Камчатка в портретах местных предпринимателей
Камчатский мастер по изготовлению свечей и по совместительству мыловар Татьяна Гусева вносит свой вклад в развитие бренда полуострова. Она придумала шарообразную сувенирную свечу, которая создаёт иллюзию лавы, кипящей в жерле вулкана, а также различные варианты мыла из камчатских ингредиентов.
Татьяна Гусева (с недавних пор Степанова) со своей свечой «Лавовый шар» в 2022 году стала победителем Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» в номинации «Сувенир региона». Свеча представляет собой довольно крупный шар с углублением сверху, с внешней текстурой серо-бурого цвета, испещренной характерными бороздками. Когда свеча горит, они светятся оранжево-красным и создается ощущение, что внутри шара находится раскаленная лава. Свеча резная: рельеф создается при помощи ножа или специальной металлической петли. Все делается исключительно вручную – никакой штамповки, каждая – уникальна. До сих пор Татьяна – единственная, кто занимается таким на Камчатке.
Татьяне 43 года, замужем, в прошлом юрист, но сейчас полностью отдает себя творчеству. Рассказывает, что заниматься изготовлением свечей было ее детской мечтой: ещё подростком в 90-е годы в телепередаче «До 16 и старше» увидела сюжет о девочке, которая изготавливала резные свечи, и тут же загорелась этой идеей. Свою мечту исполнила через много лет — в 2019 году.
— Татьяна, насколько трудоемкий процесс изготовления резных свечей?
— Во-первых, оборудование довольно дорогостоящее, установка представляет собой специальные баки, в которых плавится парафин и поддерживается постоянная определенная температура, плюс-минус два градуса —и весь процесс насмарку. В каждом из 12 баков свой цвет парафина. На бесцветную основу — шести- или восьмигранный цилиндр — путем обмакивания наращиваются разные оттенки цветов толщиной примерно в полмиллиметра. На срезе видны все эти цветные слои.
Резные свечи – это полет фантазии. Помимо лавовых шаров я делаю в этой же технике свечи-шишки. Изначально я думала их назвать «яйцо дракона», но все в один голос твердят, что это шишка. Пусть так. Помимо резных свечей, которые не заливаются в формы, а создаются вручную, я изготавливаю формовые свечи — есть камчатская серия: кутхи, пеликены, волки, медведи, вулканы. Есть свечи с морской тематикой.
Прежде чем заняться свечным делом, Татьяна стала профессиональным мыловаром. В 2017 открыла первую мастерскую «Мыльная мануфактура Татьяны Гу».
– Татьяна, с 2017 года вы успели очень хорошо раскрутить свое творчество. Что вам для этого пришлось делать?
– Конечно, я много работала. А до этого прошла несколько крупных дорогостоящих обучающих курсов. Всегда участвовала в ярмарках, которые устраивала администрация на каждый городской праздник. То был этап становления, сейчас больше идут продажи через свой магазин-мастерскую, маркетплейсы. Региональный Центр поддержки экспорта мне помог создать страницу на «Ярмарке мастеров» – оттуда несколько работ уехало в Белоруссию, несмотря на большую стоимость доставки. Экспорт планирую тоже развивать, очень хочу выйти на рынок Китая. Хочу масштабироваться, а для этого надо оформить торговую марку. Кстати, первые шаги в этом направлении мы сделали: в прошлом месяце прошел ребрендинг и «Мыльная мануфактура Татьяны Гу» стала называться магазином-мастерской «Тарья». Тарья – это бывшее стойбище ительменов, располагавшееся на территории маленького поселка за Рыбачий в Вилючинске. Там прошло мое детство.
– Расскажите поподробнее, что особенного в вашем мыле?
– Я работаю и с готовой мыльной основой, и варю натуральное мыло «с нуля», причем из камчатских ингредиентов. Использую морскую воду, родниковую, талую, добавляя туда сок из местных ягод, крапивы. Пользуется популярностью и мыло на кокосовом молоке, и на шампанском. Добавляю разные смеси масел. Натуральному мылу требуется вызревание около месяца – сразу после приготовления им пользоваться нельзя (в отличие от мыла на готовой основе) – нужно, чтобы прошли процессы омыления и испарилась лишняя жидкость. По тактильным ощущениям натуральное мыло очень отличается от обычного. Сейчас делаю акцент на изготовлении именно натурального мыла – это самодостаточный вид творчества. Форма мыла есть в виде вулканов, ездила с ним на ВЭФ в 2022 и 2023 годах, чтобы оценить реакцию на мою продукцию некамчатской публики – разобрали все до последнего кусочка. Там покупали китайцы, филиппинцы, мои свечи улетели во Францию, Новую Зеландию и Австралию. Есть большая серия камчатской тематики – опять же медведи, кутхи, пеликены, коренные жители – всего 18 разных фигурок.
– Как вы считаете, в чем ваша особенность, фишка?
– За эти годы я наработала уровень мастерства. Плюс я использую не покупные, а авторские формы для мыла, мне все лепили из полимерной глины на заказ, по моим размерам и эскизам, а силиконовые формы я делала сама. Тут по максимуму ручная работа.
– Сколько мыла вы производите в месяц?
– С каждым годом объемы производства растут. Многое зависит и от сезонности: к Новому году, 8 марта и 23 февраля спрос сильно увеличивается и приходится варить больше. В среднем в месяц натурального мыла готовлю около 15-20 кг. С открытием магазина, думаю, объемы вырастут в 2-3 раза. Стоимость одного куска 550 рублей. Так как не все готовы потрать на кусок мыла такие деньги, и я делаю мини-наборы, они дешевле. Люди пробуют и часто возвращаются уже за полновесным куском.
– Мыловарение – довольно распространенное занятие. Как вы относитесь к конкурентам?
– В начале своей карьеры я очень ревностно и болезненно воспринимала новых мастеров, которые появлялись. Сейчас, пройдя множество обучений, мое мировоззрение поменялось и теперь с несколькими мыловарами мы даже сотрудничаем. Они в моем магазине выставляют свои товары, сейчас я их воспринимаю больше как помощников.
– Ваша продукция востребована больше туристами или местные тоже активно приобретают?
– И туристам, и местным жителям нравится. Турпоток на Камчатку в последнее время значительно вырос, в магазин заходят все больше и больше приезжих. Им хочется увезти с собой напоминание о Камчатке. Я изготавливаю свечи и мыло с камчатской тематикой и под реализацию – мою продукцию можно найти в аэропорту, на разных базах отдыха.
– Есть планы на развитие мастерской?
– Планирую активнее развивать обучающую деятельность. Мы регулярно проводим мастер-классы для взрослых и детей. Хочу начать сотрудничество с местными турфирмами, чтобы и гости приходили с пользой проводить время, пробовать что-то новое и иметь возможность забрать с собой результат своего творчества. В сувенирной мастерской будет разделение на магазин и на помещение для мастер-классов по изготовлению мыла и свечей. Также я начала заниматься гальванопластикой, буду и это развивать, разрабатывать мастер-классы. Будем изготавливать броши, заколки, шпильки, брелоки – путем омеднения природных материалов. В наш век цифровизации, когда люди привыкли лишь водить пальцем по гладкому экрану и не чувствовать других текстур, я уверена, что это направление будет очень востребовано. В будущем хочу открыть мастерские в других городах – уже есть предложения из Владивостока и Ульяновска. Добавлю, что я также изготавливаю серию парфюма для авто с камчатскими названиями, а к августу выпущу серию камчатских духов.
беседовала Юлия БородинаСветлана Раевская родилась и выросла в Петропавловске-Камчатском. Здесь же получила высшее образование в сфере государственного муниципального управления, занимается воспитанием шестилетнего сына и бизнесом – фотостудией. Сейчас Светлане 32, свой блог «Камчатка в деталях» в запрещенном теперь Инстаграме начала вести пять лет назад и может похвастаться более чем десятью тысячами подписчиков со всего мира. Чем Светлана она покорила? Камчатскими видами? А может быть, тем, что ее фото и видео сняты очень эстетично и профессионально? Или их подкупает красота, открытость и женственность самой Светланы?
– Светлана, как появилась «Камчатка в деталях»?
– Он вырос из личного блога. Я понимаю, что большему количеству людей интереснее смотреть на потрясающей красоты природные объекты, а не просто на мою жизнь. Я очень люблю путешествия, была во многих уголках Камчатки, активно путешествовала по Азии. Свой тематический блог я посвятила именно камчатским путешествиям. Тут люди могут посмотреть новые интересные места, вдохновиться ими, прочитать, как туда добраться, сколько стоит дорога, проживание и прочее. Блог непрофессиональный, я не пытаюсь на нем заработать, это для души. Это просто есть и хочется этим делиться. Конечно, максимальная моя активность – в летний период, тогда мы часто куда-то ездим.
– Кто ваша аудитория и насколько она активна?
– Сначала были в основном камчатские подписчики, к ним подключились туристы из других российских регионов, и теперь больше их. Возраст – 25-40 лет. Те, кто планирует приехать на Камчатку, как правило, натыкаются на мой блог – по хештэгам, по рилсам. Смотрят, спрашивают, пишут, узнают подробности – достаточно активные, их десять тысяч человек – все настоящие, без накруток. Некоторые мои рилсы набирают миллионные просмотры, очень много сохранений и репостов моих публикаций. Это реально людям интересно. Но всерьез заниматься блогингом пока не планирую, на интенсивное ведение не хватает времени. Периодически прилетают предложения на рекламу, бартер – я соглашаюсь, но это не основной, конечно, заработок.
– По-вашему, в чем изюминка ваших публикаций?
– В первую очередь, это – красивый визуал, потому что не все так снимают – на профессиональные видеокамеры и фотоаппараты. Также в моих постах – действительно уникальные дикие места и пишу о них я подробно – это и привлекает внимание. Даже камчадалы, которые тут живут, начали путешествовать по моим стопам – я описываю, как доехать, что посмотреть, хорошая дорога или плохая. Люди начали активно ездить в те же места – польза есть в блоге, ведь это не просто про «посмотреть», но и вдохновиться, и поехать или прилететь даже. Людям не надо копаться на сайтах, читать отзывы – они могут открыть мой блог и получить всю информацию сразу. Надо сказать, что инфраструктура у нас, скажем так, далеко не везде развитая, но природа очень красивая и разнообразная.
– За что особенно вы любите Камчатку и смогли бы жить в другом месте?
– Природа, безусловно. У меня есть небольшой опыт жизни в других регионах: по полгода я жила в Санкт-Петербурге и Краснодаре. Но мне не зашло. С Камчатки уехать смогла бы, если бы нашлось подходящее место, но пока такого места не встретилось.
Говоря о том, что больше всего я люблю на Камчатке – я люблю Толбачик. Там огромная красивейшая заповедная территория, это довольно труднодоступное место – надо ехать целый день, а то и больше. Считаю, если туристы прилетают на Камчатку, то он – на первом месте для посещения. Можно съездить только туда и никуда больше – и впечатлений хватит на всю жизнь. Это действующий вулкан, в 2012 году там было мощное извержение. Желающие могут совершить на него восхождение, а можно и попроще – подняться примерно за час на так называемые «прорывы». Там можно погулять по застывшим лавовым полям, там есть мертвый лес, где под тобой шесть метров пепла и сожженные деревья, и где-то на этом пепелище ты видишь, как начинает пробиваться жизнь – прорастает иван-чай, цветочки цветут – это так вдохновляет!
Есть еще живая сторона, с другой стороны Толбачика – там панорама семи вулканов; каньон реки Студеная: лавовый поток перекрыл русло реки, и она поменяла свое направление, в одном месте оказавшись полностью осушенной, там открылся каньон – очень красивый и глубокий. По нему можно погулять – над головой гигантские булыжники, застрявшие между двух гор, – это неописуемо – там обалденный звук, такое эхо, мурашки по коже, когда там ходишь.
В целом это такая огромная локация, которая наполнена очень разными красивыми местами, впереди вулканы в снегу, а ты по зеленой траве идешь. Там медведи гуляют тоже.
– От медведей как спасаться?
– От них надо не спасаться, от них надо просто предостерегаться. Мы всегда берем с собой средства защиты – это могут быть звуковые пугачи, фальшфейер, специальные газовые баллоны против медведей, они очень далеко бьют. Но это на случай, если медведь захочет напасть, что редкость. Главное – не ходить тихо и не наткнуться на медведя внезапно, не оказаться с ним рядом, если он тебя заранее не слышал. Когда медведь стоит в 30-50 метрах, слышит и видит тебя, он, как правило, сам уходит, ему приключения тоже не нужны. На самом деле они трусливые, и нападают в случае резкого испуга. И ни в коем случае нельзя кормить медведей, прикормленный медведь – это огромная опасность, он начинает выходить к людям в поисках еды и таких медведей отстреливают.
– И о том, как вести себя при встрече с медведями вы тоже рассказываете в своих блогах?
– Конечно! Эту тему я тоже осветила. Я очень рада, если люди вдохновляются моим блогом. Приглашаю всех к себе на страничку – вдохновляйтесь, приезжайте, обязательно соблюдайте чистоту, помните, что после вас сюда тоже придут люди. Желаю всем хороших путешествий!
Михаил Костыря родился в 1980 году на Камчатке, окончил КамГУ им.В.Беринга по специальности «История и английский язык», с 2011 года возглавляет КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий». С 2023 года применяет педагогические и туристические навыки на сыне Тихоне. Женат на прекрасной женщине.
— Михаил, в моем понимании ты — до мозга костей человек природы, ты всегда в каких-то походах, покорениях горных вершин и в планах о дальнейших подобных событиях. Как пришла такая привязанность к туризму?
— В первый свой большой многодневный поход я отправился в возрасте 11 лет и до сих пор не могу с этой темы соскочить. Тогда я записался в туристический клуб «Землепроходцы», который работал при школе, где я учился, и занимался там до окончания школы, после устроился работать в этот клуб инструктором. В трудовой книжке с тех пор — одно место работы — Камчатский дом детского туризма, который, правда, периодически немного менял названия. Надо сказать, я благодарен родителям, что они доверяли мне и поддержали мое увлечение.
— Ты много путешествуешь, расскажи о своем самом крутом переживании, связанном с природой, на Камчатке и за ее пределами.
— На самом деле, хотелось бы путешествовать больше. В моем личном топе — два приключения на Камчатке. Первое — вулкан Камень.
Все хорошо знают вулкан Ключевская сопка, это такой местный бренд. Но удивительно, что мало кто знает его соседа — вулкан Камень, который соединен с Ключевской сопкой перевалом Вулканологов. Это довольно высокая гора высотой более 4 тыс. метров, склоны которой – это не столько шлак и снежники, а сплошной монолитный лед. Можно сказать, альпинизмом я занялся, еще только на фотографии увидев этот вулкан. При подъеме на Камень я испытал одно из мощнейших эстетических и духовных переживаний в своей жизни. Зимой в ночь перед восхождением, в домике на перевале Вулканологов, я вышел и увидел с одной стороны огромный Ключевской, у которого светилась верхушка (начиналось извержение), услышал его рокот, который чувствовался скорее диафрагмой, чем ушами. С другой стороны от меня был Камень — в свете луны его ледяные склоны сияли, а его льды периодически издавали громкий треск, похожий на выстрелы. Получается, с одной стороны огненная гора, с другой — ледяная, над ними луна, и ты между всем этим просто теряешься — это очень мощно.
Второе невероятное по силе ощущение — поход в район Ичинского вулкана. Там есть стойбище под вулканом, где мы встретили бригаду эвенов, которые перегоняли оленей. Там очень красивая местность, мало посещаемая (надеюсь, такой и останется), со здоровенными отвесными стенами гор, похожими на вершины Патагонии, с огромными лавовыми полями, настоящей тундрой, где много ягоды, медведей и оленей. Никогда не забуду, как мы перевалили через застывший лавовый поток и далеко внизу увидели абсолютно плоскую равнину около озера Кетачан. Подходил циклон, сильный ветер гнал облака и по этой плоской равнине мощно двигались столбы золотого света из прорех в тучах, а в этих столбах золотого света – сотни северных оленей.
За пределами Камчатского края абсолютный мой максимум и по сложности, и по ощущениям это — пик Озоди в Таджикистане (бывший пик Корженевской). Один из семитысячников бывшего Советского Союза. Когда нам удалось туда сделать восхождение — это были очень сильные ощущения: огромное напряжение сил на грани моих возможностей и навыков — и такое невероятное воздаяние за потраченные силы! Моральное, эстетическое, духовное переживание, подобного которому не было, но, надеюсь, еще будет.
— Для того, чтобы быть наставником для других, нужно самому иметь за плечами богатый опыт — и он у тебя есть, — причем то, как ты рассказываешь, думаю, также является вдохновением для детей и подростков к погружению в природу. Расскажи, что получают обучающиеся в Доме туризма?
— То, что ребята получают у нас — универсальные компетенции по умению обеспечить свою безопасность, оценивать риски, работать в ситуации стресса, усталости, принимать оптимальные решения в сложных ситуациях. Все это применимо в любой сфере жизни. Кроме того, Камчатка — это место, где вероятность оказаться в дикой природе у любого человека довольна велика, и, если он умеет вести себя там правильно, это уже большой плюс.
Основной ресурс Камчатки — это природа. Если мы ребенка максимально погружаем в природу — мы «якорим» его на Камчатке. Если уникальная природа становится естественной для человека с детства — он понимает этот кайф, и есть большая вероятность того, что он здесь останется. А проблема оттока населения, к сожалению, на Камчатке, как и на всем Дальнем Востоке, является существенной. Кстати, мы сделали исследование среди людей, кто занимается коммерческим туризмом на полуострове – спросили, кто из них пришел в профессию из детского туризма. Оказалось, больше 60% в детстве занимались в туристических клубах при школах или ходили в походы с семьей. Получается, когда человек с детства погружен в такую среду, он с большой вероятностью продолжит этим заниматься. Получается, в меру своих сил, создаем базу для формирования кадров для турима.
— Какие-то официальные документы по окончании обучения выдаете?
— Документов, которые дают право вести профессиональную туристическую деятельность — нет. Это может быть плюсом к портфолио выпускника. Центр — образовательная организация и наша миссия — привести ребят в мир дикой Камчатки, сделать это безопасно, с удовольствием и в перспективе дать импульс в выборе профессии. У нас занимается около тысячи ребят по всей Камчатке. Наши клубы работают на базе школ — таких более 30 по краю. Ребята занимаются по направлениям: «Спортивный туризм» (маршруты, дистанции, первые шаги), «Юный путешественник», «Основы туризма», «Твоя Камчатка» и ряд других. Стремимся покрыть весь спектр деятельности, который связан с активным туризмом. Хотим, чтобы появилось новое направление «Водный туризм». Строим обучающую программу как некую цепочку приключений, которые постепенно усложняются и в итоге выливаются в большой поход.
— Для взрослых есть какие-то «детско-юношеские» программы — для начинающих?
— Делали пилотные наборы для взрослых людей, желающих обучиться туризму с нуля. Первые шаги человеку трудно сделать, но желающие есть. За два последних года сделали четыре набора — около 60 человек прошли у нас обучение. И планируем развивать это направление, спрос есть. Дети обучаются бесплатно, взрослые — на платной основе.
— Куда бы ты посоветовал пойти гостям Камчатки, не боящимся туристических нагрузок, но не профессиональным туристам?
— Если говорить о людях, которые готовы «встать под рюкзак», я рекомендую Налычевский природный парк. Это простая и недорогая логистика. Можно доехать даже рейсовым автобусом. Тут такой срез Камчатки, очень компактно расположенный – действующие вулканы, горячие источники, нерестовые реки, медведи. А если осенью туда попасть — это просто сумасшествие: золото листвы, багряная тундра, белые вершины и синее небо. Если нет желания с рюкзаком путешествовать — можно попробовать взойти на Авачинский вулкан — он очень доступный с точки зрения логистики, на вершину ведет хорошая тропа, при этом это – полноценный действующий вулкан высотой более 2700 метров. Когда подходишь к кратеру, к лавовой пробке, которая его покрывает – видишь серные отложения, дымящиеся фумаролы, можно руками почувствовать тепло недр – это очень сильные ощущения. Надо сразу сказать, что без опытного проводника ходить туда не рекомендуется, и нужно иметь соответствующую подготовку и экипировку. Обязательно к посещению побережье океана.
Еще относительно доступное место — район Мутновского и Горелого вулканов — там все, что есть на Камчатке, компактно расположено. Если есть желание с пользой потратить время и деньги — надо попасть в район Ключевской группы вулканов — там совершенно другая Камчатка, нежели вокруг Петропавловска. Там надо постараться побывать хотя бы раз в жизни, если тебе интересен Камчатский край.
— Я так понимаю, что все эти локации — и не только эти — ты планируешь показать своему сыну? В каком возрасте он впервые начал изучать Камчатку и приобщаться к спортивному туризму?
— На природе он первый раз переночевал в четыре месяца. Тихон Михайлович очень внимательно смотрел на костер и крепко спал в палатке. Думаю, он остался доволен. Мы ходили с семьей на океан.
— Ты используешь профессиональные навыки в воспитании сына?
— Это один из самых больших моих страхов. Объясню: я очень хочу, чтоб мои профессиональные навыки пригодились сыну. Мечтаю с ним, когда подрастет, заниматься активным туризмом. Я ему могу качественно и полноценно это дать, но боюсь, что ему не понравится, ведь так бывает… Очень многие делают такую ошибку – занимаются активным туризмом так, чтобы ребенок был рядом – чтоб под присмотром. А чтобы заниматься туризмом с ребенком, нужно полностью подстроиться под него – выбрать нужные нагрузки, маршрут, содержание. Я очень надеюсь, что я смогу, вооруженный своим опытом, сделать так, чтобы Тихон тащился от этого также, как и я тащусь. Я постараюсь сделать все правильно.
Когда у туриста на Камчатке экскурсия выпадает на его день рождения, в подарочном пакете от одной из турфирм он обязательно получает пластиковый брелок в форме полуострова. Его сделали в «Плавильне». Может быть, сотрудники, может быть, детсадовцы или школьники, а может, эковолонтеры или такие же путешественники, как сам турист. Брелки – первая продукция мастерской по переработке пластика. Сейчас ассортимент расширяется, но сырье для изделий остаётся прежним – пластмассовые крышечки от бутылок из-под напитков и бытовой химии.
Идею «Плавильни» Рита Матвеева привезла из Питера. Переехав к мужу Камчатку, она не нашла в Петропавловске привычной для себя инфраструктуры по сортировке отходов. Но не стала рассуждать об отсталости отдаленной территории, требовать от мэрии навести порядок или устраивать забастовки, как Грета Тунберг. Просто придумала собственный экоориентированный бизнес.
Рита в Санкт-Петербурге часто ходила на тематические выставки-ярмарки, и на одной из них познакомилась с ребятами из петербуржской компании «99 Recycle», которые занимаются переработкой пластика и созданием для этого машин. Девушка была впечатлена – оказывается, из вторсырья можно действительно делать что-то красивое и полезное, и не где-то там, на заводах, в огромных масштабах, а самому.
– На заводах обычно, когда продукция из «вторички», то новые изделия не на 100 процентов сделаны из вторсырья, его чаще всего 20-30 процентов, а остальное – первичная фракция. А тут именно 100% переработка. Мне показалось это очень здорово, и утилитарно, и можно прямо здесь и сейчас брать и что-то новое создавать, – рассказывает Рита Матвеева.
Когда Рита озвучивала идею своему мужу, ей казалось, что это нереально осуществить, что все очень сложно. Но супруг проявил стратегическое мышление. Ребята сели, разложили все по полочкам, и Алексей сказал: «Вообще-то, Рит, все возможно. Давай подумаем вместе, какие шаги для этого нам нужно сделать». И все начало выстраиваться.
Сначала Матвеевы запустили проект по сбору средств на отечественной краудфандинговой платформе «Планета» – в коротком ролике Рита рассказывала, что ей недостаточно инфраструктуры для сортировки отходов и хотелось больше просвещения в этой области. Клип «завирусился» в социальных сетях Камчатки, и это помогло им заявить о своей идее. Запросили 600 тысяч рублей, собрали половину.
– Если ты первый раз подаешься на краудфандинг, то 600 тысяч - слишком объемная сумма, – объясняет Рита. – Но того, что мы собрали, хватило стартануть. А еще краудфандинг для нас был хорошей пиар-компанией и позволил прощупать свою целевую аудиторию, понять, что люди на нашу идею откликаются, хотят сдавать пластик, разделять мусор, но они просто не знают, как начать.
Потом Алексей и Рита с подачи камчатских друзей открыли для себя «Мой бизнес», национальный онлайн-портал для предпринимателей. В Петропавловске работает его региональный центр. Как молодые и начинающие они могли взять субсидию на сумму миллион рублей – на закупку оборудования. Когда получили деньги, закупили станки у «99 Recycle». | Камчатский региональный Центр «Мой бизнес» оказывает поддержку для достижения целей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». |
– Пока оборудование шло из Питера, мы стали думать, где брать вторсырье. Начали копать в этом направлении и поняли, что необходимо создать какую-то систему говорит Рита Матвеева. - Мы заказали в Москве десять баков для сбора крышек, прозрачных коробок где-то метр высотой, емкостью 6,5 кг каждый. Почему в Москве? Потому что на Камчатке это все стоит очень дорого.
Восемь баков Леша и Рита установили в Петропавловске-Камчатском, один отвезли в Вилючинск, еще один недавно передали в Кроноцкий заповедник. За счет этих баков «Плавильня» получила постоянный приток сырья. Первые месяцы эти баки набирались очень-очень вяло. Первый полный вообще собрали только спустя месяца четыре после того, как его установили. Сейчас на это уходит месяц или два
– Раньше я ходила как сектантка, предлагала: «Мы молодой начинающий проект по переработке пластика «Плавильня», давайте мы установим у вас такой короб». И все говорили: «Ну, ребята, присылайте ваши предложения на почту, мы подумаем». Сейчас, спустя год, когда горожане постоянно сдают крышечки, многие предприниматели уже сами к нам приходят и просят: «Дайте нам бак, мы тоже хотим вместе с вами собирать», – улыбается Рита.
К проекту присоединились многие петропавловские школы и детские сады. Они сами устанавливают у себя емкости – обычные коробки – для сбора крышек и передают их в мастерскую на переработку. Поддержали «Плавильню» и различные городские магазины, где продается сувенирная продукция, такие, как «Хэлло, Камчатка», который, к слову, делает просветительские раскраски для детей на камчатскую тематику.
Собранные крышечки поступают на сортировку. На нее Матвеевы привлекают волонтеров. Сырье разделяется по цвету и по маркировке, по типу пластика: на крышки идет либо «2», либо «5» (в 1988 году Обществом Пластмассовой Промышленности была разработана система маркировки для всех видов пластика и идентификационные коды. Маркировка пластика состоит из трёх стрелок в форме треугольника, внутри которых находится число, обозначающая тип пластика – прим. ред). Плюс сырье проходит дополнительную обработку, где-то нужно убрать подложку, где-то удалить наклейку с QR-кодом. Потом крышки моют – просто в стиральной машинке. Банки от бытовой химии (их принимают у горожан в «Плавильне») – в посудомоечной.
– Здорово наблюдать, как и у людей начинают меняться привычки, - продолжает Рита Матвеева. – Каждый раз, как они нам приносят вторсырье, оно становится все более качественным. То есть если по первости нам несли вообще все подряд, сейчас люди, которые постоянно нам приносят банки, например, от бытовой химии, все наклеечки отдирают, моют, прямо образцово-показательное вторсырье.
В «Плавильне» начинали с сувенирной продукции – тот самый брелок в форме полуострова Камчатка, а сейчас активно разрабатывают графическое направление: планшеты для листов А4, блокноты, картхолдеры, кошельки, обложки для паспортов, различную плитку, настенные часы.
– Мы хотим показать на самом деле таким образом, что пластик сам по себе не так плох, вся проблема в том, как мы его используем, – обозначают свою позицию Матвеевы. – Пользуясь пластиковой бутылкой один раз, потом отправляем ее на свалку, и она будет там несколько сотен лет разлагаться. Или мы, например, перерабатываем ее и делаем какие-то новые вещи – тогда пластик уже становится очень даже полезным материалом.
Об этом Рита и Леша неутомимо рассказывают всем, кто хочет послушать. Помимо производства продукции они занимаемся также эколого-просветительской деятельностью в области раздельного сбора и переработки. К ним приходят как семьями, так и школьными группами, старшими группами детского сада, некоторые туркомпании даже организуют в «Плавильню» экскурсии для экотуристов.
– Мастер-классы по переработке пластика состоят из теории и практики. Каждый сам себе создает изделие и забирает его домой. То есть таким образом дети, приходя к нам, видят – вот я принес две пластиковых крышечки, которые мог бы выкинуть, а из них тут сделал довольно простым путем что-то полезное и ценное для себя. И мы надеемся, что, некоторым образом, это тоже формирует экологическую культуру, – рассказывает Рита.
Мастерская также принимала пластик у населения за деньги. Небольшие – 50 рублей за килограмм. Это тоже работает именно на детей. Взрослым это не суперинтересно – насобирал за несколько месяцев пакет пластика, получил за него 100 рублей – я на дорогу, возможно, больше потратил. А детей это очень здорово стимулирует. Ребенок видит, что то, что он принес, стоит денег, а значит, это действительно уже не мусор, а вторсырье.
Пока прием временно приостановлен, но будет возобновлен позже в формате ежемесячных акций. (За новостями можно следить в социальных сетях «Плавильни»). А пока ребята привлекли небольшой региональный грант и закупили на него еще 20 баков для сбора крышечек, чтобы установить их в различных школах. В «Плавильне» стараются поощрять горожан, которые сдают пластик. Кому-то заплатить, кому-то подарить что-то из новинок переработки. К тому же с некоторых пор мастерская вошла в региональную систему социальной лояльности «Камбалл» - начисляет баллы за волонтерство и посещение мастер-классов. Так этот кейс тоже работает. |
«Камбалл» В рамках камчатской программы социальных сервисов жители получает баллы за активность, а накопленные тратит на скидки и услуги от партнеров: проход на гору, скидку в спортивном магазине или на образовательных курсах и много другое. |
Дословно
Мастерская «Плавильня»
– Мы зашли в эту историю как социальные предприниматели. Стартовый капитал – миллион на станки – полтора года назад, тогда цены были ниже, сейчас примерно в полтора раза дороже. Есть идеи работать по схеме В2В (би ту би) с экоориентированными компаниями. Хотим расширять инфраструктуру, чтобы больше пластика было у нас. И больше возможности у людей его сдавать.
Мы открыты. Принимаем волонтеров – накормим, напоим, работой загрузим, здорово проведем время. И мы открыты для поиска сотрудников тоже. Тех, кому это интересно, кто тоже горит, хочет просвещать, например, говорить об этом или что-то делать руками. У нас много разных вакансий, начиная от мастера заканчивая дизайнером и педагогом. Приходите на мастер-классы. Пишите на сайт или в соцсетях.
Дарья Шпиленок, руководитель проекта «Школа защитников природы» ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» – Несколько лет назад Рита Матвеева переехала на Камчатку с идеей, а теперь любой желающий может прийти в «Плавильню» на мастер-класс и сделать себе сувенир из того, что могло бы оказаться на свалке. Здорово? Очень! «Плавильня» – это очень классный пример, который является для меня очень вдохновляющим, и я уверена, что для многих тоже. Может быть, когда-нибудь кого-то это вдохновит на создание своих проектов, похожих или других.
Бурятия занимает первое место среди регионов ДФО и 7 место среди регионов страны по темпу роста количества самозанятых. При этом Республика занимает 81 место в рейтинге регионов по качеству жизни в 2023 году (исследование проводило агентство «РИА Рейтинг»). При этом уровень общей безработицы по данным Бурятстата на начало сентября 2024-го года 5,2% — самый высокий в ДФО. Корреспондент EastRussia задался вопросом: «Есть ли взаимосвязь между таким положением дел и стремлением жителей Бурятии стать самозанятыми?».
Начинающий предприниматель, многодетная мать Наталья Батахаева открыла свою кондитерскую под названием «BiscuitHome 03». Она заключила социальный контракт, а с помощью полученных средств закупила профессиональное оборудование для кухни.
Минсоцзащиты РБ в работе с самозанятыми использует такую меру поддержки, как помощь на основании социального контракта. Это вид помощи предоставляют по различным направлениям, которые выбирает для себя гражданин, в том числе и посредством организации занятости на дому. Ограничений по осуществлению видов деятельности нет.
Наталья Батахаева — мама четверых детей. Во времена пандемии коронавируса прошла профессиональные курсы кондитеров. Сначала пекла тортики родственникам, а когда зарегистрировалась как самозанятая, открыла свою кондитерскую.
— Мы сотрудничаем с центром «Мой бизнес». Я прошла специальное обучение, бизнес-план нашего проекта помогли написать профессионалы. Они же мне помогли подать заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака, — рассказала Наталья.
Чтобы получить возможность заключения соцконтракта нужно разработать бизнес-план, затем зарегистрироваться в налоговом органе в качестве ИП либо самозанятого. После этого будущему предпринимателю перечисляют единовременную денежную выплату в сумме до 350 тыс. рублей, на которые можно купить оборудование, сырьё, оплату аренды. Дополнительно имеется возможность пройти обучение по выбранной специальности, за обучение выплачивается до 30 тыс. рублей.
Сегодня проект претерпевает некоторые изменения: повышение цен на натуральные ингредиенты для кондитерских изделий повлияло на конечную цену продукта.
— Объемы продукции уменьшились, потому что я была вынуждена поднять цены. В среднем торт сейчас стоит от 3 до 5 тысяч — в зависимости от веса и декора. Стало дороже, и спрос упал, — говорит предпринимательница.
Еще одна проблема — обилие конкурентов. В Бурятии стало модным проходить кондитерские курсы. Чуть ли не в каждом многоквартирном доме есть домохозяйка, которая у себя на кухне печет торты и продает друзьям, родственникам и соседям. Как правило, домохозяйки не регистрируют свою деятельность официально, а значит и не отвечают за качество своей продукции. Не исключено, что домашние кондитеры ради дешевизны покупают не самые натуральные и безопасные ингредиенты. Зато такие мастера ставят скромные ценники.
Тем не менее, покупатели, волнующиеся за проверенное качество и безопасность, все равно обращаются к Наталье. Это, как правило, мамы, которые заказывают торты для самых разных торжеств своей детворы.
Из плюсов предпринимательства для самозанятых Наталья выделяет низкий процент налогообложения — всего 4% от оборота и материальную поддержку от государства:
— На соцконтракт я закупила оборудование для кухни. Также «Мой бизнес» сделал для меня полиграфическую продукцию — визитки, буклеты. На этом я сэкономила порядка 30 тысяч. Поддержка весомая, но хотелось бы чтобы она не была одноразовой, чтобы помощь в плане рекламы была постоянной. Сейчас я все делаю своими силами, а конкуренция большая, — отмечает Наталья.
Еще одна предпринимательница из Бурятии — Юлия Золотоева уже шесть лет создает уникальные изделия из войлока. Заслуженная артистка Бурятии 25 лет танцевала в театре песни и танца «Байкал», затем организовывала поездки хореографических коллективов на международные фестивали, работала репетитором. Но пройденный однажды у монгольской мастерицы мастер-класс по войлоковалянию настолько впечатлил артистку, что она решила во что бы то ни стало освоить новое дело.
В статусе самозанятой оан тоже получила финансовую поддержку, оборудовала мастерскую и взялась за работу. Минпром Бурятии помог с рекламной продукцией и продвижением бренда «Войлок Бурятии». Для Юлии Золотовой сделали фильм, опубликовали в СМИ статьи о ее деле, выпустили визитки и баннеры.
С 2022 года Юлия Золотоева создала шесть коллекций из войлока. Мастерица придумывает модные наряды из необычного материала вместе с дизайнером Шидэ Найдановой. Некоторые модели она создаёт как дизайнер самостоятельно.
По сей день Юлия Золотоева всю работу делает сама, в одиночку. Есть небольшая мастерская в аренде, а вот своих магазинов у предпринимательницы нет. Впрочем, они и ни к чему, изделия и без того раскупают нарасхват. Годовой оборот фирмы составляет порядка 1 млн рублей. Совсем недавно бизнес-леди перешла из самозанятых в ИП.
Не обходится и без трудностей: в связи с определенными политическими событиями дорожает импорт. Юлия Золотоева покупает шерсть не только в России, но и заграницей.
— Покупаю шерсть, например, в Италии, Германии. Главное, чтобы шерсть не царапалась, была приятна телу. Затем мы сами красим ее в любые цвета. Сейчас цены на шерсть заметно поднялись. Также растут затраты на логистику, электричество, красители. Если раньше я продавала вещь за 2500-3000, то теперь приходится озвучивать цену от пяти до семи тысяч. Но я рада, что покупатели все понимают: это же ручной труд. Да и мои затраты на поездки в Москву, участие в конкурсах, выставках, создание коллекций за свой счет — всё это очень дорого, — говорит предприниматель.
Всего на 1 сентября 2024 года в Бурятии активны более 46,5 тысяч самозанятых и это в полтора раза выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. За восемь месяцев 2024 года самозанятые перечислили в республиканский бюджет 95,9 млн. рублей налога на профессиональный доход. Это на 45,4 млн. рублей больше, чем в январе-августе 2023 года.
Такие цифры отчасти объясняются тем, что многие предприниматели выбирают статус самозанятого ради экономии на налогах.
— Специальный налоговый режим для самозанятых граждан действует в республике с 1 июля 2020 года. Для самозанятых установлены максимально простые и удобные условия: онлайн-регистрация в приложении «Мой налог», низкие налоговые ставки - 4% при работе с физическими лицами и 6% при работе с юридическими лицами. Помимо этого, можно работать без налоговой отчетности и касс, при отсутствии дохода в течение налогового периода нет обязательных и фиксированных платежей, все расчеты и оплата налогов ведутся через одно мобильное приложение, подтверждается доход для получения кредитов, — сообщили «EastRussia» в минэкономики Бурятии.
Точных данных о том, какие отрасли, направления наиболее распространены среди предпринимателей, нет. Как и нет информации относительно пола и возраста самозанятых.
— Федеральным законом № 422-ФЗ не предусмотрено обязательное указание налогоплательщиком НПД осуществляемого вида деятельности. Учитывая то, что указание вида деятельности в мобильном приложении «Мой налог» носит добровольный характер, предоставить полную и достоверную информацию по видам деятельности не представляется возможным, разъясняют в ведомстве.
Примерную ситуацию можно обрисовать на основе тех самозанятых, кто решил добровольно указать вид осуществляемой деятельности. Из этого списка наиболее популярными являются: строительство (ремонт, отделка, электрика), индустрия красоты (парикмахерские, косметические услуги, маникюр, педикюр), автоуслуги (перевозка грузов, пассажиров), информационные услуги (маркетинг, реклама), а также IT-сфера, в которой в текущем году наблюдается некоторое оживление.
Со стороны правительства республики самозанятые получают ту же поддержку, что и субъекты малого и среднего предпринимательства.
— Это и предоставление поручительств, льготных микрозаймов, и льготного доступа к площадям Промышленного парка Республики Бурятия, а также меры поддержки центра «Мой бизнес» —информационно-консультационные, образовательные услуги, разработка бизнес-плана и фирменного стиля, продвижение товаров и услуг, размещение на электронных торговых площадках, участие в ярмарках и выставках, — перечислили в Минэкономе республики.
В 2023 году Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия выдал самозанятым 11 микрозаймов по ставке 5 % годовых на сумму 4,1 млн. рублей, 273 самозанятых получили комплексную поддержку в виде информационно-консультационных и образовательных услуг в Центре «Мой бизнес».
Чаще всего соцконтракт заключается для «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». Это производство полуфабрикатов, открытие ремесленных пекарен, фитнес-клубов, студий живописи, оказание парикмахерских услуг, услуг по техническому обслуживанию автотранспорта, изготовление бескаркасной мебели, изделий из металла (беседок, ворот, ограждений), мягких игрушек. Получают развитие такие направления как изготовление национальной сувенирной продукции, пошив национальной одежды и обуви.
В 2023 году заключено 2 039 таких контрактов на общую сумму 411,8 млн. рублей, а по состоянию на 1 июля 2024 года уже 1 444 семьи стали участниками социального контракта, которым оказана поддержка в объеме 320 млн. рублей, из них самозанятыми стали 789 жителей республики, на развитие своей деятельности они получили порядка 247,1 млн рублей.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- В послании Федеральному Собранию РФ 29 февраля 2024 года президент России Владимир Путин отметил, что «большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии». Такие семьи воспитывают детей в духе патриотизма, любви к труду и своей Родине. Однако для этого у них должна быть прочная финансовая основа, обеспечивающая их независимость и самостоятельность, что может быть достигнуто лишь через поддержку и развитие семейного предпринимательства. Именно общее семейное дело является той самой уникальной семейной ценностью, которая сплачивает всех членов семьи в устойчивый и развивающийся коллектив единомышленников всех возрастов.
Торгово-промышленная палата РФ с 2018 года ведет системную работу по развитию семейного предпринимательства, реализуя ряд специальных проектов и инициатив в этой сфере, включая подготовку будущих наследников семейного дела.
В дореволюционной России семейными династиями предпринимателей активно развивалась экономика и социальная сфера регионов – строились больницы, школы, музеи, театры, дома престарелых и т.д.
В настоящее время, по экспертной оценке, вклад семейного бизнеса в экономику России значителен:
- 99% фермерской продукции выращено семейными сельхозкомпаниями;
- 95% частных школ в России основаны семейными предпринимателями;
- 90% антивирусных продуктов в IT созданы семейными компаниями;
- 80% частных гостиниц и 60% предприятий общественного питания – это семейный бизнес;
- 75% российской косметики создано на производствах, которыми руководят родственники;
- 50% всего хлеба в России выпекают семейные пекарни.
Заинтересованность государства в поддержке и развитии семейного предпринимательства заключается в том, что это наиболее устойчивый сегмент национальной экономики, участвующий в реализации множества социально-экономических задач – от демографии до экономики, от социальной сферы до подготовки кадров. Вот только несколько самых привлекательных характеристик семейного бизнеса: стремление к самореализации, общие цели и планы, любовь к своему делу, вовлеченность членов семьи из разных поколений, нацеленность на долгосрочную работу, готовность к инвестициям, поддержка сотрудников, благоприятная внутренняя культура, социальное развитие, ориентация на качество и соответствие запросам конкретного сообщества.
У семейных компаний есть возможность решить многие проблемы многодетности: финансовая независимость от государства, материальное стимулирование, гибкий график работы, возможность решать домашние дела в удобное время, возможность привлекать детей к труду с самого раннего возраста; крепкая связь поколений и естественное наставничество. Дети из семейных компаний, получив высшее образование, возвращаются к себе на родину, чтобы продолжать семейное дело и создавать свои многодетные семьи, формируя, таким образом, настоящие бизнес-династии. Семейные компании открываются на десятилетия, они нацелены на долгосрочное развитие. Создавая фамильные бренды, семейные компании продвигают не только себя, но и свои регионы, и страну в целом.
Также привлекательность семейного бизнеса для экономики объясняется тем, что такие компании менее готовы к рискам, поскольку работают на себя и свою семью. Меньший риск компаний – больше стабильности экономике и персоналу, больше уверенности в работе и, соответственно, желания расти и развиваться. Помимо этого, семейный бизнес больше заботится о среде, в которой он работает, что соответствует современным тенденциям устойчивого развития.
Преимуществ у семейного бизнеса много, но для долгосрочного развития и полноценной реализации имеющегося потенциала этого сектора экономики необходима благоприятная деловая среда, инструменты и меры поддержки. А для этого нужно закрепить на законодательном уровне РФ понятие «семейное предпринимательство». Законодательство по семейному предпринимательству постепенно формируется, уже в 9 субъектах РФ приняты местные законы, определяющие статус семейных компаний, в их числе и два региона ДФО – это Республика Саха (Якутия) и Камчатский край, где приняты поправки в региональные Законы «О развитии малого и среднего предпринимательства». Принятие на законодательном уровне понятия «семейное предпринимательство» позволит решить многие вопросы, остро стоящие на повестке Дальнего Востока. Это закрепление молодого трудоспособного населения в местах проживания, это повышение рождаемости, развитие наставничества и семейных династий, развитие и расширение производств на местах, а это пополнение бюджетов различных уровней.
Стратегическая сессия «Формирование предложений в новую стратегию МСП, с целью повышения эффективности и модернизации отраслей экономики России и Дальнего Востока» претендовала на то, чтобы стать одним из якорных событий VI Дальневосточного форума предпринимателей. Заявка на это содержится в самом названии мероприятия. Если сбор предложений бизнес-сообщества по улучшению и упрощению деятельности субъектов МСП в различных отраслях можно назвать стратегическим подходом, то свою своей цели встреча достигла.
Осветляя будущее
Обрисовывая текущее положение и значимость МСП в Хабаровском крае (а при всей «дальневосточности» форума на стратсессии присутствовали только бизнесмены, представители власти и науки только из этой территории), министр экономического развития региона Виктор Калашников отметил, что вклад местных субъектов МСП в экономику составляет примерно четверть регионального продукта: при ожидаемом в этом году суммарном ВРП в один триллион рублей по предварительным оценкам 250 млрд придётся на организации и предпринимателей из разряда «малый/средний бизнес».
Малый бизнес в регионе сегодня — это более 50 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, 80 тысяч самозанятых. В прошлом году в крае зарегистрировано почти 8 тысяч новых компаний.
«Есть очень такое сильное движение, и рост просто неизбежен с точки зрения базисов экономического роста, — подчеркнул Виктор Калашников. — В крае создана целая инфраструктура поддержки МСП, она за годы выстраивалась, она переформатировалась уже в определённую экосистему: ресурсом одного окна у нас выступает Центр мой бизнес на базе краевого агентства содействия предпринимательству. Клиентура постоянно измеряется тысячами предпринимателей. Мы перешли совместно с корпорацией МСП, Российским институтом содействия предпринимательства на цифровую платформу…
… особых проблем на предстоящие 3−4 года правительство Хабаровского края не видит. Есть мощные инвестиции, они неизбежно будут давать отдачу. Важно, чтобы структура экономики была сбалансирована, чтобы малый и средний бизнес был в большей степени встроен именно в такие операции, о чём и говорит Хартия импортозамещения и технологического промышленного суверенитета».
«Хартия промышленного технологического суверенитета и импортозамещения», о которой говорит Виктор Калашников — это инициатива врио Хабаровского края Дмитрия Демешина, выдвинутая им в июне 2024 года. Она предполагает усиление кооперационных связей внутри региона, объединение крупных промышленных предприятий с малым и средним бизнесом с тем, чтобы способствовать решению кадровых вопросов, запуску местного технологического перевооружения взамен разрушенных западом импортных цепочек. На конец августа 2024 к Хартии присоединились уже более 120 крупных и малых предприятий.
Кстати, выступая на пленарном заседании форума предпринимателей, Дмитрий Демешин сказал, обращаясь к представителям делового сообщества: «Думайте, как мы будем претворять в жизнь ваши интересы».
И предприниматели ответили
Получая по очереди слово, бизнес-леди и бизнесмены стали рассказывать, чего не хватает им и их коллегам по отрасли. Это были сплошь дельные замечания и предложения. Так президент Дальневосточной ассоциации туризма и директор турфирмы Ирина Кушнарёва указала на неготовность Хабаровска к предстоящему наплыву туристов из КНР, который ожидается после открытия пункта пропуска на Большом Уссурийском острове — если сейчас из сопредельной страны в Хабаровск приезжает порядка 50 тыс. человек в год, после открытия «новых ворот» турпоток по оценкам экспертов должен вырасти до двух миллионов.
— Инвестиционный процесс занимает много времени, мы уже запаздываем в строительстве гостиниц, ресторанов, точек притяжения туристов и в общем создании инфраструктуры, — подчеркнула она. — Если в 2026-м году планируется всё-таки открытие перехода, то мы к нему не готовы.
Представила Ирина Кушнарёва и перечень предложений: от создания рабочей группы с участием властей и бизнеса, до объявления международного конкурса архитекторов, проектировщиков, урбанистов на лучший проект застройки острова и разработки условий для участия потенциальных инвесторов по созданию и проектов и общей инфраструктуры в кооперации с Минвостокразвития.
Каждый следующий спикер обрисовывал конкретную проблемную ситуацию в своей отрасли и также представлял предложения по их разрешению. Владелец бизнеса по добыче и глубокой переработке торфа указал на необходимость устранения как локальных узких мест — создания транспортной инфраструктуры для вывоза торфа, так и на задачи федерального уровня — присвоить продукции из торфа высокого передела другой код ОКВЭД вместо существующего, т.к. сейчас она всё равно считается сырьём, соответственно при экспортном оформлении облагается повышенными сборами.
Ольга Булкова, председатель Союза рыболовецких кооперативов-колхозов Хабаровского края «Крайрыбакколхозсоюз» рассказала про сложности предпринимателей, занимающихся аквакультурой в части аренды участков для этой деятельности. Представитель компании, которая устанавливает тепловые насосы, попросил поддержки организациям и гражданам, планирующим использовать альтернативные источники тепловой энергии. Организатор бизнеса по разведению женьшеня, сообщил о проблемах с размещением плантаций на землях лесного фонда и трудностях с мелиорацией… и так далее, и так далее.
Все описания проблем финализировались предложениями по их исправлению, причём у многих ситуаций был некий «общий знаменатель», почти каждый спикер сообщал, что ситуация не новая, о ней докладывалось на встречах, совещаниях, форумах различного уровня.
Что делать?
Поставить если не точку, то запятую в обсуждении, модератор стратсессии, председатель Хабаровского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Мазунин предложил представителям научной мысли. Своим видением поделился доцент кафедры менеджмента и государственного управления Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС Александр Медведев. Он, кстати, привёл данные, несколько диссонирующие с настроением, которое в начале встречи задал Виктор Калашников. Со слов учёного, по данным «Опоры России» семь субъектов ДФО «просели» по приросту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей относительно 2022 года. В процентном отношении аутсайдерами стали Сахалинская область — минус 2,1%, Хабаровский край и ЕАО по 1,1%. По количественному показателю анти-лидером стал Хабаровский край — минус 564 участника. Тут, впрочем, надо заметить, что идти в «рост» по количеству субъектов МСП после достигнутых высот становится с каждым годом сложнее и этот показатель не является однозначным мерилом успеха в работе государства с МСП.
«На сегодняшний день единственный объективный показатель уровня развития МСП — это доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны. К концу 24-го года было запланировано 32,5%, но вышли на показатель 21%. Причём, обращаем внимание, что базовое значение, с которым начинали планировать в 2022 году было 20,3% ВВП», — сообщил Александр Медведев.
Учёный оговорился, что в условиях кризиса, пандемии и сложности мировой ситуации эти показатели говорят о стабильном положении, т.к. не происходит их резкого снижения.
Решением, по мнению Александра Медведева, может стать «принятие системных мер поддержки бизнеса, использовать творческий подход при формировании системного налогообложения». Для Хабаровского края это могли бы быть два подхода.
«Первое: определить минимальную критическую массу постатейных расходов бюджета Хабаровского края на поддержку сектора СМП, ниже которой опускаться нельзя. Второе: сформировать вертикальную и горизонтальную структуру администрирования сферы МСП в системе исполнительной власти Хабаровского края — курирующий вице-губернатор, вице-премьер, курирующий заместитель министра в профильных министерствах и т.п. Такая политика в других регионах Российской Федерации есть, и она работает эффективно».
При этом в Хабаровском крае есть структура, которая курирует МСП — собственно министерство экономического развития региона во главе с Виктором Калашниковым, и если уж вклад местного бизнеса в ВРП 25% (что выше среднероссийского), то делается это небезуспешно.
Как рассказала EastRussia директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления Нина Поличка, ещё 11 лет назад в Законе о предпринимательстве Хабаровского края отраслевой подход к развитию МСП был прописан как принцип, потому что для развития МСП нужно понимать специфичность их деятельности в каждой конкретной сфере.
«Мы тогда же при Шпорте (губернатор Хабаровского края с 2009 по 2018 – прим. ред) добились того, что каждое министерство себе в полномочия вписало развитие малого и среднего предпринимательства в установленной сфере деятельности. К сожалению, с тех пор мы не смогли это добиться, чтобы они стали это делать».
Как констатация общей симптоматики встречи прозвучало замечание депутата Госдумы от Хабаровского края Бориса Гладких. Описывая ситуацию в транспортной отрасли, когда при поддержке краевой власти были взяты в лизинг автобусы для предпринимателей региона, он отметил: «Мы поддержали ради малый и средний бизнес, а о долгосрочной перспективе мы не думаем. Стратегии нет, целеполагания нет. На сегодняшний день мы работаем именно в таком ключе, когда получили, использовали, а дальше 5−10 лет мы не видим направления».
И своеобразный диагноз поставила Ирина Зикунова, председатель Законодательной Думы Хабаровского края: «Есть важное стратегическое обстоятельство, которое мы должны принять во внимание. Надо понимать, что определенного потолка развития мы достигли здесь [в развитии МСП], и в силу того же самого кадрового фактора, наверное, мы не сможем очень сильно развертывать этот сектор по количественным показателям, по наращиванию числа субъектов предпринимательства, по наращиванию того трудового ресурса, который вовлечён там в оборот. Из этого следует очень простой вывод, что развиваться нужно по направлениям приоритезации и некоторого фокусирования. То есть мы должны ответить на вопрос, а каковы приоритеты развития в малом и среднем бизнесе для того, чтобы не растрясти эти ресурсы, стремясь объять необъятное».