Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Как выбрать бизнес-тренера?

Если вы – руководитель предприятия малого и среднего бизнеса, то наверняка у вас время от времени возникает задача обучить ваших сотрудников. Предпосылок и причин для этого может быть много, например: компания растет, в нее приходят новички, сотрудники не справляются с выполнением ключевых показателей эффективности, появились новые конкуренты и т.п.

Если у вас нет штатного специалиста по обучению и развитию персонала, то встает вопрос о привлечении внешнего бизнес-тренера. Где его искать? Кого выбрать? Как не ошибиться с выбором? Именно об этом – сегодняшний материал.

Как выбрать бизнес-тренера?
Фото: pixabay.com

Ольга Збарская

бизнес-тренер, социальный психолог

Где водятся тренеры?

Сразу скажу: стандартный запрос в поисковики, например, «бизнес-тренер в Хабаровске», себя вряд ли оправдает. Вы получите первым делом ссылки на сайты-агрегаторы, консолидирующие информацию по региону, и не только тренерскую. В выдачу могут также проникнуть ссылки на сайты столичных тренеров и тренинговых агентств, продвигающих себя в регионах.

Поэтому имеет смысл идти прямиком на такие порталы – например, Vsetreningi.ru – и сделать выборку по нужному городу там. Как правило, тренеры, работающие автономно, стараются зарегистрироваться там — но увы, не всегда вовремя обновляют информацию о себе. Так что будьте готовы, что не все специалисты в выборке вам подойдут: кто-то переехал в другой город, кто-то устроился в найм, кто-то и вовсе сменил специализацию.

Закономерным будет ваш вопрос: почему же дальневосточные бизнес-тренеры не занимаются продвижением своих услуг с помощью сайта? Ответ прост: некоторые занимаются, поэтому от месяца к месяцу картина в выдаче по вашему запросу может меняться. Но общая тенденция такова: вложений в раскрутку сайта во всех смыслах требуется много, при сравнительно небольшой отдаче. Поэтому многие коллеги используют свой сайт как развернутую визитку, а не как продающий инструмент.

Другой вариант поиска тренера – сделать запрос в соцсетях. Вы получите ссылки на аккаунты специалистов, которые продвигают себя как тренеры. Дальше – вопрос вашей коммуникации: вам нужно списаться или созвониться (если в профиле указан телефон) со специалистом и обсудить задачу.

Хорошим способом является посещение разного рода бизнесовых и околобизнесовых мероприятий: вы можете там не просто познакомиться в кулуарах со специалистами по обучению, собрав урожай визиток, но и увидеть некоторых из них «в деле»: часто бизнес-тренеров приглашают выступить по актуальному вопросу или провести мини-тренинг в рамках большого мероприятия. Этот способ помогает в принципе завести полезные знакомства, но вряд ли подходит, когда задача найти тренера срочная.

 

Наиболее надежный способ – поискать нужного бизнес-тренера среди знакомых по бизнесу. Если в вашем круге общения есть специалисты по работе с персоналом, они наверняка назовут вам 2-4 фамилии тренеров. Руководители в компаниях-партнерах также могут посоветовать тренера, который проводил обучение у них. Можно использовать для этого тематические бизнесовые группы в мессенджерах – запросив в них информацию, вы получите отличный отклик с рекомендациями, а то и прямые отклики бизнес-тренеров. Плюсом такого способа поиска является то, что вы сразу получаете и отзыв о работе тренера в партнерской компании.

Первичный отсев: на что ориентироваться?

На старте лучше иметь не один вариант, а 2-3. Конечно, придется потратить время, но, если вы планируете в обозримом будущем обучать персонал неоднократно, то лучше подыскать надежного и подходящего именно вам специалиста.

На что важно обратить внимание при первичной выборке?

·   На информацию о тренере в открытых источниках: собственный сайт, или сайт агентства, с которым сотрудничает тренер, профессиональные аккаунты тренера в соцсетях, упоминания о нем на сторонних ресурсах;

·   На его тренерский и практический опыт в той теме, по которой он обучает;

·   На те примеры обучающих материалов, которые тренер может наглядно предоставить вам как «демо-версию» своей услуги. Например, он может пригласить вас на свое открытое мероприятие, или предоставить запись своего вебинара, какое-то методическое пособие, статью, мини-книгу;

·   На его тренерскую специализацию. Ошибкой было бы полагать, что любой тренер может провести обучение по любой теме. У каждого тренера есть набор из 2-4 направлений, обусловленных его личным опытом и интересами;

·         На ваше общее впечатление от первичного общения с ним. Все же вы доверяете тренеру святая святых – воздействие на ваших сотрудников – поэтому момент личных симпатий и качества коннекта важен.

Первые переговоры

Первым делом следует обозначить тренеру тематику обучения и проблему, в связи с которой возникла потребность в проведении тренинга. Запрос лучше давать развернуто, потому что универсальных тренинговых программ не бывает, и для каждой компании пишется особая программа с учетом именно ее проблем, задач и контекста.

Еще это важно потому, что у каждого человека при выражении, например, «тайм-менеджмент» или «управление продажами» в голове будет свое кино. Мне доводилось сталкиваться с запросом на обучение тайм-менеджменту (управление временем, в переводе с английского), а когда я стала расспрашивать о ситуации подробнее – выяснилось, что сотрудники много времени тратят на конфликты друг с другом, и поработать нужно именно с этой проблемой. Согласитесь, что фокус внимания будет несколько иной, чем инструменты организации своего рабочего времени?


Так что, если у вас есть идея, что вам нужен тренинг на конкретную тему – расскажите специалисту чуть подробнее, что именно надо и в чем проблема. Будьте готовы, что может потребоваться основательный разговор минут на 40-60, в котором тренер вас попросит подробнее рассказать о ситуации и о том, что привело к необходимости обучения. Это свидетельство вдумчивого подхода тренера к будущему обучению.

Если же тренер готов предоставить вам программу сразу, без обсуждения ваших задач – это должно вас насторожить. Скорее всего, в итоге вы получите «универсальное» обучение, которое может оказаться далеко от ваших реальных проблем и задач.

Бывает и так, что для подготовки переговоров проще сначала составить базовый проект программы на обозначенную вами тему, а потом уже вести беседу на ее основе и обсуждать детали. Так тоже можно делать: главное в этом, что все равно по итогу разговора на основе базовой составляется индивидуализированная программа.

Иногда случается, что руководитель весьма поверхностно знает о конкретных проблемах сотрудников – только видит, что они не выдают нужный результат. В этом случае тренер может предложить провести диагностические мероприятия. Это может быть, например, опрос сотрудников, или наблюдение за их работой (и тогда тренеру под определенной легендой нужно будет обеспечить присутствие в офисе), или исследование методом «тайный покупатель»… Если при этом не требуется детальной оценки сотрудников, а только общее представление об ошибках сотрудников – тренер, скорее всего, проведет эту диагностику бесплатно, а от вас как руководителя потребуется только содействие в организации этих мероприятий.

Программа обучения

По следам состоявшегося разговора и диагностики проблем тренер пишет программу обучения и предоставляет ее вам на согласование. Профессиональных тренеров обучают составлять программы таким образом, чтобы их содержание мог оценить представитель бизнеса без специальной подготовки.

К слову, программа – это в том числе инструмент мотивации сотрудников к обучению, и после ее согласования важно ее разослать всем участникам будущего обучения на ознакомление. Это повышает качество обучения и развивает ответственность сотрудников. Можно, например, сразу попросить участников будущего тренинга подготовить их вопросы в рамках этой программы или собрать проблемные случаи для обсуждения на тренинге.

Что должно содержаться в хорошей программе?

•    Прежде всего - цель тренинга. Например, «освоение инструментов работы с возражениями и их практическая отработка».

•    В отдельных случаях – целевая аудитория. Например, «менеджеры по продажам с опытом работы от 1 года».

•    Тематические блоки тренинга с развернутым, по пунктам, наполнением. Наполнение должно четко отвечать тем проблемам и задачам, которые были обозначены вами в диалоге с тренером и выявлены в диагностике. Вот пример такого блока:

Особенности публичных выступлений в онлайн-среде

    Психофизиология и особенности восприятия слушателями информации в онлайн-среде

√    Техническое оснащение онлайн-спикера: оборудование, помещение, площадки, безопасность

    Работа над образом онлайн-спикера: внешний вид и речевое поведение

    Требования к «упаковке» контента выступления в онлайн-среде

    Использование визуальных материалов в онлайн. Оформление презентации, сопровождающей выступление спикера

    Приемы вовлечения и удержания внимания аудитории в онлайн-выступлениях



•   Результаты обучения: единым пулом по всей программе либо отдельно по каждому блоку. Результаты выражаются в формулировках «знать, понимать, уметь, владеть» и т.п., например: «Участники получают и прорабатывают «под себя» чек-лист подготовки к публичному выступлению», «Участники осваивают техники нейтрализации нежелательной активности слушателей» и т.п.

•   Форма организации обучения: тренинг, мастер-класс, семинар, вебинар, марафон, «полевой» (на рабочем месте) тренинг...

•    Хронометраж обучения: важнейший момент, т.к. от него часто зависит бюджет обучения, да и организационные вопросы – как минимум, как «выдернуть» сотрудников из рабочего процесса без ущерба для дела.

Вы можете также попросить тренера отразить в программе важные для вас моменты. Например, были случаи, когда меня просили указать методы обучения по каждому блоку и как именно будет отрабатываться то или иное умение.

 

Стоимость

Предположим, программа вас устроила – теперь дело за обсуждением цены вопроса. Важно отметить, что на нашем рынке не существует единой рыночной цены обучения. Каждый тренер или тренинговая компания решает этот вопрос по-своему. Вы можете найти тренера и с гонораром 20 000 р. за тренинг-день, и 100 000 за тренинг-день.


При оценке стоимости обратите внимание, что включено в цену, указанную тренером. Если тренер не сделал соответствующих пометок – стоит уточнить, указан ли чистый гонорар, или же в цену включено еще что-то.

Какие дополнительные затраты существуют при организации обучения?

1.       Аренда помещения и оборудования (или онлайн-площадки)

2.       Питание участников

3.       Организация транспортировки участников к месту проведения тренинга (если он проводится на выезде)

4.       Реквизит

5.       Раздаточные материалы

6.       Предоставление всех методических материалов тренинга в компанию (если это необходимо)

7.       Сертификаты участия

8.       Помощники (иногда требуются на отдельных категориях обучающих мероприятий)

Важным моментом также для многих заказчиков является то, в каком статусе работает бизнес-тренер: есть ли у него юрлицо, или он работает как ИП, как самозанятый.

Помощь при внедрении

Есть еще один важный момент, характеризующий профессионального тренера. Это посттренинговые мероприятия, нацеленные на закрепление полученных в обучении знаний и умений – и внедрении их в реальную практику.

Было бы наивно полагать, что после одно-двухдневного обучения сотрудники придут на работу и станут все делать по-новому. Любые изменения внедряются не сразу. Важно помочь людям эти изменения внедрить и закрепить. Для этого тренер может предложить вам несколько уровней поддержки:

1.       Тщательный посттренинг: тренер в реальной рабочей обстановке наблюдает за работой сотрудника и помогает ему использовать новые модели поведения.

Плюс такого формата: индивидуальный подход, детальный профессиональный контроль и, как следствие, легкость и качество внедрения нового поведения в работу сотрудника. Минус: эта работа тренера тоже стоит денег – и для целой тренинговой группы может обойтись весьма недешево (порой и дороже, чем сам тренинг).

2.       Легкий или факультативный посттренинг. Например, тренер может дать после тренинга конкретное практическое задание участникам и запросить отчет о его выполнении (например, для тренинга публичных выступлений это может быть речь, произнесенная и записанная участником на камеру). Или предложить участникам в течение 2 недель после обучения обращаться с вопросами по теме тренинга или за разбором конкретных рабочих ситуаций. Этой опцией многие замотивированные участники с удовольствием пользуются.

Этот формат также хорош тем, что участники фиксируются на использовании новых моделей поведения, но тренерского контроля в этом случае меньше. Соответственно меньше он и по стоимости – в отдельных случаях такой посттренинг может идти бонусом к тренингу.

3.       Посттренинг силами руководителя. Тренер прописывает руководителю конкретные рекомендации в системе по поддержке внедрения изученного в рабочую практику участников – и уже ответственность руководителя следить за тем, чтобы участники оправдали сделанные в их обучение инвестиции.


Для наилучшей реализации такой модели важно, чтобы руководитель был полностью в информационном поле тренинга (был полноценным участником или, как минимум, внимательным наблюдателем в тренинге) и системно поддерживал и контролировал использование участниками наработок обучения. Минус — это дополнительные усилия руководителя. Плюс – это бесплатно, к тому же формирует наилучшую связку сотрудничества между руководителем и сотрудниками.


Дальневосточный рынок богат специалистами по обучению и развитию персонала. Успешного вам выбора, продуктивного сотрудничества с тренерами – и развития вашим сотрудникам!

 

 

 

16 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика