Поделиться
Креативная экономика сама себя не построит?
Поделиться

Как креативные индустрии внедряются в экономику Дальнего Востока

Поддержать, но не зарегулировать — развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке обсудили на ВЭФ-2024. Профильная сессия получила название «Креативный каркас – 2030».

Тематическое фото. источник piqsels.com

Креативная индустрия как полноценная отрасль в структуре экономики России появилась совсем недавно. Буквально летом 2024 Госдума приняла закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Ответственным ведомством за развитие и поддержку креативной экономики назначили Министерство экономического развития. Президент поставил задачу к 2030 году нарастить долю креативной экономики в ВВП страны до 6-6,5%. Сейчас по консервативным оценкам: это 2,5-3%.

Что относится к креативной экономике? Это все, что придумал и создал человек (не искусственный интеллект, хотя его использование в качестве инструмента допускается): от кино, анимации и музыки до озеленения и урбанистики.

Тематическое фото. источник: piqsels.com

Как данность креативная индустрия даёт о себе знать повсеместно, растёт стремительно, но при этом становится «заложницей» своего новаторства — чиновники порой не знают, что делать с креативщиками, а те, в свою очередь, надеясь на поддержку, иной раз сталкиваются с вопросом: «А вы кто такие?». Идеи, рождённые во время профильной сессии девятого ВЭФ, а также проходившего летом в Хабаровске форума креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке», помогают обрести новому направлению экономики более четкую организационную форму, определить оптимальные режимы взаимодействия с государственным аппаратом. Сейчас, несмотря на принятый федеральный норматив, вопросов больше, чем ответов.

На сессии «Креативный каркас» креативную экономику сравнили с гибкой конструкцией, которую. с одной стороны надо аккуратно собирать, давать самой отрасли проявиться, обеспечивать мерами поддержки. С другой — быть осторожными и не зарегулировать до такой степени, что креаторы выйдут из периметра. Но пока никого ограничивать не собираются. Наоборот, сейчас ищут активных людей, дают им поддержку и площадки.

Как считать креативную экономику?

Эксперты «Востокгосплана» подсчитали, что в креативной экономике ДФО на данный момент 15,3 тысячи субъектов предпринимательства. Примерно половина — это ИП, остальное — небольшие предприятия (до 10 сотрудников). То есть речь идет о нескольких десятках тысяч человек, занятых в секторе. Сегодня в России группировка видов креативной экономической деятельности (по ОКВЭД-2) включает 13 индустрий, практически все они представлены и на Дальнем Востоке.

В целом, нынешний вклад креативщиков в экономику макрорегиона оценивается как «скромный», но с большим потенциалом. По данным «Востокгосплана» в 2023 году креативные индустрии дали ДФО около 50 млрд рублей выручки.

 

Единой методики расчёта «весомости» креативной экономики пока нет. Сложность калькуляции в том, что все дальневосточные регионы разные, как и структура их экономики. Например, Якутия ориентирована в том числе на добычу полезных ископаемых. Поэтому если говорить о доле креативной экономики в ВРП, то получается довольно несимметрично. Даже при том, что Якутия лидер в ДФО по кинопроизводству.

«Чтобы никого не вводить никого в заблуждение и быть математически честными, нужно брать базис, который определен внутри региона и от него ставить кратное значение. Абсолютных цифр и расчетов пока не может быть», — говорит замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

Таким образом, сейчас каждый регион отталкивается от той методики, которую определит для себя сам.

Каждый дальневосточный регион уже определил по три ключевые отрасли в креативной экономике, на развитие которых будет сделана основная ставка. Участники дискуссии особо отметили — крайне желательно, чтобы не возникла ситуация, когда во всех регионах «культивируются» одни и те же направления, создавая ненужную конкуренцию. Идеальный вариант — появление синергетического эффекта, когда 1+1=3.

«Мы видим большой запрос и многие регионы определяют как ключевую отрасль – архитектура и дизайн. Во многом это определено тем, как мы сейчас активно занимаемся мастер-планами. Сам рынок сформировал предложение для тех, кто занимается урбанистикой, озеленением. Второй по емкости запрос — это кино и анимация», – отметила Эльвира Нургалиева.

Алло, мы ищем таланты!

Чтобы активнее вовлекать в креативную индустрию молодёжь, в регионах проводятся конкурсы и форумы. Во время «Арктической стартап-экспедиции: Дальний Восток и Арктика России», проводимой под эгидой Минвостокразвития, отобрали почти 500 готовых к реализации проектов. Все авторы станут резидентами креативных кластеров, которые сейчас активно создаются на территории ДФО. В ближайшее время такие формы поддержки появятся во Владивостоке, Улан-Удэ и Благовещенске, а первый уже работает в Якутске.

«В этом году мы выделяем отдельную субсидию Фонду Кино на 2025-2026 годы в 200 миллионов рублей и будем объявлять отдельный конкурс фильмов, снятых на Дальнем Востоке и о Дальнем Востоке. Будут те же правила игры, по которым работает Фонд Кино, но только у картин будет дальневосточная направленность», — анонсировала замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики.

По словам Эльвиры Нургалиевой, кино поможет «сшить страну», даст эффект связанности. В ДФО на съёмки будут приезжать специалисты из центральной части России: их опыт будет востребован у местных кинематографистов, а у приезжих появится понимание, чем живет Дальний Восток. Кроме того, в Хабаровске откроются филиалы ВГИКа, ГИТИСа, а также института им. Щепкина. Последний распахнет свои двери для студентов и в Южно-Сахалинске в следующем году.

Съёмочный процесс. фото: Эдуард Литовченко/оргкомитет кинофестиваля «Точка возврата»

Одним из камней преткновения в развитии креативных индустрий участники дискуссии назвали... стеснительность. В регионах часто срабатывает «комплекс провинциала» и творческие единицы не осознают свой потенциалам, не верят в него, а значит, не продвигают свой продукт дальше. Поэтому родилась такая практика, когда команда АСИ приезжает на территорию регионов, ногами обходит студии и лично знакомятся с тем, что делают ребята, консультируют, помогают в продвижении.

Экспорт в АТР

В силу территориальной близости дальневосточным креативщикам намного проще выйти на рынки АТР, чем их коллегам из других регионов России. Дополнительный бонус — понимание культурных кодов соседей.

Пока экспорт ограничивается главным образом продажей полотен дальневосточных художников в Китай. Если в начальные периоды сотрудничества (1990- е годы) спросом пользовались отдельные работы русских мастеров, то в настоящее время формат спроса изменился в сторону классического художественного мастерства художников (масляная живопись, пейзажи).

Взаимодействие с российскими дальневосточными художниками географически переместилось на территорию Китая. В частности, российские художники приглашаются на творческие стажировки в КНР. Отбираются талантливые мастера, состоящие в Союзе художников или рекомендованные известными российскими экспертами. В период стажировки художнику обеспечиваются необходимые условия для работы.

Созданные произведения являются собственностью галереи, и за счет их реализации компенсируются расходы на организацию стажировок. Работы, создаваемые во время стажировки, могут отражать авторские идеи, а также копировать известные произведения, созданные отечественными и зарубежными художниками прошлого.

Однако сейчас появились серьёзные предпосылки к сотрудничеству в сфере кинематографии. Так, глава Якутии рассказал о скорой поездке в КНР команды, которая развивает в регионе креативные индустрии. Ранее они набирались опыта в США: Бостоне и Массачусетском технологическом университете.

«Мы, кстати, поедем, только, конечно, не в Штаты, а в Китай. Мы уже сейчас с ведущими университетами Китая определяем место, где будут наши ребята по технологическому предпринимательства дальше проходить обучение», – сказал Айсен Николаев.

Глядя на то, как ритмично развивается инфраструктура вокруг креативной экономики, эксперты дают благоприятный прогноз и по другим её направлениям.

Кроме того, со 2 по 4 октября в Узбекистане будет проводиться IV Всемирная конференция по креативной экономике. Это своего рода Олимпиада, когда различные страны (ранее конференция проходила в Индонезии и Арабских Эмиратах) принимают у себя масштабное мероприятие и гостей.

«Мы фактически сейчас выводим делегацию, цвет российских креативных индустрий, которые в глобальной мировой повестке будут показывать, что вообще Россия делает и мы понимаем, что это безусловно в том числе и политическая задача», – отметила Директор центра по развитию креативной экономики, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Екатерина Черкес-заде. 

текст: Ольга Кошелева Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Креативные залежи Дальнего Востока

Участники пленарной сессии «Креативные индустрии для экономического прорыва: опыт регионов», прошедшей в первый день Восточного экономического форума во Владивостоке, согласились во мнении, что креативный сектор в перспективе ближайшего десятилетия станет одним из основных драйверов развития экономики регионов Дальнего Востока.

Читать полностью
Поделиться
«Российская креативная неделя - 2023»: новый опыт и лучшие практики

Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.

Читать полностью
Поделиться
Вспахивая креативную целину: творческая экономика Дальнего Востока идёт в рост

Читать полностью
Поделиться
ИИ & человек: как технологии помогают сфере инноваций

Развитие креативных индустрий и использование новых технологий для создания кросс-индустриальных проектов обсудили на профильной сессии ВЭФ-2024

Читать полностью
Поделиться
Креативная экономика сама себя не построит?

Поддержать, но не зарегулировать — развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке обсудили на ВЭФ-2024. Профильная сессия получила название «Креативный каркас – 2030».

Читать полностью
Поделиться
Вспахивая креативную целину: творческая экономика Дальнего Востока идёт в рост

Читать полностью
Поделиться
Я такого натворить могу! Питчинг творческих проектов прошёл в Хабаровске

В Хабаровске завершился первый форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке». В нем приняли участие более трех тысяч участников со всех уголков ДФО, а также ведущие эксперты из российской столицы. Форум объединил и познакомил представителей киноиндустрии и анимации, урбанистики, медиа, дизайна и моды.

Читать полностью
Поделиться
«Российская креативная неделя - 2023»: новый опыт и лучшие практики

Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.

Читать полностью
Поделиться
«За пять лет Якутия добилась выдающихся успехов»: эксперт об инвестклимате в регионе

Форум «Российская креативная неделя – Дальний Восток» начался с презентации потенциала Якутии. О достижениях региона рассказал его глава Айсен Николаев. Креативные индустрии за несколько лет стали значимой частью экономики республики. Вместе с тем растет и объем инвестиций в Якутию. О том, какие результаты достигнуты в этом направлении, в комментарии Ленскому клубу поделился эксперт Центра прикладных исследований и программ Арсений Беленький.

Читать полностью
Поделиться
Силиконовая Туймаада

Про ассоциации говорил и глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Многие, кстати, отмечают, что именно с его приходом северная республика получила развитие в IT-сфере. Сам он, судя по всему, за некую точку отсчета успешного развития отрасли считает победу на Московском международном кинофестивале в 2018 году, а также, когда компьютерные игры, написанные якутскими «айтишниками», вышли на мировые рынки. После такого успеха в республике решили активно развивать креативную индустрию и написали концепцию ее развития.

Читать полностью
Больше материалов