Поделиться
Колеса удачи и крылья надежды
Поделиться

В Якутии разработали стратегию развития для всех видов транспорта — автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного

pixabay.com

«Только самолетом можно долететь». Так можно сказать чуть ли не про половину нашей страны. В песне романтика, в жизни – проблемы. Сложно строить новые дома и заводы, осваивать месторождения, просто жить нормально и комфортно, если у твоего города или села плохая «транспортная доступность». Таких мест в России много, например, в Якутии, которая по площади – пятая часть всей России, а по числу населения – меньше, чем одна сто сорок пятая. На значительной части ее территории все как у классика: «нет дорог – одни направления».

В республике, которая в последние годы уверенно поднимается вверх в различных рейтингах российских регионов (прежде всего – при оценке инвестиционного климата), развитию транспорта придают особое значение. Неслучайно крупнейшие предприятия транспортной отрасли Республики Саха (авиакомпании «Якутия», «Полярные авиалинии», «АЛРОСА», АО «Ленское объединенное речное пароходство», а также АО «Железные дороги Якутии») включены в перечень системообразующих предприятий федерального значения. Их работа действительно важна для всей страны.

Администрация республики провозгласила одним из основных приоритетов на ближайшую и отдаленную перспективу стратегию пространственного развития региона. Глава Якутии Айсен Николаев неоднократно подчеркивал в своих программных выступлениях, что обеспечение транспортной связанности республики для реализации такой стратегии – задача номер один. И время не ждет, строительство и модернизацию всех элементов транспортной инфраструктуры необходимо осуществить как можно быстрее. Сроки реализации крупных проектов в этой сфере (таких, как мостовой переход через реку Лена в районе Якутска, реконструкция автомагистралей, модернизация аэропортов) – ближайшие четыре-пять лет.

В Стратегии социально-экономического развития Якутии определены территории-драйверы, на которые делается особая ставка. Это Якутская городская агломерация, Западная комплексная провинция, Северо-Якутская опорная зона, Восточная горнорудная провинция и Южный промышленный комплекс. Для каждого из этих территориальных комплексов вопрос развития транспорта также требует особого подхода и эффективных решений. В 2018 году лишь 16% населения Якутии не испытывали проблем с транспортной доступностью. К 2032 году поставлена цель – довести этот показатель до 87%, то есть абсолютного большинства жителей региона.

Чтобы эти цифры перестали казаться фантастикой и воплотились в реальность, требуется развитие всех видов транспорта, который на данный момент в Якутии существует. Это авиация, железные дороги, речное и морское судоходство, автомобильный транспорт. Нет в Якутии только одного вида перевозок – на электрической тяге. Ни троллейбусов в городах, ни пригородных электричек. Но и без них работы и хлопот – немало.


СВЕРХУ ВИДНО, НО НЕ ВСЕ

Авиация для республики– главный способ передвижения, альтернативы ему нет. На авиаперевозки приходится две трети всего пассажирооборота в регионе, воздушные суда используют также экстренные службы. В Якутии есть три аэропорта государственного значения (Якутск, Тикси и Мирный), свыше 30 аэродромов, плюс около 200 вертолетных площадок. Однако взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием есть лишь в девяти аэропортах, и те оставляют желать лучшего.

«Будет сильно трясти, пристегнитесь», — говорят пассажирам стюардессы при взлете и посадке.

В конце 2019 года, в канун эпидемии коронавируса, Якутия добилась от федерального центра выделения более 38 млрд рублей на реконструкцию 16 аэропортов, в том числе в Олекминске, Нерюнгри, Жиганске и Верхневилюйске. В 2020 году должны были начать строительство новой ВПП в аэропорту Мирного. Но планы пришлось скорректировать.

Карантинные ограничения нанесли авиационной отрасли серьезный урон. Резко сократились перевозки, упали доходы авиакомпаний. По данным министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимира Сивцева, пассажирооборот снизился на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, грузов и почты перевезли на треть меньше.

Правительство республики свою авиаотрасль без поддержки, конечно, не оставило. АК «Якутия» выдали кредиты на 370,6 и 500 млн рублей и заем на 120 млн. Для компании «Полярные авиалинии» предусмотрели госгарантию на 100 млн рублей, а бюджетные кредиты, которые выдавали раньше, реструктурировали на 200 млн рублей. Для ПАО «ЛОРП» предусмотрели госгарантию в 100 млн рублей и прокредитовали это предприятие на 400 млн рублей для доставки топлива в районы Крайнего Севера.

Но проблемы авиаотрасли решали не только с помощью субсидий. Глава региона Айсен Николаев отстаивал позицию Якутии в вопросе создания дальневосточного авиаперевозчика, высказывая сомнения в целесообразности создания одной общей авиакомпании. Ее собирались создать на базе АК «Аврора — дочерней структуры «Аэрофлота» — с передачей контрольного пакета акций Сахалинской области.

Глава республики уверен, что гораздо более эффективным может стать альянс уже действующих перевозчиков, с учетом интересов всех перевозчиков региона и созданием единой маршрутной сети. При этом в рамках альянса, неоднократно заявлял Николаев, авиакомпании Якутии с учетом их опыта могут стать опорными на Дальнем Востоке в сфере эксплуатации техники российского производства. Руководство республики предложило также создать для такого альянса сеть центров техобслуживания воздушных судов.

Позиция была высказана четко, жестко и аргументировано. В Москве к мнению региона прислушались. Обсуждение продолжается, поспешных решений принимать не станут. Кроме того, были введены дополнительные меры финансовой поддержки авиаотрасли. По поручению президента России правительство увеличило число авиарейсов, которые субсидирует федеральный бюджет. На Дальнем Востоке их стало 42, часть из них пролегает над территорией Якутии.

В декабре 2020 года в Якутске откроется укрупненный центр управления воздушным движением – 14-ый по счету из 15 подобных центров в стране. Центр в Якутии уже построен, оснащен самыми современными автоматизированными системами управления воздушным движением, прежде всего в целях обеспечения безопасности. Оттуда диспетчеры будут управлять движением воздушных судов в верхнем воздушном пространстве, сообщил первый замглавы Минтранса, руководитель Росавиации Александр Нерадько на пленарном заседании II Северного форума по устойчивому развитию. Форум проходил в Якутске в конце сентября и был посвящен развитию транспортной инфраструктуры северных территорий.

Новый импульс к развитию должны получить и вертолетные перевозки. Холдинг «Вертолеты России» по предложению компании «Полярные авиалинии» ведет сейчас модернизацию вертолетов марки «Ансат». Цель – увеличить дальность полетов и сделать их более безопасными. Эти разработки недавно представили на XIII Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia в Москве. Между холдингом и авиаперевозчиком заключили договоры о сервисном обслуживании и обучении персонала, а также о поставке семи вертолетов «Ансат» в обновленной модификации.


КРУГОМ ВОДА

Якутия – регион, для которого огромное значение имеет водный транспорт. В республике действуют пять крупных речных портов и два морских в Арктической зоне (Тикси и Зеленый Мыс). За неполные пять месяцев, которые там длится навигация, необходимо доставить грузы во все населенные пункты республики. В 2020 году водным транспортом планируется перевезти более 1,2 млн тонн грузов, в том числе по арктическим рекам – 323 тыс. тонн из категории «жизнеобеспечивающих». Еще в августе эту работу руководство региона взяло под плотный контроль, чтобы не допустить сбоев в северном завозе. Отставания в целом нет.

Водные пути в Якутии – это более 20 тыс. км, в том числе по таким мощным рекам, как Лена, Яна, Алдан, Колыма, Индигирка, Оленек и другие. Главный водный перевозчик в республике – ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП). Оно выполняет и морские, и речные рейсы, имеет в составе своего флота уникальные суда класса «река-море», играет ведущую роль в организации северного завоза в порты Северного морского пути. Действует в Якутии и ряд других компаний – водных перевозчиков. Транспортные схемы включают в себя взаимодействие со многими субъектами Федерации, но основной объем перевозок – внутри региона.

Руководство республики считает развитие водного транспорта одной из ключевых задач. Большие надежды возлагают на ввод в строй высокотехнологичной Жатайской судоверфи – ее запустят в 2021 году в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». Из федерального бюджета на это выделили более четырех млрд рублей. Жатайская судоверфь станет ключевым инструментом для решения важнейшей задачи по обновлению речного флота Сибири и Арктической зоны РФ. Бизнес-планом предусмотрен выход на производственную мощность в десять судов в год к 2025 году. Обновленный речной флот и современная верфь обеспечат бесперебойную перевозку грузов в Ленском бассейне и на Северо-востоке Арктической зоны, в том числе через Северный морской путь.

Есть и оригинальные разработки, которые своим появлением обязаны новому экономическому механизму – республиканскому Технопарку. Его резиденты под руководством конструктора Юрия Ильина разработали и представили аэролодки, которые могут развивать скорость до 100 км/ч при объеме двигателя всего лишь 1,5 литра. Опытные образцы собирали на собственные средства. Сейчас надеются получить возможность запустить такие лодки в серийное производство при поддержке правительства республики.

Один из самых важных вопросов – стоимость перевозок. Они не дешевы, и правительство региона субсидирует билеты для жителей населенных пунктов, в которые иным видом транспорта не добраться. За этот год тарифы выросли, и руководство Якутии считает необходимым держать этот вопрос под постоянным контролем в интересах граждан. И не позволять частным перевозчикам «накручивать» цену билетов.


ВСТРЕТИМСЯ НА МОСТУ

Летом 2019 года запущено движение поездов № 328/327 «Нижний Бестях – Нерюнгри –Пассажирская». Обычная, на первый взгляд, новость, на самом деле для жителей республики означает многое. Железная дорога дошла почти до самого Якутска. В строй вступает ключевое звено транспортного узла, где сходятся железная дорога, три автотрассы и водные пути. После того как будет построен мост через Лену, там заработает один из крупнейших мультифункциональных хабов Дальнего Востока.

В этот проект вложили около 50 млрд рублей, из которых 16,7 млрд – средства самого региона, остальное – инвестиции федерального бюджета и ОАО «РЖД». Отдача будет во много раз больше. В том числе – на 25% снизятся тарифы на грузоперевозки, у людей появится возможность передвигаться не только на самолете и сэкономить на билетах (купе от Нерюнгри до Нижнего Бестяха стоит чуть больше трех тыс. рублей, плацкарт вдвое дешевле, с авиарасценками это несравнимо).

Как заявил глава Якутии Айсен Николаев, регулярное железнодорожное сообщение обеспечит республике 20-процентный рост наземного пассажирооборота. И что очень важно – даст людям уверенность в том, что они не оторваны от «большой земли», от всей остальной России.

Строительство трехкилометрового моста через Лену, который, по сути, соединит Восточную Сибирь и Дальний Восток (более четверти территории страны), свяжет три федеральные и пять региональных автотрасс, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт – для Якутии это, без преувеличения, проект века. Сейчас полным ходом идут проектно-изыскательные работы и разработка необходимой документации.

Уже подсчитано, что с открытием моста республика может рассчитывать на приток более 200 млрд рублей в виде новых инвестиций. Плюс существенная экономия бюджета на перевозках в ходе «северного завоза» — около четырех млрд руб. И, конечно, новые рабочие места, оживление всех сфер экономики, рост грузоперевозок, дополнительные налоги в бюджет. Социально-экономический эффект, по расчетам, должен в 1,6 раза превысить объем затраченных на мост средств.

Но один большой проект не отменяет всех прочих. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в республике планируют масштабные работы по реконструкции местных и региональных дорог, городских улиц, транспортных развязок, мостов и других объектов. Надо при этом учитывать, что из более чем 30 тыс. км якутских дорог половина действует только в холодное время года, потому что это «зимники». Они проложены практически по каждой реке и к любому крупному населенному пункту. Но только если вода – это лед, а земля – не болото. На решение этой проблемы потребуется достаточно много времени. Сейчас республика планирует сформировать опорную дорожную сеть в соответствии с приоритетными проектами. Это такие трассы, как «Вилюй», «Лена» (автомобильный АЯМ, как ее называют), «Колыма», «Амган», Намский и Покровский тракты. В ближайшем будущем планируют отремонтировать 186 км дорог в регионе, а также более 20 км улиц – в его столице.

Руководство республики поставило цель – привести в нормативное состояние 85% якутских дорог, снизить количество ДТП за счет организации дорожного движения, качественной разметки, ограждений, дорожных знаков.

Все это, безусловно, дело не одного года, однако в Якутии уверены, что уже в скором времени люди увидят первые результаты масштабных проектов, которые начаты и успешно продолжаются в транспортной сфере. Без этого о полноценном развитии региона говорить просто невозможно.

Иван Четвериков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов