Поделиться
Гань-бэй! Распивая по-китайски
Поделиться

Что, сколько и по какому поводу пьют в Китае? Синолог Александр Исаев, проживший 17 лет в КНР, изучил вопрос «изнутри».

Как и все в Поднебесной, история местного винокурения и культура пития насчитывают много тысячелетий. Главным принципом культуры употребления спиртного в Китае является не отказ от крепкого алкоголя, а умение пить, сохраняя контроль над языком и конечностями, не падая лицом в салат или в лужу с грязью. Человека из грязи вытащить можно, но нельзя вытащить грязь из человека — говорят жители Поднебесной.

pixabay.com
ЧТО ПЬЮТ И ГДЕ ВОЗГОНЯЮТ

Традиционными центрами китайского виноделия издревле считаются регионы нынешних провинций Шаньси, Шаньдун, Ганьсу, Нинся и Синьцзяна.

Алкогольные напитки в Китае принято условно делить на пять категорий. Первая категория — ми-цзю — рисовое вино, а точнее, очень легкая рисовая бражка, приятная на вкус, крепостью 1-3 градуса. Особое место в этой категории занимает «черное рисовое вино» крепостью до 12 градусов. Это продукт брожения особого сорта риса черного цвета.

Ми-цзю выдерживают в специальных керамических бочках на протяжении одного года. 
Второй вид — Шаосин-цзю, шаосинское вино, названное по месту его производства. В этой категории выделяется Хуан-цзю, «желтое вино», — своеобразный китайский вариант вермута. 



Именно шаосинское хуан-цзю пьют горячим, да еще в рюмку с вином кладут засушенную сливу, что придает вину особый вкус и непередаваемый аромат.

Третья категория — путао-цзю — виноградное вино. Это, преимущественно, сухие и столовые вина.

Четвертый вид — широкий спектр сладких ликеров из ягод и фруктов. К этой категории относится, например, розовое вино, или ягодное. Последнее производится в Тибете, «розовое» — знаменитый бренд. Делается в Синьцзян-уйгурском автономном районе, на западе КНР. Отдельно следует выделить Гуйхуа-цзю, коричное вино, — легкое столовое вино с неповторимым вкусом и необычным ароматом свежей корицы.

Пятая категория — бай-цзю, «белое вино», а проще говоря — водка, рисовая или из сорго (гаоляна), либо в смешанном виде. Обычно эта водка — крепостью от 28 до 72 градусов. Практически каждая провинция имеет свою особую брендированную крепкую водку. Среди огромного количества наименований можно выделить следующие: Бай-гар — самогон из сорго, чумизы и кукурузы крепостью более 70 градусов; Эр-го-тоу — пекинская гаоляновая водка крепостью 56 градусов, — дешевый алкоголь, популярный во всей Поднебесной. По сути, это самогон двойной перегонки. Очень популярен напиток под названием Кун-цзы цзя-цзюй, что переводится как «Водка семьи Конфуция», — мягкая, 28-градусная водка.


Бай-цзю

И, наконец — всемирно известный Маотай-цзю, суперэлитный китайский алкоголь крепостью до 53 градусов, который производится в провинции Гуйчжоу из пшеницы и гаоляна в местечке Маотай. Обязательный компонент — чистейшая горная ключевая вода. Всего же, как говорят китайцы, эта водка содержит более 300 разных компонентов растительного и животного происхождения.



Как заявляют специалисты данной отрасли, в 2018 году продажи Mаотай заняли первое место в мире. По рыночной стоимости и по чистой прибыли ликероводочная продукция Maotai заняла первое место в отечественной винодельческой промышленности.

Наконец, шестая категория — пи-цзю, пиво. Культуру пивоварения в Китай принесли немцы, построившие в приморском городе Циндао первый в стране пивоваренный завод. С тех пор производство пенного хмельного напитка только нарастало. Производство пива в Китае в июле этого года составило 38,8 млн. гл. (в июле 2020 г. — 39 млн. гл.), а за первые семь месяцев 2021 г. объем производства составил 2,272 млрд. гл. (2,135 млрд. — в прошлом году, 2,361 млрд. — в 2019 г.).



Но при невероятном изобилии алкогольных напитков китайцы продолжают расширять ассортимент хмельного зелья. Так, британская компания Diageo Plc, крупнейший в мире производитель алкоголя, начала строительство первого завода по производству солодового виски в Китае. Инвестиции в проект, как ожидается, составят $75 млн, сообщает агентство Синьхуа.

Китай является крупнейшим в мире рынком алкогольных напитков, при этом спрос на виски среди потребителей среднего класса в этой стране быстро растет. Это побудило компанию открыть здесь винокуренный завод, сказал президент Diageo по Азиатско-Тихоокеанскому региону Сэм Фишер.


ОБЪЕМ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

При таких масштабах производства алкоголя как-то слабо верится в трезвость нации. Однако в Китае даже в праздничный день крайне редко встретите шатающегося человека, а уж уснувшего под забором пьяницу не увидите никогда. В Китае говорят, виновато не вино, виновато пьянство. Упасть под забор в пьяном виде в Китае равносильно «потере лица» — полной утрате уважения среди коллег по работе, друзей, соседей. В этой стране уважают людей, умеющих пить, то есть людей, которые способны много выпить, но не потерять достоинства, ясности ума, чистоты мыслей и твердости в коленках. Надо уметь вовремя остановиться и отставить рюмку в сторону.

Долгое время меня мучил вопрос — что есть культура пития по-китайски? И вот однажды мне представилась возможность узнать ответ на него. В начале 1990-х меня пригласил посетить провинцию Ляонин главный редактор одной из шэньянских городских экономических газет. Я хотел было вежливо отказаться, но, внимательно изучив регалии пригласившего меня китайского друга, я обнаружил, что, кроме разных журналистских должностей, он занимает также пост президента Ассоциации Культуры питья Северо-Восточного Китая. Это меня заинтриговало, и я принял приглашение. Замечу попутно, что в Китае существует убеждение: в холодном северо-восточном регионе КНР, граничащем с Россией, умеют пить и пьют много.

Я дотошно расспрашивал хозяина о культуре питья, и он охотно рассказывал.

С глубокой древности алкоголь сопутствовал торжественности ритуалов. Под Новый год по лунному календарю глава семьи, поминая предков, отпивает вино из ритуальной чаши и ставит ее перед табличками с именами усопших, чтобы те тоже символически выпили. В старом Китае крепкие спиртные напитки употребляли в минимальном количестве. Считалось, что 20-25 г спиртного не нарушают вкусовой гармонии, позволяя насладиться гаммой разнообразных кулинарных изысков. Впрочем, крепко запьянеть можно и от малой рюмочки, если выпить их немереное количество.

Мой новый знакомый из города Шэньян напомнил, что творчество великих китайских поэтов Цзи Кана, Ли Бо, Ду Фу, Лю Лина, художника Го Си, каллиграфа Ван Сичжи и многих других ассоциировалось с их пребыванием в состоянии хэ-цзуй — опьянения. Они в буквальном смысле черпали свои творческие порывы и вдохновение в вине.


Семь мудрецов бамбуковой рощи 

Например, знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э., пили помногу, но это не мешало им вести беседы и музицировать, сочинять стихи и призывать к уходу от мирской суеты. В период Троецарствия в царстве Вэй, где и жили мудрецы, за власть боролись два могущественных клана; по сути, это была гражданская война. Идеи мудрецов противоречили взглядам, господствовавшим тогда в обществе. Приходилось демонстрировать свою аполитичность, изображать из себя чудаков и пьяниц, чтобы избежать жесткого контроля со стороны властей, философствовать, создавать произведения искусства, не имеющие отношения ни к политике, ни к творящемуся хаосу вокруг. Это тот случай, когда пьянство спасало жизнь. На то они и мудрецы.

Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось. А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения.

Еще во времена правления династий Шан и Чжоу (до нашей эры) часть населения злоупотребляла вином, поэтому основатель новой династии Западная Чжоу У Ван сделал из этого правильные выводы и ввел «питейную этику», которая на протяжении трех тысячелетий определяла отношение к алкоголю в Китае. Она регламентировала моральные нормы поведения во время и после распития спиртных напитков. В ней одобрялось умеренное употребление алкоголя и запрещалось настойчивое угощение вином. Во время дружеских застолий нельзя было злоупотреблять алкоголем, следовало пить лишь ради веселья, избегать неприятностей и конфликтов за столом. Устанавливались и меры наказания для тех, кто, напившись, говорил дерзости и грубости, бранился без меры, неприлично вел себя и наносил урон достоинству и чести окружающих. Таких лишали прибора для питья, а в серьезных случаях могли и в тюрьму отправить.


КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ

Это все — исторический фон питейной культуры в Китае, а какова ситуация с потреблением алкогольных напитков в наши дни? Справедливости ради надо отметить, что в Китае, как уже подчеркивалось, на улице крайне редко увидишь пьяного, особенно — среди молодежи, которая в большинстве своем сосредоточена на получении образования и избегает алкоголя. В то же время взрослые и пожилые люди зачастую выпивают во время общественных мероприятий, а также на встречах с деловыми партнерами. В Китае принято ужинать вне дома за бутылочкой алкогольного напитка, принято призывать друг друга выпить, наливать товарищу в рюмку.

Многое, что касается спиртного, может показаться парадоксальным. В Китае две банки пива стоят столько же, сколько бутылка водки, а фруктовый сок стоит дороже. Торговля спиртным не ограничена временными рамками, магазинчики «вино-табак» — на каждом углу, и работают до полуночи и дольше. Везде — на телевидении, стенах метрополитена, в печатных изданиях, билбордах на автобанах рекламу алкоголя размещают без ограничений. При этом проблемы пьянства или алкоголизма в нашем, российском, понимании практически нет. Появляться на людях в пьяном виде здесь считается неприличным и позорным. Выпивают лишь в компании друзей — дома или в ресторане, гуляют весело и шумно, стараясь перекричать друг друга во время застолий. Таковы нравы.

Статистика показывает, что за последние 10-15 лет значительно увеличилось потребление алкогольных напитков в Китае, и связано это с ростом доходов населения. Существенно вырос ассортимент водки и вина. Соблазн искусственно нагнетается. Реклама этому способствует. Рынок, деньги, доходы, задачи роста внутреннего потребления выходят на первый план. Наряду с традиционным китайским алкоголем, популярность приобретают сухие красные вина, как собственного производства, так и импортные. Особенным спросом пользуется пиво, без него редко обходится даже простой семейный ужин.



В преддверии праздника Весны рестораны — от простых, народных до солидных, дорогих — забиты посетителями до предела. Перед тем как встретить Новый год в кругу семьи, а это незыблемая многовековая китайская традиция, люди празднуют в кругу друзей и коллег.

Однако время шикарных банкетов, пышных затратных приемов и встреч уходит в прошлое. С приходом нового поколения китайских руководителей строго запрещено расточительство за государственный счет. Меняется отношение и к традиционной питейной этике, которая, по мнению представителей власти, переродилась и стала элементом роскошества и признаком морального разложения среди китайского чиновничества. Банкеты с дорогостоящими элитными напитками, изысканными закусками и прочие так называемые «протокольные мероприятия» взяты под общественный надзор и жесткий госконтроль. Эти новые меры руководства страны горячо поддерживают простые люди.

В Китае давно заметили, что небольшое количество спиртного благотворно влияет на человеческий организм. Китайская народная медицина тысячелетиями экспериментировала с различными составами лечебных настоек. Считалось, что водка сначала растворяет, а затем концентрирует силу животных, растений и минералов и передает их человеку. Самыми целебными в Китае считаются настойки на костях тигра, змеях, женьшене, различных травах. Кстати, старинная русская водка "Ерофеич", настоянная на травах, своим происхождением тоже обязана китайской народной медицине.



Традиционная китайская медицина рекомендует правильное потребление алкоголя. Древнекитайские врачи советовали во время застолья придерживаться только одного вида напитка, и ни в коем случае не смешивать разные виды алкоголя, как регулярно и настойчиво делает в кино суперагент 007 Джеймс Бонд.

Никогда не следует пить вино на голодный желудок — это основное правило китайской традиции и культуры потребления алкоголя. Нельзя потреблять алкоголь перед сном. Адепты традиционной китайской медицины полагают, что пренебрежение этим принципом может иметь неприятные последствия для сердца и глаз. Не пейте, если вы в плохом настроении или не в духе — советуют они. Алкоголь может принести лишь временное облегчение. Но впоследствии негативные чувства и эмоции вновь проявят себя, причем, с еще большей силой. И главное — пить надо в меру, чтобы вино шло на пользу, а не во вред.

В Китае абсолютно не принято снимать горе, стресс с помощью алкоголя, ибо мудрец сказал: «Пытаться заглушить тревогу алкоголем — все равно, что разжигать ее с новой силой».

Русские, по твердому убеждению китайцев, могут и умеют пить, но их губит неумеренность. Тем не менее, если появляется возможность, они обязательно постараются проверить ваше умение выпивать во время первого же застолья. Если вы приехали в Китай в качестве гостя компании или учреждения, вас проверят во время банкета в вашу честь. За столом с вами вместе будут сидеть начальники, а также специально тренированный в этом деле человек. Обычно, это сотрудник международного отдела, нередко — женщина, умеющая лихо расправляться с рюмкой.

Такой расклад часто заводит наших людей, и они активно включаются в гонку. Но это только первый этап. Второй — еще более изощренный. Каждый из сидящих за общим столом может встать и предложить выпить за ваше здоровье с ним, и вы попадаете в ловушку карусели: вы — один, а гостей на банкете может быть человек 10. Каждый гость за один круг выпивает по одной рюмке, вы же пьете 10. Дальше следуют индивидуальные предложения выпить за дружбу, и к тому времени, как иссякнут тосты, вы уже перестанете понимать, за что пьете. Так что будьте осторожны и не забывайте, что пьянство в Китае не считается доблестью.

Полезно помнить и то, что говорил выдающийся древнекитайский полководец Цао Цао (он, кстати, был любителем выпить), «вино для людей — как вода для лодки: она либо идет ко дну, либо будет весело плыть по волнам». Так что будьте здоровы! Гань-бэй! (До дна!) Александр Исаев к.и.н., ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов