Поделиться
Куда девать минтай, пока закрыт Китай?
Поделиться

Минтаевая путина в разгаре, китайские порты для российской рыбной продукции все так же закрыты, на Дальнем Востоке возможности для хранения вот-вот будут исчерпаны, мощностей для переработки не хватает. Но для паники поводов нет, считает экс-руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.

Каждый новый год рыбной отрасли России начинается с крупнейшей в мире Охотоморской минтаевой путины, которая длится до середины весны. Более ста тридцати океанских рыбопромысловых судов в это время ежегодно добывают до 20% всей российской рыбы. В первую путину планируется выловить почти один миллион тонн минтая и произвести из него не менее 550 тонн готовой рыбной продукции, 80% которой обычно продается в Китай. Теперь в связи с временным закрытием китайских морских портов для иностранной рыбы из-за риска распространения коронавирусной инфекции, непонятно, что делать российским рыбакам. Мы побеседовали с президентом Федерации рыболовного спорта России Андреем Крайним.

EastRussia

 - Андрей Анатольевич, в свое время вы много лет возглавляли Федеральное агентство по рыболовству, знаете рыбную отрасль не понаслышке. Теперь вы можете анализировать процессы в экономике и как финансист. Как вы оцениваете текущие события в рыбной отрасли России в связи с временным закрытием китайских морских портов для иностранной рыбной продукции? 

- Вне всякого сомнения, в связи с китайским «рыбным локдауном» возникает острая ситуация для российских рыбаков. События требуют продуманных и согласованных решений. Более того, на мой взгляд, из этого следует извлечь серьезный урок и может быть внести соответствующие коррективы в стратегии и планы развития рыбного хозяйства.

- На Дальнем Востоке в период январь-апрель выгрузить с судов и сохранить на российском берегу столь масштабные объемы рыбы невозможно, нет такого количества морозильных складов. Трюмы рыбопромысловых судов тоже скоро заполнятся. Приведет ли китайский «рыбный локдаун» к временной масштабной остановке рыбного промысла на Дальнем Востоке России?

- Полной остановки промысла, конечно, не будет, но простои судов возможны. Это негативно отразится на экономике рыбодобывающих предприятий, может не позволить рыбакам выловить общий допустимый объем минтая в текущем году. Иными словами, российской рыбной продукции из минтая в этом году может стать меньше, а это, увы, через некоторое время может отразится в ценах на внутреннем рынке. Посмотрим, как будут развиваться события. Нужны ли многочисленные холодильники под весь объем ежегодного вылова водных биоресурсов дальневосточных морей – это вопрос спорный. Коммерческие объекты строятся за частные деньги и не под одну ситуацию, поэтому для предпринимателя во всем необходим экономический смысл. Очевидно то, что нужны разные и надежные рынки сбыта, а не «города из холодильников», забитых рыбой.

- Близится весна, а с ней и вторая по своей значимости для российских рыбаков тихоокеанская лососевая путина. По всему Дальнем Востоку в 2020 году вылов тихоокеанских лососей составил всего около 300 тыс. тонн, хотя годом ранее был достигнут рекорд - 676 тыс. тонн. Хочется надеяться, что в нынешнем году улов будет хороший. Тем не менее, в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией никто не гарантирует, что Китай пустит в свои порты российскую красную рыбу. Что в этом случае делать российским рыбакам?

- Ответ очевиден, уже сегодня продумывать, куда выгодно продавать красную рыбу в случае проблем с Китаем. Реальность диктует - пришло время менять привычки, оглянуться вокруг и увидеть, что и за «воротами Поднебесной» тоже есть жизнь.

- Учитывая временное закрытие китайских морских портов для иностранной рыбной продукции, имеет ли смысл скорректировать показатели проекта увеличения объемов экспорта российской рыбы и создать условия для увеличения объемов реализации пищевой продукции из российского рыбного сырья на внутреннем рынке России?

- Убежден, что сильная страна – это в первую очередь сильный внутренний рынок производства и потребления собственной продукции из своего сырья. Да, нужна конкуренция, она заставляет шевелиться и работать лучше. Но когда мы говорим о продовольствии и о безопасности, то в приоритете всегда свой производитель – это аксиома. Планы по резкому увеличению объемов экспорта российской рыбной продукции, в денежном выражении почти в два раза, составлялись в одних условиях, а сейчас мы видим, что вопросы продовольственной безопасности и цен на продукты питания приобретают особый социальный характер. Ситуация в мире заставляет в первую очередь думать о себе. Поэтому следует внимательно проанализировать свой рыбный прилавок и расчистить путь к нему российской рыбе.

- Много лет идет дискуссия о том, как перевести рыбу, выловленную в дальневосточных морях, в центр страны, туда, где живет основная часть населения, даются поручения, принимаются решения, а воз и ныне там. В чем причина?

- Мое мнение - за это направление работы в целом никто не отвечает, нет персональной ответственности. Да, многие говорят на эту тему, уже десять лет, как минимум, а что в результате? Железная дорога с рыбой продолжает работать по своим законам и со своим интересом, альтернативные перевозки по Северному морскому пути пока не организованы должным образом, и тут тоже много начальников. А рыбопромышленникам, оптовым покупателям и перевозчикам рыбы нужно одно - гарантии стабильности функционирования нескольких внутренних транспортных коридоров, включая надежный график движения, разумные цены и качество перевозок по ним. В общем, есть еще над чем работать и государственным структурам, и бизнесу.

- И все-таки куда девать минтай, пока закрыт Китай?

- Сразу скажу, минтай - это классная нежирная рыба семейства тресковых, стоит в три раза дешевле трески, белое мясо, вся линейка минералов, витаминов и ненасыщенных жирных кислот, которые благоприятно воздействуют на человеческий организм. Любой врач или диетолог подтвердит, что минтай рыба для здоровья и хорошего настроения. При соответствующем приготовлении обладает изумительным нежным вкусом – пальчики оближешь. А на ваш вопрос отвечу. Решение возникшей «китайской задачки» с реализацией российского минтая зависит от взаимопонимания государства и бизнеса, от осознания общих интересов в, прямо скажем, чрезвычайной ситуации. И еще от организованности с обеих сторон. Смотрите, в государственной и муниципальной системе Российской Федерации есть, как минимум, три института общественного питания: учреждения дошкольного и школьного образования, а также больницы. Только в России доля детей и подростков в возрасте до 18 лет составляет 22,4% от общей численности населения. То есть, указанные учреждения образования ежедневно посещают, как минимум, 25 миллионов человек. В целом же в странах ЕАЭС это цифра где-то на уровне 30 миллионов. Даже если два раза в неделю каждый съест по 100 гр. минтая, то за год можно реализовать в эти учреждения только в России более 325 тысяч тонн минтая (в весе готовой продукции). Сейчас год начался, государственное и муниципальное финансирование, конкурсные процедуры еще только разворачиваются, так может быть в данных обстоятельствах правительству имеет смысл принять соответствующее оперативное решение об обеспечении указанных учреждений пищевой продукцией из русского минтая. При этом все конкурсные процедуры, само-собой, сохранятся, только государственная целевая установка у заказчиков появится – русский минтай. А ведь есть еще больницы, армия и военно-морской флот, другие силовые структуры. Потом привыкнут все эти организации, и вот тебе результат – пол миллиона тонн нашего минтая в готовой продукции ежегодно гарантированно реализуется на внутреннем рынке России и стран ЕАЭС. А ведь есть еще и розничный рынок, на котором также ежегодно продается несколько сотен тысяч тонн минтая. Так что, я не вижу какого-то тупика в сложившейся ситуации. Более того, это шанс завоевать внутренний рынок и наконец-то приподнять рухнувшее потребление рыбы в стране.

Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов