Различные ситуации при ведении бизнеса требуют диверсификации финансовых инструментов
В бизнесе, как и в жизни, нельзя предусмотреть всё. Только решил быть экономнее, как ломается оборудование или задерживают поставки. Чтобы всегда быть готовым даже к непредвиденным обстоятельствам, хорошо бы иметь под рукой кредитную карту. В чем отличие таких карт от дебетовых, и почему предпринимателям лучше пользоваться кредитной бизнес-картой, а не личной, мы постарались разобраться в этой статье.
Дебетовая или кредитная?
Дебетовыми бизнес-картами предприниматели пользуются для закупки товара и оборудования, оплаты командировочных, представительских и других расходов. Удобство в том, что делать это можно безналично и круглосуточно. Например, закупки для бизнеса можно оплачивать без выдачи наличных под отчёт и оформления платёжек, а напрямую с расчётного счёта как обычной картой.
Но порой заплатить нужно здесь и сейчас, а поступление денежных средств планируется только через несколько дней. Выручит кредитная-бизнес карта. Предпринимателю предоставляется денежный лимит, который он может брать в долг у банка. Отличие от кредита в том, что деньги всегда под рукой: не нужно ждать одобрения и выдачи средств. А главное, если закрыть долг по кредитной бизнес-карте в льготный период и ежемесячно вносить обязательных платеж, проценты платить не придется.
Например, Сбербанк предлагает 100 дней без процентов для кредитной бизнес-карты. Это значит, что у бизнесмена есть три месяца, чтобы расплатиться с банком, при этом ничего не потерять. А при покупках у партнёров банка, льготный период можно увеличить до года. Среди партнёров – строительные компании, продуктовые магазины, оптовые поставщики и рекламные фирмы
Кредитная бизнес-карта или личная?
Иногда предприниматели используют собственную кредитную карту для оплаты расходов компании. Но цели у предпринимателя и физического лица – разные, а значит и кредитные карты выполняют разные задачи. Например, лимит по кредитной бизнес-карте Сбербанка составляет 1 млн рублей без предоставления залога. Этих средств хватит на самые популярные траты: закупку оборудования, оплату товаров или аренды, ремонтные работы, командировочные расходы.
Сама по себе кредитная бизнес-карта от Сбербанка ничего не стоит: выпуск и обслуживание карты – бесплатны. Её можно использовать как подушку безопасности. Даже если карта не пригодится, предприниматель ничего не потеряет.
А еще кредитной бизнес-картой Сбербанка можно делиться: предприниматель может выпустить несколько бизнес-карт для тех сотрудников, которым необходимо предоставить доступ к дополнительным кредитным средствам. При этом карты будут привязаны к одному счёту, а бизнесмен сможет устанавливать суточные и месячные расходные лимиты по каждой бизнес-карте, просматривать отчёты, заказывать новые карты в интернет-банке СберБизнес.
«Индивидуальные предприниматели и юридические лица часто расплачиваются личной кредитной картой, когда им не хватает средств на потребности бизнеса. Мы хотим изменить эту практику, предложив бизнесу гораздо более удобный инструмент — кредитную бизнес-карту Сбербанка. Предприниматели могут воспользоваться кредитным лимитом по бизнес-карте за секунды, не тратя время на поход в банк и заполнение документов», - комментирует Инна Войскович, директор управления продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка.
Если коротко
· Дебетовые бизнес-карты предприниматели используют для ежедневных трат
· Кредитная бизнес-карта выручает в непредвиденных обстоятельствах
· Если оплатить долг в льготный период и вносить ежемесячный платеж – переплат не будет
· Кредитная бизнес-карта больше заточена под бизнес-процессы, чем карты для физических лиц
· Выпуск и обслуживание кредитной бизнес-карты Сбербанка – бесплатны, поэтому, даже если карты не пригодится, предприниматели ничего не потеряют
Оформить кредитную бизнес-карту Сбербанка можно на сайте или в интернет-банке СберБизнес Онлайн, если у организации есть расчётный счёт в СберБизнесе или СберБизнес ID. Оформить СберБизнес ID можно на сайте банка или в офисах.
Уже несколько лет развитие предпринимательства на Дальнем Востоке на особом контроле у правительства России. В регионе созданы условия для комфортного ведения бизнеса, существуют преференции для инвесторов и целые районы безналогового режима. Сбербанк традиционно поддерживает бизнесменов и дает не только финансовые возможности для развития, но и предлагает сервисы, которые способны взять на себя рутинные процессы, оставив время для более важных дел. Как банк участвует в государственных программах поддержки бизнеса и какие собственные продукты предлагает, рассказала заместитель председателя Дальневосточного Сбербанка Марина Перебейнус.
- Марина Юрьевна, завершается первое полугодие 2022 года. С какими показателями Дальневосточный Сбербанк подходит к этому рубежу? В частности, по направлению работы с сегментом малый и микробизнес.
- Сбербанк активно участвует в государственных программах поддержки бизнеса и предлагает собственные решения, поэтому, с учетом ситуации, мы достаточно успешно преодолели эти полгода вместе с нашими клиентами и начали работать с новыми. Сейчас в Дальневосточном Сбербанке обслуживается почти 118 тыс. предпринимателей категории малый и микробизнес, а с начала весны мы открыли почти 6 тыс. новых расчетных счетов.
Мы продолжали открывать счета корпоративным клиентам, выдавать кредиты как на оборотные, так и на инвестиционные цели. Всего с марта этого года мы выдали более 1900 кредитов на сумму свыше 5 млрд рублей.
Нередкими были истории, когда кредит нашим клиентам нужен был срочно из-за изменения процессов работы. Например, в Уссурийске в Приморском крае к нам обратился сельхозпроизводитель. Его поставщик впервые за все время сотрудничества запросил оплату не по частям, а сразу всё. Необходимой суммы у предпринимателя не было, а длительный срок рассмотрения заявки ставил под угрозу своевременное начало посевной кампании. Мы пошли на встречу и в короткие сроки профинансировали бизнесмена, благодаря чему он смог вовремя начать посевную.
Жизнь в бизнес-сообществе Дальнего Востока кипит, это радует и, лично для меня, является доказательством, что сегодня и каждый день - время возможностей для бизнеса.
- Пользуются ли популярностью программы льготного кредитования от государства?
- Конечно! Льготная программа Банка России, которая заработала в марте, позволила малым и средним предприятиям получать недорогие кредиты. Сбербанк полностью освоил свой лимит в 112 млрд рублей.
А по льготной программе от Минэкономразвития в рамках Постановления правительства №1764 с начала 2022 года на Дальнем Востоке мы заключили порядка 250 договоров с субъектами малого предпринимательства. И мы продолжаем работать по этой программе.
- Весной этого года Visa и MasterCard ушли из России. Какую альтернативу предложил Сбербанк?
- В апреле Сбербанк предложил предпринимателям цифровые бизнес-карты «Мир», в конце мая карты стали доступны и в пластике. За это время мы выдали более 1000 таких карт.
Карта позволяет совершать покупки в интернете и офлайн, переводить деньги на бизнес-карты и карты физлиц и др. То есть внутри страны предприниматели могут комфортно пользоваться картой для решения своих бизнес-задач.
В июне предпринимателям стала доступна и кредитная бизнес-карта «Мир». Она предполагает базовый льготный период в течение 100 дней и бесплатное обслуживание на протяжении всего срока действия карты. Кроме этого, при совершении покупок у партнёров банка льготный период может быть увеличен до 365 дней.
- А какие нефинансовые продукты Сбербанка доступны предпринимателям для развития своего дела и поддержки бизнеса?
- Сегодня мы предлагаем нашим клиентам специальные пакеты услуг для предпринимателей, в которых собраны продукты и сервисы для бизнеса: юрист и бухгалтер онлайн, поиск и наём сотрудников, электронный документооборот и отчетность. Еще один сервис, который способен облегчить жизнь предпринимателям и вывести бизнес на новый уровень, - inSales. Это платформа управления онлайн-продажами через сайт, маркетплейсы и социальные сети без помощи ИТ-специалистов и дизайнеров.
Интересное и относительно новое предложение – отраслевые решения для бизнеса. Они предназначены для упрощения рутинных задач в бизнес-процессах. Сервисы касаются различных отраслей, среди которых коммерческая недвижимость, оптовая и розничная торговля, услуги, транспорт, ЖКХ. Например, решение СберБизнес. Недвижимость позволит существенно сэкономить время на управлении объектами недвижимости, формировании договоров аренды, выставлении счетов. А СберБизнес. Оптовая Торговля помогает хранить и систематизировать историю заказов и переписку с клиентами. Базовые возможности решений доступны нашим клиентам бесплатно.
- Дмитрий, каким выдался первый квартал 2022-го года?
- Первый квартал 2022 года был достаточно непростым, особенно его вторая половина. Финансовая система испытала массу внешних вызовов: мы фиксировали кратковременный отток средств, нестабильность валютных курсов и как следствие - повышение ключевой ставки до 20%. Весь март мы работали в круглосуточном режиме, чтобы ответить на все эти вызовы. Сегодня можем с уверенностью сказать, что ситуация управляемая, ушла нервозность, адаптация к новым экономическим условиям прошла успешно.
- Государство отреагировало на обострение ситуации расширением пакета мер поддержки. Какие из них наиболее востребованы крупным бизнесом?
- Да, безусловно, меры государственной поддержки вызывают серьезный интерес со стороны клиентов. Уже можно сказать, что на сегодня наиболее востребованной мерой поддержки для крупных клиентов является программа кредитования системообразующих компаний от четырех профильных министерств: Минтранса, Минпромторга, Минэнерго и Минсельхоза. Дальневосточный банк уже предоставил своим клиентам по этим программам лимитов на 18,5 млрд рублей. Заявки еще на 19 млрд. рублей находятся у нас на рассмотрении. Для среднего бизнеса подходит программа государственной поддержки 15%, по ней уже одобрено лимитов на 2,1 млрд рублей.
- Предприятия какой отрасли наиболее активно участвуют в программах господдержки для бизнеса?
- Основные объемы государственной поддержки в Дальневосточном Сбербанке получили предприятия горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, а также торговли.
- Изменились ли условия по кредитам для корпоративных клиентов? На какие продукты предпринимателям стоит обратить отдельное внимание?
- Сейчас Банк работает по всему перечню продуктов – это и кредитование, и расчетно-кассовые операции, и нефинансовые сервисы. Разумеется, есть некоторые сложности, но вместе с клиентами мы ведем работу, направленную на минимизацию рисков.
Не стоит забывать о хеджирующих инструментах, которые защищают от роста ключевой ставки на периоде кредитования и позволяют клиентам участвовать в снижении ключевой ставки, при этом они защищены от резкого роста ключевой ставки вверх. Эти решения очень хорошо себя показали в течение последних месяцев.
- Как показали себя сервисы Сбера по цифровизации бизнеса в нынешней обстановке?
В первую очередь стоить выделить облачные решения для бизнеса от SberCloud, кибербезопасность от Bi.Zone – они проявили себя наилучшим образом особенно в период участившихся хакерских атак на порталы российского бизнеса. Зарекомендовала себя и система поддержки принятий решений на основании больших данных от СберАналитики, аутсорсинг бухгалтерии, кадрового, налогового учета от СберРешений. Кроме этого наши клиенты оценили поставку и внедрение отечественного оборудования и программного обеспечения от СберКоруса и, конечно, решения для вывода бизнеса в ecom от inSales.
Отдельно хочу заострить внимание предпринимателей на постановлении правительства № 1598. Оно направлено на льготное кредитование проектов по цифровизации бизнеса на основе российских решений в сфере IT. Эта программа позволяет получить бизнесу льготные кредиты по ставке до 5 % на 10 лет и суммой от 5 млн до 5 млрд рублей, ключевое условие – доля отечественных решений в смете проекта выше 70 %.
- Как распределяется крупный бизнес на Дальнем Востоке, если смотреть не на административные регионы, а на преобладающие сегменты бизнеса? Например, Амурская область – агрорегион. А остальные?
Безусловно, у каждого региона есть своя основная специализация, и мы учитываем это в работе банка, так как наши решения и продукты должны быть адаптированы к каждой отрасли.
Если подойти к вопросу укрупненно, то в Амурской области это, конечно же, агропромышленный комплекс и золотодобыча. Еврейская автономная область – торговля, Хабаровский край – энергетика, промышленность и торговля. Приморье – жилищное строительство, транспорт, рыбная отрасль, аграрный сектор и торговля. Сахалин, безусловно, добыча нефти и газа, рыбная отрасль и строительство, на Камчатке традиционно развита рыбная отрасль, в Магаданской области – золотодобыча, на Чукотке – транспорт и золотодобыча.
- Будет ли Сбер работать по новой программе льготного кредитования для приоритетных проектов на Дальнем Востоке и Арктики, заявки на участие в которой собирает сейчас Минвостокразвития? Какие условия предполагается предоставить предпринимателям?
- Мы максимально заинтересованы в интеграции в данную программу. Ключевые условия для участия в ней – это сумма инвестиционного проекта от одного млрд рублей. Размер субсидии равен половине ключевой ставки Центробанка плюс 2 %. Субсидируются первые 12 месяцев кредитования и существует требование по объемам созданных рабочих мест, которое зависит от отрасли проекта. Финальные условия по программе мы узнаем несколько позже, когда будет опубликован итоговый документ и сразу же начнем прием заявок по программе, уже есть ряд проектов, которые, по нашему мнению, имеют хорошие шансы на попадание в эту программу субсидирования.
В настоящий момент активно меняются логистические маршруты и Дальний восток в этом процессе занимается основополагающее место, поэтому стоит ждать большого количества инвестиционных проектов в сфере транспорта, логистики, услуг хранения и перевалки грузов.
Внеочередное повышение ключевой ставки стимулирует банки снова увеличить доходность по вкладам, причем значительно. Наши эксперты считают, что корректировка доходности составит в среднем 70-80% от размера повышения ключевой ставки, наиболее привлекательными будут ставки по долгосрочным депозитам. Это даст возможность зафиксировать максимально выгодные условия на длительный срок.
На этом фоне сберегательные настроения дальневосточников укрепятся: люди будут стремиться защитить средства от инфляции, а рублевый депозит остается надежным и самым популярным инструментом для этой цели в России.
Сегодня сбережения есть почти у половины (44%) российских семей, говорят данные ВЦИОМ. Доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 г. в полтора раза. Главные мотивы сберегательного поведения — отложить на покупку/ремонт недвижимости, отдых/лечение и на старость. Мужчины более активны в вопросах сбережения, чем женщины (50% vs. 38%), чаще сберегают россияне, имеющие одно высшее образование или два (54-50%). Интересно, что начиная примерно с 2018 года, лидер по доле имеющих сбережения изменился - теперь это молодежь до 30 лет.
Дальневосточники гибко реагируют на конъюнктуру и оперативно корректируют модели управления сбережениями: мы видим это по своим клиентам. Давайте проследим, как менялись предпочтения в выборе сроков размещения средств: в прошлом году по мере расширения горизонта планирования и снижения ставок у жителей округа вырос спрос на вклады до 6 месяцев, а впоследствии – до года. По нашей статистике, сегодня каждый второй дальневосточник открывает вклад на полгода, еще треть – на три месяца, остальную часть занимают вклады от 1 года.
У дальневосточника каждый рубль на счету и в дело: любые свободные средства он заставит работать. Мы посчитали, размер сбережений в округе не очень большой – средняя сумма одного депозита составляет 475 тысяч рублей. Самый большой размер этого показателя – в Камчатском крае (620 тысяч), наименьший – в Бурятии (350 тысяч).
Мы также наблюдаем, что у жителей округа растет интерес к альтернативным валютам – включение их в сберегательный портфель позволяет получить оптимальную доходность. В первую очередь спросом пользуется, конечно, юань.
По данным исследований НАФИ, открытие сберегательного счета или вклада в банке в настоящее время является самым популярным среди россиян способом сбережения и инвестирования. Наши цифры показывают, что в ДФО чаще всего этот инструмент используют жители Хабаровского края, Приморья и Якутии. В топ-5 регионов округа по количеству открытых депозитов входят также Амурская область и Забайкалье.
В целом россиянам сегодня важнее сохранить, чем преумножить, говорит НАФИ. При выборе способа вложения денег главными критериями являются: возможность забрать деньги в случае необходимости и гарантия сохранности вложений. Только третье место в рейтинге занимает критерий уровня доходности выбранного финансового инструмента.
Сегодня много внимания уделяется программам повышения финансовой грамотности. Вместе с тем, учитывая наш российский «анамнез», этой работы нужно еще больше, особенно среди молодежи и старшего поколения – это позволит снизить необоснованную тревогу за сохранность сбережений и даст дальневосточникам возможность более осознанно, с большей пользой распоряжаться своими деньгами.
– Инна, наш разговор хотелось бы начать с вас. С чего начался ваш Сбер?
– Моя карьера в банковской сфере началась с небольшого регионального коммерческого банка. А в ноябре 2013 как раз на день рождение Сбербанка, пришла в компанию клиентским менеджером малого бизнеса.
После клиентской службы развивалась в области кредитования. Ведь, несмотря на большое количество появляющихся продуктов, кредитование остается основным флагманом взаимоотношений клиента с Банком. Бизнес постоянно развивается, чтобы успевать за растущей конкуренцией, а для этого нужны финансы собственные или заемные.
Я понимала, что важно понять не только условия: сроки, ставки, а важно погрузиться в процесс, в кредитную экспертизу.
Дальше работала в разных направлениях банка. Затем было предложение поехать начальником управления малого бизнеса Камчатского головного отделения Сбербанка. Приняла его. Семья поддержала моё решение.
Очень плотно работали с правительством Камчатского края по реализации государственных программ поддержки предпринимателей. В 2020 была пандемия, Сбер был на передовой в части оказания поддержки бизнесу. Несмотря на определенные ограничения, связанные с карантинными мероприятиями, мы реализовали множество проектов, значимые для развития края и были отмечены благодарностью правительства.
В 2021 поступило предложение вернуться обратно в Хабаровск и в 2022 я возглавила управление продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка.
– Вы хорошо знаете Дальний Восток. Практически побывали во всех регионах территории. На Ваш взгляд, дальневосточный малый бизнес отличается от бизнеса центральной и западно-европейской части России?
– Однозначно отличается. Наши предприниматели более гибкие, быстро адаптируются к изменениям, постоянно анализируют информацию. Здоровый дух авантюризма в дальневосточниках есть. В текущей ситуации, как и в пандемию, наши предприниматели очень быстро приспособились к условиям новой экономической реальности. Нашли новые логистические пути, не боялись идти в омут с головой, даже в сотрудничестве с теми странами, с которыми нам было весьма сложно работать.
Хотя изначально мы опасались, что многие инвестроекты будут заморожены. Но нет. Уже за текущий год мы реализовали множество крупных сделок по строительству торговых центров, спортивных и туристических объектов. Работали над проектом по переоборудованию завода по утилизации ТБО, помогали наладить производства, нацеленные на импортозамещение, логистику.
– Последние несколько лет сложился устойчивый тренд на цифровизацию во всех сферах деятельности человека, в том числе и в бизнесе. В этом плане какой запрос у дальневосточных предпринимателей?
– В настоящее время даже у представителей микро-бизнеса, который только начинает вставать на ноги, есть понимание, что самое основное в бизнесе - это найти свою целевую аудиторию. Потому что, если ты знаешь, что продавать, но не знаешь кому, то это большая проблема. А для того, чтобы найти свою целевую аудиторию, прежде, чем ты начнешь развиваться и масштабировать свой бизнес, тебе нужна аналитика, какие-то данные, учет, понимание возвращаемости клиентов, средний чек и так далее.
Некоторые предприниматели по привычке ведут учет через администратора, который записывает все отчеты, фиксирует дни рождения клиентов и т.д. Только представьте, какое количество времени тратится на ручную обработку этих данных.
И здесь Сбер предлагает уникальное отраслевое решение, которое отлично подстраивается под текущую потребность наших клиентов. Это не какая-то отдельная программа, все встроено в личный кабинет СберБизнес. Сервис представляет аналитику для управления любой розничной сетью в одном окне, позволяет вовремя узнать о важных событиях в бизнесе, рисках и трендах развития, выручку и средний чек, сравнение с конкурентами, портрет покупателя его возвращение и многое другое. Сервис доступен каждому предпринимателю и предоставляется бесплатно. Та же СRМ-система, те же отчетности, которые они могли бы вести вручную или платно, но зачем, если у нас есть эта статистика и данные в СберБизнес.
Дополнительно мы предлагаем нашим клиентам сервисы, которые помогают исключить риск блокировки в рамках 115 ФЗ, так называемые «Светофоры». Сервис ежедневно анализирует операции по счету. В режиме светофора подсказывает, на какой тип операции нужно обратить внимание и предоставляет рекомендации по ведению безопасного бизнеса.
Для каждой сферы бизнеса у нас есть индивидуальные, не имеющие аналогов отраслевые решения. Сервисы, которые действительно работают и помогают развиваться и вести свой бизнес безопасно.
– В условиях нестабильности очень важно разрабатывать программы поддержки бизнеса. В настоящий момент, какие меры поддержки действуют в Сбере?
– Работает программа Минэкономразвития РФ по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки МСП. По этой программе мы можем выдавать предпринимателям кредиты под льготную ставку. Она зависит от ключевой процентной ставки Центробанка. За 2022 год мы профинансировали дальневосточных предпринимателей на сумму более 8,8 млрд. руб., за 2023 год заключено договоров на 3 млрд. руб.
Согласно Постановления Правительства №1570 также действует программа Промипотека, которая направлена на финансирование инвестиционных проектов юридических лиц для приобретения объектов недвижимого имущества в целях осуществления промышленного производства. Льготная процентная ставка по программе составляет от 3 - 5% годовых.
Сбер активно оказывает меры поддержки бизнесу в рамках государственных программ. На сайте банка размещен конструктор по подбору подходящей программы с указанием первоначальных требований и процентной ставки, с возможностью подать заявку онлайн.
Дополнительно, своим клиентам мы предлагаем быстрые решения в кредитовании, возможность самим управлять кредитной ставкой, снижение до 2% при соблюдении определенных критериев. Все критерии, простые не требующие усилий и выхода из зоны комфорта при ведении бизнеса. Сами клиенты отмечают, что решение удобное и понятное.
Для тех клиентов, кто только планирует кредитование или хочет оценить свои реальные возможности, Сбер предлагает воспользоваться сервисом «Кредитный потенциал для бизнеса», в течение нескольких минут сервис позволяет узнать предварительно возможную сумму кредита.
Клиент сам в режиме онлайн может выбрать программу и направить заявку на одобрение. Сроки рассмотрения заявки в зависимости от вида кредита и текущей потребности занимают от 15 минут. Выдача возможна в режиме онлайн в зависимости от выбранных кредитных условий.
– Ваши рекомендации начинающим предпринимателям и тем, кто уже работают с нами.
– Всем предпринимателям Дальнего Востока рекомендую принимать новую реальность и адаптироваться к текущим условиям. В современном мире происходит большое количество изменений, под которые важно оперативно подстроить свой бизнес для успешного развития.
Начинающим предпринимателям желаю найти свою нишу и целевую аудиторию, верить в себя и свои проекты, верить в свою причастность. Для меня это важно - верить в свой проект, продукт, услугу и максимально делать это лучше всех и превосходить ожидания клиента. Тем, кто с нами уже не первый год, благодарю за доверие, верю в плодотворное сотрудничество. Мы тот банк, который превосходит ожидания.
– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.
— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.