Поделиться
«Итоги Сочи: год прошел не зря»
Поделиться

Хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт оценил участие региона в инвестфоруме

В середине февраля весь российский истеблишмент, связанный с экономикой и инвестициями, собрался на очередном инвестиционном форуме в Сочи. Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт рассказал EastRussia, что происходит с крупнейшими проектам в регионе: строительством обхода Хабаровска и целлюлозо-бумажного комбината в Амурске, развитием Большого Уссурийского острова и реконструкцией международного аэропорта.

Пресс-служба правительства Хабаровского края
– Площадка Российского инвестиционного форума в Сочи – это еще один своеобразный «смотр» для регионов, подведение итогов развития за год. Вы тем, как был отмечен на форуме Хабаровский край, удовлетворены?

– Форум в Сочи для нас всегда был важен. В этот раз обсуждались важнейшие проекты – инфраструктурные. Инфраструктура сама по себе открывает возможности для инвесторов, позволяет привлекать их средства, и в этом плане у Хабаровского края, безусловно, есть успехи. По двум номинациям, в сфере социальной инфраструктуры, мы получили хорошую оценку. Еще один проект, государственно-частного партнерства при строительстве так называемого «Восточного обхода Хабаровска», назван лучшим. Это сложнейший проект стоимостью 41 млрд рублей: в нем участвуют федеральный бюджет, краевой и частные инвесторы. Дорога даст возможность привлекать крупные инвестиции в площадки территории опережающего развития «Хабаровск», к которым сейчас нет подъездов соответствующей пропускной способности, и в Ванино, куда мы закончили в прошлом году прокладывать трассу регионального значения. Мультипликативный эффект будет очень высокий. И если рассматривать форум как площадку по подведению итогов, мы сегодня подвели итоги: год прошел не зря. И это главное.

– Слегка в тени в информационном плане остается другой важный инфраструктурный проект – освоение Большого Уссурийского острова на границе России и Китая. Можете сказать, какой сейчас статус у проекта?

– Остров курирует Министерство по развитию Дальнего Востока. Концепция его развития разработана и находится на утверждении в правительстве – это компетенция федерального уровня власти, поскольку развитие острова тесно связано с вопросами пограничного регулирования. Наше предложение о замене статуса будущего пункта пропуска через госграницу на Большом Уссурийском с пассажирского на грузопассажирский принято правительством, и сегодня идет процесс подготовки соответствующих нормативно-правовых актов. Параллельно идет поиск инвестора, который бы включился в реализацию проекта по берегоукреплению острова – без этого там нельзя вести строительство. Два этих аспекта служат дополнительными замедляющими факторами для принятия концепции освоения Большого Уссурийского.

– Потенциальные инвесторы говорят, что берегоукрепление Большого Уссурийского по полному варианту будет слишком долгим и дорогим. Это так?

– Реальные инвесторы в Большой Уссурийский сегодня действительно есть, и есть фактор, способствующий инвестициям – с российской стороны на остров построен мост. Идет проработка того, как берегоукрепление вести поэтапно. Последние переговоры на этот счет были во время недавнего визита вице-премьера Юрия Трутнева в Харбин и его встречи с китайским коллегой, и мы принимали в этом прямое участие. Здесь очень важно также синхронизировать работы по берегоукреплению с российской и китайской сторон. Мы найдем решение – оно уже близко. И, кстати, сейчас остро проблема берегоукрепления на Большом Уссурийском не стоит, важнее укрепить крупные населенные пункты Хабаровского края, которые задело наводнение 2013 года на Амуре: Хабаровск и окрестности Комсомольска-на-Амуре. Как только мы там выстроим защитные дамбы, мы все силы бросим на остров Большой Уссурийский.

– «Агентство по привлечению инвестиций» на протяжении всего прошлого года усиленно продвигало проект ЦБК в Хабаровском крае, которым заинтересовались китайские инвесторы. Это живой проект?

– И живой, и крайне важный для нас: компания China Paper обещает вложить $1,2 млрд. Мы не раз встречались с ее представителями, провели ряд переговоров. Все предложения и требования, которые нам выставили китайские инвесторы, мы выполнили. Главным среди требований было, чтобы лесосека располагалась на расстоянии, которое делает рентабельной перевозку сырья к будущему комбинату. Китайская сторона сейчас рассматривает наши варианты по сырьевой базе. Такие вопросы, как вы понимаете, быстро не решаются – все-таки миллиард с лишним долларов на кону!

– Но движение есть?

– Есть, и мы его доведем до логического завершения обязательно. Нашли площадку в Амурске, это будет в границах территории опережающего развития «Комсомольск». Но торопиться здесь не надо. И мы должны все риски просчитать, и инвестор. Нам завод просто ради завода, поверьте, не нужен. Нам нужно создать рабочие места для жителей Амурска и Амурского района. Инвестору – чтобы комбинат давал выгоду. Взаимовыгодное решение найти всегда непросто.

– Это будет экологически безопасное предприятие?

– Завод будет построен в соответствии с самыми жесткими требованиями. Почему еще переговоры так быстро не идут – это наше принципиальное условие, чтобы экология была на первом месте.

– Расскажите, если это не тайна, какие еще переговоры на завершающей стадии?

– Есть у нас проект реконструкции металлургического комплекса в Комсомольске-на-Амуре, завод «Амурметалл». Мы тоже провели переговоры в Китае с группой компаний, которые предлагают реконструировать завод, вложив большие средства.

– А Япония интересуется как-то проектами в Хабаровском крае?

– Мы нашли оптимальный пока вариант с японской стороной – это работа над проектами по выращиванию овощей в закрытом грунте совместного предприятия JGC Evergreen. Построили уже две больших теплицы с экологически чистыми продуктами. Сейчас выделили землю, работаем над строительством третьей очереди теплиц, где будут выращивать клубнику. 

– Да, это очень удачный кейс, на который весь Дальний Восток смотрит. Может быть, японцы с какими-то другими предложениями обращаются?

– Тут работает наоборот: предложения по готовым проектам выставляем мы. Внесли, например, предложения по медицинским проектам. Но восток – дело тонкое, вы же знаете. Они хотят сначала довести до завершения три этапа теплиц, и только потом, возможно, браться за медицину. А мы их и не торопим. Нам не надо названия проектов складывать в ящик: нужно, чтобы они себя окупали.

– И прокомментируйте, пожалуйста, последнее решение по капиталовложениям в реконструкцию пассажирского терминала аэропорта Хабаровска.

– Мы нашли решение по финансированию и приступаем к работе. Фактически работы уже начались. Но состав консорциума инвесторов – это коммерческая тайна, и за них комментировать я не буду.


Беседовала Ольга Меркулова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов