Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Shivering clams

Dredge fishing for molluscs - barbarism or a way of catching bivalves, which is no worse than others?

Over the past few years, a real turbidity has risen around the mining of bottom mollusks in Primorye and in the Far East - in the literal sense. The public of Vladivostok actively opposed the fishermen who trawl the seabed, for which they have full legal grounds. Those living by the sea are shocked by the consequences of this method of extraction. They argue that instead of the natural seabed rich in living creatures, a real "lunar landscape" remains. But not all biologists share the common concern.

Shivering clams
Photo: Dmitry Anashkin

Drazhny fishing

In March, when the ice melts, small fishing seiners (MRS) go out to the water area of ​​the Amur and Ussuri bays. Some of them have a dredge at the stern, a structure designed for digging and collecting shells. It resembles a comb mounted on a metal frame that sinks to the seabed, immerses its teeth to a depth of 30 centimeters and combes soft ground, collecting bivalves in a mesh bag. The dredge is towed at a low speed of about 3 meters per minute. After lifting and unloading, shells of only the marketable type and size are selected on board, the broken and small shell is thrown overboard. As well as what is not a subject of fishing: grass, stones, sand, soil. By-catch, other valuable species of aquatic biological resources, must also be released back into the sea. Passing along the seabed, the dredge stirs up the water, and it does not settle to the bottom for a long time, this explains the muddy trail from the seiner.


Draga works in the Tavrichansky estuary
Photo: Dmitry Anashkin

Anadara and spizula are allowed to be mined by dredging in Primorye. Anadara is found more often in shallow waters in a soft muddy or sandy bottom. Molluscs are usually buried in the ground to a depth of half a meter, this is their usual habitat. There are many such habitats where these rare bivalves live, in the Amur and Ussuriysky bays, as well as in a number of other places of Primorye.

These molluscs are a valuable commercial species, which are especially appreciated in Asian countries. Anadara, or as it is also called, - red, or blood shell, - began to be mined in Primorye in the late 90s. The production was exported, most often to Japan and China. In these countries it is well known that anadara is a powerful energetic, a storehouse of rare amino acids, minerals and vitamins in high concentration, capable of curing a number of ailments. In the Land of the Rising Sun, it is considered the most expensive delicacy.


Anadara
Photo: pixabay.com

Spizula, or gerbil (the Russian name speaks for itself - this shell also buries itself in the sand at a shallow depth) is valued for its rich composition and properties to activate the hematopoietic function, improve the work of the cardiovascular and nervous systems.

In recent years, corbicula, a small mollusk, which is also valuable for its medicinal properties, has begun to be mined. He lives in those places where sea water is diluted with river water. It is even available for manual collection, since it settles at a depth of one meter. The Tavrichansky estuary, which is a nature conservation area, the place where the Razdolnoye River flows into the Amur Bay, is one of the places where Korbicula settles.

Active fishing for burrowing molluscs in the 2006s led to a sharp decline in stocks. There were so few of them that local scientists began to study the population, but this did not help either. Back in 150, local media wrote: “Meanwhile, the situation with bivalve mollusks off the coast of Primorye in recent years has been directly depressing, scientists confidently say. There are over XNUMX species of them in the waters of the Sea of ​​Japan, and most of them are on the verge of extinction. " (Electronic version of the newspaper "Vladivostok" No. 2066 dated December 14. 2006, article "Anadara - the sea gift"). Even then, experts predicted that in ten years the seabed off the coast of Primorye could turn into an “underwater desert”. This is due to the deteriorating ecology, climate change, as well as the "plundering of biological resources." Scientists already then drew attention to the fact that "sometimes the catch from legal users of the sites is made in excess of the limit."

The activity of collecting mollusks with the help of dredges is regulated by the Legislation on Fisheries and the Conservation of Aquatic Biological Resources. It consists of Federal Law No. 166-FZ of 20.12.2004 N 166-FZ (as amended on 08.12.2020) "On fishing and conservation of aquatic biological resources", other federal laws and laws of the constituent entities of the Russian Federation. The Fishing Rules are the basis for the implementation of fishing and the conservation of aquatic biological resources. Fishing areas in the Primorsky Territory, including molluscs, are determined by the Fishing Rules for the Far Eastern Fisheries Basin, approved by the Ministry of Agriculture of Russia (order No. 267 of 23.05.2019/XNUMX/XNUMX).

In Primorye, with a total biomass of bivalve molluscs of 68 tons, from 000 to 1500 tons of all types of shells are permitted and harvested annually. Meanwhile, according to the defenders of the sea, this method of fishing not only harms the seabed, killing all living things, but also changes the coastline and the coastal ecosystem under the influence of waves and currents.

Draghi - out! 

Several years ago, the caring public in Vladivostok again became seriously alarmed. Residents of Vladivostok appealed to the local media with a request to find out what was happening. Seiners began to appear in places of mass recreation - on the popular Shamora beach (Lazurnaya bay), in Muravyinaya bay. MRSs were seen in the Khasan region: the bays of Manchurka, Boisman, Narva, Tabunnaya, Baklan. Fishing was carried out close to the coast, at depths of 3-5 meters.

Scientists are again talking about the harm caused by dredges to the ecosystem of the seabed. Thus, Doctor of Biological Sciences, Professor Nadezhda Khristoforova appeared in one of the publications of a popular city site with a rather radical message: “Drazhny fishing means one thing - to shovel the whole bottom. Everything that lives on it. Draga is a cruel instrument. It is very heavy and literally rakes up everything that lives at the bottom. Therefore, this type of fishing is very tough and cruel. He just destroys everything. It's hard to crush a large mollusk with a good shell in this way, that's why they get them that way ”(https://www.newsvl.ru/vlad/2019/04/12/179761/).

In 2020, the outrage of residents reached its peak. Underwater videos filmed by the President of the Primorye Underwater Sports Federation Dmitry Anashkin were loudly discussed on social networks and media. While diving on holding his breath, he observed how the bottom changed as a result of the passage of the dredges.

“What does a person see from the shore? It's just that small boats are slowly sailing near the coast. Everything looks harmless enough. At this time, a completely different picture is underwater. After the dredge, I saw a sediment of suspension on algae, torn worms, broken shells, stunned fish, an empty, almost dead bottom. The difference between an untouched bottom with a natural ecosystem is also clearly visible. Such targeted impacts on the ecosystem in its most vulnerable places, at depths of less than 30 meters, cause irreparable damage to biodiversity. The barbaric dredging method of spisula or anadara extraction is hidden under water and no one sees it, ”Anashkin says.

With a call to ban dredging fishing in September 2020, the public figure spoke at the Public Expert Council on Environmental Safety, Environmental Protection and Reproduction of Biological Resources in the Primorsky Territory.

According to Anashkin, the fact that the dredge is not a prohibited fishing gear is a gap in the Fishing Rules that needs to be corrected. As evidence, the diver cites as an example the ban on the use of bottom trawls at depths of less than 20 meters, which already exists in the Fishing Rules. Earlier, also due to damage to the sea, gillnets and whaling were prohibited - they are considered barbaric today.

“The problem of bottom trawls is much larger, it is well studied and therefore it was solved a long time ago. Dredges have a much stronger negative impact on the seabed than bottom trawls, but they are used locally, almost invisibly on a general scale. If we carry out an examination and calculate the damage regularly caused to nature, then dredging can become economically inexpedient, ”Anashkin said.

False alarm?

Industrialists disagree with the president of the underwater sports federation. As told in LLC "Aquatekhnologii", which owns MRSs that fish with dredges in the water area of ​​Primorye, today fisheries science uses a precautionary approach and allows catching only 3-4% of the stocks. The allocation of quotas to the user is preceded by the determination of the total allowable catch (TAC). It is established by the Federal Fisheries Agency. The establishment of the TAC is preceded by the approval by Rosprirodnadzor of the positive conclusion of the State Ecological Expertise of the materials of annual studies in the mining areas with an assessment of the environmental impact. The research is carried out by scientists of the VNIRO Federal State Budgetary Scientific Institution. The state of stocks, the impact of fishing on the environment, on the bottom population (benthos) is assessed, by-catch is being studied, etc.

“Within a short period of time, traces of the dredge's work disappear completely. According to observations, within an hour after working on silty soils, the diver will not find any path from hydraulic erosion or traces of teeth - sea waves will mix the soil, and the concentration of soil in the water layer will return to normal. The work of the dredge takes place in the upper layers of sandy or silty-sandy soils, while the teeth of the dredge pass a small non-commercial size shell, the grasp of the soil is up to 2,5 meters, "says Alexander Troyan, deputy general director of Aquatekhnologii LLC.

Scientific dragging»

According to the latest materials of the Pacific branch of the VNIRO Federal State Budgetary Scientific Institution, which conducted monitoring studies from August to November 2020 in the waters of commercial concentrations of bivalve molluscs in the Amur and Ussuriysk bays, they did not find any harm from dredges. 

“The use of dredges with hydraulic erosion for catching burrowing bivalve molluscs does not cause significant damage to the bottom biocenosis, which is explained by the low dredging rate - about three meters per minute, as well as by the biological characteristics of these animals, settling on sandy and silty-sandy soils, where they are dominant representatives of macrobenthos ", - said in an article published on the website of the Pacific branch of the FGBNU" VNIRO "(http://tinro.vniro.ru/ru/novosti/item/118-drazhnyj-promysel-v-primor-e-slukhi-i-fakty).

Primorye is not the only region where the public is fighting against the destruction of marine bioresources. So, the residents of Sakhalin for many years in a row have been observing a similar picture in Vladivostok in the water area of ​​the Aniva Bay.

“Every year we see a mining fleet approaching the Aniva Bay beach and fishing. Roughly speaking, they are scooping up this territory. When this happens, the people are outraged. Industrialists change location and continue their business. I consider this method of mining barbaric, and Sakhalin ecologists do the same. But industrialists have legal quotas, all these issues are resolved in Moscow, and the local population cannot influence their change. This is happening throughout the Far East. I have been diving since the 1980s and I see that the ecology is getting worse, "says Vladimir Bolshakov, diver, spear hunter, representative of the Sakhalin-Kuril fishing club.

This conflict between social activists and industrialists repeats every year with the arrival of the season, but there is no need to talk about the victory of one of the parties so far. MRSs continue to plow the bottom and collect shells, and residents of coastal cities complain that their favorite bays and coves are being subjected to such a harsh impact. 

Hoping that industry experts will comment on the situation with dredging fishing, the EastRussia editors sent a request to the Primorsky Territorial Administration of the Federal Agency for Fishery, from there it was redirected to the central office of the department in Moscow, but within seven days stipulated by law, no response to the request was received.   

September 25: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дрожь моллюсков

Дражный промысел моллюсков - варварство или способ добычи двустворчатых, который ничем не хуже других?

Последние несколько лет вокруг добычи донных моллюсков в Приморье и на Дальнем Востоке поднялась настоящая муть – в буквальном смысле. Общественность Владивостока активно выступила против промысловиков, которые тралят морское дно, на что имеют полные законные основания. Живущие у моря шокированы последствиями, к которым, приводит такой способ добычи. Они утверждают, что вместо естественного богатого живностью морского дна остается самый настоящий «лунный ландшафт». Но тревогу обывателей разделяют далеко не все биологи.

Дрожь моллюсков
Фото: Дмитрий Анашкин

Дражный промысел

В марте, когда сходит лед, малые рыболовные сейнеры (МРС) выходят на акваторию Амурского и Уссурийского заливов. У некоторых из них на корме – драга, конструкция, предназначенная для выкапывания и сбора ракушек. Она напоминает собой расческу, установленную на металлической раме, которая опускается на морское дно, погружает зубья на глубину до 30 сантиметров и прочесывает мягкий грунт, собирая двустворчатых в сетчатый мешок. Драгу буксируют низкой скоростью примерно 3 метра в минуту. После подъема и выгрузки на борту отбираются раковины только товарного вида и размера, битая и мелкая ракушка выбрасывается за борт. Как и то, что не является предметом лова: трава, камни, песок, грунт. Прилов, а это другие ценные виды водно-биологических ресурсов, также должны быть выпущены обратно в море. Проходя по морскому дну, драга взмучивает воду, и она еще долго не оседает на дно, этим и объясняется мутный след от сейнера.


Драга работает в Тавричанском лимане
Фото: Дмитрий Анашкин

Дражным способом в Приморье разрешено добывают анадару и спизулу. Водится анадара чаще на мелководье в мягком илистом или песчаном дне. Моллюски обычно закапываются в грунт на глубину до полуметра, это их привычная среда обитания. Таких мест обитания, где обитают эти редкие двустворчатые, в Амурском и Уссурийском заливах, а также в ряде других мест Приморья, немало.

Эти моллюски – ценный промысловый вид, который особенно ценится в странах Азии. Анадару, или как ее еще называют, - красная, или кровяная ракушка, - начали добывать в Приморье еще в конце 90-ых. Добыча шла на экспорт, чаще всего в Японию, Китай. В этих странах хорошо знают, что анадара – мощный энергетик, кладезь редких аминокислот, минералов и витаминов в большой концентрации, способный излечивать от ряда недугов. В Стране восходящего солнца он считается самым дорогим деликатесом.


Анадара
Фото: pixabay.com

Спизула, или песчанка (русское название говорит само за себя – эта ракушка также зарывается в песок на небольшой глубине) ценится за богатый состав и свойства активизировать кроветворную функцию, улучшать работу сердечно-сосудистой и нервной систем.

В последние годы стали добывать и корбикулу – небольшого моллюска, который также ценен своими лечебными свойствами. Он обитает в тех местах, где морская вода разбавляется речной. Она доступна даже для ручного сбора, поскольку селится на глубине от одного метра. Тавричанский лиман, являющийся природоохранной зоной, место, где впадает в Амурский залив река Раздольное – одно из мест, где селится корбикула.

Активный промысел зарывающихся моллюсков в нулевых годах привел к резкому сокращению запасов. Их стало настолько мало, что наблюдениями за популяцией стали заниматься местные ученые, но и это не помогло. Еще в 2006 году местные СМИ писали: «Между тем ситуация с двустворчатыми моллюсками у берегов Приморья в последние годы складывается прямо удручающая, уверенно заявляют ученые. В водах Японского моря обитает их свыше 150 видов, и большинство из них на грани исчезновения.» (Электронная версия газеты "Владивосток" №2066 от 14 дек. 2006, статья «Анадара – морской дар»). Уже тогда эксперты пророчили, что через десять лет морское дно у берегов Приморья может превратиться в «подводную пустыню». Виной тому – ухудшающаяся экология, изменение климата, а также «разграбление биоресурсов». Ученые уже тогда обращали внимание на то, что «иногда вылов у законных пользователей участков производится сверх лимита».

Деятельность по сбору моллюсков с помощью драг регулируется Законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. Оно состоит из Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства. Районы промысла в Приморском крае, в том числе моллюсков, определяются Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденном Минсельхозом России (приказ № 267 от 23.05.2019).

В Приморье, при общей биомассе двустворчатых моллюсков 68 000 тонн, разрешено и добывается ежегодно от 1500 до 2000 тонн всех видов ракушек. Между тем, как утверждают защитники моря, такой способ вылова не только наносит вред морскому дну, убивая все живое, но и под действием волн и течений меняет береговую линию и в целом прибрежную экосистему.

Драги - вон! 

Несколько лет назад неравнодушная общественность Владивостока вновь серьезно встревожилась. Жители Владивостока обращались в местные СМИ с просьбой разобраться с тем, что происходит. Сейнеры стали появляться в местах массового отдыха – на популярном пляже Шаморы (бухта Лазурная), в бухте Муравьиная. МРСы были замечены в Хасанском районе: бухтах Маньчжурка, Бойсмана, Нарва, Табунная, Баклан. Промысел велся близко к берегу, на глубинах 3-5 метров.

Ученые вновь заговорили о вреде, наносимом драгами экосистеме морского дна. Так, доктор биологических наук, профессор Надежда Христофорова выступила в одной из публикаций популярного городского сайта с достаточно радикальным посланием: «Дражный промысел означает одно – сгрести все дно. Все, что на нем живет. Драга – жесточайший инструмент. Она очень тяжелая и буквально сгребает все, что живет на дне. Поэтому этот вид промысла очень жесткий и жестокий. Он просто уничтожает все. Крупного моллюска с хорошей раковиной раздавить таким способом тяжело, поэтому их так и добывают» (https://www.newsvl.ru/vlad/2019/04/12/179761/).

В 2020 году возмущение жителей достигло своего пика. В социальных сетях и медиа громко обсуждались подводные видео, заснятые Президентом Федерации подводного спорта Приморья Дмитрий Анашкиным. Ныряя на задержке дыхания, он наблюдал за тем, как изменялось дно в результате прохождения драг.

«Что видит человек с берега? Просто небольшие кораблики медленно плавают неподалеку от берега. Все выглядит вполне безобидно. В это время под водой совсем другая картина. После драги я видел осадок взвеси на водорослях, порванные черви, поломанные ракушки, оглушенная рыба, пустое, практически мертвое дно. Также наглядно видна разница между нетронутым дном с естественной экосистемой. Такие точечные удары по экосистеме в ее самых уязвимых местах, на глубинах менее 30 метров, наносят непоправимый ущерб биоразнообразию. Варварский дражный способ добычи спизулы или анадары скрыт под водой и его никто не видит», - утверждает Анашкин.

С призывом запретить дражный лов в сентябре 2020 года общественник выступил на Общественном экспертном совете по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае.

По мнению Анашкина, то, что драга не является запрещенным орудием лова, является пробелом в Правилах рыболовства, который необходимо исправить. В качестве доказательства водолаз приводит в пример запрет на использование донных тралов на глубинах менее 20 метров, который уже существует в Правилах рыболовства. Ранее, также по причине нанесения урона ущерба морю, были запрещены жаберные сети и китобойный промысел, - они считаются варварскими на сегодняшний день.

«Проблема донных тралов гораздо более масштабна, хорошо изучена и поэтому ее уже давно решили. Драги оказывают гораздо более сильное негативное воздействие на морское дно, чем донный трал, но они используются локально, практически незаметно в общих масштабах. Если провести экспертизу и посчитать ущерб, регулярно наносимый природе, то дражный промысел может стать экономически нецелесообразным», - считает Анашкин.

Ложная тревога?

С президентом федерации подводного спорта промышленники не согласны. Как рассказали в ООО «Акватехнологии», которому принадлежат МРСы, осуществляющие вылов драгами в акватории Приморья, сегодня рыбная наука использует предосторожный подход и позволяет вылавливать всего 3-4% от запасов. Наделению пользователя квотами предшествует определение общего допустимого улова (ОДУ). Он устанавливается Федеральным агентством по рыболовству. Установлению ОДУ предшествует утверждение Росприроднадзором положительного заключения Государственной Экологической Экспертизы   материалов  ежегодных исследований в районах добычи с оценкой воздействия на окружающую среду. Исследования проводят ученые ФГБНУ «ВНИРО». Оценивается состояние запасов, влияние промысла на окружающую среду, на донное население (бентос),  изучается прилов и т.д.

«В течение короткого периода времени следы работы драги полностью исчезают. По наблюдениям, уже через час после работы на илистых грунтах водолаз не обнаружит ни дорожки от гидроразмыва, ни следов зубьев – морские волны перемешают грунт, а концентрация грунта в водном слое вернется в норму. Работа драги происходит в верхних слоях песчаных или илисто-песчаных грунтах, при этом зубья драги пропускают мелкую не промыслового размера ракушку, ширина захвата грунта до 2,5 метров», - говорит заместитель генерального директора ООО «Акватехнологии» Александр Троян.

Научная «драгтовка»

Согласно последним материалам Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО», которые провели мониторинговые исследования с августа по ноябрь 2020 года на акваториях промысловых скоплений двустворчатых моллюсков в Амурском и Уссурийском заливах, никакого вреда от драг они не обнаружили. 

«Применение драг с гидравлическим размывом для лова закапывающихся двустворчатых моллюсков не наносит заметного ущерба донному биоценозу, что объясняется низкой скоростью драгирований – порядка трех метров в минуту, а также биологическими особенностями этих животных, селящихся на песчаных и илисто-песчаных грунтах, где они являются доминирующими представителями макробентоса», - говорится в статье, опубликованной на сайте Тихоокеанского филиал ФГБНУ «ВНИРО» (http://tinro.vniro.ru/ru/novosti/item/118-drazhnyj-promysel-v-primor-e-slukhi-i-fakty).

Приморье не единственный регион, где общественность борется против уничтожения морских биоресуров. Так, жители Сахалина много лет подряд наблюдают подобной во Владивостоке картину в акватории Анивского залива.

«Каждый год мы видим, как добывающий флот близко подходит к пляжу залива Анива и ведет промысел. Грубо говоря, они выгребают эту территорию. Когда это происходит, народ возмущается. Промышленники меняют локацию и продолжают свое дело. Я считаю этот способ добычи варварским, сахалинские экологи тоже. Но у промышленников есть законные квоты, все эти вопросы решаются в Москве, и местное население на их изменение повлиять не может. Так происходит по всему Дальнему Востоку. Я ныряю с 1980-ых годов и вижу, что экология становится все хуже», - говорит дайвер, подводный охотник, представитель рыболовного клуба «Сахалин – Курилы» Владимир Большаков.

Этот конфликт общественников и промышленников повторяется ежегодно с приходом сезона, но говорить о победе одной из сторон пока не приходится. МРСы продолжают перепахивать дно и собирать ракушку, а жители приморских городов – сетовать на то, что их любимые заливы и бухты подвергаются столь жесткому воздействию. 

Надеясь, что ситуацию с дражным ловом прокомментируют отраслевые специалисты, редакция EastRussia направила запрос в Приморское территориальное управление Росрыболовства, оттуда его переадресовали в центральный аппарат ведомства в Москву, но за семь предусмотренных законом дней ответ на запрос получен не был.   

24 июня: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика