Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Икигай - японское счастье для всех

В поисках рецепта счастья россияне изучают примеры гармоничного уклада жизни других стран: датское «хюгге», шведский «лагом», норвежский «фрилуфтслив» и др. Каждая концепция раскрывает смысл жизни и секрет счастья по-своему, но все они подразумевают осознанное отношение к жизни и к миру вокруг нас.

Японская жизненная философия «икигай» может предложить некоторую помощь тем, кто хочет найти больше смысла и радости в жизни. Это слово звучит в речи японцев повседневно. Однако мировое внимание, выраженное в стремительно растущем количестве исследований за рубежом, концепция привлекает в последние шестьдесят лет, начиная с 1960-х гг. И по сей день специалисты из разных стран стремятся открыть читателю «икигай», предложить переложение концепции на свою действительность.

Икигай - японское счастье для всех
Фото: Gerd Altmann с сайта Pixabay

О благоприятном влиянии «икигай» на состояние здоровья и продолжительность жизни

Предположительно, происхождение идеи «икигай» восходит к периоду Хэйан (794-1185 гг.). Этимология слова «ikigai» представляется следующим образом: «Iki» происходит от глагола «ikiru», что означает «жить, быть живым». Относительно второй части – «gai» – мы можем увидеть перевод «gai» и как «причина», и как «ценность». Есть две версии происхождения «gai»: от «kai» в переводе «эффект, польза, результат, толк» или от «kai» в значении «раковина». В древней Японии раковины украшались художниками вручную и использовались в аристократической игре под названием «kai-awase», поэтому со временем стали синонимом ценности. То есть «ikigai» можно перевести как «ценность быть живым», «польза быть живым» или менее дословно – «стоит жить», «причина жить», «смысл жизни». Японский словарь толкует «ikigai» как «силу, необходимую для жизни в этом мире, счастье, чтобы быть живым, пользу, эффективность».

Интересно, что множество научных исследований отмечают связь между наличием «икигай» в жизни человека и уровнем его психического, физического здоровья и долголетия.

Знаковой в этом отношении является книга американского писателя, репортера National Geographic Дэна Бюттнера – «Голубые зоны. 9 правил долголетия от людей, которые живут дольше всех». «Голубыми зонами» названы территории на планете Земля, где фиксируется наибольший процент долгожителей среди населения. Команда Бюттнера изучила и описала образ жизни этих уникальных людей: чем питаются, какими жизненными принципами руководствуются, как относятся к работе, какое значение придают семье и сообществу. Одной из четырех исследуемых зон был выбран японский остров Окинава. На этом маленьком острове живет несколько сотен человек, чей возраст превышает сто лет, а их здоровье сохраняется на протяжении большей части долгой жизни. Один из главных секретов долголетия окинавцев, как предполагают исследователи, - это их «икигай». К примеру, 102-х летняя жительница Окинавы ощущает «икигай», когда держит на руках праправнучку, а для 102-х летнего мастера по карате «икигай» - это передача искусства борьбы.

В работах Ричиро Исиды, японского ученого, утверждается, что наличие «икигай» заметно снижает уровень стресса человека не только в повседневной жизни, но и в условиях чрезвычайных ситуаций. В частности, Исида описывает истории людей, которые после катастрофических землетрясений и цунами в Японии в марте 2011 года смогли найти для себя «икигай» и, благодаря этому, помогли лучше справиться со сложной ситуацией не только себе, но и окружающим людям. Даже в трудные времена и после негативных жизненных событий «икигай» может направить нас в новом позитивном направлении. Также Ричиро Исида приводит теоретическое обоснование положительного влияния «икигай» на уровень стресса. Отсутствие «икигай» ведет к «экзистенцинциальному вакууму»: человек не может дать себе ответ, зачем и для кого он живет. Помимо этого люди без «икигай» чаще ждут одобрения со стороны общества и испытывают стресс, когда не получают его. В то же время счастье и удовлетворенность жизнью людей с «икигай» не зависит от реакции общества, а продуцируется непосредственно самим человеком. При этом нельзя сказать, что человек эгоистичен и совсем не нуждается в других. Напротив, жизненные интересы такого человека – это не он сам, а мир вокруг него. Здесь проявляется еще одна характеристика «икигай» – стремление к чему-то, что нас волнует, с прочной связью в служении другим, будь то семья, друзья, животные, ученики, работодатели или др.

Один из ведущих исследователей «икигай», клинический психолог Акихиро Хасегава в процессе работы с людьми в состоянии деменции заметил, что пациенты с сильным чувством «икигай» хотели жить и могли замедлить ход прогрессирования состояния в негативную сторону.

Что является и что не является «икигай»?

Важно подчеркнуть, что чувство «икигай» подразумевает скорее не глобальный смысл жизни, а смысл каждого дня. В этом плане интересно отметить специфику японского языка, на которую указывает профессор А. Хасегава в интервью для платформы https://ikigaitribe.com/:

«В Японии есть дзинсей, что означает человеческая жизнь в целом, и сейкацу, что означает повседневная жизнь... Концепция икигай больше соответствует сейкацу, так что это слово относится к поиску смысла в повседневной жизни…»


Вслед за Миеко Камия - «матерью психологии икигай» - Акихиро Хасегава разделяет объекты и чувства «икигай». Оказывается, что не только объекты настоящего, но и прошлого, будущего могут быть нашими «икигай»: воспоминания или мечты, семья, друзья, работа, хобби, даже чашка кофе или утренняя прогулка. То есть мы можем найти «икигай» в самых разных сферах своей жизни – от небольших повседневных ритуалов до достижения значимых целей.

Теперь перейдем к тому, что не является «икигай» в миросозерцании представителей японской культуры.

 


Во многих источниках ответ на вопрос о том, что может быть нашим «икигай», дается через диаграмму Венна, где «икигай» – это пересечение того, что мы любим, что хорошо умеем, что нужно миру и за что нам могут платить. Японцы относятся к такой трактовке критично, поскольку она предполагает, что достичь «икигай» и настоящего счастья можно лишь при соблюдении всех четырех условий. Например, если мы делаем то, что любим, но это не приносит денежного вознаграждения, то, согласно диаграмме, мы не можем почувствовать «икигай». Основатель Ikigaitribe – Николас Кемп стремится развенчать мифы по теме «икигай» и проводит подробную критику диаграммы, которую можно описать несколькими пунктами:

•   Хотя успех и накопление богатства могут быть побочными продуктами вашего «икигай», они не должны быть в центре внимания.

•   «Икигай» - это не то, что нужно от нас миру. Икигай лежит в сфере сообщества, семьи, дружбы и ролей, которые мы выполняем. Когда мы преследуем свой икигай, мы не стремимся спасти мир. Это больше о соединении и помощи людям, которые придают смысл нашей жизни - семье, друзьям, коллегам и сообществу.

•   Необязательно уметь что-то делать, чтобы найти собственный икигай. Икигай может быть очень простым ежедневным ритуалом или практикой нового хобби. Икигай - это больше о росте, чем о мастерстве.

•   Наконец, икигай может быть тем, что мы любим или увлечены, но также мы можем найти икигай в областях своей жизни, от которых меньше всего этого ожидаем. Икигай больше ориентирован на то, чтобы жить в соответствии с нашими ценностями и находить смысл, цель в повседневной жизни, независимо от того, какие ограничения у нас могут быть.


Пять основополагающих принципов, следование которым поможет обрести и укрепить «икигай»

Еще один ответ на вопрос о том, как найти собственный «икигай», дает токийский нейробиолог, телеведущий и автор бестселлера «Икигай. Смысл жизни по-японски» – Кен Моги предлагает читателю следовать пяти основам «икигай»:

1) Начинать с малого. Для К. Моги «начинать с малого» – это отличительная черта юности, поскольку в этом возрасте мы не можем сразу начинать большие дела, мир не обращает на них внимание. Но при этом у нас хватает любопытства и непредубежденности, чтобы делать маленькие шаги, а это отличительные качества для развития своего дела. В интервью для Ikigaitribe автор так комментирует первую основу:

«Я подозреваю, что некоторые люди с самого начала ставят перед собой слишком высокие цели. Все или ничего, и если они не могут действительно выиграть по-крупному, они не чувствуют, что это стоит того, чтобы пытаться, но я тот, кто действительно думает, что можно просто делать мелочи, даже если вы ничего не добьетесь. Социальная оценка или полезность того, что вы делаете, - это бонус, а не главная награда. Главное вознаграждение - это то, что вы определяете для себя…»

2) Освободить себя. Автор книги транслирует мысль, что наше освобождение и обретение счастья напрямую зависит от принятия себя такими, какие мы есть. Это одно из самых полезных дел, которые мы можем для себя сделать. Каждый из нас наделен уникальными особенностями и для того чтобы найти свои «икигай», мы должны услышать себя, выйти за рамки общественных стереотипов и установок. С обнаруженными недостатками исследователь предлагает примириться с помощью смеха.

3) Гармония и устойчивость. Эта основа подразумевает бережное отношение человека к природе. Также устойчивость проявляется в социальных взаимоотношениях: мы должны соотнести свои желания и потребности с окружающими нас людьми (принимать во внимание удобство других людей, думать о последствиях своих действий для общества), что «сокращает ненужные конфликты, другими словами икигай – это мир!». Также речь идет об устойчивости в связи с отношением к собственной судьбе: мы принимаем изменения, происходящие в нашей жизни, и можем сохранить чувство «икигай» даже в напряженные периоды.

4) Радоваться мелочам. Японский ученый считает большим упущением, что мы теряем моменты счастья, поскольку так сосредоточены на большой цели или озабочены. Даже обыденные дела можно превратить в небольшие приятные опыты, в любом деле важно обращать внимание на детали. Для дополнительной порции дофамина автор предлагает начинать день с того, что мы очень любим, например, с чашки кофе, шоколада или же с другого утреннего ритуала. Кен Моги предлагает сделать так, чтобы радость от мелочей работала на нас.

5) Быть здесь и сейчас. Для автора книги быть здесь и сейчас то же что находиться в состоянии потока. В ситуации выполнения работы эта основа «икигай» проявляется в том, что мы не ждем немедленного результата, материального поощрения или одобрения, и получаем удовольствие от самого процесса.

Таким образом, древняя жизненная философия «икигай» может помочь нам найти радость в каждом дне и справиться с тревогой в эти трудные времена. Мы можем почувствовать мотивацию к жизни из простых вещей, не вступая в гонку за скорейшую реализацию глобальных целей. А впоследствии, начиная с малого, спокойно и гармонично реализовать задуманное. И не имеет значение, каков наш социальный статус сейчас, если мы можем в настоящем моменте ощущать смысл и удовлетворение от того, что делаем.

30 ноября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика