Поделиться
Дальний Восток как экспериментальная площадка
Поделиться

О «Профессиональном сообществе «Директориум», об основных задачах дальневосточной кадровой и управленческой политики, о повышении эффективности управления государственными активами рассказал корреспонденту «EastRussia» руководитель «Директориума» Владислав Федотов

— Владислав Евгеньевич, «Директориум» создан летом 2013 года. Скажите, каковы главные итоги и достижения его двух с половиной лет работы? 

— Действительно, «Профессионально сообщество «Директориум» существует уже почти 3 года. Оно было создано в соответствие с соглашением о сотрудничестве от 22.06.2013 между АСИ и Росимуществом. Cегодня Ассоциация объединяет более 600 профессионалов, треть из которых избраны в советы директоров и ревизионные комиссии компаний с государственным участием.

Я официально принял дела в февраля месяце, всегда сложно судить о работе предшественников, свидетелем которой ты не был. Могу достоверно говорить только о том, что происходит сейчас и что точно произойдет в ближайшем будущем. На мой взгляд, у нас довольно сильная команда, за три месяца мы перезапустили многие процессы, сформировали новый состав Правления, активизировали работу по целому ряду направлений. Например, прорабатываем совместно с ГК «Росатом», РВК и другими партнерами проблематику по управлению результатами интеллектуальной деятельности, коммерциализации и их защите, роли органов управления предприятий в этих процессах.

Также Ассоциация является разработчиком проекта профессионального стандарта «Член коллегиального органа управления». Проект стандарта внесен в Минтруд России, летом начнется его общественное обсуждение. Надеюсь, что осенью смогу сообщить об его утверждении. С коллегами из Росимущества активно обсуждаем необходимость развития механизмов конкурсного отбора на должности генеральных директоров — единоличных исполнительных органов компаний с государственным участием.

Мы недавно вернулись с Ялтинского международного экономического форума, где организовали два круглых стола и деловой завтрак, обсудили кадровую повестку, вопросы развития территории, стратегию развития КФО. Результаты будут сведены воедино и представлены предложения Президенту и Правительству Российской Федерации.

В планах создание единого информационного пространства для всех участников процесса управления государственной собственностью. Идет разработка системы оценки квалификаций, разрабатывается образовательный модуль. Задач много. И мы планомерно движемся к их достижению.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это за модуль. И чем вызвана необходимость его разработки.

— Разработка такого модуля крайне важна, хотя это процесс не быстрый. Государственные корпорации по масштабу, качеству корпоративного управления и вознаграждениям для независимых директоров очень неоднородны. Это и условный «Газпром», и условный «Совхоз им. В.И. Ленина». Поэтому и уровень независимых директоров может сильно отличаться.

Мы собрали вокруг себя достаточно сильный пул экспертов, отличных методологов и практиков, они способны выровнять эту разницу, повысить профессиональный уровень директоров в областях, которые необходимы на конкретной занимаемой должности. Этот требуемый уровень как раз задается профессиональным стандартом, о котором я уже сказал. Описать необходимый уровень компетенций и сформировать пул экспертов еще недостаточно, поэтому мы и формируем модульную образовательную программу, каждый блок которой помогал бы освоить выбранное направление. Образовательные модули, от части, тематически будут соответствовать информационным каналам сообщества на нашем портале directorium.pro, а главная роль в наполнении учебной программы контентом будет принадлежать лидерам этих каналов и отраслевым кураторам, как мы сейчас это видим.

— Существующих институтов образования, профессиональной подготовки недостаточно?

— Конечно, на рынке уже есть некоторые предложения по профилю подготовки независимых директоров. Но нехватка профессиональных кадров все еще остро ощущается. Мы стремимся обеспечить конкурентоспособность образовательного продукта в том числе уникальными видами учебной активности, так как это позволит привлекать слушателей не только достижением заявленных образовательных результатов, но и упражнениями, которые ранее не встречались на рынке корпоративного образования.

Если конкретнее, то сейчас мы ведем разработку модуля развития некогнитивных навыков в партнерстве с организацией далекой от мира бизнеса, но уже не один десяток лет занятой обеспечением конкурентоспособности нашей страны на глобальных рынках. Совместно с коммуникационным агентством FreeMotion на базе «Центра подготовки космонавтов» готовим проект «PSI-ТЕХНОЛОГИИ» для членов советов директоров. Сочетание многолетних глобальных научно-исследовательских программ в области космонавтики и лучших методик и технологий в бизнесе позволит эффективнее вести деятельность в состоянии неизвестности/недостатка информации, научит оперативно реагировать на кризисные ситуации и управлять стрессовыми состояниями. Проект создан на основе уникальных разработок, которые закрыты для массового использования. И является составным модулем готовящейся большой программы для членов СД на базе проекта профессионального стандарта «Член коллегиального органа управления».

Конечно, этот модуль касается развития только так называемых «мягких» навыков (soft skills), а вся программа будет включать в себя и большое количество профессиональных компетенций (hard skills), например, модуль «Внутренний контроль, аудит, управление рисками», модуль «Стратегическое планирование», модуль «Корпоративное законодательство и акционерное право» и др. Модуль «Управление персоналом», например, будет раскрывать не только консервативные навыки, обычно затрагиваемые в любых HR-программах, но и раскрывать современные прогрессивные технологии, например апробированные в рамках открытых отборов, проводимых АСИ и проекта «Дальневосточный вызов».



Анна Акпарова, помощник заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, участник проекта «Дальневосточный Вызов» 2013г.:

«В свое время этот проект изменил мою жизнь, я сама участвовала в отборе — рассказала помощник полномочного представителя Президента России в ДФО Анна Акпарова, комментируя принятое решение об использовании методологического опыта проекта «Дальневосточный вызов» в рамках создаваемой программы для членов СД. — Целью проекта является подбор, оценка и создание резерва управленческих кадров на территории Дальневосточного федерального округа.

Сегодня необходимо формирование в профессиональной и общественной среде доверия к власти, популяризация мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока, создание устойчивого общественного мнения о честности и прозрачности критериев отбора на ключевые должности и обоснованности кадровых решений.

Для реализации методологии разработан многоступенчатый фильтр: сначала кандидаты проходят онлайн этап, который позволяет сразу отбросить неподходящих. Далее следуют групповой и индивидуальный этапы, где кандидаты проходят дублирующие интервью с группой экспертов, повышая тем самым релевантность оценки. Система позволяет развернуть процесс открытого отбора соискателей на основе карт компетенций искомых сотрудников и обеспечить процесс многоступенчатого сравнения с ними потока кандидатов с привлечением высокопрофессиональных экспертов для максимально точной оценки кандидатов.

Если же отступить от методологии и сказать по сути...Общеизвестно, что многие люди по всей России критикуют правительство, чиновников. Это стало почти общественной нормой. И вот, был сделан такой проект, что каждый, кто хочет стать, например, вице-губернатором, может зайти на сайт, зарегистрироваться и по совершенно открытой процедуре реализовать свое желание, реализовать все, что он когда-то говорил. И очень хочется, чтобы как можно больше талантливых и высокопрофессиональных людей были готовы реализовать задуманное именно на Дальнем Востоке. Такой же подход можно и нужно использовать и для крупных компаний, в том числе с государственным участием"

Помимо подготовки профессионалов-управленцев на следующем этапе мы планируем формирование и дополнительную подготовку команд, так как на рынке все больше формируется запрос на умение работать в команде, в том числе, в советах директоров.

Описанная мной образовательная программа будет задействована в связке с другими направлениями деятельности Ассоциации «Директориум» для достижения синергетического эффекта. Например, сертификацией независимых директоров».



— Вы озвучили несколько стоящих задач и существующих заделов. Тем не менее, можете ли Вы выделить основную цель, для чего существует Ассоциация? Как вы можете охарактеризовать экономическую эффективность и прозрачность системы управления в регионах Дальнего Востока в сравнении с другими российскими регионами?

— Наша главная цель — повышение эффективности управления имуществом, в том числе, государственными активами, в том числе, через развитие существующих и создание новых механизмов корпоративного управления, одним из которых является и институт независимых директоров. Все наши задачи сформулированы именно исходя из этих целей.

На вторую часть вопроса лучше ответит эксперт Ассоциации, общественный деятель и предприниматель Александр Монастырев.



Александр Монастырев: «На примере Приморского края отчётливо видна эффективность именно проектного управления, в регионе создан самостоятельный исполнительный орган — Департамент проектного управления. Почти во всех других российских регионах проектное управление применяется лишь для реализации отдельных инициатив. Достоинство проектного подхода в том, что он позволяет закрепить за каждым персональную ответственность и упорядочить текущую работу, что делает её более прозрачной.

Для меня, как секретаря Общественного экспертного совета по экономической политике Приморского края, повышение инвестиционной привлекательности Приморья — задача приоритетная и влияющая непосредственно на экономическую эффективность системы управления в регионе. Заседания общественного совета проходят при участии Инвестиционного агентства Приморского края и предпринимательского сообщества. Инвестиционный климат создается для предпринимателей, и для нас крайне важно учесть пожелания бизнеса, внести их в планы мероприятий или дорожные карты.





— Другое масштабное направление деятельности партнерства — повышение инвестиционной привлекательности крупных российских предприятий. Расскажите подробнее. Возможно, были примеры успешной работы с предприятиями?

— Сегодня необходим многоуровневый подход, учитывающий социальную структуру и кардинально меняющий механизмы корпоративного управления, отраслевые меры не подходят для территориального развития. Государство создало достаточно большое количество инструментов поддержки кластерного развития территорий. Это и программы создания индустриальных парков, и ОЭЗ, и ТОР. В рамках реализации региональных стратегий улучшения инвестиционного климата, как известно, ни раз предпринимались попытки создания отраслевых агломераций.

При этом успешных примеров единицы. АСИ недавно оценило региональные инвестстратегии, в которых описан минимальный набор условий для работы с инвесторами. И многие стратегии оказались неактуальными даже «здесь и сейчас». Например, перспективными до сих пор называют уже выработанные или близкие к истощению месторождения. Конкретизация плана мероприятий — одна из наиболее слабых сторон региональных стратегий.

По оценке АСИ, самые продвинутыми являются это те регионы, где стратегия увязывает инвестиционные цели не только с подготовкой кадров, но и с концепциями развития городских пространств, досуговой и культурной сферами.
 

Заместитель директора Департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов Минвостокразвития России Демис Эминов:

«Мы пытаемся найти механизм, когда работа компании, особенно крупного якорного резидента в ТОР, не вступал в противоречие с интересами корпорации по развитию этой самой территории. Возможно и проектное управление и включение представителей той или иной компании в совет директоров, резидентов совет директоров компании по управлению этой территории. На Наш взгляд, такой механизм позволит минимизировать риски разным во времени развития компаний, точно слышать друг друга, точно владеть информацией по той территории, на которой собирается развиваться корпорация, на которой собираются развиваться резиденты и такой комплекс на наш взгляд позволит добиться положительных результатов».



На мой взгляд, можно и нужно включать в дорожные карты мероприятия по кластерному развитию. Об этом, кстати, мы говорили и в Ялте — территории, по сути, являются сложными живыми организмами, для успешного развития в условиях растущей конкуренции за ресурсы необходимо развивать их всесторонне. Тема назрела: надо рассмотреть использование механизмов корпоративного управления, в частности, имплементации независимых директоров с советы директоров «якорных» для территориальных агломераций предприятий, с целью улучшения форм поддержки развития территорий.

— По итогам завершившегося в декабре конкурса на выделение президентских грантов Институт социально-экономических и политических исследований выделил Ассоциации «Директориум» грант на разработку и апробацию методики оценки предприятий с государственным участием по показателям эффективности финансово- хозяйственной деятельности. Расскажите о ней подробнее, пожалуйста.

— Да, Ассоциация реализует социально значимый проект «Рейтинг Директориум — Разработка и апробация методики рейтингования (оценки) предприятий с государственным участием по показателям эффективности финансово-хозяйственной деятельности», реализуемого в соответствии с грантовым направлением (ред.: распоряжение Президента Российской Федерации Владимира Путина № 79-рп от 01.04.2015г.). Результаты рейтинга увеличат транспарентность компаний с государственным участием, легче будет отслеживать их эффективность. «Директориум», на мой взгляд, должен выступать, с одной стороны, как проводник между государством и профессиональным сообществом, с другой стороны, как инструмент широкого профессионального консалтинга для профессионального рынка и государства.

Мы также планируем апробировать рейтинг на предприятиях Дальнего Востока, предварительно проведя анализ социально-экономического и социально-культурного состояния региона, чтобы оценить влияние условий деятельности предприятий на оценку их финансово-хозяйственной эффективности. Это предусмотрено напрямую планом-графиком реализации проекта. И, кстати, результаты апробации, я надеюсь, мы сможем представить в сентябре на Восточном экономическом форуме, а презентация первых результатов разработки и верификации методологии рейтинга будет коротко раскрыта в рамках ПМЭФ 2016.

— На прошедшей недавно стратегической сессии по технологическому лидерству и управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности Вы отметили, что выход российских высокотехнологичных компаний на международные рынки влечет за собой и решение вопросов патентования наших технологий за рубежом. Насколько серьезно вы оцениваете риск их несанкционированного использования и оспаривания при выходе России на рынки стран АТР?

— Полагаю, что любой рынок является конкурентным и рассчитывать на поблажки со стороны других игроков не стоит. Например, опыт работы коллег из КГ «Нексиа Пачоли» в области защиты технологий и продуктов Госкорпорации Росатом за рубежом, в рамках которого проводилось изучение патентной активности конкурентов, говорит о том, что компании из Китая, Южной Кореи, других азиатских стран ведут очень агрессивную патентную политику, стараясь «застолбить» как можно больше рынков.

Необходимо иметь в виду, что все чаще нам приходится достаточно жестко бороться за рынки третьих стран с компаниями из АТР. Поэтому считаю, что вопрос правовой защиты наших технологий необходимо решать сейчас, заблаговременно, а не тогда, когда мы столкнемся с проблемой нарушения наших прав либо, что еще хуже, невозможностью выхода на рынок по причине того, что мы вовремя не озаботились вопросом патентования технологии в нужной стране. Мария Киселева Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов