Поделиться
Новые ворота на Север
Поделиться

Резидент ТОР «Якутия» строит грузовой терминал в поселке Нижний Бестях

Северо-восток России на протяжении всей своей истории отличается очень сложной транспортной схемой. Решение логистических задач на Крайнем Севере требует от исполнителей точности в расчетах и решениях. Учитывать приходится буквально все, начиная с метеоусловий на всем пути следования. Чрезвычайная дороговизна воздушных грузоперевозок сделала речной транспорт самым главным фактором обеспечения жизнедеятельности северных поселений в Якутии. За короткий навигационный период, который длится с мая по октябрь, речфлот успевает перевезти в 30 районов республики больше одного млн тонн грузов. Это социально значимые продукты питания, а также уголь, нефть и горюче-смазочные материалы.

предоставлено компанией «Грузовой терминал Нижний Бестях»

В начале 2020 года частью территории опережающего развития «Якутия» стал крупный инвестиционный проект, который будет реализован в Мегино-Кангаласском районе республики. Грузовой терминал в поселке Нижний Бестях призван облегчить проблему завоза в Заполярье жизненно важных грузов, которая стала актуальной в последние десятилетия из-за обмеления реки Лены – одной из главных транспортных артерий Якутии.


НИЖЕ ПО ТЕЧЕНИЮ

Еще в советские времена была отработана схема перевалки и отправки грузов северного завоза через Осетровский речной порт, расположенный в Иркутской области. В течение последних десятилетий отлаженная логистическая система начала давать сбои, связанные с аномальным обмелением реки Лены. В сложившейся ситуации перед властями Якутии встал вопрос переноса перевалочного комплекса ниже по течению.

В 2012 году началась разработка концепции развития нового транспортно-логистического узла в поселке Нижний Бестях, расположенного напротив Якутска, на правом берегу реки Лены. Выбор места не был случайным – именно здесь находится конечная железнодорожная станция Амуро-Якутской магистрали, стыкуются федеральные автотрассы «Лена» и «Колыма», а также автодорога республиканского значения «Амга». В теплое время года поселок и столицу республики связывает речной транспорт, а зимой берет начало ледовая переправа.

«Строительство грузового терминала в поселке Нижний Бестях стартовало зимой 2017 года. Основоположником проекта является Ленское объединенное речное пароходство (ЛОРП). Работы по возведению первой очереди объектов терминала продлились полтора года. В процессе строительства применялись самые современные технологии и спецоборудование, аналогичные тем, что использовались при возведении Крымского моста», – рассказывает генеральный директор ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях» Василий Бренев.

На сегодняшний день выстроена причальная набережная протяженностью 100 метров. Кроме этого, проектом предусмотрено строительство еще 200 метров набережной вниз по течению реки. Установлены два крана грузоподъемностью по 32 тонны каждый и уже ведутся пуско-наладочные работы.


 

С КОРАБЛЯ НА ПОЕЗД

Инвестиционный портфель проекта составляет 3,19 млрд рублей, планируется трудоустроить 190 человек, общая мощность терминала составит два млн тонн грузов в год. Реализацию проекта планируется завершить в 2023 году.

Когда к причальной набережной подведут железнодорожную ветку, наладится прямая перевалка контейнеров, техники, а также сыпучих материалов. По словам руководителя терминала, это снизит транспортные издержки, как для северного завоза, так и для остальных отправителей и получателей грузов, поскольку исчезает необходимость в автомобильных перевозках с железной дороги до причала с дальнейшей погрузкой на речные суда.

«Например, перевозка одного контейнера станет дешевле примерно на 15%», – говорит Бренев.

Кроме строительства железнодорожной ветки, планируется возвести несколько площадок общей площадью 40 000 кв. метров для хранения сыпучих материалов – угля, песка, гравия и щебня. К слову, именно уголь из Джебарики-Хая и Сангарского месторождений станет основным грузом, который будет следовать в обратном направлении из грузового терминала в поселке Нижний Бестях. Только на начальном этапе предусмотрена годовая квота на перевозки объемом больше 600 тыс. тонн.

 

ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ВСЕХ

Статус резидента ТОР «Якутия» позволит грузовому терминалу в Нижнем Бестяхе ускорить процесс реализации проекта. Налоговые льготы и сниженные ставки по социальным отчислениям, получаемые от действия преференциального режима, позволят инвестору создать больше рабочих мест, также сэкономить средства на приобретение нового оборудования и материалов для развития инфраструктуры предприятия.

«В настоящее время Центром стратегических исследований Республики Саха (Якутия) ведется разработка стратегии развития транспортного узла в Нижнем Бестяхе. Грузовой терминал располагает достаточными мощностями, чтобы привлечь новых резидентов, работающих в сфере транспорта, перевозок, а также смежных отраслях, – подчеркивает Василий Бренев. – Улучшение качества логистических процессов позволит создать новые бизнес-решения для развития торговли на всей территории Якутии, а также даст угледобывающим предприятиям выход на новые рынки сбыта. В свою очередь, это дополнительные рабочие места и новые инвестиции в экономику региона».

Сегодня резидентами ТОР «Якутия», расположенной в центральной части республики, являются 22 предприятия. Общий объем инвестиционного портфеля составляет 11 млрд рублей, при этом 1,4 млрд рублей частных инвестиций уже вложены, создано 175 рабочих мест. Полная реализация всех проектов позволит создать 1 232 рабочих места.

Опубликовано в журнале "Корпорация развития Дальнего Востока" Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов