Основные позиции мастер-плана Хабаровска представили общественности мэр города Сергей Кравчук и губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв.
После череды обсуждений мастер-плана Хабаровска в районах, на предприятиях, в организациях, бизнес-объединениях и творческих союзах, активисты внесли в него более 2000 предложений. Финальную версию документа, объём которого превысил 700 страниц, мэр Хабаровска Сергей Кравчук представил на расширенном заседании Общественной палаты города. Доработанный вариант мастер-плана губернатор края Михаил Дегтярёв презентует во время VIII Восточного экономического форума президенту России Владимиру Путину.
Вряд ли найдётся житель России не слышавший это слово – «мастер-план», но редкий россиянин когда-нибудь его – мастер-план – видел. Широкое внимание термин привлек после Урбанистического форума 2018 года, когда заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин заявил: «…мы не будем больше делать генплан, мы будем делать мастер-план…». Но на Дальнем Востоке особое любопытство к мастер-планам появилось в 2021 году – особенно у жителей тех 26-ти городов, где они разрабатываются по поручению Президента страны Владимира Путина.
Сначала было очень много просто сообщений, потом в новостях стали появлялись отдельные эскизы, и вот на VII Восточном экономическом форуме первые мастер-планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Магадана. Хабаровск тогда в список не попал, но надо помнить, что мастер-план – это не шаблон, а индивидуальный рецепт. Чем больше в городе жителей, чем сложнее его инфраструктура и ещё целый набор факторов – тем больше времени занимает разработка стратегии, призванной глубоко изменить не только облик, но и саму сущность того или иного городского образования.
«Каким будет город, в котором живу я, и будут жить мои дети и внуки?» – равнодушным этот вопрос вряд ли кого-то может оставить. Очевидно поэтому в день презентации мастер-плана Хабаровска очень сложно было найти место в актовом зале городского дворца культуры.
Предваряя выступление мэра, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв отметил: «К работе были привлечены лучшие специалисты страны – инженеры, архитекторы, социологи, экономисты. Наши проекты (Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре – прим. EastRussia) готовит ведущая в России проектная компания "КБ Стрелка". В рамках разработки мастер-планов были проведен целый рад социологических исследований, стратегических сессий среди экспертов и представителей общественности.
На сегодняшний день объем проекта мастер-плана развития Хабаровска составляет 700 страниц. Горизонт планирования реализации мастер-плана 7 лет. Предварительный объем средств для его реализации – 1 триллион рублей».
На что же пойдут эти колоссальные средства? Общий ответ – «на создание комфортной среды» вряд ли кого-то удовлетворит, поэтому пройдёмся по порядку.
«Основная цель мастер-плана, – подчеркивает Сергей Кравчук, – сделать город успешным, удобным и узнаваемым. В удобном городе все повседневные блага у горожан находятся под рукой, на расстоянии 15-ти минутной пешеходной доступности от дома. Такую доступность обеспечит создание Центров городской жизни.
Районы города превратятся в самодостаточные многофункциональные территории, с благоустроенными парками и скверами. Помимо новой застройки в районах будут созданы места приложения труда и объекты комфортной, разнообразной городской среды.
Всего в мастер-плане запланировано создание 11-ти таких центров городской жизни: Северный – База КАФ, Большая – Вяземская, Южный, Березовка, Красная речка, поселок Горького, а также районы новой застройки: Ореховая сопка, Городская гавань, Дальневосточный квартал».
Развитие каждого из этих центров имеет своё собственное, индивидуальное наполнение. Самые объёмные трансформации ждут исторический центр, «Красную линию» и набережную. Здесь возникнут и абсолютно новые объекты – комплекс речного вокзала, полностью новое здание Дальневосточного художественного музея, и будут улучшены уже имеющиеся зоны отдыха и прогулок – Амурский и Уссурийский бульвары.
Центр городской жизни «Северный – База КАФ» получит новое содержание благодаря строительству Межвузовского кампуса на базе Тихоокеанского государственного университета. Причем вся социальная инфраструктура кампуса от спортзалов до кафе и магазинов будут доступны не только студентам, но и горожанам, и туристам.
Появится и абсолютно новый район «Городская гавань». Акватория Амура в этом районе после очистки станет удобной для купания и яхтинга. Дамба превратится в променад, а по берегам вырастут новые кварталы жилой и общественно-деловой застройки.
В поселке имени Горького и на Красной речке будут модернизированы объекты спортивной и досуговой инфраструктуры. Уже существующие центры притяжения – Дом Культуры и Центр работы с населением получат новое наполнение как по содержанию, так и по оформлению прилегающей территории.
Головная боль не только Хабаровска, но и, кажется, любого российского города – транспортное сообщение. Этому аспекту – особое внимание. Все центры городской жизни свяжет между собой улично-дорожная сеть, насыщенная маршрутами общественного транспорта и безопасная для всех видов перемещения. В городе планируется строительство 10-ти новых транспортных развязок, создание 31–ой новой уличной связи и 22-х пешеходных переходов.
Триллион рублей, который на всё это потребуется – не должен пугать, а вдохновлять. К тому же, это не окончательная оценка, а предварительная. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia, Сергей Кравчук пояснил, что она может трансформироваться. «Сумма может вырасти, она будет расти в зависимости от многих факторов, от того какие объекты будут появляться. Финансирование будет комбинированным это и федеральные средства, это вложения частных инвесторов. Конечно же и деньги из местного бюджета будут выделяться, и из бюджета Хабаровского края. Очень серьёзно высказался наш бизнес, который говорит: «Да, мы готовы участвовать в этих инвестиционных проектах».
Выбор конкретных финансовых инструментов для реализации мастер-плана будет сделан в зависимости от необходимого объёма финансирования, типа объекта, условий его дальнейшего использования. Одним из популярных решений в части привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты стала концессия. Как одна из форм государственно-частного партнерства, она оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области государственно-частного партнёрства. Причины популярности концессии кроются в упрощенной регуляторике в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм самой концессии. Есть и другие инструменты - инфраструктурные бюджетные кредиты или специальные казначейские кредиты – они выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Так что задача найти и эффективно распорядиться триллионом рублей вряд ли станет камнем преткновения на пути воплощения всех замыслов мастер-плана Хабаровска.
Сейчас мы становимся свидетелями третьей волны урбанизации Дальнего Востока. И она будет совсем другой. Если раньше отправной точкой для появления «жизни» в этом суровом регионе служили исключительно интересы государства: «Надо застолбить за собой землю!», «Надо сберечь промышленность и дать отпор врагу!», «Даёшь стране металл и уголь!», то сейчас цели и устремления госаппарата отталкиваются от интереса человека. Того человека, который здесь живёт и того человека, который захочет сюда приехать и переселиться насовсем.
Алексей ЗбарскийНа сессии «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» VII Восточного экономического форума губернаторы Камчатского края, Магаданской области и Республики Бурятия представили лучшие мастер-планы развития столиц территорий. Участники мероприятия также обсудили системные вызовы для городов Дальнего Востока с точки зрения населения, бизнеса и управления.
Ранее на полях ВЭФ-2022 в присутствии заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева прошло подписание трех соглашений о сотрудничестве в целях реализации мероприятий, предусмотренных мастер-планами Петропавловск-Камчатской агломерации, Магадана и Улан-Удэ на принципах государственно-частного партнерства до 2025 года. Соглашения были заключены между Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, ВЭБ.РФ и регионами.
Разработка мастер-планов 25 городов Дальнего Востока ведется по поручению президента РФ Владимира Путина. Это административные центры, города с населением свыше 50 тыс. человек, а также Северобайкальск и Тында. Помимо Минвостокразвития России и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики в проекте участвуют три института развития – ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ и АСИ, а также более 10 планировочных команд. По словам Юрия Трутнева, главные задачи мастер-планов – это создание комфортных условий для жизни людей на Дальнем Востоке, раскрытие уникальных природных преимуществ, уменьшение разрыва между качеством жизни центральных регионов и Дальнего Востока.
Сегодня в активной проработке находятся мастер-планы 13 городов и четырех городских агломераций. Как рассказал на сессии «Новая жизнь дальневосточных городов: стратегии развития» министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, самыми эффективными по итогам конкурсного отбора были признаны мастер-планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Магадана. Документы оценивались по четырем критериям: это миссия города (как город видит себя сейчас и через 30 лет), второй критерий – план развития города, третий – экономический аспект, четвертый – приоритетные проекты.
– Мы планируем расширять меры поддержки. Это инфраструктурные инвестиции, льготные капиталы, инструменты государственно-частного партнерства. За последний год были запущены программы «Дальневосточный квартал» и «Дальневосточная концессия», которые также будут способствовать реализации мастер-планов городов ДФО, – отметил Алексей Чекунков.
Мастер-план Петропавловск-Камчатской агломерации объединяет проекты по благоустройству краевой столицы и города Елизово. В рамках первого этапа планируется реализовать проекты по созданию нового облика Петропавловска-Камчатского. По словам губернатора Камчатского края Владимира Солодова, цель мастер-плана – создать такой город, который будет максимально органично встроен в уникальную природу региона и для которого эта природа не будет препятствием в развитии.
фрагмент презентации мастер-плана Петропавловска-Камчатского
Но не менее важной составляющей развития города является создание возможностей занятости местного населения.
– Мы уверены, что появление рабочих мест базируется на развитии уже действующих отраслей и их трансформации, переосмыслении. Для полуострова, конечно, такими отраслями являются туризм, рыбопереработка, судостроение, судоремонт и энергетика, – рассказал глава региона.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов считает, что мастер-план Улан-Удэ – это залог динамичного развития города. Благодаря нему будет простимулировано большое количество внебюджетных инвестиций, созданы инфраструктурный и транспортный каркасы, получит развитие жилищное строительство. Особое внимание в мастер-плане уделено таким объектам, как особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», КРТ «Батарейка» и «Белый лебедь».
фрагмент мастер-плана агломерации Улан-Удэ
изображение: «КБ Стрелка»
Столица Колымы – не просто суровый край, но и центр богатого ресурсами региона с развитой горнодобывающей и рыбной отраслями. По словам губернатора Магаданской области Сергея Носова, растущая экономика области позволяет ежегодно создавать порядка 1,5 тыс. новых рабочих мест. Несмотря на это, в регионе сохраняется отток населения: уезжают молодежь и квалифицированные кадры.
– Людям нужны перспективы, не только связанные с рабочими местами, но и с комфортными условиями проживания. До конца 2022 года будет введено 14 объектов из мастер-плана. К быстрым победам, которые уже оценили жители города, можно отнести «Морской фасад Магадана». Он включает в себя 13 проектов, четыре из которых уже реализованы и еще столько же находятся в активной стадии реализации. В высокой стадии готовности спортивный комплекс «Президентский», аэровокзальный комплекс, проект комплексной застройки «Гороховое поле», – рассказал Сергей Носов.
фрагмент мастер-плана Магадана
изображение: «КБ Стрелка»
Власти Магадана делают ставку на возрождение рыбной отрасли. Так, уже запущен проект по созданию индустриального парка «Рыбный порт Магадана», планируется ввод завода по производству фармакологических препаратов из морских биоресурсов.
Профессор московской школы управления «Сколково» Андрей Волков считает, что одной из проблем большого макрорегиона является отток перспективных молодых людей, за которыми часто уезжают и их семьи, что порождает проблему кадров. Именно поэтому, по мнению Волкова, дальневосточным городам при составлении мастер-планов нужно обратить внимание на внешний облик своих университетов.
О мастер-плане Владивостока рассказал глава города Константин Шестаков. Он подчеркнул, что в плане сформулированы городские мечты, которые носят прикладной характер и которые можно реализовать в конкретные сроки с осязаемым результатом и экономической отдачей. И в первую очередь акцент нужно делать на историческом центре, привлекательном для иностранного туриста.
Между тем, председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отметил, что плюсом мастер-планов дальневосточных городов, безусловно, является их публичность.
– Мастер-план – это документ, в котором региональная и муниципальная власть публично берут на себя обязательства, из которых не смогут просто так выйти. К мастер-планам нужно обращаться каждый год, смотреть, что сделано, что нужно выполнить, и помнить, что без участия горожан – это просто чистый лист бумаги, – отметил Игорь Шувалов.
В свою очередь, генеральный директор ДОМ.РФ Виталий Мутко считает, что три вещи – комплексность, понятность и конкретность мастер-планирования – позволяют называть этот инструмент развития городов одним из наиболее эффективных. Главной же задачей остается обеспечение реализации мастер-планов по всем ключевым направлениям и закрепление понятия мастер-планирования в законодательстве. При этом ДОМ.РФ уже разработал более 30 мастер-планов и документов стратегического развития российских городов и агломераций, и треть из них предназначена для городов Дальнего Востока.
– Всего при нашем участии разработано 10 мастер-планов ключевых территорий Дальнего Востока. В работу над проектами на территории ДФО мы вложили около 1 млрд рублей собственных средств, – рассказал Виталий Мутко.
В заключении встречи помощник президента РФ Максим Орешкин обозначил главную задачу по реализации мастер-планов дальневосточных городов – это ежегодный отчет по ним на Восточном экономическом форуме.
– Мастер-планы не должны оставаться просто словами на бумаге. Они должны нести за собой конкретную реализацию, демонстрировать перспективы на несколько десятков лет вперед как для жителей региона, так и для бизнеса, – подытожил Максим Орешкин.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.
Эксперты говорят о том, что системная разработка сценариев по формированию нового облика городской среды в регионе – давно назревшая и необходимая задача. Местные власти рассчитывают на то, что реализация данных стратегий поправит демографическую ситуацию, в том числе за счет создания условий для притока постоянного населения.
В мае этого года были выпущены поручения главы государства и правительства РФ по реализации мастер-планов Южно-Сахалинска (включая Корсаков), Улан-Удэ, Читы (подробнее см. «Градоустройство на марше»), Северобайкальска и Тынды. На их финансирование предполагается выделить 741,8 млрд руб., в том числе 422,7 млрд из госбюджета и 264,7 млрд из внебюджетных источников. Федеральным центром на реализацию планов развития данных городов уже предусмотрено 168,4 млрд руб.
Стратегии пространственного развития на стадии формирования еще у почти 20 городов ДФО. Это Владивосток, Артем, Большой Камень, Арсеньев, Уссурийск, Находка, Хабаровск, Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Биробиджан, Благовещенск, Свободный, Белогорск, Нерюнгри, Якутск, Анадырь, Краснокаменск. Часть мастер-планов была представлена на ВЭФ-2023.
Об окончательной сумме финансирования градостроительных решений говорить пока рано, но только по Хабаровску, согласно предварительным данным, суммарная стоимость ключевых проектов до 2030 года может превысить триллион руб. Их реализация должна стимулировать вложения частных инвесторов в сферу жилой и коммерческой недвижимости, объекты гостеприимства и т.п. в объеме 765 млрд руб.
Реновация городов Дальнего Востока необходима для преодоления сложившегося отставания региона в качестве городской среды. «Это не достаточное, но необходимое условие для повышения привлекательности проживания на Дальнем Востоке как для сегодняшних жителей, так и для потенциальных мигрантов. Опережающее развитие городов ДФО как в целом в части качества городской среды, так и отдельных ее параметров (например, уровень жилищной обеспеченности) должно компенсировать объективно сложные природно-климатические и транспортно-географические условия проживания в этом регионе», – говорит генеральный директор Фонда «Институт экономики города», директор направления «Муниципальное экономическое развитие» Александр Пузанов.
По данным ряда исследований качества жизни и состояния городской инфраструктуры, города Дальнего Востока все еще существенно уступают городам из европейской части России по целому ряду показателей. Во многом это обусловлено низкой удовлетворенностью местными жителями состоянием ЖКХ, уровнем развития объектов здравоохранения и образования, нехваткой культурных учреждений и т.д. «Подобное отставание в развитии городской инфраструктуры регионов ДФО только усиливает западный дрейф и диспропорции в размещении населения», – подчеркивает замдиректора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН по стратегическому развитию и кадровой политике, старший научный сотрудник Центра территориальных изменений и городского развития Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Безвербный.
Среднее значение индекса качества городской среды (ИКГС), рассчитываемого Минстроем России, за 2022 год составило 192 балла. Во всех дальневосточных регионах этот показатель существенно ниже и варьируется от 190 (Чукотка) до 154 (Забайкальский край). Доля городов с благоприятной городской средой (выше условного порога в 180 баллов) в среднем по России составила 54%, а в ДФО – около 30%.
При этом задача преодоления отставания не выглядит неразрешимой: если в 2018 году медианное значение ИГКС городов Дальневосточного федерального округа отставало от среднероссийского значения на 21 пункт, то в 2022 году – только на 12 пунктов, уточнил Александр Пузанов.
«Вероятно, это влияет и на миграционную ситуацию: если в первой половине 2022 года во всех регионах ДФО, кроме Чукотки, был зафиксирован миграционный отток, то в первой половине 2023 года уже в 6 из 11 регионов фиксируется миграционный прирост, правда, пока весьма незначительный, и в целом по региону миграционный отток сохраняется», – комментирует эксперт.
Конвергенция городов и регионов в уровне и качестве жизни населения – единственный возможный путь по сокращению миграционного оттока человеческого капитала из ДФО и преодоления существующих разрывов в социально-экономическом развитии западной и восточной частей России, считает Вадим Безвербный. Насколько эта задача масштабна и амбициозна, настолько и актуальна для региональной политики, добавляет он.
Мастер-планы подразумевают две основные функции. Первое – формирование общей концепции развития территории, на основе которой должны впоследствии разрабатываться предусмотренные законодательством документа социально-экономического и территориального планирования (сами мастер-планы правового статуса в системе документов стратегического планирования пока не имеют). Второе – приоритизация проектов инфраструктурного развития, которые могут получить поддержку из средств федерального бюджета.
Как отметил Александр Пузанов, в рамках этого направления правительство РФ постановлением №525 от 31 марта 2023 года установило новый механизм поддержки регионов – специальные казначейские кредиты с весьма льготными условиями предоставления. В качестве одного из направлений использования таких кредитов прямо указано проектирование, строительство, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов коммунальной, транспортной, социальной, туристской инфраструктур, приобретение транспортных средств и подвижного состава городского транспорта общего пользования, технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнение работ по благоустройству территорий – в том числе для городов, расположенных на территории ДФО, и иных населенных пунктов, включенных в мастер-планы агломераций.
Проработанный мастер-план позволяет качественно спланировать и даже визуализировать пространственное и экономическое содержание территорий. Причем в контексте улучшения городской среды важно соблюсти баланс между экономическими интересами девелоперов и социальными потребностями горожан, так как именно недостаточное количество и качество объектов социальной инфраструктуры, как правило, больше всего беспокоит жителей большинства городов ДФО, свидетельствует Вадим Безвербный.
Практически каждый мастер-план предполагает создание благоприятных условий для долгосрочного закрепления жителей, формирование точек притяжения для приезжих специалистов и их семей. Можно ли здесь говорить об ужесточении конкурентной борьбы за трудовые ресурсы в регионе, что уже наблюдалось в предыдущие годы по ряду отраслей, не обернется ли это новыми вызовами?
Конкуренция городов и регионов за человеческий капитал является общемировой практикой и обеспечение равной конкуренции за человеческие ресурсы между городами одного региона является практически нереализуемой задачей, рассуждает заместитель директора Института демографических исследований. В то же время для Дальнего Востока ключевым на ближайшие десятилетия, как минимум, является достижение основной частью т.н. первых и вторых городов ДФО хотя бы среднероссийских показателей в развитии городской среды. Как максимум, следует говорить о стратегиях достижения ключевыми агломерациями региона (Владивосток, Хабаровск, Чита, Благовещенск и др.) равной конкуренции за человеческий капитал с лучшими городами страны (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар).
«Поэтому опережающий рост городов-локомотивов и точек роста ДФО – скорее не вызов, а необходимое условие для развития. Только в этом случае мы сможем переломить существующий миграционный тренд и рассчитывать на демографический рост стратегического для нас региона», – резюмирует Вадим Безвербный.
После череды обсуждений мастер-плана Хабаровска в районах, на предприятиях, в организациях, бизнес-объединениях и творческих союзах, активисты внесли в него более 2000 предложений. Финальную версию документа, объём которого превысил 700 страниц, мэр Хабаровска Сергей Кравчук представил на расширенном заседании Общественной палаты города. Доработанный вариант мастер-плана губернатор края Михаил Дегтярёв презентует во время VIII Восточного экономического форума президенту России Владимиру Путину.
Вряд ли найдётся житель России не слышавший это слово – «мастер-план», но редкий россиянин когда-нибудь его – мастер-план – видел. Широкое внимание термин привлек после Урбанистического форума 2018 года, когда заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин заявил: «…мы не будем больше делать генплан, мы будем делать мастер-план…». Но на Дальнем Востоке особое любопытство к мастер-планам появилось в 2021 году – особенно у жителей тех 26-ти городов, где они разрабатываются по поручению Президента страны Владимира Путина.
Сначала было очень много просто сообщений, потом в новостях стали появлялись отдельные эскизы, и вот на VII Восточном экономическом форуме первые мастер-планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Магадана. Хабаровск тогда в список не попал, но надо помнить, что мастер-план – это не шаблон, а индивидуальный рецепт. Чем больше в городе жителей, чем сложнее его инфраструктура и ещё целый набор факторов – тем больше времени занимает разработка стратегии, призванной глубоко изменить не только облик, но и саму сущность того или иного городского образования.
«Каким будет город, в котором живу я, и будут жить мои дети и внуки?» – равнодушным этот вопрос вряд ли кого-то может оставить. Очевидно поэтому в день презентации мастер-плана Хабаровска очень сложно было найти место в актовом зале городского дворца культуры.
Предваряя выступление мэра, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв отметил: «К работе были привлечены лучшие специалисты страны – инженеры, архитекторы, социологи, экономисты. Наши проекты (Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре – прим. EastRussia) готовит ведущая в России проектная компания "КБ Стрелка". В рамках разработки мастер-планов были проведен целый рад социологических исследований, стратегических сессий среди экспертов и представителей общественности.
На сегодняшний день объем проекта мастер-плана развития Хабаровска составляет 700 страниц. Горизонт планирования реализации мастер-плана 7 лет. Предварительный объем средств для его реализации – 1 триллион рублей».
На что же пойдут эти колоссальные средства? Общий ответ – «на создание комфортной среды» вряд ли кого-то удовлетворит, поэтому пройдёмся по порядку.
«Основная цель мастер-плана, – подчеркивает Сергей Кравчук, – сделать город успешным, удобным и узнаваемым. В удобном городе все повседневные блага у горожан находятся под рукой, на расстоянии 15-ти минутной пешеходной доступности от дома. Такую доступность обеспечит создание Центров городской жизни.
Районы города превратятся в самодостаточные многофункциональные территории, с благоустроенными парками и скверами. Помимо новой застройки в районах будут созданы места приложения труда и объекты комфортной, разнообразной городской среды.
Всего в мастер-плане запланировано создание 11-ти таких центров городской жизни: Северный – База КАФ, Большая – Вяземская, Южный, Березовка, Красная речка, поселок Горького, а также районы новой застройки: Ореховая сопка, Городская гавань, Дальневосточный квартал».
Развитие каждого из этих центров имеет своё собственное, индивидуальное наполнение. Самые объёмные трансформации ждут исторический центр, «Красную линию» и набережную. Здесь возникнут и абсолютно новые объекты – комплекс речного вокзала, полностью новое здание Дальневосточного художественного музея, и будут улучшены уже имеющиеся зоны отдыха и прогулок – Амурский и Уссурийский бульвары.
Центр городской жизни «Северный – База КАФ» получит новое содержание благодаря строительству Межвузовского кампуса на базе Тихоокеанского государственного университета. Причем вся социальная инфраструктура кампуса от спортзалов до кафе и магазинов будут доступны не только студентам, но и горожанам, и туристам.
Появится и абсолютно новый район «Городская гавань». Акватория Амура в этом районе после очистки станет удобной для купания и яхтинга. Дамба превратится в променад, а по берегам вырастут новые кварталы жилой и общественно-деловой застройки.
В поселке имени Горького и на Красной речке будут модернизированы объекты спортивной и досуговой инфраструктуры. Уже существующие центры притяжения – Дом Культуры и Центр работы с населением получат новое наполнение как по содержанию, так и по оформлению прилегающей территории.
Головная боль не только Хабаровска, но и, кажется, любого российского города – транспортное сообщение. Этому аспекту – особое внимание. Все центры городской жизни свяжет между собой улично-дорожная сеть, насыщенная маршрутами общественного транспорта и безопасная для всех видов перемещения. В городе планируется строительство 10-ти новых транспортных развязок, создание 31–ой новой уличной связи и 22-х пешеходных переходов.
Триллион рублей, который на всё это потребуется – не должен пугать, а вдохновлять. К тому же, это не окончательная оценка, а предварительная. Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia, Сергей Кравчук пояснил, что она может трансформироваться. «Сумма может вырасти, она будет расти в зависимости от многих факторов, от того какие объекты будут появляться. Финансирование будет комбинированным это и федеральные средства, это вложения частных инвесторов. Конечно же и деньги из местного бюджета будут выделяться, и из бюджета Хабаровского края. Очень серьёзно высказался наш бизнес, который говорит: «Да, мы готовы участвовать в этих инвестиционных проектах».
Выбор конкретных финансовых инструментов для реализации мастер-плана будет сделан в зависимости от необходимого объёма финансирования, типа объекта, условий его дальнейшего использования. Одним из популярных решений в части привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты стала концессия. Как одна из форм государственно-частного партнерства, она оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области государственно-частного партнёрства. Причины популярности концессии кроются в упрощенной регуляторике в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм самой концессии. Есть и другие инструменты - инфраструктурные бюджетные кредиты или специальные казначейские кредиты – они выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Так что задача найти и эффективно распорядиться триллионом рублей вряд ли станет камнем преткновения на пути воплощения всех замыслов мастер-плана Хабаровска.
Сейчас мы становимся свидетелями третьей волны урбанизации Дальнего Востока. И она будет совсем другой. Если раньше отправной точкой для появления «жизни» в этом суровом регионе служили исключительно интересы государства: «Надо застолбить за собой землю!», «Надо сберечь промышленность и дать отпор врагу!», «Даёшь стране металл и уголь!», то сейчас цели и устремления госаппарата отталкиваются от интереса человека. Того человека, который здесь живёт и того человека, который захочет сюда приехать и переселиться насовсем.
Гражданское общество и добрососедство, самореализация и взаимодействие – все, чем наполнен смысл аббревиатуры ТОС. Эволюция сознания, цивилизованный переход от установки, что «власть обязана нас обеспечить» к пониманию собственной ответственности за то, что происходит вокруг. От абстрактных утверждений переходим к реальности крупнейшего по количеству населения города Дальнего Востока – Хабаровска: здесь живут самые активные и неравнодушные к качеству городской среды жители региона. В краевой столице в территориальные общественные самоуправления объединились уже более 53 тыс. человек. Сейчас тут происходит настоящий бум ТОСов – из здесь 277. При этом, первые три ТОСа в Хабаровске появились лишь в начале 2020 года. А к 2025 году таких объединений здесь будет не меньше 500.
ТОС – это про объединение людей, живущих по соседству, для решения общей проблемы во дворе или на детской площадке. Общее дело сближает людей, а результат совместных действий идет на благо и жителям, и городу в целом. А список таких дел огромен: можно обновить брусчатку, установить камеры видеонаблюдения, новые фонари, скамейки и беседки, обустроить детские и спортивные площадки, высадить цветы и так далее и так далее, всего не перечесть. ТОС помогает решить проблемы в тех случаях, когда не справляются в одиночку управляющие компании, недостаточно сил и средств самих жителей или городских властей.
«Замечательно, что решения об улучшении своего двора, придомовой территории принимают неравнодушные хабаровчане. Они точно знают, что им надо сделать в первую очередь и в каком направлении идти дальше. И для реализации их идей сегодня есть много возможностей, в том числе программа по развитию территориального общественного самоуправления. Неоценимую поддержку в поддержке движения ТОС нам оказывает правительство Хабаровского края и губернатор региона. Работа общественных объединений – одно из условий успешного развития Хабаровска», – отмечает глава Хабаровска Сергей Кравчук.
Ранее схема создания территориальных общественных объединений имела некоторые шероховатости и более растянутые, чем сейчас, сроки. Сейчас все существенно упростилось. Зарегистрировать ТОС можно на портале госуслуг. Пошаговая инструкция, информация о возможностях объединения, методические рекомендации, схема границ осуществления ТОС и все детали собраны на сайте администрации Хабаровска в разделе «Проекты»/«ТОС».
Как рассказал заместитель мэра Хабаровска по связям с общественностью и СМИ Денис Митрофанов, сейчас в краевом центре действует муниципальная программа «Развитие гражданского общества в Хабаровске на 2021-2025 годы», разработано положение о городском конкурсе социально значимых инициатив и проектов среди ТОС.
«Недостаточно принять даже самый хороший закон, всегда нужна сопутствующая нормативная инфраструктура, различные подзаконные акты, которые создадут и заставят механизм нового закона реально работать. Нужно получить опыт, нужны политическая воля и управленческие навыки и, конечно же, заинтересованность людей, которые выстраивают в новых условиях по-настоящему добрососедские отношения. Когда находятся неравнодушные люди, которые не опускают руки и готовы что-то менять, –многое получается», – добавляет он.
И примеры этому, несомненно, есть. Первопроходцем хабаровского движения ТОС является «Максимум Света» (переулок Краснордарский,19а). Это первое объединение соседей-единомышленников, которое создало в рамках нового тогда механизма спортивную площадку во дворе, получив грант в 750 тыс. рублей. Проект «Спортивная площадка» реализован в ноябре 2020 года. Причем, несмотря на то, что по закону за содержание этой спортивной площадки отвечают собственники, ее открыли для всех желающих.
В 2021 году ТОС «Муравейник» (переулок Специалистов) выиграл грант на городском конкурсе на сумму 88 тыс. рублей. На эти средства соседи смогли высадить 800 кустов цветущих растений, установить во дворах видеокамеры и обеспечить каждый дом светодиодными лампами на солнечных батареях.
ТОС «Сигнальная 2Б» – представитель победителей краевого конкурса грантов. На реализацию проекта было затрачено 1,7 млн рублей. На эти деньги было заменено дорожное полотно вдоль домов. А в прошлом году благодаря городскому гранту были обновлены элементы детской площадки.В городском смотре-конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление» в этом году лучших определили в каждом районе Хабаровска – 15 ТОС. В августе объединения, занявшие в каждой номинации 1, 2 и 3 места, получат свои награды – памятные знаки-таблички и денежные премии. За первое место – 40 тыс. рублей, за второе – 30 тыс. рублей, за третье – 20 тыс. рублей.
Сергей Кравчук отметил, что хабаровчане хорошо справляются с формированием эффективного инструмента самоуправления.
«Я желаю вам и в дальнейшем развиваться. Для этого есть много проектов по благоустройству. В том числе, краевой конкурс ТОС. По инициативе губернатора Хабаровского края в этом году на него выделено 250 млн рублей. Также есть муниципальная программа по благоустройству. Проект “1000 дворов на Дальнем Востоке” очень хорошо зарекомендовал себя. Его инициировал полпред президента в ДФО Юрий Трутнев и поддержал глава региона Михаил Дегтярев», – добавил он.
Сергей Кравчук ранее принял решение о выделении бюджетных ассигнований, начиная с 2021 года в размере 10 млн рублей ежегодно на проведение городского конкурса социально значимых инициатив среди ТОС.
Напомним, в Хабаровске работает «Цифровая карта ТОС» – полезный инструмент, который дает наглядное представление о том, что и где уже сделано и какого рода задачи предстоит решить. «Цифровая карта ТОС» размещена на официальном сайте администрации города Хабаровска в специальном разделе «Проекты».