Поделиться
Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – судостроение
Поделиться

Традиционный эксклюзивный отраслевой аналитический обзор бюллетеня EastRussia – на этот раз по дальневосточному судостроению: текущее состояние дел, ожидания игроков рынка, производителей и закзчиков.

Осенью прошлого года глава Росрыболовства И.Шестаков предлагал выделить дополнительные инвестиционные квоты на строительство промысловых судов, из-за несущественного обновления судов на Дальнем Востоке в силу отставания от сроков, составляющего от полугода до двух лет. В целом в стране на сегодняшний день в рамках программ государственной поддержки судостроения заявлено строительство 107 судов (в том числе 56 судов по программам инвестиционных квот). Из 107 судов на воду было спущено 11, передано заказчикам – 4. Президент В.Путин в ходе встречи с И.Шестаковым в октябре обещал проработать вопрос с выделением дополнительных квот.

пресс-служба Амурского судостроительного завода

В октябре Минпромторг предлагал внести коррективы в правила предоставления судового утилизационного гранта, увеличив его до 15% при строительстве судов для нужд северного завоза (такой коэффициент, в частности, уже действует в пассажирском флоте) – это касается транспортного, обслуживающего и технического флота. При этом в качестве обязательного условия предлагалось ввести требование строительства нового судна только на верфях Крайнего Севера и Дальнего Востока. В настоящее время проект проходит стадию общественных обсуждений. Следует отметить, что судовой утилизационный грант был введен в 2017 г. и представляет собой выплату российской судоходной компании при утилизации старого флота и заказе на российской верфи нового судна[1].

На сегодняшний день суда, используемые для северного завоза, в значительной степени устарели – в среднем их возраст превышает 30 лет, а износ - 70%. В Минпромторге настаивают на необходимости государственной поддержки строительства таких судов, аргументируя ее длительными сроками окупаемости, короткими сроками навигации и дефицитом оборотных средств. В ведомстве предварительно оценили потребность в строительстве судов для северного завоза в 15 штук в ближайшие годы, с дальнейшим увеличением – до 2035 г. общая потребность в судах такого типа может составить 300 штук (на что может потребоваться до 15 млрд. рублей). В то же время в министерстве затруднились оценить количество потенциальных получателей субсидии, из-за отсутствия достоверной информации о твердых намерениях судоходных компаний, привлекаемых для осуществления северного завоза. Инициативу Минпромторга поддержало Минвостокразвития, инициировав сбор информации о количестве работающих на сегодняшний день судов и потребностях в обновлении флота.

Напомним, что в Якутии в минувшем году было запущено строительство новой Жатайской судоверфи (в рамках ТОР) именно в целях обновления устаревшего флота Ленского речного пароходства, специализирующегося на завозе грузов в арктические районы республики. Стоимость реализации данного проекта оценивается в 5,8 млрд. рублей. Завершение работ намечено на конец текущего года, но на полную мощность предприятие предполагается вывести к концу 2025 г. Эксперты отрасли также отмечают потребность в расширении льготного лизинга для строительства речных судов, доставляющих на Крайний Север жизнеобеспечивающие грузы.

Еще одной мерой, которую предложил ввести Минпромторг для поддержки отечественного судостроения, является возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам для крупнотоннажных судов дедвейтом от 25 тыс. тонн, построенных на российских верфях. Соответствующие изменения предлагается внести в госпрограмму развития судостроения и техники для освоения шельфа. В ноябре 2020 г. вице-премьер Ю.Борисов поручил Минпромторгу, Минфину, Минэкономразвития и Минтрансу рассмотреть данную инициативу и доложить согласованную позицию.

В настоящее время уже есть постановление № 383 в части поддержки строительства крупнотоннажных судов, но оно действует с ограничениями - распространяется только на суда класса «река – море» стоимостью не более 1,5 млрд. рублей (за исключением пассажирских судов). На реализацию данной меры поддержки в бюджете предусмотрено 10,4 млрд. рублей (на 2021-23 гг.). При этом строительство крупнотоннажных газовозов для «НОВАТЭКа» на приморской судоверфи «Звезда» уже субсидируется – 31,6 млрд. рублей в 2021-23 гг. в целях компенсации разницы в стоимости строительства с верфями Южной Кореи. Исходя из того, что новая мера господдержки с высокой долей вероятности не затронет уже субсидируемый флот и суда, строящиеся на бюджетные средства, ее основными получателями могут стать коммерческие заказчики – для «Звезды» это «Роснефтефлот» (структура «Роснефти»), «Совкомфлот», «Газпром».

Что касается программы инвестиционных квот для обновления рыбопромыслового флота, то первой серией судов, строящихся на Дальнем Востоке в рамках программы инвестквот по крабовым квотам, являются восемь краболовов дедвейтом более 1 тыс. тонн, заложенных на «Находкинском судоремонтном заводе»[2] в Приморском крае (НСРЗ) для группы компаний «Антей» – шесть непосредственно для «Антея» и два для ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания» (входит в группу «Антей»). Суда должны быть спущены на воду до конца 2024 г. Инвестиции в строительство данных краболовов оцениваются в сумму порядка 17 млрд. рублей. Напомним также, что весной прошлого года два краболова 

Тем временем АО «Восточная верфь»[4] (Владивосток) удалось обеспечить производство заказами от рыбопромышленников после потери части госзаказа в военном судостроении. В декабре предприятие спустило на воду первое судно («Охотск») из серии пяти краболовов, строящихся на верфи в рамках программы инвестквот. Передача судна заказчику – группе компаний «Сигма Марин Технолоджи»[5], намечена на сентябрь текущего года. В целом «Восточная верфь» строит для «Сигма Марин Технолоджи» четыре краболовных судна (в том числе для входящих в группу компаний предприятий ООО «Север» и ООО «Дальневосточное побережье») и одно судно для ООО «Восход»[6] (резидент СПВ в приморском поселке Преображение). Передача заказчику последнего в серии краболова должна состояться в 2024 г.

Помимо строительства в рамках инвестиционных квот «Восточная верфь» продолжает работу и в рамках основной своей специализации (строительство военных кораблей, судов снабжения для Тихоокеанского флота и ФСБ)[7] – в конце прошлого года предприятие построило шестой противодиверсионный катер проекта 21980 («Грачонок») для Тихоокеанского флота. В целом на верфи было построено шесть катеров данного проекта. В феврале началась резка металла для плавучего причала проекта ПМ-61М для Тихоокеанского флота. Сдать причал заказчику планируется в октябре текущего года. В минувшем году было сдано три причала данного проекта – два для Тихоокеанского флота и один для береговой охраны пограничного управления ФСБ по Амурской области. Несмотря на определенные успехи, к владивостокскому предприятию существуют претензии других игроков отрасли – в феврале стало известно о намерении подать в арбитражный суд иск о банкротстве «Восточной верфи» со стороны предприятия «Электрорадиоавтоматика» («ВП ЭРА»), владельцами которого являются подконтрольное «Роснефтегазу» АО «Современные технологии судостроения» (76,29%) и В.Пестов (9,69%). Также в приморский арбитражный суд поступило заявление ООО «Морские пропульсивные системы» (Санкт-Петербург, занимается производством судовых двигателей) о признании «Восточной верфи» банкротом.

Между тем проблемы возникают и у Амурского судостроительного завода (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию»). Компания ООО «Олимп»[8] (Владивосток, занимается поставкой расходных материалов для энергопредприятий) намерена обанкротить предприятие, обратившись в арбитражный суд с соответствующим требованием[9]. При этом суть претензий к судостроителю компания не раскрывает. В октябре прошлого года Амурским судостроительным заводом были выпущены сразу два новых судна – грузопассажирский автомобильно-железнодорожный паром ледового класса для работы на переправе «Ванино - Холмск» и многофункциональное аварийно-спасательное судно для флота ФГБУ «Морская спасательная служба». Минобороны в декабре прошлого года в рамках реализации гособоронзаказа заключило с АСЗ контракт на строительство серийной партии из шести корветов (проектов 2380 и 2385), которые должны пополнить Тихоокеанский флот в 2024-28 гг.

При этом лидером отрасли не только в ДФО, но и в стране в целом постепенно становится судоверфь «Звезда» (консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка) в Приморском крае, которая по итогам года заняла первое место в рейтинге верфей по совокупному тоннажу и второе место после ОСК по стоимости сданных судов. На предприятии в Большом Камне в 2020 г. были размещены наиболее крупные по стоимости заказы в отрасли – серия из десяти газовозов для проекта ПАО «НОВАТЭК» «Арктик СПГ-2» и головной атомный ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт. В ноябре 2020 г. на судостроительном комплексе «Звезда» было начато строительство второго танкера-продуктовоза дедвейтом 50 тыс. тонн (для транспортировки нефтепродуктов и газового конденсата)[10], работающего на газомоторном топливе. Следует напомнить, что в настоящее время портфель заказов «Звезды» включает свыше 50 судов (53 активных заказа), в том числе 28 судов для «Роснефти». К концу года на судостроительном комплексе были введены в эксплуатацию блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый достроечный стапель с парком кранов и судо-транспортной системой, транспортно-передаточный док. В состав второй очереди предприятия входят сухой док, а также дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники. В октябре верфь приступила к строительству седьмого танкера типа Aframax для «Роснефти», в ноябре начались строительство первого танкера-газовоза СПГ ледового класса Arc7 вместимостью 172,6 тыс. куб. м и резка стали для второго газовоза, а в декабре состоялась закладка первого танкера-челнока усиленного ледового класса Arc6 дедвейтом 69 тыс. тонн. Для «НОВАТЭКа» должно быть построено 15 газовозов Arc7, ввод в эксплуатацию 5 из 15 танкеров запланирован на 2023 г.

Следует отметить, что в связи с пандемией некоторые заказчики пересматривали планы относительно размещения заказов. Так, ФГУП «Росморпорт» заключил со «Звездой» контракт на строительство двух ледоколов, вместо изначально планируемых четырех, в том числе в связи с ростом цены (цена первого судна выросла с 4,9 до 5,8 млрд. рублей, остальных – с 4,3 до 5,4 млрд. рублей). Вместе с тем «Росморпорт» не исключает возможности увеличения серии в перспективе. Первый ледокол должен быть сдан в 2024 г.

Важным вопросом в рамках строительства «Звезды», в очередной раз поднятым в конце минувшего года, стало создание на Дальнем Востоке металлургического производства для нужд судостроительного комплекса. Глава «Роснефти» И.Сечин в ноябре прошлого года сообщил президенту В.Путину о решении построить металлургический завод стоимостью 2,2 млрд. долларов США в Приморском крае – в районе бухты Суходол, поблизости от бухты Большой Камень, где расположена «Звезда». Согласно предварительным планам, производительность нового завода должна составить 1,5 млн. тонн стальной и трубной продукции, при этом для нужд самой верфи необходимо порядка 330-350 тыс. тонн. Остальную часть продукции предполагается реализовывать другим потребителям в Дальневосточном ФО. На такое решение повлияли удаленность судоверфи от основных производителей судового листа и металлопрофиля, а также сложности при организации железнодорожных поставок.

При этом по данному проекту компания рассчитывает и на оказание существенной государственной поддержки - И.Сечин отметил необходимость создания сопутствующей инфраструктуры для предприятия – дополнительных энергетических мощностей, а также автодорог и жилья, попросив у президента содействия в данном вопросе. На текущий момент с участием китайской MCC International Incorporation проработано технико-экономическое обоснование проекта.

В то же время российские сталелитейные компании, входящие в отраслевую ассоциацию «Русская сталь»[11] (объединяет ведущие металлургические компании РФ), выступают против создания нового производства в Приморье, оценивая его как убыточное, поскольку оно потребует существенных льгот на транспортировку сырья (железорудного сырья, лома, угля). Основные риски связаны с тем, что в настоящее время наблюдается профицит сталелитейных мощностей - производство стали в РФ почти в два раза превышает потребление, и объем невостребованной на внутреннем рынке продукции оценивается в 30 млн. тонн. По мнению «Русской стали», в таких условиях более целесообразной мерой является не строительство новых мощностей, а предоставление конкурентоспособных тарифов на перевозку металлопродукции для дальневосточных потребителей в целом или исключительно для нужд «Звезды». В свою очередь, в Минпромторге, где в 2019 г. не видели необходимости в создании крупного производства на Дальнем Востоке, сообщили о намерениях изучить бизнес-план проекта и уже после этого детально оценить его перспективы. В ведомстве предполагают, что для обеспечения завода необходимым количеством заказов, помимо нужд судостроения он должен также обеспечивать продукцией предприятия других отраслей – машиностроения, вагоностроения, изготавливать трубы большого диаметра.

При этом основной проблемой всех судостроительных предприятий, в том числе «Звезды», является то, что, работая по иностранным проектам, они фактически собирают новые суда полностью из импортных комплектующих, поскольку заказчики в первую очередь рассчитывают получить судно, аналогичное производимому в Южной Корее. В частности, «Звезда» осуществляет строительство судов большого дедвейта, включая танкеры и газовозы, методом крупноблочной сборки. Так, первый построенный в РФ танкер Aframax («Владимир Мономах») дедвейтом 114 тыс. тонн и стоимостью около 12 млрд. рублей, сданный «Звездой» «Роснефтефлоту» в декабре прошлого года, был более чем на 80% построен в Южной Корее – в задачи дальневосточной верфи входила сварка кормовой и носовой частей судна. Для заказчика замена отечественными комплектующими в проектах несет риски срыва сроков, более высокой цены, при этом существуют опасения в надежности, в то время как производители оборудования настаивают, что для снижения цены на новое оборудование необходимы крупные партии и серийные заказы.




[1]           В настоящее время при строительстве пассажирских судов возмещается 15% от стоимости нового судна, а при строительстве других типов судов – 10%. Субсидия выделяется в том числе в рамках лизинга. В 2017-18 гг. таким образом было профинансировано строительство девяти судов, в 2019 г. субсидию получил только ФГУП «Росморпорт» (34 млн. рублей), в 2020 г. субсидия была получена тремя компаниями на строительство четырех судов. Бюджетом предусмотрено 450 млн. рублей в 2021 г., и по 500 млн. рублей в 2022 г. и 2023 г. В феврале 2020 г. в правила выдачи судового утильгранта были внесены изменения, предполагающие обязательство вернуть субсидии в случае срыва сроков сдачи судна. В Минпромторге предлагают смягчить штрафные санкции (снизить минимальный размер штрафа с 25% до 2,5% от размера субсидии).


[2]           Принадлежит «МП Групп» М.Полетаева.


[3]           Принадлежит М.Котову.


[4]           19,55% принадлежит Г.Лазареву, 5,75% - А.Мирошниченко.


[5]           Учредители – М.Петрушин и С.Попов.


[6]           Учредителем является сын приморского губернатора Н.Кожемяко.


[7]           «Восточная верфь» является на сегодняшний день единственным на Дальнем Востоке предприятием оборонно-промышленного комплекса – резидентом СПВ.


[8]           Владельцы – А.Залевский, Ю.Филиппов (по 35%), А.Львутин (30%).


[9]           В 2020 г. было отмечено четыре заявления о банкротстве АСЗ, но они были возвращены судом кредиторам.


[10]         Судна будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных тайм-чартерных договоров «Совкомфлота» с «НОВАТЭКом».


[11]         Включает «Евраз», ПАО «Мечел», ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», АО «Оскольский электрометаллургический комбинат», ПАО «Северсталь», ПАО «Трубная металлургическая компания», ООО УК «ПМХ», АО «Объединенная металлургическая компания».




Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов