Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The Far East says goodbye to round timber

On December 5, the last carriage with an export consignment of round timber will leave for the border with China. Alexander Sidorenko, chairman of the Dalexportles association, spoke about what will happen next with the forest industry of the Far East in an interview with EastRussia.

In two weeks, a kind of "deadline" will come, which the railroad workers set out to timber merchants to ship round exports for export from the Far East. In accordance with the instruction of the President to the Government of the Russian Federation, from January 1, the export of unprocessed timber should be prohibited. Export duties on round timber have been raised since 2007 - then they were raised to 20%, now they are 80% of the delivery price. The business, which has historically and systematically been engaged in the export of "round timber", has long and persistently been offered to engage in wood processing. However, in fact, only a few organized it. According to an industry expert, in the near future the industry will face an almost universal shutdown: enterprises will begin to be mothballed or completely closed. The reasons for this business behavior are that under the current conditions woodworking in the Far East threatens enterprises with bankruptcy, believes Alexander Sidorenko, chairman of the Dalexportles association. He told EastRussia how the industry lives and what awaits it in the near future.

The Far East says goodbye to round timber
Photo: "Dalexportles"

- Alexander Nikolaevich, what is the Far Eastern Association of Timber Industry and Timber Exporters in 2021?

- The Dalexportles Association was founded 31 years ago, consists of 24 largest timber holdings and companies in the Far East, it also includes shipping companies, banks, owners of rolling stock. The total export volume exceeds USD 0,5 billion per year. For woodworking enterprises, this is approximately 80% of the woodworking of the Far East. The number of people employed at the enterprises of the association is over 15 thousand people. These are the most progressive enterprises, the management of which is thinking not only about making money, but also about systematically developing the industry, improving the quality of life of people living here in the Far East.

- What is the mood in the industry on the eve of the ban on the export of round timber? Recently, the news came across that in the first half of the year exporters of "round timber" increased their income by 20% due to high demand. And, despite the prohibitive duties, 61,4% of the export volume of timber products from the Khabarovsk region, for example, is precisely round timber. In total, according to the Rosselkhoznadzor, the region exported 3,44 million m3 forest products. Is this an attempt to "breathe" in front of the inevitable?

- Of course not. You can't breathe here. And there is nothing impressive in this data. Profitability rose on the back of rush demand, this is a one-time, short-term surge. As for export volumes, for the Khabarovsk Territory the normal figures are 8,5 million cubic meters per year - and this is an average figure. In general, the Khabarovsk Territory should export 12 million m3 annually. So the current 3,44 million cubic meters in six months are depressing indicators and the autumn months and December will not bring radical improvements. JSC Russian Railways and railway carriers have already warned that the last carriage for export from the Khabarovsk Territory should leave by December 5, because until it reaches the border, until all the procedures, registration are completed, and it is guaranteed to cross the border by 24:00 hours on December 31 2021, because then he simply cannot physically do it, even if the cargo is declared. Therefore, the indicators for the year will not increase much.

- What is your forecast?

- Our latest official statistics from Dalexportles show that in 10 months of this year, the volume of exports from the Far East decreased by 20,2% compared to 10 months of last year. At the end of the year, a reduction of up to 50% is forecasted. That is, we can say so that the 21st year is degrading compared to the 20th, the 20th - degraded compared to 2019, and this trend can be traced up to 2007. Every year we export less and less.

- And what now, when the barrier will go down altogether? What is the mood in the industry? Everyone covered their heads with their hands - closed their eyes and ears, waiting for what will happen?

- There are no fearful ones in this industry, no one closes their ears and eyes. There is a cold-blooded assessment of the possibilities. The situation is such that from January 1, 2022, severe restrictions on the export of untreated timber come into force. This is out of the question. Everyone is now thinking - what can be done in this situation. It would seem that the organization of processing suggests itself, but now, due to various restrictions, including pandemic ones, we have a delivery time for domestic sawmilling equipment - from seven to ten months, and a year ago the deadline was two months, and for imported ones earlier than 2023 the year is not necessary. Here is an example "Terneyles" ordered drying chambers in February 2021, under the contract they will pass in March 2022. Installation under the contract for four months. And they will start working only in October 2022, when the packaging line is put into operation, since it is difficult to manually remove 300 thousand cubic meters of boards from the drying chambers and pack them. There are no so many people. Therefore, each manager, owner of an enterprise engaged in the forestry industry, assesses what specifically he can do now, in these conditions. At the same time, no one indulges in the reasoning "is it good or bad." At the moment, this is so. And to put it bluntly - in fact, no one is able to increase wood processing from January 1, 2022.

- Was it not too late for managers and owners to start this assessment?

- And then let's ask ourselves this question - the very strategy of industrialization of the forestry industry and the requirements for the transition to deep processing began 14 years ago - in 2007. And they tell us: "We warned you!" But we also want to ask: "What have you done so that we can build factories?" During these 14 years, we have not built a single kilometer of power lines, we have not built a single kilometer of railways. The network of motor roads in the region is several times less per capita than in the European part of Russia. And the territory is much larger. They object to us - they say, you earn, and build yourself! But one must understand that it will not be possible to shift the underdevelopment of the infrastructure to the cost of the board. This board has a limitation - consumer value. Shifting the underdeveloped infrastructure of the territory onto the business, the cost of the board becomes more expensive than the market price. Business is unable to fulfill government powers. From Komsomolsk-on-Amur to Nikolaevsk-on-Amur, businesses are unable to build transmission lines that would provide an acceptable tariff and cost of electricity. Small villages in the taiga are supplied with electricity by subsidized diesel power plants - 42 rubles kilowatt / hour, how much will the board sawn there cost? The timber business is also unable to build a railway from Komsomolsk-on-Amur to Nikolaevsk-on-Amur in order to reduce the cost of logistics. What are we talking about?

- And everyone worked as they worked ...

- Yes, everyone worked as they did. Business is adapting to existing opportunities. We know that it is necessary to organize woodworking, we support it, but there are no conditions for this.

- But some elementary woodworking could be established nevertheless?

- And what do you mean by elementary woodworking, raw board? For example, the PRC market consumes raw boards. This market does not require dry boards in principle. And we supply them there. Since July 1, a 10% duty has been introduced on a raw board. Chinese buyers say: "If you want - dry, but we will not pay extra for it!" Why transfer European consumer properties to the Asian market?

- How did the news that the previously promised state corporation, a single exporter of round timber, will not be reflected on the industry? Was it not such that everyone hoped for her to the last, hoping to earn at least a little by handing in their "round timber", and now they were left with nothing?

- It is unlikely that some heads of forest industry enterprises were betting on the fact that such a state-owned company would appear. Yes, it was planned, but it did not work out - and okay. They took into account, of course, calculated, but here everyone is looking not at who promises and plans what, but at what has been done and what regulations exist. Maybe someone has a habit of "eating with their eyes", but not those people with whom I work.

- And what, will all be closed in January?

- Why since January? They are already closing, stopping the workpiece. As I already said, the last carriage must be sent in the direction of Grodekovo by December 5, and the carriages have not been loaded in the direction of seaports since October. Because there are simply no steamers. What does it mean? This means that the timber industry enterprises no longer bring timber from the taiga to their warehouse, since everything was taken out of the taiga back in September, and in the taiga they finished cutting it back in August, and since August the industry began to reduce both harvesting and supplies. All timber warehouses should be empty by December.

- All that will be filed for bankruptcy now?

- Everyone decides for himself what to do. There is no single recipe. Most likely, they will simply close, mothball production. To close it means to cut staff and close the office. This is not bankruptcy.

- Well, here, for example, the Shelekhovsky timber industry enterprise, their warehouse is full of timber, there is nowhere to send. So what? The leader will gather everyone in January and say: “Everyone is free”?

- No, he will tell you right now. The industry employs people who are always looking ahead. In accounting there is such an item - "Deferred expenses". At the moment, the manager bears expenses that in six months will only bring returns, and if nothing happens in six months, he will refuse these expenses today. Therefore, enterprises are already curtailing their economic activities. As a result, from January 1, 2022, 25-30% of enterprises from the total number of those who are now employed in the timber industry of the Far East will remain in operation.

- Isn't it an attempt at such pressure, they say, "Let the authorities, save us!"

- What pressure can there be? Who will refuse to earn money? If there were conditions in which processing was profitable - cheap electricity, logistics - do you think someone would give up the opportunity to earn money? We have been set clear and reasonable requirements - from January 1, stop the export of round timber. What we can do? We can only stop. Refining is now unprofitable. And if the export of round timber stops, it will become even more unprofitable. To continue processing now means that the cost will exceed the profitability, which means deliberately driving oneself into bankruptcy, with all the ensuing arbitration and criminal consequences. Therefore, the most reasonable way out for most is to close and start a business in another industry, or even go on a really well-deserved rest. The industry is aging. Young people don't come. Young people do not consider their future in the taiga without work.

- But they promised support measures, cheap loans, to those lumberjacks who take up processing and start organizing sawmills and drying facilities. Isn't this a working diagram?

- Getting a soft loan is a working scheme, but returning it is already non-working. You can take the money, and they will give it, but you will not be able to return it. Because, I repeat, in the current conditions in the Far East, processing is unprofitable. At least, because our electricity is 4 rubles per kilowatt / hour, and in the Irkutsk region - below the ruble. Because on half of the territory of the Khabarovsk Territory, there is no railway, and where there is a railway, the tariff is constantly increasing so that it makes it unprofitable to deliver a log even to Siberia, and even more so further to the west. We have an acute shortage of people ... You see, the leaders of the timber industry enterprises are smart people. And if something doesn’t work out for them, it’s not because they don’t know something, they don’t know how, or they have malicious intent. Objective circumstances are such that, under the existing conditions, processing is not profitable. We have Arkaim, Business Marketing, Rimbunan Hijau, RFP Group at last - all at a loss. They didn't get stupid, and the results got worse.

Look how it was - let's count on the same Amur in the early 90s the timber was loaded for export - in Nikolaevsk-on-Amur, Mago, Podgorny, Takhta, Bulava, Novaya Ferma, Nizhnyaya Gavan, Decisive, Kiselevka, Litvintsevo - ten port points from where the forest was loaded onto steamers. And now? Nikolaevsk-on-Amur, Tsimmermanovka, Litvintsevo - three out of ten. And what - the people who earned there, cut off their income? They are not suicides! And this once again confirms that the existing conditions do not allow making money on processing.

- But why is everything so bad? Is there really no chance to make wood processing profitable in the Far East?

- We are in the conditions of international, global competition - with the USA, Canada, New Zealand, Europe and at the stage of logging we are still competitive. Our prime cost is comparable to the American one, to the European one, but when we start woodworking, our prime cost rises sharply and exceeds the international one, and we cannot withstand this competition and are forced to sell at a loss. We are losing precisely in the cost of woodworking, in its prime cost. In the current conditions - infrastructural, logistics, tariff, tax - the Far East can compete in the forest industry on international markets only at the level of raw materials. As soon as processing technologies are connected, we all lose. It's not a business that has created such conditions for itself! There are a lot of factors here. Let's not forget that our wood is by no means of premium quality, half of which is thin larch, which is capricious in processing, and is not even suitable for cellulose. At the same time in Japan the price for Siberian larch is eight dollars higher than for ours.

- And export to Siberia for processing?

- There are two points. Siberians may and are ready to take our log for processing, but again at the price, how much it costs from them with its cost price. Who will pay for the carriage? In addition, I have not heard that in Siberia, for some reason, a business has suddenly created excess woodworking capacities in advance, so that by the way, by the way, millions of cubic meters will receive third-party timber. There, too, investors monitor the comparability of the volume of woodworking with the volume of logging. And then - what will it fundamentally change for the Far Eastern timber industry? Will we cease to be a raw materials appendage of China, and will we become a raw materials appendage of Siberia? It is clear that when delivering to Siberia, everything happens in one country. But we live not in Siberia, but in the Far East. How will the welfare of the population living in the Far East and the quality of life improve? Selling to the PRC we at least earned, but selling to Siberia we will exhaust ourselves and all the participants in the process, then we need to subsidize the tariff, and the issue has not yet been resolved, then not all volumes will be able to accept volumes. Our electricity tariffs will not decrease, the "shoulder" of transportation from the taiga will not decrease either, as will the high cost of finished products, which, taking into account all the factors, as it has already become clear to everyone, is uncompetitive.

- What's in the bottom line?

- Nothing new. The business works where it is profitable for it, where it can earn. Where it is unprofitable - he will not work, there is no place for him. This is objective. 

January 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальний Восток прощается с кругляком

5 декабря в сторону границы с Китаем отправится последний вагон с экспортной партией «кругляка». О том, что будет дальше с лесной отраслью Дальнего Востока, в интервью EastRussia рассказал Александр Сидоренко, председатель ассоциации «Дальэкспортлес».

Уже через две недели наступит своеобразный «дедлайн», который железнодорожники обозначили лесопромышленникам по отгрузке круглого экспорта на экспорт с Дальнего Востока. В соответствии поручением Президента Правительству РФ, с 1 января экспорт необработанной древесины должен быть запрещен. Экспортные пошлины на «кругляк» начали поднимать с 2007 года – тогда их повысили до 20%, сейчас они составляют 80% от цены поставки. Бизнесу, который исторически и системно занимался экспортом «кругляка», давно и настойчиво предлагалось заняться переработкой древесины. Однако по факту организовали ее единицы. По мнению отраслевого эксперта, уже в ближайшее время отрасль столкнется с едва ли не поголовным «шатдауном»: предприятия начнут консервироваться или полностью закрываться. Причины такого поведения бизнеса в том, что в существующих условиях деревообработка на Дальнем Востоке грозит предприятиям банкротством, считает Александр Сидоренко, председатель ассоциации «Дальэкспортлес». Он рассказал EastRussia, чем живет отрасль и что ждет ее в ближайшем будущем.

Дальний Восток прощается с кругляком
Фото: «Дальэкспортлес»

- Александр Николаевич, что сейчас в 2021 году представляет из себя Дальневосточная ассоциация лесопромышленников и экспортеров леса?

- Ассоциация «Дальэкспортлес» основана 31 год назад, состоит из 24 крупнейших лесопромышленных холдингов и компаний Дальнего Востока, в нее также входят судоходные компании, банки, собственники подвижного железнодорожного состава. Совокупный объем экспорта превышает 0,5 млрд. долларов США в год. По деревообратывающим предприятиям это примерно 80% деревообработки Дальнего Востока. Численность занятых на предприятиях ассоциации – свыше 15 тыс. человек. Это наиболее прогрессивные предприятия, руководство которых думает не только о том, чтобы заработать, но и о том, чтобы системно развивать отрасль, улучшать качество жизни людей, проживающих здесь на Дальнем Востоке.

- Какое настроение в отрасли накануне запрета экспорта круглого леса? На днях попалась на глаза новость, что за первое полугодие экспортеры «кругляка» увеличили свои доходы на 20% благодаря высокому спросу. И, несмотря на запретительные пошлины, 61,4% объема экспорта лесопродукции из Хабаровского, например, края – это именно круглый лес. Всего по данным Россельхознадзора, регион экспортировал 3,44 млн м3 лесопродукции. Это такая попытка «надышаться» перед неизбежным?

- Нет, конечно. Здесь не надышишься. И внушительного в этих данных ничего нет. Доходность подросла на фоне ажиотажного спроса, это разовый, краткосрочный всплеск. Что же касается объемов экспорта, то для Хабаровского края нормальные цифры 8,5 млн кубометров в год – и это средний показатель. Вообще же Хабаровский край должен экспортировать 12 млн м3 ежегодно. Так что нынешние 3,44 млн кубометров за шесть месяцев – это депрессивные показатели и радикального улучшения осенние месяцы и декабрь не принесут. АО РЖД и железнодорожные перевозчики уже предупредили, что последний вагон на экспорт из Хабаровского края должен уйти до 5 декабря, потому что пока он дойдет до границы, пока пройдут все процедуры, оформление, а пересечь границу он гарантированно должен до 24:00 часов 31 декабря 2021г., потому что далее он это просто физически не сможет сделать, даже если груз продекларирован. Поэтому показатели по году не сильно увеличатся.

- Какой Ваш прогноз?

- Наша самая свежая официальная статистика «Дальэкспортлеса», показывает, что по итогам 10 месяцев текущего года объем экспорта с Дальнего Востока сократился на 20,2% по сравнению с 10 месяцами прошлого года. По итогу года прогнозируется сокращение до 50%. То есть можно так сказать, что 21-й год деградирует по сравнению с 20-м, 20-ый – деградировал по сравнению с 2019-м и такую тенденцию вплоть до 2007-го можно отследить. Мы с каждым годом все меньше и меньше экспортируем.

- И что теперь, когда шлагбаум вовсе опустится? Какие настроения в отрасли? Все прикрыли голову руками – закрыли глаза и уши, ждут, что же грянет?

- Пугливых нет в этой отрасли, никто уши-глаза не закрывает. Есть хладнокровная оценка возможностей. Ситуация такова, что с 1 января 2022 года вступают в силу жесткие ограничения по вывозу необработанной древесины. Это не обсуждается. Все сейчас думают – что в этой ситуации можно сделать. Казалось бы, напрашивается организация переработки, но сейчас в силу различных ограничений, в том числе и пандемийных, у нас срок поставки отечественного лесопильного оборудования – от семи до десяти месяцев, а год назад срок был – два месяца, а на импортное раньше, чем 2023 год рассчитывать не приходится. Вот пример «Тернейлес» заказал себе в феврале 2021 года сушильные камеры, по контракту они прейдут в марте 2022-го. Монтаж по контракту четыре месяца. А работать начнут только в октябре 2022 года, когда введут в эксплуатацию упаковочную линию, так как 300 тысяч кубометров доски вручную вынуть из сушильных камер и упаковать затруднительно. Столько людей нет. Поэтому каждый руководитель, собственник предприятия, занятого в лесной отрасли, оценивает, что конкретно он может сделать сейчас, в этих условиях. При этом никто не пускается в рассуждения «хорошо это или плохо». На данный момент — это так есть. И если говорить прямо – фактически никто не в состоянии с 1 января 2022 года увеличить деревообработку.

- А не поздно ли начали эту оценку руководители и собственники?

- А давайте зададимся тогда таким вопросом – сама стратегия индустриализации лесной отрасли и требования к переходу на глубокую переработку начались еще в 14 лет назад – в 2007 году. И нам говорят: «Мы вас предупреждали!». Но мы тоже хотим спросить: «А вы что сделали для того, чтобы мы могли построить заводы?». За эти 14 лет у нас не построено ни одного километра линий электропередач, у нас не построено ни одного километра железных дорог. Сеть автомобильных дорог края в разы меньше на душу населения, чем в европейской части России. А территория намного больше. Нам возражают – мол, вы зарабатываете, сами и стройте! Но надо понимать, что не получится переложить неразвитость инфраструктуры на себестоимость доски. У этой доски есть ограничение –потребительская стоимость. Перекладывая на бизнес неразвитость инфраструктуры территории, себестоимость доски становится дороже рыночной цены. Бизнес не в состоянии исполнять государственные полномочия. От Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре бизнес не в состоянии построить линии электропередач, которые обеспечили бы приемлемый тариф и стоимость электроэнергии. Маленькие поселки в тайге обеспечиваются электричеством дотационными дизельными электростанциями – 42 рубля киловатт/час, сколько будет стоить распиленная там доска? Также не в состоянии лесопромышленный бизнес построить железную дорогу от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре, чтобы удешевить логистику. О чем мы говорим?

- И все работали, как работали…

- Да, все работали, как работали. Бизнес приспосабливается к существующим возможностям. Мы знаем, что нужно организовывать деревообработку, поддерживаем это, но условий для этого нет.

- Но какую-то элементарную деревообработку можно было наладить тем не менее?

- А что вы понимаете под элементарной деревообработкой, сырая доска? Вот, например, рынок КНР потребляет сырые доски. Этот рынок в принципе не требует сухие доски. И мы их туда поставляем. С 1 июля на сырую доску введена пошлина 10%. Китайские покупатели говорят: «Хотите – сушите, но мы доплачивать за это не будем!». С чего европейские потребительские свойства перекладывать на азиатский рынок?

- Как отразилось на отрасли известие о том, что не будет ранее обещанной госкорпорации, единого экспортера круглого леса? Не было такого, что все до последнего надеялись на нее, рассчитывая хоть немного зарабатывать, сдавая туда свой «кругляк», и теперь остались ни с чем?

- Вряд ли какие-то руководители предприятий лесной промышленности все ставили на то, что такая госкомпания появится. Да, планировалась, да не получилось – и ладно. Учитывали, конечно, просчитывали, но здесь все смотрят не на то, кто что обещает и планирует, а на то, что сделано и какие постановления существуют. Может и есть у кого-то привычка «есть глазами», но не у тех людей, с которыми я работаю.

- И что, все закроются с января?

- Почему с января? Уже закрываются, останавливают заготовку. Как я уже говорил, до 5 декабря надо отправить последний вагон в направлении Гродеково, а в направлении морских портов вагоны не грузятся уже с октября. Потому что элементарно пароходов нет. Что это значит? Это значит, леспромхозы лес из тайги на свой склад уже не завозят, так как из тайги все вывезли еще в сентябре, а в тайге его закончили рубить еще в августе, так вот с августа промышленность и начала сокращать и заготовку, и поставки. К декабрю все склады с лесом должны быть пустые.

- Все что сейчас на банкротство подадут?

- Каждый сам решает, что ему делать. Единого рецепта нет. Скорее всего просто закроются, законсервируют производства. Закрыться, это значит сократить персонал и закрыть офис. Это не банкротство.

- Хорошо, вот, например, Шелеховский леспромхоз, у них склад забит лесом, отправлять некуда. И что? Руководитель соберет всех в январе и скажет: «Все свободны»?

- Нет, он уже сейчас скажет. В промышленности работают люди, которые всегда смотрят наперед. В бухгалтерском учете есть такая статья - «Расходы будущих периодов». Руководитель в данный момент несет расходы, которые через полгода только принесут отдачу, а если через полгода ничего не будет, он сегодня откажется от этих расходов. Поэтому предприятия уже сейчас сворачивают свою хозяйственную деятельность. В итоге с 1 января 2022 года работать останутся 25-30% предприятий от общего числа тех, кто занят сейчас в лесной промышленности Дальнего Востока.

- А не попытка ли это такого давления, мол, «Давайте власти, спасайте нас!»

- Какое может быть давление? Кто будет отказываться от заработка? Если бы были условия, в которых переработка была выгодна – дешевая электроэнергия, логистика – думаете, кто-то бы отказался от возможности заработать? Нам поставлены понятные и разумные требования – с 1 января стоп экспорт круглого леса. Что мы можем сделать? Мы можем только остановиться. Переработка сейчас убыточна. И с остановкой экспорта круглого леса она станет еще убыточнее. Продолжать переработку сейчас – это значит, что себестоимость превысит доходность, это значит, сознательно вгонять себя в банкротство, со всеми вытекающими арбитражными и уголовными последствиями. Поэтому самый разумный выход для большинства – закрыться и начать бизнес в другой отрасли, или вообще выйти на действительно заслуженный отдых. Отрасль стареет. Молодежь не идет. Молодежь свое будущее в тайге без работы не рассматривает.

- А ведь обещаны были меры поддержки, дешевые кредиты, тем лесодобытчикам, кто возьмется за переработку и начнет организовывать лесопильные, сушильные мощности. Это разве не рабочая схема?

- Получить льготный кредит – это рабочая схема, а вот его вернуть - уже нерабочая. Деньги взять можно, и их дадут, но вернуть их не получится. Потому что, повторюсь, в нынешних условиях на Дальнем Востоке переработка убыточна. Хотя бы, потому что электроэнергия у нас 4 рубля киловатт/час, а в Иркутской области – ниже рубля. Потому что на половине территории Хабаровского края, нет железной дороги, а там, где железная дорога есть – там тариф постоянно повышается так, что делает невыгодным доставку бревна даже в Сибирь, и уж тем более дальше на запад. У нас остро не хватает людей… Понимаете, руководители лесопромышленных предприятий – это умные люди. И если у них что-то не получается, это не потому, что они чего-то не знают, не умеют, или злой умысел имеют. Объективные обстоятельства таковы, что в имеющихся условиях переработка не выгодна. У нас «Аркаим», «Бизнес маркетинг», «Римбунан Хиджау», «РФП Групп» наконец – все в убытках. Они не поглупели, а результаты стали хуже.

Посмотрите, как было – давайте считать по тому же Амуру в начале 90-х лес грузился на экспорт – в Николаевске-на-Амуре, Маго, Подгорный, Тахта, Булава, Новая Ферма, Нижняя Гавань, Решающий, Киселевка, Литвинцево – десять портопунктов, откуда лес грузился в пароходы. А сейчас? Николаевск-на-Амуре, Циммермановка, Литвинцево – три из десяти. И что же – люди, зарабатывавшие там, обрубили себе доход? Они же не суицидники! И это еще раз подтверждает, что существующие условия не дают заработать на переработке.

- Но почему же все так плохо? Неужели нет шансов сделать рентабельной переработку древесины на Дальнем Востоке.

- Мы находимся в условиях международной, глобальной конкуренции – с США, Канадой, Новой Зеландией, Европой и на стадии лесозаготовки мы еще конкурентоспособны. Наша себестоимость сравнима с американской, с европейской, но, когда мы начинаем деревообработку, наша себестоимость вырастает резко и превышает международную, и мы не выдерживаем эту конкуренцию, и вынуждены продавать себе в убыток. Мы проигрываем именно в стоимости деревообработки, в ее себестоимости. В текущих условиях – инфраструктурных, логистических, тарифных, налоговых – Дальний Восток может в лесной отрасли конкурировать на международных рынках только на уровне сырья. Как только подключаются процессинговые технологии – все, мы проигрываем. Это же не бизнес сотворил себе такие условия! Тут масса факторов. Не будем забывать, что и лес наш отнюдь не премиального качества, половина которого лиственница-тонкомер, которая капризна в обработке, и даже на целлюлозу не годится. При этом в Японии цена на Сибирскую лиственницу на восемь долларов выше, чем на нашу.

- А вывозить на обработку в Сибирь?

- Тут два момента. Сибиряки может и готовы взять наше бревно на обработку, но опять же по той цене, сколько оно стоит у них со своей себестоимостью. Кто заплатит за перевозку? Кроме того, я не слышал, что в Сибири бизнес по каким-то причинам вдруг заранее создал избыточные деревообрабатывающие мощности, чтобы так кстати миллионами кубов принимать сторонний лес. Там тоже инвесторы следят за сопоставимостью объемов деревообработки с объемами лесозаготовки. И потом – что принципиально это поменяет для Дальневосточной лесной промышленности? Мы перестанем быть сырьевым придатком Китая, и станем сырьевым придатком Сибири? Понятно, что, поставляя в Сибирь, все происходит в одной стране. Но живем то мы не в Сибири, а на Дальнем Востоке. Благосостояние населения, живущего на Дальнем Востоке, качество жизни как улучшится? Продавая в КНР мы хоть зарабатывали, а продавая в Сибирь мы и себя измучаем и всех участников процесса, то тариф нам нужно субсидировать, а вопрос еще и не решен, то объемы не все принять смогут. Тарифы на электроэнергию у нас не уменьшатся, «плечо» вывозки из тайги – тоже не уменьшится, как и высокая себестоимость готовой продукции, которая с учетом всех факторов, как это уже, надеюсь, стало наглядно понятно для всех – неконкурентоспособна.

- Что в сухом остатке?

- Ничего нового. Бизнес работает там, где ему выгодно, где он может заработать. Где невыгодно – он работать не будет, ему там и не место. Это объективно. 

7 декабря: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика