Поделиться
Мостовая разморозка
Поделиться

В Еврейской автономии планируют реанимировать возведение перехода Нижнеленинское – Тунцзян

Власти ЕАО совместно с Газпромбанком намерены разморозить строительство железнодорожного моста Нижнеленинское – Тунцзян (КНР). Согласно скорректированным планам, заработать новый погранпереход должен в 2020 году. При этом начало работы объекта должно быть синхронизировано с реконструкцией международного пункта пропуска и железнодорожной линии Биробиджан – Ленинск, без развития которой будущий переход не сможет освоить заявленные объемы.

skmost.ru

Кредит на достройку

Газпромбанк планирует открыть финансирование на завершение строительства трансграничного мостового перехода через Амур. Соответствующие переговоры в конце ноября провел глава ЕАО Александр Левинталь с представителями финансовой организации. Губернатор отметил, что банк участвует в крупных промышленных проектах области. В частности, он предоставил ООО «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат» (входит в группу компаний «Петропавловск – Черная Металлурги») кредит в размере $240 млн на восемь лет под покрытие Petropavlovsk PLC.

Как уточнили в областном правительстве, в настоящее время ГОК готовится выйти на полную производственную мощность 3,2 млн тонн железорудного концентрата в год. Помимо продолжающегося освоения Кимканского месторождения железной руды, идет подготовка к разработке соседнего Сутарского. По подсчетам специалистов, ресурсов хватит на несколько десятков лет работы комбината. Пока что продукцию ГОКа везут в Китай через пункт пропуска Гродеково в Приморье. С открытием трансграничного моста в районе села Нижнеленинское у предприятия сократится транспортное плечо при экспорте руды, а значит, расходы на логистику.

Справка: первый железнодорожный мост между Россией и Китаем свяжет село Нижнеленинское в ЕАО и остров Хаюйдао городского уезда Тунцзян города Цзямусы. Мостовой переход станет первым подобным сооружением между странами на четыре тыс. км общей границы. Его общая длина — 2 209 метров, в том числе российской части — 309 метров. Переход спроектирован как железнодорожный однопутный мост совмещенной колеи 1 520 и 1 435 мм для пропуска российского и китайского подвижного состава. Российская часть моста прежде оценивалась более 10,5 млрд рублей.

По словам губернатора, возобновление финансирования стройки позволит доделатьт мостовой переход в 2020 году. В Газпромбанке не прокомментировали информацию о предоставлении средств на эти цели. Не ответил на запрос EastRussia и Российский фонд прямых инвестиций, создавший совместно с China Investment Corporation Российско-китайский инвестиционный фонд, на который была возложена реализация проекта.

Прошедшей весной мостостроители двух стран состыковали обе части железнодорожного моста. Сроком окончания стройки тогда назывался конец 2019 года. В подрядной организации — СК «Мост» воздержались от комментариев относительно хода строительства. По словам осведомленного источника, работы встали на подходах к сооружению, их общая протяженность составляет около пять км. Также оказалась приостановлена реконструкция пункта пропуска Нижнеленинское, который должен быть готов к организации международного железнодорожного сообщения.

Как сообщил первый заместитель руководителя ФГКУ «Росгранстрой» Андрей Тулугоев, на объекте выполнили работы по планировке территории, устройству конструктивных элементов зданий и сооружений, забивке свай, созданию очистных сооружений. В дальнейшем возникла необходимость корректировки проектно-сметной документации, в том числе с учетом паводковой ситуации в регионе, когда в регионе случилось наводнение.

«В настоящее время проект готов к реализации. Ведутся подготовительные работы для возобновления строительства. Завершение первого этапа реконструкции запланировано на 2020 год», — уточнил представитель ФГКУ «Росгранстрой».

По его словам, на начальной стадии предусмотрено возведение административно-бытового здания для размещения сотрудников контрольных органов, эстакады для осуществления таможенного и пограничного контроля, пункт пропуска оснастят вагонными весами, системой обнаружения радиоактивных материалов, прочими техническими обустройствами.

В 2020 году должна завершиться и реконструкция участка Дальневосточной железной дороги Биробиджан – Ленинск, который является ответвлением от Транссиба и ведет к строящемуся мосту. Без развития этой линии будущий пункт пропуска не сможет освоить заявленные объемы перевозки.

На модернизацию 121-километрового участка Биробиджан – Ленинск ОАО «РЖД» планирует выделить 5,7 млрд рублей, после чего ежегодная пропускная способность направления возрастет до 13,3 млн тонн. Этого, по словам начальника ДВЖД Николая Маклыгина, вполне хватит в первые годы эксплуатации погранперехода. Он отметил, что с заказчиком строительства моста — ООО «Рубикон» (контролируется инвестфондами) уже заключен договор на оказание услуг по примыканию путей необщего пользования к инфраструктуре РЖД.

 

Сканер на досмотре

Окупаемость вложений в погранпереход Нижнеленинское – Тунцзян и подходов к нему зависит от объемов перевозки. Если только ориентироваться на производство Кимкано-Сутарского ГОКа, загрузка направления будет невысокой, поэтому мост должен работать с более широкой грузовой базой. Предполагается, что в перспективе грузооборот пункта пропуска превысит 20 млн тонн в год. Ранее Александр Левинталь не исключал, что через Нижнеленинское в Китай может пойти уголь из Якутии и сжиженный газ в цистернах из Восточной Сибири.

Перспективно и привлечение высокодоходных контейнерных перевозок. В частности, крупнейший железнодорожный погранпереход с Китаем Забайкальск – Маньчжурия продолжает демонстрировать рост по обработке контейнеров. В октябре через него из России экспортировали 142,5 тыс. тонн контейнерных грузов, что почти на четверть превышает прошлогодний уровень. В свою очередь импорт товаров в контейнерах из КНР вырос на 77,5% и составил 124 тыс. тонн.

Для обслуживания контейнерного трафика необходимы современные обустройства. В 2021 году на ЖДПП Нижнеленинское планируется установить новейший инспекционно-досмотровый комплекс, проинформировали в ФГКУ «Росгранстрой».

«Современное оборудование позволит осуществлять дистанционный контроль транспортных средств и грузов без вскрытия контейнеров и без остановки железнодорожного состава при его движении со скоростью до 70 км/ч, обеспечив высокий уровень эффективности и безопасности, — объяснил Андрей Тулугоев. — Кроме того, в планах на 2021 год — завершение второго этапа реконструкции пункта пропуска по созданию зоны углубленного досмотра грузов. В настоящее время оба мероприятия находятся в стадии проектирования».

 

Терминалы у реки

В то же время переход Нижнеленинское – Тунцзян может столкнуться с конкуренцией со стороны других транспортных коридоров. В соседней с ЕАО Амурской области завершаются работы на автомобильном мосте Благовещенск – Хэйхэ, который возводят на условиях концессионного договора. Обслуживать приграничный трафик будет таможенно-логистический терминал (ТЛТ) «Каникурган», который предполагается полностью сдать в эксплуатацию до 2024 года.

У его инвесторов (инициатором проекта выступает группа компаний «Регион») амбициозные планы. В первый год работы терминал совместно с погранпереходом предполагает выйти на перевозку от 1,8 млн до 3,2 млн тонн грузов, в том числе контейнерных. Прогнозируется, что в дальнейшем он будет ежегодно перерабатывать пять-девять млн тонн. По словам партнера ООО «Инфра Проекты» Эрнеста Дошояна, инвесторы строительства моста Благовещенск – Хэйхэ рассчитывают, в частности, на востребованность международных автомобильных перевозок у китайских грузовладельцев.

«Возможности развития железной дороги к портам Китая ограничены. На фоне высокой развитости автотранспорта создаются предпосылки, чтобы больше использовать автомобильную логистику на Благовещенск», — отметил Эрнест Дошоян.

При этом в Благовещенске возможна перегрузка контейнеров с автотранспорта на железную дорогу и наоборот – там уже действует терминал «ТрансКонтейнера».

В свою очередь в руководстве Дальневосточной магистрали, понимая, что с открытием моста Нижнеленинское – Тунцзян может произойти отток грузопотока с направления Гродеково – Суйфэньхэ, который к тому же является одним из звеньев международного транспортного коридора (МТК) «Приморье-1», рассчитывают провести модернизацию последнего.

Павел Усов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов