Ветеран СВО из Якутии запустил игровой IT-проект и вышел на рынок Steam
В начале апреля в раннем доступе в Steam появилась демоверсия игры Cake Up («Подними тортик»). Игру разработала якутская геймдев-студия Cryolite Games, основанная известным ИТ-предпринимателем Николаем Потаповым.
Николай Потапов — участник СВО и кавалер ордена Мужества, после ранения и возвращения из зоны боевых действий создал геймдев-студию Cryolite Games, которая готовится к запуску новой игры Cake Up. Также он основал школу программирования ExpoSkills, обучающую детей в Якутии и ДНР.
Cryolite Games является резидентом ИТ-Парка. Команда состоит из восьми человек, Cake Up их первый проект, запускаемый в Steam. Подробнее о концепции игры и планах ее продвижения Николай Потапов рассказал East Russia.
— Николай, как появилась идея создать игру Cake Up? Что вас вдохновило?
— Идея родилась спонтанно — в начале ноября прошлого года мы участвовали в федеральном конкурсе Game Jam. Там была интересная тема: нужно было сделать игру, где главный герой — это не супергерой, а персонаж второго плана.
Мы вспомнили, как в студенчестве подрабатывали кто где — кто курьером, кто официантом, кто таксистом. Почти каждый проходил через это. И в какой-то момент пришла мысль: а что если сделать игру, где игрок — обычный доставщик торта… только в фэнтезийном мире, во время магической войны?
Cake Up — это трехмерная семейная казуальная игра в стиле фэнтези. Игрок управляет курьером, которому нужно доставить торт королю, пока в городе идет магическая война между двумя могущественными магами — светлым и темным.
На первый взгляд, всё просто: есть миссия, есть маршрут. Но по пути игрок сталкивается с множеством препятствий — от магических атак до логических задач. Придется уклоняться, думать, быстро реагировать. В игре много юмора, загадок и неожиданных поворотов.
— Почему вы решили выпустить игру в раннем доступе именно на платформе Steam?
— Потому что Steam — это одна из крупнейших площадок для инди-разработчиков. Более 120 миллионов активных пользователей, ежедневная аудитория — до 45 миллионов человек. Платформа международная, с огромной вовлеченностью. И самое главное — она дает возможность собрать обратную связь от игроков.
Ранний доступ и демоверсия — это отличный способ понять, насколько проект «зашел», какие элементы требуют доработки. Кроме того, пользователи могут добавить игру в вишлист, поддержать нас, и мы сразу видим интерес аудитории.
— Кто работает над игрой? Расскажите немного о вашей команде.
— Наша команда — это восемь человек. Все — из Якутска. Мы делимся на две части: техническая команда и организационная.
В разработке задействованы два программиста, 3D-моделист, художник и гейм-дизайнер. Вторая часть — это я и два моих партнёра, мы отвечаем за ресурсы, продвижение, связь с инвесторами. У всех ребят есть опыт в IT и геймдеве. Мы собрались, потому что верим в то, что делаем, и готовы вкладываться по максимуму.
— Какую роль в развитии вашей студии сыграл ИТ-Парк Якутска?
— Очень большую. Мы являемся резидентами ИТ-Парка, и это даёт серьёзные преимущества. Во-первых, нам предоставили льготное помещение — мы работаем в самом центре города. Во-вторых, здесь создаётся сильная экосистема: можно обмениваться опытом с другими IT-компаниями, подключаться к образовательным и инвестиционным программам.
ИТ-Парк — это не просто офис, это среда, в которой ты чувствуешь себя частью чего-то большего. И это действительно помогает развиваться.
— Какие советы вы могли бы дать начинающим разработчикам игр?
— Самый главный совет — относитесь к разработке серьезно. Очень много людей бросают всё ещё до стадии прототипа. Нужно заранее понимать, что это не хобби, а полноценный проект. И он потребует и времени, и денег.
Например, базовый бюджет на разработку — от миллиона рублей. Плюс минимум год активной работы. Продумайте финансовую модель, найдите единомышленников, заложите время на тестирование. И не бойтесь ошибок — они будут. Главное — не сдаваться.
— Каковы ближайшие цели Cryolite Games? Чем планируете заниматься дальше?
— У нас два направления. Первое — это собственные игры. Мы сами пишем сценарии, делаем музыку, рисуем, моделируем и программируем. Cake Up — только начало.
Второе направление — это издательство. У нас есть вторая компания, зарегистрированная в дружественной стране, и она помогает нам и другим российским студиям выходить в Steam. Мы хотим стать мостом между российским геймдевом и глобальным рынком.
— Когда ждать релиз полной версии Cake Up?
— Платный релиз полной версии выйдет в раннем доступе в июне 2025 года. Наше издательство 2 апреля уже заключило ряд соглашений с шестью инди-студиями Якутии для выпуска игр на Steam, готовим проекты для запуска.
текст: Дмитрий ИвановРазвитие Большого Уссурийского острова, разделенного между Россией и Китаем, выходит на новую фазу. На первом Российско-Китайском форуме в Хабаровске обсуждались планы создания здесь уникального формата сотрудничества — от высокотехнологичных производств до туристических кластеров. Однако даже при политической воле двух государств реализация задуманного требует активных решений, новых подходов и баланса между экономикой, интересами бизнеса и экологией.
Совместное развитие Большого Уссурийского острова — тема, которая звучит в российско-китайских переговорах уже не первый год. Но лишь недавно трансформация острова перешла в практическую плоскость — после того как в мае 2024 года президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали Единую концепцию освоения территории.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, в приветственном слове участникам форума охарактеризовал остров как «уникальную территорию».
«Один остров, два государства — к общей согласованной формуле его развития мы шли 20 лет. Сегодня же уже идет строительство с обеих сторон. Российская часть готовится к запуску нового пограничного пункта пропуска к 2028 году».
Пассажиропоток через новый пункт пропуска может превысить 1,4 млн человек в год, а грузопоток — 1,3 млн тонн. Как отметил министр, экономический эффект возможен только при запуске «нового режима ведения предпринимательской деятельности международными территориями опережающего развития (МТОР). Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении Государственной Думой и должен стать федеральным законом летом этого года».
«Мы также считаем очень перспективным направлением сотрудничество в области науки и технологий. Китайские компании уже проявляют интерес к созданию совместных высокотехнологичных предприятий», — добавил министр.
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин предложил создать на Большом Уссурийском специальный правовой режим — с акцентом на высокие технологии, интернет-коммерцию, креативные индустрии.
«Это позволит апробировать возможности специального права, валютных и клиринговых расчетов, ускорения регистрации иностранных компаний, одобрения инвестиций. Такой режим предполагает упрощенный формат таможенных процедур и взаимообмен технологиями. Технологиями, которые мы видим возможным реализовывать на нашем совместном острове.
То есть это опытно-конструкторские научные исследовательские работы, которые, я надеюсь, российские и китайские молодые ученые будут совместно реализовывать на острове. Тут же будут организованы сборочные производства. Сначала будут построены индустриальные парки, ориентированные на прикладные задачи. Позднее они смогут эволюционировать в полноценные научные центры», — подчеркнул он.
Кроме того, для поддержки проектов на Большом Уссурийском Дмитрий Демешин предложил создать совместную российско-китайскую инфра-платформу со штаб-квартирой в Хабаровске, чтобы координировать процессы в часовом поясе региона.
Экология, по словам губернатора, должна стать не сдерживающим, а формирующим фактором. Освоение территории призвано стать образцом синергии технологий и природы.
«Сохранение экологической повестки острова стоит в абсолютном приоритете. Производство, которое там появится будет основано на чистых, интеллектуальных технологиях. Индустриальные парки, которые я привел в пример — это опытно-конструкторские работы, новые формы электронных технологий, они никоим образом не противоречат экологической повестке.
Нам не хотелось, чтобы это место — остров Большой Уссурийский — было чисто туристическим. Нам бы хотелось обмениваться и туристической, и культурной, и научной мыслью. А для того, чтобы обмениваться научной мыслью, нам нужны опытные площадки».
Воплощение этих идей потребует создания масштабной инфраструктуры, как на самом острове, так и на «материковой» части Хабаровска. На Большом Уссурийском появится парк Дружбы, патриотический парк «Общая победа». Краевому центру нужны 4- и 5-звездочные гостиницы. В планах также объединенная набережная длинной почти 10 км, деловой центр «Хабаровск-Сити».
Цзян Сяоян, Генеральный консул КНР в Хабаровске, выступил подчеркнуто дипломатично:
«Под стратегическим руководством председателя Си Цзиньпина и президента Путина российско-китайские отношения переживают лучший период за всю историю. Большой Уссурийский может стать модельной территорией взаимодействия в новой эпохе».
Консул отметил, что власти китайских провинций, граничащих с Россией, поддерживают проекты развития на острове.
«Один остров, две страны — это спящий красавец. Пора проснуться. Я полностью поддерживаю оценку губернатора Дмитрия Демешина о том, что этот триггерный проект существенно усилит динамику партнерства Хабаровского края и в целом России с Китаем. Это безусловно создает новые возможности для бизнеса и торговли. Будучи Генеральным консулом КНР в Хабаровске, считаю своей важнейшей экономической задачей приложить все усилия для скорейшего открытия пунктов пропуска на нашем общем острове».
Это мнение разделяет и Чжоу Лицюнь, председатель Союза китайских предпринимателей в России. По его словам, остров может стать витриной российско-китайского партнерства, но для этого необходимо исключить барьеры, которые тормозят инвестиции, — в первую очередь юридические и финансовые. Чжоу Лицюнь сослался на опыт 20 крупных китайских компаний, ведущих бизнес в России.
«Они обозначили ряд проблем: первое — это, конечно, огромные проценты на кредиты в банках. Ставки рефинансирования тоже очень высокие, 25−26%. Эти цифры для нас, конечно же, очень неудобны. Второе — это утверждение процедур и сертификация. Сейчас приходя предприятия, которые хотят производить, например, автозапчасти, но у них большие трудности с сертификацией. Это сдерживает наше торговое сотрудничество. Третье — это управление: китайским специалистам, которым нужно приезжать в Россию для работы, испытывают сложности с получением трудовых карт, с разрешением на работу в России. Поэтому мы предлагаем, чтобы наши правительства прилагали больше усилий, устраняя эти препятствия, обеспечивая более благоприятные условия для предпринимателей», — указал Чжоу Лицюнь.
Дмитрий Вахруков, заместитель министра экономического развития России, отметил, что проведение форума, посвященного развитию Большого Уссурийского острова, — важный шаг к укреплению сотрудничества с Китаем. Здесь пересекаются экономические и территориальные интересы двух стран, и Хабаровск стал точкой их практического объединения. Поддержка на уровне лидеров государств придает дополнительный импульс развитию двусторонних инициатив.
По словам замминистра, Китай остается ключевым партнером России на внешнеэкономической арене. По итогам 2024 года объем взаимной торговли достиг рекордных $240 млрд. Цель — увеличить этот показатель до $300 млрд к 2030 году. Это достижимо даже с учетом сохраняющихся ограничений, если выстроить устойчивые каналы взаиморасчетов и движения капитала.
8 мая 2025 года подписано обновленное межправительственное соглашение о поощрении и защите капиталовложений между Россией и КНР. Документ закрепляет новые стандарты защиты инвесторов и реализации совместных проектов. При этом в портфеле российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству уже 86 проектов на сумму более $200 млрд. В их числе — строительство «зернового коридора», газохимического комплекса, объектов по переработке попутного газа.
Отдельного внимания заслуживает туризм. Он не только усиливает гуманитарные связи, но и имеет выраженное экономическое измерение — стимулирует развитие транспортной и туристической инфраструктуры. Большой Уссурийский имеет все шансы стать образцом взаимодействия в туризме между Россией и Китаем.
По мнению Дмитрия Вахрукова, исходя из территорий и возможностей, которые открывает Дальний Восток для путешествий, его доля в общем туристическом потоке страны пока не соответствует его возможностям. Она составляет более 5 процентов, хотя по темпам роста макрорегион находится в лидерах.
В прошлом году, количество туристов, которые посетили Дальний Восток, выросло на 17 процентов и это выше, чем в среднем по стране.
«Это говорит о том, что потенциал начинает раскрываться, начинает реализовываться. Что касается Хабаровского края, то действительно, если говорить про полтора миллиона туристов к 2030 году, это удвоение. Но мне кажется, что это не вполне амбициозная цель для Хабаровского края, с учетом того объема инфраструктурных проектов, которые планируются к реализации. Уже строятся гостиницы, запланировано много нового строительства, которое мы будем поддерживать.
Подводя итоги, можно выделить три стратегических направления сотрудничества: формирование устойчивой инвестиционной среды, развитие межрегиональных связей и поддержка точечных отраслевых проектов в рамках российско-китайской комиссии. Чем активнее работают регионы, тем выше отдача от партнерства», — резюмировал Дмитрий Вахруков.
Сквозной посыл форума: Большой Уссурийский остров — это не просто территория. Это тест на зрелость российско-китайского сотрудничества. Амбициозный проект может и должен задать новую, образцовую модель трансграничного развития. Как она будет реализовываться — будет видно к следующему форуму: все основания для его проведения есть.
Сегодня при запросе «автотуры в Китай» почти все ссылки в интернете посвящены желающим купить китайский автомобиль. Однако путешественников сильно интересует другой вопрос – можно ли уже совершить самостоятельную поездку из России в Китай на своей машине. Корреспондент издания EAST RUSSIA исследовал вопрос.
Хорошие новости – это возможно, плохие – пока это возможно только в теории. Тому есть две причины: отсутствует соответствующее межправительственное соглашение и 90% российских автомобильных пунктов пропуска не готовы принимать легковые автомобили для пересечения границы с Китаем.
С Китайской Народной Республикой граничат пять субъектов Российской Федерации: Приморский край, Хабаровский и Забайкальский края, Амурская область и ЕАО. Однако, по информации Дальневосточного таможенного управления легковые автомобили могут наземным путем пересекать границу с Китаем лишь через пункты пропуска в Читинской и Амурской областях.
«До пандемии действовало межправительственное соглашение, которое позволяло осуществлять трансграничные поездки физическим лицам. Группа туристов подавала список, на границе оформлялся въезд в Китай в рамках безвизового режима и временный ввоз автомобиля через международные пункты автомобильного пропуска (МАПП) Соловьевск и Забайкальск. Но сегодня туристы могут достаточно просто ездить на своем автомобиле только в Монгольскую республику», – сообщили EastRussia в пресс-службе управления Читинской таможни.
Подобные межправительственные договоренности между Россией и Китаем пока не достигнуты. Как стало известно ранее изданию Федерал Пресс, МИД России направил китайской стороне проект дополнительного соглашения, которое разрешит физическим лицам проезжать через пункты пропуска в Приморье на личных легковых автомобилях вместимостью до 8 человек. Документ на рассмотрении.
А пока все на уровне взаимных автопробегов, в ходе которых профильные ведомства приграничных территорий стараются заново изучить все нюансы организации самостоятельных автопутешествий.
1 мая 2024 года впервые в послепандемийное время был совершен автопробег китайских машин через Суйфэньхэ (МАПП Пограничный) из таких провинций, как Шаньдун, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян. Автопробег длился 5 дней и дал свои плоды: уже сегодня во Владивостоке можно очень часто встретить китайских граждан за рулем своих автомобилей, вероятно не в рамках автопробегов. Тем временем китайская туристическая фирма «Кайсян» (г. Суйфэньхэ) планирует организовать еще 9 автопробегов в ближайшее время.
30 апреля 2025 года встречный международный автопробег совершила российская делегация в составе 10 автомобилей. За четыре дня российские автотуристы на собственных автомобилях посетили Суйфэньхэ и Муданьцзян и оценили качество дорог провинции Хэйлунцзян, сообщается в ТГ-канале Visit China. С российской стороны организатором выступила турфирма «Приморавтотранс-тур».
«На данный момент автомобильные поездки возможны только в формате организованного автопробега в составе согласованной делегации. Необходимо собрать большой пакет документов, получить согласование с китайской и российской стороны, согласовать маршрут. Других вариантов путешествовать в Китай на своем автомобиле нет», – рассказал представитель компании «Приморавтотранс-тур».
При этом практикуется еще один любопытный способ, о котором говорят разные источники. Если вкратце, то пока организованная туристическая группа пересекает границу на автобусе, путешествуя в рамках безвизового режима, параллельно границу переходит автовоз, на котором границу пересекают те самые легковые автомобили туристов, на законном основании – таможенной декларации о временном ввозе. Турист приезжает в Китай, при поддержке турфирмы получает временные водительские права китайского образца и временную регистрацию автомобиля, получает номерной знак и может сесть за руль. Говорят, такой способ работает в разных регионах ДФО, но официально его рекомендовать не можем.
Итак, если мы хотим путешествовать по Китаю, то на правительственном уровне необходимо решение двух основных вопросов: межправительственное соглашение по регулированию трансграничных путешествий между Россией и Китаем, а также готовность автомобильных пунктов пропуска принимать автомобильных туристов. Известно, что в Приморье по крайней мере по последнему пункту работа ведется: к концу 2025 года должна завершиться реконструкция МАПП «Пограничный», МАПП «Краскино», МАПП «Турий рог».
А пока обычному русскому туристу можно попробовать взять автомобиль в Китае в аренду. Но для этого предстоит решить очередную задачу: оформить китайское водительское удостоверение в местном ГАИ.
В Китае ни российское водительское удостоверение (ВУ), ни даже международное (МВУ) не имеют юридической силы. Несмотря на то, что Китай подписал Венскую конвенцию, согласно которой страны унифицируют свои ПДД, в Поднебесной не так просто соблюдать дорожные правила: требуется пройти специальный инструктаж или даже экзамен для получения временного водительского удостоверения.
В апреле этого года стало известно, что Минтранс и МВД России обсуждают с китайскими властями взаимное признание водительских прав для индивидуальных поездок граждан на легковых автомобилях, но пока все иностранцы оформляют временные водительские удостоверения.
По отзывам многих русских экспатов в Китае, иностранцы делают это в Китае повсеместно. В Пекине оформить временное ВУ можно в международном аэропорту Дасин. Время оформления займет 30 минут. Такой документ даст право управления только арендованным авто. Иностранцы, в том числе русские, достаточно просто получают водительские документы в Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжене.
Для путешественников в приграничные территории мы оставили ссылки на адреса местных ГАИ в городах Суйфэньхэ (найти на карте) и Хэйхэ (найти на карте). Для того, чтобы найти такое место в другом китайском городе, можно показать водителю такси 车辆管理所. Как правило, оформление занимает пару часов.
Временное водительское удостоверение оформляется либо на 3, либо на 12 месяцев, потому коридор действия визы должен быть соответствующим. Однако сами туристы говорят, что в приграничных территориях китайские турфирмы оформляют временные водительские удостоверения на 7 дней за 15 юаней — для туристов, которые приехали в рамках безвизового режима.
При подаче заявления в китайское ГАИ при себе нужно иметь российское водительское удостоверение категории «В» и загранпаспорт, а также копии этих документов в двух экземплярах. Фотографии так же, как и медицинский досмотр делают в ГАИ. В некоторых местах медосмотр требуется только людям старше 70 лет.
Также в ГАИ необходимо будет предоставить перевод этих документов, нотариально заверенный в Китае или перевод с апостилем (последний можно сделать в России, он действует за границей, стоимость его выше, чем обычного нотариально заверенного перевода). Если вы заверяете перевод в Китае, нужно найти нотариальные бюро公证处, которые есть в любом китайском городе. В среднем заявление рассматривается от 3 до 6 дней. Потребуется также оплатить пошлину.
В городах Суйфэньхэ и Хэйхэ есть например частное бюро EGONGZHENG, где заявление можно подать онлайн через сайт. Физически они находятся по адресу в г. Хэйхэ 黑河市爱辉区魁星路391号 и в г. Суйфэньхэ 黑龙江省绥芬河市行政服务中心二楼大厅 (рабочее время с понедельника по пятницу с 8:30 до 11:30 и с 13:30 до 17:00).
Также в г. Суйфэньхэ по адресу 绥芬河市北山新区中福街38号(行政服务中心406室) находится нотариальное бюро, подведомственное государству.
Арендовать машину в Китае за наличные средства можно. Однако для удобства пребывания в Поднебесной лучше оформить банковскую карту. Так как российские карты в Китае не действуют, можно оформить международную карту банков стран СНГ (сегодня эту услугу может оказать, например, Газпромбанк или частные посредники). Эмпирическим путем доказано, что есть возможность оформить карту в китайском банке. В некоторых случаях могут потребовать основание для открытия счет, например, рабочую/учебную визу или адрес временной регистрации, но зачастую этого не происходит. Чаще весомым аргументом может стать желание привязать карту к приложениям WeChat и AliPay – сегодня именно так оплачивает все товары и услуги весь Китай.
Заявление на открытие счета заполняется в банке на месте. Вам понадобится загранпаспорт с визой, наличные деньги, чтобы внести первый депозит на счет (в некоторых банках требуется минимальный депозит), китайский номер телефона.
В Китае три основных мобильных оператора: China Mobile (中国移动), China Unicom (中国联通), China Telecom (中国电信). Офисы продаж обычно легко найти по крупным вывескам. На месте вам предложат выбрать подходящий тариф в зависимости от того, что вам важнее: звонки или интернет. Китайский телефонный номер позволит вам всегда иметь доступ в Интернет (для использования многих привычных приложений вам понадобиться заранее скачать на телефон VPN), а также на него оформляется банковская карта в китайском банке.
Безусловно, нужно ответственно отнестись к вопросу вождения в Китае и изучить правила дорожного движения. В Китае сильно развита система видеонаблюдения, потому за рулем вы будете нести полную ответственность как водитель. Для проверки своих знаний можно скачать приложение Driving in China или пройти тестирование на сайте (такие вопросы могут встретиться на китайском экзамене по вождению).
С временными китайскими водительскими правами беспрепятственно можно арендовать машину в любом городе. Для аренды нужно иметь при себе загранпаспорт с визой и в качестве депозита оставить данные своей банковской (кредитной) карты. Депозит часто начинается с 500 юаней. При аренде автомобиля рекомендуется на месте приобрести полную страховку ответственности, включая страхование ответственности третьих лиц.
К слову, для водителей в Китае действует приложение, где вы сможете пользоваться услугами дорожной полиции. Приложение «交管12123» подходит, чтобы просматривать штрафы и, что важно оплачивать их онлайн, а также арендовать автомобиль, оформить заявку на замену водительского удостоверения, получить бонусные баллы и так далее. Но оно только на китайском языке, потому здесь предстоит заручиться поддержкой переводчика.
Любое путешествие – это всегда маленькое исследование, потому отправляясь в путешествие, будь то приграничные территории или крупные города, можно заодно взять с собой водительское удостоверение и поставить перед собой цель исследовать этот вопрос самостоятельно. Тем более, если для туризма вы выбрали такую дружелюбную для российского туриста страну, как Китай.
Отмечаемое потепление в Арктике и на Дальнем Востоке приводит к деградации вечной мерзлоты. В свою очередь потеря несущих способностей многолетнемерзлых грунтов – серьезный риск, оказывающий влияние на безопасность объектов и экономику компаний, работающих в непростых северных условиях. В условиях климатических изменений крайне важно быть готовыми к негативным последствиям, зачастую действуя на опережение.
Как не терять почву под ногами
Вследствие глобальных изменений климата на 70% территории арктической зоны РФ несущая способность грунтов к 2050 году может снизиться на 15% и более. Активное таяние вечной мерзлоты чревато серьезными последствиями: потенциальный ущерб от деформации зданий и сооружений к этому времени оценивается порядка 10 трлн руб. (подробно об этих вызовах в материале EastRussia «Узаконивая мерзлоту»).
Под угрозой находятся объекты транспортной инфраструктуры, а также топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, новые объекты, возводимые в том числе в рамках национальных проектов, требуют дополнительных мер по сохранности вечномерзлых грунтов. Например, на Ямале происходили случаи, когда построенный многоквартирный дом уже через несколько лет давал трещины и признавался аварийным.
Конечно, важно упреждать риски, поэтому не обойтись без эмпирической базы. Напомним, летом 2024 года постановлением правительства РФ запущен государственный мониторинг состояния многолетней мерзлоты. Документом предусмотрено проведение долгосрочных наблюдений за процессами, происходящими в грунтах, а также анализа, оценки и прогнозирования их состояния.
В основе системы – фоновый мониторинг в районах многолетней мерзлоты, организация которого возложена на Росгидромет. На сегодняшний момент под эгидой ведомства действуют 78 пунктов наблюдения в 12 российских регионах. «В данном случае измеряем два параметра: глубину промерзания и температуру как таковую», – рассказала и.о. начальника управления в области метеорологии и климатических изменений Минприроды РФ Наталья Соловьева.
В декабре 2024 года в опытную эксплуатацию введена информационная система, которая занимается хранением и обработкой данных о состоянии вечной мерзлоты. Со следующего года, после окончательной ее настройки, она будет открыта для всех пользователей.
Между тем одних возможностей Росгидромета мало. Во-первых, фоновый мониторинг осуществляется в тех местах, где нет явной антропогенной нагрузки. Кроме того, сегодня сказывается дефицит бюджетных средств. По словам Натальи Соловьевой, в этом году предполагалось почти вдвое увеличить число пунктов наблюдения, но пока не определен источник финансирования.
Плотность исследовательской базы недостаточна, вторят эксперты. Фактически вся Аляска в термометрических скважинах, тогда как в России они встречаются эпизодически, обращает внимание руководитель проектов по разработке цифровых продуктов направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Сергей Долгачев.
Для максимально объективной картины в регионах предлагают распространять результаты геотехнического мониторинга, который проводят компании, работающие в районах Севера. Соответствующую инициативу, в частности, выдвигал парламент Якутии. Как поясняли в Госсобрании республики (Ил Тумэн), предложение обусловлено тем, что для получения полной информации о вечномерзлых грунтах необходимо учитывать их состояние при эксплуатации различных инженерных сооружений.
За счет получаемых от разных источников сведений возможно разрабатывать адаптивные модели, которые на основе математических алгоритмов и больших данных помогут прогнозировать дальнейшие изменения мерзлоты. Все это позволит обеспечить надежность действующих сооружений и заложить нужные решения в будущем.
Что касается самих объектов эксплуатации, то они должны делиться на несколько категорий, считает Сергей Долгачев: тем, которым, вероятно, уже помочь нельзя, которые находятся в пограничном состоянии и для них следует искать методы термостабилизации, и которые еще не требует мер реагирования, но нуждаются в мониторинге.
Сами эксплуатационники с вызовами вечной мерзлоты сталкиваются не одно десятилетие, и имеют определенный опыт как в области наблюдений, так и практического решения проблем. Например, на БАМе вызванные криогенными изменениями деформации земляного полотна негативно влияют на скорость поездов, пропускную и провозную способность, создают помехи для безопасности движения. Приходится быть во всеоружии, чтобы не допустить нештатных случаев. Силами дистанций пути осуществляется визуальный осмотр рельсовой колеи, организованы поездки путеизмерительных вагонов, собственные исследования проводит Тындинская мерзлотная станция РЖД.
В рамках программы модернизации Восточного полигона еще на этапе проектирования закладываются дополнительные мероприятия. Так, при укладке железнодорожного пути на откосах возводится из фракционного камня т.н. охлаждающая наброска, которая должна способствовать сохранению вечной мерзлоты в основании насыпи, предотвращать оттаивание грунта и тем самым стабилизировать земполотно под рельсами.
Сохранение неизменной температуры пород – одно из основных условий для обеспечения устойчивости грунтов, надежности и долговечности воздвигнутых на них сооружений, соглашаются в «Газпром нефти». В настоящее время используются системы термостабилизации, теплозащитные конструкции для скважин и другие методы.
В 2024 году компания открыла центр обустройства и эксплуатации месторождений в криолитозоне (верхняя часть земной коры с отрицательными среднегодовыми температурами), который систематизирует современные подходы к проектированию, строительству и содержанию промышленных объектов на Крайнем Севере. За грунтами под строениями и установками, инженерными системами и скважинами ведется регулярное наблюдение. Этот контроль начинается на этапе строительства и продолжается при эксплуатации инфраструктуры, ранее отмечал генеральный директор «Газпромнефть-Развития» Владимир Крупеников.
О консолидации данных фонового мониторинга с геотехническим говорится часто, но как это можно интегрировать, вопрос дискуссионный. «Каждое здание обеспечить геотехническим мониторингом не реально и экономически не целесообразно. С другой стороны, нам нужны объективные данные по территориям, – говорит замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Сергей Музыченко. – Как это сделать, просто взять данные коммерческих компаний, которые есть, а кто будет отвечать за верификацию этих данных? Мы должны понимать, что те сведения, которые передает любая, будь то государственная либо коммерческая структура, верифицированы. Чтобы, заложив в прогноз, который на многие годы ляжет в картографирование для строителей, муниципалитетов, развивающих свою территорию, это были объективные данные».
При этом алгоритмов сбора сведений от разных участников наблюдений за мерзлотой на сегодня нет, констатирует замглавы Минстроя, хотя в Минприроды заявляют о готовности разработать порядок информационного взаимодействия. «Росгидромет готов рассмотреть вопрос интеграции дополнительных данных о температуре, глубине промерзания грунтов, собираемых в районах геотехнического мониторинга, в информационную систему фонового мониторинга. Но должно быть единство параметров измерений», – подчеркнула Наталья Соловьева.
Еще один чувствительный момент – в каком объеме компании готовы предоставлять данные для единой системы информирования. Как рассказала Мария Атамас, замдиректора департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО (автономный округ на сегодняшний день является достаточно продвинутым российским регионом, где осуществляется подобного рода взаимодействие местной администрации с бизнесом), представители ТЭК не стремятся широко обнародовать результаты своих наблюдений.
«Потому что они расположены по большей части в антропогенно нарушенной среде, и для нашей системы это имеет мало ценности, а плюс они еще находятся в другой системе координат с целью соблюдения промышленной безопасности объектов. И ключевой вопрос – [все данные] не могут быть выложены в публичную плоскость, поэтому компании очень осторожно относятся к такому сотрудничеству», – объяснила чиновник.
Тем не менее экспертное сообщество выступает за появление единой системы геотехнического мониторинга вечномерзлых грунтов. Наличие у компаний собственных данных о мерзлоте – своего рода конкурентное преимущество бизнеса, работающего в сложных климатических условиях, отмечает Сергей Долгачев. Это следует понимать, мотивируя их на подобное сотрудничество.
В этом плане возможно наладить работу на основе государственно-частного партнерства с госкомпаниями, чьи объекты расположены в зоне вечной мерзлоты, говорит председатель правления фонда «Ресурсный центр Арктики» Олег Волков. Кроме того, есть IT-разработчики, которые обещают создать соответствующее платформенное решение. С потенциальными участниками проекта, в том числе с РЖД и «Газпромом», прорабатываются вопросы безопасности относительно предоставления данных.
«Секретность информации, которую имеют госкорпорации, очень преувеличена. Пусть они держат информацию, какую хотят, мы на нее не претендуем. Наши системы геотехнического мониторинга должны принимать данные, являющиеся критически важными для инфраструктуры. Если создаем ядро, то правила игры должны быть понятны всем и госкомпаниям тоже», – убежден директор учебно-консультационного центра ГО и ЧС «Базис» Олег Волков.
Характер взаимоотношений по обмену данными мониторинга предполагается отразить в новом федеральном законе «О многолетней (вечной) мерзлоте». Пока что прорабатывается его концепция, с которой начинают знакомиться профильные ведомства.
По словам Сергея Долгачева, работа над законопроектом идет не столь быстро. Прежде казалось, что можно взять за основу соответствующие законы таких регионов, как Якутия и ЯНАО, но анализ показал, что работают они не очень хорошо. Кроме того, существует немалое число СНиПов и ГОСТов, определяющих условия для строительства и эксплуатации зданий, что требует логической увязки. «Здесь, наверное, нужно более системную работу дальше проводить», – резюмировал представитель ФАНУ «Востокгосплан».
Сегодня необходимо определить федеральный орган исполнительной власти, который возьмет на себя активную роль по разработке закона о мерзлоте и единой системы геотехнического мониторинга, полагает председатель правления фонда «Ресурсный центр Арктики». «Мы получили письма от Минстроя, Минприроды и Минвостокразвития, что все готовы участвовать в создании, но никто из данных ФОИВов на себя ведущую функцию не готов взять. Все говорят, это не наше, но мы готовы участвовать», – заявил Олег Волков.
На европейском рынке угля цены упали ниже 97 долл./т. Давление на котировки оказало падение газа и увеличение отгрузок со стороны США. Кроме того, негативным фактором остается переходный сезон. Немецкая компания GKM заявила о планах приостановить работу угольной электростанции мощностью 255 МВт с 20 мая до 10 июля.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 398.79 долл./1000 м3 (-16.83 долл./
1000 м3 к 16.04.2025 г.) на фоне увеличения запасов газа в хранилищах ЕС с 35% до 38%. Отбор в апреле на 22% ниже, чем годом ранее, а закачка – на 4% выше.
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 86 долл./т. вслед за европейским рынком, а также ввиду ослабления спроса со стороны индийских производителей губчатого железа, потребности которых все больше удовлетворяются за счет внутренних поставок. Кроме того, потребители занимают выжидательную позицию в ожидании продолжения нисходящего тренда.
Крупный профсоюз United National Transport Union (UNTU) инициировал голосование по объявлению забастовки, поскольку соглашение с оператором Transnet не было достигнуто. Однако точная дата возможной забастовки остается неизвестной и решение по поводу ее проведения будет принято не раньше, чем через 2 недели. Забастовка очень негативно отразится на возможностях ЮАР экспортировать уголь.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали ниже 93 долл./т. на фоне высоких запасов в портах и на складах электростанций. Негативным фактором также является то, что завершение техобслуживания ж/д линии Daqin ожидается раньше срока на 5 дней, в результате чего перевозки увеличатся с текущих 1.00-1.10 млн т./день до 1.20-1.25 млн т./день.
Кроме того, основные угольные регионы КНР сообщили о высоких показателях добычи в марте и по итогам 1 квартал 2025 г. Объем добычи 4 провинций составил 983 млн т. в январе-марте 2025 г. (+10% к январю-марту 2024 г.), что вместе с сокращением генерации на 5% в этом же периоде оказало существенное давление на цены.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 31.27 млн т. (-1.31 млн т. к 16.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 14.17 млн т. (+0.39 млн т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 81 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR продолжает оставаться ниже 48 долл./т. и поставщики не спешат предлагать материал по текущим ценам. В Индии и Китае сохраняется профицит предложения, хотя некоторые участники рынка отмечают запросы на поставку материала калорийностью 5500 ккал/кг NAR и выше.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 просел ниже 92 долл./т., что обусловлено ухудшением спроса на премиальных рынках, включая Японию и Южную Корею. В марте Южная Корея сократила импорт энергетического угля до 18-летнего минимума ввиду увеличения возобновляемой и атомной генерации (совокупный импорт упал ниже 5 млн т. – минимум с середины 2007 г.) и данная тенденциях, согласно прогнозам, продлится до июля.
Китай стал активнее проводить инспекции в отношении импортируемого угля, в результате чего одна партия австралийского материала и две партии российского не были допущены в КНР из-за превышения допустимого уровня фтора.
Индекс австралийского металлургического угля HCC поднялся выше 190 долл./т. из-за сокращения предложения по причине нескольких аварий на шахте Appin (South32) и Moranbah North (Anglo American). Поддержку также оказало увеличение спроса со стороны Индии и остановка одного из разрезов в штате Квинсленд почти на 10 дней после затопления. Ввиду неопределенностей с предложением конечные потребители сфокусировались на формировании запасов, отказавшись от перепродажи материала.
Между австралийской компаний Foxleigh и японской Nippon Steel был согласован бенчмарк на Low Vol PCI на январь-март 2025 г. на уровне 154.50 долл./т. FOB. Южнокорейская POSCO заключила предположительно аналогичное соглашение с Foxleigh на этот период.
Планы по реформированию угольной отрасли на территории ДНР и ЛНР за счёт привлечения частного капитала сталкиваются с системными экономическими ограничениями. Девять из пятнадцати шахт, переданных инвесторам в аренду, возвращаются региональным властям для последующей ликвидации в связи с убыточностью и невозможностью обеспечения рентабельной работы в текущих условиях снижения экспортных цен на уголь, санкционного давления и роста логистических издержек. Семь шахт ранее арендовала компания «Донские угли» в ЛНР, ещё две — «Импэкс-Дон» в ДНР.
Донецкий угольный бассейн, один из крупнейших в мире, обладает значительными запасами, включающими 47 млрд т. разведанных и 30 млрд т. прогнозных ресурсов. По данным Минэнерго России, к 2023 г. на территориях ДНР и ЛНР насчитывалось около 114 шахт, многие из которых находилась в состоянии длительной консервации или готовились к закрытию. Стратегический план реформирования угольной отрасли предусматривал сохранение 15 действующих шахт, модернизацию которых предполагалось осуществить за счёт частных инвестиций.
В рамках стратегии до 2028 г. арендаторы планировали направить в модернизацию шахт порядка 70 млрд руб., предполагая частичное финансирование за счёт банковских кредитов.
Но из-за продолжающегося негативного тренда на мировом рынке угля, санкций, ограничивающих рынки сбыта продукции, а также в условиях постоянного роста тарифов РЖД стало нерентабельным поддерживать заведомо убыточные производства. Дополнительные сложности связаны с глубиной залегания пластов (свыше 1 км), что увеличивает себестоимость на 25–30%, устаревшей инфраструктурой и низким качеством угля из-за высокого содержания золы и серы, ограничивающего спрос на внешних рынках. Кроме того, проблемы включают значительное транспортное плечо до конечных потребителей, что усугубляет логистическую нагрузку в условиях ограниченной пропускной способности железнодорожной сети.
Пример шахт ДНР и ЛНР подчёркивает системные ограничения модели частного инвестирования в угледобычу при отсутствии стабильного экспортного канала, дотационной логистики и механизмов компенсации высоких издержек. Аналогичные риски ранее фиксировались и на других периферийных активах отрасли, в том числе в Иркутской области и на Дальнем Востоке, где часть угольных проектов также была свернута или переведена в режим консервации.
Ликвидация убыточных и нерентабельных шахт в указанных регионах может сократить потенциальное предложение угля на внешние рынки на 5–7 млн т. в год, что с учетом продолжающегося снижения экспортных поставок российского материала будет оказывать поддерживающее влияние на мировые угольные индексы.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе-феврале 2025 г. составил 19.9 млрд руб. против прибыли 20.3 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний выросла до 57.6% против 45.9% за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2025 г. упала до 51.0 млн т. (-1.9 млн т. или -3.6% к январю-марту 2024 г.).
Угольная компания Эльгауголь приступила к строительству второго пути (протяженностью 531 км) на Тихоокеанской железной дороге. Это позволит увеличить провозную способность магистрали, соединяющей Эльгинское месторождение с экспортным терминалом, с 30 млн т. до 50 млн т. угля в год.
Эльгинский угольный проект включает в себя месторождение коксующегося угля, а также терминал, расположенный в 30 км от посёлка Чумикан, мощностью 30 млн т. в год и способный принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
В 2024 г. Эльгауголь добыла 28.6 млн т. угля (+7.2 млн т. или 33.3% к 2023 г.). По итогам января-марта 2025 г. совокупная добыча компании составила 8.8 млн т. (+2.5 млн т. или +39.7% к январю-марту 2024 г.).
Рост производства не имеет прямой корреляции с объемом экспорта, поскольку месторождения в регионе характеризуются труднообогатимыми углями, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
Иван Маньковский более 20 лет помогает «ненужным» людям — тем, кто остался без всякой поддержки: одиноким старикам, лежачим больным, у которых нет или от которых отказались родственники, и просто тем, кому некуда идти. Он организовал в пригороде Хабаровска два приюта, хотя сам предпочитает называть их общежитиями. Крышу над головой, пропитание и уход здесь получают и те, кого называют бомжами, и те, кого больницы выписывают «в никуда». Тот, у кого есть пенсия, вносит за проживание плату, тем, у кого ее нет, приют предоставляют на условии участия в жизни сообщества — готовка еды, хозработы. Конечно, если человеку позволяет это здоровье.
К Маньковскому за помощью обращаются и те, кто жильем обеспечен, но кому сложно обеспечить себя: инвалиды, проживающие в селах Хабаровского района. Чтобы помочь им финансово, Иван Маньковский решил создать целевой капитал — аккумулировать большой объем средств, на проценты с которых инвалидам будет выплачиваться доплата к пенсии в 5000 рублей.
Целевой капитал (ЦК), или эндаумент, это механизм, используя который, НКО могут стабильно обеспечивать свою деятельность. Работает это так: за счет пожертвований аккумулируется большая сумма денег и отдается в управление финансовой организации. Само тело капитала по российским законам не может использоваться в течение 10 лет, а вот проценты с капитала идут на прописанные заранее цели. Это могут быть и прямые выплаты нуждающимся людям, финансирование различных мероприятий — от обучения до покупки необходимого оборудования.
Пример: университет, благотворительный фонд или больница хочет иметь стабильный доход в будущем. Вместо того, чтобы просто потратить пожертвования или бюджетные деньги сразу, они складывают их в специальную «копилку» — эндаумент.
Эти деньги не тратятся, а инвестируются: кладутся в банк, покупаются акции, облигации и т.п. То есть — работают. А уже доход от этих вложений — проценты, прибыль — тратится на цели организации: стипендии студентам, ремонт зданий, проведение исследований, помощь нуждающимся и т.д.
Это похоже на то, как если бы человек положил деньги на вклад и тратил только проценты, а не саму сумму.
По российскому законодательству НКО, чтобы сформировать целевой капитал, должна собрать не менее 3 млн рублей в течение одного года. Срок начинает исчисляться со дня поступления на счет НКО первого пожертвования. Полтора миллиона Иван Маньковский уже собрал.
Иван Маньковский решил создать целевой капитал, чтобы доплачивать инвалидам первой группы, проживающим в Хабаровском районе, по 5 тыс. рублей в месяц к их пенсии.
Почему Хабаровский район? Иван сам живет здесь, в селе Петропавловка. По роду деятельности ежедневно сталкивается с людьми, которые оказались на грани: безнадежно больные, брошенные старики, вышедшие из мест заключения и оказавшиеся ни с чем, и те, кого называют «бомжами». Однако помогать приходится и тем, у кого есть крыша над головой.
— Эта идея зрела у меня давно, лет двадцать. Я всегда думал, как можно реально помочь людям, особенно пожилым, инвалидам, которым просто не хватает денег на базовые потребности. Вся суть в стабильных, пусть и небольших, выплатах. Начать хотим с Хабаровского района. В Минсоцзащиты края нам сообщили, что здесь у нас проживает 1761 инвалид I группы. Если каждому выплачивать по 5000 рублей в месяц, нужно 8,8 миллиона рублей ежемесячно. С доходностью 10% годовых, необходим размер целевого капитала — около 1,05 миллиарда рублей.
Расчёты:
Понимая, что в короткие сроки такую сумму не собрать, Иван с помощниками склоняются к постепенному масштабированию. Начать с одного села, затем охватить инвалидов другого и так далее. Цель: показать, что механизм работает – люди реально получают выплаты. Потенциальные жертвователи и общественность узнают истории реальных людей, получающих доплату, и, по задумке команды Маньковского это позволит активнее собирать средства.
— Выплаты планируем начинать сразу же, как заработает целевой капитал, — говорит Иван. — К примеру, если будет собрано 3 миллиона рублей и получен доход 10% (300 тысяч в год), это даст возможность помогать 5–6 людям. Да, сначала охват будет небольшой, но важно, чтобы процесс начался. Когда первые выплаты пойдут, люди начнут верить, и мы сможем расширяться.
Начало сбора уже стартовало, необходимые для формирования целевого капитала зарегистрированы в январе 2024 года: на счету уже 1,5 млн рублей. фото: EastRussia
По данным Национальной ассоциации эндаументов на конец 2024 года объем активов, находящихся в управлении различных финансовых институтов, составил более 155 млрд рублей. В подавляющем большинстве — порядка 60% — это целевые капиталы вузов. На Дальнем Востоке первопроходцем стал ДВФУ.
Сейчас эндаументы различных направлений есть во многих субъектах ДФО 2014 — в Бурятии существует целевой капитал «Варк», созданный для поддержания национальной культуры, в Якутии, помимо эндаумента СВФУ, создан ЦК «Дети столетия», имеющий целью помогать семьям в республике, в Хабаровском крае свои эндаументы имеют Тихоокеанский госуниверситет и Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
С благотворительными целями ЦК создаются реже. Один из примеров — созданный в 2022 году хабаровской организацией «Чужих детей не бывает» эндаумент «Дети Дальнего Востока». Проект стартовал 12 лет назад с разовой помощи детским домам. Постепенно подключались другие направления — помощь одиноким мамам, приемным семьям. Сейчас организация предоставляет целый спектр услуг: это и прямая материальная помощь, и проживание в кризисном центре, и юридические консультации, и обучение. За последний год на эти цели потрачено более 30 млн рублей, полученных в качестве пожертвований и грантов. В итоге пришли к решению создать целевой капитал.
— Мы озаботились тем, что работа у нас ведется системная, с ежедневными расходами и немаленькими, — рассказывает председатель общественной организации «Чужих детей не бывает» Ольга Лим, — а гранты и пожертвования — это такая история временная: сегодня есть, завтра нет, а все везде оплачивать надо.
Поэтому мы стали искать системные способы финансирования. Рассматривали несколько вариантов, и все их внедрили. Это, например, социальный бизнес: у нас есть свои бизнес-проекты, социальные, благотворительные, которые тоже приносят постоянный доход. Небольшой, но приносят. Это и платные услуги, которые мы можем оказывать, и в том числе мы организовали целевой капитал как возможность финансовой подушки в случае каких-то серьезных проблем.
Но сначала создателям целевого капитала пришлось пройти обучение, которое перевернуло их представление об эндаументе.
— Мы подали заявку в фонд Владимира Потанина. Обучение проходило на базе Московской школы управления «Сколково», длилось два с половиной года и за это время у нас кардинально изменилось понимание сути целевого капитала, — продолжает Ольга Лим. — Ранее мы воспринимали эндаумент как некую «подушку безопасности», которая поможет организации пережить сложные времена. Однако в ходе обучения стало ясно: чтобы капитал действительно мог выполнять такую функцию, его объем должен составлять не менее ста миллионов рублей. Наши три миллиона, собранные с большим трудом, в этом контексте выглядели почти символически. Один из лекторов, успешный предприниматель, метко охарактеризовал эндаумент как «плевок в будущее» — вклад, адресованный следующим поколениям.
Эта идея глубоко нас зацепила. Мы начали мыслить стратегически: не на три, пять или даже десять лет вперёд, а на тридцать, пятьдесят и более. Это стало новой философией нашей работы. Так появился эндаумент с символичным названием — «Дети Дальнего Востока». Мы создали его с расчётом на будущее: чтобы спустя десятилетия дети нашего региона имели устойчивую финансовую опору для реализации социальных и образовательных программ.
На начало 2025 года объем целевого капитала «Дети Дальнего Востока» — около 13 миллионов рублей — по меркам сферы поддержки детства это считается вполне достойным уровнем. Инвестиционный доход, полученный за прошлый год — порядка 300 тыс. рублей. Эти средства было решено не использовать.
Организация придерживается стратегии накопления: инвестиционный доход не изымается, чтобы основное тело капитала продолжало расти и в будущем сформировался действительно устойчивый финансовый ресурс. К тому же на фоне ежегодных расходов в размере уже упомянутых 30 миллионов, эффект от использования инвестиционного дохода практически неощутим в общем бюджете.
Уверенность в том, что за год собрать минимально необходимые по закону три миллиона у команды Ивана Маньковского есть, гораздо сложнее определить, с кого начать выплаты.
Пока рассматривается два подхода: первый — по очередности регистрации в программе, второй — по уровню нуждаемости (например, слепые, лежачие, без родственников). Но любая градация, уверен Иван, должна быть четко прописана до начала выплат, иначе возникнет недоверие, которое может загубить инициативу на корню.
— Да, на старте сумма целевого капитала не позволит охватить всех инвалидов I группы одновременно. По одному из вариантов — а они еще обсуждаются — первые выплаты получат те, кто первым зарегистрируется. Это будет зафиксировано в договоре, вступление в программу означает попадание в очередь на получение выплат. Все будет максимально прозрачно — счет открыт, информация доступна, любой сможет видеть текущий баланс и понимать, на каком этапе находится программа.
Мы понимаем — есть риск, что кто-то может посчитать себя несправедливо обойденным. Поэтому с самого начала будет четкая коммуникация: в памятке и договоре будет указано, что при недостатке средств выплаты идут по очередности. При этом никто не обязан вносить деньги — программа абсолютно бесплатна для получателей, и регистрация не влечет за собой никаких обязательств.
Коммуникация с потенциальными получателями выплат — еще одна сложность. Далеко не все люди с инвалидностью активно пользуются интернетом. Возможности у социальной защиты ограничены, обзвонить всех просто физически невозможно. Пока придумали передавать информацию через почтальонов, соцработников или родственников. Например, человек может получить уведомление вместе с пенсией. Также рассматривается вариант волонтерской сети, особенно в отдаленных селах.
Уже сейчас создается карта — сколько инвалидов I группы в каких селах Хабаровского района проживает. Чтобы понимать, сколько потребуется волонтеров на месте. Например, в Некрасовке — 20 человек, значит, нужны как минимум 10 волонтеров, чтобы они пришли ко всем в один день. Пожилые люди часто недоверчивы, объяснение потребует времени.
Параллельно создается сайт, на котором будет отражаться информация по формированию капитала, по датам начала выплат, очередности. В лучшем случае, они начнутся не раньше, чем через два года: если к январю 2025-го капитал будет собран и передан в управление, весь 2026-й год он будет работать на создание процентов, и только в 2027 первые получатели могут рассчитывать на прибавку к пенсии. Дальше в планах — охватить инвалидов первой группы всего Хабаровского края — на конец 2024 года это 23688 человек. Целевой капитал для этого должен быть порядка 14 миллиардов рублей.
В начале апреля в раннем доступе в Steam появилась демоверсия игры Cake Up («Подними тортик»). Игру разработала якутская геймдев-студия Cryolite Games, основанная известным ИТ-предпринимателем Николаем Потаповым.
Николай Потапов — участник СВО и кавалер ордена Мужества, после ранения и возвращения из зоны боевых действий создал геймдев-студию Cryolite Games, которая готовится к запуску новой игры Cake Up. Также он основал школу программирования ExpoSkills, обучающую детей в Якутии и ДНР.
Cryolite Games является резидентом ИТ-Парка. Команда состоит из восьми человек, Cake Up их первый проект, запускаемый в Steam. Подробнее о концепции игры и планах ее продвижения Николай Потапов рассказал East Russia.
— Николай, как появилась идея создать игру Cake Up? Что вас вдохновило?
— Идея родилась спонтанно — в начале ноября прошлого года мы участвовали в федеральном конкурсе Game Jam. Там была интересная тема: нужно было сделать игру, где главный герой — это не супергерой, а персонаж второго плана.
Мы вспомнили, как в студенчестве подрабатывали кто где — кто курьером, кто официантом, кто таксистом. Почти каждый проходил через это. И в какой-то момент пришла мысль: а что если сделать игру, где игрок — обычный доставщик торта… только в фэнтезийном мире, во время магической войны?
Cake Up — это трехмерная семейная казуальная игра в стиле фэнтези. Игрок управляет курьером, которому нужно доставить торт королю, пока в городе идет магическая война между двумя могущественными магами — светлым и темным.
На первый взгляд, всё просто: есть миссия, есть маршрут. Но по пути игрок сталкивается с множеством препятствий — от магических атак до логических задач. Придется уклоняться, думать, быстро реагировать. В игре много юмора, загадок и неожиданных поворотов.
— Почему вы решили выпустить игру в раннем доступе именно на платформе Steam?
— Потому что Steam — это одна из крупнейших площадок для инди-разработчиков. Более 120 миллионов активных пользователей, ежедневная аудитория — до 45 миллионов человек. Платформа международная, с огромной вовлеченностью. И самое главное — она дает возможность собрать обратную связь от игроков.
Ранний доступ и демоверсия — это отличный способ понять, насколько проект «зашел», какие элементы требуют доработки. Кроме того, пользователи могут добавить игру в вишлист, поддержать нас, и мы сразу видим интерес аудитории.
— Кто работает над игрой? Расскажите немного о вашей команде.
— Наша команда — это восемь человек. Все — из Якутска. Мы делимся на две части: техническая команда и организационная.
В разработке задействованы два программиста, 3D-моделист, художник и гейм-дизайнер. Вторая часть — это я и два моих партнёра, мы отвечаем за ресурсы, продвижение, связь с инвесторами. У всех ребят есть опыт в IT и геймдеве. Мы собрались, потому что верим в то, что делаем, и готовы вкладываться по максимуму.
— Какую роль в развитии вашей студии сыграл ИТ-Парк Якутска?
— Очень большую. Мы являемся резидентами ИТ-Парка, и это даёт серьёзные преимущества. Во-первых, нам предоставили льготное помещение — мы работаем в самом центре города. Во-вторых, здесь создаётся сильная экосистема: можно обмениваться опытом с другими IT-компаниями, подключаться к образовательным и инвестиционным программам.
ИТ-Парк — это не просто офис, это среда, в которой ты чувствуешь себя частью чего-то большего. И это действительно помогает развиваться.
— Какие советы вы могли бы дать начинающим разработчикам игр?
— Самый главный совет — относитесь к разработке серьезно. Очень много людей бросают всё ещё до стадии прототипа. Нужно заранее понимать, что это не хобби, а полноценный проект. И он потребует и времени, и денег.
Например, базовый бюджет на разработку — от миллиона рублей. Плюс минимум год активной работы. Продумайте финансовую модель, найдите единомышленников, заложите время на тестирование. И не бойтесь ошибок — они будут. Главное — не сдаваться.
— Каковы ближайшие цели Cryolite Games? Чем планируете заниматься дальше?
— У нас два направления. Первое — это собственные игры. Мы сами пишем сценарии, делаем музыку, рисуем, моделируем и программируем. Cake Up — только начало.
Второе направление — это издательство. У нас есть вторая компания, зарегистрированная в дружественной стране, и она помогает нам и другим российским студиям выходить в Steam. Мы хотим стать мостом между российским геймдевом и глобальным рынком.
— Когда ждать релиз полной версии Cake Up?
— Платный релиз полной версии выйдет в раннем доступе в июне 2025 года. Наше издательство 2 апреля уже заключило ряд соглашений с шестью инди-студиями Якутии для выпуска игр на Steam, готовим проекты для запуска.