Поделиться
Есть ли туризм за пределами Владивостока
Поделиться

Что мешает Дальнему Востоку стать привлекательным для российских и иностранных путешественников

В ежегодном рейтинге субъектов России по развитию туризма, составляемом Министерством культуры, регионы ДФО занимают весьма скромные позиции. По итогам 2017 года неплохой результат показал только Приморский край, заняв 23 место и попав в группу «Регионы с относительно высокими показателями развития туризма». В Хабаровском крае показатели развития туристической отрасли экспертами Минкультуры оценены как средние – 47 место. Рядом с ним на 49 месте Республика Саха (Якутия). В эту же группу регионов со средними показателями вошли Сахалинская область (54 место), Амурская область (62 место), Камчатский край (63 место), Магаданская область (74 место). В аутсайдерах оказались Еврейская автономная область (83 место) и Чукотский автономный округ - занял последнее 85 место рейтинга.

personalguide.ru
ЛИДЕР В ДФО

Среди всех субъектов Дальнего Востока Приморский край является наиболее привлекательным регионом как для отечественных, так и для иностранных туристов. По данным краевого пограничного управления ФСБ России, в 2017 году Приморье посетили 518 тысяч иностранных граждан, что на 12 процентов больше, чем в 2016 году. Среди них лидирующие позиции занимают граждане КНР. Из этой страны в край приехала 421 тысяча человек. По словам кандидата экономических наук Николая Липатина, такой интерес китайцев к Приморскому краю вызван в том числе и возможностью поиграть в казино.

– Образование в 2009 году недалеко от Владивостока игорной зоны «Приморье» было верным решением. Мощный рост китайской экономики привел к росту благосостояния населения, и сейчас китайцы готовы тратить заработанные юани в туристических поездках, а учитывая любовь жителей Поднебесной к азартным играм, открытие в 2015 году казино Tigre de Cristal в бухте Муравьиная пришлось как нельзя кстати, – говорит Липатин.

Как рассказала EastRussia директор туристско-информационного центра Приморского края Дарья Гусева, основные посетители игорной зоны из Китая – жители южных провинций.

– В Приморье с юга Китая едут состоятельные туристы, которые играют в казино. Они же с удовольствием заказывают туры, связанные со сплавами по рекам, рыбалкой и путешествиями по тайге. В общем потоке туристов из КНР они составляют меньшую часть. Большинство же гостей из Поднебесной – это жители северных провинций, которые приезжают во Владивосток на 3-4 дня позаниматься шопингом, попробовать русскую кухню и приобрести различные БАДы из морской флоры и фауны, – говорит Дарья Гусева.

Основными воротами Приморья для туристов КНР являются международные автомобильные пункты пропуска. В краевом департаменте туризма отмечают, что их неудовлетворительная и ограниченная пропускная способность не обеспечивает своевременного обслуживания иностранных туристов, что тормозит развитие туризма в крае.

Второе место среди приезжающих в Приморье иностранцев занимает Южная Корея. Из этой страны в 2017 году приехало 100 тысяч человек. При этом объем туристического потока продолжает расти. Так, по данным краевого департамента туризма, в первом полугодии 2018 года из Южной Кореи в край приехали более 69 тысяч человек, что в два раза превышает аналогичный показатель прошлого года. На такое изменение конъюнктуры в туристической отрасли чутко реагирует бизнес. В августе корейская авиакомпания Air Busan запустила рейсовое сообщение между Владивостоком и Пусаном. Авиаперевозчик планирует совершать такие перелеты три раза в неделю.

– Корейцев в Приморье привлекают места, связанные с историей взаимоотношений Кореи и России в конце XIX – начале XX веков, – рассказывает Дарья Гусева. – Кроме того, они очень любят маршруты, связанные с экологией и природой края. В этом году развитие получил «селфи-туризм». Корейская телекомпания, снимающая аналог российской программы «Орел и решка», сделала несколько выпусков из Владивостока, и теперь сюда приезжают молодые кореянки, которые делают селфи на фоне достопримечательностей города и занимаются шопингом.

Владивосток действительно является главным туристическим объектом в Приморском крае. Усилия, приложенные федеральными властями для его реконструкции к саммиту АТЭС в 2012 году, дали очень хорошие результаты. В 2015 году журнал National Geographic включил его в десятку самых красивых морских городов мира, а Forbes – в десятку лучших российских городов для отдыха.
Помимо столицы Приморья, туристов привлекают Сафари-парк, национальный парк «Земля леопарда», парк Драконов, гора Пидан, остров Петрова, бухта Триозерье и множество других мест, которыми так богат Приморский край.

ВОСТОЧНОЕ КОЛЬЦО РОССИИ

В 2014 году Ростуризм презентовал туристический бренд «Восточное кольцо России». Его цель объединить достопримечательности и интересные для туристов события 12 регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Предполагается, что в результате реализации проекта будут сформированы туристко-рекреационные кластеры и обеспечивающая инфраструктура.

Каждый из субъектов этого маршрута представляет в нем свои уникальные туристические объекты и достопримечательности: например, в Якутии – это Ленские столбы, в Амурской области – космодром «Восточный», на Камчатке – Долина гейзеров. Кроме того, проект предполагает привязку туров к различным мероприятиям, характерным для каждого из времен года. Так, отправившись по Восточному кольцу России зимой, можно побывать на фестивале национальной кухни «Буузын Баяр» в Бурятии, посмотреть конкурс ледовых скульптур «Ледовая фантазия» в Хабаровске, поучаствовать в традиционной гонке на собачьих упряжках «Берингия» на Камчатке. По задумке авторов проекта, межрегиональные маршруты должны стать локомотивом развития отрасли внутри каждого из регионов.

Однако формирование этого единого туристического маршрута идет медленно. Только в 2016 году было подписано соглашение о взаимодействии сторон по реализации проекта между министерством культуры России, Ростуризмом и заинтересованными регионами. В мае 2018 года на четвертом Тихоокеанском туристском форуме представители субъектов, входящих в Восточное кольцо России, отмечали, что благодаря субсидированным билетам и эффективному продвижению интерес к маршруту вырос. Однако до полной реализации его потенциала еще далеко.

По словам директора туристско-информационного центра Приморского края Дарьи Гусевой, сейчас Восточное кольцо России пользуется особым интересом у европейцев. Именно они с удовольствием приобретают туры по этому маршруту, а презентация его в Австралии привлекла туристов и из этой страны.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ

В Приморском крае, как в капле воды всего туристического дальневосточного океана, отражаются преимущества и проблемы остальных субъектов ДФО. Каждый из них имеет свои уникальные исторические и культурные объекты, весьма привлекательные для туристов. Однако обеспечить приемлемый уровень сервиса и достойную инфраструктуру дальневосточным регионам непросто. Кроме того, сказываются высокие транспортные расходы.

– Развитие внутреннего туризма очень сильно тормозят высокие цены на авиабилеты, – говорит кандидат экономических наук Николай Липатин. – Дальний Восток и Сибирь заселены слабо, а потому внутри себя массового туристического потока обеспечить не могут. Необходимо привлекать людей из густонаселенной европейской части России, но им дешевле слетать в Европу.

По словам председателя Общественного совета по туризму при губернаторе Приморского края Ольги Гуревич, общая проблема для всех дальневосточных субъектов – это слабо развитая туристическая инфраструктура.

– На качество туристского продукта сильно влияют такие факторы как: плохие дороги, недостаточное количество информационных вывесок и табло, низкий уровень сервиса, – говорит Гуревич. – Кроме того, есть большая проблема с кадрами. К сожалению, у нас до сих пор не введена система аттестации гидов, и поэтому иногда попадаются люди, которые проводят экскурсии, абсолютно не зная предмета. Конечно, в каждом регионе есть своя специфика, но по мере развития туристической отрасли, каждый из них столкнется со схожими проблемами. Например, Приморье привлекает туристов прежде всего морским побережьем. Большинство популярных пляжей и мест отдыха располагаются в небольших населенных пунктах, инфраструктура которых просто не рассчитана на большое количество людей. В высокий туристический сезон в этих прибрежных поселках и их окрестностях туристов оказывается в четыре, а то и в пять раз больше, чем местных жителей. Естественно, что медицинские службы и полиция этих поселений просто не в состоянии справиться с таким потоком. Доходит до того, что в окрестных магазинах не хватает элементарных продуктов, – рассказывает Ольга Гуревич.

По ее мнению, проблема еще и в том, что в высокие сезоны цены на Дальнем Востоке не соответствуют качеству. Стоимость услуг оказывается завышенной.

– Мало кто думает о продлении туристического сезона. Большинство игроков отрасли стремятся получить больше денег здесь и сейчас, – отмечает Гуревич.

Еще один серьезный вопрос, который влияет не только на туристическую отрасль, но и на другие сферы Дальнего Востока, это слабая заселенность территорий.

– Никакое развитие без людей невозможно, – говорит социолог Максим Намдаков, – а туристическая сфера прямо завязана на коренном населении. Именно эти люди снабжают кадрами отрасли, обеспечивающие туризм. К сожалению, Дальний Восток, Забайкалье, Сибирь продолжают терять население. Конечно, в каждом субъекте этот процесс идет по-разному, но общая тенденция именно такая. Причем, внутренняя миграция также может отражаться на туризме. Люди из малых населенных пунктов перебираются в более крупные, а это, в свою очередь, «оголяет» туристические достопримечательности, находящиеся в глубинке. От этого страдает инфраструктура. Современный массовый турист любит не только красоты, но и комфорт. Поэтому вряд ли он поедет любоваться водопадами и озерами, не имея возможности отдохнуть после прогулки со всеми удобствами. А обеспечить ему их может только население, постоянно проживающее рядом с достопримечательностями, – отмечает социолог.
Егор Савельев Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов