Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

EastRussia Bulletin: Friday Exclusive - Construction

The traditional exclusive industry analytical review of the EastRussia bulletin - this time on the state of affairs in construction - the results of the year, the amount of space to be commissioned, the plans of the developers,

In the Far Eastern regions, a significant increase in construction volumes is provided by large industrial and infrastructure facilities. At the same time, it is planned to stimulate the development of housing construction. In the district, the first results of the implementation of the Far Eastern preferential mortgage program were summed up, which, among other things, demonstrated a shortage of supply in the housing market. In this regard, the Far Eastern Federal District is expected to take measures to create favorable conditions for new developers. Important issues to be addressed in this direction are the need to develop the production of building materials and overcome administrative barriers in the creation of associated communal infrastructure.

EastRussia Bulletin: Friday Exclusive - Construction
Photo: EastRussia

In 2020, the restrictions associated with the pandemic and the unstable economic situation affected the volume of construction in the Far East. According to the results of last year, in more than half of the regions, a decrease in the volume of construction work was recorded.

Table 1. Scope of work performed by the type of activity "Construction", January-December 2020, in% to the corresponding period of the previous year. 

Region

Index

Russian Federation

100,1

Siberian Federal District

90,7

Irkutsk Region

85,6

Far Eastern Federal District

91,4

Trans-Baikal Territory

140,7

Magadan region

119,5

Amur Region

111,3

Jewish Authors. region

108,5

The Republic of Buryatia

106,9

Khabarovsk Krai

99,1

Primorsky Krai

98,9

Kamchatka

85,2

Sakhalin Region

82,0

The Chukchi Autobus. County

74,5

The Republic of Sakha (Yakutia)

50,8

At the same time, a number of regions showed a noticeable increase in relation to the indicators of 2019. Thus, according to the dynamics of the volume of work performed by the type of activity "Construction" in the Far Eastern Federal District in January-December last year, the Trans-Baikal Territory (an increase of 40,7%), Magadan region (an increase of 19,5%) and the Amur region (an increase of 11,3%). The construction of industrial and infrastructure facilities in these regions was less affected by the pandemic - including the Udokan Mining and Metallurgical Combine, the Amur Gas Processing Plant, the Vostochny cosmodrome and related infrastructure, a road bridge across the Zeya, Svobodnenskaya TPP. In addition, housing commissioning increased by 21,1% in the Magadan Region last year. The most significant drop in construction volumes in 2020 compared to 2019 was demonstrated by Yakutia (by 49,2%) - this is explained by the significant indicators achieved in 2019 due to the construction of the Power of Siberia gas trunkline, while last year the main works on the territory of the region have been completed.

Nevertheless, certain successes have been achieved in the field of housing construction. The volume of housing commissioning in the Far East at the end of 2020 exceeded the indicators of 2019, amounting to 2,5 million square meters. m.At the same time, 79% of all construction in the Far Eastern Federal District is carried out only in four cities - Vladivostok (0,9 million sq. m., 40%), Khabarovsk (0,4 million sq. m., 18%), Yakutsk (0,2 mln sq. m, 11%) and Ulan-Ude (0,2 mln sq. m, 10%).

Table 2. Construction of residential buildings, January-December 2020, in% to the corresponding period of the previous year.

Region

Index

Russian Federation, million sq. m

98,2

Siberian Federal District

104,0

Irkutsk Region

105,0

Far Eastern Federal District

99,5

Kamchatka

152,3

The Chukchi Autobus. County

132,3

Sakhalin Region

131,4

Magadan region

121,1

Primorsky Krai

115,4

The Republic of Buryatia

102,8

The Republic of Sakha (Yakutia)

89,1

Trans-Baikal Territory

78,7

Amur Region

76,0

Khabarovsk Krai

75,7

Jewish Authors. region

60,5

 The pace of housing construction has significantly increased compared to last year in the Sakhalin region - in 2020, 436 thousand square meters were built in the region. m, which is 100 thousand square meters. m more than in 2019. At the same time, the program of resettlement of emergency housing was completed ahead of schedule in the region, and in the near future it is planned to adopt a new regional targeted resettlement program for 2021-26. Within the framework of it, it is required to resettle 641 thousand square meters. m (a fund recognized as emergency as of December 1, 2020). The cost of the program should exceed 60 million rubles. Also, the volume of commissioning of residential buildings increased in the Primorsky and Kamchatka Territories, Magadan Region, Chukotka Autonomous Okrug and Buryatia. In particular, the Primorsky Territory was included in the number of regions with a construction volume of over 1 million square meters. m of housing and the largest increase in new projects for the construction of multi-apartment housing - projects with an area of ​​520 thousand square meters have started in the region. m. In the Irkutsk region in 2020, the volume of housing commissioned by 5% exceeded the level of 2019, amounting to more than 1 million square meters. m, and outstripped the planned indicators by 9%. In terms of the volume of housing commissioned, the region was in third place in the Siberian Federal District. A decrease in housing construction last year was demonstrated by Yakutia, the Zabaikalsky and Khabarovsk Territories, the Amur Region and the Jewish Autonomous Region.

Let us recall that the Far Eastern Mortgage program is being considered as an incentive for housing construction in the macro-region. Following the results of the first year of the program, 15,3 thousand loans were issued in the amount of 54,9 million rubles, while the number of mortgage loans issued in the Far Eastern Federal District increased by 36%. In general, from the beginning of the program until March of this year, 16 agreements were concluded, and the total amount of loans issued reached 983 million rubles. The three leading regions in terms of the number of loan agreements concluded are Primorsky Krai (61,48 loan agreements totaling 4 million rubles), Yakutia (846 loan agreements worth 19,1 million rubles) and Khabarovsk Krai (3 agreements worth 645 million rubles). Buryatia (14,1 contracts worth 2 million rubles) and the Amur Region (393 contracts worth 9 million rubles) follow in terms of the number of contracts for registration of preferential mortgages. In the Trans-Baikal Territory, 1 contracts were signed for more than 772 million rubles, and in the Sakhalin Region - 4,1 contracts for 1 million rubles. At the same time, 601 loans were issued for individual housing construction under the program, the amount of which exceeded 5,4 million rubles.

A number of banks provide special conditions for obtaining a preferential mortgage, reducing rates. At the beginning of the year, Sberbank decided to significantly reduce the rate on the Far Eastern mortgage, subject to the transaction in electronic form. In this case, the rate is 1% per annum. In the case of registering a transaction using the conventional method, the rate for residents of the Far East is reduced by 0,7 percentage points. (up to 1,3%). The down payment is 15% of the property value. VTB Bank noted an increase in demand for Far Eastern mortgages by 2,5 times after the rate was cut to 1% in August last year. In general, since the beginning of the program, the bank has entered into 3,3 thousand contracts worth more than 13 million rubles. Gazprombank also offers a loan at a rate of 0,9%, DOM.RF bank - 1,2% subject to remote application and confirmation of income with an extract from the Pension Fund, Asian-Pacific Bank - 1,6% subject to an initial payment of 50%, Rosbank - 1,7% for payroll clients.

At the same time, the Ministry for the Development of the Russian Far East notes that the increased demand for housing under the Far Eastern mortgage program revealed a shortage of land for housing construction in large Far Eastern cities, which, in turn, leads to an increase in the cost per square meter of housing - on average, an increase in prices per square meter in new buildings after the introduction of preferential programs, it is estimated at 18,1%. On the issue of expanding land for construction, the Ministry for the Development of the Russian Far East is cooperating with the Ministry of Defense, which has large areas in the Far Eastern Federal District. Important tasks are to activate housing construction, attract new developers (including foreign ones) and offer them favorable conditions.

So, in the Primorsky Territory, the South Korean state construction corporation Land & Housing Corporation (LH Corporation) expects to carry out a comprehensive development of the Russky Island in Vladivostok on a total area of ​​1,3 million square meters. m on the territory of 345 hectares. At the same time, 300 thousand square meters. m can be commercial real estate and social infrastructure. The project can be implemented in cooperation with the Russian corporation DOM.RF - a memorandum of cooperation was signed by the parties in November 2020. The volume of investments in the project is tentatively estimated at 80-90 million rubles. It should be noted that earlier LH Corporation signed an agreement with the Far East Development Corporation on the construction of an industrial park in the Nadezhdinskaya ASEZ. Meanwhile, a large Russian developer, the PIK group of companies, in 2020 acquired 13 land plots in Vladivostok for 10,6 hectares, where it is planned to build a residential complex of 118 sq. m.

In Khabarovsk, several territories are being considered for mass development - Orekhovaya Sopka, the area of ​​the DOSAAF airfield, the sixth and seventh microdistricts of the northern part of the city. In November last year, Glavgosexpertiza approved a water pipeline project worth about 9 million rubles for the construction of housing in the Orekhovaya Sopka area. The construction of 1 million square meters is planned in the microdistrict. m of housing. The construction of the water pipeline requires 141,63 million rubles, while 138,8 million rubles were allocated from the regional budget, and 2,8 million rubles from the city budget. The project also provides for the construction of a main sewer collector. The infrastructure will be commissioned this year, after which the developers will be able to start work on the site. Among the companies interested in participating in construction is the PIK group. In addition, it is planned to direct funds from the regional budget to create a heating main project for the future residential area. On the territory of the DOSAAF airfield area, 1,2 million square meters can be built. m of housing, and in the sixth and seventh microdistricts - up to 400 thousand square meters. m, however, these projects are still less developed.

On Sakhalin, the PIK group is interested in the construction of about 800 thousand square meters. m of housing. In addition, in the Sakhalin region, a project has been announced for the construction of a new urban microdistrict with an area of ​​about 1,2 thousand hectares in the Korsakov urban district. The Sakhalin Region Development Corporation expects to allocate 166,7 million rubles for research on the development of architectural and urban planning concepts for the area, on the territory of which the Korsakov Port transport and logistics complex and the Sakhalintech innovation and technology cluster are to be located. It is planned to involve the International Community of Urban and Regional Planners (ISOCARP) in the work as an international expert.

New projects are expected to be developed in regions where the supply of new housing on the market is limited, which also hinders the development of the Far Eastern mortgage program. In January, the Governor of the Magadan Region S. Nosov, General Director of the DOM.RF Corporation V. Mutko and General Director of the DOM.RF Foundation D. Filippov signed a memorandum of intent to cooperate for the implementation of a rental housing project within the framework of the integrated development of the Pea Field territory in Magadan. It is expected that rental housing will primarily be in demand among public sector workers and young professionals, and, in addition, will help speed up the process of resettlement of citizens from hazardous housing and expand opportunities for obtaining preferential Far Eastern mortgages. The first stage of the complex development of the "Pea Field" involves the construction of up to 100 thousand square meters. m of housing, while the developer should be the Corporation for the Development of the Magadan Region, and the project financing will be provided by DOM.RF Bank. The government of the Magadan Region will act as a tenant, while the Fund for Assistance to Reforming Housing and Utilities will co-finance the project. Until 2030, it is planned to build 204 thousand square meters on the territory of the "Pea Field". m of housing for a total amount of about 22,67 million rubles.

In March, the head of the Ministry for the Development of the Russian Far East, A. Chekunkov, announced the development of a new mechanism to support housing construction - the creation of "Far Eastern Quarters" in the cities of the district, which are modern microdistricts with a comfortable layout until 2024. For this purpose, it is planned to extend the TOP regime to integrated housing projects volume from 200 thousand sq. m with the envisaged measures to create communal and social infrastructure.

Providing construction sites with the necessary infrastructure is a significant issue for the development of housing construction. Today, for this purpose, the Stimul program is being implemented, in which four Far Eastern regions are currently taking part - the Amur Region, Khabarovsk Territory, Buryatia and Yakutia. In 2021-24. about 3,5 million rubles have been allocated to finance this program in the Far Eastern Federal District, which is expected to allow the construction of about 1,3 million square meters. m of housing. In addition, the Trans-Baikal Territory intends to enter the program this year - in the next few years (2021-24), the region will receive 529,8 million rubles from the federal budget to reduce the cost of a square meter of housing. It is planned to reduce the cost of housing construction through the construction of heating networks, water supply networks, sewerage systems and roads to construction sites. Annually, from 2021, the region will receive from 80 to 100 million rubles for these purposes.

In the Far Eastern Federal District, it is planned to expand opportunities for individual housing construction. At the end of last year, a law initiated by the Ministry for the Development of the Russian Far East was adopted, expanding the list of cases of early granting of land plots to citizens under the Far Eastern Hectare program. This law allows users of Far Eastern hectares to pledge land as security for the fulfillment of obligations when registering a mortgage for the construction of a residential building, whereas before, land plots could be transferred into ownership of citizens only after five years, and banks considered only land plots as collateral for loans. property from the borrower. According to the new law, the conclusion of a loan agreement with a Russian bank for the construction of a house on a Far Eastern hectare is a prerequisite for transferring ownership of the land plot. At the same time, according to the Agency of the Far East for the Development of Human Capital, more than 40% of the participants in the "Far Eastern Hectare" program take land precisely in order to build their own house.

Last year, new production facilities for building materials were opened in the Far East. In December, Zavod Synergy LLC launched the production of reinforced concrete vibrated racks for 0,4-10 kV overhead line poles in Primorsky Artyom with a capacity of 14,5 thousand poles per year. The project was implemented within the framework of the FPV. Construction and installation organizations and power grid companies are considered the main consumers of the products. Another SPV resident, the Karkas company, in January this year opened a plant for the production of reinforcing cages in Vladivostok. In 2021, the investor intends to process over 2 thousand tons of rolled metal at the enterprise.

At the end of December, TechnoNicol Corporation put into operation a polymer recycling plant in Khabarovsk within the framework of the TOP. The volume of investments in the creation of the enterprise amounted to 171 million rubles. The plant will process recyclable materials, including polystyrene and foam packaging and thermal insulation materials, to produce XPS heavy slabs used in road construction. At the same time, today the Khabarovsk industrial cluster "TechnoNikol" includes enterprises for the production of plastic drainage systems, building heat and sound insulation materials from stone wool and expanded polystyrene. The total investment in them exceeded 2,6 million rubles. Also, this year, TechnoNikol launched a project to modernize the technological line for the production of stone wool to increase the production of heat-insulating materials and expand their range. 

May 9: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – строительство

Традиционный эксклюзивный отраслевой аналитический обзор бюллетеня EastRussia – на этот раз по состоянию дел в строительстве - итоги года, объемы вводимых площадей, планы девелоперов,

В дальневосточных регионах существенный прирост объемов строительства обеспечивают крупные промышленные и инфраструктурные объекты. В то же время планируется стимулировать развитие жилищного строительства. В округе были подведены первые итоги реализации программы льготной дальневосточной ипотеки, продемонстрировавшие в том числе дефицит предложения на рынке жилья. В связи с этим в ДФО предполагается принимать меры по созданию выгодных условий для новых застройщиков. Важными вопросами, которые предстоит решать в данном направлении, являются необходимость развития производства строительных материалов и преодоление административных барьеров при создании сопутствующей коммунальной инфраструктуры.

Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – строительство
Фото: EastRussia

В 2020 г. связанные с пандемией ограничения и нестабильная экономическая ситуация отразились на объемах строительства на Дальнем Востоке. Более чем в половине регионов по итогам прошлого года было зафиксировано снижение объема строительных работ.

Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-декабрь 2020 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года. 

Регион

Индекс

Российская Федерация

100,1

Сибирский федеральный округ

90,7

Иркутская область

85,6

Дальневосточный федеральный округ

91,4

Забайкальский край

140,7

Магаданская область

119,5

Амурская область

111,3

Еврейская авт. область

108,5

Республика Бурятия

106,9

Хабаровский край

99,1

Приморский край

98,9

Камчатский край

85,2

Сахалинская область

82,0

Чукотский авт. округ

74,5

Республика Саха (Якутия)

50,8

В то же время ряд регионов продемонстрировали заметный рост относительно показателей 2019 г. Так, по динамике объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в ДФО в январе-декабре минувшего года, лидировали Забайкальский край (рост на 40,7%), Магаданская область (рост на 19,5%) и Амурская область (рост на 11,3%). Меньшее влияние пандемии испытало строительство промышленных и инфраструктурных объектов в данных регионах – в том числе, Удоканского горно-металлургического комбината, Амурского газоперерабатывающего завода, космодрома «Восточный» и сопутствующей инфраструктуры, автомобильного моста через Зею, Свободненской ТЭС. Кроме того, в Магаданской области в минувшем году на 21,1% увеличился ввод жилья. Наиболее значительное падение объемов строительства в 2020 г. по отношению к 2019 г. продемонстрировала Якутия (на 49,2%) – это объясняется значительными показателями, достигнутыми в 2019 г. за счет строительства магистрального газопровода «Сила Сибири», тогда как в минувшем году основные работы на территории региона завершились.

Тем не менее, определенные успехи были достигнуты и в сфере жилищного строительства. Объем ввода жилья на Дальнем Востоке по итогам 2020 г. превысил показатели 2019 г., составив 2,5 млн кв. м. При этом 79% всего строительства в Дальневосточном ФО осуществляется только в четырех городах – Владивостоке (0,9 млн кв. м, 40%), Хабаровске (0,4 млн кв. м, 18%), Якутске (0,2 млн кв. м, 11%) и Улан-Удэ (0,2 млн кв. м, 10%).

Таблица 2. Строительство жилых домов, январь-декабрь 2020 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.

Регион

Индекс

Российская Федерация, млн кв. м

98,2

Сибирский федеральный округ

104,0

Иркутская область

105,0

Дальневосточный федеральный округ

99,5

Камчатский край

152,3

Чукотский авт. округ

132,3

Сахалинская область

131,4

Магаданская область

121,1

Приморский край

115,4

Республика Бурятия

102,8

Республика Саха (Якутия)

89,1

Забайкальский край

78,7

Амурская область

76,0

Хабаровский край

75,7

Еврейская авт. область

60,5

 Существенно возросли темпы строительства жилья по сравнению с прошлым годом в Сахалинской области – в 2020 г. в регионе было возведено 436 тыс. кв. м, что на 100 тыс. кв. м больше, чем в 2019 г. При этом в области была досрочно завершена программа расселения аварийного жилья, а в ближайшее время планируется принять новую региональную адресную программу по переселению на 2021-26 гг. В рамках нее требуется расселить 641 тыс. кв. м (фонд, признанный аварийным на 1 декабря 2020 г.). Стоимость программы должна превысить 60 млн рублей. Также объемы ввода жилых домов увеличились в Приморском и Камчатском краях, Магаданской области, Чукотском АО и Бурятии. В частности, Приморский край вошел в число регионов с объемом строительства свыше 1 млн кв. м жилья и наибольшим приростом новых проектов возведения многоквартирного жилья – в регионе стартовали проекты площадью 520 тыс. кв. м. В Иркутской области в 2020 г. объем введенного в эксплуатацию жилья на 5% превысил уровень 2019 г., составив более 1 млн кв. м, и на 9% опередил плановые показатели. По объему введенного в эксплуатацию жилья регион оказался на третьем месте в Сибирском ФО. Сокращение жилищного строительства в прошлом году продемонстрировали Якутия, Забайкальский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская АО.

Напомним, что в качестве стимула жилищного строительства в макрорегионе рассматривается программа «Дальневосточная ипотека». По итогам первого года действия программы было выдано 15,3 тыс. кредитов на сумму 54,9 млн рублей, при этом количество выданных ипотечных кредитов в ДФО возросло на 36%. В целом с начала действия программы и до марта текущего года было заключено 16 983 договора, а общая сумма выданных кредитов достигла 61,48 млн рублей. Тройку регионов-лидеров по количеству заключенных кредитных договоров составляют Приморский край (4 846 кредитных договоров на общую сумму 19,1 млн рублей), Якутия (3 645 кредитных договоров на сумму 14,1 млн рублей) и Хабаровский край (2 393 договора на сумму 9 млн рублей). Далее по количеству договоров на оформление льготной ипотеки следуют Бурятия (1 772 договора на сумму 4,1 млн рублей) и Амурская область (1 601 договоров на сумму 5,4 млн рублей). В Забайкальском крае было оформлено 1 048 договоров на сумму более чем 3 млн рублей, а в Сахалинской области – 986 договоров на 4,6 млн рублей. При этом для индивидуального жилищного строительства по программе было выдано 835 кредитов, сумма которых превысила 3 млн рублей.

Ряд банков предоставляет специальные условия по оформлению льготной ипотеки, снижая ставки. В начале года Сбербанк принял решение о существенном снижении ставки по «Дальневосточной ипотеке» при условии проведения сделки в электронном виде. В данном случае ставка составляет 1% годовых. В случае же регистрации сделки конвенциональным способом ставка для жителей Дальнего Востока снижается на 0,7 п.п. (до 1,3%). Первоначальный взнос составляет 15% от стоимости недвижимости. Банк ВТБ отметил рост спроса на оформление дальневосточной ипотеки в 2,5 раза после снижения ставки до 1% в августе прошлого года. В целом с начала действия программы банк заключил 3,3 тыс. договоров на сумму более 13 млн рублей. Также Газпромбанк предлагает кредит по ставке 0,9%, банк ДОМ.РФ – 1,2% при условии дистанционной подачи заявки и подтверждения дохода выпиской из Пенсионного фонда, Азиатско-Тихоокеанский банк – 1,6% при условии первоначального взноса в 50%, Росбанк – 1,7% для зарплатных клиентов.

При этом в Минвостокразвития отмечают, что возросший спрос на жилье в рамках программы дальневосточной ипотеки выявил дефицит земли под строительство жилья в крупных дальневосточных городах, что, в свою очередь, ведет к повышению стоимости квадратного метра жилья – в среднем рост цены за квадратный метр в новостройках после введения льготных программ оценивается в 18,1%. По вопросу расширения земель для строительства Минвостокразвития сотрудничает с Минобороны, располагающим в ДФО крупными площадями. Важными задачами являются активизация жилищного строительства, привлечение новых застройщиков (в том числе зарубежных) и предложение им выгодных условий.

Так, в Приморском крае южнокорейская государственная строительная корпорация Land & Housing Corporation (LH Corporation) рассчитывает осуществить комплексную застройку острова Русский во Владивостоке на общей площади в 1,3 млн кв. м на территории 345 га. При этом 300 тыс. кв. м могут составить объекты коммерческой недвижимости и социальной инфраструктуры. Проект может быть реализован в сотрудничестве с российской корпорацией ДОМ.РФ – меморандум о сотрудничестве был подписан сторонами в ноябре 2020 г. Предварительно объем инвестиций в проект оценивается в 80-90 млн рублей. Следует отметить, что ранее LH Corporation подписала с Корпорацией развития Дальнего Востока соглашение о строительстве индустриального парка в ТОР «Надеждинская». Тем временем крупный российский застройщик – группа компаний «ПИК», в 2020 г. приобрела 13 земельных участков во Владивостоке на 10,6 га, где планируется построить жилой комплекс на 118 500 кв. м.

В Хабаровске для массовой застройки рассматриваются несколько территорий – Ореховая сопка, район аэродрома ДОСААФ, шестой и седьмой микрорайоны северной части города. В ноябре минувшего года Главгосэкспертиза одобрила проект водовода стоимостью около 9 млн рублей для строительства жилья в районе Ореховая сопка. В микрорайоне запланировано строительство 1 млн кв. м жилья. На строительство водовода требуется 141,63 млн рублей, при этом 138,8 млн рублей были выделены из краевого бюджета, а 2,8 млн рублей – из городского. Проектом также предусмотрено возведение магистрального канализационного коллектора. Сдать инфраструктуру в эксплуатацию предполагается в текущем году, после чего застройщики смогут начать работу на площадке. В числе компаний, заинтересованных в участии в строительстве, есть и группа «ПИК». Из краевого бюджета, кроме того, предполагается направить средства на создание проекта тепломагистрали для будущего жилого района. На территории района аэродрома ДОСААФ может быть возведено 1,2 млн кв. м жилья, а в шестом и седьмом микрорайонах – до 400 тыс. кв. м, однако данные проекты пока менее проработаны.

На Сахалине группа «ПИК» заинтересована в возведении порядка 800 тыс. кв. м жилья. Кроме того, в Сахалинской области заявлен проект строительства нового городского микрорайона площадью порядка 1,2 тыс. га в Корсаковском городском округе. Корпорация развития Сахалинской области рассчитывает направить 166,7 млн рублей на проведение исследований по разработке архитектурно-градостроительных концепций района, на территории которого должны разместиться транспортно-логистический комплекс «Корсаковский порт» и инновационно-технологический кластер «Сахалинтех». В качестве международного эксперта к выполнению работ планируется привлечь Международное сообщество городских и региональных планировщиков (ISOCARP).

Новые проекты предполагается развивать и в регионах, где предложение на рынке нового жилья ограничено, что также сдерживает развитие программы дальневосточной ипотеки. В январе губернатор Магаданской области С.Носов, генеральный директор корпорации «ДОМ.РФ» В.Мутко и генеральный директор Фонда ДОМ.РФ Д.Филиппов подписали меморандум о намерении сотрудничества для реализации проекта строительства арендного жилья в рамках комплексной застройки территории «Гороховое поле» в Магадане. Ожидается, что арендное жилье в первую очередь будет востребовано среди работников бюджетной сферы и молодых специалистов, а, кроме того, поможет ускорить процесс переселения граждан из аварийного жилья и расширит возможности для получения льготной дальневосточной ипотеки. Первый этап комплексной застройки «Горохового поля» предполагает возведение до 100 тыс. кв. м жилья, при этом застройщиком должна выступить Корпорация развития Магаданской области, а проектное финансирование предоставит Банк ДОМ.РФ. В качестве арендатора выступит правительство Магаданской области, тогда как Фонд содействия реформированию ЖКХ станет софинансировать проект. До 2030 г. на территории «Горохового поля» планируется возвести 204 тыс. кв. м жилья на общую сумму порядка 22,67 млн рублей.

В марте глава Минвостокразвития А.Чекунков сообщил о разработке нового механизма поддержки строительства жилья – создания в городах округа «Дальневосточных кварталов», представляющих собой современные микрорайоны с комфортной планировкой в срок до 2024 г. В этих целях предполагается распространить режим ТОР на проекты комплексной жилищной застройки объемом от 200 тыс. кв. м с предусмотренными мерами по созданию коммунальной и социальной инфраструктуры.

Обеспечение строительных площадок необходимой инфраструктурой является значимым вопросом для развития жилищного строительства. На сегодняшний день в этих целях реализуется программа «Стимул», в которой пока принимают участие четыре дальневосточных региона – Амурская область, Хабаровский край, Бурятия и Якутия. В 2021-24 гг. на финансирование данной программы в ДФО выделено порядка 3,5 млн рублей, что, как ожидается, позволит возвести порядка 1,3 млн кв. м жилья. Кроме того, Забайкальский край намерен войти в программу в текущем году - в ближайшие несколько лет (2021-24 гг.) регион получит 529,8 млн рублей из федерального бюджета на снижение стоимости квадратного метра жилья. Снизить стоимость жилищного строительства предполагается с помощью возведения тепловых сетей, сетей водоснабжения, канализации и дорог к строительным площадкам. Ежегодно с 2021 г. регион будет получать на данные цели от 80 до 100 млн рублей.

В ДФО предполагается расширять возможности для индивидуального жилищного строительства. В конце минувшего года был принят инициированный Минвостокразвития закон, расширяющий перечень случаев досрочного предоставления земельных участков в собственность гражданам в рамках программы «Дальневосточный гектар». Данный закон позволяет пользователям дальневосточных гектаров передавать землю в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств при оформлении ипотеки на строительство жилого дома, тогда как прежде участки могли быть переданы в собственность гражданам лишь по истечении пяти лет, а банки рассматривали в качестве обеспечения по займам лишь участки в собственности у заемщика. Согласно новому закону, заключение с российским банком кредитного договора на строительство дома на дальневосточном гектаре является обязательным условием передачи земельного участка в собственность. При этом, по данным Агентства Дальнего Востока по развитию человеческого капитала, более 40% участников программы «Дальневосточный гектар» берут землю именно в расчете на строительство собственного дома.

В прошлом году на Дальнем Востоке открывались и новые производства строительных материалов. В декабре ООО «Завод Синергия» запустило производство железобетонных вибрированных стоек для опор ВЛ напряжением 0,4-10 кВ в приморском Артеме мощностью 14,5 тыс. опор в год. Проект был реализован в рамках СПВ. В качестве основных потребителей продукции рассматриваются строительно-монтажные организации и электросетевые компании. Еще один резидент СПВ, компания «Каркас», в январе текущего года открыла завод по производству арматурных каркасов во Владивостоке. В 2021 г. инвестор намерен переработать на предприятии свыше 2 тыс. тонн металлопроката.

Корпорация «ТехноНиколь» в конце декабря ввела в эксплуатацию в Хабаровске завод по вторичной переработке полимеров в рамках ТОР. Объем инвестиций в создание предприятия составил 171 млн рублей. На заводе будет осуществляться переработка вторичного сырья, включая упаковки из полистирола и пенопласта, утилизация теплоизоляционных материалов, а в результате будут производиться тяжелые плиты XPS, применяемые в дорожном строительстве. При этом на сегодняшний день в хабаровский производственный кластер «ТехноНиколь» входят предприятия по производству пластиковых водосточных систем, строительных тепло- и звукоизоляционных материалов из каменной ваты и пенополистирола. Суммарный объем вложений в них превысил 2,6 млн рублей. Также «ТехноНиколь» в текущем году начал реализацию проекта по модернизации технологической линии по выпуску каменной ваты для увеличения объема производства теплоизоляционных материалов и расширения их ассортимента. 

18 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика