Добывая драгоценные металлы полностью устранить все риски вряд ли возможно, но свести их к минимуму – вполне. Доказано «Полиметаллом».
Разработка Нежданинского месторождения – пример тщательно продуманного, ответственного и безопасного освоения недр. Удаленность от цивилизации – не помеха внедрению самых современных стандартов охраны труда и промышленной безопасности.
Нежданинское
По белоснежной нитке присыпанной снегом автодороги спускаемся с сопок к Нежданинскому. Северо-Восток Якутии. Морозно. Будто у гор в ладошках – там, внизу, - фабрика. Яркая, новая, в фирменных цветах «Полиметалла». Это четвертое по величине месторождение золота в России.
Фото: Якутский филиал «Полиметалла»
Находится Нежданинское в Томпонском районе на северо-востоке Якутии, примерно в 480 километрах к востоку от Якутска. Добраться туда можно по всесезонной грунтовой дороге, ближайшая федеральная трасса - в 110 км от месторождения. Дорога обеспечивает прямой доступ к речному порту Хандыга и железнодорожной ветке в Нижнем Бестяхе. Климат в регионе типично якутский: долгая морозная зима и короткое жаркое лето.
Открыто Нежданинское было в 1951 году. «Полиметалл» вошел в проект в 2015 году, в 2018 компания консолидировала 100% доли в Нежданинском.
Первый золотосеребряный концентрат здесь получен минувшей осенью - 16 октября - с опережением графика. Строительство карьера производительностью 2 млн тонн руды в год и обогатительной фабрики с комбинированной гравитационно-флотационной схемой обогащения заняло чуть больше трех лет. Выход на полную проектную мощность и положительный денежный поток ожидаются ко II кварталу 2022 года.
На смену в тайгу – со смартфоном?
Нужно отметить, что Нежданинское – не просто молодая фабрика. Это ультрасовременный проект. Бумага здесь окончательно уходит в прошлое.
К примеру, оценивать риски на Нежданинском теперь будут в онлайн-режиме. Коллектив начал переходить на мобильную версию карт ежесменной оценки рисков. Как это работает?
На самом крупном подразделении участка - обогатительной фабрике - установлены стойки с подключенными к сети LTE смартфонами. Отдел охраны труда через систему электронного документооборота оперативно получает информацию по соответствию каждого рабочего места требованиям безопасности.
Фото: Якутский филиал «Полиметалла»
- В конце каждой недели мы подводим итоги, определяем наиболее волнующие нас точки, работаем по ним с ответственными подразделениями. При системе бумажных карт ежесменной оценки рисков (ЕОР) возможности такого оперативного анализа сильно ограничены, - говорит ведущий инженер по охране труда и промышленной безопасности Нежданинского Инна Завгородняя. - Кроме того, еще одно преимущество заключается в том, что сотрудник к отчету может приложить снимки фактов нарушения условий труда, сделанные на мобильное устройство.
Работу по внедрению мобильных карт - вместо заполнения бумажных бланков - начали в декабре прошлого года. До этого в течение двух месяцев систему тестировали в пробирно-аналитической лаборатории участка, сотрудники которой получили три устройства. Все замечания работников в период тестирования направляли разработчикам системы, чтобы отладить ее до мелочей, сделать максимально удобной и понятной.
Фото: Якутский филиал «Полиметалла»
- Всего на фабрике сейчас 8 стоек с 18 мобильными устройствами. Они размещены в локациях, где не будет внешнего воздействия на устройства – влаги, пыли, температуры, - и при этом в непосредственной близости от основных рабочих мест, - уточняет Инна Завгородняя.
Как считает мастер обогатительной фабрики Евгений Савельев, внедрение электронных карт ЕОР - требование времени и серьезный шаг вперед по повышению уровня культуры охраны труда и промбезопасности.
- Благодаря обновленной системе начальник смены ежедневно получает оперативную информацию от сотрудников по состоянию их рабочих мест. При выявлении каких-то проблем он подает заявку коллегам-смежникам либо руководству для устранения. Снимаются все замечания обычно в кратчайшие сроки, - говорит Евгений.
Еще одна полезная функция электронных карт ежесменной оценки рисков – это возможность подать сигнал о помощи.
- Например, если работнику внезапно стало плохо, то он может использовать кнопку SOS. Оповещение начальник смены получит немедленно, - рассказывает Евгений.
«Железные» правила «золотой команды»
Безопасности на Нежданинском уделяют особое внимание. Строительство обогатительной фабрики, которую торжественно запустили в ноябре прошлого года, велось в условиях строжайшего контроля со стороны специалистов по охране труда. На работах в активные периоды были задействованы более 600 представителей подрядных организаций.
Буровзрывные и буровые работы, перевозку горной массы, транспортные услуги, - все это выполняют шесть крупных подрядчиков. В 2021 они не допустили на участке ни одного несчастного случая и дорожно-транспортного происшествия.
Как подчеркнул начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности Якутского филиала компании Алексей Майструк, для достижения такого результата в течение последних лет проводилась постоянная работа с подрядчиками: их оценка на этапе маркетинга услуг, инструктажи, обучение, проверки на местах ведения работ, привлечение к конкурсам профмастерства, внедрение стандартов и инструментов системы управления охраны труда и промышленной безопасности.
- В начале горных работ подрядчики не проявляли должного внимания к безопасным условиям труда. Благодаря планомерному вовлечению коллективов организаций в культуру безопасности, их работа начала соответствовать высоким корпоративным стандартам. При этом строгий контроль со стороны специалистов ОТ и ПБ сохранился, - говорит Алексей Майструк.
О «Рейдах благодарности»
Важную роль в мотивации сотрудников к безопасному труду играют публичные обязательства о соблюдении правил охраны труда и промбезопасности, которые дают руководители и персонал всех подразделений. Один из них – начальник производственно-технического отдела Южно-Верхоянской горнодобывающей компании Александр Тимоховский.
- Намного легче упредить инцидент, чем разбираться с его последствиями. А действовать на опережение можно, только если ты четко следуешь установленным правилам, не рискуешь на рабочем месте и дорожишь своей жизнью и жизнями коллег, - говорит Александр.
Александр Тимоховский
Фото: Якутский филиал «Полиметалла»
Еще одним мотивирующим к безопасному труду фактором стали традиционные «Рейды благодарности», в ходе которых управляющий директор и главный инженер участка награждают лучших в сфере охраны труда сотрудников, а также подразделения за обеспечение безопасности на рабочих местах. Первый «Рейд благодарности» прошел на Нежданинском в 2018 году. С того времени образовалась целая когорта сотрудников, которых неоднократно отмечали как лучших по охране труда и промышленной безопасности. Управляющий директор ЮВГК Александр Симон говорит:
- Мне как руководителю приятно благодарить людей за отдачу, за сознательный вклад в общий результат. Ответная реакция персонала – лучший показатель роста личной ответственности. Это позволяет перевести тему охраны труда в другую плоскость: от страха наказания за несоблюдение требований к стремлению к профессиональным достижениям, которые невозможны без соблюдения норм безопасного труда.
О перспективах
Работы здесь, в Нежданинском, - на десятилетия. Предполагается добыча открытым способом с помощью традиционного буровзрывного метода и выемки руды с использованием экскаваторов и грузовиков. В дальнейшем планируется постепенный переход на подземную добычу.
Средний годовой выпуск за период с 2022 по 2024 год составит 180 тыс. унций. Здесь создано более 1 000 постоянных рабочих мест. Предприятие ежегодно будет выплачивать порядка US$ 20 млн налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
Проделать такую работу в столь сжатые сроки – действительно дело сильных. Добраться туда, где земля спрятала клады. Посреди тайги и снегов, где нет даже электричества, наладить инфраструктуру, чтобы ожил и заработал новенький фабричный городок, трудиться в котором удобно и безопасно. Нежданинское пока только в начале пути. Те инновации, разработки и инструменты, о которых мы рассказываем сегодня – первые, и далеко не последние. Постоянное развитие и совершенствование для золотой команды четвертого по величине месторождения России – тоже железное правило.
Людмила СмирноваСегодня во всем мире пристальное внимание уделяется вопросам промышленной безопасности, как составной части индустриального развития. Горнодобывающие предприятия, как и любое производство, имеют факторы риска. Для максимально эффективного внедрения системы управления безопасностью необходимо учитывать требования законодательства и международных стандартов, а также индивидуальные условия, внутренние управленческие и производственные процессы.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
«Безопасность есть и всегда будет нашим основным приоритетом. Мы создаем культуру безопасности, которая распространяется на все аспекты нашей деятельности», - говорит генеральный директор «Полиметалла» Виталий Несис.
На предприятиях «Полиметалла» забота о сотрудниках – первостепенная задача. Здесь продолжают совершенствовать процедуры производственной безопасности. Охрана труда – это не только инструкции и циркуляры. Комплексный подход базируется прежде всего на опыте, который нарабатывается годами.
В компании стремятся создать культуру «нулевого травматизма». Это означает, что каждый работник берет на себя личную ответственность, как за собственную безопасность, так и за безопасность своих коллег. Ответственное отношение сотрудников и постоянное внедрение технических решений в области охраны труда помогает предприятию двигаться в выбранном направлении.
В компании понимают, что обширная география деятельности, различия условий труда на предприятиях, занятость специалистов на разных видах работ требуют комплексного подхода к вопросам безопасности – такого, как ответственное руководство, корпоративная культура и управление рисками.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
В основе подхода к безопасности в «Полиметалле» - система управления рисками. Сегодня на всех предприятиях «Полиметалла» реализуется комплексная программа в области охраны здоровья и безопасности. Так, в 2018 году компания внедрила систему ежесменной оценки рисков (ЕОР), которая повышает осведомленность работников об опасных условиях труда, выявляет и корректирует риски. Система ЕОР широко используется практически на всех участках.
Перед сменой каждый сотрудник компании обязан удостовериться в безопасности своего рабочего места. Если он видит, что его рабочее место небезопасно, то должен немедленно прекратить работу и отразить это в карточке ЕОР, а руководство, узнав о проблеме, обязано принять меры по устранению причины опасности. Такая постоянная обратная связь позволяет своевременно получать информацию о том, что и где необходимо улучшить, отмечают в компании.
НА ПРИМЕРЕ
В Южно-Верхоянской горнодобывающей компании (ЮВГК, входит в Полиметалл), как и на других предприятиях компании, реализовали коммуникационную программу «Будь уверен в безопасности. В ее рамках первые лица предприятия и руководители служб ЮВГК, от геологического до складского хозяйства, подписали личные обязательстве по безопасному труду.
«Правила – гарантия жизни. Ни опыт, ни храбрость, а только правила. Внимательное отношение к охране труда присуще руководителям всех подразделений. Личный пример здесь очень важен, чтобы людям было на кого равняться. Также любой сотрудник, от которого исходит предложение или замечание по охране труда и пожарной безопасности, будет услышан. Только вместе мы сможем сделать условия труда действительно безопасными», – уверен управляющий директор ЮВГК Александр Симон.
«Мой принцип – прежде всего начинай с себя. Если я не буду следовать правилам по охране труда и промбезопасности, то как я могу спрашивать с людей за их проступки? Повесил подписанные обязательства на зеркало в кабинете, теперь постоянно вижу эти обязательства и себя, который несет за них ответственность», — говорит начальник энергомеханической службы Нежданинского месторождения Вахтанг Закаидзе.
Теперь к руководителям присоединяются рядовые сотрудники: геологи, инженеры, химики. Заместитель главного маркшейдера Вячеслав Телешко проводит пятиминутки безопасности каждый день.
«Полезные привычки постепенно могут сдвинуть горы. Поэтому в нужности подписания личных обязательств по безопасному труду подготовленный коллектив убеждать не пришлось. Мы работаем в серьезной компании, где безопасность в условиях непрерывного производства – приоритет», — отмечает Вячеслав Телешко.
Горнорабочий Евгений Далбараев пришел в ЮВГК из другого горнодобывающего предприятия. Он отмечает, что на предприятии создаются условия по безопасному труду.
«Когда видишь, что в каком-то вопросе все коллеги единодушны, не могу и не хочу оставаться в стороне. Нам есть на кого равняться – наши руководители очень ответственно относятся к безопасности на работе. Это видно по ежедневной смене, по обычным разговорам и вниманию к профилактике. Когда видишь такое серьезное и старательное отношение ко всему у своих руководителей, подводить их не хочется. В любом случае повышение ответственности — это развитие. Я беру пример со своих руководителей», — объясняет Евгений Далбараев.
ОТМЕТИТЬ ЛУЧШИХ
Традиционными на Нежданинском месторождении стали «Рейды благодарности», когда руководитель предприятия совершает обход производственных подразделений и вручает благодарности и подарки лучшим работникам за активное участие в обеспечении безопасности на своем рабочем месте. При выборе лучших учитываются записи в картах ЕОР и активность сотрудников по улучшению безопасности труда.
В 2019 году лучшим подразделением стал участок открытых горных работ. Все герои получили грамоты, денежные премии, сувениры и наклейки на рабочие каски с фирменной символикой «Будь уверен в безопасности!».
Также по итогам года на Нежданинском месторождении присужден диплом «Лучшая подрядная организация по обеспечению безопасных условий и охраны труда». Здесь буровзрывные и буровые работы, экскавацию горной массы, транспортные услуги выполняют четыре подрядные организации, в деятельности содержатся потенциальные риски.
Перед партнерами была поставлена четкая задача — привести системы управления охраной труда и промбезопасности в соответствии с требованиями законодательства и стандартами компании.
«Мы организовали не одну очную встречу с коллективами компаний, обновили договоры, стандартизировали требования по охране труда, увеличили штрафы. Сегодня критерий надежности по безопасности включен в процедуру тендера при выборе организаций. Постепенно мы добились того, что ключевые подрядчики соответствуют всем критериям безопасности нашей компании. Главный тезис в работе с партнерами «Одна территория - одни правила» перестает быть декларативным и становится нормой жизни» – объяснил начальник отдела по охране труда и промышленной безопасности Южно-Верхоянской горнодобывающей компании Сергей Синицин.
Меры «Полиметалла» в области управления охраной труда позволяют соответствовать всем требованиям российского законодательства, а также международному стандарту ISO 45001. Подход «жизнь, а не план», распространился на всех сотрудников, включая партнеров-подрядчиков компании. Принятые меры позволяют снижать показатель LTIFR – коэффициент частоты травм с временной потерей трудоспособности.
Всемирный день охраны труда, который отмечается 28 апреля, стал практически еще одним профессиональным праздником для предприятий, входящих в компанию «Полиметалл». Он был учрежден Международной организацией труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах по всей планете. Компания «Полиметалл» традиционно задает высокую планку уровня охраны труда, в чем в преддверии специализированной даты смог убедиться корреспондент EastRussia, побывав на производственной площадке ООО «Ресурсы Албазино».
То, что Албазинский ГОК – место строгое с точки зрения соблюдения правил безопасности, становится понятным еще на этапе подготовки к поездке в район им. Полины Осипенко. Запрос размеров одежды и обуви – не просто формальность: первая же попытка проскочить мимо коменданта общежития в куртке из «обычной» жизни, а не спецовке со светоотражателями, пресекается на корню.
- Каждый прибывающий в вахтовый поселок проходит обязательный инструктаж по технике безопасности. Мы демонстрируем все наглядно, для этого есть видеоролики на каждый случай. Потом – зачет. Все серьезно, – говорит заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности ООО «Ресурсы Албазино» Кирилл Бородин.
За каждого из 600 человек персонала и 500 работников подрядных организаций (плюс залетные ласточки вроде журналистов) руководство ГОКа отвечает не только головой, но и репутацией компании.
«Средства индивидуальной защиты (СИЗ) и соблюдение правил – это гарантия безопасности любого сотрудника, будь ты водителем, директором, проходчиком или журналистом», – напутствует Кирилл Бородин.
Закон суров…
Сел в машину – пристегнись. Созревающее в голове «да ладно, у вас же здесь гаишников нет» рассыпается в прах под чутким прицелом видеорегистратора. Пишет и то, что происходит снаружи, и все, что внутри. Записи проверяют в произвольном порядке, поэтому правилам следуют не только при свете солнца, но и в полумраке подземного рудника.
Требование распространяется не только на транспорт «Полиметалла», но и на подрядчиков. Без видеорегистратора их автомобили не допускают на территорию Албазинского ГОКа.
- Безопасность должна быть у каждого в голове, каждый должен понимать, как и что делать. И на производственном участке, и в быту. Мы много внимания уделяем безопасности, в первую очередь — работе с людьми, — вводит в курс дела главный инженер ООО «Ресурсы Албазино» Олег Воронин. — Жизнь и здоровье сотрудников – наш главный приоритет.
И в «Полиметалле» на безопасности сотрудников не экономят. Олег Анатольевич подчеркивает, что охрана труда – это не только инструкции и циркуляры. Комплексный подход базируется прежде всего на опыте, который нарабатывается годами.
Один из флагманов по добыче драгметаллов в России и Казахстане стремится создать культуру «нулевого травматизма». Это означает, что каждый работник берет на себя личную ответственность, как за собственную безопасность, так и за безопасность своих коллег.
- Наши сотрудники хорошо понимают, что обеспечение безопасных условий труда – прежде всего в их интересах. Немного сложнее с подрядчиками, теми, кто у нас занят на строительстве новых объектов, на перевозке людей, обеспечении порядка в бытовых помещениях и так далее, то есть находятся здесь временно. Но и им мы стараемся прививать ответственность, иначе просто не будем сотрудничать, – уточняет Олег Воронин.
Ответственное отношение сотрудников и в постоянное внедрение технических решений в области охраны труда, помогает предприятию двигаться в направлении «нулевого травматизма». Например, в подземном руднике ООО «Ресурсы Албазино» первыми в компании стали использовать тросовое крепление отработанных камер подземного рудника, что позволяет избежать обрушения породы. Здесь же начали применять закладку бутобетонной смеси с проливкой цементным молочком.
Мне сверху видно все
Открытые горные работы на самом большом из трех карьеров – Анфисинском — тоже ведутся под присмотром. Уже год, как на Албазинском ГОКе установлен георадар, позволяющий заранее предупредить о сдвижении горного массива.
- В этом году мы запланировали извлечь 8,7 млн кубометров породы на всех карьерах. Нештатные ситуации здесь совершенно ни к чему, – говорит главный инженер карьера Евгений Ширяев.
Если раньше деформацию бортов карьера могли зафиксировать только маркшейдера путем инструментального мониторинга за бортами карьеров, то теперь в этом помогает и геолокатор.
В его память задана зона сканирования карьера. Как только проявляются первые признаки деформации в карьере радар их фиксирует и анализирует, при достижении критериями деформации критичного значения, соответствующий сигнал получает диспетчер и он сразу оповещает горного мастера. Горный мастер при получении команды от диспетчера оперативно выводит технику из забоя.
- Радар сканирует борта карьера в режиме реального времени, фиксируя деформацию от 1 мм и выводит информацию на экран, особое внимание уделяется участкам выделенными геомехаником. Мы наблюдаем, фиксируем в какой части произошли изменения и по каким критериям. Анализируем совокупность разных факторов, включая скорость, скоростной фактор, когерентность и обратную скорость смещения. Сопоставив данные, понимаем, какого рода движение происходит в карьере, – объясняет методику наблюдений ведущий маркшейдер ООО «Ресурсы Албазино» Игорь Ганжа.
«Угол зрения» георадара составляет 270 градусов. Особенно он выручает на тех участках, куда невозможно подойти человеку. Да и в зимнее время, когда снег осложняет инструментальный мониторинг. Устройство способно исследовать объекты на удалении от 30 до 3,5 тыс. метров. Кстати, недавно георадар попал в поле зрения албазинских рационализаторов. Чтобы постоянно не эвакуировать техническое чудо на время проведения взрывных работ, ему соорудили защитный кожух – своеобразную броню.
- Опускаем ставни, закрываем кожух, выключаем радар на это время. Производится взрыв. Дали отбой, открыли, запустили радар. Команду дают удаленно. И дальше продолжается сканирование, – уточняет Игорь Ганжа.
…и снизу видно
Технический контроль, позволяющий избежать ошибок, свойственных человеческому фактору, применяется и при подземных работах. Там куда ни кинь – сплошь потенциальная опасность: взрывы, тяжелые машины с навесным оборудованием, упорно проступающая сквозь породу вода и сложная связь. Проблему решили около двух лет назад, установив своего рода маячки в налобных фонарях.
- Это разработка уральского института УралТехИс, создана с целью позиционирования горного транспорта и людей при проведении горных работ. По всей шахте расположена сеть датчиков. Человек, проходя или проезжая мимо них, фиксируется, и данные о нем выводятся на компьютер в диспетчерской. В случае ЧП легко определить, в зоне каких датчиков находится работник. С расширением горных выработок расширяется и система позиционирования. Ограничений по глубине рудника фактически нет, – объясняет инженер КИПиА ООО «Ресурсы Албазино» Рустам Мухитдинов.
Все рассчитано так, что даже в случае, если налобный фонарь потухнет, остатка заряда аккумулятора хватит на несколько часов работы маячка датчика.
- Система позиционирования также используется с целью аварийного оповещения. По номеру, прошитому в блоке, из диспетчерской можно индивидуально вызывать каждого человека. Тому, кто находится в руднике, идет звуковой или световой (лампа начинает мигать) сигнал. Сотрудник по рации связывается с поверхностью, ему сообщают нужную информацию. Либо одновременно на все фонари можем подать сигнал аварийного оповещения с целью выхода из шахты, – добавляет Мухитдинов.
Активно применяются и рации. Телефоны в глубине дальневосточных руд возможны лишь проводные, и они находятся в определенных точках – в кармане такой не унесешь. Рация позволяет всегда быть на связи и в случае необходимости оперативно вызвать помощь.
А я иду такая вся
Кстати, о спецодежде, с упоминания о которой мы начали рассказ об охране труда в «Ресурсах Албазино». Оказалось, что фирменные спецовки – модный тренд. Пиарщики «Полиметалла» запустили в этом году проект, направленный на популяризацию костюмов для специалистов, задействованных в разных сферах, и всевозможных средств индивидуальной защиты – «Мисс в СИЗ».
Пятерке сотрудниц Албазинского ГОКа удалось стать пионерами этого несколько экстравагантного проекта, но вмиг ставшего популярным у занятых серьезной работой людей.
Профессиональный визажист, маститый столичный фотограф, очки, маски, перчатки, каски – вот далеко неполный «джентельменский набор», определяющий успех проекта. Под натиском красоты, наглядно демонстрирующей целесообразность использования имеющегося арсенала средств индивидуальной защиты, не устоял даже четкий график работы карьерных самосвалов. Стройные ряды этих величественных махин, одно колесо которых – выше человеческого роста, послушно гарцевали, следуя указаниям фотографа и лучам света.
Для всех участниц проекта съемка «как на обложку» стала первым подобным опытом. И очень скоро модели-производственницы появятся на постерах.
В глуши района им. Полины Осипенко в Хабаровском крае находится вахтовый поселок Албазинского ГОКа. Шесть утра. Комната в общежитии.
Пока соседки ещё добирают свои минуты сна перед 12-часовой сменой, Ирина Волкова сидит в прицеле профессиональной лампы визажиста. «Глаза вверх. Вниз. Посмотри налево. Не моргай», - четкие инструкции мастера кисточек, теней и помады в новинку для хрупкой молодой женщины.
Нет, это не обычный день на вахте. Ирине предстоит фотосессия на рабочем месте - за рулём 90-тонного карьерного самосвала Komatsu. Пока девушек-водителей, на «Ресурсах Албазино» двое. Обе Ирины. Обе успешно завершили стажировку и были приняты на работу на предприятие в ноябре прошлого года.
- Я за рулём с 2006 года. Несколько лет даже таксовала – возила людей за 350 километров из Облучья в Хабаровск, - вспоминает Ирина Волкова. - Так что и масло поменять, и колесо перебортировать, если надо, могу.
Семь лет назад Ирина пересела с легковушки на самосвал. «Увидела объявление: на месторождении Албын в Селемжинском районе Приамурья действовала программа для женщин, готовых водить большегрузы», - рассказывает она.
О наборе водителей в «Ресурсы Албазино» Ирина узнала, уже работая на угольных карьерах в Кузбассе. В пользу «Ресурсов» говорили несколько доводов. «Это предприятие ближе к моему дому – я из Амурска, и зарплата выше», - говорит она.
В своё время Ирине довелось работать и продавцом, и парикмахером. Но именно в кабине самосвала чувствует себя покорительницей мира. Коллеги убедились, что она настоящий профессионал. «Даже комплименты отвешивают по части работы. А я люблю, чтобы меня хвалили именно за дело», - говорит Ирина.
«Ресурсы Албазино», куда амурчанка приехала в этом году на первую вахту, порадовали не только безупречно налаженным бытом, но и дружеским отношением работников предприятия.
- Я даже потом нашего механика отдельно благодарила за то, какого он мне наставника душевного дал. Сергей Юрьевич Кедюлич прямо по-отечески отнесся, - рассказывает Ирина Волкова. – Стажировка - дело не простое. От того, кто станет проводником в профессию во многом зависит твоё будущее на рабочем месте. В нашем деле надо иметь в виду, что любой автомобиль сам по себе индивидуален. Сергей Юрьевич мне многое рассказал и про машину, и о том, как вести себя в разных ситуациях. Мы до сих пор с ним созваниваемся: и мой наставник всегда интересуется тем, как продвигаются мои дела.
В «Ресурсах Албазино» ценят людей и готовы обеспечивать перспективу для профессиональной реализации каждому. Ещё одна участница женского дуэта водителей карьерных самосвалов - Ирина Белобородова - с детства грезила о самолетах. Отучилась в Красноярском авиационно-техническом колледже, но жизненные обстоятельства не позволили поработать по этому направлению.
Несколько лет Ирина посвятила дрессировке собак и подготовке четвероногих к выставкам, позже ушла в охрану. Вождение автомобиля долгое время оставалось для неё хобби. К тому времени ей предложили присмотреться к объявлению о наборе женщин водителями самосвалов. В «Ресурсы Албазино» Ирина Белобородова пришла уже имея опыт работы на месторождении.
«Водить самосвал - не женское дело? Я бы поспорила», - пресекает провокационные вопросы Ирина. Хотя признаёт, что на вахте важны не только водительское мастерство, соблюдение скоростного режима (разрешено движение со скоростью 30 километров в час) и тому подобное. Здесь необходимо и терпение – за рулём приходится проводить по 12 часов в сутки.
Сейчас девушки говорят, что главное - почувствовать большую машину, габариты, её особенности. И, конечно, подчинить себе. Komatsu иногда капризничает, чего не могут позволить себе водители. Например, они говорят, что на скользкой дороге карьерный самосвал ведёт себя норовисто. Чтобы управиться с ним, надо проявить характер. И наши собеседницы показывают, что настоящий хозяин дороги - за рулём.
Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».