Поделиться
«Дальний Восток может воспользоваться стабильным ростом спроса на метанол»
Поделиться

Вице-президент «ЕСН» Вадим Медведев – о развитии проекта в Амурской области

Потребление метанола в мире растет на фоне волатильности цен на нефть: это важный источник сырья для химической промышленности и, возможно, основное топливо будущего для морских судов. Между тем Дальний Восток России потребляет всего 100 тыс. т метанола в год. Зачем группа «ЕСН» к 2020 году готова вложить более 44 млрд рублей в завод в Приамурье мощностью 1 млн т в год и почему это только первый этап проекта, объясняет вице-президент группы Вадим Медведев.

minvr.ru
– Вадим Владимирович, на прошлом Восточном экономическом форуме группа «ЕСН» анонсировала строительство предприятия по переработке метанола. Заявлялось 44,3 млрд рублей инвестиций и 1 млн тонн продукции в год. На какой стадии сейчас подготовка проекта?

– Благодаря всесторонней поддержке проект активно развивается. 1 млн т метанола – это только первый этап проекта. Мы планируем на базе существующего у Группы нефтеналивного терминала построить газохимический комплекс на несколько переделов. 1 млн т метанола – это, повторюсь, первый этап, с вводом в эксплуатацию в 2020 году. На текущий момент, мы, во-первых, полностью обеспечили проект необходимыми ресурсами, сейчас все есть – земельные участки, железная дорога, газ, электричество, водоснабжение, водоотведение. Мы завершили экспертизу ТЭО и переходим к базовому проектированию. Параллельно готовимся заключить контракт на приобретение технологии по производству метанола, которая, по сути, есть только у трех компаний: это немецкая Lurgi, датская Haldor Topsoe и британская Johnson Matthey.

– Чем принципиально эти три технологии отличаются, на какие параметры будете смотреть при выборе?

– Есть несколько групп параметров. Часть из них – чисто экономические, например расход газа на тонну метанола. Часть связана с тем, насколько широко распространена технология и насколько безопасна, каков опыт лицензиара по миру и в работе на российском рынке. Когда мы начинали работу, думали, будут существенные отличия в технике, но сейчас видим: все три технологии, по сути, похожи. У всех трех компаний большой референс, установки работают по всему миру: мы были в Соединенных Штатах Америки, Малайзии, на Ближнем Востоке и в Китае и понимаем, что каждой из этих компаний можно доверить подобный проект.

– Что же в таком случае станет решающим фактором?

– Дело в деталях, в том числе в степени ориентации каждого лицензиара на конкретные потребности клиента. Не буду забегать вперед, но решающим будет совокупность всех этих мелочей. И конечно, важен персональный контакт – мы уже знакомимся непосредственно с инженерами, которые будут делать проект.

– Если эти технологии столь распространены, видимо, они и безопасны?

– Абсолютно. Ключевой момент – концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе. Применительно к проекту в Сковородино по границе санитарно-защитной зоны завода она будет в несколько раз ниже ПДК. Это будет вторая установка данного типа в России, первая успешно работает в г. Щекино Тульской области с 2011 года. В мире по данной технологии к настоящему моменту работают более 10 установок (в Норвегии, США, Малайзии, Иране, Тринидаде и Тобаго, а также в Египте). Со следующего года в России вводится обязательная экологическая экспертиза проектов, и наш будет одним из первых, если не самым первым, кто ее пройдет. По всем аспектам строительства мы в постоянном контакте и с местными властями, и с населением.

– Население, наверное, даже радуется, что вы создадите дополнительные рабочие места? Местным можно будет на них рассчитывать?

– После запуска на первой очереди непосредственно на производстве будут работать более 200 человек плюс около 60 во вспомогательных. На этапе строительства будет вовлечено более 1000 человек. Мы трудоустроим тех, кто сейчас занят на терминале. По соглашению с Амурской областью мы взяли на себя обязательство по максимуму использовать местные кадры. Более того, уже сейчас ведем диалог с местными высшими учебными заведениями - Амурским госуниверситетом, Амурским индустриальным колледжом в городег. Свободный, - чтобы, когда завод будет вводиться в эксплуатацию, мы имели подготовленных профильных специалистов.

– Проект претендует на какие-то льготы?

– Большая поддержка государства в части строительства инфраструктуры непосредственно для завода нам, к счастью, не требуется – проект ею, повторюсь, обеспечен. Есть действующий терминал, на котором работает котельная, есть присоединение к железной дороге, есть административно-бытовые здания.

Вместе с тем мы очень признательны за поддержку проекта федеральным и региональным властям и будем претендовать на налоговые льготы как резидент ТОР «Свободный» – мы вошли туда как якорные инвесторы вместе с уважаемыми компаниями «Газпром» и «Сибур».

Что касается социальной сферы, мы видим возможность при поддержке федеральных и региональных властей найти решение социальных вопросов в Сковородино – реконструкция городских очистных сооружений, ремонт дорог, детский сад и Дом культуры, перевод угольных городских котельных на природный газ. Это позволило бы не только повысить уровень жизни горожан, но и улучшить экологическую обстановку. Мы считаем, что речь должна идти именно о комплексном развитии города.

– Сколько газа запрашиваете под проект?

– Для производства 1 млн т метанола нужно около 1 млрд кубометров газа. При всей сложности и амбициозности проекта «Сила Сибири» ввиду сбалансированной стратегии ПАО «Газпром» по снабжению газом внутренних потребителей наряду с экспортными поставками ПАО «Газпром» нашло возможность поддержать наш проект и подписать долгосрочный договор поставки газа.

– Проходила информация, что «Газпром» согласен продавать газ только по экспортной цене плюс премия за транспортировку.

– По нашей информации, «Газпром» планирует подключать множество различных потребителей – население, энергетиков, химические проекты, космодром Восточный. Тариф на газ установит решение ФАС. А вот стоимость другого вида сырья, бутановой фракции, которая может быть использована нашим проектом для производства присадок к моторному топливу на следующих этапах его развития, – это уже чисто договорные отношения с учетом экспортных цен продукта.

– А как с перспективами экспорта вашей продукции? Ориентироваться будете преимущественно на Китай?

– У нашего проекта есть разные логистические возможности. Первую вы упомянули – это поставка на север Китая. Она возможна тремя видами транспорта: по железной дороге через существующие погранпереходы, Забайкальск – Маньчжурия или Гродеково – Суйфэньхэ, или строящиеся – Нижнеленинское – Тунцзян.

Также это автомобильный транспорт – активно ведется строительство моста в районе Каникурган – погранпереход Благовещенск – Хэйхэ. Есть возможность реализовать проект по строительству трансграничного продуктопровода между Россией и Китаем, потому что мы находимся всего в 60 км от границы с Китаем, и эта идея вызывает интерес у китайских партнеров. Наконец, есть возможность поставок на рынки юга Китая, Японии и Южной Кореи через дальневосточные порты по морю.

– Внутренний рынок какие-то существенные объемы заберет?

– К сожалению, внутреннее потребление метанола на Дальнем Востоке пока не очень большое – 100 тыс. т в год. В основном потребляют метанол производители КФК-смол, являющихся связующими при производстве ДСП, фанеры, МДФ. Но мы верим, что лесопромышленный комплекс ДФО просто обречен на развитие в связи с тем, что мировой спрос на древесину колоссально растет, а ресурсная база стремительно истощается. Потенциал Дальнего Востока – прирост по лесопереработке в разы. Наличие местного производства метанола улучшит экономику локальных производств древесных плит. Такие предприятия часто работают на отходах лесозаготовки и используют низкосортную древесину, что позволяет резко повысить глубину переработки леса, не увеличивая объем лесозаготовок.

– В какой пропорции будут экспортные и внутренние поставки?

– В перспективе мы ориентируемся на соотношение 50 на 50. Дальше все будет зависеть от рыночной конъюнктуры на момент запуска завода.

– А какие прогнозы по потреблению метанола в странах Азии?

– Метанол является в хорошем смысле этого слова глобальным commodities – товаром, который торгуется на рынках и нужен множеству отраслей промышленности. Главный драйвер здесь – это производство олефинов из метанола. Если говорить про завтрашний день, есть пилотные проекты по использованию метанола как топлива для бункеровки: он более экологичен, чем мазут, и если здесь случится прорыв, то потребление метанола вырастет вдвое. Спрос на метанол и сейчас стабильно растет в физических объемах. Даже в самые кризисные годы, 2009-й, 2014-й, когда нефть стоила $30, метанол прибавлял 5–7% в год. Мировое потребление сейчас около 70–80 млн т, и, по прогнозам всех ведущих мировых агентств, спрос продолжит расти. Это как раз «окно возможностей», которое позволяет не только нашему, но и другим аналогичным проектам по всей России занять свое место на растущем мировом рынке.

– Чего вы ждете от предстоящего Восточного экономического форума?

– Как и на предыдущих трех ВЭФ, в которых мы принимали участие, ожидаем много полезных контактов на площадке, которую считаем удачным дополнением к Санкт-Петербургскому и Сочинскому форумам. Прежде всего, с иностранными партнерами: потребителями, строительными компаниями, потенциальными инвесторами. Рассчитываем на большое количество соглашений, но подробности я пока раскрывать не буду. Предыдущие три форума для нас прошли крайне полезно. Мы планируем и дальше расширять сферы сотрудничества, и здесь нам очень помогают институты развития Дальнего Востока, которые являются кладезем полезных контактов не только с представителями иностранного бизнеса, но и с чиновниками других стран. Это тоже крайне важно, потому что наш проект является партнерским между Россией и странами АТР, он поддерживается на межгосударственном уровне.

Опубликовано в журнале "Экономика Дальнего Востока"
Подписаться на журнал Вы можете на портале investvostok.ru
Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов