В Республике Саха (Якутия) разрабатывают инновационные технологии по «борьбе с холодом»
В августе в ряде СМИ прошла новость о том, что компания из Якутска будет разрабатывать для Министерства обороны РФ костюм для снайпера, который не виден для тепловизора. Этой компанией оказалась известная в республике Саха «Хоту Тент». Корреспондент EastRussia из первых уст узнал, как компания смогла заинтересовать с МО РФ и чем еще он знаменита.
Сделать это оказалось не так-то просто. В первый «дозвон» основателя компании Афанасия Махатырова удалось застать в приемной главы Якутии Айсена Николаева – было не до разговоров. Во второй раз Афанасий колесил где-то по Алтаю, где связь «гуляла». Расспросить – что, да как – удалось его зама и соратника Дуолана Андреева. Он-то и рассказал…
…что началось все лет пять назад в Нерюнгри – хоть и самом южном городе Якутии, но далеко не тёплом: морозы под сорок здесь привычное дело. Вы когда-нибудь были в Якутии зимой? Если да, то наверняка замечали, что в сильные морозы машины там не глушат, ибо велик риск ее потом не завести. Но и «молотить» пару месяцев подряд тоже не вариант.
Тогда Афанасий Махатыров сшил себе укрывающий тент для авто. Соседи по парковке оценили инновацию и поспросили сшить им тоже. Потом друзья. А потом еще пол Нерюнгри. Так родилась «АвтоБерлога» - укрывающий тент для автомобиля, который позволяет удерживать тепло автомобиля. В качестве наполнителя используется инновационное теплоизоляционное волокно. Исследования, проведенные совместно с СО РАН и СВФУ, доказали, что материал позволяет держать тепло до 12 часов при морозе в 50 градусов.
Посыпались заказы, да так много, что Афанасий перебрался в Якутск, где и основал ООО «Хоту тент».
Справка: компания «Хоту тент» создана в 2017 году в республике Саха (Якутия). Компания специализируется на производстве утепленных изделий для ношения и использования при экстремально низких температурах. Целью компании является обеспечение населения Якутии и других холодных регионов мира эргономичными изделиями, сохраняющими тепло без дополнительного источника энергии, используя инновационные решения в области текстильного производства.
Сколько «АвтоБерлог» было сшито никто не подсчитывал, но Дуолан утверждает, что счет идет уже на десятки тысяч. Тенты расходятся по всей России, да еще и в Канаду поставляют.
Справка: Первым продуктом является утеплённый тент для автомобилей «АвтоБерлога», который по своим техническим качеством позволяет сохранять тепло двигателя максимально длительное время. Использование тента успешно прошла испытания в естественных условиях зимы Якутии при -50 градусов и получила народное признание. Укрывая «АвтоБерлогой» машину, владельцы существенно экономят на топливе, техническом содержании, при этом также сокращается выброс выхлопного газа в атмосферу».
Дальше – больше: к автомобильным тентам добавились утепленные палатки «Якутяночка», полевые ангары для большегрузной техники, которые позволяют производить ремонт техники в условиях суровой зимы, спальные мешки «Ил Дархан», пальто, которое превращается в спальник, чуни, утепленные носки с подогревом, одежда для водителей снегоходов «Сукуй», «Хопоо» и многое другое.
В таком костюме точно не замерзнешь
Примечательно, что утепленные палатки клиенты – рыбаки и охотники – стали активно пользовать и… летом! Оказалось, что летом в утепленной палатке очень комфортно - наружная ткань с напылением для защиты УФ-лучей хорошо защищает от зноя. А летом в Якутии, между прочим, цифры на градуснике такие же, как зимой, только со знаком плюс.
В «Хоту тент» все это прозвали «технологиями по борьбе с холодом». Когда у тебя за окном -50, но все равно тянет на рыбалку или охоту, хочется тепла даже на природе. Так появилась линейка продукции для рыбаков и охотников. Особым спросом пользуются утепленные палатки: выдерживают до -60°С, но при этом легкие – их можно тащить на себе. Причем, все продукцию в «Хоту тент» испытывают в естественных условиях.
«Если выжил, не замерз – значит, хорошая палатка», - шутит Дуолан Андреев.
Шутки – шутками, но, к примеру, компании – партнеры «Роскосмоса» - попросили поработать над утеплителем для жилого модуля космонавтов. Испытывать его будут в Оймяконе – полюс холода, между прочим.
Особого секрета в технологии «Хоту тент» нет - в ход идут войлок, синтепон, «сэндвич», бамбуковая вата и даже оленья шерсть. Шьется изделие, испытывается в естественных условиях и после этого ребята начинают «толкать рынок» - продвигать продукцию. «Дотолкались» до того, что их продукция стала пользоваться в Канаде в среде обладателей снегоходов. Так появились «верхонки» и рукавицы с подогревом - нажимаешь на кнопочку и сразу тепло.
Теперь в «Хоту тент» подумывают над тем, чтобы выделить экспорт в отдельное направление работы компании и сконцентрироваться на производстве одежды и аксессуаров для снегоходчиков. «На ура», кстати, в Канаду идут и «Автоберлоги».
Весьма неожиданным для «Хоту тент» стало предложение поработать на… Минобороны РФ. Оказывается, военные специально колесят по регионам, выискивая всевозможных «кулибиных». В Якутии им приглянулись разработки «Хоту тент» и ребятам сделали предложение, от которого сложно было отказаться. Причем, военные подошли рационально – сделали «Хоту тент» резидентами военного инновационного технополиса «Эра». Первая разработка – костюм для снайпера, который делает его невидимым для тепловизора при ведении боевых действий в ночное время, на удаленных расстояниях или же в условиях низких температур, где контрастность достаточно высокая по отношению к окружающему фону и работающую технику, которая имеет инфракрасное излучение, очень хорошо видно.
МО РФ проявило неподдельный интерес к продукции "Хоту тент"
Теперь у военных новый запрос – утеплитель для беспилотников. Дело в том, что уже при минус 15 градусах у беспилотных летательных аппаратов сильно «садится» батарейка, что сильно снижает их возможности.
Практически одновременно с военными появились и другие крупные заказчики. «Уралмашвагонзаводом» или Курганский машиностроительный завод, например. Им для «северов» понадобились портативные «АвтоБерлоги» для крупной техники, в частности, вездеходов.
Такими «гаражами», кстати, давно и активно пользуются якутские подразделения крупные якутские компании – «Алроса», Якутскэнерго, местное подразделение Газпрома. А как иначе в полевых условиях провести ремонт техники? Да когда за -50 даже простой болт закрутить/выкрутить – целый квест!
В портативном гараже можно хоть вездеход, хоть танк ремонтировать
Все производство «Хоту тент» локализовано в Якутске. Причем, это наполовину ручной труд – материал готовят люди, а вот сэндвичи уже соединяют вертикальные машины. Но когда пошли крупные федеральные заказы, в «Хоту тент» всерьез задумались о том, чтобы перебраться поближе к заказчику. Все-таки, каждый раз летать из республики в Москву накладно, да и времени жалко. Один из вариантов – Подмосковье.
Сейчас руководство думает над тем, как перебазировать производство? С машинками все понятно - взял. Да перевез. А как быть с людьми, занятыми в производственном процессе? Да и испытывать продукцию – где, не в Подмосковье же?
Настоящие холода они ведь только в Якутии.
Алексей ЕлашВы когда-нибудь пробовали поставить горячий чайник на снег? Знаете, что произойдет? Правильно, он растопит под собой снег и провалится. Этого можно избежать, если поставить чайник на подставку. Но какие ножки должны быть у этой подставки? Какой длины? Теперь вместо чайника представьте дом… Какая «подставка» понадобится ему? На этот вопрос и решили ответить молодые люди из Якутска, которые разработали специальную программу для строительства в зоне вечной мерзлоты.
Два друга-однокурсника - Тимур Назаров и Василий Бочуров, студенты инженерно-технического вуза. Еще в магистратуре в 2018 году разработали проект по расчету свай - какой длины, на какую глубину, какого диаметра необходимо подобрать, чтобы дом не «поплыл», как тот чайник, в условиях вечной мерзлоты. Собственно, как говорят авторы, технология и методика расчета не нова — все это есть в свободном доступе, вся загвоздка в оболочке и в адаптации под северный климат.
— Это инженерная программа: загоняем в нее параметры грунта, в первую очередь, физические характеристики: засоленность грунта, его заторфованность, температура. Плюс параметры здания. На выходе получается расчет: какую сваю использовать, - рассказывает Тимур Назаров.
Друзья основали компанию «Аркон» (от ARCtic CONstruction - Арктическое строительство), условно назвали проект «Решатель», написали пять научных статей, но в силу разных причин через полгода его забросили. Вернулись к проекту лишь в 2020 году, когда поняли, что изначально пошли по правильному пути: «Решатель» «довели до ума» - адаптировали к требованиям рынка и пошли продавать. Продавали ногами: ходили по строительным и проектным организациям, рассказывали о своем проекте, предлагали двухнедельную демоверсию.
- Есть такое явление, как морозное пучение. И мы на этапе проектирования помогаем определить, как свая себя поведет, какая необходима высота, нужно ли вентилируемое подполье. По полученным благодаря нашей программе данным идет проектирование, причем, процесс проектирования фундаментов ускоряется, без проблем проходят госэкспертизу. Более того, нашу программу использует и сама госэкспертиза, - делится сооснователь компании «Аркон» Тимур Назаров.
Кто-то даже покупал программу, но в целом её продвижение оказалось долгим и малоэффективным. Тогда Тимур и Василий решили подать заявку на грант, чтобы получить софинансирование на грамотную дистрибуцию продукта. Заявку, как это обычно бывает с претендентами на грант, в первый раз оформили криво, финансисрование не получили, но зато ребят заметили и пригласили на интенсив, где помогли проект основательно «прокачать»: правильно оформить презентацию, добавить показатели по продажам.
В итоге получился программный продукт под названием FrostPile (морозная/мерзлая свая - англ.). Если говорить техническим языком, то это программное обеспечение для инженерных расчетов оснований свайных фундаментов зданий и сооружений на вечной мерзлоте, которое помогает определить вертикальную несущую способность буроопускных и буронабивных свай в многолетнемерзлых грунтах, температурный режим оснований зданий и сооружений с проветриваемым подпольем, рассчитывает устойчивость свай на воздействие касательных сил морозного пучения, а также рассчитывает модуль вентилирования подполий зданий и сооружений. В «Арконе» сертифицировали продукцию, сделали сайт.
Отзывы на FrostPile поступают хорошие. Особенно значимы - от специалистов высокого класса. Кандидат технических наук, заведующий лабораторией инженерной геокриологии института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова Сибирского отделения РАН Артем Набережный отметил удобство работы с программой.
«Простой и понятный интерфейс и визуализация расчетных температур и сопротивлений грунта дает возможность быстро оценить несущую способность свай».
Институт мерзлотоведения, кстати, выступил партнером «Аркона». Также как альма-матер ребят - инженерно-технический институт, горпроект, «Якутагропромтехпроект», Якутский государственный проектный научно-исследовательский институт строительства.
О том, насколько опасным может быть неправильное проектирование при строительстве в зоне вечной мерзлоты, красноречиво говорит авария, которая произошла в 2020 году вблизи Норильска, когда оттаивание мерзлоты привело к снижению несущей способности грунта, и как следствие, потере устойчивости зданий и сооружений. Что, собственно, и произошло с нефтяным резервуаром, из которого вытекло дизельное топливо.
После интенсива ребят пригласили в IT-парк «Якутия», по достоинству оценили и продукт, и факт прямых коммерческих продаж, и предложили принять участие в акселераторе.
Теперь Тимур и Василий ждут результаты отбора и надеются, что акселератор поможет им масштабировать и продвинуть проект, в том числе, и в других регионах.
- Нам явно не хватает компетенции по направлению «маркетинг»: как продвигать, как продавать. Чтобы выйти на другие регионы, необходимо исследовать каналы привлечения. Поэтому рассчитываем не только на деньги, но и на знания, и на совет, - рассказывает Тимур Назаров.
Сегодня сооснователям «Аркона» по 27 лет и у них есть план как минимум на ближайшую пятилетку: не только выйти на рынки соседних регионов, но и освоить другие модули. К примеру, сделать продукт по расчету столбчатого фундамента, по оценке не только нагрузки на фундамент, но и прочности всей конструкции.
- Программа наша пока анализирует только основание свайных фундаментов, а не всю конструкцию. Мы хотим расширить функционал программы, но для этого нужны инвестиции, - делится Тимур Назаров.
Для того, чтобы разработать собственную методику определения напряженного состояния фундамента нужна доказательная база, а для этого уже необходимо проводить экспериментальные исследования, доказывать научно и практически верность методики, надежности расчетов, сделанных на её основании.
По-научному это называется «Анализ свайного фундамента железобетонных свай при совместном воздействии низких температур и силовых нагрузок». В «Арконе» надеются, что акселератор позволит им найти единомышленников, партнеров и инвесторов, чтобы всем вместе победить мерзлоту.
Если учесть, что в ближайшие годы в России намечается глобальное освоение Арктической зоны - с полноценным строительством жилья, промышленных предприятий и инфраструктуры, то FrostPile, как говорится, может «выстрелить». А если вспомнить, что 65% территории России и 25 % земли — районы многолетней мерзлоты, востребованность проекта представляется безусловной.
В разговоре с корреспондентом EastRussia программный директор VII Республиканского конкурса «Моя профессия — IT» Мичил Стручков именно на этом сделал акцент: в конкурсе приняли участие команды из 24-х районов Якутии (всего в республике 24 улуса и 2 города). Причем, если раньше явными фаворитами были команды из Якутска, то теперь серьезную конкуренцию им составляют представители «периферии».
В Якутске с 4 по 6 августа прошел форум «ProДФО» – очередной из серии уникальных форумов, которые объединяют представителей власти, экспертов, СМИ и жителей дальневосточных регионов. Каждый форум посвящен актуальным для отдельного региона темам: экономике, бизнесу, образованию, городской среде, поддержке молодежи, туризму, экологии. В этот раз обсуждали IT-сферу, стартапы и креативную индустрию.
То, что это форум «про и для» «молодых и дерзких» - становится понятно при взгляде на трибуну: дреды, белое платье, модная бородка, клетчатая рубашка. Темы также соответствующие: креативная индустрия, креативная экономика, IT-сфера. С учетом политической ситуации, говорили и про импортозамещение. Последний фактор, по мнению специалистов, освобождает большое количество ниш, которые необходимо занимать.
«Сейчас мы видим, что ввиду глобальных событий в ряде сфер многие конкуренты отпали. Образовались ниши, которые теперь могут занять отечественные предприниматели. Для огромного количества сфер могут появиться стартапы-клоны с аналогичной бизнес-моделью и технологией тех проектов, которые были вынуждены уйти с рынка или стали недоступны», – сказал основатель TenChat, глава группы компаний ВБЦ Семен Теняев.
фото: Петр Чугунов
Получается, вовсе не обязательно придумывать что-то новое – велосипед уже изобретен, тем более, сейчас, когда с рынка уходит многие иностранные конкуренты. Достаточно просто «переупаковать» уже существующие проекты и технологии.
«У проекта может быть старая технология, которая ничего нового не привносит, однако есть новая бизнес-модель», – поделился мнением директор якутского «IT-парка» в Александр Дауркин.
Залог успеха – в грамотной презентации и позиционировании.
«Свой продукт нужно уметь зажечь, интересно рассказать о нем и грамотно представить инвесторам. Если вы не верите в свой проект, это будет чувствоваться в ваших презентациях. Мы заинтересованы в том, чтобы сейчас на Дальнем Востоке появлялось больше стартапов», – сказал директор АО «Венчурная компания «Якутия» Василий Ефимов.
В Якутии, кстати, начинающих IT-предпринимателей решил поддержать не только словом, но и делом – создали акселератор Б8, который помогает запустить проекты. Заодно сделали и преакселератор, где буквально воспитывают будущих предпринимателей в сфере IT.
Тренд последних лет и мечта тысяч молодых людей – блогинг. «Рассказываешь истории, ездишь в разные места, набираешь тысячи фоловеров, зарабатываешь много денег», – примерно так представляет себе ведение блога едва ли не каждый, кто узнает об очередной истории успеха очередной звезды рунета. О том, что это перспективная тема, в принципе, понятно давно и без форумов. Вопрос в другом: как встроиться в нее дальневосточникам, да еще при этом найти свою уникальность? К тому же, как показывает практика, пользователь в первую очередь выбирает площадку, а уже потом блогера. А еще пользователь не всегда готов идти за блогером, к примеру, в другую сеть, как это сейчас происходит с заменой Instagram на ВКонтакте или YouTube на RuTube. И чтобы «перетянуть» аудиторию блогеру необходимо приложить массу усилий.
фото: lukasbieri
«Заниматься развитием своего блога и развивать объем аудитории – это действительно труд. Сегодня, если блогер и интернет-площадка готовы совместно развиваться и открыты к сотрудничеству, обладают равными амбициями, только в этом случае можно рассчитывать на успех. Сейчас на нашей платформе можно организовывать кросс-платформенные проекты, у нас есть рекламодатели, а это важно для блогеров, которые намерены сменить площадку», – рассказала директор департамента маркетинговых коммуникаций RUTUBE Юлия Талапанова.
Кстати, Талапанова предложила блогерам из Якутии развивать свой национальный видеохостинг. По ее мнению, качественный видеоконтент буквально лежит у жителей республики «под ногами»: это природа, быт и национальные обычаи Саха, которые наверняка будут пользоваться успехом. Олени, тала, мамонты – все в кассу, а значит, будут просмотры и реклама. Стоит только постараться.
А стараться есть ради чего: по итогам прошлого года объем рынка рекламы в Digital оценивается в сумму более 320 млрд рублей. При этом 30 % рекламодателей около половины своих рекламных кампаний тратят именно на блогерские интеграции. Эксперты прогнозируют, что рынок интернет-рекламы, невзирая на глобальные ограничения, будет восстанавливаться и развиваться.
«На мой взгляд, в ближайшие годы digital-рынок будет постепенно восстанавливаться. Инструменты продвижения не изменились. Инфлюенс-маркетинг всегда был самым показательным: по нему рекламодатели легко могут посчитать условное количество переходов, число охватов и оценить эффективность вложенных ресурсов», – высказался управляющий директор агентства INVITE, основатель паблика и агентства MDK Creative Роберто Панчвидзе.
Участники дискуссии всерьез говорили о поддержке блогосферы и креативной индустрии государством – как любого завода или предприятия, например, в территории опережающего развития. Ведь эта индустрия уже давно объединяет десятки профессий, тысячи компаний и дает десятки тысяч рабочих мест. И эти показатели могут вырасти на порядок, когда произойдет полное замещение иностранных социальных сетей отечественными: Yappy, ВК, RuTube – число пользователей только растет. Чтобы интерес не пропадал, в ВК, к примеру, решили стимулировать производство видеоконтента.
«Мы активно развиваем нашу видеоплатформу, стремимся поддерживать авторов в создании и развитии видеоконтента. За последние несколько месяцев мы запустили несколько программ поддержки, в которых, помимо основных доходов от рекламы, мы предоставляем, в том числе, дополнительные гранты. Если сравнить весну 2021 и 2022 года, то заработок авторов в партнерской программе в этом году увеличился на 145 % – как за счет повышенного интереса к платформе, так и за счет нашей программы поддержки», – рассказала руководитель кинонаправления партнерского маркетинга социальной сети «ВКонтакте» Виктория Борисенко.
В продюсерском центре Insight People объявили своего рода конкурс «Алло, мы ищем таланты!» - стали привлекать креативных и активных людей в мире креативной индустрии из регионов
«Мы уверены, что в каждом регионе есть свой креативный кластер, люди с идеями и желанием их реализовывать. Именно поэтому мы в Insight People так активно работаем с региональными блогерами», - рассказала руководитель департамента по работе с блогерами Insight People Лидия Рогова.
фото: Петр Чугунов
Сегодня у Insight People на эксклюзивном контракте больше тысячи блогеров по всей стране. Что это дает? К примеру, за счет аудитории этих самых блогеров трансляции с Петербургского экономического форума посмотрели более 20 млн человек. Вряд ли телевизионные трансляции соберут сегодня такое количество зрителей.
Кстати, Insight People уже сотрудничают с несколькими студиями на Дальнем Востоке и планируют расширяться. К чему это приведет? Скоро увидим. В сети. Кстати, прослушать и посмотреть трансляцию форума можно на официальном сайте. Чем не креативная экономика в действии?
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
В Якутии проанализировали объемы демографических выплат за 5 лет. В период с 2019 года они увеличились в 7 раз, с 3,5 до 26,5 миллиардов рублей. Большую их часть обеспечил президентский национальный проект «Демография». Однако со следующего года указом главы Якутии Айсена Николаева в республике вводят новые меры, направленные на стимулирование демографического роста населения. В два раза увеличится размер республиканского материнского капитала «Семья» при рождении третьего и последующего ребенка. 50 тысяч рублей получат молодые семьи до 25 лет, вступающие в брак впервые. Кроме того, готовится учреждение гранта в 10 млн руб. для муниципалитета, добившегося лучших результатов в демографической и семейной политике. Ранее, встречаясь с руководителем региона, Президент страны Владимир Путин особо отметил показатели Якутии по росту постоянного населения и его естественному приросту и попросил не сокращать меры поддержки. Республика на первом месте в ДФО по положительной динамике демографических процессов, а в этом году в ней родился миллионный житель. Новые механизмы мотивации, а также текущее состояние рождаемости для Ленского клуба и EastRussia проанализировала доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр УрО РАН» Лариса Попова.
«Стабильный естественный прирост населения Якутии обеспечивается как повышенным общим коэффициентом рождаемости, так и пониженным общим коэффициентом смертности. В основе этого – более молодой возраст населения республики, а также высокие темпы роста и уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионе, превысивший среднероссийский. Последнее обстоятельство, а также незначительное отличие продолжительности жизни сельского населения от уровня городского показателя хочется отметить особо. Это результат социально-демографической политики, которая проводится в Якутии.
В России с 2007 года ведется демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Тогда в стране был введен федеральный материнский капитал на второго ребенка, усиленный с 2011 г. ориентированным на третьи рождения региональным материнским капиталом и дополненный в дальнейшем мерами социальной поддержки нуждающихся семей с детьми и молодых семей с первенцами. Если оценивать результаты этой политики, то на текущую демографическую ситуацию она повлияла положительно. Особенно в регионах со значительным размером регионального материнского капитала, как в Якутии. А в национальных республиках, например Якутии и Коми, – по всей вероятности, способствовала также и усилению/возрождению этнических особенностей репродуктивного поведения коренных народов.
Однако в перспективе рождаемость в стране все-таки будет падать. Во-первых, по причине досрочного исчерпания итоговой плодовитости относительно многочисленных старших когорт, то есть поколений 1980-х годов рождения, ставших основными адресатами крупномасштабных мер демографической политики. Во-вторых, из-за низкой репродуктивной активности малочисленных молодых когорт: поколений 1990-х и 2000-х годов рождения, до которых стимулирующий эффект крупномасштабных мер демографической политики не дошел, или, в лучшем случае, пока не дошел.
По этой причине следует приветствовать любые меры, направленные на рост рождаемости. Начав проводить демографическую политику, ни в коем случае нельзя отменять ее мероприятия. В идеале надо сделать их постоянно действующими, то есть бессрочными. Решение главы Якутии об удвоении регионального маткапитала считаю своевременным, поскольку сейчас третьи рождения охватывает уже малочисленные когорты 1990-х годов рождения, а их репродуктивную активность следует поддержать.
Помощь молодым семьям также актуальна: без первых рождений нет вторых. Но еще больше следует приветствовать акцент в демографической политике на вторых рождениях. Например, к удвоенному региональному материнскому капиталу применить реализуемую в последние годы механику выплат федерального капитала: бóльшую часть суммы назначать при рождении второго ребенка, остальную – при рождении третьего. Возможно, применять такую механику выплат можно начать как раз за счет грантов лучшему району/поселку».
Перспективы реализации международного проекта и заинтересованность в нем Китая специально для Ленского клуба и Eastrussia оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
В условиях новых геополитических реалий и поворота на Восток Россия активизирует свои экономические связи со странами Азии, прежде всего, с Китаем, нашим ближайшим соседом и одним из локомотивов мировой экономики. Всего 5 лет назад, в 2018 году, товарооборот России и Китая впервые достиг отметки в 100 миллиардов долларов, а уже в этом году этот показатель, скорее всего, превысит отметку в 200 миллиардов долларов.
Такая стремительная активизация экономических связей требует значительно более развитой сети транспортно-логистической инфраструктуры: 2022 год продемонстрировал, что железнодорожная сеть на Дальнем Востоке оказалась недостаточно готова к значительно выросшему объёму грузов. В этой связи в 2023 году идёт интенсивная модернизация, включающая широкомасштабную реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ).
Также нужно выделить и развитие т.н. «малого БАМа» - железнодорожного направления Нерюнгри-Тында-Штурм-Сковородино, который может быть продлён за счёт законсервированного направления Сковородино-Рейново (Джалинда) и запланированного международного железнодорожного моста через Амур Джалинда (Россия)-Мохэ (Китай).
Строительство мостов через Лену и Амур, которые дальновидно продвигает глава Якутии Айсен Николаев, вместе с развитием всего транспортного коридора малого БАМа имеет особое значение для Дальнего Востока и Республики Саха. Этот проект создаёт отдельную ветвь, связывающую крупнейший регион Дальнего Востока (с возможностью продления до Магадана) напрямую с Китаем с возможностью разгрузки основных мощностей БАМа и Транссиба за счёт своего перпендикулярного расположения.
Китайская сторона также заинтересована в развитии транспортного коридора, поскольку это упростит доступ к минеральным ресурсам, поставляемым со стороны России и, прежде всего, регионов Дальнего Востока, а также может стать дополнительным стимулом для экономического роста северо-восточной провинции Хэйлунцзян.
Учитывая те выгоды, которые может получить Китай и Россия, особый интерес со стороны региональных властей субъектов Дальнего Востока, необходимость срочной разгрузки основных направлений БАМа и Транссиба, а также личное упоминание транспортного коридора со стороны президента России В.В. Путина в рамках III Международного форума «Один пояс – один путь», можно сделать вывод, что проект коридора с мостом отличается особым приоритетом и его реализация – вопрос обозримой перспективы.
Как уже было отмечено, в случае успешной реализации железнодорожного сообщения по международному мосту Джалинда-Мохэ, появится прямая возможность транспортировки ресурсов отдельных видов товаров, а именно: угля с южных месторождений региона (особый интерес представляет коксующийся уголь), древесина и продукция деревообработки, продукты нефте- и газохимии, а также товары сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Для Китая данный маршрут станет ещё одним направлением растущих поставок импорта в Россию: электроники и бытовой техники, автозапчастей и автомобилей, промышленных товаров и т.д. Ожидается, что только Республика Саха сможет экспортировать от 20 до 40 миллионов тонн грузов в Китай (прежде всего, угля), однако на первых порах эта цифра может быть ниже ввиду проблем с пропускной способностью отдельных участков, например, Сковородино-Рейново (Джалинда). Тем не менее, запуск данного участка должен способствовать значительному увеличению товарооборота Республики Якутия с Китаем.
Транспортный коридор из Арктики через Ленский мост, малый БАМ и переход «Джалинда-Мохэ» является примером растущей инфраструктурной взаимосвязанности в Евразийском регионе наряду с развитием т.н. Северного морского пути, который также включает Якутию в качестве значимого транспортно-логистического звена. Китай, будучи заинтересованным в бесперебойных поставках своей продукции в Европу, а также в другие регионы мира, готов активно содействовать развитию инфраструктуры Северного морского коридора, частью чего и является реконструкция Жатайской судоверфи.
Готовность Китая обеспечить техническое оснащение и робототехнику для судоверфи можно рассматривать как позитивный сигнал: Китай является крупнейшим кораблестроителем в мире, охватывая широкий перечень производимых типов судов, а также их компонентов (например, производство высокооборотных двигателей, оптического оборудования для кораблей и т.д.). Следует обратить внимание на наработанные компетенции в данной индустрии, а также достижения в роботизации судостроения и судоремонта и даже в применении искусственного интеллекта.
Отдельным преимуществом является специфика собственности: компании, как правило, связаны с государственными отраслевыми структурами, что упрощает внедрение инноваций в отрасли. При этом можно также отметить, что Китай за счёт сотрудничества с западными компаниями смог приобрести технологии, обеспечивающие конкурентоспособность продукции на мировом рынке, однако эти технологии в ряде случаев могут быть защищены лицензионными соглашениями, запрещающими поставки в Россию в рамках санкционного режима. С другой стороны, связь судостроителей с государством и использованием отдельных схем может значительно снизить риск противодействия со стороны лицензиаров из стран Запада.