Поделиться
«Люди думают, что у нас под ногами валяются бриллианты»
Поделиться

Как ассоциация якутской молодежи налаживает культурные связи в Петербурге

В Санкт-Петербурге в последнее время объявление «обучаю игре на хомусе» популярнее, чем «обучаю игре на гитаре». Падкая до всего нового культурная столица осваивает древний музыкальный инструмент – благодаря поселившимся в Петербурге якутам.

ассоциация молодежи Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге, Эркин Алексеев
«МУЗЫКА ХОМУСА ЗАКОЛДОВЫВАЕТ»
 
Занятия проходят в представительстве Республики Саха при поддержке ассоциации молодежи «Сайдыы», впрочем, как и масса других мероприятий, на которых всегда собираются полные залы. Учит играть на уникальном инструменте музыкант-виртуоз с мировым именем Эркин Алексеев, который считает Петербург второй родиной. Неизменно на курсы собирается большое количество людей, включая разношерстную питерскую публику. Это лет 10 назад хомус в Петербурге был в диковинку – сейчас он перестал быть экзотикой.
 
– Популярность этого инструмента сильно выросла как у нас в стране, так и за рубежом, – рассказывает ведущий курсов, музыкант-хомусист, мастер игры в традиционном и современном стиле, виртуоз с мировым именем Эркин Алексеев. – Люди стали больше разбираться, сейчас практически все знают, что это очень древний музыкальный инструмент, на котором играли и играют многие народы планеты. В том числе – русские.
 
Что касается народа саха, то для него хомус – традиционный музыкальный инструмент, более того, он занимает основное место среди прочих, что не свойственно ни одному другому народу, рассказывает музыкант. И дошел он до наших дней благодаря сохранению традиций, хотя даже музыкальному инструменту пришлось пережить серьезные испытания. В советское время он считался пережитком прошлого и бытовало мнение, что этот «пережиток» должен в прошлом и остаться. Местами на хомусе даже запрещали играть – так нехитрый музыкальный инструмент умудрился оказаться в политике.
 
– Благодаря энтузиастам, а также мастерам-кузнецам хомус сохранился, – объясняет Эркин Алексеев. – И после перестройки стал возвращаться из забытья. Например, в Якутии был открыт первый и единственный государственный музей в мире, посвященный варгану, хотя по некоторым сведениям он встречается у более, чем 200 народов мира.
 
Сегодня в России появились мастера, изготавливающие варганы, и, благодаря целому сонму деятелей культуры, хомус популярен в народе, как никогда. Как в Якутии, так и в Петербурге. И если раньше хомусом интересовались люди с определенной философией, то сейчас инструмент популярен у самых простых людей, причем не только у питерцев, но и москвичей, жителей других городов.
 
И не далеко последнюю роль в этом сыграла Якутия.
 
– Интересно, что якутский стиль игры очень сильно повлиял на манеру игры других народов, – замечает музыкант-виртуоз. – Многие исполнители предпочитают якутские хомусы вместо своих, а порой даже возникают ситуации, когда представители других народов заимствуют все это дело и даже начинают воспринимать как свое, исконное.

Что касается обучения, то извлекать первые и основные звуки на хомусе может даже трехлетний ребенок, уверен музыкант. Но чтобы играть на нем настоящую музыку, нужно долго и упорно трудиться – впрочем, как и на любом другом инструменте.
 
– Музыка хомуса необычна, – делится секретами игры на инструменте Алексеев. – У него всего один язычок, который невозможно зажать для изменения тона, но можно изменить тембр и поймать богатые обертона. Здесь корпусом инструмента выступает сам человек: получается такой пластичный корпус с режимом продувания воздуха, который может изменяться прямо в процессе игры на нем. Если бы корпус скрипки или гитары можно было менять, то у них звук тоже бы менялся.
 
Многие народы верят, что хомус имеет силу исцеления. Впрочем, официальная медицина не так давно уже признала музыкотерапию нетрадиционным методом лечения. Есть поверье, что на хомусе нельзя играть в темное время суток, так как он привлекает злых духов.
 
А еще говорят, что в старину в Якутии на хомусе играли только женщины, делится легендами музыкант. Молодые девушки на девичьих сходках через хомус выдавали свои тайны подружкам, делились о том, в кого влюблены. А женщины постарше могли обмениваться в шутку сплетнями или даже браниться.

– А все потому, что через хомус можно «проговаривать» слова без голоса, просто артикулируя речевым аппаратом, – открывает «секрет» Эркин Алексеев.
 
Музыкант уверен: обучение игры на хомусе – это глубокое путешествие внутрь себя. В прямом и переносном смысле. Полностью согласен с этим утверждением студент-третьекурсник одного из питерских вузов Михаил. В Питер он приехал учиться из центральной России, с якутскими студентами сдружился еще на первом курсе.
 
– Большие труженики – эти народы севера, – делает вывод Михаил. – Да вот взять хотя бы обучение игре на хомусе! Для того, чтобы научиться играть на нем, нужно огромное терпение, умение взять себя в руки, отвлечься от всего, сосредоточиться. Музыка, конечно, соответствующая – заколдовывает. Теряется счет времени – век бы слушал. Я с удовольствием хожу на все мероприятия, которые устраивает «Сайдыы», у них очень интересно. Не могу сказать, что мы чем-то отличаемся друг от друга, кроме внешности. Сейчас, в пору интернета и разных технологий, существует какое-то единое – глобальное что ли – мышление. Ну вот девушки ведут себя более сдержанно, это да.
 
«И СМЕШНО, И ГРУСТНО»


 
Впрочем, обучение игре на хомусе – не единственный проект ассоциации «Сайдыы», которая была создана в середине 90-х для поддержки «своих», приехавших жить и учиться в Питер.
 
– В этом году мы отмечаем юбилей – 20-летие нашей организации, – рассказывает председатель совета организации, студентка третьего курса политехнического университета Татьяна Баишева. – Ассоциация была основана студентами из Якутии для поддержания связей друг с другом и помощи в адаптации вновь приезжающим. Это как раз было время, когда в Якутии началась программа государственного целевого обучения и число студентов, поступивших в центральные вузы России, резко возросло. В основном это были ребята из деревень, которым было сложно адаптироваться в большом и чужом городе. Многие разворачивались и возвращались домой уже в первый год учебы. Так вот, чтобы помогать студентам решать проблемы, сплотить их, и была создана наша ассоциация.
 
Сейчас, конечно, таких проблем с адаптацией уже нет, говорит Татьяна. И основная деятельность «Сайдыы», что переводится как «Развитие», заключается в презентации традиций и культуры Якутии. В организации нет обязаловки, все исключительно добровольно, но участников от этого меньше не становится. Это студенты из разных питерских вузов, аспиранты, рабочая молодежь – те, кто скучает по малой родине.
 
– Часто студенты боятся того, что их ждет после окончания вуза, – замечает Татьяна. – И мы им помогаем, подбадриваем, даем советы. В последнее время все больше наших выпускников остаются в Санкт-Петербурге.
 
Есть и помощь от правительства республики: так, каждый год проводится конкурс на стипендию главы Якутии, причем это касается всех студентов из региона, не только питерских. Минобразования республики ежегодно выдает премии отличившимся студентам, а еще ассоциация ежегодно принимает участие в розыгрыше гранта среди общественных организаций, представляющих интересы республики за ее пределами. Интересно, что объединения якутских студентов сейчас есть в Москве, Хабаровске, Новосибирске, Томске и других городах, недавно такое открылось в Казани.
 
– Мы стараемся проводить наши мероприятия в первую очередь для местного населения, – рассказывает Татьяна Баишева. – Мы рассказываем о Якутии, потому что часто даже среди взрослых образованных людей бытует мнение, что где-то в очень далекой Якутии люди до сих пор скачут на оленях, едят сырое мясо, по улицам ходят мамонты, а под ногами валяются бриллианты. До переезда в Петербург я не верила в существование таких людей, но тут встречаю их довольно часто. Это и смешно, и грустно.
 
ЯКУТСКИЕ КРАСАВИЦЫ
 
Для «своих» по традиции существуют посвящение в студенты, день первокурсника, субботники, выезды и экскурсии. Такие, например, как ставшая традиционной поездка в преддверии дня Победы на озеро Ильмень, где 75 лет назад состоялось трагическое сражение 19-й и 3-й отдельных лыжных бригад, сформированных в основном из якутян. Или праздник Дня Республики Саха, в рамках которого в этом году проводили соревнования по якутским настольным играм.
 
Но самым главным событием якутяне считают конкурс красоты и таланта «Кыталык куо». В переводе – девушка, олицетворяющая красоту и грацию стерха. Конкурс проводится еще с основания организации.
 


 – На первый взгляд у конкурса нет какой-то глобальной цели, кроме как выбор самой красивой якутянки в Петербурге, – поясняет Татьяна. – Но конкурс становится и площадкой для знакомства якутян из разных сфер, и поводом рассказать о нашей организации через сотрудничество с известными людьми и фирмами, и отчетным концертом. На это мероприятие мы зовем всех, включая тех, кто нам помогает. Мы стараемся сделать его максимально насыщенным и понятным для зрителя-гостя, имеющего малое представление о нашей республике.
 
Конкурс стал не только демонстрацией красочных национальных костюмов и талантов девушек. Претендентки на победу готовились под руководством профессионалов по ораторскому искусству, мастеров-визажистов, фитнес-тренеров. Отдельно от финального концерта был проведен интеллектуальный этап конкурса, на котором участницы блеснули знаниями по истории и географии Якутии и России, поговорили о мировом художественном искусстве и даже провели небольшие дебаты.
 
В этом году была выбрана тема «Символы Якутии»: девушки вышли в необычных образах цветка Сардаана, музыкального инструмента Хомус, золота тайги – Пушнины, могучего Мороза, исполинского Мамонта, сверкающего Алмаза и, конечно, великой Реки Лены.
 
– Ослепительно и невероятно, девчонки очень хороши, – делится впечатлениями одна из зрительниц петербурженка Марина Напольских. – Я под большим впечатлением, столько новых эмоций, новой информации… Хорошо, что уходит это ненормальное советское отношение к культуре малых российских народов. Уже лишний раз и язык не повернется произнести слово «чукчи».
 
На 9 мая якутяне преподнесли петербуржцам небольшой сюрприз. Участники «Бессмертного полка» – студенты, представителя якутского землячества, сотрудники Постоянного представительства – прошли по Невскому проспекту в якутских одеждах. После шествия якутяне станцевали хороводный танец осуохай на Дворцовой площади – в честь Дня Победы.
Анжела Бугрова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов