Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Что Суга, что Абэ

Кто бы ни занимал пост премьер-министра, и как бы не менялась риторика Японии в отношении Курильских островов, их принадлежность оспорена быть не может.

В 2021 году исполняется 30 лет с момента учреждения в Японии "Дня северных территорий" - отмечают его 7 февраля в честь заключения Симодского трактата о торговле и границах, по которому Японии переходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи. Однако минувший 2020 год ознаменовал появление двух важных факторов, непосредственно повлиявших на развитие российско-японских отношений, главной проблемой которых остаются территориальные притязания к России со стороны Японии.Первый фактор – внесение поправок в Конституцию РФ, которые касаются дополнительного законодательного закрепления положений о сохранении территориальной целостности России. Второй фактор связан с приходом к власти в Японии нового премьер-министра Есихидэ Суга, который в свою очередь намерен продолжить курс своего предшественника Синдзо Абэ на заключение мирного договора с Россией при передаче Японии Южных Курил, демонстрируя при этом твердую решительность.

Что Суга, что Абэ
Фото: EastRussia

26 октября 2020 года в стенах парламента Японии новый премьер-министр страны Есихидэ Суга озвучил свою первую программную речь. Японский премьер заявил о необходимости «поставить завершающую точку в переговорах о северных территориях (японское наименование южной части Курил – прим. Николаев В.)» и «стремиться к всестороннему развитию отношений с Россией, включая подписание мирного договора».

По мнению Суга предметом переговоров с России является вся южная часть Курильских островов, на которые, по его словам, распространяется суверенитет Японии. 1 декабря Есихидэ Суга подтвердил свои намерения и обозначил их основным курсом Японии.

Складывается ситуация, когда Россия в очередной раз сталкивается с территориальными притязаниями другого государства. Однако насколько обоснованы покушения со стороны Японии на территориальную целостность России? И чем может грозить такая территориальная уступка?

Из истории проблемы принадлежности Курильских островов

По праву первооткрывателя Курильские острова принадлежали России до XIX в., когда в результате заключения Петербургского договора 1875 г. Российская империя полностью передала острова Японии в обмен на отказ японской стороны от претензий на русский остров Сахалин, южная часть которого позднее была утрачена Россией из-за поражения в русско-японской войне (1904-1905 гг.).

По завершению Второй мировой войны СССР более чем обосновано и полноправно вошел в число победителей. Япония, как государство потерпевшее поражение, возвращала России Южный Сахалин и все Курильские острова в соответствии с решениями Ялтинской конференции союзных держав и Потсдамской декларации 1945 года.

Формально СССР находился в состоянии войны с Японией вплоть до 1956 г., когда была подписана и ратифицирована обеими сторонами Совместная декларация, которая прекращала состояние войны между двумя государствами и восстанавливала дипломатические и консульские отношения. В декларации оговаривалось, что "в знак доброй воли" Советский Союз передаст Японии острова Шикотан и Хабомаи с условием, что фактически их переход под контроль Японии будет произведен после заключения мирного договора,

Заключению мира воспрепятствовал американо-японский договор о сохранении американского военного присутствия в Японии 1960 года. После чего СССР официально отказался отдавать Японии острова до вывода всех иностранных войск с территории японского государства.

Несколько десятилетий вопрос мирного договора и принадлежности островов не поднимался ни одной из сторон. Однако сразу после развала СССР к Российской Федерации, как к правопреемнику Союза ССР, под предлогом заключения мирного договора Япония периодически предъявляет территориальные претензии.

Современное состояние российско-японских отношений и территориальный спор

Российско-японские отношения на современном этапе обуславливаются рядом важных факторов – принадлежностью обеих стран к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР); зависимостью внешней политики Японии от США и присутствием американских войск на территории страны; отсутствием мирного договора и наличием территориальных претензий к России.

Отсутствие мирного договора не мешало России и Японии на протяжении десятилетий развивать торгово-экономические отношения, которые ухудшились лишь после присоединения Японии к антироссийским экономическим санкциям в 2014 г. В сравнении с санкциями США и ЕС санкции Японии носят достаточно лояльный характер и также не мешают заключать с Россией экономические соглашения. Уже в апреле 2015 г. был подписан ряд важных документов о взаимном сотрудничестве между Россией и Японией, который, в том числе, касался такой важной отрасли как атомная энергетика.

С 2016 г. российско-японские отношения стали активно обретать положительную динамику. В частности были продолжены переговоры по заключению мирного договора. Твердые намерения премьер-министра Синдзо Абэ подписать договор сочетались с нескрываемым желанием японской стороны получить «северные территории», т.е. российские южные Курильские острова, а именно - острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи. Данный факт усложнил ситуацию как вокруг подготовки к заключению мирного договора, так и в целом в отношениях между странами.

Заведующий кафедрой международных отношений и международного права МГЭУ Эрнест Богатурович Петросян так прокомментировал современное состояние российско-японских отношений: «Абсолютно никаких оснований предъявлять территориальные претензии к России у Японии нет. Это первый случай в мировой практике, когда агрессор, потерпевший поражение в войне, смеет ставить ультиматум к победителю. У России нет необходимости заключать мирный договор с Японией, поскольку прекращение войны и установление дипломатических отношений между странами подтверждено Советско-японской декларацией 1956 года. Если этот мирный договор нужен Японии, то это уже проблемы только японского руководства. В любом случае Япония при непростых отношениях с Китаем и Южной Кореей сейчас не станет инициировать ухудшения отношений с Россией».

Значение Курильских островов для России

Передача Курил грозит серьезными последствиями для России. Существует целый ряд причин, которые однозначно указывают на необходимость сохранения всех Курильских островов в составе Российской Федерации.

Во-первых, передача Южных Курил Японии означает пересмотр итогов Второй мировой войны и нарушением норм международного права, закрепленных в соглашениях стран-победительниц и в Декларации 1956 года.

Во-вторых, добровольная сдача своих территорий другому государству для России несет в себе утрату международного авторитета страны и создаст прецедент в международном праве, в соответствии с которым в нарушение действующих договоров и соглашений путем постоянных ультиматумов можно будет требовать от России передачу своей территории любому государству. Это породит целый ряд проблем международного характера.

В-третьих, с правовой точки зрения передача островов является нарушением норм не только международного, но и российского права, поскольку это противоречит ст. 4 п. 3 и ст. 67 п. 2.1 Конституции РФ, согласно которым запрещается нарушение территориальной целостности России, а руководство страны обязано ее обеспечивать.

В-четвертых, необходимо обратить внимание на то, что Япония находится под сильным влиянием США, которые заинтересованы в сдерживании и ослаблении России в АТР. Нельзя не отметить слова командующего американскими войсками, дислоцированными в Японии, генерал-лейтенанта Кевина Шнайдера. 2 декабря Шнайдер заявил, что Токио изменит свой подход в отношении Москвы при новом правительстве. Американский генерал связывает это с якобы усилением активности России на границах с Японией. В то же время не существует никаких гарантий, что после передачи островов они не будут использованы для базирования военных объектов США и НАТО.

В-пятых, в случае передачи Курильских островов Охотское море, признанное Комиссией ООН внутренним морем России, перестает быть таковым. Это лишает Россию исключительного права на ресурсы недр и морского дна Охотского моря, а также ухудшает положение нашей страны в АТР.

В-шестых, утрата Россией Курильских островов нанесет удар по духовным ценностям российского народа. Курильские острова являются неразрывной частью Дальнего Востока и всей России. Курилы открывали русские землепроходцы и путешественники, за возвращение этих земель погибли тысячи военнослужащих Красной Армии в годы Второй мировой войны. Сегодня сохранение территориальной целостности России имеет большое значение для патриотических чувств российских граждан.

Таким образом, в условиях роста международных противоречий и общей напряженности единственно верной политикой России может быть только позиция отказа от любых территориальных уступок. Государство, которое претендует на то, чтобы с ним считались, обязано в такой ситуации до конца оставаться верным собственным принципам.

В свою очередь высказывания премьер-министра Японии Есихидэ Суга не просто не способствуют дружеской и доверительной атмосфере сотрудничества и переговоров, но и ставят под угрозу возможность заключения мирного договора, в подписании которого, однако, у России сейчас нет объективной необходимости.

Территориальные притязания Японии к России не имеют международно-правовых, моральных, исторических и каких-либо других оснований. Передача российских Курильских островов не может быть осуществлена ни при каких условиях, поскольку это повлечет за собой очень серьезные последствия. Курильские острова имеют, и всегда будут иметь во всех отношениях большое значение, как для Дальнего Востока, так и для всей России.

30 ноября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика