Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Gan Bei! Drinking in Chinese

What, how much and for what reason do they drink in China? Sinologist Alexander Isaev, who has lived for 17 years in the PRC, studied the issue "from the inside".

Like everything in the Middle Kingdom, the history of local distilling and drinking culture goes back many millennia. The main principle of the culture of drinking in China is not refusal from strong alcohol, but the ability to drink, while maintaining control over the tongue and limbs, without falling facedown in a salad or in a puddle of mud. You can get a man out of the mud, but you cannot get the mud out of a man, say the inhabitants of the Celestial Empire.

Gan Bei! Drinking in Chinese
Photo: pixabay.com
WHAT TO DRINK AND WHERE THEY WILL FLY

The regions of the present provinces of Shanxi, Shandong, Gansu, Ningxia and Xinjiang have been considered traditional centers of Chinese winemaking since ancient times.

Alcoholic drinks in China are conventionally divided into five categories. The first category - mi-chiu - rice wine, or rather, a very light rice mash, pleasant to the taste, with a strength of 1-3 degrees. A special place in this category is occupied by "black rice wine" with a strength of up to 12 degrees. It is a fermentation product of a special kind of black rice.

Mi-chiu is aged in special ceramic barrels for one year. 
The second type is Shaoxing-tszyu, Shaoxing wine, named after the place of its production. In this category, Huang-tszyu stands out, "yellow wine" - a kind of Chinese version of vermouth. 



It is the Shaoxing huang-chiu that is drunk hot, and even a dried plum is put in a glass of wine, which gives the wine a special taste and indescribable aroma.

The third category is putao-tszyu - grape wine. These are mainly dry and table wines.

The fourth type is a wide range of sweet liqueurs made from berries and fruits. This category includes, for example, rosé wine, or berry wine. The latter is produced in Tibet, the "pink" is a famous brand. It is made in the Xinjiang Uygur Autonomous Region, in the west of the PRC. We should also highlight Guihua-tszyu, cinnamon wine, - a light table wine with a unique taste and unusual aroma of fresh cinnamon.

The fifth category is bai-tszyu, "white wine", or, more simply, vodka, rice or sorghum (gaolyan), or mixed. Typically, this vodka has a strength of 28 to 72 degrees. Almost every province has its own special branded strong vodka. Among the huge number of names, the following can be distinguished: Bay-gar - moonshine made from sorghum, chumiza and corn with a strength of more than 70 degrees; Er-go-tou - Peking gaolyan vodka with a strength of 56 degrees, is a cheap alcohol popular throughout the Middle Kingdom. In fact, this is a double-distilled moonshine. A very popular drink called Kun-tzu jia-tszyu, which translates as "Vodka of the Confucius family," is a soft, 28-degree vodka.


Bai-chiu

And, finally, the world famous Maotai-chiu, a super-elite Chinese alcohol with a strength of up to 53 degrees, which is produced in the Guizhou province from wheat and gaoliang in the town of Maotai. An obligatory component is the purest mountain spring water. All in all, as the Chinese say, this vodka contains more than 300 different components of plant and animal origin.



According to industry experts, Maotai's sales ranked first in the world in 2018. In terms of market value and net profit, Maotai alcoholic beverages ranked first in the domestic wine industry.

Finally, the sixth category is pi-chiu, beer. The culture of brewing was brought to China by the Germans, who built the country's first brewery in the coastal city of Qingdao. Since then, the production of a frothy intoxicating drink has only increased. Beer production in China in July this year amounted to 38,8 million hl. (in July 2020 - 39 million hl.), and in the first seven months of 2021 the volume of production amounted to 2,272 billion hl. (2,135 billion last year, 2,361 billion in 2019).



But with an incredible abundance of alcoholic beverages, the Chinese continue to expand the range of intoxicating potions. For example, the British company Diageo Plc, the world's largest alcohol producer, has begun construction of the first malt whiskey distillery in China. Investment in the project is expected to reach $ 75 million, Xinhua News Agency reported.

China is the world's largest market for alcoholic beverages, with demand for whiskey among the country's middle class consumers growing rapidly. This prompted the company to open a distillery here, said Sam Fisher, Diageo's Asia Pacific president.


VOLUME DOES MATTER

With such a scale of alcohol production, it is somehow hard to believe in the sobriety of the nation. However, in China, even on a holiday, it is extremely rare to meet a staggering person, and you will never see a drunkard asleep under the fence. In China, they say that wine is not to blame, but drunkenness is to blame. Falling under a fence while drunk in China is tantamount to "losing face" - a complete loss of respect among colleagues at work, friends, neighbors. In this country, people who can drink are respected, that is, people who are able to drink a lot, but not lose their dignity, clarity of mind, purity of thoughts and firmness in their knees. You must be able to stop in time and set the glass aside.

For a long time I was tormented by the question - what is the culture of drinking in Chinese? And then one day I had the opportunity to find out the answer to it. In the early 1990s, I was invited to visit Liaoning Province by the editor-in-chief of a Shenyang city economic newspaper. I wanted to politely refuse, but after carefully studying the regalia of the Chinese friend who invited me, I discovered that, in addition to various journalistic positions, he also holds the post of president of the Northeast China Drinking Culture Association. This intrigued me and I accepted the invitation. I will note in passing that there is a belief in China: in the cold northeastern region of the PRC, bordering on Russia, they know how to drink and drink a lot.

I meticulously asked the owner about the culture of drinking, and he willingly talked about.

Since ancient times, alcohol has accompanied the solemnity of rituals. On the New Year's Eve, according to the lunar calendar, the head of the family, remembering the ancestors, drinks wine from the ritual cup and places it in front of the tablets with the names of the deceased, so that they also symbolically drink. In old China, spirits were consumed in minimal quantities. It was believed that 20-25 g of alcohol did not violate the harmony of taste, allowing you to enjoy a range of various culinary delights. However, you can get very drunk even from a small glass, if you drink an unmeasured amount.

My new acquaintance from Shenyang recalled that the works of the great Chinese poets Ji Kang, Li Bo, Du Fu, Liu Ling, artist Guo Xi, calligrapher Wang Xizhi and many others were associated with their being in a state of he-zui - intoxication. They literally drew their creativity and inspiration from wine.


Seven wise men of the bamboo grove 

For example, the famous "Seven Wise Men from the Bamboo Grove", aesthetic scholars who lived in the XNUMXrd century AD, drank a lot, but this did not prevent them from talking and playing music, writing poetry and calling for getting away from the bustle of the world. During the period of the Three Kingdoms in the kingdom of Wei, where the sages lived, two powerful clans fought for power; in fact, it was a civil war. The ideas of the sages contradicted the views that then dominated society. I had to demonstrate my apoliticality, pretend to be eccentrics and drunkards in order to avoid strict control from the authorities, philosophize, create works of art that have nothing to do with politics or the chaos around them. This is the case when drunkenness saved lives. That's why they are sages.

Like many other peoples, the Chinese have many customs, beliefs, amusing cases, and anecdotes associated with wine and vodka. But don't assume that Chinese culture encouraged drunkenness. At the official level, it was strongly condemned. And at state receptions, celebrations, and even during simple feasts, strict subordination and rules of conduct were in effect.

Even during the reign of the Shang and Zhou dynasties (BC), part of the population abused wine, so the founder of the new Western Zhou dynasty Wu Wang drew the right conclusions from this and introduced the "drinking ethics", which for three millennia determined the attitude towards alcohol in China. She regulated the moral standards of behavior during and after drinking alcoholic beverages. It encouraged moderate consumption of alcohol and forbade the persistent drinking of wine. During friendly feasts, one should not abuse alcohol, one should drink only for the sake of fun, avoid troubles and conflicts at the table. Penalties were also established for those who, when drunk, spoke insolence and rudeness, cursed without measure, behaved indecently and inflicted damage on the dignity and honor of those around them. They were deprived of a drinking device, and in serious cases they could be sent to prison.


HOW THEY DO IT

This is all - the historical background of drinking culture in China, but what is the situation with the consumption of alcoholic beverages today? In fairness, it should be noted that in China, as already emphasized, it is extremely rare to see a drunk on the street, especially among young people, who for the most part are focused on getting an education and avoid alcohol. At the same time, adults and the elderly often drink during social events as well as in meetings with business partners. In China, it is customary to dine outside with a bottle of alcoholic drink, it is customary to invite each other to drink, pour a friend into a glass.

Much about alcohol can seem counterintuitive. In China, two cans of beer cost the same as a bottle of vodka, and fruit juice is more expensive. Trade in alcohol is not limited by time frames, shops "wine-tobacco" - on every corner, and are open until midnight and longer. Everywhere - on television, subway walls, in print media, billboards on autobahns, alcohol advertisements are placed without restrictions. At the same time, there is practically no problem of drunkenness or alcoholism in our, Russian, understanding. It is considered indecent and shameful to appear in public drunk here. They drink only in the company of friends - at home or in a restaurant; they walk merrily and noisily, trying to shout down each other during feasts. These are the morals.

Statistics show that over the past 10-15 years, the consumption of alcoholic beverages in China has increased significantly, and this is due to an increase in the income of the population. The assortment of vodka and wine has grown significantly. The temptation is artificially whipped up. Advertising contributes to this. The market, money, incomes, and the tasks of increasing domestic consumption come to the fore. Along with traditional Chinese alcohol, dry red wines, both of their own production and imported, are gaining popularity. Beer is in particular demand; even a simple family dinner is rarely complete without it.



On the eve of the Spring Festival, restaurants - from simple, folk to solid, expensive - are packed with visitors to the limit. Before celebrating the New Year with their families, and this is an unshakable centuries-old Chinese tradition, people celebrate with friends and colleagues.

However, the time of luxurious banquets, lavish costly receptions and meetings is a thing of the past. With the arrival of a new generation of Chinese leaders, waste at public expense is strictly prohibited. The attitude towards traditional drinking ethics is also changing, which, according to representatives of the authorities, has been reborn and has become an element of luxury and a sign of moral decay among the Chinese officials. Banquets with expensive elite drinks, gourmet snacks and other so-called "protocol events" are taken under public supervision and strict state control. These new measures of the country's leadership are warmly supported by ordinary people.

It has long been noticed in China that a small amount of alcohol has a beneficial effect on the human body. Traditional Chinese medicine has experimented with various formulations of medicinal tinctures for thousands of years. It was believed that vodka first dissolves and then concentrates the power of animals, plants and minerals and transfers them to humans. The most healing in China are tinctures on tiger bones, snakes, ginseng, and various herbs. By the way, the old Russian vodka "Erofeich", infused with herbs, also owes its origin to Chinese folk medicine.



Traditional Chinese Medicine recommends proper alcohol consumption. Ancient Chinese doctors advised to stick to only one type of drink during a feast, and in no case mix different types of alcohol, as the super-agent 007 James Bond regularly and persistently does in the movies.

You should never drink wine on an empty stomach - this is the main rule of the Chinese tradition and culture of alcohol consumption. Do not consume alcohol before bed. Traditional Chinese medicine practitioners believe that neglecting this principle can have unpleasant consequences for the heart and eyes. Don't drink if you're in a bad mood or out of sorts, they advise. Alcohol can only provide temporary relief. But later negative feelings and emotions will manifest themselves again, and with even greater force. And most importantly, you need to drink in moderation so that the wine is good and not bad.

In China, it is absolutely not customary to relieve grief and stress with the help of alcohol, for the sage said: "Trying to drown out anxiety with alcohol is the same as rekindling it with renewed vigor."

Russians, according to the firm conviction of the Chinese, can and can drink, but they are ruined by immoderation. Nevertheless, if the opportunity arises, they will definitely try to test your drinking skills during the first meal. If you are visiting China as a guest of a company or institution, you will be screened during a banquet in your honor. At the table with you, the bosses will sit with you, as well as a person specially trained in this matter. Usually, this is an employee of the international department, often a woman who knows how to dashingly deal with a glass.

This alignment often turns our people on, and they are actively involved in the race. But this is only the first stage. The second is even more sophisticated. Each of those sitting at a common table can stand up and offer to drink to your health with him, and you fall into the trap of the carousel: you are alone, and there may be 10 guests at the banquet. Each guest drinks one glass at a time, you do. 10. This is followed by individual suggestions to drink to friendship, and by the time the toasts run out, you will no longer understand what you are drinking for. So be careful and remember that drunkenness is not considered a virtue in China.

It is also useful to remember what the outstanding ancient Chinese commander Cao Cao said (by the way, he was a drinker), “wine for people is like water for a boat: it either goes to the bottom, or it will be fun to sail on the waves”. So be healthy! Gan Bei! (To the dregs!)
January 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Гань-бэй! Распивая по-китайски

Что, сколько и по какому поводу пьют в Китае? Синолог Александр Исаев, проживший 17 лет в КНР, изучил вопрос «изнутри».

Как и все в Поднебесной, история местного винокурения и культура пития насчитывают много тысячелетий. Главным принципом культуры употребления спиртного в Китае является не отказ от крепкого алкоголя, а умение пить, сохраняя контроль над языком и конечностями, не падая лицом в салат или в лужу с грязью. Человека из грязи вытащить можно, но нельзя вытащить грязь из человека — говорят жители Поднебесной.

Гань-бэй! Распивая по-китайски
Фото: pixabay.com
ЧТО ПЬЮТ И ГДЕ ВОЗГОНЯЮТ

Традиционными центрами китайского виноделия издревле считаются регионы нынешних провинций Шаньси, Шаньдун, Ганьсу, Нинся и Синьцзяна.

Алкогольные напитки в Китае принято условно делить на пять категорий. Первая категория — ми-цзю — рисовое вино, а точнее, очень легкая рисовая бражка, приятная на вкус, крепостью 1-3 градуса. Особое место в этой категории занимает «черное рисовое вино» крепостью до 12 градусов. Это продукт брожения особого сорта риса черного цвета.

Ми-цзю выдерживают в специальных керамических бочках на протяжении одного года. 
Второй вид — Шаосин-цзю, шаосинское вино, названное по месту его производства. В этой категории выделяется Хуан-цзю, «желтое вино», — своеобразный китайский вариант вермута. 



Именно шаосинское хуан-цзю пьют горячим, да еще в рюмку с вином кладут засушенную сливу, что придает вину особый вкус и непередаваемый аромат.

Третья категория — путао-цзю — виноградное вино. Это, преимущественно, сухие и столовые вина.

Четвертый вид — широкий спектр сладких ликеров из ягод и фруктов. К этой категории относится, например, розовое вино, или ягодное. Последнее производится в Тибете, «розовое» — знаменитый бренд. Делается в Синьцзян-уйгурском автономном районе, на западе КНР. Отдельно следует выделить Гуйхуа-цзю, коричное вино, — легкое столовое вино с неповторимым вкусом и необычным ароматом свежей корицы.

Пятая категория — бай-цзю, «белое вино», а проще говоря — водка, рисовая или из сорго (гаоляна), либо в смешанном виде. Обычно эта водка — крепостью от 28 до 72 градусов. Практически каждая провинция имеет свою особую брендированную крепкую водку. Среди огромного количества наименований можно выделить следующие: Бай-гар — самогон из сорго, чумизы и кукурузы крепостью более 70 градусов; Эр-го-тоу — пекинская гаоляновая водка крепостью 56 градусов, — дешевый алкоголь, популярный во всей Поднебесной. По сути, это самогон двойной перегонки. Очень популярен напиток под названием Кун-цзы цзя-цзюй, что переводится как «Водка семьи Конфуция», — мягкая, 28-градусная водка.


Бай-цзю

И, наконец — всемирно известный Маотай-цзю, суперэлитный китайский алкоголь крепостью до 53 градусов, который производится в провинции Гуйчжоу из пшеницы и гаоляна в местечке Маотай. Обязательный компонент — чистейшая горная ключевая вода. Всего же, как говорят китайцы, эта водка содержит более 300 разных компонентов растительного и животного происхождения.



Как заявляют специалисты данной отрасли, в 2018 году продажи Mаотай заняли первое место в мире. По рыночной стоимости и по чистой прибыли ликероводочная продукция Maotai заняла первое место в отечественной винодельческой промышленности.

Наконец, шестая категория — пи-цзю, пиво. Культуру пивоварения в Китай принесли немцы, построившие в приморском городе Циндао первый в стране пивоваренный завод. С тех пор производство пенного хмельного напитка только нарастало. Производство пива в Китае в июле этого года составило 38,8 млн. гл. (в июле 2020 г. — 39 млн. гл.), а за первые семь месяцев 2021 г. объем производства составил 2,272 млрд. гл. (2,135 млрд. — в прошлом году, 2,361 млрд. — в 2019 г.).



Но при невероятном изобилии алкогольных напитков китайцы продолжают расширять ассортимент хмельного зелья. Так, британская компания Diageo Plc, крупнейший в мире производитель алкоголя, начала строительство первого завода по производству солодового виски в Китае. Инвестиции в проект, как ожидается, составят $75 млн, сообщает агентство Синьхуа.

Китай является крупнейшим в мире рынком алкогольных напитков, при этом спрос на виски среди потребителей среднего класса в этой стране быстро растет. Это побудило компанию открыть здесь винокуренный завод, сказал президент Diageo по Азиатско-Тихоокеанскому региону Сэм Фишер.


ОБЪЕМ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

При таких масштабах производства алкоголя как-то слабо верится в трезвость нации. Однако в Китае даже в праздничный день крайне редко встретите шатающегося человека, а уж уснувшего под забором пьяницу не увидите никогда. В Китае говорят, виновато не вино, виновато пьянство. Упасть под забор в пьяном виде в Китае равносильно «потере лица» — полной утрате уважения среди коллег по работе, друзей, соседей. В этой стране уважают людей, умеющих пить, то есть людей, которые способны много выпить, но не потерять достоинства, ясности ума, чистоты мыслей и твердости в коленках. Надо уметь вовремя остановиться и отставить рюмку в сторону.

Долгое время меня мучил вопрос — что есть культура пития по-китайски? И вот однажды мне представилась возможность узнать ответ на него. В начале 1990-х меня пригласил посетить провинцию Ляонин главный редактор одной из шэньянских городских экономических газет. Я хотел было вежливо отказаться, но, внимательно изучив регалии пригласившего меня китайского друга, я обнаружил, что, кроме разных журналистских должностей, он занимает также пост президента Ассоциации Культуры питья Северо-Восточного Китая. Это меня заинтриговало, и я принял приглашение. Замечу попутно, что в Китае существует убеждение: в холодном северо-восточном регионе КНР, граничащем с Россией, умеют пить и пьют много.

Я дотошно расспрашивал хозяина о культуре питья, и он охотно рассказывал.

С глубокой древности алкоголь сопутствовал торжественности ритуалов. Под Новый год по лунному календарю глава семьи, поминая предков, отпивает вино из ритуальной чаши и ставит ее перед табличками с именами усопших, чтобы те тоже символически выпили. В старом Китае крепкие спиртные напитки употребляли в минимальном количестве. Считалось, что 20-25 г спиртного не нарушают вкусовой гармонии, позволяя насладиться гаммой разнообразных кулинарных изысков. Впрочем, крепко запьянеть можно и от малой рюмочки, если выпить их немереное количество.

Мой новый знакомый из города Шэньян напомнил, что творчество великих китайских поэтов Цзи Кана, Ли Бо, Ду Фу, Лю Лина, художника Го Си, каллиграфа Ван Сичжи и многих других ассоциировалось с их пребыванием в состоянии хэ-цзуй — опьянения. Они в буквальном смысле черпали свои творческие порывы и вдохновение в вине.


Семь мудрецов бамбуковой рощи 

Например, знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э., пили помногу, но это не мешало им вести беседы и музицировать, сочинять стихи и призывать к уходу от мирской суеты. В период Троецарствия в царстве Вэй, где и жили мудрецы, за власть боролись два могущественных клана; по сути, это была гражданская война. Идеи мудрецов противоречили взглядам, господствовавшим тогда в обществе. Приходилось демонстрировать свою аполитичность, изображать из себя чудаков и пьяниц, чтобы избежать жесткого контроля со стороны властей, философствовать, создавать произведения искусства, не имеющие отношения ни к политике, ни к творящемуся хаосу вокруг. Это тот случай, когда пьянство спасало жизнь. На то они и мудрецы.

Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось. А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения.

Еще во времена правления династий Шан и Чжоу (до нашей эры) часть населения злоупотребляла вином, поэтому основатель новой династии Западная Чжоу У Ван сделал из этого правильные выводы и ввел «питейную этику», которая на протяжении трех тысячелетий определяла отношение к алкоголю в Китае. Она регламентировала моральные нормы поведения во время и после распития спиртных напитков. В ней одобрялось умеренное употребление алкоголя и запрещалось настойчивое угощение вином. Во время дружеских застолий нельзя было злоупотреблять алкоголем, следовало пить лишь ради веселья, избегать неприятностей и конфликтов за столом. Устанавливались и меры наказания для тех, кто, напившись, говорил дерзости и грубости, бранился без меры, неприлично вел себя и наносил урон достоинству и чести окружающих. Таких лишали прибора для питья, а в серьезных случаях могли и в тюрьму отправить.


КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ

Это все — исторический фон питейной культуры в Китае, а какова ситуация с потреблением алкогольных напитков в наши дни? Справедливости ради надо отметить, что в Китае, как уже подчеркивалось, на улице крайне редко увидишь пьяного, особенно — среди молодежи, которая в большинстве своем сосредоточена на получении образования и избегает алкоголя. В то же время взрослые и пожилые люди зачастую выпивают во время общественных мероприятий, а также на встречах с деловыми партнерами. В Китае принято ужинать вне дома за бутылочкой алкогольного напитка, принято призывать друг друга выпить, наливать товарищу в рюмку.

Многое, что касается спиртного, может показаться парадоксальным. В Китае две банки пива стоят столько же, сколько бутылка водки, а фруктовый сок стоит дороже. Торговля спиртным не ограничена временными рамками, магазинчики «вино-табак» — на каждом углу, и работают до полуночи и дольше. Везде — на телевидении, стенах метрополитена, в печатных изданиях, билбордах на автобанах рекламу алкоголя размещают без ограничений. При этом проблемы пьянства или алкоголизма в нашем, российском, понимании практически нет. Появляться на людях в пьяном виде здесь считается неприличным и позорным. Выпивают лишь в компании друзей — дома или в ресторане, гуляют весело и шумно, стараясь перекричать друг друга во время застолий. Таковы нравы.

Статистика показывает, что за последние 10-15 лет значительно увеличилось потребление алкогольных напитков в Китае, и связано это с ростом доходов населения. Существенно вырос ассортимент водки и вина. Соблазн искусственно нагнетается. Реклама этому способствует. Рынок, деньги, доходы, задачи роста внутреннего потребления выходят на первый план. Наряду с традиционным китайским алкоголем, популярность приобретают сухие красные вина, как собственного производства, так и импортные. Особенным спросом пользуется пиво, без него редко обходится даже простой семейный ужин.



В преддверии праздника Весны рестораны — от простых, народных до солидных, дорогих — забиты посетителями до предела. Перед тем как встретить Новый год в кругу семьи, а это незыблемая многовековая китайская традиция, люди празднуют в кругу друзей и коллег.

Однако время шикарных банкетов, пышных затратных приемов и встреч уходит в прошлое. С приходом нового поколения китайских руководителей строго запрещено расточительство за государственный счет. Меняется отношение и к традиционной питейной этике, которая, по мнению представителей власти, переродилась и стала элементом роскошества и признаком морального разложения среди китайского чиновничества. Банкеты с дорогостоящими элитными напитками, изысканными закусками и прочие так называемые «протокольные мероприятия» взяты под общественный надзор и жесткий госконтроль. Эти новые меры руководства страны горячо поддерживают простые люди.

В Китае давно заметили, что небольшое количество спиртного благотворно влияет на человеческий организм. Китайская народная медицина тысячелетиями экспериментировала с различными составами лечебных настоек. Считалось, что водка сначала растворяет, а затем концентрирует силу животных, растений и минералов и передает их человеку. Самыми целебными в Китае считаются настойки на костях тигра, змеях, женьшене, различных травах. Кстати, старинная русская водка "Ерофеич", настоянная на травах, своим происхождением тоже обязана китайской народной медицине.



Традиционная китайская медицина рекомендует правильное потребление алкоголя. Древнекитайские врачи советовали во время застолья придерживаться только одного вида напитка, и ни в коем случае не смешивать разные виды алкоголя, как регулярно и настойчиво делает в кино суперагент 007 Джеймс Бонд.

Никогда не следует пить вино на голодный желудок — это основное правило китайской традиции и культуры потребления алкоголя. Нельзя потреблять алкоголь перед сном. Адепты традиционной китайской медицины полагают, что пренебрежение этим принципом может иметь неприятные последствия для сердца и глаз. Не пейте, если вы в плохом настроении или не в духе — советуют они. Алкоголь может принести лишь временное облегчение. Но впоследствии негативные чувства и эмоции вновь проявят себя, причем, с еще большей силой. И главное — пить надо в меру, чтобы вино шло на пользу, а не во вред.

В Китае абсолютно не принято снимать горе, стресс с помощью алкоголя, ибо мудрец сказал: «Пытаться заглушить тревогу алкоголем — все равно, что разжигать ее с новой силой».

Русские, по твердому убеждению китайцев, могут и умеют пить, но их губит неумеренность. Тем не менее, если появляется возможность, они обязательно постараются проверить ваше умение выпивать во время первого же застолья. Если вы приехали в Китай в качестве гостя компании или учреждения, вас проверят во время банкета в вашу честь. За столом с вами вместе будут сидеть начальники, а также специально тренированный в этом деле человек. Обычно, это сотрудник международного отдела, нередко — женщина, умеющая лихо расправляться с рюмкой.

Такой расклад часто заводит наших людей, и они активно включаются в гонку. Но это только первый этап. Второй — еще более изощренный. Каждый из сидящих за общим столом может встать и предложить выпить за ваше здоровье с ним, и вы попадаете в ловушку карусели: вы — один, а гостей на банкете может быть человек 10. Каждый гость за один круг выпивает по одной рюмке, вы же пьете 10. Дальше следуют индивидуальные предложения выпить за дружбу, и к тому времени, как иссякнут тосты, вы уже перестанете понимать, за что пьете. Так что будьте осторожны и не забывайте, что пьянство в Китае не считается доблестью.

Полезно помнить и то, что говорил выдающийся древнекитайский полководец Цао Цао (он, кстати, был любителем выпить), «вино для людей — как вода для лодки: она либо идет ко дну, либо будет весело плыть по волнам». Так что будьте здоровы! Гань-бэй! (До дна!)
7 декабря: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика