Поделиться
Как охладить «шапку Земли»
Поделиться

-

Александр Шестаков, директор Арктической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF):

- Развитие Арктики зачастую обсуждается в очень ограниченном ключе - нефть и газ, судоходство, добывающая промышленность - на этом ставится точка. Мы считаем, что развитие Арктики должно касаться и инфраструктуры, и строительства, и туризма, и возможных перемещений определенных секторов - финансовых услуг, IT и т.д. Этим аспектам, к сожалению, уделяется мало внимания. Безусловно, в различных дискуссиях об Арктике затрагивается и климатическая составляющая, но зачастую она присутствует в лицемерном виде, поскольку часть участников «арктического процесса» считает неприличным не упомянуть климат. Если бы они относились к климату серьезно, то дискуссия, в частности, по нефти и газу должна носить совершенно другой характер.

Чтобы предотвратить глобальное потепление, WWF работает по нескольким направлениям. Мы не занимаемся наукой сами, но поддерживаем разработку научных исследований. Задача WWF состоит еще и в том, чтобы эти наработки дошли до широкой публики - политиков и лиц, принимающих решения.

Мы активно добиваемся, чтобы вопросы адаптации к изменениям климата были включены в управленческие системы. Для этого активно работаем с Правительством России, с регионами по внедрению систем территориального планирования, которые бы позволяли в более гибкой форме учитывать происходящие изменения. Одним из инструментов этого является, например, комплексное территориальное планирование на суше и на море.

Еще одно направление связано с деятельностью WWF на политических уровнях, где для продвижения соответствующих решений по климату мы сотрудничаем как с правительствами разных стран, так и с международными организациями. Если не будет определенных шагов со стороны государств, пожинать плоды будем мы все. Может, стоит перестать думать краткосрочными политическими и финансовыми выгодами?! 

Не секрет, что многие населенные пункты Арктики зависят от завоза дизельного топлива или мазута. Эта проблема существует практически повсеместно и в российской Арктике, и в Канаде, и в США, и в Гренландии. Зависимость эта довольно сложная, потому что топливо завозится, как правило, раз в год на целый год вперед. Если завоз опаздывает – люди сидят без тепла. Кроме того, при сжигании дизельного топлива образуются парниковые газы, производится сажа, которая уже признана весьма существенным фактором изменения климата в Арктике, в том числе таяния льдов. Плюс, бочки и цистерны с горючим нужно завозить, а завозятся они, в основном, судами, что создает дополнительный, существенный риск аварийных ситуаций, серьезного загрязнения моря нефтепродуктами. Получается большой комплекс проблем, который решается благодаря альтернативным источникам энергии. Есть проверенные бизнес-проекты, которые позволяют заместить 60-70% дизеля и мазута комбинацией альтернативных источников энергии – солнце, ветер плюс современное поколение батарей.

Подобный опыт получения энергии существует во многих регионах, в том числе и в России. Но на самом деле очень важно вести работу по обобщению такого опыта: в Арктике разные условия, поэтому единого рецепта решения проблемы не существует. 

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов