в два раза опережают результат за аналогичный период 2020 г. (до 11,7 тыс. тонн). При этом в основном регионе вылова - на Камчатке с начала путины 1 июня к началу июля было добыто 10,4 тыс. тонн (в 2,6 раз выше уровня аналогичного периода 2020 г.).

В ВАРПЭ также считают избыточными требования по экологической экспертизе в отношении марикультуры. Ассоциация полагает необходимой отмену требования для рыбодобывающих предприятий проводить государственную экологическую экспертизу документации, обосновывающей хозяйственную деятельность в сфере пастбищной аквакультуры. Для марикультурных предприятий высокозатратным является проведение экологической экспертизы для каждого рыбоводного участка. В зависимости от количества привлеченных экспертов к подготовке заключения экологической экспертизы стоимость услуги составляет 250-450 тыс. рублей за один рыбоводный участок. С учетом затрат на подготовку необходимой документации стоимость возрастает до 1,5-2 млн рублей на один участок. В частности, в Приморском крае в настоящее время на 300 рыбоводных участков работает порядка 100 предприятий марикультуры.

Тем временем в июне в Госдуме во втором и третьем чтениях поддержали законопроект, предусматривающий введение электронных промысловых журналов и электронных разрешений на промысел водных биоресурсов, что, как предполагается, должно способствовать снятию административных барьеров в отрасли. Электронный промысловый журнал является механизмом, с помощью которого рыбодобывающие предприятия могут в электронной форме предоставлять данные о добыче, приемке, перегрузке, транспортировке и хранении уловов, производстве рыбной продукции.

Закон должен вступить в силу в марте 2023 г. При этом законопроектом вводится переходный период до 1 декабря 2023 г., в течение которого допускается выдача разрешений и ведение промыслового журнала в бумажном виде. В настоящее время выдачу разрешений на промысел осуществляют пять территориальных управлений Росрыболовства, располагающиеся на расстоянии до 3 тыс. морских миль от районов промысла (для их доставки приходится прибегать к дорогостоящим услугам по перевозке), в то время как наличие на борту судна оригиналов данных документов в бумажном виде является обязательным условием для ведения промысла.

Крупные рыбопромышленники рассчитывают получить дополнительную господдержку для строительства рыбопромысловых судов. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) в мае обратилась в Минсельхоз с просьбой распространить льготное кредитование для аграриев на инвесторов в строительство рыбопромысловых судов. Такая мера потребует 66 млрд рублей из федерального бюджета (на возмещение кредитным организациям недополученных доходов в размере 100% ключевой ставки ЦБ). Льготный кредит предлагается предоставлять не более чем на десять лет.

АСРФ предлагает Минпромторгу проработать возможности перераспределения предусмотренных средств для реализации механизма льготного кредитования. В АСРФ такую необходимость объясняют тем, что санкции и запреты на поставку импортного оборудования ведут к существенным задержкам в постройке судов. При этом в ассоциации подчеркивают, что рыболовные суда и оборудование для них уже были обозначены правительством в числе приоритетных направлений, для которых предусмотрены льготы по кредитованию.

В данных целях будет необходимо внести изменения в постановление правительства №1528 от 2016 г., предусматривающее субсидирование кредитов для сельхозпроизводителей, и вписать в него инвестиционные кредиты под приобретение или строительство судов рыбопромыслового флота (включая покупку оборудования, оплату работ и услуг). В настоящее время при строительстве промыслового флота доля заемных средств составляет 85% (средний уровень ставки – порядка 5% годовых), общая потребность в кредитах для завершения строительства оценивается в 150 млрд рублей. На льготное кредитование сельхозпроизводителей в текущем году уже было дополнительно направлено 25 млрд рублей.

В то же время инициативу АСРФ не поддерживают во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), где считают, что таким образом с инвесторов будут сняты все риски. В аграрной отрасли механизм льготного кредитования является способом компенсации части затрат, но в рыбопромышленной отрасли в качестве льготы рассматриваются предоставляемые инвестиционные квоты.

Между тем в ВАРПЭ обеспокоены ситуацией в сфере добычи крабов. Ассоциация в очередной раз заявляет о необходимости перенести сроки реализации второго этапа программы инвестиционных квот, в рамках которого предполагается распределить еще 50% от общего объема добычи краба, на фоне сужения экспортных рынков для водных биоресурсов в текущей ситуации. В ВАРПЭ оценивают потери рыбной отрасли в 4,3 млрд долларов в год.

Так, компания «Маг-Си Интернешнл» М.Котова (ведет добычу в Дальневосточном бассейне) сообщила о проблемах со сбытом замороженного краба в США, допустив временное прекращение промысла в августе. В Ассоциации добытчиков краба (президент – А.Дупляков) заявили об отсутствии - на фоне необходимости осваивать квоты - определенности по вопросу сбыта продукции. Поставки в США и страны ЕС (до 48% всего крабового экспорта) осложнились в марте (срок вступления в силу ограничений на поставку данной продукции наступил 23 июня), в том числе и по ранее заключенным контрактам, на что повлияло разрушение существующих логистических цепочек. С января по конец мая текущего года в РФ было добыто 31,5 тыс. тонн краба (результат за весь 2021 г. – 96 тыс. тонн).

Для крабодобытчиков Дальнего Востока сохраняется возможность поставлять живого краба на азиатские рынки (для Северного бассейна такой вариант не рассматривается из-за удаленности рынков сбыта). Тем не менее, в «Маг-Си Интернешнл» отмечают, что суда дальневосточных компаний предназначены для выпуска замороженной продукции в рассоле, и их потребуется переоснащать для переработки крабов, востребованных на азиатских рынках, для чего потребуется импортное оборудование, а его ввоз в текущих условиях затруднителен.

Перенаправление объема, предназначенного для США и ЕС, на внутренний рынок также проблематично, из-за существующих в российском законодательстве ограничений на содержание природного мышьяка в продукции, тогда как законодательство ЕС и США отделяет природный мышьяк от химического (у ракообразных мышьяк является частью жизнедеятельности). Кроме того, внутренний рынок для данного вида продукции не столь емкий. В настоящее время добытчики отправляют значительную часть улова на склады, мощности которых ограничены, учитывая, что дополнительные холодильные мощности из-за проблем с логистикой требуются также для минтая и для лососевых.

Против проведения второго этапа программы инвестиционных квот для крабов, моллюсков и прочих беспозвоночных также выступили в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), его президент А.Шохин направил соответствующее обращение в администрацию президента. Он отметил, что проведение второго этапа может лишить производственного ресурса 115 предприятий Дальнего Востока, из которых 99 являются субъектами малого и среднего предпринимательства. На текущий момент право добычи закреплено за предприятиями до 2033 г., что дает им возможность добывать свыше 62 тыс. тонн ежегодно. В свою очередь, в Росрыболовстве продолжают настаивать на необходимости скорейшего принятия законопроекта о втором этапе программы, глава ведомства И.Шестаков заявляет, что мера позволит обеспечить обновление флота до 80% по мощности, если отбор заявок удастся произвести уже в 2023 г.

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.