Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Хабаровские огни одессита Владимирова

EastRussia вспоминает имена дальневосточников, посвятивших свой талант и умения становлению региона, сделавших жизнь здесь более яркой, комфортной и насыщенной. Сегодня мы рассказываем про композитора Юрия Владимирова.

Хабаровские огни одессита Владимирова

В середине девяностых и начале нулевых ровно в полдень из-под купола хабаровского ЦУМа, построенного в дореволюционные годы, пережившего обстрел японцами в апреле 1920 года, а после не раз перестроенного, доносилась мелодия, хорошо знакомая всем хабаровчанам:

Хабаровск, Хабаровск, тобой не любуюсь я –

Я просто люблю тебя!

Это вальс под названием «Хабаровские огни», который наряду с другими композициями претендовал, но так и не стал официальным гимном города (к слову, таковой у Хабаровска появился лишь в 2014 году – совместное творение Дениса Савченко и Вячеслава Корсакова «Город удачи»). Текст «Хабаровских огней» написал Георгий Буравлёв, а вот музыку - Юрий Владимиров: человек, который стоял у истоков Дальневосточного отделения союза композиторов СССР.

Собственно, для организации этого самого отделения его – уже заслуженного и уважаемого работника культуры, одессита – направили в Хабаровск. Хоть и на край земли, но это отнюдь не было ссылкой, а даже наоборот – полное раздолье для творческого человека! Для Хабаровска приезд Владимирова тоже стал большим приобретением: ведь его романс «Не надо» в исполнении Клавдии Шульженко был в те годы шлягером всесоюзного значения.

Кстати, настоящая фамилия Владимирова - Бродский. Владимиров – псевдоним, который использовал его отец, тоже музыкант.


Юрий Владимиров с семьей
Фото из личного архива композитора

Юрий Яковлевич приехал на Дальний Восток осенью 1958 года, в год 100-летия Хабаровска. К тому времени он уже был женат, но детей не было, да и вообще как-то семейная жизнь не задалась. А тут новый город, новая работа и… новая супруга: Тамара, тоже родом из Украины, приехавшая на Дальний Восток с родителями-врачами. Познакомились они в 1961 году, тут же и поженились.

Семейным «гнездом» до конца жизни обоих супругов стал дом № 1 по улице Льва Толстого в самом центре Хабаровска. Кстати, эту четырехэтажку в 1949 году построили военнопленные японцы, которые еще много лет после окончания советско-японской войны находились на Дальнем Востоке.

 
Фото: Алексей Елаш

Сегодня на фасаде этой «сталинки» расположена мемориальная доска, посвященная Юрию Владимирову – человеку, который не только хорошо выполнил свою «музыкально-чиновничью» работу, но и помог в становлении местным композиторам, стоял у истоков многих творческих фестивалей, в том числе и дальневосточного джазового, которым так славился Хабаровск.

А еще Юрий Яковлевич много писал – о Хабаровске и Дальнем Востоке: «Золотая Амгунь», «Таежный поселок Де-Кастри», «На Дальнем Востоке». Да, в то время был своего рода «госзаказ» на восхваление восточных окраин, БАМовских поселков и труда на благо Родины. Но в этот заказ Владимиров вкладывал всю свою душу и любовь: симфонии, кантаты, песни, романсы – почти 20 лет Юрий Владимиров писал произведения, дослужившись до звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Часто сочинял дома, проигрывая написанные мелодии на чехословацком пианино «Petrof» (сегодня оно хранится в музыкальном салоне Дальневосточной государственной научной библиотеки). «Хабаровские огни» стали, пожалуй, самым узнаваемым произведением в дальневосточном этапе творчества Владимирова. Ноты вальса начертаны на его памятнике в «музыкальном» секторе центрального кладбища Хабаровска.


Фото: Алексей Елаш

Летом 1964 года в японской Ниигате случилось мощное землетрясение, повлекшее цунами и наводнение. Город был разрушен, и в Хабаровске организовали сбор гуманитарной помощи, в первую очередь, строительных материалов (Дальний Восток всегда был крупным экспортером деловой древесины). После этого Хабаровск и Ниигата стали городами-побратимами, а Юрий Владимиров написал мелодию к песне «Хабаровск – Ниигата».

Дальневосточный период в творчестве композитора оказался самым плодотворным и продуктивным: Владимиров писал музыку, гастролировал, преподавал в музучилище и Хабаровском институте искусств и культуры, во Владивостоке. Он воспитал целую плеяду музыкантов, культработников и просто людей с хорошим вкусом. За это Юрия Владимирова называли камертоном музыкальной жизни Хабаровска.


19 мая: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика