Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Maya DANILOVA: Our goal is to broadcast the best practices to improve the business climate throughout the republic

In anticipation of the announcement of the national rating of investment attractiveness in the Republic of Sakha (Yakutia), we have conducted their own ranking of municipalities by this indicator.

Maya DANILOVA, Minister of Economy of the Republic of Sakha (Yakutia), spoke about how the pandemic affected the national rating of the investment climate in the republic, what investment projects, including in the field of public-private partnerships, are being implemented today, and about the financing of the project of the bridge over the Lena River. ...

Maya DANILOVA: Our goal is to broadcast the best practices to improve the business climate throughout the republic
Photo: press service of the Ministry of Economy of the Republic of Sakha (Yakutia)

- Maya Andreevna, the economy of Yakutia is gradually emerging from the pandemic, and to accelerate its development, the launch of new investment projects is required. Many of them are concentrated in priority development areas (ASEZ), will the ASEZ borders be expanded and what projects are considered as the closest to implementation?

- As we know, today in Yakutia, two territories of advanced socio-economic development have been created and operate, these are the Yakutia ASEZ and the Yuzhnaya Yakutia ASEZ. In the territories of these ASEZs, 40 residents operate, who are provided with sites with utilities and tax preferences. The projects of the TOP "Yakutia" are aimed at the development of local production - this is the production of building materials and equipment in the field of housing and communal services, the greenhouse complex "Sayuri" and the jewelry and cutting cluster. ASEZ "Yuzhnaya Yakutia" is focused on the implementation of investment projects in the mining, processing and other industries.

In 2020, thanks to painstaking and consistent work, resolutions of the government of the Russian Federation were adopted on expanding the boundaries of the Yakutia ASEZ for construction projects of the Zhatayskaya shipyard, a cargo terminal in the village. Nizhny Bestyakh and the project “Creation of a year-round children's camp“ Polar Star ”in Yakutsk. Expanding the boundaries of the TOP will allow our residents to take advantage of all the preferences and speed up the implementation process. When the facilities are put into operation, more than nine hundred jobs will be created in the field of shipbuilding, logistics, education and tourism.

The Yakutia ASEZ has been operating for more than five years, and during this period all conditions have been created for doing business at the ASEZ sites in Central Yakutia. We plan not to stop there and continue to work to expand the boundaries of the ASEZ. There are plans to expand the boundaries of projects:

- development of the timber industry complex in the village of Vitim, Lensky district;
- production of liquefied natural gas in the settlement of Nizhniy Bestyakh, Megino-Kangalassky region;
- construction of a waste transfer station in the city of Yakutsk;
- Creation of a creative cluster "Labor Quarter". 

- Yakutia is the only region of the Far East, included in the Top 20 of the National rating. How do you see the results of 2020, will the pandemic greatly affect the ranking result?

- The pandemic can very unexpectedly affect the results of the 2020 National Ranking, which will be announced in June this year. The year was difficult, tense, but this situation was in all regions. The task of the regional authorities was to respond quickly to the pandemic. Yakutia was among the first subjects of the Russian Federation to adopt an anti-crisis package of measures, which was then supplemented.

- Support for entrepreneurship in 2020 is estimated at 2 billion rubles, including federal measures - 715 million rubles, regional - 1,3 billion rubles. The regional budget also allocated more than 98 million rubles in subsidies, 912 entrepreneurs received support and saved more than 1500 jobs.

Thanks to additional financial support, in 2020, the Entrepreneurship Development Fund issued 391 soft loans for 584 million rubles. Tax breaks were provided to the affected industries.

Despite the negative manifestations of the crisis in 2020, full exemption from taxes for the second quarter and the provision of tax incentives, compared to 2019, the volume of tax revenues from special tax regimes - this is the simplified tax system, patent, UTII and Unified Agricultural Taxation - decreased by only 2% to 3,6 billion rubles, under the simplified taxation system increased by 5% to 2,8 billion rubles.

Federal support measures were significant - for example, more than 2.0 loans worth 800 billion rubles were issued to small and medium-sized businesses under the FOT 1,9 preferential lending program. These funds, while maintaining the number of employees from March 1 of this year. can be written off. In fact, this is a subsidy.

This year, the program continues under the name FOT 3.0 for the least recovered industries - catering, culture, sports, event management and tourism.

In March 2020, a moratorium on inspections was declared, which reduced the number of inspections by 40%. All scheduled inspections of SMEs were terminated, and serious restrictions were introduced for unscheduled inspections until the end of 2020. Unscheduled inspections could be carried out only on exceptional grounds and then, in agreement with the prosecutor's office. The republican control and supervisory authorities canceled 1300 inspections. On exceptional grounds, 1800 inspections were appointed, and in the overwhelming majority these are inspections of the UGSZhN - 1 711.

Thanks to timely measures taken, the Republic of Sakha (Yakutia) is able to strengthen its position in the TOP-20 of the National rating. But we still have to do a lot of work in the field of control and supervision activities, government support measures, telecommunications services, licensing of certain types of activities for significant improvements in the business environment.

 - In 2020, Yakutia for the first time conducted a rating of the investment climate in the municipal districts and urban districts of the Republic. Tell us, which district became the leader of the rating at the end of 2019 and what does the victory in this rating mean? What is it for?

- Yes, last year, for the first time, an assessment of the investment climate of municipal districts and urban districts of the republic was carried out at the end of 2019. Based on the results of the analysis, a rating of the state of the investment climate of municipal districts and urban districts was formulated. The purpose of this rating was to assess the effectiveness of measures taken by local governments to create a favorable investment climate. The survey was conducted among entrepreneurs of the republic.

In general, the leader of the rating was the Tomponsky District. The second position was taken by the Amginsky region. Third - GO "Harvest". Entrepreneurs in the Tompon district highly appreciated the activities of local governments in issuing construction permits and the efficiency of connecting to the power grids, financial support measures, satisfaction with receiving consulting and educational services provided by organizations of the infrastructure for supporting small businesses.

Our goal is not just to rank municipalities, but to unite all levels of government, find the best practices to improve the business climate throughout the republic and broadcast them to other regions.

To achieve these goals, municipalities are developing an Action Plan ("road map") to improve the investment climate of the districts. The implementation of the measures shows that the municipality understands its tasks and effectively interacts with business, providing entrepreneurs with detailed information on support measures guaranteed by the state, analyzing and solving systemic problems in this direction.

But since the rating was held for the first time, not all districts were fully involved in the work. We have to intensify the work on coordinating the activities of local self-government bodies to implement measures to improve the investment climate.

The results of the rating will make it possible to conduct an analysis for timely decision-making by local governments in order to improve the investment climate - this is the most important thing.

 - The Ministry of Economy is the authorized body for the implementation of public-private partnership policy. How many facilities have already been commissioned? What is the advantage of a PPP mechanism over direct financing of projects?

- Currently, 22 projects for the creation and maintenance of 34 social facilities, 22 projects in the housing and utilities sector and 1 project in the transport sector - a bridge over the Lena River in the city of Yakutsk are being implemented in the republic under the mechanism of public-private partnerships and concession agreements.

To date, 23 facilities have been commissioned, 3 places have been created in kindergartens and 081 places in schools.

The advantages of using the mechanism of a concession agreement in the field of housing and communal services are obvious: this is the creation and modernization of communal infrastructure facilities at the expense of investors without investing budget funds, the concessionaire is guaranteed invariability long-term parameters of tariff regulation, tariff regulation rules, receipt of gross proceeds, as well as a concession allows you to preserve objects in state and municipal ownership and provides for the investor's responsibility for the implementation of measures for the creation and reconstruction of the object of the concession agreement, achievement of reliability and energy efficiency indicators of heat supply facilities.

The advantages of using the PPP mechanism in the social sphere for the investor: a stable and long-term business with predetermined conditions and state support, a guarantee of return on investment plus entrepreneurial profit, for the public side this is also an advantageous mechanism: a fixed cost of construction of facilities within the amount determined by the agreement, reduction load on the budget in a three-year cycle due to economies of scale, attracting extra-budgetary funds for the construction of a new state-owned facility, obtaining a public partner of ownership of the facility,The ability to monitor the implementation of the terms of the agreement, including the legally enshrined right of unimpeded access to the object of the agreement and to all documentation, the absence of expenses for current and major repairs.

The main advantage of public-private partnership is still a multiple increase in the number of commissioned facilities within one budget cycle. 

- In December last year, you signed a direct agreement with Sberbank of the Russian Federation to finance the project of a bridge over the Lena River. This was preceded by colossal work. Tell us about the work that led to the signing of this agreement.

At the initiative of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia), in 2018, activities were resumed to develop feasibility studies for the construction of a bridge over the Lena River in the area of ​​Yakutsk. The federal center was provided with economic feasibility studies, as well as justifications for the effectiveness of the project, developed preliminary transport and financial models for the construction of a bridge over the Lena River. At the beginning of 2019, positive results were obtained at the Ministry of Economic Development of Russia. According to the Ministry of Economic Development of Russia, the socio-economic effects from the implementation of the Project will exceed investments by more than 1,6 times. The State Development Corporation VEB.RF has confirmed the traffic intensity, the coefficient of advantage of the Project implementation using the concession mechanism (10%) and budgetary effects. The analytical center under the Government of Russia classified the bridge project as “life support measures”, and confirmed the effectiveness of the project. The bridge construction project received the support of the President of Russia V.V. Putin.

At the end of 2019, competitive procedures were held to determine the concessionaire for the project, and in February 2020, a concession agreement was concluded between the Republic of Sakha (Yakutia) and the Eighth Concession Company, representing the consortium of Rostec State Corporation and VIS Group. In December 2020, we signed a loan agreement with Sberbank of Russia PJSC.

At present, the design documentation for the 1st preparatory stage (removal of engineering infrastructure, construction of temporary roads, berths and construction sites) has been developed in full and is being considered by the Glavgosexpertiza of Russia. The approximate deadline for the issuance of the opinion is May 2021. The 2nd stage of design documentation (Main works) is now in development.

According to the plan, this year it is planned to enter the construction site. 

- The ministry traditionally puts before Agency for attracting investments and supporting exports of the Republic of Sakha (Yakutia) ambitious tasks to diversify the economy of Yakutia. However, it should be noted that many investment projects aimed at these tasks, including the creation of a timber industry complex and large objects of the tourism industry, are already close to launch and transition to the implementation stage. In your opinion, what new sectors of the economy can be promising in Yakutia and, accordingly, require attracting investors?

Due to the completion of several key investment projects supported by the Agency at once, the Agency was tasked with working out the creation of new secondary processing industries in Yakutia and enhancing the development of the service sector.

It should be noted that the Agency's approach to the formation of cluster strategies in the development of tourism, the gas processing market, liquefied natural gas and gas engine fuel in Yakutia is considered by the Ministry to be extremely promising with further replication in other industries. For example, it can be used to create a unified image of the city of Yakutsk and to define a number of spaces as promising sites for the implementation of investment projects and revitalization of abandoned, ineffectively used spaces within the city.

I would like to note that as part of the implementation of investment projects in South Yakutia, we see great potential and prospects for the creation of new industries, mainly in the railroad gravity zone. We can talk about both the development of new deposits and the processing of minerals for export to the domestic Russian market and for export.

 

Summing up, I want to note that the pandemic forced us to reconsider many things and overcome new horizons for which there was no incentive before. Due to the pandemic, many sectors of the economy have switched to remote work, this is education, science, trade and services. And for high-quality remote work, digital transformation comes first, both in the public and private sectors, as a result of which we can get a completely different economy, more rational, adequate to the needs of people.

And based on these conditions, given the time of new digital technologies and opportunities, it is important to convey your idea and be able to implement it.

September 27: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Майя ДАНИЛОВА: Наша цель – транслировать лучшие практики по улучшению бизнес-климата по всей республике

В ожидании оглашения национального рейтинга инвестиционной привлекательности в Республике Саха (Якутия) провели собственное ранжирование муниципальных образований по этому показателю.

О том, как повлияла пандемия на Национальный рейтинг инвестиционного климата в республике, какие инвестиционные проекты, в том числе в сфере государственно-частного партнерства, реализуются на сегодняшний день и о финансировании проекта моста через реку Лену рассказала министр экономики Республики Саха (Якутия) Майя ДАНИЛОВА.

Майя ДАНИЛОВА: Наша цель – транслировать лучшие практики по улучшению бизнес-климата по всей республике
Фото: пресс-служба министерства экономики Республики Саха (Якутия)

- Майя Андреевна, экономика Якутии постепенно выходит из пандемии и для ускорения ее развития требуется запуск новых инвестиционных проектов. Многие из них сосредоточены на территориях опережающего развития (ТОР), будет ли расширение границ ТОРов и какие проекты рассматриваются, как наиболее близкие к реализации?

- Как мы знаем, сегодня в Якутии созданы и действуют две территории опережающего социально-экономического развития, это ТОР «Якутия» и ТОР «Южная Якутия». На территориях этих ТОР ведут свою деятельность 40 резидентов, которым предоставлены площадки с подведенными инженерными коммуникациями и налоговые преференции. Проекты ТОР «Якутия» направлены на развитие местного производства - это производство строительных материалов и оборудования в сфере жилищно-коммунального комплекса, тепличный комплекс «Саюри» и ювелирно-гранильный кластер. ТОР «Южная Якутия» ориентирована на реализацию инвестиционных проектов в сфере добывающих, обрабатывающих и иных отраслей промышленности.

В 2020 году, благодаря кропотливой и последовательной работе были приняты постановления правительства Российской Федерации о расширении границ ТОР «Якутия» на проекты строительства Жатайской судоверфи, грузового терминала в пос. Нижний Бестях и проекта «Создание круглогодичного детского лагеря «Полярная звезда» в г. Якутске. Расширение границ ТОР позволит нашим резидентам воспользоваться всеми преференциями и ускорить процесс реализации. При вводе в эксплуатацию объектов будут созданы более девятисот рабочих мест в сфере судостроения, логистики, образования и туризма.

ТОР «Якутия» действует более пяти лет, и за этот период созданы все условия для ведения бизнеса на площадках ТОР в Центральной Якутии. Мы планируем не останавливаться на этом и продолжить работу по расширению границ ТОР. В планах расширение границ по проектам:

- развитие лесопромышленного комплекса в п. Витим Ленского района;
- производство сжиженного природного газа в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района;
- строительство мусороперегрузочной станции в ГО «город Якутск»;
- создание креативного кластера «Квартал труда». 

- Якутия единственный регион Дальнего Востока, вошедший в Топ-20 Национального рейтинга. Какими вы видите итоги 2020 года, сильно ли пандемия повлияет на результат рейтинга?

- Пандемия может крайне неожиданно повлиять на итоги Национального рейтинга 2020 года, которые будут объявлены в июне текущего года. Год был сложным, напряженным, но такая ситуация была во всех регионах. Задачей региональных властей стало оперативное реагирование на пандемию. Якутия в числе первых субъектов Российской Федерации приняла антикризисный пакет мер, который потом дополнялся.

- Поддержка предпринимательства в 2020 году оценивается в 2 млрд рублей, в том числе федеральные меры – 715 млн рублей, региональные – 1,3 млрд руб. Из регионального бюджета также были выделены субсидии на сумму более 98 млн рублей, 912 предпринимателей получили поддержку и сохранили более 1500 рабочих мест.

Благодаря дополнительной финансовой поддержке в 2020 году Фонд развития предпринимательства выдал 391 льготный займ на 584 млн рублей. Были предоставлены налоговые льготы пострадавшим отраслям.

Несмотря на негативные проявления кризиса в 2020 году, полное освобождение от уплаты налогов за второй квартал и предоставление налоговых льгот, по сравнению с 2019 годом объем налоговых поступлений по специальным налоговым режимам – это УСН, патент, ЕНВД и ЕСХН – сократился всего на 2% до 3,6 млрд рублей, по упрощенной системе налогообложения возрос на 5% до 2,8 млрд рублей.

Существенными были федеральные меры поддержки – например, по льготной программе кредитования ФОТ 2.0 было выдано более 800 кредитов на сумму 1,9 млрд рублей субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти средства при сохранении числа занятых с 1 марта т.г. можно списать. Фактически это субсидия.

В этом году данная программа продолжается под названием ФОТ 3.0 для наименее восстановившихся отраслей – это общепит, культура, спорт, организация мероприятий и туризм.

В марте 2020 г. был объявлен мораторий на проверки, что позволило уменьшить количество проверок на 40%. Были прекращены все плановые проверки субъектов МСП, а также были введены серьезные ограничения для внеплановых проверок до конца 2020 года. Внеплановые проверки могли проводиться только по исключительным основаниям и то, по согласованию с органами прокуратуры. Республиканскими контрольно-надзорными органами отменено 1300 проверок. По исключительным основаниям назначено 1800 проверок и в подавляющем большинстве это проверки УГСЖН – 1 711.

Благодаря своевременно принятым мерам Республика Саха (Якутия) способна укрепиться в ТОП-20 Национального рейтинга. Но нам еще предстоит проделать большую работу в области контрольно-надзорной деятельности, мер государственной поддержки, телекоммуникационных услуг, лицензирования отдельных видов деятельности для существенных улучшений бизнес-среды.

 - В 2020 году Якутия впервые провела рейтинг инвестиционного климата в муниципальных районах и городских округах Республики. Расскажите, какой район стал лидером рейтинга по итогам 2019 года и о чем говорит победа в этом рейтинге? Для чего он нужен?

- Да, в прошлом году впервые была проведена оценка инвестиционного климата муниципальных районов и городских округов республики по итогам 2019 года. По итогам проведенного анализа был сформулирован рейтинг состояния инвестиционного климата муниципальных районов и городских округов. Целью проведения данного рейтинга была оценка эффективности мер, принимаемых органами местного самоуправления по созданию благоприятного инвестиционного климата. Опрос был проведен среди предпринимателей республики.

Лидером рейтинга в общем итоге стал Томпонский район. Вторую позицию занял Амгинский район. Третье - ГО «Жатай». Предприниматели в Томпонском районе высоко оценили деятельность органов местного самоуправления по выдаче разрешений на строительство и эффективность подключения к электросетям, меры финансовой поддержки, удовлетворенность получения консультационных и образовательных услуг, оказываемых организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Наша цель - не просто рейтинговать муниципалитеты, а объединить все уровни власти, находить лучшие практики по улучшению бизнес-климата по всей республике и транслировать их в другие районы.

Для достижения данных целей муниципальными образованиями разрабатывается План мероприятий («дорожная карта») по улучшению инвестиционного климата районов. Исполнение мероприятий показывает, что муниципалитет понимает свои задачи и эффективно взаимодействует с бизнесом, предоставляя предпринимателям подробную информацию о мерах поддержки, гарантированных государством, анализируя и решая системные проблемы в этом направлении.

Но так как рейтинг был проведен впервые, не все районы в полной мере включились в работу. Нам предстоит усилить работу по координации деятельности органов местного самоуправления для реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата.

Результаты рейтинга позволят провести анализ для своевременного принятия решений органами местного самоуправления в целях улучшения инвестиционного климата – это самое важное.

 - Минэкономики является уполномоченным органом по реализации политики в сфере государственно-частного партнерства. Сколько объектов уже введено в эксплуатацию? В чем преимущество механизма ГЧП над прямым финансированием проектов?

- В настоящее время в республике по механизму государственно-частного партнерства и концессионных соглашений реализуются 22 проекта по созданию и техническому обслуживанию 34 социальных объектов, 22 проекта в сфере ЖКХ и 1 проект в транспортной сфере – мостовой переход через реку Лена в городе Якутске.

На сегодняшний день введены в эксплуатацию 23 объекта, создано 3 081 место в детских садах и 1 620 мест в школах.

Преимущества применения механизма концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства очевидны: это создание и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств инвесторов без вложения средств бюджета, концессионеру гарантируется неизменность долгосрочных параметров регулирования тарифов, правил тарифного регулирования, получение валовой выручки, а также концессия позволяет сохранить объекты в государственной и муниципальной собственности и предусматривает ответственность инвестора за выполнение мероприятий по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, достижение показателей надежности и энергоэффективности объектов теплоснабжения.

Преимущества применения механизма ГЧП в социальной сфере для инвестора: стабильный и долгосрочный бизнес с заранее определенными условиями и поддержкой государства, гарантия возврата вложенных инвестиций плюс предпринимательская прибыль, для публичной стороны это тоже выгодный механизм: фиксированная стоимость строительства объектов в пределах суммы, определенной соглашением, снижение нагрузки на бюджет в трехлетнем цикле за счет эффекта масштаба, привлечение внебюджетных средств на строительство нового государственного объекта, получение публичным партнером права собственности на объект, возможность контроля за выполнением условий соглашения, в том числе законодательно закрепленное право беспрепятственного доступа на объект соглашения и ко всей документации, отсутствие расходов на текущие и капитальные ремонты.

Основным преимуществом государственно-частного партнерства все-таки является кратное увеличение числа вводимых объектов в пределах одного бюджетного цикла. 

- В декабре прошлого года вы подписали прямое соглашение с Сбербанком РФ о финансировании проекта моста через реку Лену. Этому предшествовала колоссальная работа. Расскажите о той работе, которая смогла привести к подписанию данного соглашения.

По инициативе Главы Республики Саха (Якутия) в 2018 году была возобновлена деятельность по разработке обоснований строительства мостового перехода через реку Лена в районе г. Якутска. Федеральному центру были предоставлены экономические обоснования, а также обоснования эффективности проекта, разработаны предварительные транспортная и финансовая модели строительства мостового перехода через реку Лена. В начале 2019 годе были получены положительные результаты в Минэкономразвития России. По оценке Минэкономразвития России, социально-экономические эффекты от реализации Проекта превзойдут инвестиции более чем в 1,6 раза. Государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ подтверждены интенсивность движения, коэффициент преимущества реализации Проекта с использованием механизма концессии (10%) и бюджетные эффекты. Аналитическим центром при Правительстве России проект моста отнесен к «мероприятиям жизнеобеспечения», подтверждена эффективность проекта. Проект строительства мостового перехода получил поддержку Президента России В.В. Путина.

В конце 2019 года были проведены конкурсные процедуры для определения концессионера проекта и в феврале 2020 года заключено концессионное соглашение между Республикой Саха (Якутия) и компанией «Восьмая концессионная компания», представляющая консорциум Госкорпорации Ростех и Группы «ВИС». В декабре 2020 года подписали кредитный договор с ПАО «Сбербанк России».

В настоящее время проектная документация на 1-й подготовительный этап (вынос инженерной инфраструктуры, строительство временных дорог, причалов и строительных площадок) разработана в полном объеме и находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе России. Ориентировочный срок выдачи заключения - май 2021 г. 2-й этап проектной документации (Основные работы) сейчас в разработке.

По плану, в текущем году планируется выход на строительную площадку. 

- Министерство традиционно ставит перед Агентством по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия) амбициозные задачи по диверсификации экономики Якутии. Однако стоит отметить, что многие инвестиционные проекты, направленные на эти задачи, включая создание лесопромышленного комплекса и крупных объектов туристической отрасли, уже близки к запуску и переходу в стадию реализации. Как вы считаете, какие новые отрасли экономики могут быть перспективными в Якутии и соответственно требуют привлечения инвесторов?

Благодаря завершению сразу в нескольких ключевых сопровождаемых Агентством инвестиционных проектов, перед Агентством поставлена задача по проработке создания новых отраслей вторичной переработки в Якутии и активизации развития сферы услуг.

Стоит отметить, что подход Агентства по формированию кластерных стратегий в развитии туризма, рынка газопереработки, сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Якутии считается Министерством крайне перспективным с дальнейшим тиражированием на другие отрасли. Например, он может быть использован при создании единого образа города Якутска и определение ряда пространств, как перспективных площадок для реализации инвестиционных проектов и ревитализации заброшенных, неэффективно используемых пространств в черте города.

Хочу отметить, что в рамках реализации инвестиционных проектов Южной Якутии, мы видим большой потенциал и перспективы создания новых отраслей преимущественно в зоне тяготения железной дороги. Речь может идти как о разработке новых месторождений, так и о переработке полезных ископаемых для вывоза на внутренний российский рынок и на экспорт.

 

Подводя итог, хочу заметить, что пандемия заставила нас пересмотреть многие вещи и преодолевать новые горизонты, на которые раньше не было стимула. Из-за пандемии многие отрасли экономики перешли к удаленной работе, это образование, наука, сфера торговли и услуг. И для качественной удаленной работы на первое место выходит цифровая трансформация, как в государственном, так и в частном секторе, в результате которой мы можем получить совершенно иную экономику, более рациональную, адекватную потребностям людей.

И исходя из этих условий, учитывая время новых цифровых технологий и возможностей, важно свою идею донести и суметь ее реализовать.

23 июня: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика