Поделиться
Огромным судам – гигантская судоверфь
Поделиться

В 2019 году cудостроительный комплекс «Звезда» спустит на воду первое судно снабжения ледового класса

ДЦСС


Уже сегодня ССК «Звезда», расположенный в городе Большой Камень Приморского края, виден издалека – как с моря, так и на подъезде к городу: в небо врезается жёлтый силуэт самого большого в стране подъемного крана «Голиаф». Его высота – 136 метров, а ширина пролета – 230 метров. Для сравнения: высота Биг-Бена – 96 метров, ширина стадиона Уэмбли – 105 метров.

В море пришвартовался внушительных размеров и совершенно новый плавучий док. Его грузоподъемность – 40 тыс. тонн, а размеры позволят спускать на воду крупногабаритные суда длиной до 300 метров и шириной более 50 метров.

Полным ходом идут работы по строительству уникального гидротехнического сооружения – сухого дока – и производственных цехов полного цикла. Размеры сухого дока - 485х114х14,5 метров. В нем могут поместиться две пирамиды Хеопса. Мощности позволят строить буровые платформы, супертанкеры, газовозы, суда снабжения и другие виды морской техники, в первую очередь –  крупнотоннажные суда и оборудование, способные работать в Арктике. Ранее такая техника в России не производилась.

Производство сложных морских буровых установок и ледоколов потребует создания технологической цепочки, в которой задействованы различные отрасли. Создание ССК «Звезда» принесет мультипликативный эффект для российской промышленности, позволит провести модернизацию оборудования на многих предприятиях Дальнего Востока и других регионов страны.

ПО СУДНУ В ГОД

Первый заказ – многофункциональное судно снабжения ледового класса – будет спущено на воду уже в 2019 году. 

Сейчас на тяжелом достроечном стапеле ССК «Звезда» формируется корпус снабженца: его длина составит 106 м, ширина – 22 м, а высота – 11 м. На судне можно будет разместить экипаж численностью 49 человек.

Всего ССК «Звезда» построит четыре судна снабжения ледового класса. Новое судно из этой линейки будет спускаться на воду каждый год. 

– Суда-снабженцы спроектированы для широкой географии плавания, они смогут доставлять грузы на морские буровые платформы, проходить через льды, буксировать суда и морские объекты, а также участвовать в спасательных операциях, – добавил Целуйко.

Такие суда понадобятся для работ на шельфовых участках нефтяной компании «Роснефть», которая и разместила на них заказ в ССК «Звезда», выступив при этом в качестве якорного заказчика. Напомним, что «Роснефть» заключила с верфью эксклюзивное соглашение о размещении всех своих заказов на строительство новой морской техники и судов. «Роснефть» является ведущим участником консорциума, который реализует проект строительства ССК «Звезда».

В портфеле ССК «Звезда» сегодня 26 заказов «Роснефти»: кроме четырех судов, о которых говорилось выше, в разные сроки на верфи будут построены десять танкеров класса «Афрамакс» (строительство секций первого из них уже ведется). Суда будут созданы в сотрудничестве с южнокорейским партнером ССК «Звезда», компанией HyundaiHeavyIndustries, и начнут сдаваться в эксплуатацию, начиная с 2021 года. Помимо этого, верфь построит десять арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тыс. тонн, а также один арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тыс. тонн.

Уникальные спусковые и гидротехнические сооружения дают возможность ССК «Звезда» применять метод крупноблочного судостроения и производить принципиально новую линейку судов. Технология крупносекционной сборки позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 тыс. тонн. Фактически, создается новая отрасль российской промышленности – тяжелое судостроение. 

– Установленное на «Звезде» уникальное оборудование позволит нам создать конкурентоспособную современную верфь, которая сможет со временем удовлетворить спрос, существующий на российском рынке морских перевозок и буровой техники, необходимой для работы на шельфе. Формируется мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР. И это, думаю, станет поворотным моментом в истории гражданского судостроения в РФ, – сказал вице-президент НК «Роснефть» Андрей Шишкин.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Основная работа по строительству судов сейчас идет в блоке корпусных производств, окрасочных камерах, сданных в эксплуатацию в 2016 году, а также на открытом тяжелом достроечном стапеле ССК «Звезда», строительство которого завершилось в 2017 году. 

– Стапель представляет собой сложное инженерное сооружение общей площадью 12 гектаров, на котором размещены четыре портальных крана грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн, а также кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, аналогов которому нет ни на одной российской верфи, – рассказали в пресс-службе ССК «Звезда». 

«Голиаф» оборудован автоматизированной интеллектуальной системой управления ASCS, которая полностью курирует работу крана с учетом влияния внешних факторов и позволяет передать управление гигантом одному оператору. 

– Грузоподъёмное оборудование функционирует с 2017 года, оно позволяет одновременно строить несколько судов из крупных блоков, в том числе суда и офшорные объекты длиной до 300 метров и шириной до 75 метров, – добавили в пресс-службе. – В то же время на существующих российских судоверфях максимальная грузоподъемность кранов не превышает 500 тонн.

После завершения строительства в цехах и на тяжелом стапеле верфи суда и морскую технику предполагается спускать на воду при помощи другого ключевого элемента верфи – транспортно-передаточного плавучего дока, или ТПД, грузоподъемность которого составляет 40 тыс. тонн. На судоверфь он был доставлен совсем недавно – 24 июля 2018 года. 

– При помощи этого оборудования мы сможем безопасно, без вреда для техники и специалистов спускать на воду со стапеля огромные суда, –рассказал Целуйко. – Максимальный дедвейт судов будет достигать 350 тыс. тонн. Кроме них плавучий док поможет спускать на воду и другую морскую технику – буровые платформы и их элементы, а также поднимать из воды для передачи на причал ремонтируемые объекты, буксировать суда или элементы буровых платформ.

При этом для управления не требуется большое количество работников – погружение и всплытие дока контролирует один оператор, всего обслуживанием плавдока занимаются 35 человек. Процесс максимально автоматизирован.

– Все строительные и судостроительные процессы на объектах ССК «Звезда» ведутся с применением новейшего оборудования и современных технологий, – сообщили в пресс-службе. – На верфи создается высокотехнологичная инфраструктура, позволяющая автоматизировать производственные процессы и управление и создать комфортные условия труда. В данный момент на открытом достроечном стапеле верфи ведутся работы по монтажу и установке мобильных укрытий, которые обеспечат непрерывный процесс сборки блоков судов при неблагоприятных погодных условиях.

В БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ ПРИШЕЛ ГАЗ

Строительство еще одного автоматизированного объекта верфи – первой газовой котельной мощностью до 150 Гкал/час – завершилось в ССК «Звезда» в конце августа этого года. 

– Новая котельная предназначена для бесперебойного теплоснабжения двух предприятий – Судостроительного комплекса «Звезда» и Дальневосточного завода «Звезда», – рассказали в пресс-службе ССК «Звезда». – Успешно проведен первый розжиг водогрейного котла, начались пуско-наладочные работы, а также испытания основного и вспомогательного оборудования. 

Строительство котельной велось в два этапа: первый был завершен до начала отопительного сезона осенью 2017 года, что позволило обеспечить теплом и горячим водоснабжением блок корпусных производств и окрасочные камеры ССК «Звезда». Запуск в эксплуатацию котельной запланирован на осень 2018 года. Газ позволит сделать работу предприятия максимально экологичной и безопасной. 

Судостроители: обучение и условия труда

ССК «Звезда», пожалуй, одно из немногих предприятий Приморского края, где рабочие могут заработать хорошие деньги при благоприятных условиях труда. Зарплата на «Звезде» выше средней по региону. При этом верфь готова обучать кадры за свой счет.

– Чтобы устроиться на ССК «Звезда», соискателю нужно заполнить анкету и подтвердить у нас свой разряд, – добавили в пресс-службе. – К сожалению, одна из самых распространенных проблем – это несоответствие реального профессионализма заявленному, но у нас, совместно с большекаменским Дальневосточным судостроительным колледжем, действует программа обучения, в процессе которой можно повысить свою квалификацию и, соответственно, разряд и заработную плату. Уже более 50 человек прошли здесь переподготовку и устроены на работу, в конце августа очередная группа из 26 человек направлена на переподготовку по программе «Сборщик корпусов металлических судов», а в целом в 2018 году планируется обучить 200 человек. В будущем «Центр профессиональной подготовки ССК «Звезда» будет готовить для предприятия квалифицированные кадры (по 300-400 человек в год), которые смогут работать на высокотехнологичном оборудовании судоверфи. 

Сейчас на судостроительном комплексе работает 1500 сотрудников, 89% из которых – жители Дальнего Востока, а 45% из последних – жители Большого Камня. Уже к 2024 году на верфи понадобится свыше 7500 сотрудников. Кадры предполагается привлекать с самых разных уголков страны, но предпочтение продолжат отдавать дальневосточникам.

– Чтобы работа верфи проходила успешно, сотрудников нужно обеспечивать качественным жильем с современной социальной инфраструктурой, – отметил Сергей Целуйко. – В этом направлении мы и действуем: в Пятом микрорайоне Большого Камня уже сданы в эксплуатацию и заселены два дома по 68 квартир, активное строительство продолжается в Шестом микрорайоне города. Всего до 2023 года за счёт ССК «Звезда» планируется построить около 5 тыс. квартир, что полностью удовлетворит спрос приезжих работников в жилье.

 


Любовь Хмелевская Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов