Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Доброфлот: в бурю лишь крепче руки

Хороший моряк быстро среагирует на любое волнение моря, отличный мореход – это волнение спрогнозирует. Грамотная тактика и стратегия на опережение позволили группе компаний Доброфлот во всеоружии встретить «девятый вал» испытаний, вызванных пандемией – и на суше, и на воде.

Александр Ефремов, управляющий группы "Доброфлот", рассказал EastRussia как группа компаний справилась с испытаниями в непростом 2020 году и обрисовал потребности рыбодобывающей и перерабатывающей отрасли в ближайшей перспективе.

Доброфлот: в бурю лишь крепче руки
Фото: Доброфлот

Александр Ефремов

управляющий группой компаний «Доброфлот»

Каким выдался 2020-ый год для «Доброфлота»?

2020-ый выдался неожиданно сложным и напряженным для всех нас. Но несмотря на трудности, с которыми столкнулась наша компания в уходящем году, «Доброфлот» запустил новейшее масштабное производство по переработке филе минтая в поселке Новый мир Приморского края. Стоит отметить, что завод нам пришлось запускать в самый разгар карантинных мероприятий и ограничительных мер. Несмотря на все сложности, наши подразделения с честью выдержали испытания. Сейчас завод «Новый мир» запущен на полную мощность и уже работает в полную силу.

Еще одна приятная новость – это уверенная победа в конкурсе «Народная марка» в категории «Рыбная консервация». По мнению большинства россиян, принимавших участие в масштабном опросе, консервы «Доброфлот» - лучшие в стране. Кроме того, консервы из иваси, произведенные на плавбазе «Всеволод Сибирцев» вошли в «Золотую сотню» лучших товаров России. И это объективное и «живое» признание результатов работы всего коллектива Группы компаний, потому что выбор делали реальные люди, оценившие качество нашей продукции.

Какова сейчас ситуация с экспортом в Китай? Какие меры предпринимает «Доброфлот», чтобы выполнить новые требования властей КНР к производству, хранению и транспортировке морепродуктов?

Сейчас в разгаре самый интенсивный по объему вылова сезон А на Дальнем востоке, работы для нашего завода в приморском поселке Новый мир достаточно. Четыре года назад при активной поддержке полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева была запущена программа поддержки, которая дала возможность построить большие перерабатывающие заводы на территории Дальнего Востока и главное – получить квоты на вылов дикой рыбы. Можно сказать, что ситуацию с закрытием границ со стороны Китая власти предвидели уже тогда и многое сделали для того, чтобы такое решение существенно не повлияло на рынок.

К чему могут привести нынешние экспортные затруднения? Какова вероятность того, что КНР перестанет быть основным потребителем нашей рыбы-сырцы, а внутри страны появится больше мощностей по ее глубокой переработке? Что в данной ситуации намерен предпринять «Доброфлот»? Возможна ли переориентация экспорта на рынки других стран, если «да» – то каких?

Конечно, любой запрет негативно влияет на бизнес, но для Группы компаний «Доброфлот» ущерб от запрета экспорта в Китай – минимальный. Ежедневно только наш завод в Новом мире перерабатывает 65-80 тонн минтая, это около 18 тысяч тонн ежегодно.

На выходе мы получаем качественное, свежее филе, готовое к продаже конечному потребителю. Причем, продукция идет и на внутренний рынок, и Европу, и в США. Там на филе нашего дикого минтая особый спрос – это рыба считается деликатесной.

Вы уже высказывались в пользу государственных «рыбных интервенций» - каков должен быть их объем и как они должны быть организованы, чтобы максимально эффективно поддержать отрасль?

Ограничения со стороны Китая могут уже в ближайшее время привести к остановке промысла у некоторых рыбодобывающих компаний из-за отсутствия возможности для альтернативной выгрузки и хранения. На трех крупных подзонах вылова — Камчатско-Курильской, Северо-Охотоморской и Западно-Камчатской уже сейчас не хватает запаса свободных емкостей рефрижераторных транспортных судов.

Если государство решится на организацию интервенции, то цена закупки минтая должна складываться в результате открытого и прозрачного аукциона. Аукцион – это самый справедливый и надежный способ определить оптимальную цену.

Вопрос объема на сегодняшний день вторичен. Прежде всего необходимо определиться с целевым назначением продукции, закупленной в результате «рыбных интервенций». Государство же не может себе позволить сгноить купленную рыбу на причале после выгрузки? Поэтому изначально необходимо четко обозначить куда и для какого конечного потребителя пойдет эта продукция после закупки государством. И где она будет храниться?

Для того чтобы ответить на вопрос какую продукцию и в каком регионе должно закупать государство в форме закупочных интервенций, нужно ответить на вопрос: какую первоочередную задачу оно решает? По моему мнению задача государства в сложившихся условиях обеспечить беспрепятственное прохождение сезона А (самого массового по вылову минтаевой путины) в Охотском море на Дальнем востоке. Необходимо решить проблемы с вывозом и хранением рыбопродукции, ранее предназначавшейся для экспорта в Китай. Если это верно, то при всем уважении к северным коллегам, я не понимаю – причем тут Северный бассейн?

На сайте «Доброфлота» - на странице «О компании» есть фраза – «Мы не гонимся за технологиями, но развиваемся, чтобы сохранить традиции». При этом совсем недавно была существенно модернизирована IT-инфраструктура компании – внедрено гиперконвергентное решение для обработки данных. Почему возникла необходимость в этом весьма дорогостоящем обновлении и что оно даст «Доброфлоту»?

Группа компаний «Доброфлот» относится к числу предприятий полного цикла. Собственный флот, береговые перерабатывающие производства и плавучие заводы, производство тары, собственная транспортировка и логистика готовой продукции – все это требует разветвленной ИТ-инфраструктуры, ключевой элемент которой – мощный вычислительный кластер. В какой-то момент производительность наших ИТ-систем стала отставать от темпов развития бизнеса. Когда ИТ-системы перестали удовлетворять потребности Группы компаний, было принято решение о модернизации.

Мы рассматривали несколько альтернативных решений. Самый простой вариант – обновить существующую классическую инфраструктуру, но это заставило бы нас ежегодно вкладывать средства в поддержание и модернизацию «железа». Другой вариант – внедрение более производительной гиперконвергентной структуры, когда все вычислительные мощности компании скомпонованы в единой программной среде. Второе решение было чуть более затратным, однако традиционная трехуровневая архитектура требует бОльших расходов на создание, сложна в эксплуатации и дальнейшем масштабировании.

В результате стоимость всех внедренных нами продуктов ненамного превышала стоимость новой классической инфраструктуры. Кроме этого, «Доброфлот» получил рассрочку платежей на 12 месяцев.

Работы производились в трех населенных пунктах Приморского края на всех предприятиях «Доброфлота». Сейчас весь производственный цикл поддерживается гиперконвергентной инфраструктурой. Реализация проекта позволила нам закрыть потребности в ИТ-оборудовании и системах обработки данных на ближайшие 5 лет.

Как, по Вашему мнению, скажется на отрасли слияние «Находкинской базы активного морского рыболовства» и «Океанрыбфлота»? Как будет реагировать «Доброфлот», если такое слияние состоится?

Я ничего не знаю про данную сделку. На мой взгляд это непроверенная информация.

Как Вы охарактеризуете нынешнее состояние отрасли – она на грани коллапса, или все «не так уж страшно»? Каков будет Ваш прогноз на 2021 год? Пришлось ли менять планы и приоритеты из-за пандемии коронавирусной инфекции? Если «да» - но насколько сильно?

Я уверен, решение на федеральном уровне вопроса по стимуляции рыбопереработки на территории России – верное и своевременное, тем более, что большая часть работы уже сделана – большинство береговых заводов сданы в эксплуатацию и работают. Но говорить о скором и успешном завершении всего проекта еще рано.

Инвестиционный процесс, запущенный 5 лет назад, был призван стимулировать всю рыбодобывающую отрасль. Целью федерального проекта «Квоты в обмен на инвестиции» является не только строительство береговых заводов, но и закладка перерабатывающих судов для глубокой переработки (производства филе). Береговые заводы уже построены, но для вывода производства на проектную мощность требуется привлечение большого количества рабочей силы. Считаю, что рыбную отрасль необходимо включить в перечень для упрощенного ввоза и оформления иностранной рабочей силы, по аналогии как это было решено недавно в строительном комплексе.

Алексей Збарский

23 июня: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика