Поделиться
Из скорлупы комплексов
Поделиться

Режиссер Ольга Таранова о том, как и почему театральная среда помогает трудным подросткам и людям с ментальными нарушениями

Ольга Таранова более 17 лет работает режиссером-педагогом в разных театральных студиях Владивостока. С самого начала профессиональной деятельности, к ней приходили заниматься дети из неблагополучных семей. Сейчас Ольга является создателем, педагогом и режиссером Центра современного искусства «Лицедей». В котором кроме театральной подростковой студии «Балаганчик», работают два социально важных проекта: инклюзивная театральная студия «Открытая дверь» и театральная студия для трудных подростков «Дернем за веревочку вместе». О своей непростой юности и своих проектах Ольга Таранова рассказала EastRussia для рубрики «Неуехавшие».

предоставлены АНО "ЦСИ "Лицедей".
Ольга Таранова родилась во Владивостоке в семье военнослужащих. В семимесячном возрасте с родителями переехала на Камчатку, в поселок Рыбачий. В Приморье семья вернулась почти через пять лет, поселилась в Шкотовском районе, в поселке Тихоокеанский. Здесь Ольга впервые пошла в театральную студию.

- Я с раннего детства хотела быть актрисой, - рассказывает она. - Когда мне было четыре с половиной года, мы переехали в новую квартиру. В комнате стояла разобранная мебель, зеркала прислонены к стенам. Мама с подругой включили цыганскую музыку, и я как выскочила, и понеслись клочки по закоулочкам! Мне так нравилось видеть себя танцующей в этих зеркалах. Любовь к литературе и спектаклям мне тоже привила мама. Она давала мне читать хорошие книги, и мы вместе смотрели по телевизору спектакли. Годам к шести я уже посмотрела спектакль МХАТа «Мария Стюарт», спектакли Московского театра сатиры «Женитьбу Фигаро» и «Соло для часов с боем».



Ольга с родителями вернулась во Владивосток, когда ей было 12 лет. Она училась в школе № 38 и там же занималась в театральной студии «12-тый этаж», режиссером которой была Ирина Николаевна Писарева. Позже она ушла работать в студию «Версия» при гимназии №2, и Ольга перешла заниматься туда. Писарева стала для нее главным учителем и наставником на всю жизнь.

- Моя юность пришлась на начало 90-х. Папа был капитаном первого ранга. А что такое для человека, у которого все было четко и ясно, развал страны? Для нашей семьи это была трагедия, - вспоминает Ольга. - Я взрослела тяжело, была очень замкнутой, боялась разговаривать со сверстниками, особенно мальчиками. У меня губы дрожали, когда надо что-то сказать. Моя педагог Ирина Николаевна с молодости работала с трудными детьми. Она была очень энергичной и вела нас за собой. Обучение в театральной студии позволяло мне воплотить в жизни то, что я чувствовала, когда смотрела спектакли МХАТа по телевизору. На сцене я была свободной и раскованной. 

После окончания школы Ольга Таранова поступала в Дальневосточный институт искусств на театральный факультет, но не прошла конкурс. Она была очень расстроена и разочарована, бросила занятия в студии и устроилась на работу в Тихоокеанское высшее военно-морское училище делопроизводителем. Но спустя полгода поняла, что «без театра – это не жизнь», и вернулась в «Версию» еще на два года.

В 2000 году Ольгу пригласили работать методистом по организации мероприятий в Центр детского творчества Советского района Владивостока. Эту должность она занимала полгода, а потом набрала группу детей. Так в ЦДТ появилась театральная подростковая студия «Лицедей». Таранова 12 лет была ее режиссером-педагогом. И еще работала в школе-интернате для одаренных детей имени Дубинина при Владивостокском госуниверситете.



- А потом меня замучила бюрократия, - говорит она, - и мы решили создать свою, ни от кого не зависящую театральную студию и назвать ее «Балаганчик», как я всегда мечтала. В нее пришли дети, выросшие в «Лицедее» и школе № 77, где я тоже работала. Два года мы были стихийным сборищем. А потом узаконили свое существование: уже третий год мы некоммерческая организация «ЦСИ «Лицедей».

Сейчас в «Балаганчике» работает вечерняя группа для самых маленьких, туда ходят дети от 3 до 7 лет. Есть утренняя группа для тех, кто учится в школе во вторую смену - это дети от 8 до 13 лет, и для тех, кто учится в школе в первую смену – дети от 7 до 12 лет. И старшая группа, в которой также занимается основной состав – от 9 до 30 лет. Еще в АНО «ЦСИ «Лицедей» работают два социально важных проекта: инклюзивная театральная студия «Открытая дверь» и театральная студия для трудных подростков «Дернем за веревочку вместе».

Медицинский психолог краевой психиатрической больницы Екатерина Фиденко предложила Ольге Тарановой организовать занятия для взрослых людей с ментальными нарушениями. Так в 2015 году АНО «Благое дело», общество инвалидов Первомайского района Владивостока и Ольга начали совместный проект. «Открытая дверь» - это реабилитационный проект, где подростков и взрослых учат общаться, чувствовать границы, разделять ответственность за выполнение важного для всех дела, быть частью команды. Два года студийцы с ментальными нарушениями и актеры без ограничений здоровья совместно готовили сказочное представление по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица». В конце декабря 2017 года они показали его сцене Пушкинского театра во Владивостоке.

- Первый год у нас были занятия на развитие внимания и воображения, игры на взаимодействие, мы ставили этюды под музыку, - рассказывает Ольга. – А следующий год уже посвятили постановке спектакля «Синяя птица». Мы все вместе продумывали и обсуждали сценарий, образы, костюмы. Сейчас мы практически закончили работу над новым спектаклем. Это будет уже индивидуальная работа. Мы представим монологи Отрепьева и Годунова из «Бориса Годунова» Пушкина, отрывок из романа «Дюна» Герберта, «У Лукоморья» Пушкина, рассказы Чехова и Агеева, фрагмент из гоголевского «Носа» и так далее. Все ребята работают самоотверженно, они хотят превзойти себя, преодолеть трудности. Я, безусловно, вижу, как они выросли над собой. Некоторые стали намного внимательнее к людям, спокойнее по отношению к себе. Один парень пробует устроиться на работу, а раньше он даже не решался заговорить с незнакомым человеком.



В октябре 2017 года АНО «ЦСИ «Лицедей» организовало проект «Дернем за веревочку вместе». Это бесплатная театральная студия для подростков из семей, находящихся в социально опасном положении. Проект начал работать за счет сбора на платформе «Начинание», а потом выиграл президентский грант. Сейчас в «Веревочке» есть утренняя и вечерняя группа, всего занимаются 20 детей от 12 до 18 лет. В основном это дети из неполных или многодетных семей. У большинства из них проблемы с коммуникацией, некоторые могут общаться только через интернет. Итогом проекта «Дернем за веревочку вместе» станет постановка по книге Вячеслава Рыбакова «Дерни за веревочку».

Ольга Таранова заочно окончила филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов по специальности - менеджер социально-культурной деятельности в сфере семьи и ребенка. А сейчас она заканчивает магистратуру ДВФУ и тема ее магистерской работы «Развитие позитивного самоотношения подростков в среде театральной студии». Ольга работает с детьми более 17 лет, и с самого начала театральной деятельности у нее были трудные подростки из неблагополучных семей. Она ставила с ними спектакли по Шекспиру и Брехту, а еще они пили чай и просто общались.

- У нас, конечно, есть художественные цели, но они, в первую очередь, служат инструментом в воспитательной работе. В нашей студии каждый, независимо от каких-то особенностей, чувствует себя нужным, услышанным, понятым, значимым. Мы все друзья. Возможность переживать и сопереживать – это главное в театре. Театр позволяет о чем-то подумать, сделать свои выводы, родить свои смысли. Многие психологи и педагоги считают, что другого такого инструмента по высвобождению человека из скорлупы комплексов, как театр, до сих пор не придумали. А еще на сцене человек чувствует себя свободным. И мы работаем над тем, чтобы перенести это состояние в повседневную жизнь. Главная задача всего «Лицедея» - организовать условия для встречи человека с самим собой, - заканчивает Ольга.
Анна Маленко Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов