Специальные казначейские кредиты помогут эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.
Павел УсовЭксперты говорят о том, что системная разработка сценариев по формированию нового облика городской среды в регионе – давно назревшая и необходимая задача. Местные власти рассчитывают на то, что реализация данных стратегий поправит демографическую ситуацию, в том числе за счет создания условий для притока постоянного населения.
В мае этого года были выпущены поручения главы государства и правительства РФ по реализации мастер-планов Южно-Сахалинска (включая Корсаков), Улан-Удэ, Читы (подробнее см. «Градоустройство на марше»), Северобайкальска и Тынды. На их финансирование предполагается выделить 741,8 млрд руб., в том числе 422,7 млрд из госбюджета и 264,7 млрд из внебюджетных источников. Федеральным центром на реализацию планов развития данных городов уже предусмотрено 168,4 млрд руб.
Стратегии пространственного развития на стадии формирования еще у почти 20 городов ДФО. Это Владивосток, Артем, Большой Камень, Арсеньев, Уссурийск, Находка, Хабаровск, Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Биробиджан, Благовещенск, Свободный, Белогорск, Нерюнгри, Якутск, Анадырь, Краснокаменск. Часть мастер-планов была представлена на ВЭФ-2023.
Об окончательной сумме финансирования градостроительных решений говорить пока рано, но только по Хабаровску, согласно предварительным данным, суммарная стоимость ключевых проектов до 2030 года может превысить триллион руб. Их реализация должна стимулировать вложения частных инвесторов в сферу жилой и коммерческой недвижимости, объекты гостеприимства и т.п. в объеме 765 млрд руб.
Реновация городов Дальнего Востока необходима для преодоления сложившегося отставания региона в качестве городской среды. «Это не достаточное, но необходимое условие для повышения привлекательности проживания на Дальнем Востоке как для сегодняшних жителей, так и для потенциальных мигрантов. Опережающее развитие городов ДФО как в целом в части качества городской среды, так и отдельных ее параметров (например, уровень жилищной обеспеченности) должно компенсировать объективно сложные природно-климатические и транспортно-географические условия проживания в этом регионе», – говорит генеральный директор Фонда «Институт экономики города», директор направления «Муниципальное экономическое развитие» Александр Пузанов.
По данным ряда исследований качества жизни и состояния городской инфраструктуры, города Дальнего Востока все еще существенно уступают городам из европейской части России по целому ряду показателей. Во многом это обусловлено низкой удовлетворенностью местными жителями состоянием ЖКХ, уровнем развития объектов здравоохранения и образования, нехваткой культурных учреждений и т.д. «Подобное отставание в развитии городской инфраструктуры регионов ДФО только усиливает западный дрейф и диспропорции в размещении населения», – подчеркивает замдиректора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН по стратегическому развитию и кадровой политике, старший научный сотрудник Центра территориальных изменений и городского развития Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Безвербный.
Среднее значение индекса качества городской среды (ИКГС), рассчитываемого Минстроем России, за 2022 год составило 192 балла. Во всех дальневосточных регионах этот показатель существенно ниже и варьируется от 190 (Чукотка) до 154 (Забайкальский край). Доля городов с благоприятной городской средой (выше условного порога в 180 баллов) в среднем по России составила 54%, а в ДФО – около 30%.
При этом задача преодоления отставания не выглядит неразрешимой: если в 2018 году медианное значение ИГКС городов Дальневосточного федерального округа отставало от среднероссийского значения на 21 пункт, то в 2022 году – только на 12 пунктов, уточнил Александр Пузанов.
«Вероятно, это влияет и на миграционную ситуацию: если в первой половине 2022 года во всех регионах ДФО, кроме Чукотки, был зафиксирован миграционный отток, то в первой половине 2023 года уже в 6 из 11 регионов фиксируется миграционный прирост, правда, пока весьма незначительный, и в целом по региону миграционный отток сохраняется», – комментирует эксперт.
Конвергенция городов и регионов в уровне и качестве жизни населения – единственный возможный путь по сокращению миграционного оттока человеческого капитала из ДФО и преодоления существующих разрывов в социально-экономическом развитии западной и восточной частей России, считает Вадим Безвербный. Насколько эта задача масштабна и амбициозна, настолько и актуальна для региональной политики, добавляет он.
Мастер-планы подразумевают две основные функции. Первое – формирование общей концепции развития территории, на основе которой должны впоследствии разрабатываться предусмотренные законодательством документа социально-экономического и территориального планирования (сами мастер-планы правового статуса в системе документов стратегического планирования пока не имеют). Второе – приоритизация проектов инфраструктурного развития, которые могут получить поддержку из средств федерального бюджета.
Как отметил Александр Пузанов, в рамках этого направления правительство РФ постановлением №525 от 31 марта 2023 года установило новый механизм поддержки регионов – специальные казначейские кредиты с весьма льготными условиями предоставления. В качестве одного из направлений использования таких кредитов прямо указано проектирование, строительство, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов коммунальной, транспортной, социальной, туристской инфраструктур, приобретение транспортных средств и подвижного состава городского транспорта общего пользования, технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнение работ по благоустройству территорий – в том числе для городов, расположенных на территории ДФО, и иных населенных пунктов, включенных в мастер-планы агломераций.
Проработанный мастер-план позволяет качественно спланировать и даже визуализировать пространственное и экономическое содержание территорий. Причем в контексте улучшения городской среды важно соблюсти баланс между экономическими интересами девелоперов и социальными потребностями горожан, так как именно недостаточное количество и качество объектов социальной инфраструктуры, как правило, больше всего беспокоит жителей большинства городов ДФО, свидетельствует Вадим Безвербный.
Практически каждый мастер-план предполагает создание благоприятных условий для долгосрочного закрепления жителей, формирование точек притяжения для приезжих специалистов и их семей. Можно ли здесь говорить об ужесточении конкурентной борьбы за трудовые ресурсы в регионе, что уже наблюдалось в предыдущие годы по ряду отраслей, не обернется ли это новыми вызовами?
Конкуренция городов и регионов за человеческий капитал является общемировой практикой и обеспечение равной конкуренции за человеческие ресурсы между городами одного региона является практически нереализуемой задачей, рассуждает заместитель директора Института демографических исследований. В то же время для Дальнего Востока ключевым на ближайшие десятилетия, как минимум, является достижение основной частью т.н. первых и вторых городов ДФО хотя бы среднероссийских показателей в развитии городской среды. Как максимум, следует говорить о стратегиях достижения ключевыми агломерациями региона (Владивосток, Хабаровск, Чита, Благовещенск и др.) равной конкуренции за человеческий капитал с лучшими городами страны (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар).
«Поэтому опережающий рост городов-локомотивов и точек роста ДФО – скорее не вызов, а необходимое условие для развития. Только в этом случае мы сможем переломить существующий миграционный тренд и рассчитывать на демографический рост стратегического для нас региона», – резюмирует Вадим Безвербный.
После череды обсуждений мастер-плана Хабаровска в районах, на предприятиях, в организациях, бизнес-объединениях и творческих союзах, активисты внесли в него более 2000 предложений. Финальную версию документа, объём которого превысил 700 страниц, мэр Хабаровска Сергей Кравчук представил на расширенном заседании Общественной палаты города. Доработанный вариант мастер-плана губернатор края Михаил Дегтярёв презентует во время VIII Восточного экономического форума президенту России Владимиру Путину.
Вряд ли найдётся житель России не слышавший это слово – «мастер-план», но редкий россиянин когда-нибудь его – мастер-план – видел. Широкое внимание термин привлек после Урбанистического форума 2018 года, когда заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин заявил: «…мы не будем больше делать генплан, мы будем делать мастер-план…». Но на Дальнем Востоке особое любопытство к мастер-планам появилось в 2021 году – особенно у жителей тех 26-ти городов, где они разрабатываются по поручению Президента страны Владимира Путина.
Сначала было очень много просто сообщений, потом в новостях стали появлялись отдельные эскизы, и вот на VII Восточном экономическом форуме первые мастер-планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Магадана. Хабаровск тогда в список не попал, но надо помнить, что мастер-план – это не шаблон, а индивидуальный рецепт. Чем больше в городе жителей, чем сложнее его инфраструктура и ещё целый набор факторов – тем больше времени занимает разработка стратегии, призванной глубоко изменить не только облик, но и саму сущность того или иного городского образования.
«Каким будет город, в котором живу я, и будут жить мои дети и внуки?» – равнодушным этот вопрос вряд ли кого-то может оставить. Очевидно поэтому в день презентации мастер-плана Хабаровска очень сложно было найти место в актовом зале городского дворца культуры.
Предваряя выступление мэра, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв отметил: «К работе были привлечены лучшие специалисты страны – инженеры, архитекторы, социологи, экономисты. Наши проекты (Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре – прим. EastRussia) готовит ведущая в России проектная компания "КБ Стрелка". В рамках разработки мастер-планов были проведен целый рад социологических исследований, стратегических сессий среди экспертов и представителей общественности.
На сегодняшний день объем проекта мастер-плана развития Хабаровска составляет 700 страниц. Горизонт планирования реализации мастер-плана 7 лет. Предварительный объем средств для его реализации – 1 триллион рублей».
На что же пойдут эти колоссальные средства? Общий ответ – «на создание комфортной среды» вряд ли кого-то удовлетворит, поэтому пройдёмся по порядку.
«Основная цель мастер-плана, – подчеркивает Сергей Кравчук, – сделать город успешным, удобным и узнаваемым. В удобном городе все повседневные блага у горожан находятся под рукой, на расстоянии 15-ти минутной пешеходной доступности от дома. Такую доступность обеспечит создание Центров городской жизни.
Районы города превратятся в самодостаточные многофункциональные территории, с благоустроенными парками и скверами. Помимо новой застройки в районах будут созданы места приложения труда и объекты комфортной, разнообразной городской среды.
Всего в мастер-плане запланировано создание 11-ти таких центров городской жизни: Северный – База КАФ, Большая – Вяземская, Южный, Березовка, Красная речка, поселок Горького, а также районы новой застройки: Ореховая сопка, Городская гавань, Дальневосточный квартал».
Развитие каждого из этих центров имеет своё собственное, индивидуальное наполнение. Самые объёмные трансформации ждут исторический центр, «Красную линию» и набережную. Здесь возникнут и абсолютно новые объекты – комплекс речного вокзала, полностью новое здание Дальневосточного художественного музея, и будут улучшены уже имеющиеся зоны отдыха и прогулок – Амурский и Уссурийский бульвары.
Центр городской жизни «Северный – База КАФ» получит новое содержание благодаря строительству Межвузовского кампуса на базе Тихоокеанского государственного университета. Причем вся социальная инфраструктура кампуса от спортзалов до кафе и магазинов будут доступны не только студентам, но и горожанам, и туристам.
Появится и абсолютно новый район «Городская гавань». Акватория Амура в этом районе после очистки станет удобной для купания и яхтинга. Дамба превратится в променад, а по берегам вырастут новые кварталы жилой и общественно-деловой застройки.
В поселке имени Горького и на Красной речке будут модернизированы объекты спортивной и досуговой инфраструктуры. Уже существующие центры притяжения – Дом Культуры и Центр работы с населением получат новое наполнение как по содержанию, так и по оформлению прилегающей территории.
Головная боль не только Хабаровска, но и, кажется, любого российского города – транспортное сообщение. Этому аспекту – особое внимание. Все центры городской жизни свяжет между собой улично-дорожная сеть, насыщенная маршрутами общественного транспорта и безопасная для всех видов перемещения. В городе планируется строительство 10-ти новых транспортных развязок, создание 31–ой новой уличной связи и 22-х пешеходных переходов.
Триллион рублей, который на всё это потребуется – не должен пугать, а вдохновлять. К тому же, это не окончательная оценка, а предварительная. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia, Сергей Кравчук пояснил, что она может трансформироваться. «Сумма может вырасти, она будет расти в зависимости от многих факторов, от того какие объекты будут появляться. Финансирование будет комбинированным это и федеральные средства, это вложения частных инвесторов. Конечно же и деньги из местного бюджета будут выделяться, и из бюджета Хабаровского края. Очень серьёзно высказался наш бизнес, который говорит: «Да, мы готовы участвовать в этих инвестиционных проектах».
Выбор конкретных финансовых инструментов для реализации мастер-плана будет сделан в зависимости от необходимого объёма финансирования, типа объекта, условий его дальнейшего использования. Одним из популярных решений в части привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты стала концессия. Как одна из форм государственно-частного партнерства, она оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области государственно-частного партнёрства. Причины популярности концессии кроются в упрощенной регуляторике в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм самой концессии. Есть и другие инструменты - инфраструктурные бюджетные кредиты или специальные казначейские кредиты – они выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Так что задача найти и эффективно распорядиться триллионом рублей вряд ли станет камнем преткновения на пути воплощения всех замыслов мастер-плана Хабаровска.
Сейчас мы становимся свидетелями третьей волны урбанизации Дальнего Востока. И она будет совсем другой. Если раньше отправной точкой для появления «жизни» в этом суровом регионе служили исключительно интересы государства: «Надо застолбить за собой землю!», «Надо сберечь промышленность и дать отпор врагу!», «Даёшь стране металл и уголь!», то сейчас цели и устремления госаппарата отталкиваются от интереса человека. Того человека, который здесь живёт и того человека, который захочет сюда приехать и переселиться насовсем.
В рамках VIII Восточного экономического форума, который прошел во Владивостоке с 10 по 13 сентября, участники и приглашенные эксперты обсудили новый формат презентаций инвестиционного потенциала дальневосточных городов — с помощью детальных мастер-планов. На платформе «Росконгресс Урбан Хаб» состоялась дискуссия, в рамках которой разобрали уже разработанные карты развития трех административных центров — Читы, Якутска и Южно-Сахалинска. На какие тренды и запросы предстоит ориентироваться региональным властям в разработке мастер-планов, и при чем тут диалог с инвесторами, разбиралась редакция EastRussia.
Мастер-план — это возможность властям, бизнесу и населению договориться о том куда движется город и в каком направлении он будет развиваться. Эта работа учитывает интересы предпринимателей и обычных жителей, которым важно, где будут учиться их дети, как будут работать и отдыхать они сами. А региональные и муниципальные органы власти, в свою очередь, даже в условиях ограниченных бюджетов с помощью мастер-планов могут расставить приоритеты в модернизации городской среды. Обычно первый этап предполагает создание инфраструктуры для экономического старта, и уже она затем влечет за собой системное удовлетворение социальных потребностей, которые касаются комфортной жизни.
Практическая работа по мастер-планам стартовала два года назад – в 2021 году удалось выделить первый пакет финансирования на эти цели, а к 2023 году дальневосточные города один за другим представляют собственные мастер-планы и защищают их как перед комиссией федерального правительства, так и перед президентом РФ. Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева отметила:
«Сегодня на площадке ВЭФ мы подводим итоги мастер-планирования 25 городов Дальнего Востока, и 13 из них отобрали для обсуждения на пленарном заседании, которое провел президент Владимир Путин. Работа идет очень быстро: Петропавловск-Камчатский защитил свой план на прошлом ВЭФ, по нему принят правительственный акт, и уже можно говорить о первых результатах. Подготовлены десятки инициатив и проектно-сметных документаций. Уже в конце 2023 года жители города увидят первые результаты — проекты благоустройства. Мне нравится, что этот процесс очень последовательный: от мечты к картинкам мастер-плана, а затем к физической реализации», — поделилась Эльвира Нургалиева.
Сейчас в России изменяется градостроительное законодательство в части упрощения понятий и процедур, одновременно с этим начинается самый сложный этап работы — это практическая реализация мастер-планов и претворение проектов в жизнь. Как уточнила Эльвира Нургалиева, по мастер-плану нет ограничений в получении федерального финансирования — это стратегический региональный документ. Объем финансирования зависит только от того, как регион проведет презентацию, защитит свой мастер-план и обоснует его составляющие.
Главная проблема Якутска
В рамках дискуссии эксперты рассмотрели мастер-план столицы Республики Саха — Якутска, его представил первый заместитель мэра Георгий Гаврильев. По словам спикера, главная проблема, решение для которой разрабатывали при создании карты развития города — расселение аварийного и ветхого жилья.
«Якутск — один из самых быстрорастущих городов ДФО. За 10 лет прирост населения у нас составил 25 %, сейчас численность жителей — 368 тысяч человек, из них 154 тысячи заняты в экономике. Работая над мастер-планом, мы проводили социологический вопрос, и горожане одной из ключевых проблем Якутска назвали аварийное жилье. Это действительно так: город был основан в 1632 году, у него большая история, но и большой объем старого жилья. С 2012 года по программам переселения мы расселили всего 441 дом — осталось ликвидировать еще 1178 с 42 тысячами горожан. Очень большой объем: целые кварталы, построенные в XX веке, требуют сноса, расселения и строительства новых домов, социальной инфраструктуры», — обозначил Георгий Гаврильев опорный вектор мастер-плана Якутска.
Решить проблему администрация Якутска собирается с помощью механизма комплексного развития территорий (КРТ). Для расселения микрорайонов Спортивного и Звездного используют специальные казначейские кредиты. Ранее по программе КРТ мэрия получила 3,7 млрд рублей на эти цели, а в текущем году дополнительно удалось добиться выделения еще 25 млрд рублей — их потратят на расселение так называемого «гетто Якутска» — микрорайона Спортивного, где самая высокая концентрация аварийного жилья.
«У нас есть инвесторы — операторы КРТ. В микрорайоне Спортивном это «Республиканское ипотечное агентство». Средства казначейского кредита направляются на создание инфраструктуры для новых жилмассивов. Инвестор в счет будущих продаж квартир окупает строительство жилья, а социальную инфраструктуру — школы и детские сады — заказываем мы как муниципалитет. Таким образом, в проекте участвует и региональный, и муниципальный, и федеральный бюджеты, а также частные средства», — объяснил первый вице-мэр Якутска.
Еще один важный вопрос, отраженный в мастер-плане города — привлечение и удержание молодежи. Для этого властям муниципалитета потребовалось проанализировать всю экономическую составляющую Якутска, чтобы определить приоритетные отрасли, требующие развития в соответствии с запросами молодого поколения.
«Средний возраст жителя Якутска — 36 лет. На уровне города мы начали с того, что создали систему обучения молодежи с формированием интереса к профессии. 2 года назад открыли «IT-куб» для школьников и студентов. Более 10 лет работает «IT-парк», где уже реализуются проекты цифровой индустрии. Есть «Квартал труда» — при поддержке Минвостокразвития в 2022 году мы его открыли. Площадка готова принять до 1000 резидентов. В целом же отмечу, что у молодежи сегодня запрос на общественные пространства, красивый облик города, хорошие дороги, рабочие места с хорошим доходом и комфортное жилье. Кроме этого, есть запрос на конкурентный уровень образования. Был проведен глубокий анализ структуры экономики города, и мы выявили те отрасли, на которые будем опираться для развития и дальнейшего привлечения молодежи. Основной акцент сделаем на креативную экономику. Также развиваем в Якутске региональный транспортный хаб и планируем вкладываться в развитие туристического потенциала», — рассказал Георгий Гаврильев.
Замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева отметила, что не стоит забывать и о культурном феномене Якутии — развитии кинематографической индустрии с уникальным стилем и особым колоритом сюжетов. Первый вице-мэр Якутска отметил, что здесь город сотрудничает с федеральным центром.
«Сегодня у нас есть даже номинант на премию «Оскар» — фильм братьев Арбугаевых «Выход». Чтобы системно развивать киноиндустрию, мы обращались к президенту Владимиру Путину, и он поддержал строительство в Якутске круглогодичного павильона. В связи с тем, что у нас очень суровый климат с 9 месяцами зимы, павильон поможет нарастить выпуск фильмов и увеличить обороты по кинопроизводству в разы. А предпосылкой к такому творческому расцвету стала образовательная компетенция: в 90-х годах много талантливых ребят от нас ехали в Москву, чтобы учиться во ВГИКе, в Щепкинском училище. Сегодня это состоявшиеся бизнесмены 40-45 лет, которые работают над выпуском якутских фильмов. А результат вы все видите — этому феномену уже 30 лет», — резюмировал Гаврильев.
Чита идет за газом
Что касается мастер-плана Читы, он, по словам руководителя Корпорации развития Забайкальского края Антона Тутова, стал схемой перезагрузки экономического развития города. Она назревала давно, и этому способствовали прежде всего события, связанные с переформированием подразделений Минобороны.
«Долгое время, вплоть до конца 90-х — начала 2000-х, Чита была «белым пятном» из-за сворачивания штаба Сибирского военного округа. Регион был сильно военизирован, и в то же время славился рудной добычей. Мы долго не могли сформулировать, что такое Чита и как ее развивать. Мы столкнулись с проблемой миграции, в том числе с релокацией молодежи. И, когда разрабатывали мастер-план, мы искали ответы на три вопроса: где жить, куда ходить, где работать», — рассказал генеральный директор КРЗК Антон Тутов.
Социологический опрос показал: 68 % жителей Читы некуда сходить после работы, чтобы развеяться, приятно провести время и отдохнуть. Многим не хватает секций для развития и дополнительного образования детей. В связи с этим требовалось полностью переосмыслить градостроительный подход, найти баланс между развитием экономики и социальной сферы. И благодаря мастер-плану власти Читы добились финансирования на строительство «Музея России» по «Дальневосточной концессии». По этой же схеме построят центр единоборств и центр стрельбы из лука. Общая стоимость объектов — 8 млрд рублей, при этом Забайкальский край должен будет вложить лишь 2 % от суммы: остальное покроют за счет федеральной субсидии. Соглашение о строительстве лукодрома на ВЭФ-2022 подписали губернатор Забайкальского края Александр Осипов и генеральный директор «ДОМ.РФ» Виталий Мутко, а в поддержку появления центра единоборств высказались глава правительства РФ Михаил Мишустин и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.
«Это уникальная для нас история, за 2-3 года мы ее реализуем», — подчеркнул Тутов.
Географическое положение Читы – на Транссибирской железнодорожной магистрали – делает ее потенциальным транспортным хабом материковой части ДФО. Огромный грузопоток, который идет по этой линии с запада России, обеспечит загрузкой логистические комплексы, в том числе в зоне приграничья, рядом с КНР и Монголией. А развитие транспортной инфраструктуры, в свою очередь, простимулирует выход промышленных производств на новый уровень. Ряд шагов в этом направлении уже сделали.
«Мы впервые за 10 лет заложили основу для новых предприятий промышленности, строим крупнейший в ДФО промышленный парк стройматериалов. В 2024-2025 году появится индустриальный парк «СтройПром» на 1 500 рабочих мест. При поддержке Минвостокразвития мы строим промышленный парк «Кадалинский», а в ближайшие недели даем старт строительству крупнейшего логистического хаба — это еще около 6 тысяч рабочих мест. И здесь нам не обойтись без привлечения молодежи. Мы реорганизовали работу в вузах и строим единый кампус, который станет центром притяжения студентов не только из районов Забайкалья, но и из соседних регионов. Хотим, чтобы ребята приезжали и оставались у нас. Поскольку огромную долю экономики нашего края составляет горная промышленность, в мастер-плане мы учли запуск проекта «Горный кампус» — вуза, выпускающего кадры для предприятий Читы, всей Сибири и Дальнего Востока», — рассказал руководитель Корпорации развития Забайкальского края.
Приток молодежи ставит перед региональными властями задачу по обеспечению прибывающих жильем. В рамках программы «Жилье и городская среда» в Забайкалье планируют построить 2,6 млн кв.м. квартир. В том числе 11 тысяч человек нужно переселить из ветхого и аварийного жилья — для этой категории населения требуется возвести 563 тысячи кв.м. Но есть ряд проблемных вопросов, связанных с выделением земли, и их нужно решать.
«Банк земли Читы позволяет нам планировать строительство 4,7 млн кв.м. жилья на площади около 1 500 гектаров. Один лишь налог на имущество принесет в бюджет города порядка 1 млрд рублей. Но нам не хватает больших участков под комплексную застройку — на территории города очень много земель, принадлежащих Минобороны. Передача их в муниципальную собственность — долгий и сложный процесс, и нам здесь не обойтись без федеральной поддержки», — озвучил Антон Тутов.
Также генеральный директор КРЗК отметил, что в мастер-плане Читы предусмотрели и решение экологической проблемы — не самого лучшего качества воздуха, что по итогам социологического опроса отметили около 61 % жителей города. Власти Забайкалья видят выход в газификации.
«Принято решение о магистральной газифицации Читы и создании газовой инфраструктуры. Исследования показали, что большая часть выбросов в атмосферу — не от рудной добычи, а от печного и мазутного отопления. В мастер-плане предусмотрена магистральная модернизация коммунальной инфраструктуры с переводом на газовое топливо, а потом — аналогичная работа на промышленных предприятиях. Благодаря поддержке Минвостокразвития и Минэкономразвития РФ нам удалось все скомпоновать и подготовить обоснование для поэтапной федеральной поддержки», — резюмировал Тутов.
Единственные в России
Об уникальных факторах, которые требовалось учесть при создании мастер-плана Южно-Сахалинска, рассказал министр архитектуры и градостроительства островного региона Алексей Ракитский. В связи с тем, что агломерация островного региона является единственной такого рода в России, предложенная разработчиками схема развития базируется прежде всего на решении транспортных вопросов. За основу взяли не территорию конкретного города, а целый участок на юге острова Сахалин — самый густонаселенный (246,7 тысячи человек) и активный, окруженный с трех сторон морскими водами.
«Один из ключей к развитию Сахалина — Корсаковский морской торговый порт. Он соприкасается с точкой разворота Северного морского пути, и наши решения базируются на этом транспортном каркасе. Основные отрасли нашей экономики — нефтегазовый комплекс, рыбопромышленный комплекс, транспорт и логистика, а также туризм и сервис. И я хочу выделить именно транспорт: мы создаем авиационный хаб, глубоководный порт и логистический центр. Ряд конкретных решений есть по Корсаковскому порту — дноуглубление и модернизация. В августе мы запустили новый аэровокзальный комплекс, где уже инвестиционные лоты для развития авиаперевозок — мы приветствуем бизнес, который зайдет сюда с проектами логистических сервисов, гостиничных и торговых площадей. Одновременно мы работаем с ОАО «РЖД», развиваем сеть железнодорожных перевозок в формате наземного метро — наши скоростные поезда уже ходят из Южно-Сахалинска в Корсаков и обратно, в планах расширение ветки на север», — объяснил главный архитектор Сахалинской области Алексей Ракитский.
Кроме того, в контексте особенностей экономики Сахалина все решения мастер-плана учитывают развитие нефтегазохимического комплекса. Это шельфовые проекты Сахалина, вокруг которых постепенно создается сеть нефтесервисов, сопутствующей инфраструктуры и, как следствие, дополнительного строительства социальных объектов — от жилья до учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.
«Мы декларируем к 2030 году 520 млрд рублей инвестиций и 15 тысяч рабочих мест. Сейчас на юге Сахалина около половины жителей — это экономически активное население. И за счет стратегических проектов мы будем создавать рабочие места для них», — подчеркнул Ракитский.
Важную часть мастер-плана посвятили строительству жилья. К 2030 году на Сахалине возведут 2 млн кв.м., и это минимальный порог при том, что уже 3 года подряд в островном регионе сдают по 500 тысяч кв.м. новых квартир в год. Опорные вехи в этом направлении — микрорайон Уюн, «Северный городок» и «Южная долина» в островной столице, где уже застраиваются гектары земли. Кроме того, масштабную работу ведут в центре Южно-Сахалинска.
«Если у нас не будет полноценного исторического центра с архитектурой, мы не сможем работать дальше — вести реновацию, расселять аварийное жилье. Первый этап, который мы видим необходимым в ближайшее время, — вынос складских зданий на объездную дорогу Южно-Сахалинска — она уже строится. Мы выносим промышленные объекты за пределы центра, для этого создан отдельный мастер-план. Около 1 млн кв.м. земли хотим задействовать — это больше 200 гектаров. Бизнесу, который зайдет на эти территории, мы предлагаем преференции для запуска проектов, а землю предоставим бесплатно. Если крупный бизнес станет здесь оператором, к нему подтянется малое и среднее предпринимательство. Так завяжется новая коммерческая инфраструктура», — объяснил министр архитектуры.
Обсуждая мастер-план Южно-Сахалинска, участники дискуссии рассмотрели и задачу, для которой сложно найти решение в условиях развития островной агломерации, — комплексное развитие территорий и реновацию. Главный архитектор Сахалинской области отметил, что пока не решен вопрос с исторической частью островной столицы.
«Я не знаю, у кого из наших коллег какой опыт уже сложился, но мы можем много рассуждать о том, что это великое благо — и не знать, что делать. Нам сложно понять, как вовлекать в проекты КРТ пятиэтажные дома, что делать со старым фондом, который пока нельзя признать аварийным. Сложно собрать финансовую составляющую для работы в этом направлении. Если с ветхим жильем нам на помощь приходят адресные программы с эффективным бюджетированием, то КРТ — это коммерческий проект. И это сложно», — резюмировал Алексей Ракитский.
Значительным шагом вперед в развитии социальной инфраструктуры Южно-Сахалинска министр архитектуры назвал старт строительства кампуса «СахалинTech» — он станет не только точкой притяжения молодежи в качестве образовательной базы, но и плацдармом для развития научно-технического кластера в связке с нефтегазохимическими проектами. А вот проект нового населенного пункта — экополиса вблизи Корсакова — отошел на второй план. По словам Алексея Ракитского, сейчас это не самая приоритетная задача, хотя решение о формировании «дальневосточного квартала» с 350 тысячами кв.м. жилья оформлено. Предполагается, что новый город станет местом проживания для специалистов, которые займут 15 тысяч рабочих мест на площадках газохимического и нефтетехнического сервисов, а также новых проектов в сфере туризма. Одним из таких, как предполагается, станет гостевой комплекс на базе маяка Анива.
«Маяк Анива — визитная карточка Сахалина, и мы хотим вплотную заняться его реконструкцией с последующим расширением территории. Одно из поручений, предусмотренных в мастер-плане — передать маяк из реестра Минобороны в собственность правительства Сахалинской области. Это уникальный объект, и он заслуживает особого внимания», — заявил Ракитский.
С максимальной поддержкой
Реализация всех идей и решений мастер-планов, какими бы спланированными они ни были, невозможна без государственной поддержки. Об этом напомнил заместитель председателя правления АО «ДОМ.РФ» Антон Финогенов. Комментируя представленные «дорожные карты» развития Читы, Южно-Сахалинска и Якутска, он отметил: в претворении проектов в жизнь участвуют и госкорпорации, и федеральные министерства, и это необходимость, без которой ничего не получится.
«Не надо забывать, что мастер-планы появились как ответ на проблематику городского развития в России и в ДФО. Для любых крупных государственных инвестиций должны быть и план, и видение города, и команда. Мы создали фактически новый рынок услуг, улучшили компетенции тех, кто занимается разработкой мастер-планов и позволили собирать команды для внедрения изменений —на уровне Минвостокразвития, Корпорации по развитию Дальнего Востока и так далее. Но любые решения госкорпораций, связанные с поддержкой мастер-планов, увязаны с решениями федеральных министерств. Только так можно создать действительно качественный продукт, который быстро принесет результат», — высказался Антон Финогенов.
Ярким примером подобной работы, по мнению представителя «ДОМ.РФ», является программа строительства арендного жилья для специалистов. В урезанной форме она уже существует в ряде регионов, в том числе на Дальнем Востоке, но раньше это были частные инициативы властей, а теперь господдержка выведет их на федеральный уровень. При этом первые серьезные результаты можно увидеть уже в течение 2-3 лет, со сдачей первых жилых комплексов с большим объемом арендных квартир: доступное жилье обеспечит приток населения, и в первую очередь квалифицированных специалистов в тех отраслях, развитие которых требуется городам.
«Мастер-планы позволяют получить недостающую часть грамотных экономических обоснований инноваций регионов. Комплексные эффекты, которые нужно оценивать при выборе тех или иных проектов для финансирования по механизму инфраструктурных облигаций – мастер-планы позволяют их увидеть. Взять Читу, Южно-Сахалинск и Якутск: от аукционов на земельные участки они переходят к проектам КРТ, увязывая их с развитием инфраструктуры. Но реализовать это можно только совместными усилиями власти, госкорпораций и бизнеса, и однозначно с кредитными деньгами. То же самое с развитием туристического потенциала. Да, это необходимо: юг России сейчас банально перегружен туристами. Дальний Восток открывает для запада страны океан, море, уникальную культуру и природу. Но этот потенциал требует серьезных вложений для того, чтобы мы могли говорить о развитии туризма в той же Якутии или Забайкальском крае», — резюмировал представитель АО «ДОМ.РФ».
Завершая дискуссию, участники единогласно согласились с тем, что мастер-планы городов — это мощный шаг в комплексном развитии Дальнего Востока, с прогнозируемым успехом на десятки лет вперед. Однако каждая инициатива, заложенная в ту или иную проектную карту, требует тщательной проработки и обоснования. Только так можно заявлять на федеральном уровне необходимость в финансировании будущих объектов и быть уверенными, что эта поддержка принесет плоды. И главная цель, которой должен отвечать любой мастер-план, — повышение качества жизни на Дальнем Востоке и рост населения в этом уникальном макрорегионе. Даже за самыми впечатляющими экономическими прогнозами нельзя об этом забывать.
75% земельных участков, которые ДОМ.РФ получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству. Это тормозит развитие территорий, а в условиях дорогих кредитов, ставит под вопрос целесообразность и снижает эффективность проектов.
Построить 100 млн кв. метров жилья
Сессия «Комплексное развитие территорий: новые горизонты жилищного строительства» объединила представителей власти, институтов развития и предпринимательского сообщества.
Модератором выступил директор по развитию городской среды, АО ДОМ.РФ Антон Финогенов.
Открывая обсуждение, генеральный директор АО ДОМ.РФ Виталий Мутко напомнил, что в рамках закона №161-ФЗ ДОМ.РФ работает с комплексным развитием территорий и помогает вовлекать в градостроительный оборот земельные участки – всего в России под перспективную застройку были выделены 46 тысяч гектаров с градостроительным потенциалом 70 млн кв. метров. В том числе на участках, переданных ДОМ.РФ регионам Дальнего Востока, введено в эксплуатацию 680 тысяч кв. метров недвижимости.
«До 2030 года на земле, которая будет вовлечена в оборот, мы должны построить 100 млн. кв. метров жилья. На сегодняшний день построено 25 млн. кв. метров», — рассказал Виталий Мутко.
При этом есть объективные причины, которые тормозят комплексное развитие территорий. Так, 75% земли, которую «ДОМ.РФ» получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству, их градостроительный потенциал не ясен, и регионы должны провести большую работу, прежде чем выставить участок на торги.
Это в том числе влияет на сроки строительства. Сегодня одна из самых обсуждаемых тем в Минстрое — сокращение сроков выхода на строительные работы, рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин.
«С момента покупки земли за бридж-кредит до выхода на стройку должно проходить минимальное количество времени, тем более что сегодня с такой ключевой ставкой кредитование обходится особенно дорого. Важно оптимизировать сроки и сократить затраты застройщикам. Это, в первую очередь, задача органов региональной и муниципальной власти во взаимодействии с бизнесом», — обозначил Никита Стасишин.
По его словам, необходимо выделять стартовую площадку внутри КРТ, где инвестор сможет максимально быстро согласовать всю документацию и начать привлекать средства покупателей, наполняя счета эскроу. Сейчас этот вопрос прорабатывается федеральным центром.
Расселить ветхий фонд помогут инвесторы
Что касается механизмов поддержки, их большое количество — инфраструктурные кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ.РФ и другие. Однако задачи в рамках поручения президента стоят амбициозные – к 2030 году средний ввод жилья на душу населения должен составить не менее 33 кв. метров на человека, нужно обновить жилой фонд на 20%. Чтобы достичь установленных показателей, требуется расширить меры поддержки. И такая работа сейчас ведётся.
В том числе планируется расширить механизм инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ. Недавно его распространили на энергетическую инфраструктуру, а в планах – масштабировать облигации и на расселение ветхого и аварийного жилого фонда в рамках проектов КРТ.
Расселение собственников — одна из главных проблем комплексного развития территорий сегодня. Для застройщиков это очень затратная статья расходов, которая может достигать 30 процентов от общего бюджета проекта. Механизм инфраструктурных облигаций позволит привлекать средства инвесторов на подготовку площадки для КРТ со всей необходимой инфраструктурой, и в том числе использовать их для расселения ветхого и аварийного жилья.
Ещё одна проблема связана с большим количеством неэффективно используемых земель. Её обозначил заместитель руководителя Росимущества Алексей Павлов. «Мы проводим инвентаризацию по всей стране и выявили уже порядка 12 тысяч таких объектов», — отметил он.
Земельные участки десятилетиями стоят заброшенные, собственники никак их не эксплуатируют. Такие «ржавые пояса» могут вставать на пути социально значимых проектов, акцентировал руководитель группы компаний «Страна Девелопмент» Александр Гайдуков.
В качестве решения он выдвинул предложение — увеличить земельный налог для собственников в десятки раз.
«Мы видим, что в регионах есть много земель, которые стоят «ржавыми поясами» — и в спальных микрорайонах, и центре города. Эти территории никак не развиваются — собственники уехали за границу. Одна из идей — совместно с муниципалитетами провести инвентаризацию этих земельных участков и поднять на них налоги раз в 50-100. Это пополнит бюджет и облегчит доступ застройщикам к земельному банку», — предложил Александр Гайдуков.
Блестящие проекты
В то же время участники отметили «совершенно блестящие проекты» КРТ на Дальнем Востоке. Один из них реализует в Хабаровске федеральный девелопер ПИК. Компания получила участок общей площадью 66,9 га в составе проекта «Северный парк». Общий градостроительный потенциал этой площадки составляет 624,5 тыс. кв. м жилья. И в ДОМ.РФ, и в Минстрое высоко оценивают работу хабаровских властей в рамках механизма КРТ.
Но есть и другие пример, когда этот инструмент не так эффективен. На проблему указал управляющий партнёр по сегменту «Регионы» ГК «ФСК» Алексей Алмазов.
«Мы реализуем проекты КРТ, мастер-планы, чтобы развивать городскую среду и улучшать качество жизни граждан. И мне кажется правильным изменить критерии предоставления земельных участков или аукционов по договорам КРТ, в том числе на федеральном уровне, и во главу угла поставить качество продукта и качество развития территорий, исходить из того, как конкретный проект поспособствует развитию города. Сегодня такого тщательного анализа мы не видим. Территории КРТ не имеют под собой детализации и проработки. В итоге выигрывает застройщик, который больше всего платит за земельный участок, и опять центр города превращается в спальный район. Я думаю, что нужно утвердить соответствующие критерии, тогда мы продвинемся дальше», — предложил Алексей Алмазов.
Как подчеркнул Никита Стасишин, финансирование комплексного развития территорий увеличится.
«Порядка 120 млрд рублей до 2030 года будут выделены на стимулирование механизма КРТ. Будут предусмотрены деньги по инфраструктурным бюджетным кредитам, расселению аварийного жилья, создание комфортной городской среды», — перечислил он.
Отметим, что механизм комплексного развития территорий появился в 2021 году. До этого у регионов не было полномочий по расселению ветхого и аварийного жилья. Закон о КРТ упростил процедуру и открыл новые возможности для комплексной застройки. Сегодня механизм КРТ работает в 48 регионах России.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.
Ленский клуб обсудил с академиком отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ)Дмитрием Михайловичем Наринским, почему для республики важно развитие именно малых городов, в чем сложности процесса для региона, а также как благоустройство территорий влияет на уровень жизни.
Финансирование якутских инициатив говорит об основательном подходе к развитию малых поселений на федеральном уровне. Долгое время благоустройству не уделялось внимание, и сейчас требуются значительные вложения, чтобы выйти на достойный уровень. Якутии выделяют столько средств, сколько необходимо для реализации презентованных инициатив. Нет смысла благоустраивать территорию наполовину. Только полностью законченный проект даст реальный эффект, иначе он быстро придет в негодность и будет вызывать раздражение. Поддержка региона говорит о том, что есть понимание важности начатой работе, которая должна иметь реальное финансирование.
Залогом успешной реализации проектов по развитию городской инфраструктуры в субъектах является федеральная поддержка. У всех регионов, а тем более муниципальных образований, недостаточно собственных средств для создания полноценной городской среды – слабые источники финансирования, и недостаточно правовых оснований для выделения необходимых бюджетов. Поэтому участие в конкурсных процедурах открывает дополнительные возможности для привлечения федерального финансирования. Но не менее важно, что сразу же определяются и целевые показатели - то есть деньги привязаны к реализации конкретного проекта.
Осложняют реализацию городских проектов в Якутии два основных фактора. Суровые климатические условия накладывают дополнительные требования и сложности для благоустройства. Второй фактор – это структура расселения, которая существует в Якутии. Большая доля населения живет непосредственно в малых городах, а расстояния между ними большие. Например, жители Московской области могут получить доступ к качественной инфраструктуре в Москве. А в Якутии, учитывая ее расстояния, роль малых городов важнее.
Ранее Глава Якутии Айсен Николаев отмечал, что «создание запаса прочности, надежного задела для улучшения условий жизни якутян – это задача, решение которой получило новое дыхание благодаря национальным проектам». По двум проектам — «Формирование комфортной городской среды» и «1000 дворов на Дальнем Востоке» в Якутии в прошлом году благоустроено более 170 дворовых и общественных территорий в 60 муниципалитетах.
Якутии удалось показать реальный результат, что способствует дальнейшему выделению федеральных средств регионы. Было охвачено большое количество муниципальных образований, проект обеспечил значительное покрытие территории республики. В этом широком охвате заложена сама по себе идея данной программы, чтобы жители значительной части территории страны почувствовали улучшение условий жизни и качества городской среды. Всегда перед собой можно ставить амбициозные цели, и по охватам достигнуты хорошие показатели.
При этом, сам по себе процесс развития городской среды призван решить проблему сокращения населения в малых городах. Городская среда потому и называется комфортной, в ней человеку приятно находится. Если ему комфортно находится в своем городе, то вероятность переезда в другое место снижается. Это касается не только Якутии и ДФО, но и всех регионов страны. У нас сложилась такая ситуация, что крупные мегаполисы, которые можно пересчитать пальцами одной руки, стягивают на себя население почти полстраны. Эту тенденцию надо переломить.