Лесоэкспортёры Приморья предлагают исключить дуб монгольский и ясень маньчжурский из третьего приложения СИТЕС.
Новый виток противостояния обозначился между лесопромышленниками Приморского края и приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора. Как считают отраслевики, управление препятствует в выдаче разрешений СИТЕС на экспорт дуба и ясеня. Территориальный орган с обвинениями не согласен и чётко обозначает свою аргументированную позицию.
В качестве радикальной меры, которая одним махом разрубит гордиев узел, экспортёры предлагают исключить дуб монгольский и ясень маньчжурский из третьего приложения СИТЕС. Проблема была озвучена на Восточном экономическом форуме, доведена до сведения президента, но до сих пор остаётся неурегулированной.
Заявку о включении данных древесных видов в Перечень III СИТЕС, подавало министерство природы России в 2013 году. И тогда меру горячо приветствовали и экологи, и профильные ведомства.
Мощности недозагружены
Для лесной отрасли 2023-й год стал непростым, следует из доклада минлесхоза Приморья, опубликованного на сайте Законодательного Собрания края. Последние годы государство вело целенаправленную политику по увеличению объёмов переработки древесины. Через заградительные меры лесоэкспортёров стимулировали вкладываться в производственные мощности. С 2022 года экспорт круглого леса из хвойных и твердолиственных пород был прекращён.
Это принесло свои плоды. Объём инвестиций в основной капитал предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК) региона за 2017—2022 годы составил 15,3 млрд рублей. Приморье привлекло более 60 процентов всех инвестиций, вложенных в ЛПК Дальнего Востока. Сегодня совокупные проектные мощности всех лесоперерабатывающих предприятий края составляют 4,4 млн кубических метров. Свыше 84% от общего объема заготавливаемой древесины перерабатываются в пиломатериалы, шпон, мебельный щит и экспортируются в переработанном виде.
Однако на фоне санкционного давления в 2022 году отрасль столкнулась с падением спроса на международном рынке. И в настоящее время образовался дисбаланс: в наличии производственные мощности, способные переработать 4,4 млн м3, в то время как объём заготовки составляет порядка 3,5 млн м3.
Главной проблемой стала потеря мировых рынков, поясняют предприниматели, прежде всего, снижение спроса в Китае. Раньше Китай закупал приморскую древесину, чтобы реэкспортировать её в Европу и США, сейчас приморский лес конкурирует на китайском рынке за китайского потребителя.
Как следует из данных минлесхоза Приморского края, объёмы поступлений налога на прибыль с начала 2023 года сократились почти на 200 млн рублей по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а это основной индикатор состояния отрасли.
Но если на мировую конъюнктуру повлиять сложно, то разобраться с бюрократическими барьерами на внутреннем рынке – посильная задача, считают лесопромышленники. Основная проблема, которую озвучивал полпред Юрий Трутнев на VIII Восточном экономическом форуме, которая доведена до сведения президента и признана на уровне министерства природных ресурсов Российской Федерации, связана с системой СИТЕС (сокращенное название Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). Сторонами СИТЕС являются 182 страны и Европейский Союз.
«Ситуация с СИТЕС уже многократно со всеми обсуждена. Президентом дано поручение урегулировать вопрос, подписан соответствующий регламент министром природных ресурсов Александром Козловым, но правоприменительная практика фактически остаётся без изменений», - сообщил глава минлесхоза края Константин Степанов.
Выдавливают с рынков?
Исключить дуб монгольский и ясень маньчжурский из третьего приложения СИТЕС - такую меру отраслевое сообщество предлагает едва ли не с момента её введения. ЛесЕГАИС уже содержит всю необходимую информацию в электронном виде, подчёркивают в ПАЛЭКС («Приморская ассоциация лесопромышленников и экспортёров леса»), контроль СИТЭС избыточен и лишь затрудняет работу по экспорту монгольского дуба и маньчжурского ясеня.
Заявку о включении данных древесных видов, охраняемых на территории России, в Перечень III СИТЕС, минприроды РФ направило в Секретариат конвенции в 2013 году. Тогда ещё не появилось системы электронного учёта древесины лесЕГАИС, её начали внедрять только в 2016 году, и в Приморье остро стояла проблема нелегальных рубок и незаконного лесного экспорта.
Как отмечал тогда заместитель министра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин, неограниченные лесозаготовки ценных пород древесины дуба монгольского и ясеня маньчжурского на территории Дальнего Востока вели к деградации лесов в ареале обитания амурского тигра. Плоды деревьев являются кормовой базой для птиц, грызунов, кабанов, которые, в свою очередь – пища для редких хищников, занесенных в Красную книгу РФ – амурского тигра и дальневосточного леопарда.
«Мы признательны СИТЕС за оперативное рассмотрение предложений Российской Федерации, это решение позволит нам обеспечить дополнительные меры охраны редких растений», - цитировали Гизатулина СМИ.
А вот как это событие видит «Приморская ассоциация лесопромышленников и экспортёров леса», подготовившая обращение на имя руководителя председателя комитета по продовольственной политике и собственности Заксобрания Приморского края. Со слов руководителя организации Павла Корчагина, в 2013 году WWF (Всемирный фонд дикой природы) выдвинул инициативу – включить дуб монгольский и ясень маньчжурский в третье приложение СИТЕС. «WWF, деятельность которой признана нежелательной генеральной прокуратурой», - подчёркивает Корчагин (о том, что заявку поддержало минприроды, и ведомство выразило признательность СИТЕС за «оперативное рассмотрение предложений Российской Федерации», в обращении умалчивается).
Лесопромышленники считают, что всё очевидно. «На момент включения в СИТЕС российские ясень маньчжурский и дуб монгольский занимали лидирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 62% и 30% от общих объёмов потребления. На рынках АТР нашими конкурентами были страны Европы и Америки. При этом ни в Европе, ни в Америке ни один вид дуба или ясеня не включён в третье приложение СИТЕС», - рассказывает Павел Корчагин.
В результате для российских лесопромышленников сформировался устойчивый бюрократический барьер, заявляет он. Срок выдачи разрешений СИТЕС составляет 40 дней, что тормозит поставки.
А в декабре 2022 года вышла очередная версия административного регламента выдачи разрешений СИТЕС с новым требованием – заявитель должен предоставить копию акта осмотра лесосеки.
«Речь идёт об акте заключительного осмотра лесосеки. Его составляет не арендатор, а органы исполнительной власти после завершения всех лесосечных работ», - поясняет Павел Корчагин.
Как следует из обращения ПАЛЭКС, период лесосечных работ составляет от года до трёх, средний период производства изделий из дуба или ясеня – 3-6 месяцев. То есть в большинстве своём лесопромышленники не могут выполнить это требование.
Решить проблему до 31 декабря
Из-за нововведений возникли разногласия отраслевиков и приамурского межрегионального управления Росприроднадзора. Сегодня они переросли в затянувшуюся борьбу, к которой подключились органы исполнительной, законодательной власти и Юрий Трутнев. Поскольку документы лесоустройства в Приморье в принципе не предусматривают таких обозначений, как «дуб монгольский» и «ясень маньчжурский», в них указаны только «дуб» и «ясень», приамурское Управление стало направлять запросы в министерство лесного хозяйства края по отдельным заявкам с требованием уточнить, а действительно ли дуб – это «дуб монгольский», а «ясень» - «ясень маньчжурский».
Также ведомство запрашивает у лесопромышленников бумажные документы. Всё вышеперечисленное затягивает сроки поставок.
После вмешательства в ситуацию губернатора Приморского края был издан приказ о внесении изменений в административный регламент.
Корректировки содержат два основных положения: до 31 декабря копий бумажных документов не требуется, если они есть в электронной системе ЕГАИС учёта древесины.
И второе – «представление копии акта осмотра лесосеки необходимо исключительно при осуществлении осмотра лесосеки в бесснежный период при условии завершения лесосечных работ».
То есть, объясняет Павел Корчагин, если работы продолжаются или нельзя осмотреть участок из-за наличия снежного покрова, это не должно стать препятствием к выдаче разрешений СИТЕС на экспорт лесной продукции.
«Но, к сожалению, прямое указание минприроды трактуется по-своему приамурским отделом Росприроднадзора», – уверен председатель ПАЛЭКС. – Зима – основной период лесозаготовки и переработки древесины. Если до 31 декабря не решим эту проблему, то опять скатимся».
Аргументированная позиция
Однако проблема пока так и не решилась. В ходе последнего телемоста, организованного с помощью Законодательного Собрания Приморского края, контролирующий орган изложил свою аргументированную позицию. Заключается она в следующем: во-первых, управление является территориальным органом исполнительной власти, подчиняется непосредственно Росприроднадзору и вынуждено руководствоваться положениями СИТЕС.
Разрешения выдаются только на виды, включённые в третье приложение СИТЕС, а именно дуб монгольский и ясень маньчжурский. Соответственно, управление действует согласно регламенту, и нет никаких оснований его обвинять.
Во-вторых, в лесных документах Приморского края, включая таксационные описания и договоры аренды, нет обозначений «дуб монгольский» и «ясень маньчжурский», а есть «дуб» и «ясень». И если субъект пропишет видовой состав документально, никаких уточняющих запросов не потребуется. Эта позиция подтверждена следственным комитетом Хабаровского края и решением Верховного суда.
«Мы делаем запрос в субъект, который не привёл лесной план в соответствие с регламентом, чтобы подтвердить достоверность указанных сведений», - пояснили в ведомстве.
Более того, последняя проверка Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, организованная по жалобе минлесхоза Приморья, не выявила нарушений в действиях территориального органа.
Есть в распоряжении Управления и письмо ДАЛЬНИИМФ, где чётко указано, что на Дальнем Востоке произрастают четыре вида дуба и три вида ясеня.
Что касается требований предоставлять документы на бумажных носителях, то они требуются лишь в том случае, если представлены в ЕГАИС не в полном объёме либо сведения недостоверные, заявляет представитель управления. Проверки прокуратуры не выявили ни одного необоснованного отказа в выдаче разрешения на экспорт.
Не так просто исполнить и приказ Минприроды России от 15.05.2023 N 292 «Об особенностях предоставления в 2023 году разрешения на экспорт образцов (лесоматериалов - бревен, пиломатериалов и шпона) дуба монгольского, ясеня маньчжурского и (или) сосны корейской». В документе указано, что представление копий акта осмотра лесосеки необходимо исключительно в бесснежный период. Но бесснежный период ещё надо подтвердить.
Иными словами, проблема не урегулирована, и градус противостояния зашкаливает. На аргументы управления ПАЛЭКС выдвигает контраргументы. Почему, чтобы уточнить видовой состав, нужно направлять обращения в минлесхоз Приморья по каждой отдельной заявке экспортёров? Почему не сделать общий запрос и раз и навсегда не уточнить, что «дуб» - это «дуб монгольский», а «ясень», - «ясень маньчжурский»? Письмо ДНИИМФ в данном случае кажется ПАЛЭКС слабым аргументом, потому что, утверждают в организации, заготовка других видов дуба и ясеня фактически не ведётся на территории региона.
Экологи, к слову, в этой части не противоречат лесопромышленникам.
«В Приморье известны 4 вида дуба: монгольский, зубчатый, вутайшанский и курчавенький. Готовят только дуб монгольский. Зубчатый занесён в Красную Книгу, и это невысокие коренастые деревца, которые можно встретить в Хасанском районе, Партизанском районе, Находкинском городском округе и Лазовском заповеднике. Вутайшанский и курчавенький - единичные находки в крае», - рассказала эколог Лидия Сибирина.
Также просят отраслевики разобраться с отказами предприятиям, вынесенным, как они утверждают, на основе того, что управление требовало копии акта осмотра лесосеки, когда экспортёр не мог их предоставить. Например, в выдаче разрешения СИТЕС было отказано приморской компании «Афина».
Радикальное решение
Исключить дуб монгольский и ясень маньчжурский из третьего приложения СИТЕС - такую меру сегодня предлагает отраслевое сообщество. ЛесЕГАИС уже содержит всю необходимую информацию в электронном виде, подчёркивает председатель ПАЛЭКС.
«Та система государственного контроля, которая сейчас сформирована, позволяет полностью контролировать законность оборота и экспорта древесины. Наше предложение поддерживает Рослесхоз», - говорит Павел Корчагин.
Как срочную меру он также предлагает дать указание приамурскому межрегиональному управлению Росприроднадзора о недопустимости требований копий документов на бумажных носителях при наличии зарегистрированной документации в ЛесЕГАИС.
Есть и более радикальные предложения – вообще отказаться от СИТЕС. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина считает, что процедура СИТЕС не нужна, когда есть ЛесЕГАИС.
«СИТЕС полностью дублирует данные ЛесЕГАИС, которые необходимы для получения разрешения на экспорт древесины. Для чего сегодня предприниматели должны предоставлять какие-то ещё документы, нам вообще непонятно. Уже несколько лет мы говорим о том, что эту процедуру нужно убирать. Из-за неё российские экспортёры потеряли своё место на мировом рынке древесины. Это наше кардинальное предложение – изменить весь порядок процедуры выдачи разрешений на экспорт. Сейчас принимаются полумеры», - говорит Марина Шемилина.
Так или иначе, борьба продолжается, и ПАЛЭКС продолжает совместную работу с органами исполнительной и законодательной власти для урегулирования проблемы. В организации считают, что нужны безотлагательные меры, иначе лесозаготовка может оказаться под угрозой срыва.
Нужна ли СИТЕС?
И здесь возникает вопрос, действительно ли ЛесЕГАИС эффективно работает на территории России? Оценки на этот счёт расходятся, некоторые эксперты заявляют, что ЛесЕГАИС только взяла на себя роль инструмента контроля заготовки древесины, а реформы в отрасли, необходимые для её преобразования, так и не были проведены.
Между тем, в процессе разработки находится новая цифровая система лесного комплекса, предназначенная для учета достоверных, систематизированных сведений о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о древесине и сделках с ней – ФГИС ЛК. Полномасштабное внедрение запланировано на 2024 год. И если ЛесЕГАИС отслеживает лишь торговлю древесиной, то ФГИС ЛК должна будет взять на себя полный контроль над лесной отраслью.
Отметим, сегодня в лесной отрасли Приморского края заняты 10 тысяч человек, и ещё 20 тысяч – в смежных отраслях. Как следует из доклада минлесхоза, лесной комплекс и управление лесами остается прибыльным, несмотря на ухудшение ситуации на рынке. В 2022 году каждый рубль, вложенный в лесоуправление и сохранение лесов, приносил
в краевой бюджет 2,5 руб. доходов за счёт лесных платежей и налогов.
– Андрей Александрович, прежде чем перейти к конкретным аспектам, хотелось бы прояснить, что собой в целом сейчас представляет лесная промышленность Дальнего Востока: заготовка, потенциал. Есть вообще ещё что рубить?
– Начну с самых общих данных: площадь лесного фонда ДФО составляет 554 млн га – это чуть меньше половины общероссийского фонда (48%). При этом почти половина площадей лесных насаждений ДФО – 44% – имеет эксплуатационное назначение, меньшая, но значительная часть – 37% – представлена защитными лесами, выполняющими природоохранные функции. Если измерять наш лес кубометрами – это 25 миллиардов м3. Из этого запаса ежегодно можно вырубать без ущерба для природы 119,7 млн м3 – как раз столько древесины каждый год прирастает на территории Дальнего Востока. Фактически заготавливается 12,8 млн м3. То есть потенциал внушительный – 89%.
Значительная свободная расчётная лесосека находится в Республике Саха (Якутия) – 34,1 млн м3, далее идёт Хабаровский край с 26,2 млн м3, потом Амурская область – здесь лесосека уже меньше, но тем не менее 12,6 млн кубометров, далее Забайкалье, Бурятия, Приморский край и Сахалинская область.
– И кто же это всё рубит-перерабатывает?
– Всего в лесной отрасли Дальнего Востока действует 900 организаций, которые занимаются переработкой, в том числе и лесозаготовкой. При этом на территории округа зарегистрированы 3000 договоров аренды лесных участков с ежегодным разрешённым объёмом заготовки 20 млн кубометров, при, повторюсь, фактической заготовке 12,8 млн м3.
Из общего списка выделяются 18 компаний, реализующих проекты с объемом инвестиций порядка 48 млрд рублей. Они имеют статус приоритетных и реализуются в рамках постановления Правительства РФ № 190 от 23 февраля 2018 г. В рамках этого постановления Правительство предоставляет лесосеку по льготной ставке в обмен на инвестиции: порог входа составляет от 3 млрд рублей для новых предприятий и от 2 млрд для действующих, если они предполагают модернизацию производства.
Работает это так: бизнес разрабатывает план, готовит заявку, обращается в профильное министерство/департамент субъекта РФ. Далее к вопросу подключается Рослесхоз, Минвостокразвития России. Оттуда после согласования проект направляется в Минпромторг. Что происходит в итоге? В итоге государство предоставляет бизнесу лес за 50% от его стоимости без конкурсов и аукционов – под обязательство вложить крупную сумму. В результате уже на старте предприятие обеспечивается сырьём, а это очень важный момент для успешного запуска.
Помимо приоритетных проектов государство оказывает поддержку в виде налоговых преференций через Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики для лесопромышленных проектов. Всего на территории ДФО реализуется 76 проектов, из которых в ТОРах у нас 24 проекта на сумму 6,9 млрд рублей. В их числе ООО «РФП древесные гранулы», которое производит около 100 тыс. тонн пеллет, также «Дальневосточный картонно-бумажный комбинат» в Приморском крае, «ВТК Инвест» в ЕАО и другие.
Резиденты свободного порта Владивосток реализуют 52 проекта с объёмом инвестиций 26 млрд рублей. Крупнейшие производства – это «Евразлес» на Сахалине, «New Forest Pro» в Хабаровском крае и «ФорестГранд» на территории Приморского края.
– Какова ситуация с объемом переработки и с экспортом? Что можно сказать по результатам роста пошлины на вывоз за рубеж круглого леса?
– Пошлины вводили поэтапно, все участники отрасли хорошо понимали каждый из этапов. Напомню – в 2014 году пошлины составляли 25%, в 2021 году 80%. У государства твёрдая позиция – оставлять добавочную стоимость в России, на Дальнем Востоке, а не отдавать её другой стране. Замечу также, что большинство граждан положительно восприняли реформу «декриминализации лесной отрасли».
В результате с 2021 по 2022 годы мощности леспрома по производству пиломатериалов выросли на 15% – это прибавка в почти полмиллиона кубов к существовавшим ранее мощностям. Это достаточно много, при том, что мы с территории Дальнего Востока экспортируем всего порядка 4 млн тонн готовой продукции. Полмиллиона кубометров – это прибавка в почти 8%. Это, конечно, здорово.
Плюс выросли производственные мощности по шпону, по пеллетам на 42% – на 62 тыс. тонн в натуральном выражении. В целом история с поднятием пошлин на экспорт необработанной древесины положительно повлияла на лесопромышленный комплекс.
– Аналитики EastRussia, которые готовят бюллетень с отраслевыми обзорами, в актуальном выпуске приводят такие показатели по Хабаровскому краю: лесопромышленные предприятия региона в январе-апреле 2023 г. снизили производство пиломатериалов на 23,3% к аналогичному периоду прошлого года, производство шпона сократилось на 46,7%, производство пеллет – на 12,6%. Экспорт региона в первом квартале составил 1 млн куб. м лесопродукции – сокращение по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 15%.
– Чтобы понять почему это произошло, нам надо посмотреть на ситуацию в масштабах страны. Основными рынками для России являлись страны Евросоюза – порядка 40% экспорта. Остальное все уходило на рынки Азии, причём не только Китая, это и Узбекистан, и Таджикистан, все постсоветское пространство. Все компании из Центральной части и Северо-Запада РФ экспортировали в Европу. Но недружественные страны ввели санкции, и вся масса продукции поехала по остальным рынкам. Предложение резко выросло, это привело к снижению цен. Очевидно, что в таких условиях продолжать наращивать производство невозможно.
Напомню – в 2021 российский экспорт обработанных лесоматериалов по итогам 2021 года составил более 20 млн м3, и внушительная часть этого объема сейчас переориентируется на Восток. Но тут у дальневосточников есть преимущество: если лесопромышленные предприятия центральных регионов страны вынуждены перестраиваться на новые рынки, искать партнёров, транспортировать древесину через всю страну, то предприятиям Дальнего Востока не приходится заниматься такой деятельностью. Партнёрские отношения стабильны, поставки налажены.
Если вернуться к цифрам верхнего уровня по лесозаготовке – по итогам 2022 года – мы просели на 7%, но осуществили рост продукции по пеллетам – 33%, по пиломатериалам на 10%, по целлюлозе на 10%.
– Именно Дальний Восток?
– Да, мы сейчас говорим именно про Дальний Восток. Кроме того, на лесопереработке увеличилось количество рабочих мест.
– Кто-то из заготовителей воспользовался предложениями по льготному кредитованию для покупки оборудования и прочего?
– Да, конечно. Если коротко, то на льготные кредиты по программе лесной промышленности, которые выдает Фонд развития промышленности, было подано 8 заявок на общую сумму займов около 0,5 млрд рублей. Есть отдельная программа по проектам развития – это льготный кредит под 1 и 3 % и есть проекты лесной промышленности совместно с региональным фондом развития промышленности. Причем инструменты поддержки постоянно развиваются: до недавнего времени проекты лесной промышленности финансировались «50 на 50» – 50% федеральных денег и 50% региональных. Позже произошло перераспределение – 90% даёт федеральный Фонд развития промышленности и 10% – региональный.
В итоге 11 проектов получили поддержку на сумму 2,3 миллиарда рублей. Если приводить примеры, то самый наглядный – «Тумнинский прииск» в Хабаровском крае. Инвестиционный проект по переработке древесины. Стартовали в конце 2021 года – запустили производство пиломатериалов, потом построили цех для производства шпона проектной мощностью 25 тыс. м3 в год, экспортируют его в Китай. В феврале 2023 года КРДВ заключила с ними договор о сотрудничестве. Проект получил статус приоритетного, с объемом инвестиций 1 миллиард рублей. Взяли кредит в Фонде развития промышленности под сушильные камеры, собираются строить ещё один цех по производству фанеры, планируют стать резидентом территории опережающего развития.
– В беседах с лесозаготовителями постоянно звучит проблема балансовой и тонкомерной древесины – переработчикам она не нужна, а её доля – порядка 40%. Есть ли какие-то наработки, способы пустить эту древесину в дело?
– Наработок много, тонкомеры, балансы можно перерабатывать в щепу, пеллеты и варить целлюлозу. Что касается выпуска именно этой продукции, на Дальнем Востоке действует Селенгинский ЦКК, который из балансов производит разные виды продукции. Да, это далеко и балансы нужно туда везти. Однако есть крупные предприятия в Хабаровском крае, которые отдают такую древесину с дисконтом, чтобы освобождать свои склады и не останавливать собственную переработку.
– Внутренний спрос сейчас существенно ниже объёмов экспорта, но поднимать его всё же нужно. В феврале 2023 года на совещании по развитию лесопромышленного комплекса Президент поддержал предложения Минстроя по стимулированию спроса на строительство домов из деревянных конструкций. Что было сделано после этого? На какой стадии разработка нормативной документации по деревянным многоэтажным домам? Готов ли кто-то из контрагентов КРДВ выпускать комплектующие для такого строительства?
– По статистике в России сейчас потребление древесины на человека составляет всего 2 кубометра. Какие здесь есть варианты по его увеличению? Конечно же строительство – черновая отделка, опалубка для фундаментов и всего прочего. Второе – мебельная промышленность, далее – опять-таки плитное производство и деревянное домостроение.
Но встают вопросы: насколько экономично это будет построить панельный или деревянный дом? Захотят ли люди жить в деревянных домах? Вопросы эти однозначного ответа не имеют. Многие привыкли жить урбанизировано, в комфорте. Если мы посмотрим на Дальний Восток – он тоже весьма урбанизирован, жители сконцентрированы в городах, а не в посёлках. При этом все отдают себе отчёт, что в частный дом нужно постоянно вкладывать силы и средства. Да, есть такая категория людей, которые хотят жить в своём доме и готовы на сопутствующие условия, но нельзя сказать, что таких людей так много, чтобы их запрос обеспечил бы взрывной подъём частного и, особенно, деревянного домостроения.
Здесь на первый план как раз выходят многоквартирные деревянные дома. Активно работу в направлении ведёт «Segezha Group» (входит в АФК «Система» - прим. ред.). Они построили в Вологде два четырёхэтажных дома из CLT-панелей (CLT – Cross Laminated Timber – это сухие перекрестно склеенные деревянные плиты с влажностью 12% – прим. ред.). Производитель сообщает, что среди очевидных преимуществ CLT - огнестойкость, сейсмостойкость, отсутствие усадки, сопоставимая с бетоном прочность. При том, что здания из CLT могут простоять без капитального ремонта около 50 лет, они в пять раз легче железобетона. К слову, в Норвегии построили 18-ти этажный дом из таких же панелей – с лифтом и прочими атрибутами «обычной» многоэтажки, в Австрии построили небоскрёб высотой 84 метра. А первая девятиэтажка «Сегежи» сейчас проходит экспертизу. Об этом во время совещания по вопросам строительной отрасли министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин и генеральный директор ГК «CLT Девелопмент» (дочка АФК «Система» - прим. ред.) Павел Карнаух доложили Президенту. Но необходимо ещё получить со стороны МЧС все разрешения в части пожаробезопасности таких домов.
Причем девятиэтажные дома –не предел. Уже есть и 12-ти этажные, есть и выше. Обязательно нужно эту тему продвигать. К слову, в Хабаровском крае есть проект по производству модульных деревянных домов CLT с мощностью по производству 400 тыс. кв. м. Сейчас под него активно ищем инвестора.
– Ваш прогноз, если все согласования будут проходить идеально, когда мы увидим многоквартирные деревянные дома на Дальнем Востоке?
– Если все процессы будут происходить в идеальном режиме, то в горизонте пяти лет можно будет рассчитывать на появление многоквартирных деревянных домов на Дальнем Востоке.
– А какой прогноз Вы бы сделали по развитию отрасли, экспорта древесины в целом? Ждать нам резких каких-то рывков – подъёма, спада? Схлопнутся ли все небольшие предприятия?
– Мне кажется, что мелкие предприятия не схлопнутся, ниши есть для всех. В глобальном смысле резких изменений не произойдёт, по крайней мере, на территории Дальнего Востока. Да есть тренды на укрупнение бизнеса, но всё же в отрасли места всем хватит, причём у предприятий Дальнего Востока, повторюсь, ситуация намного выигрышнее, чем у их коллег с Северо-Запада и Центральной части России, которым приходится радикально перестраивать свои поставки на новые для них рынки.
К тому же государство и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики проводят большую работу по поддержке предприятий лесной отрасли в форме предоставления различных льгот и преференций – про них мы в самом начале говорили. Это и предоставление лесосеки в обмен на инвестиции, и дешевые кредиты, помощь с инфраструктурой. Ведь если в целом посмотреть рентабельность лесных проектов, то она составляет порядка 20% – я сейчас говорю про производство пиломатериалов, шпона и прочего – это с учётом мер поддержки, если без мер поддержки, то рентабельность порядка 15%. Разница в 5% – это весьма значимый показатель.
На мой взгляд, глобальных, как позитивных, так и негативных, изменений в текущем году ждать не стоит. Это связанно с перераспределением товарных потоков не только внутри страны, но и далеко за её пределами. По итогам перераспределения будет более ясно, на какие сегменты будет расти спрос, и, как следствие, – будут открывается ниши для инвестирования.
Если смотреть в более долгосрочной перспективе, то в ЛПК ДФО довольно значительные перспективы. Основной потребитель в лице Китая рядом – затраты на логистику минимальны, объемы не используемого лесного фонда, в структуре которого преобладают эксплуатационные леса, предназначенные для вырубок, дают значительный потенциал для инвестиций и создания новых рабочих мест.
Год спустя после первого разговора (см. материал «Необработанные алмазы экспортировать можно, круглый лес нельзя») корреспондент EastRussia расспросил генерального директора АО «Шелеховский КЛПХ» – одного из крупнейших предприятий Хабаровского края, специализирующегося исключительно на заготовке круглого леса, о состоянии возглавляемого им предприятия и отрасли в целом.
– Сергей Николаевич, с прошлой нашей беседы прошел ровно год, какая сейчас ситуация на вашем предприятии?
– Никакая. Мы не заехали в тайгу на заготовку.
– Как так? Совсем?
– Мы совсем не ведём заготовку в сезоне 2022 – 2023. В 2022 г. у нас велась работа на двух участках, участки работали до мая месяца. Заготовили около 40 тыс. кубометров и встали – склады затоварены, продукцию никто не покупает, на экспорт действует запрет. На нижних складах АО «Шелеховский КЛПХ» скопилось 330,6 тыс. м3 лесопродукции, которая теряет ежесезонно свою товарность.
– Из заготовленных 40 тысяч кубометров что-то удалось продать – из деловой древесины?
– Мы в 2022 году продавали только дрова населению и организациям ЖКХ в тех поселениях Ульчского и Комсомольского районов, с которыми у нас договоры. На переработку ни куба у нас не взяли.
– Никому не нужно качественное сырьё?
– Так сложилось, что рынок оказался перенасыщен пиломатериалами после введённых санкций. Недружественные страны отказались от нашей готовой лесопродукции, включая, шпон. Мы рассчитывали, что в летний период продадим хоть что-то, но переработка остановилась из-за отсутствия рынка сбыта.
– А кому вы предлагали ваше бревно?
– Мы вели диалог с Дальлеспромом (АО «Дальлеспром» централизует функциональные службы для бизнес-единиц по лесозаготовке, лесопереработке и торговле лесом, имеет собственную заготовку, реализует проект «Дальневосточный центр глубокой переработки древесины» на своей площадке в г. Амурске – прим. Ред.), они у нас неплохо покупали в 2021 году. Но из-за возникших сложностей, о которых я уже сказал, покупать в 2022 году они у нас не стали.
К слову сказать, сложности возникли не только у Дальлеспрома, но и у других больших переработчиков. Никто из них не покупал.
Об этом всём мы – представители отрасли и власти говорили 26 января 2023 года на отраслевом совещании в Хабаровске. Его вёл руководитель Рослесхоза Иван Васильевич Советников. Там были и представители из субъектов ДФО – Приморья, Сахалина, Амурской области, Бурятии… Вспоминали там совещание, которое до этого проводил Президент В.В. Путин в Москве, и на котором говорилось, что очень сложная ситуация в лесной промышленности. При этом основной упор делался на ситуацию на Северо-Западе, хотя и на Дальнем Востоке всё очень серьёзно.
Президент В.В. Путин на том совещании напомнил о запрете экспорта круглого бревна, необходимости развивать внутренний рынок, и о сохранении трудовых коллективов в лесном комплексе. Задачи злободневные, но надо понимать, что запрет экспорта круглого леса поставил лесопромышленников, на грань выживания.
И чтобы вы понимали – даже если сейчас дадут «добро» на экспорт круглого леса, мы не сможем «на раз-два» начать его заготовку. Отрасль катастрофически теряет кадры. Люди уходят, потому что видят нездоровую ситуацию в лесозаготовке, видят отсутствие перспектив, что если не сегодня, так завтра всё схлопнется. И они уходят уже сейчас, не дожидаясь массовых увольнений, когда найти более-менее прилично оплачиваемую работу будет в разы труднее. Элитные рабочие – я так называю профессионалов, работающих на харвестерах, форвардерах, бульдозеристов, опытных дорожников – они все уже ищут работу в отраслях, с высокой стабильностью.
Поэтому Президент В.В.Путин поставил задачу правительству, так как на уровне предприятия ее не решить. Нужна поддержка всей отрасли, глобальная поддержка причём, чтобы люди вновь увидели в лесопромышленном комплексе перспективу многолетней работы с хорошим заработком.
– Конкретно с коллективом вашего предприятия как обстоят дела?
– У нас сейчас работают сторожа, дорожно-строительный участок время от времени активизируем его работу по мере необходимости, офисные работники… В целом у нас наполняемость от штатной численности 45%. Соответственно выбыло – 55%. А из тех 45%, которые остались – половина находится в отпусках. То есть четверть коллектива работает – те самые сторожа, кладовщики, вспомогательный персонал…
– То есть кадровый вопрос сейчас самый больной для лесозаготовителей?
– Если бы. Серьёзным препятствием для многих уже становится отсутствие оборотных средств. Но если вдруг разрешат экспорт кругляка, то вопрос можно будет решить привлечением кредитов.
Однако ещё одна проблема новая объявилась – с запасными частями для техники. Мы научились работать на многооперационных машинах импортного производства – отечественных аналогов им нет. И если раньше поставку определённой запчасти мы ждали максимум 10 дней, то сейчас до 5-6 месяцев. И техника в это время простаивает. Хочется надеяться, что поставщики сейчас отработают цепочки поставок и сократят сроки, но не думаю, что смогут привозить запчасти быстрее, чем за два месяца.
– Плюс застарелая проблема затоваренности складов балансовой и тонкомерной древесиной, так?
– Да-да. Как раз с той древесиной, которую мы хотели бы отправлять на экспорт как раньше. Поясню для тех, кто не совсем в теме - мы обязаны и вывозим из леса всю заготовленную древесину, независимо от её качества – и толстомер, который охотно берут переработчики, и тонкомер, и балансовую древесину (как правило это вершинные (тонкие) части деревьев, или имеющие пороки – гниль, высокую кривизну и т.п. – прим. Ред). Мы сделали учет по нашим заготовительным участкам и подсчитали, что такой древесины у нас в общей сложности 40%. То есть 60% – это то, что может купить переработчик, а остальное сейчас остаётся у нас на нижних складах, если точнее - копится с 2018 года. И вот этот лес мы могли бы продавать в тот же Китай.
– А что с переработкой? Ведь с января 2022 года началось субсидирование внушительной части затрат – раньше вы платили 36 рубля за киловатт, а сейчас сколько?
– Да, с 1 января 2022 года стали субсидировать и сейчас мы платим 6 рублей 80 копеек плюс НДС. Но это запоздалая поддержка. Когда электричество было по 36 рублей, организовывать даже минимальную распиловку было бы верхом недальновидности и прямой дорогой к банкротству. Сейчас да 6-80 руб. за киловатт, но вдруг завтра, через полгода эту субсидию уберут?
Я в прошлом году рассказывал, что пока электричество, ГСМ в 90-х стоили не в пример дешевле, чем сейчас, мы запускали деревообрабатывающий завод, который производил пиломатериалы по номенклатуре японского рынка. Но произошел скачок тарифов, цен на ГСМ и это сделало лесопиление в наших условиях убыточным.
Сейчас, с нынешней рыночной конъюнктурой, логистикой и прочими факторами трудности испытывают даже крупные предприятия региона, которые и оснащены по последнему слову, и особые статусы имеют.
– И что, по Вашему, надо сделать, чтобы исправить ситуацию, сохранить производство и коллективы?
– Надо организовать продажу леса по нормальным ценам. Нужен рынок сбыта – пусть даже внутренний. Ещё лучше – вернуть возможность экспорта круглого леса.
Ведь запретительные меры рождались изначально под флагом декриминализации отрасли. Плюс на это же должна работать ЛесЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и сделок с ней – прим. ред.), для этого же вводились электронные сопроводительные документы. Но почему тогда, сейчас, при отсутствии внутреннего рынка, надо закрывать продажу круглого леса за рубеж? Мне это непонятно.
Мне непонятно почему сегодня топливное сырьё – биомасса, биотопливо которое используется для производства тепла и электроэнергии – его можно экспортировать по ставке в районе всего 6%, а для баланса экспортная пошлина – 80%, ну или вот как сейчас просто полный запрет. При этом, что топливное сырьё, что баланс, это по большому счету одно и то же дерево, но разной геометрии, размеров и качества.
Поэтому и большие инвестпроекты, которые должны приносить прибыль, несут колоссальные убытки и не видят перспективы. Убытки связаны с тем, что в конечную цену произведённой продукции они вынуждены закладывать расходы, понесённые на заготовку и вывозку балансовой и тонкомерной древесины, для которой нет ни рынка сбыта, ни утилизатора – производства вроде целлюлозно-бумажного комбината.
Чтобы было понятней приведу цифры по производству п/материалов:
1. В расчет берем 100 м3 сортиментов (деловой древесины), вывезенных с деляны на сортировочный пункт лесопильного завода.
2. В результате сортировки получаем:
· 1,2,3, сорт диаметр 18 см. и выше – 60 м3
(Это сырье для лесопиления)
· Тонкомерная древесина диаметр с 8 см. до 16 см. и низкосортная древесина «Баланс» невостребованных для дальнейшей переработки – 40 м3.
3. В результате распила 60м3 сырья для лесопиления (1,2,3, сорт диаметр 18 см. и выше) получаем:
· п/материалы (по инвойсу) – 30 м3
· промышленные отходы лесопиления – 30 м3.
Вывод:
1. Со 100 м3 сортиментов, вывезенных с деляны, после сортировки и распила, получаем:
· 30 м3 п/материалов;
· 70 м3 промышленные отходы, в т.ч.:
- 30 м3 отходы лесопиления
- 40 м3 невостребованная для дальнейшей переработки лесопродукция, затраты по заготовке и вывозке ложатся на производство п/материала.
2. Чтобы снизить затраты на производство п/материалов, необходимо решить вопрос по реализации тонкомерной и низкосортной древесины.
Причем лесозаготовителям по большому счету всё равно, какой будет механизм продаж балансов и тонкомерной древесины. Если государство опасается, что бизнес будет обманывать при экспорте заграницу, пусть государство возглавит эти продажи. Была ведь речь о создании Единого оператора, который бы стал единственным же экспортёром.
– Какой ваш прогноз? Какую картину мы увидим через год – в январе-феврале 2024-го, если условия не изменятся?
– Если ничего не изменится, то серьёзные последствия мы увидим даже раньше – через 3-6 месяцев. У нашего предприятия, у остальных тоже, это вопрос финансового результата. Если уже сегодня наши «великаны» говорят, что зарабатывают убытки по 100-200 миллионов рублей в месяц, откуда они возьмут деньги, чтобы держать их в обороте?
– Вот на недавнем совещании «Лесной комплекс Дальневосточного федерального округа в новых экономических условиях», о котором вы упоминали, вы доводили эту информацию до руководства Рослесхоза?
– Доводили, и председатель ассоциации «Дальэкспортлес» об этом говорил, об этом же говорил и Генеральный директор Приморской ассоциации Лесопромышленников и экспортеров леса.
Ещё раз повторюсь в сложившейся экономической и санкционной ситуации – на нашем уровне: уровне заготовителей, переработчиков, нет возможности создания рецептов, которые спасли бы и производство, и коллективы. Мы видим и предлагаем один, беззатратный для бюджета рецепт оздоровления лесной отрасли ДФО – открыть экспорт «кругляка» и обнулить экспортные пошлины. Если государство предложит другой рецепт, создаст рынок сбыта, мы будем его только приветствовать.
В рамках реализуемых на сегодняшний день крупных проектов гражданского самолетостроения проблемой являются частые переносы сроков и увеличение стоимости строительства, на которое влияют замена комплектующих и ограниченные возможности некоторых предприятий. В связи с этим авиакомпании могут пересматривать свои планы по закупке самолетов.
Госкорпорация «Ростех» и Минпромторг РФ в текущем году приняли решение о переносе сроков начала поставки пассажирских самолетов с комплектующими российского производства. Так, сертификация ближнемагистрального SJ-100 (производственный центр ПАО «Яковлев» (ОАК) в Комсомольске-на-Амуре) перенесена с 2023 г. на 2025 г. Первые поставки должны состояться в 2026 г. Предполагается выпустить 142 лайнера. Выпуск первых среднемагистральных МС-21-310 (на Иркутском авиационном заводе, филиал ПАО «Яковлев») перемещен с 2024 г. на 2025 г. (270 единиц).
В связи с изменениями сроков группа консультантов «Сбербанка» и «Газпром нефти» по поручению правительства весной-летом 2024 г. провела внешний аудит на заводах «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК, «Ростех»). Аудиторы пришли к выводу, что заложенные комплексной программой развития авиаотрасли[1] планы по выпуску до 2030 г. около 1 тыс. гражданских авиалайнеров могут быть пересмотрены в сторону сокращения.
В соответствии с КПГА, поставки самолетов должны были начаться уже с 2023 г., при этом объем внутреннего и экспортного рынков до 2040 г. оценивался в 1,8 тыс. лайнеров. Объем капитальных затрат предполагался на уровне 1 трлн рублей, включая 284 млрд рублей средств ФНБ, 381 млрд рублей банковских кредитов, 123 млрд рублей средств участников инвестпроекта и 215 млрд рублей бюджетных средств. Тем не менее в мае текущего года Минпромторг одновременно с переносом начала поставок скорректировал и планируемое количество самолетов – до 994 штук.
По результатам аудита было заключено, что установленный объем поставок не соответствует коммерческому спросу, поскольку при запланированном производстве от 140 до 270 самолетов в год реальная потребность составляет 50-60 самолетов, а структура спроса смещена в сторону лайнеров МС-21. Планируемые экспортные поставки МС-21 оцениваются в 150-300 самолетов в год (для поставок в страны Азии, СНГ, Иран, Турцию и ОАЭ).
Обновленный ближнемагистральный лайнер SSJ 100 может оставаться востребованным преимущественно на региональных российских авиалиниях, где, в частности, новые самолеты потребуются для замены SSJ 100 (эксплуатируемая в настоящее время версия лайнера с преимущественно импортными комплектующими), для которых не выпускается комплектующих. Минпромторг рассчитывает, что сертификация двигателя ПД-8 для данного самолета начнется в начале 2025 г. и будет завершена до конца года.
Себестоимость первых SJ 100 к 2027 г. оценена аудиторами в 5,4 млрд рублей (63 млн долларов США), себестоимость МС-21 – почти в 9 млрд рублей (103 млн долларов). Для самолетов (SJ 100 и МС-21), которые будут поставлены «Аэрофлоту», правительством также установлена директивная стоимость (за такую стоимость самолет должен быть поставлен покупателю).
Разница между себестоимостью и директивной ценой для покупателя производителю покрывается из федерального бюджета. В начале 2023 г. она составляла до 2,4 млрд рублей для SJ 100 и до 3,2 млрд рублей для МС-21. На сегодня директивная стоимость МС-21 оценивается уже в 3,6 млрд рублей. Причиной роста стоимости стала замена американских двигателей производства Pratt & Whitney (до санкций стоили 800-900 млн рублей) на российские ПД-14, стоимость которых составляет около 1,8 млрд рублей. ПД-14 к настоящему времени уже сертифицирован.
Рост стоимости комплектующих изделий и увеличение расходов на оплату труда создают риски роста стоимости МС-21 на 30%, до 11,5 млрд рублей (разница с директивной стоимостью в таком случае вырастет до 8 млрд рублей). Это потребует из бюджета еще 4 трлн рублей компенсации для покрытия себестоимости проекта. Пока производитель лайнеров не определил условия и примерную стоимость поддержки летной годности самолетов, требуемых для точного расчета компенсации затрат на эксплуатацию.
Дополнительные риски для проекта МС-21 также несет дефицит мощностей у поставщиков комплектующих. По предварительным оценкам, они могут обеспечить поставки лишь для шести МС-21 и шести SJ 100 в год. По этой причине темп производства в количестве 36 МС-21 в год может быть достигнут только после 2029 г.
Из-за сдвига поставок группа «Аэрофлот» рассчитывает изменить параметры контракта[2] на закупку российских самолетов до 2030 г., отказавшись от 89 самолетов SJ 100 (авиакомпания является крупнейшим эксплуатантом данных лайнеров, авиапарк насчитывает 78 машин), а также 40 самолетов Ту-214, закупив при этом 339 единиц МС-21. Помимо «Аэрофлота», в 2027-32 гг. самолеты у ОАК намерена закупить «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Соответствующее соглашение подписано на полях ВЭФ в сентябре 2024 г. В том числе предполагается прибрести 132 самолета SJ 100.
До конца текущего года планируется начать летные сертификационные испытания обновленной версии пассажирского авиалайнера МС-21 с большей частью деталей и комплектующих российского производства. Программа летных испытаний для SJ 100 началась в июне текущего года в подмосковном аэропорту Жуковский. До конца 2025 г. на опытном образце предполагается выполнить свыше 200 испытательных полетов. При этом первый опытный образец выполняет полеты на французско-российских двигателях SaM146.
Производство девятиместного регионального многоцелевого самолета с турбовинтовым двигателем ЛМС-901 «Байкал» все еще отстает от графика. Напомним, что его сборка должна осуществляться в рамках ТОР «Хабаровск» - в начале года сообщалось о строительстве завода для сборки самолетов компанией «Спецавиатехника» (дочернее предприятие «Уральского завода гражданской авиации», УЗГА). Сообщалось, что строительно-монтажные работы по строительству производственного корпуса для сборки самолетов начнутся в июне 2025 г.
В соответствии с обновленной весной текущего года комплексной программой развития авиаотрасли до 2030 г., сроки выпуска на рынок самолетов «Байкал» перенесены с 2024 г. на 2025 г. Программа развития авиатранспортной отрасли предполагает производство 139 машин (прежний план – 154 самолета).
Президент РФ В.Путин потребовал дать разъяснения о ходе реализации проекта и переносе сроков, а также принять меры для запуска серийного производства самолетов в ближайшее время. При этом стоимость воздушного судна должна быть конкурентоспособной, а цена перелета – доступной. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев подверг критике ход реализации проекта и предложил рассмотреть смену подрядчика. Он также отметил высокую стоимость строительства одного самолета. Со своей стороны глава Минпромторга А.Алиханов заявил о нецелесообразности пересмотра договорных отношений с производителем, отметив, что смена подрядчика только увеличит срок создания самолета, в том числе повлечет судебные разбирательства и штрафы. В Минпромторге и Минтрансе заявили, что соблюдение сроков находится на особом контроле ведомств.
Первый вице-премьер Д.Мантуров отметил, что перенос сроков создания самолета «Байкал» связан с необходимостью замены двигателя (на российский ВК-800, производитель – АО «УЗГА»[3]) и винта (сертификация должна завершиться к концу 2025 г.) после возникновения проблем с импортом. Он отметил, что поставки самолетов авиакомпаниям могут таким образом начаться не ранее 2026 г.
Напомним, что на местных авиалиниях «Байкал» должен заменить самолеты Ан-2. Разработчиком является «Байкал Инжиниринг» (дочернее предприятие АО «Уральский завод гражданской авиации»), в 2019 г. выигравший тендер Минпромторга. По условиям конкурса, цена самолета должна быть не выше 120 млн рублей. Тем не менее в октябре 2023 г. его стоимость выросла до 178 млн рублей, а уже в августе текущего года, по предварительным данным, составила 455 млн рублей.
При этом еще одной проблемой проекта является требуемая длина посадочной полосы – «Байкал» рассчитан на посадку на полосе длиной не менее 1 050 м. Ю.Трутнев заявил, что подобных полос на Дальнем Востоке насчитывается немного (в макрорегионе 33 ВПП, длина которых превышает 1 тыс. м).
Напомним, что в прошлом году авиакомпания «Аврора» и «Уральский завод гражданской авиации» подписали соглашение о поставке 95 самолетов «Байкал», которые должны пополнить авиапарк компании в 2026-30 гг. через схему лизинга с участием ГТЛК.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] КПГА, утверждена правительством в 2022 г., разработана Минтрансом при участии Минпромторга.
[2] Согласно подписанному на ВЭФ-2023 соглашению, до 2030 г. группа «Аэрофлот» должна была получить в лизинг 210 самолетов МС-21, 89 локализованных SJ 100 и 40 Ту-214. При этом «Аэрофлот» должен был получить первые шесть МС-21 в 2024 г., а начало поставок SJ 100 планировалось с конца 2023 г.
[3] Первоначально разрабатывался АО «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург), в дальнейшем разработка передана АО «УЗГА».
Сельскохозяйственная сессия стала одной из самых насыщенных в повестке IX Восточного экономического форума. Участники обсудили проблемы агропромышленного комплекса и поделились предложениями, руководители сельхозпредприятий озвучили амбициозные планы на Дальнем Востоке.
Дальний Восток созрел
Все территориям ДФО необходимо не только увеличить самообеспеченность продуктами питания, но и раскрыть свой экспортный потенциал, отметила модератор, первый заместитель председателя правления АО «Россельхозбанк» Ирина Жачкина, открывая профильную сессию.
«По нашим оценкам, Дальний Восток уже выращивает 30% всей сои в Российской Федерации, достигнут уровень продбезопасности по зерну и бобовым, но задел по другим культурам остается ещё большой. Например, самообеспеченность молоком в ДФО составляет порядка 54%, мясом – ниже 50%, аналогично по овощам и бахчевым культурам. Категория фреш сегодня — это зона роста и развития», — сообщила Ирина Жачкина.
Дальний Восток имеет серьёзное конкурентное преимущество — границу с Китаем протяжённостью 700 километров. На территориях, прилегающих к приграничной зоне, проживает более 50 млн человек. Это ещё один стимул развернуть производство продукции категории фреш для экспорта восточным соседям.
Дискуссию символично открывал представитель бизнеса, генеральный директор ООО «Спорос» Денис Цесаренко. В Забайкальском крае он создал аграрное предприятие и семеноводческую компанию. Сейчас она углубленно занимается процессами селекции и работает с сортами, которые благодаря короткому периоду вегетации можно использовать на Севере, в Сибири и Центральной России.
Будущее аграрного комплекса предприниматель связывает с развитием семеноводства и поднятием залежных земель (бывшая пахота, брошенная на несколько лет).
«Наши земли в Забайкалье находятся в 100, 200 километрах от погранперехода. Соответственно, цены очень конкурентные. И этот потенциал далеко не исчерпан. В Забайкальском крае остаются сотни тысяч залежных земель, которые можно вовлекать в оборот и выращивать набор культур на экспорт в Китай. А урожайность, по нашим оценкам, не уступает центральной части России», — рассказал Денис Цесаренко.
В следующем году «Спорос» запустит новый проект в Хабаровском крае – молочную ферму и молокозавод. По словам докладчика, удалённость региона объективно не является барьером, и главный совет, который можно дать производителям, — не бояться расстояний.
Не пугает сложная логистика и компанию УК «Содружество». Сегодня это один из сильнейших федеральных игроков в секторе переработки масличных культур. Директор предприятия Павел Зарьков поделился амбициозными планами на Дальнем Востоке.
«В дополнение к производственным площадкам в Калининградской и Курской областях пришло время осваивать Дальний восток — по своему сырьевому потенциалу регион созрел для того, чтобы здесь можно было повторить такой же комплексный стратегический подход», — рассказал Павел Зарьков.
Компания реализует крупный проект в Амурской области, которая сегодня является одним из лидеров по валовому сбору масличных культур. Развитие планируется в пяти направлениях. «Первое — это перерабатывающий завод. Помимо завода мы так же находимся в процессе реализации двух агрологистических центров в Приморском крае и ЕАО, то есть проект в Амурской области направлен на весь Дальний Восток. Также в наших инвестиционных планах — увеличить парк вагонов-зерновозов и цистерн для доставки продукции на Урал и в Сибирь, потому что нужно решать проблемы логистики», — озвучил Павел Зарьков.
Кроме того, инвестор присматривается к возможным площадкам, где можно будет построить портовый специализированный терминал для экспорта масла. Сейчас единственный вариант — это поставки сухопутным путём либо в танк-контейнерах или флекситанках, что не совсем походит для объёмов конкретного производства.
«И пятое звено — работа над качеством продукции. Сою потребляют животноводческие хозяйства, которым нужен протеин, поэтому на Амурском форуме «АмурЭкспоФорум-2024» мы подписали соглашение с амурским НИИ и собираемся в этом направлении очень глубоко работать в качестве заказчика для производства семян с целевыми качественными характеристиками», — рассказал Павел Зарьков.
Также в планах компании – строительство жилья и целевое обучение работников. Ожидается, что с выходом на целевые мощности предприятие покроет 12-15% дальневосточного рынка в своём сегменте.
«Русагро» начинает поставки свинины в Китай
Продолжает дальневосточную экспансию и группа «Русагро», которая стала одним из первых крупных инвесторов в аграрно-промышленном комплексе Дальнего Востока. Здесь она реализует четыре направления бизнеса – масложировое, мясное, сахарное и растениеводческое.
На территории ТОР «Михайловская» инвестор развивает крупный мясной кластер и рассчитывает выйти на 75 тысяч тонн переработки свинины в год. Поставлять продукцию планируется не только на внутренний рынок, но и в Китай.
«Рассчитываем в этом году получить все необходимые разрешения для экспорта в КНР. В дальнейшем планируем поставлять на китайский рынок и комбикорма», — поделился планами заместитель генерального директора по корпоративному развитию ГК «Русагро» Александр Тарасов.
Развивается и растениеводческое направление группы. Сегодня из её земельного банка в 700 тысяч гектаров 100 тысяч сосредоточены в Приморье. «Климатические условия — это вопрос технологий», — подчеркнул докладчик. Решить его можно с помощью мелиоративных систем.
«При системном подходе к мелиорации можно получить определённый буст к производству культур, которые сегодня не так популярны на Дальнем Востоке, но раньше активно здесь выращивались», — отметил Александр Тарасов.
Хорошие ниши
От лица государственных органов выступил заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Андрей Разин. На Дальнем Востоке аграрный комплекс показывает уверенные результаты, акцентировал он. Так, ожидается, что к 2030 году производство масличных культур в регионе увеличится до 2,5 млн тонн в год. В приоритете – соя и кукуруза, но в ДФО растёт интерес и к нишевым культурам — например, лён набирает популярность, так как вырос спрос на льняное волокно.
«Лён и другие лубяные культуры вполне могут занять хорошую нишу в структуре севооборота дальневосточных регионов», — считает Андрей Разин.
Кроме того, Приморье — практически второй регион России по количеству площадей риса. Эти объёмы, уверен замминистра, можно увеличить ещё как минимум в два раза и ежегодно вводить дополнительно 15 тысяч гектаров.
С учетом открытия новых рынков, развития транспортной инфраструктуры увеличиваются возможности для экспорта. Открылись новые погранпереходы в Китай. Севморпуть должен стать ещё одним каналом движения товаров. Решаются проблемы железнодорожной инфраструктуры, которая сегодня испытывает огромную нагрузку в связи с поворотом на Восток.
«Хотим мы или нет, но ситуация заставляет очень быстро развиваться железнодорожные мощности. Ещё несколько лет, и решатся логистические проблемы», — заявил Андрей Разин.
Он также отметил, что Дальний Восток — единственный из регионов, где сохранена поддержка тепличного хозяйства в части субсидирования КАПЕКСов (капитальные затраты, которые компания инвестирует в расширение бизнеса). Производителям доступны льготные кредиты, увеличены сроки кредитования, что особенно важно при высокой ключевой ставке Центробанка.
Также в министерстве занимаются вопросами мелиорации, которые, по общим оценкам, без господдержки не решить. Прорабатывается возможность заключения концессионных соглашений в том числе для строительства и развития мелиоративных систем.
«Мы также решили вопрос с поставками в Китай свиноводческой продукции. Первые объёмы уже отправлены из центральной России. И в этой части восточные регионы нашей страны имеют большие преференции с точки зрения логистики», — рассказал замминистра.
Примечательно, что к Дальнему Востоку присматриваются и другие крупные федеральные игроки. Старший вице-президент группы агропредприятий «Ресурс» Дмитрий Антонов впервые посетил Восточный экономический форум. Сегодня компания является одним из крупнейших производителей мяса птицы, в России она занимает порядка 15% рынка и активно представлена за рубежом, в том числе покрывает до 10% импортного рынка Саудовской Аравии. Также «Ресурс» производит баранину, молоко и другую продукцию глубокой переработки.
«Дальний Восток мы всегда рассматривали как крупнейший географический хаб. С точки зрения развития бизнеса в ДФО сейчас изучаем рынок колбасных изделий и молочных продуктов. Пока стоит задача диверсифицироваться географически. Думаю, что приезд сюда делегации группы «Ресурс» позволит более чётко увидеть, что происходит в регионе и оценить те направления, где мы сможем реализоваться полностью. Возможно это будет и мясная переработка», — поделился Дмитрий Антонов.
Планы расширения на Дальнем Востоке озвучил и директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Василий Пушкин.
«У «Пятёрочки» уже 200 магазинов на Дальнем Востоке, и планы расширения грандиозные. До 2026 года количество «пятёрочек» должно достигнуть практически 600. Планируется открыть еще 400 магазинов и развивать современный формат ритейла на территории», — рассказал докладчик.
При этом с точки зрения сельхозотрасли X5 Group испытывает проблемы работы с поставщиками, отметил он.
«Мы столкнулись с постепенным увеличением дефицита местной производимой продукции. Это касается большинства категорий товаров растениеводства и животноводства, в том числе яйца, мяса птицы и овощей. Практически по всем категориям сейчас испытываем дефицит в поставках от местных производителей», — сообщил Василий Пушкин.
X5 Group намерена внести свой вклад в развитие сельского хозяйства на Дальнем Востоке, где видит колоссальные возможности для товаропроизводителей. Причём по словам Василия Пушкина, зачастую это местные фермеры, которые сегодня не могут обеспечить качественного предложения с точки зрения массового потребления.
Поэтому X5 Group намерена выступить оператором для сбыта фермерской продукции и развивать в ДФО систему агроагрегаторов.
«Один из агроагрегаторов уже на днях мы запустим в Хабаровском крае. Он позволит работать с фермерами на местах по растениеводству, предоставляя им услуги по работе с сетями. Это и электронный документооборот, и фасовка товаров под требования сетей, и калибровка, то есть полный комплекс услуг», — сообщил Василий Пушкин.
Также компания готова контрактовать урожай и животноводческую продукцию наперед для обеспечения стабильных объёмов поставок. Сегодня ритейлер работает с более чем 3 тыс. субъектами малого и среднего предпринимательства в России. Эта цифра говорит сама за себя, подчеркнул Василий Пушкин. В то же время он не уточнил, сколько из этого количества приходится на Дальний Восток.
Важной информацией поделился заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. Он затронул проблемы оленеводства. Хотя это довольно специфическая отрасль, она отражает ситуацию и в других направлениях сельского хозяйства, отметила Ирина Жачкина.
Докладчик подчеркнул необходимость развивать оленеводство не только как культурно-хозяйственный комплекс, но и отрасль, которая может обеспечить работой жителей территорий с суровым климатом и вносить свою лепту в обеспечение продовольственной безопасности.
«При дефиците говядины 40% в рационе россиян продукция оленеводства может его замещать. Перспективно и производство глубокой переработки от бадов до лекарственных средств», - рассказал Анатолий Широков.
Сегодня комитет занимаемся проработкой финансовых и управленческих решений, которые могут дать толчок северному оленеводству. При этом в отрасли есть серьёзные проблемы, и рентабельность предприятий по разведению оленей довольно низкая.
Отсутствует система современных убойных комплексов. Низкий уровень сырья из оленины связан с тем, что основная масса добывается путём тундрового забоя, при котором очень трудно сохранить санитарные свойства продукции.
«Проблема состоит в том, что оленеводство регулируется только законодательством регионов или муниципалитетов. Есть регионы с хорошим производством оленей, где не хватает пастбищ. А есть регионы, которые обладают пастбищным потенциалом, но производство там пришло в упадок. Это говорит о том, что отрасли необходимо регулирование на федеральном уровне. Одновременно акторами таких решений должны стать Минсельхоз и Минвостокразвития», — обозначил Анатолий Широков.
По его словам, требуется разработка специальных мероприятий по обеспечению роста качества поголовья и качественного забоя оленей. Нужно создавать современные забойные комплексы на исторически сложившихся перекрёстках маршрутов кочевок оленьих пастбищ с радиусом 100-200 километров рядом с опорными населёнными пунктами.
В ходе сессии участники выдвинули большое количество предложений. Павел Зарьков подчеркнул необходимость развития глубоководной терминальной инфраструктуры, которая позволит увеличить объёмы экспорта.
Генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» Игорь Московцев отметил важность создания современных распределительных центров.
Денис Цесаренко считает, что агропромышленному комплексу требуются новые меры поддержки инвесторов. Также необходимо стимулировать релокацию ценных кадров на Дальний Восток. Нехватка человеческого капитала — одна из главных проблем производителей, и финансовая поддержка может стимулировать приток специалистов.
Павел Зарьков ратует за «более чёткий и явный сигнал в части мер господдержки по компенсации расходов на инфраструктуру». Начиная бизнес на Дальнем Востоке, менеджмент компании не ожидал, что капитальные затраты по этой статье окажутся столь велики.
Андрей Разин уверен, что в свете поворота на Восток аграрный сектор способен успешно справляться с вызовами.
«Сегодня мы точно видим, что регионы Востока находятся на треке дальнейшего роста. Я уверен, что пример таких сильных и мощных российских игроков для многих станет хорошим стимулом. Есть только один предрассудок — о том, что Дальний Восток дальний, на самом деле он не дальний, а действительно комфортный с точки зрения бизнеса», — заключил замминистра.
Отметим, что по официальным данным, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных в ДФО ниже средних значений по стране на 20–30%, а самообеспеченность овощами, молочной и мясной продукцией составила от 42 до 54% в 2023 году.
Состояние энергосистемы Дальнего Востока не отвечает сегодняшним темпам роста промышленности, что признавали многие участники Восточного экономического форума. В настоящее время идет разработка программы по развитию электроэнергетики в ДФО до 2050 года, которая должна учесть перспективный спрос на электроэнергию и мощность. При этом в энергобалансе возможны серьезные структурные изменения. В частности, «Росатом» предлагает сделать Дальний Восток новым центром развития атомной энергетики России.
Спрос догнал износ
Темпы потребления энергии на Дальнем Востоке растут быстрее среднероссийских – по данным, которые привёл Фёдор Опадчий, председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (СО ЕЭС), с начала года по сравнению к прошлому рост потребления в России составил 3,8%, по Дальнему Востоку 5,1%, а в отдельных регионах ещё выше — в Бурятии 8,8%, а в Забайкалье 7,5%. Неплохая динамика сложилась и в границах Хабаровской энергосистемы. За последние десять лет среднегодовой темп прироста потребления мощности здесь составил 2,2%, темп прироста потребления электроэнергии – 1,9%, уточнил Фёдор Опадчий.
Аналогичный тренд наблюдается в Якутии, где растет добыча полезных ископаемых. «Если раньше наша республика была энергоизбыточным регионом, то с 2021 года за счет бурного промышленного роста потребление начало превышать выработку электроэнергии. Новым проектам уже сейчас необходимо свыше 1 ГВт/ч электроэнергии для тех проектов, которые уже сегодня реализуются», – заявил глава региона Айсен Николаев.
Дефицит энергомощностей наблюдается почти по многим субъектам ДФО. Суммарно, по прогнозам СО ЕЭС, нехватка электроэнергии по федеральному округу к 2030 может составить 10,7 млрд кВт/ч. Для ее компенсации требуется построить 1,6 ГВт мощностей для выработки энергии.
Вместе с тем у действующих объектов генерации на Дальнем Востоке степень износа выше среднероссийского в 1,7 раза, проинформировал первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, а удельный расход условного топлива больше на 22%. Особенно сложное положение дел в локально изолированных энергосистемах и энергорайонах.
От состояния инфраструктуры зависит надежность энергоснабжения, на что влияет и непростая финансовая ситуация. Так, после присоединения в 2019 году Центрального и Западного энергорайонов Якутии к неценовой зоне оптового рынка, регулятором которого выступают федеральные органы, основная сетевая организация ПАО «Якутскэнерго» (входит в «РусГидро») стала недополучать выручку по причине перехода крупных промышленных потребителей на ОРЭМ и оплаты за передачу электрической энергии «Федеральной сетевой компании». За пять лет доля потребителей ФСК в республике увеличилась с 22 до 32%.
По словам Айсена Николаева, вследствие этого у «Якутскэнерго» наращиваются убытки. На сегодня они превышают 10 млрд руб. В результате региональная компания вынуждена сокращать инвестиционную и ремонтную программы, что чревато ростом отказов и аварий. «За эти годы в республике число аварийных ситуаций увеличилось почти в три раза: с 646 в 2020 году до 1123 в 2023-м. Износ сетевого хозяйства – с 50% до 57%. Отключение электроснабжения, когда на улице минус 50 или минус 60, – это прямая угроза не просто здоровью, но жизни людей», – резюмировал губернатор.
Источники разные нужны
У государства есть понимание того, какие технические решения позволят покрыть энергодефицит на Дальнем Востоке, отмечает Фёдор Опадчий. Эти планы отражены в разработанных проектах таких базовых документов, как Схема и программа развития электроэнергетических систем России на 2025-2030 годы и Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Сегодня ведется разработка отдельной программы по развитию электроэнергетики Дальнего Востока на период до 2050 года.
Помимо планов по модернизации действующих объектов регионы инициируют крупные стройки. Так, в Якутии выступают за строительство Новоленской ТЭС мощностью 550 МВт, которая обеспечит потребности компаний при освоении месторождений Иркутской области, Бурятии, Ленского и Мирнинского районов Республики Саха. «Газпром» возведет Чульманскую газовую электростанцию на 330 МВт и два блока Нерюнгринской ГРЭС с двукратным увеличением мощности до 1ГВт. На севере Якутии запланировано создание Кючусского промышленного кластера, под потребности которого «Росатом» построит АЭС малой мощности.
В Хабаровском крае на 2027 год намечено строительство двух энергоблоков Хабаровской ТЭЦ-4 общей мощностью 410 МВт в рамках проекта по замещению мощностей Хабаровской ТЭЦ-1. Кроме того, проект Генсхемы размещения объектов энергетики (в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения) предусматривает создание в регионе новой ТЭС мощностью порядка 230 МВт к 2030 году, а также Нижне-Ниманской ГЭС мощностью 360 МВт – в 2037-м.
Гидрогенерация будет востребована не только в Хабаровском крае, уверен Айсен Николаев. Гидроэнергетические ресурсы Якутии сегодня составляют 60% потенциала Дальнего Востока, из которых освоено только 1,5%. В 2013 году на средства Инвестфонда РФ была спроектирована Канкунская ГЭС мощностью 1ГВт под программу комплексного развития Южной Якутии, предполагающей запуск Эльконского ГМК, Тарыннахского и Таежного ГОКов, Селигдарского горно-химического комбината. Теперь настало время вернуться к проекту.
Большие планы связаны с расширением в ДФО атомной генерации. Генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев представил на сессии ВЭФ-2024 «Новая энергия Дальнего Востока» план по созданию к 2042 году в Приморье, Якутии, Чукотке, Амурской области и Хабаровском крае шести АЭС с 12 энергоблоками суммарной установленной мощностью – 4,1 ГВт. Глава госкорпорации уточнил, что намерения могут измениться, поскольку проекты еще должны быть утверждены правительством РФ, а также пройти общественные слушания (стоит сказать, в Хабаровском крае АЭС мощностью 1,2 ГВт предлагается построить близ поселка Эворон в 2036 году. Идея атомной станции в регионе обсуждалась еще в советское время, и в конце 1980-х у нее было немало противников).
Объекты атомной энергетики капиталоемкие, но, по словам А. Лихачева, нельзя говорить только о модернизации существующих энергомощностей, надо смотреть шире, создавая «новый энергетический облик Дальнего Востока». «Дальневосточные регионы станут в полной мере атомными регионами. Это, конечно же, инфраструктура, и не только энергетическая. Это инфраструктура образования, это инфраструктура промышленных поставок совершенно нового уровня, строительного комплекса», – заявил А. Лихачев.
Глава Минэнерго РФ Сергей Цивилев считает необходимым развитие генерации во всех сегментах энергетики, включая атомную. При этом он призывает не забывать о возможностях угледобывающей отрасли. «Мы должны развивать угольную генерацию на территории Дальнего Востока и Сибири, потому что у нас большой запас угля, и его надо использовать», – сказал министр, в недавнем прошлом губернатор Кузбасса – главного углепогрузочного региона страны.
При строительстве генерирующих мощностей принято отталкиваться от CAPEX проекта, но более рациональным подходом, полагает С. Цивилёв, может стать анализ стоимости киловатт-часа на протяжении всего периода функционирования конкретной генерирующей системы. Энергообъекты также должны быть обеспечены ресурсами на весь срок своей деятельности, чтобы по прошествии времени не пришлось переводить их с одного вида первичных ресурсов на другой.
От тарифа до сумы
Безусловно, краеугольный вопрос – привлечение в отрасль инвестиционных ресурсов. «Я в компании десять лет работаю уже скоро, и все десять лет компания говорит на всех уровнях: коллеги, не хватает тарифа, необходимы какие-то варианты финансирования энергетики Дальнего Востока, – подчеркивает председатель правления, гендиректор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин. – Если мы не вкладываемся в модернизацию должным образом, к чему это в итоге приведёт? В начале пойдет рост аварийности, дальше пойдут веерные отключения, дальше – самые негативные последствия».
Холдинг неоднократно подымает проблематику, но к обращениям энергетиков относятся как к плачу Ярославны, сетует менеджер. Приходится слышать, что в бюджете нет денег, в тоже время дается понять, что поднимать тариф – непопулярная мера.
«Где взять деньги? Деньги взять в новом облике энергетики. Знать бы еще телефон этого нового облика, потому что мне как раз сейчас к зиме надо 11 млн тонн угля закупить, может быть, там я смогу найти помощь в этом», – иронизирует В. Хмарин.
В свою очередь в Минвостокразвития предлагают продлить действие надбавки для выравнивания энерготарифов в ДФО до среднероссийского уровня после 2028 года, но переформатировать механизм, предусматривающий адресацию средств, вырученных от потребителей первой и второй ценовых зон ОРЭМ, в дальневосточные объекты энергетики. Раньше, по сути, дотировалась старая генерация с низким коэффициентом полезного действия, признаёт Гаджимагомед Гусейнов.
«Это тоже ресурс – ежегодно 30 млрд руб. мы направляем на субсидирование. Давайте направим часть этих денег либо общий объем на модернизацию электроэнергетики на Дальнем Востоке, в том числе в изолированных территориях. То есть не будем субсидировать неэффективное», – пояснил замминистра.
О необходимости решения вопросов по тарифным источникам говорит и Айсен Николаев (в июле этого года назначен председателем комиссии Госсовета по направлению «Энергетика»). Возвращаясь к ситуации с «Якутэнерго», он не исключил, что убытки сетевой организации будут только расти (в настоящее время «РусГидро» изучает вопрос выделения электросетей из своих региональных активов).
В Якутии это ещё связано с высоким уровнем протяженности линий электропередач – около 30 тыс. км – на большую территорию обслуживания с низкой плотностью потребителей. «Компенсация данной особенности энергосистемы только за счёт регионального или муниципального бюджетов абсолютно бесперспективна», – подчеркнул глава республики.
Проблема в ближайшие годы коснется и других субъектов ДФО, в том числе Бурятию, ЕАО, Амурскую область, где заключаются договора последней мили с ФСК. В этих регионах наступят аналогичные проблемы, если вовремя не принять действенные меры, предупредил А. Николаев.
«Мы предлагаем комплексное решение: или возвращать базового потребителя, или компенсировать из бюджета накопленный убыток, распространить механизм выравнивания энерготарифов на территории неценовой и ценовой зоны. Есть и другие методы, но это надо обсуждать и не замалчивать», – заключил он.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Председатель правительства Михаил Мишустин 11 июля 2024 года утвердил обновленную Стратегию развития минерально-сырьевой базы. Срок ее реализации продлен до 2050 года. Развитие минерально-сырьевой базы в регионах Дальнего Востока и Арктики находится под влиянием существующего состояния транспортной инфраструктуры. Транспортная отрасль является наиболее сложным, трудоемким и затратным звеном процесса разработки месторождений полезных ископаемых, доля которой в себестоимости добычи составляет 60-75%.
На территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, можно выделить сотни значимых действующих, строящихся и планируемых проектов, которые определяют расположение точек генерации грузовой базы, вывоз сырья или продуктов обогащения, который осуществляется практически всеми видами транспорта. Необходима взаимоувязка проектов строительства транспортной инфраструктуры с возможностями природопользования и, в первую очередь, недропользования, поскольку горная промышленность для субъектов Дальнего Востока России и Арктики является одним из основных направлений в экономике.
Минерально-сырьевой потенциал нашей страны способен обеспечить все необходимые задачи национальной экономики и национальной безопасности, исходя из стратегических целей при любых сценариях развития мировой ситуации.
На Дальнем Востоке и Арктической зоне России транспорт и энергетика рассматриваются в качестве основных элементов социально-экономического развития территорий, являясь основой стратегии создания и эксплуатации минерально-сырьевой базы данных макрорегионов.
Стратегия развития Дальнего Востока базируется на формировании транспортно-энергетического каркаса. Регион характеризуется географическими преимуществами и перспективой реализации экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по внутренним и международным транспортным коридорам. Особая значимость каркаса заключается не только в обеспечении грузопотоков в транспортно-логистических цепочках, но и в наполнении инфраструктурных зон в первую очередь проектами по недропользованию. Устойчивость экономики в последующих этапах развития региона связывается с ее индустриализацией.
Процесс индустриализации экономики региона, включающий как малоформатное производство, так и классические металлургические гиганты, предусматривает три этапа: I этап – создание каркаса, II этап – процесс наращивания каркаса внутренними элементами, III этап – освоение пространственно-сгруппированных месторождений различных по запасам и по специализации (узлы, комплексы, кластеры).
В качестве объединяющего центра может рассматриваться Хабаровский край с умеренно развитой инфраструктурой, но с очень высоким потенциалом ее формирования. В Хабаровском крае в последние годы начинает формироваться транспортно-энергетический каркас, который может служить реальной основой реализации других проектов.
К числу заявленных крупных инфраструктурных проектов относятся: железные дороги Эльга – мыс Манорский и Якутск – Магадан, широтная автодорога Амга – Усть-Мая – Аян, меридиональная автомобильная трасса Комсомольск-на-Амуре – Охотск – Магадан и другие. Они затрагивают интересы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей. Обсуждается также строительство автодорог Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын, Селихино – Николаевск-на-Амуре, по левобережью Амура от Комсомольска-на-Амуре до поселка Октябрьский. Принципиально важным является строительство перерабатывающих производств. К их числу относятся гидрометаллургические комплексы по переработке упорных руд золота Покровского на одноименном месторождении, Амурского в городе Амурск, проектирование и строительство Тихоокеанского в Советской Гавани. Также намечены планы по строительству металлургических комплексов по переработке оловянных, медных и железных концентратов в Хабаровском крае.
В правительстве Хабаровского края рассматриваются вопросы строительства крупных энергетических объектов: Тугурской ПЭС с заводом по производству водорода, Ниманской ГЭС, Эворонской АЭС, Чегдомынской ГРЭС с кольцевыми ЛЭП для решения проблем энергетики.
В силу этого существует реальная необходимость формирования новых подходов к развитию региона. С горнодобывающей промышленностью связаны и взаимозависимы металлургия, машиностроение, строительство, энергетика, транспорт, другие отрасли промышленности. Горный комплекс может рассматриваться в качестве инициатора в новой индустриализации региона.