Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Take coal and achieve neutrality

The coal industry must adapt in the fight against climate change in Russia and the world

Russia, whose economy plans to reach carbon neutrality by 2060, will not radically abandon coal generation, it was said on the sidelines of the Russian Energy Week (REW) held on October 13-15 in Moscow. Nevertheless, the share of coal in the country's energy balance will decline, and some coal-mining regions already need to stimulate the creation of jobs not related to fuel extraction. In turn, coal miners are particularly concerned about unnecessary regulatory measures that the government may resort to in order to reduce its carbon footprint.

Take coal and achieve neutrality
Photo: pixabay.com
Special project Coal of the East of Russia

In recent years, the concept of an energy transition has been gaining momentum in the world, aimed at the gradual displacement of fossil energy resources, primarily coal. Taking into account the new climate agenda, the Energy Strategy of the Russian Federation, approved last year, will be updated.

Coal generation facilities in Russia generate about 140 billion kWh of electricity annually. By 2030, the volume of generation may decrease to 136 billion kWh. At the same time, energy consumption will continue to grow in the country, which should be provided by facilities with a low carbon footprint (hydroelectric power plants, nuclear power plants, solar and wind energy). How the coal miners should be in this regard was discussed at the thematic session “The future of coal energy in the era of the struggle for climate: an end or a new beginning?”, Held within the framework of the REW.

 

Coal generation diagnosed

According to the plans of the Ministry of Energy, Russia is going to introduce low-carbon certificates, which should stimulate the production of renewable energy. Its suppliers will receive additional profits, and consumer companies will have a green image that will strengthen their market positions. According to the ministry, the volume of such energy within the certification system will exceed 2050 billion kWh by 400.

With regard to thermal coal, as said by the Deputy Minister of Energy of the Russian Federation Pavel Snikkars, its consumption is based on a rather conservative scenario. “We have considered for ourselves a step-by-step evolutionary conclusion of coal-fired generation. This is not some kind of harsh action, in no case is it a ban, ”the official assured. “We do not yet see in the near future, if we talk about the period from 2024 to 2035, Russia's energy balance without coal generation. Today it is not so high in our country - about 12,5-13%, ”he added.

In the future, this percentage will go down. According to the deputy head of the Ministry of Energy, if there are no significant shifts in terms of modernizing power plants to capture CO2, involving ash and slag waste into circulation, then the share of coal generation in the Russian Federation by 2050 will be 4,5%. At the same time, energy consumption by this time will increase to about 1,5 trillion kWh annually (in 2019 it amounted to 1,075 trillion kWh).

The head of the Kemerovo region, Sergei Tsivilev, did not agree with this forecast. “I think the figures given by the Ministry of Energy can still be argued with. I see much more prospects for the coal industry and especially the coal industry in Russia, ”he said.

At the same time, the governor does not object to the development of renewable energy sources. “Let each country go its own way. If they like to build wind turbines and solar panels, if it suits their population, if they assess the consequences of such decisions - well, thank God, ”said Mr. Tsivilev.

At the same time, the governor did not fail to speak out about the outbreak of the international energy crisis. According to the governor of Kuzbass, the price of 1 MWh in many European countries has exceeded € 300. Moreover, in Poland it is € 141, since coal generation there reaches 80% of the energy balance. “Approximately € 120 costs MWh, produced from coal, and € 200 for gas. I'm not even talking about renewable energy sources. Why should it be imposed for the cheap generation to leave and the expensive one to come? It will hit people, ”the head of the coal-mining region was indignant.

Michelle Manuc, CEO of the World Coal Association (WCA), also defended the industry. “Within the SDGs (Sustainable Development Goals; UN SDGs, adopted in September 2015, cover a number of global areas, including the fight against climate change - Ed.), There is nothing against coal as such. It is about making energy available, ”said Ms. Manuk. At the same time, she admitted, decarbonization is what society wants, and WCA members will have to reckon with it.

 

On the second round

Director of the Institute of Coal Chemistry and Chemical Materials Science of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Zinfer Ismagilov is convinced that the share of coal in the energy balance of Russia will remain within 10%, subject to the development of advanced technologies. This concerns the preparation of coal, its combustion, processing (according to an expert, for example, in China, over 100 million tons of raw coal are processed annually into various useful products), but the main thing is the gasification of solid fuel to produce hydrogen. So far, there is no such production in Russia, although it is considered economically profitable.

“At the same time, we need to improve the efficiency when using coal. The higher it is, the lower the CO2 emissions. From here there will be more chances for coal to go into the economy, ”explained Zinfer Ismagilov.

In order to reduce greenhouse gases, it is necessary to actively introduce the economic turnover of ash and slag waste, continued Irina Zolotova, director of the center for industry research and consulting of the Financial University under the government of the Russian Federation. For example, in India more than 60% of ash and slag are utilized, they are mainly used for the production of building materials.

In addition, quite competitive production of alumina can be established from the waste of coal combustion, Ms. Zolotova said. In 2019, Russia became the third country in the world in the production of aluminum (3,6 million tons), while the needs of the aluminum industry for raw materials are far from being covered by domestic production. The technology for extracting alumina from ash and slag would reduce the import dependence of the Russian Federation.

Stepan Solzhenitsyn, CEO of SUEK, shared his own experience in diversifying production. In the Krasnoyarsk Territory, by semi-coking coal, the company established the production of smokeless fuel briquettes, which quickly began to conquer the local market. According to the manager, it is due to market mechanisms that, in the context of the current climate agenda, requests to energy companies and their suppliers should be formed.

“We understand that we are not working with a consumption regulator, we are dealing with people in the real market, and this is much more interesting and correct. When we know that this product is in demand for them, the support on which everything stands is much better. Therefore, there is no need to predict what is the share of coal in the fuel and energy balance. Not only because forecasting is a thankless task, but because this choice should not be in the hands of us, as suppliers, and not of the regulator or official, but the consumer, who should be given the best opportunity to achieve its goal - be it decarbonization or the use of such products ", - says Stepan Solzhenitsyn.

 

Asia will help us

While the future of domestic coal consumption raises certain concerns, coal miners seem to be more confident about export supplies. According to the CEO of SUEK, advanced technologies were introduced in Western developed countries 20-30 years ago, which significantly reduce air pollution. Today, they are being actively developed by China and India, where the industry, even in the context of the concept of a low carbon footprint, is not yet going to abandon coal.

It is worth mentioning that on the sidelines of the Russian Energy Week a memorandum on cooperation in the supply of coking coal was signed with the Indian side. The agreement is aimed at increasing sales of Russian raw materials for metallurgy to 40 million tons annually. For comparison, now about 8 million tons of all types of coal are supplied to India from the Russian Federation.

Recently, Russian coal has been strengthening its positions in premium and growing Asian markets. It was the countries of the Asia-Pacific region that supported a number of domestic exporters during a decline in production due to a pandemic and a worsening situation in European countries. In 2020, coal production in Russia compared to 2019 fell by 40 million tons - to 401 million tons, while exports, which reached 195 million tons, increased slightly - by 0,9%. Nevertheless, last year's decline in supplies to the west was offset by growth in the east: export coal was shipped through the Pacific ports adjacent to the Far Eastern Railway by almost 6% more than a year earlier.

The positive dynamics continues. For 9 months of 2021, 71,4 million tons of export coal were sent to the stevedores of the Far East by rail, which is almost 3% more than last year's result. The eastern direction accounts for more than half of coal exports loaded on the Russian Railways network to the seaports of Russia (in January-September, its volume amounted to 137,3 million tons).

The fact that Asian countries are not considering abandoning Russian coal, says Anatoly Yanovsky, assistant to the head of the presidential administration. As an example, he cited the Eastern Mining Company, which is developing the Solntsevsky open-pit mine on Sakhalin. To increase export deliveries from it, which in large volumes go to Japan, VGK is building a 22-kilometer belt conveyor from the field to the port of Shakhtersk. “Obviously, the investor of the project, investing a lot of money, probably calculated his future. And it is obvious that the people who work at this enterprise will have jobs in the future, at least for the payback period of this conveyor, ”said Mr. Yanovsky.

However, the situation is not the same in all Russian coal-mining regions. The same Kemerovo region, where a large number of mines and open-pit mines are concentrated, has accumulated significant environmental damage. “The government is thinking about this, and there is an order from the President of the Russian Federation to find ways to stimulate the creation of new jobs in Kuzbass that are not directly related to coal mining. To what extent will the program be implemented is the second question. Sergei Evgenievich (Tsivilev - Ed.) And I are supporters of making such jobs useful and realistic, and not inventing something that is unusual for miners, "summed up Anatoly Yanovsky.

November 29: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

И уголь взять, и нейтральности добиться

Угольная промышленность должна адаптироваться в борьбе России и мира с климатическими изменениями

Россия, экономика которой планирует выйти на углеродную нейтральность к 2060 году, не будет радикально отказываться от угольной генерации, говорилось на полях состоявшейся 13-15 октября в Москве Российской энергетической недели (РЭН). Тем не менее, доля угля в энергобалансе страны будет снижаться, а некоторым угледобывающим регионам уже сейчас нужно стимулировать появление рабочих мест, не связанных с добычей топлива. В свою очередь у угольщиков особые опасения вызывают излишние регулятивные меры, к которым государство может прибегнуть в целях снижения углеродного следа.

И уголь взять, и нейтральности добиться
Фото: pixabay.com

В последние годы в мире набирает силу концепция энергетического перехода, направленная на постепенное вытеснение ископаемых энергоресурсов, в первую очередь угля. С учетом новой климатической повестки будет актуализирована Энергетическая стратегия РФ, утвержденная в прошлом году.

Объекты угольной генерации в России вырабатывают ежегодно порядка 140 млрд кВт/ч электроэнергии. Уже к 2030 году объем выработки может снизиться до 136 млрд кВт/ч. При этом в стране продолжится рост энергопотребления, обеспечивать который должны объекты с низким углеродным следом (ГЭС, АЭС, солнечная и ветроэнергетика). Как в этой связи быть угольщикам, обсудили на тематической сессии «Будущее угольной энергетики в эпоху борьбы за климат: конец или новое начало?», состоявшейся в рамках РЭН.

 

Угольной генерации поставили диагноз

Согласно планам Минэнерго, в России собираются вводить низкоуглеродные сертификаты, которые должны стимулировать производство возобновляемой энергии. Ее поставщики получат дополнительную прибыль, а компании-потребители – «зеленый» имидж, который укрепит рыночные позиции. По оценке министерства, объем такой энергии в рамках системы сертификации к 2050 году превысит 400 млрд кВт/ч.

Что касается энергетического угля, то, как рассказал замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс, в его потреблении заложен достаточно консервативный сценарий. «Мы рассмотрели для себя поэтапный эволюционный вывод угольной генерации. Это не какие-то резкие действия, ни в коем случае не запрет», – заверил чиновник. «Мы не видим пока в ближайшей перспективе, если говорить о периоде с 2024 по 2035 годы, энергобаланса России без угольной генерации. На сегодняшний день она у нас не такая высокая - порядка 12,5-13%», – добавил он.

В дальнейшем этот процент пойдет на снижение. Как сообщил замглавы Минэнерго, если не произойдет существенных сдвигов с точки зрения модернизации электростанций по улавливанию CO2, вовлечения в оборот золошлаковых отходов, то доля угольной генерации в РФ к 2050 году составит 4,5%. При этом энергопотребление к данному времени возрастет примерно до 1,5 трлн кВт/ч ежегодно (в 2019 году оно составило 1,075 трлн кВт/ч).

Глава Кемеровской области Сергей Цивилев не согласился с таким прогнозом. «Думаю, с цифрами, которые называет Министерство энергетики, можно еще поспорить. Я вижу гораздо больше перспектив угольной отрасли и особенно угольной отрасли в России», – заявил он.

При этом губернатор не возражает против развития ВИЭ. «Пусть каждая страна идет своим путем. Если им нравится строить ветрогенераторы и солнечные панели, если это устраивает их население, если они оценивают, какие последствия будут от таких решений, – ну и слава богу», – считает господин Цивилев.

При этом губернатор не преминул высказаться по поводу разразившегося международного энергокризиса. По данным кузбасского губернатора, цена 1 МВт/ч во многих европейских странах превысила €300. Причем в Польше она составляет €141, поскольку угольная генерация там достигает 80% в энергобалансе. «Примерно €120 стоит МВт/ч, произведенный из угля, а на газу - €200. Про ВИЭ я уже не говорю. Почему должно навязываться, чтобы дешевая генерация ушла, а пришла дорогая. Это же ударит по людям», – возмутился глава угледобывающего региона.

На защиту отрасли встала и главный исполнительный директор Всемирной угольной ассоциации (WCA) Мишель Манук. «В рамках ЦУР (Цели устойчивого развития; ЦУР ООН, принятые в сентябре 2015 года, охватывают ряд глобальных направлений, в том числе борьбу с климатическими изменениями – Прим. ред.) ничего нет против угля как такового. Речь идет о том, чтобы энергия была доступна», - сказала госпожа Манук. Вместе с тем, признала она, декарбонизация – это то, чего желает общество, и членам WCA придется считаться с этим.

 

На второй круг

Директор Института углехимии и химического материаловедения Сибирского отделения РАН Зинфер Исмагилов убежден, что доля угля в энергобалансе России сохранится в пределах 10% при условии развития продвинутых технологий. Это касается подготовки угля, его сжигания, переработки (по оценке эксперта, например, в КНР ежегодно перерабатывают свыше 100 млн т угольного сырья в различные полезные продукты), но главное газификации твердого топлива с получением водорода. Пока что в России такого производства нет, хотя оно считается экономически выгодным.

«Одновременно следует повышать КПД при использовании угля. Чем оно выше, тем ниже выбросы CO2. Отсюда будет больше шансов у угля идти в экономику», - пояснил Зинфер Исмагилов.

В деле снижения парниковых газов нужно активно вводить хозяйственный оборот золошлаковые отходы, продолжила директор центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при правительстве РФ Ирина Золотова. К примеру, в Индии утилизируются более 60% золошлаков, они идут в основном на выпуск строительных материалов.

Кроме того, из отходов сжигания угля можно наладить вполне конкурентоспособное производство глинозема, рассказала госпожа Золотова. В 2019 году Россия стала третьей страной в мире по выпуску алюминия (3,6 млн т), при этом потребности алюминиевой промышленности в сырье далеко не покрываются внутренним производством. Технология извлечения глинозема из золошлаков позволила бы снизить импортную зависимость РФ.

Собственным опытом в диверсификации производства поделился гендиректор АО «СУЭК» Степан Солженицын. В Красноярском крае путем полукоксования угля компания наладила выпуск бездымных топливных брикетов, которые стали быстро завоевывать местный рынок. По мнению менеджера, именно за счет рыночных механизмов должны формироваться в условиях актуальной климатической повестки запросы к энергетикам и их поставщикам.

«Мы понимаем, что работаем не с регулятором потребления, мы имеем дело с людьми на настоящем рынке, и это гораздо интереснее и правильнее. Когда мы знаем, что этот продукт для них востребован – такая опора, на которой все стоит, намного лучше. Поэтому не нужно прогнозировать, какая доля угля в топливо-энергетическом балансе. Не только потому, что прогноз – дело неблагодарное, а потому что этот выбор должен быть в руках не нас, как поставщиков, и не регулятора или чиновника, а потребителя, которому должна быть предоставлена лучшая возможность достичь своей цели – будь то декарбонизация или использование таких продуктов», - считает Степан Солженицын.

 

Азия нам поможет

Если будущее внутреннего потребления угля вызывает определенные опасения, то относительно экспортных поставок у угольщиков, кажется, большая уверенность. По словам гендиректора СУЭК, в западных развитых странах еще 20-30 лет назад были внедрены прогрессивные технологии, значительно сокращающие загрязнение воздуха. Сегодня они активно осваиваются Китаем и Индией, где промышленность даже в условиях концепции низкого углеродного следа пока не собирается отказываться от угля.

Стоит сказать, на полях Российской энергетической недели с индийской стороной был подписан меморандум по сотрудничеству в области поставок коксующегося угля. Соглашение направлено на увеличение продаж российского сырья для металлургии до 40 млн т ежегодно. Для сравнения, сейчас в Индию поставляется из РФ порядка 8 млн т всех видов углей.

В последнее время российский уголь укрепляет свои позиции на премиальных и растущих азиатских рынках. Именно страны АТР поддержали ряд отечественных экспортеров во время спада производства из-за пандемии и ухудшения конъюнктуры в странах Европы. В 2020 году добыча угля в России по сравнению с 2019-м упала на 40 млн т - до 401 млн т. Экспорт же, достигший 195 млн т, вырос незначительно – на 0,9%. Тем не менее прошлогоднее сокращение поставок в западном направлении было снивелировано ростом в восточном: через тихоокеанские порты, примыкающие к Дальневосточной железной дороге, отправлено экспортного угля почти на 6% больше, чем годом ранее.

Положительная динамика сохраняется. В адрес стивидоров Дальнего Востока за 9 месяцев 2021 года железнодорожным транспортом отправлено 71,4 млн т экспортного угля – это почти на 3% превышает прошлогодний результат. На восточное направление приходится более половины угольного экспорта, погруженного на сети РЖД в адрес морских портов России (в январе-сентябре его объем составил 137,3 млн т).

О том, что азиатские страны не рассматривают отказ от российского угля, говорит помощник руководителя администрации президента РФ Анатолий Яновский. В качестве примера он привел Восточную горнорудную компанию, разрабатывающую на Сахалине Солнцевский разрез. Чтобы увеличить с него экспортные поставки, которые в большом объеме следуют в Японию, ВГК строит 22-километровый ленточный конвейер от месторождения до порта Шахтерск. «Очевидно, инвестор проекта вкладывая немалые деньги, наверное, просчитал свое будущее. И очевидно, что люди, которые работают на этом предприятии, будут иметь работу и в будущем, по крайней мере, на срок окупаемости этого конвейера», - сказал господин Яновский.

Однако не во всех российских угледобывающих регионах ситуация одинакова. Та же Кемеровская область, где сконцентрировано большое количество шахт и разрезов, накопила значительный экологический ущерб. «Правительство думает об этом, и есть поручение президента РФ о том, чтобы найти способы стимулирования создания в Кузбассе новых рабочих мест, не связанных непосредственно с добычей угля. Насколько удастся реализовать программу, второй вопрос. Мы с Сергеем Евгеньевичем (Цивилевым – Прим. ред.) сторонники того, чтобы такие рабочие места были полезны и реалистичны, а не придумывать нечто, что несвойственно шахтерам», - резюмировал Анатолий Яновский.

7 декабря: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика