Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – авиастроение

Традиционный эксклюзивный отраслевой аналитический обзор бюллетеня EastRussia – на этот раз по дальневосточному авиастроению: текущее состояние дел, ожидания игроков рынка, производителей и заказчиков.

В сфере гражданского самолетостроения одной из основных задач является обеспечение эффективной системы послепродажного обслуживания для лайнеров SSJ 100 и проходящего в настоящее время летные испытания МС-21. Соответствующую инфраструктуру предполагается развивать в том числе в аэропортах, где базируются авиакомпании-эксплуатанты самолетов SSJ 100 и в перспективе – МС-21. Кроме того, приобретению новых российских лайнеров авиакомпаниями должны способствовать субсидии. Между тем авиапромышленные предприятия продолжают успешную работу в рамках гособоронзаказа.

Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – авиастроение
Фото: АО «Гражданские самолеты Сухого»

На сегодняшний день основным проектом в сфере гражданского авиастроения остается среднемагистральный пассажирский лайнер МС-21, работа над которым осуществляется на Иркутском авиационном заводе (филиал ПАО «Корпорация «Иркут» Объединенной авиастроительной корпорации, подконтрольной «Ростеху»). В ноябре минувшего года было завершено строительство первого самолета МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14[1] - лайнер был переведен из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение Иркутского авиационного завода. В середине декабря был совершен первый испытательный полет лайнера. В то же время в январе в ходе испытаний самолета с импортным двигателем в подмосковном Жуковском произошел инцидент с выездом лайнера за пределы взлетно-посадочной полосы, что, по предварительным данным, могло быть связано с неисправностью колесных дисковых тормозов в боковых стойках шасси, либо же с погодными условиями. При этом испытания самолета с российским двигателем пока продолжаются успешно.

Согласно планам, МС-21 с российскими двигателями должен получить сертификат Росавиации в 2022 г., затем пройти валидацию по европейским нормам агентства EASA, после чего станет возможной его эксплуатация авиакомпаниями. Серийное производство предполагается запустить в 2023 г. При этом, по словам главы Минпромторга Д.Мантурова, в 2023 г. должно быть выпущено 10-15 авиалайнеров, а к 2025 г. их производство должно достигнуть 72 самолетов в год. Первый серийный самолет в настоящее время находится в цехе окончательной сборки ИАЗ. Следует отметить, что первыми эксплуатантами МС-21 могут стать авиакомпании группы «Аэрофлот» и подконтрольная «Ростеху» компания Red Wings.

Серийные поставки самолетов с импортными двигателями Pratt&Whitney (PW1400G-JM), образцы которых в настоящее время проходят летные испытания, начнутся, согласно ожиданиям, в конце 2021 г. При этом в Минпромторге заявляют, что в случае МС-21 не повторится неудачный опыт SSJ 100, который оказался проблемным в эксплуатации для иностранных компаний, поскольку не было обеспечено создание логистических складов с запчастями и формирование цепочки сервисных центров на зарубежных рынках. В целом летные испытания в настоящее время проходят пять лайнеров МС-21.

Что касается среднемагистрального лайнера SSJ 100 (производитель – филиал корпорации «Иркут» - «Региональные самолеты» (ОАК) на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе), то основным направлением развития данного проекта является создание модификации лайнера с максимальным импортозамещением (SSJ-NEW), а также развитие системы сервисного обслуживания.

Предполагается, что SSJ-NEW получит порядка 97% российских комплектующих, включая новый двигатель ПД-8. При этом, учитывая, что данный двигатель должен быть сертифицирован в 2023 г., поставки обновленной версии лайнера привязаны к этому времени, они могут начаться в 2024 г. Что касается его стоимости, то глава «Ростеха» С.Чемезов назвал завышенной изначально приведённую специалистами отрасли оценку стоимости разработки SSJ-NEW в 120-130 млрд. рублей, хотя и воздержался от озвучивания каких-либо конкретных цифр. При этом в «Ростехе» не видят необходимости в выпуске увеличенной версии SSJ 100, оценивая существующий размер лайнера как оптимальный.

В конце 2020 г. отмечалось отставание в поставках SSJ 100. В целом в 2020 г. была запланирована поставка 22 самолетов (для «Аэрофлота», Red Wings, «Азимута»)[2], но к концу года было передано авиаперевозчикам только 12 - через лизинговые компании ГТЛК и «ПСБ-Авиапрофлизинг». Три самолета не были поставлены «Аэрофлоту», еще три – авиакомпании Red Wings. Причиной стало затягивание некоторых процессов в компании «Региональные самолеты» - конечной доукомплектации и тестовых полетов. Кроме того, на задержки могла повлиять пандемия, вызвавшая корректировку графика поставок авиакомпаниями и снижение пассажиропотока.

Способствовать решению проблемы сбыта самолетов, которые в настоящее время в разной степени готовности скопились у «Иркута», должны государственные субсидии. В конце минувшего года Минпромторг подготовил правила предоставления бюджетных субсидий для авиакомпаний для выплаты лизинговых платежей за SSJ 100 – речь идет о порядка 40 самолетов, которые были запланированы для передачи компаниям в 2021 г. и 2022 г. В частности, 29 самолетов предназначены для Red Wings, 22 лайнера – для «Аэрофлота», а остальные – для «Азимута» и «Якутии». Следует отметить, что у ОАК к настоящему времени скопилось 59 лайнеров SSJ 100 в разной степени готовности.

Авиакомпании должны получить 333,28 млн. рублей субсидии на каждый SSJ 100, поставленный в рамках финансового лизинга, и 139,98 млн. рублей – в случае поставок в рамках операционного лизинга. Расходы бюджета на эти цели оцениваются в 8,26-19,66 млрд. рублей. При этом лизинг данных лайнеров субсидируется также согласно постановлению №1212, по которому на каждый SSJ 100 выделяется 199 млн. рублей на финансовый лизинг. Тем не менее, после введения новой программы субсидирования, получатели могут воспользоваться только одной из них.        

Также предполагается ввести прямую компенсацию части затрат авиакомпаний на эксплуатацию SSJ 100 – 37,5 тыс. рублей за каждый летный час самолета сверх налета в 60 часов в месяц (средний уровень налета в настоящее время составляет 8-9 часов в день). Таким образом, объем данной субсидии не должен превысить 200 млн. рублей. В Минпромторге необходимость введения данной субсидии объясняют приведением стоимости поддержания летной годности SSJ 100 к уровню иностранных аналогов (в настоящее время стоимость составляет 1 350 долларов у SSJ 100 против 850 долларов у иностранных аналогов), учитывая, что компании-эксплуатанты лайнеров генерируют выручку в рублях, а лизинговые платежи рассчитываются в валюте на фоне девальвации рубля. Однако эксперты отрасли отмечают, что распространение меры только на новые самолеты может негативно повлиять на вторичный рынок SSJ 100, поскольку лизингополучателям будет выгоднее приобретать новые воздушные суда с учетом существующей программы субсидий и компенсаций затрат на обслуживание.

Одним из основных предметов критики со стороны эксплуатантов SSJ 100 является непроработанная система сервисного обслуживания. В рамках мероприятий по развитию послепродажного обслуживания SSJ 100 в начале года в Комсомольске-на-Амуре корпорацией «Иркут» был открыт сервисный центр для самолетов SSJ 100, что в том числе связано с планами по комплектации авиапарка новой дальневосточной авиакомпании «Аврора» исключительно судами российского производства, включая SSJ 100. Предварительные договоренности по обслуживанию самолетов в новом центре были достигнуты с авиакомпанией «Якутия».

Кроме того, заняться созданием инфраструктуры для обслуживания самолетов SSJ 100 в региональных аэропортах намерена корпорация AEON Р.Троценко. Входящий в AEON холдинг «Новапорт» владеет 18 региональными аэропортами, а разместить базы сервисного обслуживания предполагается в трех – в Челябинске, Перми и Калининграде. Именно эти города намерена определить для базирования своих самолетов SSJ 100 авиакомпания Red Wings[3]. Тем не менее, в данных городах пока отсутствуют центры компетенций по обслуживанию самолетов и необходимый квалифицированный персонал, в связи с чем речь может идти о создании линейных станций обслуживания, а не полноценных баз.

Объем инвестиций в создание сервисных центров пока не определен, но в «Новапорте» предполагают, что он будет зависеть от количества рейсов и обеспечиваемого перевозчиком авиатрафика, - в среднем создание одной базы пока оценивается в 1,5 млрд. рублей. С Red Wings при этом планируется заключить договор долгосрочной аренды. Обслуживание SSJ 100 на сегодняшний день осуществляется также в Жуковском Московской области и компаниями «Тулпар техник» в Татарстане, S7 Technics в Новосибирске и «А-Техникс» (группа «Аэрофлот»).

Следует отметить, что в ноябре прошлого года в компании «Сухой» сменилось руководство – вместо И.Тарасенко[4] ее возглавил Ю.Слюсарь[5], являющийся генеральным директором Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, «Ростех»). Совмещение двух должностей связано с реализацией программы централизации управления входящих в корпорацию предприятий. В частности, данной программой предусмотрена передача ПАО «ОАК» полномочий единоличного исполнительного органа ПАО «Компания «Сухой».

Тем временем на Улан-Удэнском авиационном заводе («Вертолеты России», «Ростех») планируется в ближайшие годы наладить выпуск опытного образца девятиместного многоцелевого самолета «Байкал» (ТВС-2ДТС). Серийное производство предполагается запустить в 2023-2024 г. Об этом, в частности, в ноябре 2020 г. сообщал глава Минпромторга Д.Мантуров. В конце минувшего года как можно скорее заменить (в 2023 г. - в первом квартале 2024 г.) устаревший многоцелевой Ан-2 на новый «Байкал» призвал президент В.Путин в ходе встречи с премьер-министром М.Мишустиным. Изготовить первый опытный образец самолета планируется до конца марта текущего года, а его презентация должна состояться на Международном авиационно-космическом салоне этим летом. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев по итогам посещения предприятия в начале года рекомендовал авиакомпании «Аврора» и другим дальневосточным авиаперевозчикам проработать возможность закупки новых однодвигательных легких многоцелевых самолетов с внесением соответствующих корректировок в план потребности в воздушных судах отечественного производства.

Кроме того, в настоящее время на Улан-Удэнском авиационном заводе осуществляется сборка первого гражданского вертолета среднего класса[6] Ми-171А3, предназначенного для полетов над морем и работы в нефтегазовом секторе. Вертолет также предполагается презентовать в текущем году в рамках Международного авиационно-космического салона.

Предприятие в Бурятии продолжает работу и в рамках выполнения гособоронзаказа. В 2021 г. запланированы поставки Минобороны десяти новых вертолетов Ми-8АМТШ-ВН, предназначенных для транспортно-десантных перевозок и огневого обеспечения при выполнении специальных задач. В настоящее время опытный образец данного вертолета проходит летные испытания. Напомним, что У-УАЗ специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (конвертируемый), Ми-171, Ми-171А2 и Ми-8АМТШ.

Работу по выполнению оборонзаказа осуществляют и другие дальневосточные предприятия авиапромышленности. В ноябре прошлого года ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Сазыкина» (Приморский край, холдинг «Вертолеты России», «Ростех») передало Минобороны все запланированные к поставке в 2020 г. боевые разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор». При этом в минувшем году был поднят в воздух первый модернизированный вертолет данной модели – Ка-52М (оснащен управляемой ракетой с повышенной дальностью и новым радиолокационным комплексом). Напомним также, что на предприятии ведется подготовка к производству вертолета корабельного базирования Ка-52К «Катран» (летные испытания были завершены в сентябре прошлого года), а в марте прошлого года завод приступил к производству гражданских средних многоцелевых вертолетов Ка-62 (опытная партия из шести машин, сдача намечена на текущий год). Вертолет Ка-62 рассчитан на 15 пассажиров и предназначен для работы на региональных пассажирских авиалиниях, летные испытания данного вертолета должны завершиться в октябре текущего года, а в ноябре ожидается получение сертификата летной годности. Следует отметить, что в декабре прошлого года на предприятии в Арсеньеве была завершена реконструкция цехов производства деталей, агрегатов и лопастей из полимерно-композиционных материалов, проведенная в рамках госпрограммы «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

Что касается выполнения оборонзаказа на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ), то в начале года вооруженным силам был передан первый многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57. В целом в текущем году предполагается передать заказчику пять таких истребителей, а к концу 2024 г. их число должно достигнуть 22. Контрактом предусмотрена поставка 76 самолетов до 2028 г.



[1]           В феврале «Ростех» получил разрешение на серийное производство двигателей ПД-14 («ОДК-Пермские моторы») и поставку их заказчикам для установки на серийные самолеты МС-21.


[2]           В 2011-19 гг. было поставлено 168 лайнеров (в среднем по 19 самолетов в год), при этом больше всего судов (30) было поставлено в 2017 г., наименьшее количество (5) – в 2019 г.


[3]           Пока в авиапарке компании четыре SSJ 100, но к 2025 г. ожидается получение до 60 лайнеров благодаря кампании по закупке скопившихся у производителя самолетов.


[4]           В феврале 2020 г. И.Тарасенко сменил в должности главы «Сухого» И.Озара, руководившего компанией с 2011 г.


[5]           В 2017-19 гг. Ю.Слюсарь руководил компанией «Иркут».


[6]           Для выполнения задач по транспортировке на офшорной платформе.

18 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика