Поделиться
Красный, желтый... зеленый!
Поделиться

Как грамотно искать деньги и уметь их разумно расходовать

Глава Агентства инвестиций и развития (АИР) Хабаровского края Вячеслав Кушнарев рассказал EastRussia.ru, каким образом работает система перевода с канцелярского наречия на язык деловых коммуникаций.

- Вячеслав Анатольевич, «работа с инвесторами» - понятие довольно расплывчатое. В чем конкретно заключаются функции и полномочия Агентства инвестиций и развития Хабаровского края, которое вы возглавляете уже почти полгода? Зачем потребовалось создавать его в новом формате?

- Ответ простой: чтобы с инвесторами действительно работать, а не топить реальное дело в ворохе бумаг. Решение создать АИР правительство Хабаровского края приняло именно для того, чтобы иметь действенный практический инструмент для осуществления многочисленных инвестиционных проектов. Здесь требуется профессиональный подход и ежедневные усилия. Перекладывать их только на органы исполнительной власти было бы нерационально: у них достаточно собственных дел. Хотя, безусловно, мы действуем в плотном контакте со всеми властными структурами края. Наблюдательный совет АИР возглавляет губернатор, курирует работу агентства первый зампред правительства Хабаровского края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики. А мы отвечаем за практические организационные вопросы, которые позволяют инвесторам сделать первый шаг – да и все последующие тоже. Например, мы играем для них роль одновременно консультанта в экономических вопросах, информатора о законодательстве, «проводника» в бизнесе и «одного окна» в административном плане. При этом мы не «чиновники» - АИР заинтересовано в том, чтобы максимально упростить дело, как можно быстрее от стадии предварительных договоров о намерениях перейти к практической части. Об эффективности нашей работы судят именно по таким показателям, а не по «человеко-часам» на переговорах и в бумажной работе.

Кстати, график у нас тоже весьма плотный: в день наши специалисты проводят по 4-5 деловых встреч и консультаций с инвесторами и представителями государственных органов. Сейчас Агентство ведет сопровождение 9 инвестиционных проектов, еще 12 – на стадии информационно-консультативных разработок. Суммарный заявленный объем инвестиций составляет на сегодня около 17 млрд рублей. Краевой бюджет имеет шанс получить от таких проектов до 2018 года, по нашим расчетам, 1,7 млрд рублей. Предполагается создание более 1800 новых рабочих мест.

- Каков, если вкратце, пошаговый алгоритм вашей работы с инвесторами?

- Знаете старую истину «каждой бумажке нужны ножки»? То есть мало одной идеи и даже наличия средств для ее осуществления. Всегда требуются хождения по инстанциям, согласования, разрешения… Так вот этими «ножками» для инвестора становимся мы. Он пришел – и дальше мы, как пресловутые «тридцать тысяч одних курьеров», берем на себя все оргвопросы. Инвестор получает информацию о возможных площадках для своего проекта, о мерах господдержки при его осуществлении, о наличии в конкретном месте необходимой инфраструктуры и т.д. Запросы в инстанции мы посылаем и обрабатываем сами, кроме того, создается база данных об инвестплощадках в нашем регионе. Естественно, она будет в скором времени размещена в открытом доступе на инвестпортале Хабаровского края в виде интерактивной карты. Пока создано 26 площадок, но работа в этом направлении продолжается.

Пока что инвестор «вязнет в бумагах» именно на первом этапе, когда надо отправлять запросы в отдельные ведомства, месяц дожидаться ответа, затем что-то уточнять еще месяц и так до бесконечности. Добавьте к этому прочие сложности – и становится ясно, насколько нужен в подобных проектах знающий, оперативный, я бы сказал еще, настырный и дотошный посредник в нашем лице.

Мы, конечно, не идеалисты и хорошо понимаем, что чиновники вовсе не любят торопиться. У нас есть адекватный ответ – собственная система мониторинга прохождения документов через ведомственное «сито». Своего рода светофор: пока все сроки соблюдаются, на мониторе зеленый сигнал. Затормозилось – желтый. Если вдруг (чего очень не хотелось бы) зажжется красный – значит, пора принимать меры, используя все наши возможности взаимодействия с властными органами. Сейчас мы разрабатываем документ, который обяжет все структуры краевого правительства взаимодействовать в сфере инвестиционных проектов, чтобы свести к минимуму волокиту и «дублирующие функции». Все инвестиционные заявки, поданные через АИР, предлагается рассматривать в приоритетном порядке и в сжатые сроки. Это особенно важно сейчас, когда ситуация в экономике не лучшая, санкции со стороны западных стран заставляют активнее взаимодействовать с восточными и азиатскими партнерами, да и вообще «время не ждет», если мы хотим чего-то добиться как внутри страны, так и в конкуренции на мировых рынках.

- Именно в этих целях на Дальнем Востоке начато создание территорий опережающего развития. Каким образом в такой работе будет участвовать ваше Агентство?

- Почему «будет»? Оно уже участвует, и очень активно. Нам уже удалось привлечь на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) одного иностранного и семерых российских инвесторов. Подписаны соглашения с тремя индустриальными парками – «Дальэнергомаш», «Авангард», RPF Group, на базе которых эти проекты планируется осуществлять и продвигать.

- В конце декабря делегация Хабаровского края вместе с вице-премьером Юрием Трутневым побывала на инвестиционном форуме в Корее, а потом отправилась в Китай. Как вы оцениваете итоги поездки?

- Отвечу пословицей: деньги любят тишину. А большие деньги — глубокую тишину. Сегодня я не могу разглашать предварительные договоренности и назвать те компании, с которыми были проведены встречи. Скажу лишь, что поездка в Корею и Китай была крайне эффективной. И в Сеуле, и в Пекине были проведены переговоры по конкретным проектам, в скором времени мы ждем приезда представителей этих компаний, чтобы вместе осмотреть и оценить предлагаемые площадки, их инфраструктуру и т.д. В любом случае могу заключить однозначно: несмотря на экономическую турбулентность, желание сотрудничать с Россией у азиатского бизнеса есть. В ходе визита вице-премьера Трутнева было подписано соглашение о сотрудничестве и план совместной работы с KITA (Korea International Trade Association, Корейская международная ассоциация торговли). В рамках этого соглашения уже в марте, наше агентство примет их сотрудника на стажировку у нас в Агентстве, а нашего сотрудника мы направим на стажировку в Южную Корею для более детального изучения всех особенностей презентации наших инвестиционных проектов для корейских инвесторов и наоборот.

- А что инвесторы в беседах с вами называют главными проблемами, как облегчить им жизнь и работу в России?

- Большинство зарубежных партнеров, имеющих опыт инвестиционной деятельности в РФ, жалуются на дефицит или отсутствие необходимой им информации. Заметьте: не на бюрократию, криминал или противоречивые законы или высокие тарифы! Этого стало меньше, да и инвесторы люди не из пугливых. Они вполне готовы играть по правилам, но для начала – хотят эти правила знать. Однако у них обычно очень смутные представления о нашем законодательстве, налоговой практике, преференциях, которые предоставляют регионы и Центр, о нюансах ведения бухгалтерской отчетности… Даже если они умудряются эти сведения отыскать, адекватному пониманию мешает языковой барьер (попробуйте сами с ходу понять, о чем речь в каком-либо ведомственном циркуляре). Даже русскоязычным пользователям сложно работать с документами и правовыми интернет-порталами, а иностранцу-инвестору всегда требуется помощь переводчиков, юристов, технических и экономических специалистов.

- Что же мешает привлечь их к работе?

- Есть одна проблема, которая затрудняет общение российского и иностранного бизнеса. Приходится констатировать, что даже знание английского языка у наших руководителей среднего и даже высшего звена оставляет желать лучшего, не говоря уже о китайском, японском или корейском. Английский-то наши зарубежные коллеги освоили, но мы все равно «доунт спик».

Рассуждения о том, что «Запад и Восток друг друга никогда не поймут», мне кажутся пустыми отговорками. Безусловно, в каждой стране есть свои особенности ведения бизнеса. Но в целом наши партнеры работают в системе общеизвестных мировых стандартов в том, что касается форм отчетности, бизнес-планов, финансовых моделей и пр. Но мы упорно не хотим учиться общему языку. Сплошь и рядом камнем преткновения становится обыкновенная неграмотность: российские предприниматели, которые обращаются к нам с пожеланиями найти зарубежных партнеров, не понимают необходимости как минимум грамотно составить и перевести на иностранный язык свои бизнес-предложения, сделать качественную презентацию, подготовить все документы… Элементарное непонимание друг друга – и упущенная выгода в итоге!

Многие вещи нам в ходе консультаций приходится объяснять буквально «на пальцах». И я вижу здесь проблему следующего уровня — отсутствие на рынке труда качественных специалистов со страноведческой подготовкой, хорошо знающих реалии как России, так и наших соседей. В дальневосточных вузах таких профессионалов готовят. Но лучшие выпускники находят себе работу за границей или у зарубежных партнеров, которые проявляют к ним большой интерес. В отечественных компаниях они практически не востребованы и в итоге находят себе работу в других сферах, не по специальности. В нынешней ситуации, когда мы говорим об усилении работы с партнерами из стран АТР, на такие кадровые проблемы нужно обращать первоочередное внимание. Равно как и на многие другие, связанные с особенностями совместного бизнеса, спецификой региона и т.д.

- «Обращать внимание» - каким образом?

- Попытаться наладить систему повышения квалификации нашего бизнеса. Это в первую очередь касается экспортеров, работающих на внешнем рынке, и предпринимателей, заинтересованных в реализации совместных инвестиционных проектов на российской территории. Надо понимать — далеко не каждому предприятию по средствам содержать переводчиков и экспертов-страноведов, оплачивать загранкомандировки. Поэтому говорить об активизации совместных проектов на уровне малого и среднего бизнеса не приходится.

Следовательно, кто-то должен взять на себя налаживание коммуникации между российским бизнесом, в частности, дальневосточным, с нашими партнерами из АТР. Как это сделать технически? В мире (в том числе и в странах Азии) есть соответствующий опыт - система коммуникации через институты развития, которые объединяют представителей бизнеса, экспортеров, финансово-консалтинговые компании и служат своего рода «инвестиционными посредниками» на всем пути от проведения первичных, вторичных переговоров до юридической экспертизы актов, завершающих работу.

- С российской стороны роль такого посредника на себя в Хабаровском крае берете вы?

- Мы оказываем помощь представителям нашего бизнеса, заинтересованным в поиске партнеров, в привлечении финансовых ресурсов иностранных инвесторов. Эту работу АИР ведет совместно с институтами развития стран-соседей, у нас с ними заключены соответствующие соглашения. Среди них, к примеру, KITA (Korea International Trade Association, Корейская международная ассоциация торговли), KOTRA (Korea Trade-Investment Promotion Agency, Корейское агентство по развитию торговли), ряд консалтинговых и юридических компаний Кореи. В Японии у нас налажены контакты с JETRO (Japan International Cooperation Agency, Японское агентство международного сотрудничества), ROTOBO (The Japan Association for Trade with Russia & NIS, Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами), мы также в тесном контакте с российскими торгпредствами за рубежом.

Очень важно со своими предложениями оказаться в нужное время и в нужном месте. Для этого Агентство мониторит инвестиционные программы крупных игроков в Азии, изучает их отчетность, планы по работе с Россией и общую направленность стратегии. Это позволяет работать на опережение и представлять потенциальным инвесторам наши проекты – грамотно оформленные, качественно переведенные, в красивой «упаковке».

Наш портал переведен на английский язык. Кроме того, по поручению губернатора в ближайшее время должен быть сделан перевод интернет-ресурса на корейский, а затем — японский и китайский. Это огромный объем работы. Но зато ее результат на порядок облегчает процесс коммуникации с партнерами, открывает новые каналы общения.

- Вы пытаетесь создать для иностранного инвестора своего рода «визитную карточку» Хабаровского края, его «выставочный стенд». Что вы туда помещаете прежде всего?

- На различных презентационных площадках было немало сказано о географическом положении края — оно на самом деле уникально, о перспективах развития грузового хаба — я имею в виду Хабаровский аэропорт, БАМ, Транссиб и порты на севере края — Советская Гавань и Ванино. Можно рассказывать иностранцам о запасах полезных ископаемых. О машиностроении. Информации много, сведения мы можем представить практически по любому запросу. Но гораздо важнее не количество, а качество такой информации. Не общий «массив данных» (их может найти в интернете любой школьник), а то, что называют «инвестиционным маркетингом». Говоря простыми словами, у нас есть что продавать, но мы не умеем этого делать. Не знаем, как заинтересовать инвестора, как «упаковать отдельно» ту информацию, которая необходима именно ему. Вот эти узкие места наше агентство и пытается сейчас преодолеть в рамках стратегии инвестиционного маркетинга Хабаровского края, которая предполагает работу с целевой аудиторией каждого конкретного проекта.

Важно понимать, по каким каналам должно идти его продвижение. Признанные специалисты в сфере инвестиционного маркетинга ставят участие в ярмарках, выставках и конгрессах далеко не на первое место по эффективности.

- Вы говорите о движении навстречу инвестору. Но ведь у него могут быть свои предпочтения и интересы. В какой степени вы учитываете их?

- Согласен, интересы инвестора не учитывать нельзя. Однако, по опыту, наши бизнесмены часто строят планы исходя только из своих пожеланий. Но иностранные партнеры всегда имеют собственный подход к отбору перспективных проектов, методику расчета их эффективности и т.д. Сильно влияет на решение инвесторов и ситуация на внутреннем рынке их страны. Это приходится иметь в виду – и в данном случае советы наших экспертов-страноведов и экономистов могут быть очень полезны, если не сказать бесценны.

Что сейчас интересно иностранцам в России? В первую очередь (это понятно) — углеводороды, минеральное сырье. С другой стороны, у нас есть желание и необходимость продвигать на рынке нашу продукцию высокой степени переработки. Наша задача – найти точки соприкосновения между двумя этими полюсами - потребностью партнеров в сырье и нашим стремлением к технологическому развитию.

Лучший способ «сверить часы» - спросить самих партнеров. Поэтому мы ведем постоянный инвестиционный аудит уже имеющихся проектов – фактически crash-тесты, причем делаем это совместными усилиями. Это, кстати, сильно способствует повышению профессионального уровня наших специалистов.

Мы не скрываем — учиться всегда полезно. Общая работа позволяет отобрать самые жизнеспособные и реалистичные идеи. Она уже дает плоды: есть несколько серьезных договоренностей об участии иностранцев в масштабных проектах на территории края.

- Каких именно, если не секрет? И не рухнут ли эти протоколы о намерениях под напором очередной волны кризиса?

- Конкретные детали рассказывать не буду – коммерческая тайна. Но могу точно сказать: текущая ситуация в России наших партнеров не пугает. Это высокопрофессиональные люди, которые понимают все нюансы происходящих процессов. Они видят, что сложившейся ситуацией нужно грамотно пользоваться. Будем это делать и мы. Я воспринимаю это как «сигнал» к тому, чтобы продолжать работу и делать ее как можно более тщательно, детально и подробно прорабатывать новые проекты. И, безусловно, учиться на примере наших партнеров – чтобы двигаться дальше.

Справка: Автономная некоммерческая организация «Агентство инвестиций и развития Хабаровского края» создана 11 декабря 2013 года. Основные задачи АИР - улучшение инвестиционного климата в Хабаровском крае, оказание поддержки субъектам инвестиционной деятельности, содействие социально-экономическому развитию региона, развитие его экспортного потенциала. В последнее время агентство также ставит своей целью и активно занимается взаимодействием с зарубежными и российскими институтами развития, продвижением бренда Хабаровского края, содействует созданию проектных команд для сдачи инвестпроектов «под ключ», работает с инвесторами по принципу «одного окна».

Текст: Вадим Пасмурцев, фото AmurMedia Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов