Результаты первого квартала - сигнальный маркер тенденций, которые будут наблюдаться до конца финансового года. Их анализ позволяет скорректировать тактику финансовой политики, чтобы добиться наилучших показателей. Об итогах работы Дальневосточного Сбербанка с EastRussia поделился управляющий директор, директор Центра продаж корпоративным клиентам Дальневосточного Сбербанка Дмитрий Важенин.
- Дмитрий, каким выдался первый квартал 2022-го года?
- Первый квартал 2022 года был достаточно непростым, особенно его вторая половина. Финансовая система испытала массу внешних вызовов: мы фиксировали кратковременный отток средств, нестабильность валютных курсов и как следствие - повышение ключевой ставки до 20%. Весь март мы работали в круглосуточном режиме, чтобы ответить на все эти вызовы. Сегодня можем с уверенностью сказать, что ситуация управляемая, ушла нервозность, адаптация к новым экономическим условиям прошла успешно.
- Государство отреагировало на обострение ситуации расширением пакета мер поддержки. Какие из них наиболее востребованы крупным бизнесом?
- Да, безусловно, меры государственной поддержки вызывают серьезный интерес со стороны клиентов. Уже можно сказать, что на сегодня наиболее востребованной мерой поддержки для крупных клиентов является программа кредитования системообразующих компаний от четырех профильных министерств: Минтранса, Минпромторга, Минэнерго и Минсельхоза. Дальневосточный банк уже предоставил своим клиентам по этим программам лимитов на 18,5 млрд рублей. Заявки еще на 19 млрд. рублей находятся у нас на рассмотрении. Для среднего бизнеса подходит программа государственной поддержки 15%, по ней уже одобрено лимитов на 2,1 млрд рублей.
- Предприятия какой отрасли наиболее активно участвуют в программах господдержки для бизнеса?
- Основные объемы государственной поддержки в Дальневосточном Сбербанке получили предприятия горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, а также торговли.
- Изменились ли условия по кредитам для корпоративных клиентов? На какие продукты предпринимателям стоит обратить отдельное внимание?
- Сейчас Банк работает по всему перечню продуктов – это и кредитование, и расчетно-кассовые операции, и нефинансовые сервисы. Разумеется, есть некоторые сложности, но вместе с клиентами мы ведем работу, направленную на минимизацию рисков.
Не стоит забывать о хеджирующих инструментах, которые защищают от роста ключевой ставки на периоде кредитования и позволяют клиентам участвовать в снижении ключевой ставки, при этом они защищены от резкого роста ключевой ставки вверх. Эти решения очень хорошо себя показали в течение последних месяцев.
- Как показали себя сервисы Сбера по цифровизации бизнеса в нынешней обстановке?
В первую очередь стоить выделить облачные решения для бизнеса от SberCloud, кибербезопасность от Bi.Zone – они проявили себя наилучшим образом особенно в период участившихся хакерских атак на порталы российского бизнеса. Зарекомендовала себя и система поддержки принятий решений на основании больших данных от СберАналитики, аутсорсинг бухгалтерии, кадрового, налогового учета от СберРешений. Кроме этого наши клиенты оценили поставку и внедрение отечественного оборудования и программного обеспечения от СберКоруса и, конечно, решения для вывода бизнеса в ecom от inSales.
Отдельно хочу заострить внимание предпринимателей на постановлении правительства № 1598. Оно направлено на льготное кредитование проектов по цифровизации бизнеса на основе российских решений в сфере IT. Эта программа позволяет получить бизнесу льготные кредиты по ставке до 5 % на 10 лет и суммой от 5 млн до 5 млрд рублей, ключевое условие – доля отечественных решений в смете проекта выше 70 %.
- Как распределяется крупный бизнес на Дальнем Востоке, если смотреть не на административные регионы, а на преобладающие сегменты бизнеса? Например, Амурская область – агрорегион. А остальные?
Безусловно, у каждого региона есть своя основная специализация, и мы учитываем это в работе банка, так как наши решения и продукты должны быть адаптированы к каждой отрасли.
Если подойти к вопросу укрупненно, то в Амурской области это, конечно же, агропромышленный комплекс и золотодобыча. Еврейская автономная область – торговля, Хабаровский край – энергетика, промышленность и торговля. Приморье – жилищное строительство, транспорт, рыбная отрасль, аграрный сектор и торговля. Сахалин, безусловно, добыча нефти и газа, рыбная отрасль и строительство, на Камчатке традиционно развита рыбная отрасль, в Магаданской области – золотодобыча, на Чукотке – транспорт и золотодобыча.
- Будет ли Сбер работать по новой программе льготного кредитования для приоритетных проектов на Дальнем Востоке и Арктики, заявки на участие в которой собирает сейчас Минвостокразвития? Какие условия предполагается предоставить предпринимателям?
- Мы максимально заинтересованы в интеграции в данную программу. Ключевые условия для участия в ней – это сумма инвестиционного проекта от одного млрд рублей. Размер субсидии равен половине ключевой ставки Центробанка плюс 2 %. Субсидируются первые 12 месяцев кредитования и существует требование по объемам созданных рабочих мест, которое зависит от отрасли проекта. Финальные условия по программе мы узнаем несколько позже, когда будет опубликован итоговый документ и сразу же начнем прием заявок по программе, уже есть ряд проектов, которые, по нашему мнению, имеют хорошие шансы на попадание в эту программу субсидирования.
В настоящий момент активно меняются логистические маршруты и Дальний восток в этом процессе занимается основополагающее место, поэтому стоит ждать большого количества инвестиционных проектов в сфере транспорта, логистики, услуг хранения и перевалки грузов.
беседовал Алексей ЕлашСегодня в постоянно меняющемся мире сохранить свое дело без дополнительного финансирования крайне сложно. В таких особенных для экономики условиях Сбер начал принимать заявки от предпринимателей по программе льготного кредитования Банка России. О том, кто может воспользоваться ей и на каких условиях, ИА East Russia рассказала Инна Войскович, директор управления продаж малому бизнесу Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк».
Стабилизируем доходы и расходы
- Инна, расскажите заинтересовался ли бизнес государственными мерами антикризисной поддержки?
- Сбер традиционно выступает проводником мер поддержки от государства к бизнесу. Банк России оперативно отреагировал на экономическую ситуацию и запустил программу кредитования с господдержкой. С 9 марта Сбер стал принимать заявки от предпринимателей по всей стране.
За первые две недели действия программы льготного кредитования Банка России на Дальнем Востоке было подано более 380 заявок от представителей малого и среднего бизнеса. Благодаря ей клиенты банка могут получить кредитные средства на льготных условиях. Важно помнить, что договор с банком необходимо заключить до 21 декабря 2022 года.
Поддержка направлена на наиболее пострадавшие отрасли. Исключения представляют только подакцизные виды деятельности, жилое строительство, компании финансовой сферы и предприятия, связанные с бизнесом, не имеющим статуса МСП. Ознакомиться с полным списком отраслей можно на сайте правительства.
- Сколько будут действовать льготные ставки?
В первый год после заключения договора на оборотные цели пользоваться средствами клиенты могут по льготной ставке. В случае, если вы заключаете договор на инвестиционный кредит, льготная ставка для вас будет действовать в течение трёх лет. После окончания льготного периода будут применяться стандартные условия в рамках заключенного кредитного договора.
Кредиты на оборотные цели доступны предпринимателям на срок до 3 лет или на инвестиционные цели на срок до 10 лет. Также возможно рефинансировать кредит, взятый в другом банке. Средства предоставляются строго с подтверждением целевого использования.
Подать заявку на участие в льготной программе клиент может без визита в банк, в мобильном приложении СберБизнес, а также через горячую линию Банка.
Кто уже оценил на себе достоинства антикризисных мер
- Дальневосточный банк первым в стране выдал кредит по льготной ставке. Расскажите, кто интересуется этим предложением
Первый в России кредит по льготной программе кредитования бизнеса от Банка России выдан на Дальнем Востоке. Кредитные средства получила офтальмологическая клиника из столицы региона.
Сбер всегда занимает лидирующие позиции в вопросах поддержки бизнеса, оперативно предоставляя предпринимателям необходимые финансовые инструменты. С момента запуска программы до выдачи первой заявки прошла неделя.
Всего в России подано уже больше 10 тысяч заявок на сумму свыше 62 млрд рублей. Общий объем финансирования программы заявлен 340 млрд. рублей.
Единственное ограничение: в новую программу не могут быть включены кредиты, выданные в рамках Программы стимулирования МСП (в том числе по антикризисным кредитам).
Реанимация бизнеса в сложной ситуации
- Строить своё дело в нестабильных условиях сложно, но возможно. Что делать, если санкции поставили ведение бизнеса под угрозу, а курс доллара заставляет плодить долговые обязательства?
- Для экстренных ситуаций в банке есть решение. Кредитные каникулы позволяют на полгода отсрочить выплату по основному долгу и/или процентам.
До конца сентября субъектам малого и среднего предпринимательства из пострадавших отраслей доступна эта опция. Программа реструктуризации кредитов работает в рамках 106-ФЗ.
Также в Сбере существует собственная программа реструктуризации, с её условиями можно ознакомиться на сайте банка.
Реструктуризация – средство, для бизнеса, попавшего в сложную экономическую ситуацию. С его помощью можно изменить условия действующего кредита на более комфортные. Например, реструктуризация поможет, если у вас существенно сократились доходы из-за вынужденного простоя или задерживаются оплаты от заказчиков.
- Можно ли снизить сумму платежа?
- Вы также можете отсрочить погашение кредита и процентов, чтобы временно снизить сумму ежемесячного платежа. Ещё одна антикризисная мера – увеличение срока кредита. Это позволит уменьшить сумму ежемесячного платежа.
Март продолжает проверять предпринимателей на прочность. Обстоятельства меняются быстро и требуют принятия решений в сжатые сроки. Ни одна ситуация не останется безвыходной, если для решения проблемы применять нужные инструменты.
Сбер предлагает амурчанам удобный антикризисный инструмент экосистемы – цифровизацию управления сельхозпроизводством. Высокотехнологичное решение от Сбера – сервис «История поля». Он разработан партнером Сбера – компанией «Геомир». Сервис позволяет оптимизировать финансовые и временные трудозатраты.
«История поля» дистанционно контролирует состояние посевных площадей и работу техники на полях, планирует сельхозоперации, ведет полевые журналы и т.д. Автоматизированный сбор, обработка и комплексный анализ всей производственной информации помогают сельхозпроизводителям принимать верные управленческие решения: стратегические, тактические и оперативные. Одними из первых в Приамурье его опробовали и внедрили в свою работу партнеры компании «Таргет Агро».
«Это цифровой продукт, который позволяет хранить очень большой пласт информации. С помощью мультиспектральных дронов и спутниковых снимков мы осуществляем оцифровку и анализ всех агропромышленных земель. Создается карточка поля, в которую заносится история посевов, используемые средства защиты растений, учет семенного материала. По сути, это облачное хранилище всей истории вашего хозяйства, позволяющее не только планировать сельхозпроизводство, но и прогнозировать урожайность», - отметил Сергей Немыкин, руководитель продаж продуктов агротехнологий компании «Таргет Агро» в Амурской области.
На сегодня под контролем отечественного цифрового ока в агрокомпании находятся около 50 000 га сельхозполей в четырех районах России. Это не только поля Приамурья, но и Приморского края, Алтая. При этом система позволяет вести наблюдение даже с помощью мобильного телефона из любой географической точки. Например, из Благовещенска можно наблюдать за посевной или сбором урожая в Алтайском крае.
Сервис «История поля» предоставляется в веб-интерфейсе и мобильном приложении. Работает даже без интернета, что особенно важно в полевых условиях. Он полезен не только руководителю предприятия, но и юридическому, финансовому подразделению компании, службе безопасности, диспетчерам, агрономам. Подробная статистика позволяет сразу же выявлять проблемы и оптимизировать производственные процессы.
«Сбербанк заинтересован в поддержке своих бизнес-клиентов и уже сегодня предлагает современные решения, позволяющие эффективно управлять предприятием, прогнозировать финансовые риски и производительность. Один из таких инструментов – использование продуктов экосистемы Сбера, позволяющих расширить рынок сбыта, выбрать надежных контрагентов или найти новых клиентов, а также оптимизировать процессы внутри компании и получить рекомендации по ее дальнейшему финансовому развитию», - подчеркнул Игорь Кувыкин, управляющий Благовещенским отделением Дальневосточного Сбербанка.
Сбер предлагает клиентам решения, которые позволяют в несколько кликов наладить решение бытовых проблем для любого предпринимателя, от создания и ведения бизнеса до цифровизации производства. Например, в Приамурье при поддержке банка на поля компании «Амурагрокомплекс» вышел первый ИИ-агропилот – это программно--аппаратный комплекс, на основе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot. Система как человек видит, понимает ситуацию на поле и принимает решения. Когда функция управления движением комбайна роботизирована, механизатор может сконцентрироваться на контроле качества процесса обработки и уборки урожая (на угле наклона жатки, настройке процесса обмолота, очистке зерна и других), что позволяет сократить прямые потери урожая, снизить расход топлива и повысить дневную выработку.
Выпустить электронную цифровую подпись могут как клиенты, так и не клиенты банка – оформление бесплатно и занимает 30 минут. Если у клиента уже есть расчётный счёт в Сбербанке, оформить электронную подпись можно через приложение СберБизнес без посещения офиса.
Для не клиентов, чтобы выпустить электронную подпись, достаточно одного визита в банк. Владельцу бизнеса для регистрации нужно будет иметь при себе токен (на который будет записываться усовершенствованная квалифицированная электронная подпись), паспорт, СНИЛС и ИНН. Для этого не нужны оригиналы документов. Достаточно просто назвать номер клиентскому менеджеру по работе с корпоративными клиентами (индивидуальные предприниматели и юридические лица). Такие отделения есть в офисах в каждом крупном городе Дальнего Востока: от Анадыря до Владивостока.
До конца апреля за один визит в банк, кроме выпуска электронной подписи представитель бизнеса может открыть расчетный счет на антикризисных условиях.
С 2022 года каждый владелец бизнеса обязан сдавать отчётность в налоговую службу в электронном виде, подтвержденную электронную подписью. Кроме электронного документооборота с Федеральной налоговой службой, электронная подпись позволяет обмениваться документами с партнёрами, участвовать в торгах, тендерах, гос. закупках и подавать отчетность в государственные органы.
Электронная подпись – это надёжная альтернатива традиционной подписи на документах. Её невозможно подделать. Благодаря ей можно полностью законно работать с государственными системами и контрагентами.
Одновременно с открытием счета клиент получает возможность воспользоваться бесплатной консультацией юриста, размещать и менять вакансии на сервисе Работа.ру, воспользоваться онлайн-сервисом для ведения бухучета на упрощённой системе налогообложения, обмениваться документами с контрагентами.
Расчетный счет на юридическое лицо также может быть открыт без посещения офиса банка в городах, где представлен сервис выездного открытия расчетного счета. При резервировании счёта (займет не более 5 минут) на сайте Сбера можно выбрать способ открытия «Вне офиса банка». Не позднее следующего рабочего дня с Вами свяжется менеджер Сбера, чтобы договориться о времени и месте встречи для оформления документов на открытие счёта.
Электронный документооборот – новая реальность, в которой существует развивающийся мир. Пока вокруг вводятся новые ограничения и рынок реагирует на любые движения, комфорт и оперативность в повседневных вопросах становится ещё ценнее.
Внеочередное повышение ключевой ставки стимулирует банки снова увеличить доходность по вкладам, причем значительно. Наши эксперты считают, что корректировка доходности составит в среднем 70-80% от размера повышения ключевой ставки, наиболее привлекательными будут ставки по долгосрочным депозитам. Это даст возможность зафиксировать максимально выгодные условия на длительный срок.
На этом фоне сберегательные настроения дальневосточников укрепятся: люди будут стремиться защитить средства от инфляции, а рублевый депозит остается надежным и самым популярным инструментом для этой цели в России.
Сегодня сбережения есть почти у половины (44%) российских семей, говорят данные ВЦИОМ. Доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 г. в полтора раза. Главные мотивы сберегательного поведения — отложить на покупку/ремонт недвижимости, отдых/лечение и на старость. Мужчины более активны в вопросах сбережения, чем женщины (50% vs. 38%), чаще сберегают россияне, имеющие одно высшее образование или два (54-50%). Интересно, что начиная примерно с 2018 года, лидер по доле имеющих сбережения изменился - теперь это молодежь до 30 лет.
Дальневосточники гибко реагируют на конъюнктуру и оперативно корректируют модели управления сбережениями: мы видим это по своим клиентам. Давайте проследим, как менялись предпочтения в выборе сроков размещения средств: в прошлом году по мере расширения горизонта планирования и снижения ставок у жителей округа вырос спрос на вклады до 6 месяцев, а впоследствии – до года. По нашей статистике, сегодня каждый второй дальневосточник открывает вклад на полгода, еще треть – на три месяца, остальную часть занимают вклады от 1 года.
У дальневосточника каждый рубль на счету и в дело: любые свободные средства он заставит работать. Мы посчитали, размер сбережений в округе не очень большой – средняя сумма одного депозита составляет 475 тысяч рублей. Самый большой размер этого показателя – в Камчатском крае (620 тысяч), наименьший – в Бурятии (350 тысяч).
Мы также наблюдаем, что у жителей округа растет интерес к альтернативным валютам – включение их в сберегательный портфель позволяет получить оптимальную доходность. В первую очередь спросом пользуется, конечно, юань.
По данным исследований НАФИ, открытие сберегательного счета или вклада в банке в настоящее время является самым популярным среди россиян способом сбережения и инвестирования. Наши цифры показывают, что в ДФО чаще всего этот инструмент используют жители Хабаровского края, Приморья и Якутии. В топ-5 регионов округа по количеству открытых депозитов входят также Амурская область и Забайкалье.
В целом россиянам сегодня важнее сохранить, чем преумножить, говорит НАФИ. При выборе способа вложения денег главными критериями являются: возможность забрать деньги в случае необходимости и гарантия сохранности вложений. Только третье место в рейтинге занимает критерий уровня доходности выбранного финансового инструмента.
Сегодня много внимания уделяется программам повышения финансовой грамотности. Вместе с тем, учитывая наш российский «анамнез», этой работы нужно еще больше, особенно среди молодежи и старшего поколения – это позволит снизить необоснованную тревогу за сохранность сбережений и даст дальневосточникам возможность более осознанно, с большей пользой распоряжаться своими деньгами.
– Инна, наш разговор хотелось бы начать с вас. С чего начался ваш Сбер?
– Моя карьера в банковской сфере началась с небольшого регионального коммерческого банка. А в ноябре 2013 как раз на день рождение Сбербанка, пришла в компанию клиентским менеджером малого бизнеса.
После клиентской службы развивалась в области кредитования. Ведь, несмотря на большое количество появляющихся продуктов, кредитование остается основным флагманом взаимоотношений клиента с Банком. Бизнес постоянно развивается, чтобы успевать за растущей конкуренцией, а для этого нужны финансы собственные или заемные.
Я понимала, что важно понять не только условия: сроки, ставки, а важно погрузиться в процесс, в кредитную экспертизу.
Дальше работала в разных направлениях банка. Затем было предложение поехать начальником управления малого бизнеса Камчатского головного отделения Сбербанка. Приняла его. Семья поддержала моё решение.
Очень плотно работали с правительством Камчатского края по реализации государственных программ поддержки предпринимателей. В 2020 была пандемия, Сбер был на передовой в части оказания поддержки бизнесу. Несмотря на определенные ограничения, связанные с карантинными мероприятиями, мы реализовали множество проектов, значимые для развития края и были отмечены благодарностью правительства.
В 2021 поступило предложение вернуться обратно в Хабаровск и в 2022 я возглавила управление продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка.
– Вы хорошо знаете Дальний Восток. Практически побывали во всех регионах территории. На Ваш взгляд, дальневосточный малый бизнес отличается от бизнеса центральной и западно-европейской части России?
– Однозначно отличается. Наши предприниматели более гибкие, быстро адаптируются к изменениям, постоянно анализируют информацию. Здоровый дух авантюризма в дальневосточниках есть. В текущей ситуации, как и в пандемию, наши предприниматели очень быстро приспособились к условиям новой экономической реальности. Нашли новые логистические пути, не боялись идти в омут с головой, даже в сотрудничестве с теми странами, с которыми нам было весьма сложно работать.
Хотя изначально мы опасались, что многие инвестроекты будут заморожены. Но нет. Уже за текущий год мы реализовали множество крупных сделок по строительству торговых центров, спортивных и туристических объектов. Работали над проектом по переоборудованию завода по утилизации ТБО, помогали наладить производства, нацеленные на импортозамещение, логистику.
– Последние несколько лет сложился устойчивый тренд на цифровизацию во всех сферах деятельности человека, в том числе и в бизнесе. В этом плане какой запрос у дальневосточных предпринимателей?
– В настоящее время даже у представителей микро-бизнеса, который только начинает вставать на ноги, есть понимание, что самое основное в бизнесе - это найти свою целевую аудиторию. Потому что, если ты знаешь, что продавать, но не знаешь кому, то это большая проблема. А для того, чтобы найти свою целевую аудиторию, прежде, чем ты начнешь развиваться и масштабировать свой бизнес, тебе нужна аналитика, какие-то данные, учет, понимание возвращаемости клиентов, средний чек и так далее.
Некоторые предприниматели по привычке ведут учет через администратора, который записывает все отчеты, фиксирует дни рождения клиентов и т.д. Только представьте, какое количество времени тратится на ручную обработку этих данных.
И здесь Сбер предлагает уникальное отраслевое решение, которое отлично подстраивается под текущую потребность наших клиентов. Это не какая-то отдельная программа, все встроено в личный кабинет СберБизнес. Сервис представляет аналитику для управления любой розничной сетью в одном окне, позволяет вовремя узнать о важных событиях в бизнесе, рисках и трендах развития, выручку и средний чек, сравнение с конкурентами, портрет покупателя его возвращение и многое другое. Сервис доступен каждому предпринимателю и предоставляется бесплатно. Та же СRМ-система, те же отчетности, которые они могли бы вести вручную или платно, но зачем, если у нас есть эта статистика и данные в СберБизнес.
Дополнительно мы предлагаем нашим клиентам сервисы, которые помогают исключить риск блокировки в рамках 115 ФЗ, так называемые «Светофоры». Сервис ежедневно анализирует операции по счету. В режиме светофора подсказывает, на какой тип операции нужно обратить внимание и предоставляет рекомендации по ведению безопасного бизнеса.
Для каждой сферы бизнеса у нас есть индивидуальные, не имеющие аналогов отраслевые решения. Сервисы, которые действительно работают и помогают развиваться и вести свой бизнес безопасно.
– В условиях нестабильности очень важно разрабатывать программы поддержки бизнеса. В настоящий момент, какие меры поддержки действуют в Сбере?
– Работает программа Минэкономразвития РФ по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки МСП. По этой программе мы можем выдавать предпринимателям кредиты под льготную ставку. Она зависит от ключевой процентной ставки Центробанка. За 2022 год мы профинансировали дальневосточных предпринимателей на сумму более 8,8 млрд. руб., за 2023 год заключено договоров на 3 млрд. руб.
Согласно Постановления Правительства №1570 также действует программа Промипотека, которая направлена на финансирование инвестиционных проектов юридических лиц для приобретения объектов недвижимого имущества в целях осуществления промышленного производства. Льготная процентная ставка по программе составляет от 3 - 5% годовых.
Сбер активно оказывает меры поддержки бизнесу в рамках государственных программ. На сайте банка размещен конструктор по подбору подходящей программы с указанием первоначальных требований и процентной ставки, с возможностью подать заявку онлайн.
Дополнительно, своим клиентам мы предлагаем быстрые решения в кредитовании, возможность самим управлять кредитной ставкой, снижение до 2% при соблюдении определенных критериев. Все критерии, простые не требующие усилий и выхода из зоны комфорта при ведении бизнеса. Сами клиенты отмечают, что решение удобное и понятное.
Для тех клиентов, кто только планирует кредитование или хочет оценить свои реальные возможности, Сбер предлагает воспользоваться сервисом «Кредитный потенциал для бизнеса», в течение нескольких минут сервис позволяет узнать предварительно возможную сумму кредита.
Клиент сам в режиме онлайн может выбрать программу и направить заявку на одобрение. Сроки рассмотрения заявки в зависимости от вида кредита и текущей потребности занимают от 15 минут. Выдача возможна в режиме онлайн в зависимости от выбранных кредитных условий.
– Ваши рекомендации начинающим предпринимателям и тем, кто уже работают с нами.
– Всем предпринимателям Дальнего Востока рекомендую принимать новую реальность и адаптироваться к текущим условиям. В современном мире происходит большое количество изменений, под которые важно оперативно подстроить свой бизнес для успешного развития.
Начинающим предпринимателям желаю найти свою нишу и целевую аудиторию, верить в себя и свои проекты, верить в свою причастность. Для меня это важно - верить в свой проект, продукт, услугу и максимально делать это лучше всех и превосходить ожидания клиента. Тем, кто с нами уже не первый год, благодарю за доверие, верю в плодотворное сотрудничество. Мы тот банк, который превосходит ожидания.
– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.