Поделиться
Как Ленский мост повлияет на экономику Дальнего Востока?
Поделиться

До конца года правительство Якутии ожидает получить разрешение на строительство Ленского моста. Об этом во время эфира на региональном телевидении заявил глава республики Айсен Николаев. По его словам, общая стоимость проекта с учетом НДС не должна превысить 130 миллиардов рублей в ценах на конец 2022 года. Какое влияние объект окажет на экономику субъекта, специально для Ленского клуба прокомментировала доктор экономических наук, профессор МГИМО Юлия Зворыкина.

изображение: пресс-служба главы и правительства Республики Саха (Якутия)

«Реализация проекта Ленского моста окажет положительное влияние на динамику экономики Якутии. В первую очередь, в связи со значительным повышением транспортной доступности всей территории республики снизится стоимость ввозимых товаров и продуктов. В том числе уменьшится объем предметов первой необходимости, который сейчас доставляют по «северному завозу». Это можно назвать своеобразным «эффектом высвобождения». Средства, которые сэкономит потребитель, будут направлены на покупку дополнительного объема товаров и услуг, что подстегнет развитие малого и среднего предпринимательства. Региональный бюджет также избавится от части трат на доставку грузов, которые ему приходится субсидировать. По сути, это дополнительные денежные ресурсы, которые правительство Якутии может направить на развитие инфраструктуры, социальные проекты и решение проблем в той же энергетике.

По этим же причинам наибольший эффект от строительства Ленского моста получит сельское хозяйство и промышленность республики. Товаропроизводители будут расходовать меньше средств на доставку своей продукции до потребителей, а вырученные средства позволят наращивать бизнес. Ровно тем же будут заниматься промышленники, только с одной поправкой. Во многом уровень добычи полезных ископаемых в республике ограничивается логистическими сложностями региона. Поэтому, как только откроются новые пути для вывоза природных ресурсов на рынки, произойдет резкий рост объёмов экспорта. А это – опять же дополнительный источник пополнения казны, в которую будут поступать налоги. Что немаловажно, мост даст стимул для прихода на рынки новых компаний и инвесторов, которые раньше видели сложности в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Если смотреть в макрорегиональном разрезе, то сразу несколько субъектов страны будут заинтересованы в использовании моста через Лену. Фактически это ключевой элемент по маршруту Якутск–Магадан. Объект свяжет два крупнейших округа России – Сибирский и Дальневосточный. Благодаря этому увеличится грузопоток – как автомобильный, так и железнодорожный. К примеру, путь для перевозчиков из Красноярского края сократится как минимум на тысячу километров – это экономия времени, денег, снижение расходов на топливо. Таким образом, торговля в этой части страны оживится.

Это естественным образом увеличит экспортный потенциал регионов Сибири и Дальнего Востока. Экономика Китая, которая сегодня нуждается в большом количестве энергоресурсов, чтобы продолжать рост, расширит объем закупок. Повысится спрос со стороны других азиатских стран. Все это органично сочетается с политическим и экономическим курсом, который проводит руководство России в рамках «разворота на Восток». Наличие логистической инфраструктуры в виде Ленского моста и подъездных путей к нему подтолкнет инвесторов вкладываться в новые неосвоенные месторождения в России. В конечном счете это приведет к росту занятости в регионах Дальнего Востока и Сибири, появлению новых и развитию уже имеющихся инфраструктурных объектов, что положительно скажется на социальном самочувствии жителей, приведет к демографическому росту и снизит отток трудоспособного населения оттуда».

Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Какую пользу принесет Ленский мост экономике Якутии и Дальнего Востока России?

Несмотря на санкционное давление, которое терпит Россия, на федеральном уровне внимание к нему только усиливается. В прошлом году Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала идею Айсена Николаева о паритетном финансировании работ. Накануне глава Якутии обсудил завершение проектирования с зампредом Правительства Маратом Хуснуллиным. В комментарии Ленскому клубу экономист, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов рассказал, чем значим Ленский мост и как он может повлиять на развитие Республики Саха и Дальнего Востока.

Читать полностью
Поделиться
БАМ вышел на новый цикл развития

Реконструкция БАМа и Транссиба остается крайне важным инфраструктурным проектом, который расширяет возможности для диверсификации российского экспорта и создает необходимые условия для дальнейшего развития Дальнего Востока. Очередной, третий по счету, этап модернизации обещает стать самым капиталоемким и сложным с инженерно-технической точки зрения. Надежду на его реализацию сегодня возлагают многие отправители, столкнувшиеся с проблемой вывоза своих грузов.

Читать полностью
Поделиться
Дальний Восток как транспортно-логистический хаб: текущая ситуация и дальнейшие перспективы

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», рассказал EastRussia о текущей ситуации с транзитными перевозками через Дальний Восток, их дальнейших перспективах и развитии региона как большого логистического центра.

Читать полностью
Поделиться
Зеленый свет китайским фурам?

Максим Кузёма, председатель комитета по транспорту общественной организации «Деловая Россия», председатель комитета по транспорту межрегионального отделения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель ассоциации национальных грузоперевозчиков и заместитель председателя общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, собственник «Первой Контейнерной Компании» поделился с EastRussia опасениями по поводу нововведений в сфере международных автоперевозок.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистических проектов ДФО — зима 2025

В текущем году Восточный полигон «РЖД» получит меньший объем финансирования. В связи с сокращением инвестиционной программы в госмонополии пересматривают приоритетность грузов на БАМе и Транссибе, что вызывает обеспокоенность регионов, ранее обладавших квотами на вывоз угля. В то же время со стороны грузоотправителей растет востребованность пограничных железнодорожных переходов через государственную границу, в связи с чем предполагается реализовать крупные проекты создания таможенно-логистических терминалов. В ряде аэропортов Дальнего Востока продолжается реализация проектов по модернизации и расширению пропускной способности. В Якутии начато возведение важного инфраструктурного проекта – моста через реку Лена.

Читать полностью
Поделиться
Полеты во сне и наяву

Размер субсидий на авиаперевозки в стране на 2025 год заявляется примерно на 15% меньше в сравнении с прошлогодним. Тем не менее, говорят в Росавиации, финансирование может измениться в течение года, и перевозки по дотированным маршрутам возможно останутся на прежнем уровне. Однако проблемы отрасли все ощутимее: в частности, заметно выросли расходы на поддержание летной годности авиапарка, а выручка от маршрутов даже на субсидируемых направлениях не всегда покрывает затраты перевозчика.

Читать полностью
Поделиться
Пункт пропуска на Большом Уссурийском — гладко на бумаге?

Максим Кузёма, председатель комитета по транспорту общественной организации «Деловая Россия», председатель комитета по транспорту межрегионального отделения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель ассоциации национальных грузоперевозчиков и заместитель председателя общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, собственник «Первой Контейнерной Компании» рассказал EastRussia о логистических проблемах, которые появятся с вводом в эксплуатацию международного пункта пропуска на Большом Уссурийском острове и вариантах их решения.

Читать полностью
Поделиться
Как меняется логистика на Дальнем Востоке

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» рассказал EastRussia о текущей ситуации с входящим грузооборотом в ДФО.

Читать полностью
Поделиться
«Давайте после праздников» или что не стоит откладывать на январь

В декабре вся страна начинает готовиться к Новому году, что связано не только с приятными, но и с довольно затратными для бюджета покупками. После декабрьских праздников наступает короткий рабочий январь, и каждый год мы осознаем это лишь тогда, когда последние средства уже потрачены на праздничный стол и наряд для торжества. Эксперт НСПК Мария Точилова поделилась несколькими советами о том, как подготовиться к наступающему году заранее в декабре.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: обзор социальной сферы ДФО — зима 2024

На Дальнем Востоке предполагается сохранять меры социальной поддержки, в частности направленные на обеспечение доступности жилья с помощью льготных кредитных программ, а также расширение возможностей аренды. Продление действия дальневосточной ипотеки со ставкой 2% годовых, в частности, должно снизить влияние отмены других льготных программ. Тем не менее в регионах существуют опасения относительно введения дополнительных ограничений банками в связи с повышением ключевой ставки ЦБ. Между тем оценивать эффект от программы льготной аренды, в рамках которой в городах началось возведение домов, пока рано. В большинстве регионов Дальнего Востока сохраняется естественная убыль населения, в то время как федеральные власти намерены оценивать работу губернаторов в том числе по данному показателю.

Читать полностью
Поделиться
Логистика на Дальнем Востоке: потенциал и текущие вызовы

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», рассказал EastRussia, что привлекает игроков логистического рынка в ДФО и с какими сложностями им приходится здесь справляться.

Читать полностью
Больше материалов