Поделиться
Мал золотник да дорог
Поделиться

В России малый бизнес – это 5,6 млн субъектов, на которых официально занят каждый четвертый работник

О том, как увеличить это число и что этому мешает, EastRussia рассказала руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе Ольга Курилова.

Ольга Сергеевна, как можно охарактеризовать нынешнее состояние малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке, поддерживают ли его власти?

– Состояние малого и среднего бизнеса в нынешней экономической ситуации оставляет желать лучшего. Нужно от деклараций перейти к бизнесу, но пока сейчас по настроению бизнеса в регионах все-таки больше деклараций.

Проблемные вопросы и меры поддержки для малого бизнеса обсуждаются на уровне президента и правительства РФ в постоянном режиме, эта тема действительно важная. На федеральном уровне сделано достаточно много за последние годы для развития и поддержки предпринимательства: созданы институты для бизнеса, реализуются «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, разработанные на площадке АСИ, по итогам Госсовета создается новый институт для развития малого и среднего предпринимательства в целях оказания финансовой, юридической и методической поддержки, запущен Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах России.

Работая в регионах, мы видим, что зачастую практики применения федеральных законов, которые призваны упростить предпринимательскую деятельность, работают по-разному: где-то усложняют жизнь предпринимателям, где-то наоборот создают условия и разрабатывают меры поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, по итогам пилотной апробации рейтинга в регионах лидерах подключение к электросетям занимает от 52 до 65 дней, а субъектах, попавших в последнюю группу – от 160 до 316 дней. Думаю, комментировать это излишне.

По опыту работы в регионах можно сказать, что система управления в основном выглядит следующим образом: прошло совещание – прошла какая-то волна действий, а иногда и действия отсутствуют. Системного подхода нет. Также необходимо увеличить долю малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках.

Еще одним сдерживающим фактором является карательный характер проверок. Даже если найденные нарушения не угрожают жизни и здоровью людей, они зачастую используются как формальный повод для штрафов, которые для малого бизнеса нередко оказываются неподъемными. Ну и самое важное в нынешних экономических условиях – процентная ставка по кредитам. Все эти вопросы в постоянном режиме поднимаются предпринимателями в регионах Дальнего Востока.

Что-то можно с этим сделать по вашему мнению? Как должна выглядеть поддержка?

– В нашем понимании малый бизнес – это чаще всего сфера услуг, малых форм производств, торговля. В самых отдаленных территориях только малый бизнес создает рабочие места и оказывает услуги населению. И им, во-первых, не нужно мешать, а, во-вторых, – создать необходимые условия. Главное – информировать о мерах поддержки, которые существуют.

Например, вышел новый федеральный закон об образовании. В законе сказано, что индивидуальные предприниматели допущены к получению лицензий на образовательную деятельность. Параллельно министерство экономического развития РФ вносит в программу малого и среднего предпринимательства новый вид поддержки индивидуальных предпринимателей по созданию дошкольных образовательных центров и получению возмещения затрат на реализацию данных проектов. Это существенная поддержка малого бизнеса в сфере оказания социальных услуг, но воспользуется ли им субъект, внесет ли в свою программу поддержки, зависит от приоритетов региона. В Приморском крае в 2014 году такой вид поддержки появился, и мы имеем положительные результаты: 8 индивидуальных предпринимателей получили лицензию на образовательную деятельность. Мы надеемся, что это не предел, и рассчитываем, что предпринимателей, стремящихся создать комфортные условия для дошкольников, станет больше.

Есть ли на Дальнем Востоке какие-то положительные примеры взаимодействия власти и бизнеса на муниципальном уровне?

– Есть. Вяземский муниципальный район Хабаровского края. Местная администрация обошла каждый двор, рассказала предпринимателям о мерах поддержки. Там из 22 тыс. жителей 30% занимается бизнесом. Это пока единственный пример, там полное взаимопонимание власти и бизнеса. Помимо прочего у них проходит ежегодный сельский инвестиционный форум, они и победили этой практикой в премии «Бизнес-Успех» в 2014 году.

Приезжая туда, мы попадаем в другую атмосферу. Там единая, замотивированная команда. У всех на устах одна фраза: "Наша задача, чтобы эти малые предприятия оставались здесь, вели бизнес и развивались и главное - переходили из категории малых в средние". АСИ совместно с администрацией Вяземского района и предпринимателями разрабатывает меры, которые позволят предпринимателям развиваться.

Для того чтобы выделить подобные позитивные практики, которые в качестве примера могут использовать другие регионы, на площадке АСИ совместно с деловыми объедениями был разработан Атлас муниципальных практик и запущен Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах России. Его цель, в том числе, выявить лучшие практики – действия региональных команд, которые позволяют добиться наилучших результатов по развитию инвестиционного климата. Выделив эти лучшие практики, необходимо мотивировать власти с их помощью улучшать инвестиционный климат субъектов РФ. Причем рейтинг не подразумевает проигравших даже в том случае, если регион в нем оказался в последней группе. При этом рейтинг не зависит от географического положения региона. И наша задача – донести и до предпринимателей, и до властей, что у нас задача улучшать предпринимательскую деятельность, работая над этим системно, именно поэтому президент России обозначил рейтинг как ежегодный.

Как вы считаете, как могут отразиться на состоянии малого и среднего бизнеса реализуемые сейчас крупные проекты, например, ТОРы и Свободный порт Владивосток? Не навредят ли они?

– Свободный порт, территории опережающего развития дадут возможности для малого бизнеса. Малый бизнес – это, как правило, сфера услуг. Когда приходит крупный бизнес, вокруг него появляется малый: это прачечные, мастерские, частные больницы и детские сады, салоны красоты, транспортные компании и так далее. Опять же – это строительство, а значит снова возможность для компаний, занятых в данной сфере, встроиться в процесс. В этом многие предприниматели на Дальнем Востоке видят ресурс.

Возможно, есть риск в кадрах, в том, что люди предпочтут крупные компании малому бизнесу. Но он есть всегда, даже сейчас. Когда в регион заходит крупный инвестор, это всегда возможности для малого бизнеса.

Текст: Алена Тимофеева Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов